Воля представляет собой особый психологический термин. Это способность человека принимать конкретные решения и действовать в соответствии с собственными интересами. Своими же силами делать то, что задумано.
Что касается характеристик воли, они имеет несколько аспектов:
- Субъект. Собственно, тот, кто планирует и думает. Сам человек. Здесь отражается его личностная сторона. Зрелость индивида.
- Объект. То, на что направлена воля. Это может быть физический предмет или другая личность. В этом смысле можно говорить о прямом воздействии на другого индивида, подавление чужой воли посредством собственной. Классический пример — это властные отношения, когда интересы подчиненного не имеют значения для руководителя. То же самое можно сказать про коллектив, учебное заведение и прочие места, где есть четкая вертикаль власти и подчинения. Не важно, формальная или неформальная, вплоть до тюремной камеры.
- Цель или направление. Конечная задача, которую планирует решить человек. Действующее лицо. Речь идет о достижении какого-либо результата, например, финансового. Заработать миллион к концу года. Ради этого трудиться каждый день и откладывать средства. Или об исполнении властного предписания. Сделать то и другое до определенного дня. В формальных структурах и отношениях воля руководителя оформляется документально: приказом, указом, руководством.
- Инструменты. Чаще всего, таковыми выступают внешние, вспомогательные моменты. Например, государственное принуждение, если мы говорим о властных отношениях. В неформальных коллективах в качестве инструментов воли используются сила или авторитет. Первое держится на страхе. Второе — на уважении и готовности добровольно подчиняться.
- Конечный результат. Собственно, то, что имеется в сухом остатке.
- Сила воли. Знакомый всем термин. Описывает то, насколько интенсивно конкретный человек проводит в жизнь свои задумки, принятые решения.
Волю невозможно направить на самого себя, как считают многие психиатры и специалисты по психологии. Если человек действует подобным образом, его внутренние свойства личности вступают в противоречия. Начинается выраженный конфликт. Потому то люди не могут отказаться от наркотиков, алкоголя, переедания, курения и прочих пагубных привычек. Более того, состояние усугубляется. Поскольку попытки направить волевые усилия на себя приводит к напряжению, в лучшем случае к неврозам, тревожности, стрессу. Возможны и более опасные последствия.
В психологии, развитые эмоционально-волевые качества выступают чертой зрелой личности. Инфантилизм же как раз идет рука об руку с недостаточным уровнем развития этой сферы человеческой деятельности, психики. Но это поправимо. Поскольку необходимые качества можно развивать по собственному усмотрению. Целенаправленно.
Определение
В формировании морально-волевых качеств учитываются не только нравственные установки, стремление к успеху, но и особенности нервной системы, которые являются врожденными, как то слабость — сила, инертность — подвижность.
Пример: у людей со слабой нервной системой страхи выражены сильнее, поэтому им сложнее проявлять смелость, чем сильным. То есть человек не является сильным, смелым и решительным не потому что не хочет, а потому что у него для этого мало заложенных задатков.
Хорошая новость в том, что воспитание морально-волевых качеств возможно для каждого человека.
Развитие эмоционально-волевой сферы у подростков
Волевые качества подвергаются основательной перестройке в подростковом возрасте. Подростки склонны проявлять самостоятельность, саморегуляцию. При этом их развитие волевой сферы сопровождается противоречиями. Подросток, стремящийся к независимости, критически воспринимает указания взрослых. Он становится менее дисциплинированным, проявляет упрямство, настойчив только там, где у него имеется интерес.
Происходящий процесс полового созревания значительно влияет на нервные процессы, что также отрицательно сказывается на воле подростка. В его нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому подростки обладают слабой выдержкой, плохо применяют санкции, основанные на моральных соображениях. С другой стороны, возрастает смелость. Подростки способны совершать даже героические поступки, что неоднократно происходило во времена Второй Мировой войны. Установлено также, что дети 12-15 лет склонны переоценивать свой уровень воли и энергичности.
Индивидуальный подход
Одного желания для достижения цели недостаточно, какими бы задатками ни обладал человек. В любом случае пригодятся выносливость, терпение, чуткость и мастерство.
К тому же, даже у одного человека могут по-разному проявляться волевые качества: где-то лучше, где-то хуже. Таким образом, воля в психологии — это баланс между человеком и окружающим его миром, сознательная попытка регулировать свою деятельность и поведение для преодоления всех препятствий.
Поэтому единого понятия «воли» для всех людей нет. Иначе было бы предсказуемо, что один всегда справится, а другой — всегда нет. И в этом же трюк: справиться может любой, если найдет свой баланс, сумеет собраться для получения результата.
Какого человека можно назвать сильной личностью? Это определяется двумя факторами: понятием силы и моральных качеств, как то принципиальность, дисциплинированность, организованность и тому подобными. И это уже морально-волевые качества человека.
В обычной жизни волевое поведение личности можно определить по нескольким сильным качествам, которые сочетаются с нравственными установками. Например, это может быть геройство в тупиковой ситуации, а может быть героизм в качестве самопожертвования. Поэтому важно рассматривать волю в комплексе проявляемых качеств и обстоятельств, в которых находится человек.
Основные понятия
Волевые качества личности — что это такое? Это совокупность тех качеств, которые необходимы для достижения поставленных целей.
Одни из наиболее известных: целеустремленность, настойчивость, дисциплинированность, стратегичность.
Данные качества базируются на силе воли — особому состоянию, привычке психики. Силу воли можно тренировать, успешно реализуя задуманные цели, мотивации, желания.
Волевая сфера личности состоит из двух параметров: силы воли и стойкости воли.
Сила воли — способность мобилизовать тело и психику для реализации целей. Если человек готов в течение длительного срока не отступать, регулярно стремиться к успеху — его воля развита.
Если же человек бросает дело на полпути, не заканчивает его до конца или опускает руки после первой-второй неудачи — наблюдается проблема с силой воли.
Стойкость воли — способность удерживать степень волевых усилий. Это значит сохранять волю в течение долгого времени. Собраться с силами на день — может любой. Пробиваться месяцы и годы — далеко не каждый.
В легкой атлетике есть два типа бегунов: спринтер (быстрый бег на короткие дистанции) и стайер (бег на длинные дистанции, на выносливость). Стойкость воли — это как раз про стайеров.
Классификация
Чтобы понять, какого человека можно назвать сильной личностью, выделим основные качества характера, по которым ее можно определить. И сразу оговоримся, что не бывает хорошо развитых всех характеристик у одного человека. Хотя каждую в отдельности можно тренировать, причем на любом этапе развития.
Морально-волевые качества разделяют на:
- Устремленность к цели (упорство, настойчивость, проявление инициативы).
- Умение владеть собой (дисциплинированность, выдержка, серьезность намерений).
- Мужество (принципиальность, смелость и самоотверженность).
Рассмотрим моральные и волевые черты характера и их характеристики подробнее.
Кто такой волевой мужчина
Волевой характер мужчины должен развиваться еще с тех пор, как он был ребенком. В психологии волевые черты характера предопределяют сильного духом индивида, способного на решительные действия в любой сфере жизни. Во многом они определяют мужественность человека. Мужчин по праву можно называть волевыми людьми, если они являются практически каноническим образом добытчика, кормильца.
Быть волевым – значит быть ответственным
Быть волевым мужчиной – значит уметь принимать решения, кратко говоря быть ответственным. Определения большинства элементов волевой личности олицетворяют, что называется, идеального мужчину. Он знает цену себе, окружающим людям и предметам. Поступает по совести, невзирая при этом ни на чье-либо мнение, если уверен, что его выбор максимально подходит для решения той или иной задачи. Волевой мужчина – самый подходящий пример сильного, здравомыслящего, морально устойчивого человека.
Самостоятельность
Тут подразумевается способность и желание человека действовать без чьей-либо помощи. Это один из основных критериев полноценности личности. Он проявлен в самостоятельном принятии решений, самоконтроле, реализации намеченного плана и, наконец, несением ответственности за свои поступки.
На первое место выходит роль родителей в формировании морально-волевых качеств у ребенка. Самостоятельность можно заметить в человеке даже в дошкольном возрасте.
Сначала дети используют это качество для реализации своих целей, а после – для самоутверждения. Когда ребенок подрастает до старших классов, то использует самостоятельность главным образом, чтобы испытать и познать самого себя, проверить свои возможности.
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника
У дошкольников главным фактором, который стимулирует волевое поведение, является игра. Для этого возраста она представляет собой ведущую деятельность. Исследователи, изучающие эмоционально-волевое развитие, получили следующие данные. Если попросить ребенка прыгнуть до черты на полу, то длина его прыжка окажется меньше, чем когда он изображает прыгающего зайку.
Дошкольник может по просьбе взрослого стоять по стойке «смирно» около 18 секунд. Но если ребенок, играя, изображает часового, то его неподвижность продлится гораздо дольше – до 1,5 минут. С возрастом разница между волевым действием в игровой и не игровой ситуациях становится меньше.
В возрасте 4 лет у детей уже достаточно развит самоконтроль. К 4-5 лет годам дети начинают слушаться взрослых, так как иначе ощущают вину. К концу дошкольного этапа развития ребенок способен доводить начатое дело до конца: он выполняет задание, проявляя упорство, инициативность, самостоятельность. У ребенка дошкольного возраста слова «надо» и «нельзя» становятся внутренними регуляторами волевого действия, которые он произносит мысленно.
Но дошкольники могут проявлять и негативную сторону развивающейся воли – своеволие. Ребенок может капризничать, упрямиться. Это бывает связано либо с безнадзорностью, когда дошкольник делает все, что захочет, либо со слишком высокими требованиями. В последнем случае своеволие проявляется как защитный механизм.
Инициативность
Это один из видов самостоятельности, выраженный в реализации таких действий, которые станут началом чего-то нового или послужат средством изменения существующего уклада.
Если развивать это качество, то оно превращается в предприимчивость. Это социальная смелость, преодоление страха нести ответственность. Это также волевая характеристика поведения личности, является мотивацией. Развитая инициативность делает человека энергичным, ищущим и творческим. Она формирует лидерские и предпринимательские качества.
Терпеливость
В общем смысле это длящееся противодействие нежелательным факторам (чаще — физиологическим (усталость, голод, боль, утомленность)), которые не дают достичь цели в отведенный отрезок времени. Качество это начинает проявляться, когда человек испытывает внутренний дискомфорт, препятствие к выполнению задачи, и начинает его переживать.
Если речь об умственной или физической работе, то появляется ощущение усталости, которая в свою очередь связана с состоянием утомления. Терпеливость можно проявить, преодолев утомление. В этом случае для продолжения эффективной работы человеку нужно приложить дополнительные ресурсы.
Время, в течение которого он может это делать, и является показателем его выносливости, оно характеризует его терпеливость. Это общая волевая характеристика, которая не зависит от типа преодолеваемой сложности. Если говорить об усилении физических качеств и морально-волевых качеств, то воля зависит также от психических параметров человека.
Упорство
Стремление достигать. В настоящий отрезок времени достичь желаемого, несмотря на все трудности и невзирая на неуспешные попытки. Это стремление достичь цели во что бы то ни стало. Пример морально-волевого качества: спортсмен, которому не дается трудный элемент. Если он не пасует после первой — десятой неудачной попытки, то проявляет тем самым упорство.
У этого качества есть и негативное проявление — упрямство. Это проявление упорства вопреки здравому смыслу. Часто человек проявляет данное качество, потому что решение принадлежит ему, а отказ от достижения цели подрывает его авторитет. Говоря о детях, — это форма протеста, вызванная желанием проявлять самостоятельность и инициативу. Иногда это грубое обращение взрослых, игнорирование их потребностей или, наоборот, потакание всем детским капризам.
Это также следствие стремления самоутвердиться, хотя рационально – бесполезная трата ресурсов. Упрямство основывается на убежденности человека в достижимости цели, вопреки чужому мнению.
Нужно учитывать, что мнение о целесообразности работы в каком-то направлении – также субъективно. По сути, оно тоже показывает упрямство, стоящее на том, что это невозможно «просто потому что».
Упрямство путают с негативным проявлением настойчивости, тогда как это негативное проявление именно упорства. Данные понятия не тождественны.
Настойчивость
Систематическое и длительное по времени появление воли на пути человека к достижению цели, вопреки сложностям и препятствиям. В большей степени это качество отражает целеустремленность личности и представляет собой целенаправленность.
Настойчивость реализуется через постоянное проявление упорства и терпения, что и приводит к путанице этих двух волевых качеств. Интеллектуальные тесты выявляют на самом деле упорство, в то время как настойчивость зависит от:
- мотивации человека (в гораздо большей степени, чем упорство);
- степени уверенности в способности достигнуть отдаленную во времени цель;
- наличия волевых установок на преодоление сложностей;
- нервной системы (в отличие от того же упорства).
И начинается она с морально-волевого воспитания еще в детстве.
Кратко о формировании
Воля формируется и развивается в процессе жизни человека.
Волевые качества закладываются в детстве, и их дальнейший прогресс во многом зависит от того, как ребенок относится к препятствиям и как справляется с ними.
В раннем детстве, ребенок по большей части руководствуется инстинктами выживания. Главную роль в его поведении играют потребности в пище, безопасности (которую должны обеспечить родители).
После 4-х лет ребенок способен принимать более взвешенные решения, поскольку его поведение теперь контролируют не только инстинкты, но и воспитание.
В этом возрасте также развиваются моральные качества.
Если ребенок старается активно преодолевать препятствия, достигает пусть небольших, но целей — тем выше вероятность, что и во взрослом возрасте он будет проявлять силу воли.
О том, как укреплять волю и дисциплину, мы подробно расскажем в разделе о развитии волевых качеств личности.
Самообладание
Это составная волевая характеристика, включает в себя несколько понятий: смелость, выдержку, решительность. Она связана с саморегуляцией и самоконтролем в эмоциональном плане, а также с самоограничением в эмоциональном реагировании.
Его также определяют как способность человека не теряться в сложных или непредвиденных ситуациях, а также умение управлять своими поступками, одновременно рассудительно и сдерживая негативные эмоции. Если просто, самообладание — это власть над самим собой. И это одна из основных характеристик волевого человека.
Разновидности норм: какие бывают
Установки со стороны нравственности похожи на правовые. Они также формируют поступки людей, но при этом не зафиксированы в письменном виде, а просто известны всем.
Такие ценности воплощают мораль, ведь она определяют сознание индивидуума в различных сферах, будь то семья, профессиональная деятельность или межличностные взаимоотношения. И если за нарушение закона государством применяются санкции в виде административной или уголовной ответственности, то несоблюдение нравственных устоев карается общественным осуждением и возникновением внутренних негативных эмоций, что мы называем угрызениями совести.
Если говорить о видах норм, то представим себе шкалу с двумя противоположными полюсами: плюс и минус. Это поощряемые и порицаемые поступки, влекущие за собой определенные последствия.
К первым можно отнести всем известные требования:
- уступать место в транспорте беременным, детям и пожилым;
- приветствовать и прощаться;
- помогать нуждающимся.
Каждое из этих правил имеет свой антипод. Он и станет недопустимым в социуме действием. Сохранить нейтральную позицию в системе невозможно, так как даже бездействие повлечет за собой конкретные события. Именно поэтому личности приходится следовать имеющимся нормам, чтобы успешно жить в обществе.
Выдержка
Умение подавлять необдуманные, импульсивные и эмоциональные реакции, а также сильные желания и влечения, агрессию, которая может разжечь конфликт. К таким действиям волевого человека можно отнести:
- физическое нападение (начать драку);
- пассивно-агрессивное нападение (уходя, человек хлопает дверью);
- вербальное нападение (оскорбление, перебранка, колкость);
- косвенное вербальное (злость и недовольство высказаны третьим людям, за спиной у обидчика).
Также выдержку определяют как хладнокровие и самообладание в конфликте. Хотя первое может быть связано с бесчувственностью и эмоциональной невозбудимостью человека. Другое проявление выдержки — это стоицизм, способность долго переносить неприятное воздействие или даже страдания, жизненные невзгоды — длительное время.
Это качество можно обнаружить, когда подавляется неуместное или вредное желание. Выдержка — это тормозная составляющая воли (моральная устойчивость). Это также подавление спонтанности и торможение реакции и действия. Однако выдержка — это не терпение и не бесчувственность. Первое связано с выполнением действия и поддержанием активности. Второе — с психологическим устройством личности.
Несдержанность — противоположность выдержки. Бывает обусловлена соответствующим психологическим заболеванием, дурным характером.
Решительность
Способность личности в важной ситуации быстро принимать решение. При этом речь не о поспешности, когда быстрота реакции может привести к принятию и реализации необдуманного решения, что приведет к нежелательному результату. Решимость определена сразу двумя факторами: значимостью ситуации и временем принятия решения.
Это не принятие необдуманного решения без колебаний и промедлений, так как тут речь о легкомысленности. И это не принятие быстрого решения, когда человек владеет всей информацией и уверен в правильности поступка. Решительность имеет место быть, когда речь идет о неуверенности человека в данной ситуации и вероятности успеха своих действий. То есть присутствует доля сомнений, которые следует преодолеть.
Тут есть два момента, часто встречаемых в определении понятия, но по существу являющимися ошибочными:
- своевременность. Это имеет право на жизнь, если есть четкое ограничение по времени для принятия решения. В других случаях речь о скорости принятия решения, а не о «нужном моменте» для него;
- наиболее правильное решение. Является характеристикой адекватности понимания ситуации и информации, а также мыслительного процесса. С любой скоростью могут приниматься верные и неверные решения. Решительность связана со временем на принятие решения, когда есть выбор, хоть может быть проявлена и в ситуации, где отсутствует альтернатива, и человек точно знает, что ему нужно сделать (например, забросить штрафной мяч).
Решительность относится ко времени понимания готовности и исполнения нужного действия. У разных людей это время различно, причем стабильно.
Иногда решительностью принято называть смелость. И хоть эти понятия и коррелируют между собой, они не идентичны. В каких-то ситуациях действительно проявляются вместе, но все же являются двумя отдельными и самостоятельными качествами.
Решительность характерна минимумом времени в сложной ситуации для принятия решения, типа «готов — не готов», когда уже известно, что нужно сделать. Время принятия решения в важной ситуации и является характеристикой личности. В одной ситуации человек будет проявлять большую решительность, чем в другой, в то время как смелый человек не всегда решителен. И это различие приходит как раз из спорта. В ситуации отсутствия опасности смелости нет. Нерешительные могут проявить смелость, а решительные — боязнь.
Как проявляются и как распознать свойства личности
Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:
самооценка. Черты характера проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия; оценка отношения индивидуума к социуму
Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
положительные или отрицательные качества уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере; выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней; при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств; наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие; измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.
Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.
Группирование признаков, способствующих распознанию личности:
- субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
- люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
- личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
- личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.
Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.
Мужество
Синонимы понятия: смелость, самоотверженность, принципиальность. Это бесстрашие, храбрость и доблесть — способность человека подавлять инстинктивные защитные реакции организма, возникающие в экстремальных ситуациях, и управлять своим поведение эффективно.
Можно выделить отдельно три формы:
- Смелость. Ситуация, когда человек знает об опасности, но все равно выполняет задание.
- Храбрость. Человек испытывает эмоциональное возбуждение от ощущения опасности.
- Отвага. Когда страх вытесняется чувством долга, и человек стремится к достижению общественно значимой цели.
Это разные состояния и цели для человека и социума, и они не относятся к личностным характеристикам человека.
Смелость
Смелость направлена на реализацию гуманных целей, на восстановление справедливости. И если эти аспекты отсутствуют, то речь уже не о смелости, а браваде, бунтарстве, авантюризме и тому подобном.
Трусость противоположна по значению смелости. Характеризуется таким состоянием человека, когда он не может совершить действие, соответствующее моральным требованиям или не способен сопротивляться соблазну поступить аморально. Это проявление малодушия.
Как правило, это происходит из-за страха — биологической реакции человека при оценивании ситуации как опасной для важных категорий (жизни, престижа), и по сути своей является естественным стремлением уйти от опасности.
Среди здоровых людей нет бесстрашных. Сила воли — не в отсутствии страха, а в решении управлять своим поведением, не поддаваясь страху и желанию избежать опасности.
Если человек не осознает опасность, то речи о смелости нет. Потому что такой человек ничего не преодолевает. Смелость в том, чтобы идти на риск даже при страхе, и управлять своим поведением вне зависимости от него. Чем меньше влияние страха на человека, тем выше его уровень проявленной смелости.
Так что смелость — это сдерживание своих защитных механизмов и продолжение осуществления своих намерений трезво и качественно, в опасных для здоровья и престижа ситуациях. Истинная смелость разумна.
Принципиальность
Это качество человека, который осознанно следует каким-то выбранным принципам (убеждений, взглядов), являющихся для него нормой поведения.
Принципиальность основывается на уверенности в своей правоте и справедливости принятых порядков. Существует свод законов, перед которым все равны. И есть люди, готовые обходить законы и правила. Они могут предлагать более выгодные условия в обмен на какую-то пользу для себя. Способность сопротивляться искушению и придерживаться общепринятого порядка — это и есть проявление принципиальности и моральной устойчивости.
И это проявление становится волевым поступком, когда принципиальность грозит человеку опасностью для жизни, здоровья и благополучия, в то время как отступление от убеждений ради выгоды скажет о беспринципности человека.
Профессиональные качества личности
Мало получить определенные знания в той или иной профессиональной деятельности. Для достижения успеха в выбранной сфере личности должны быть присущи конкретные качества. Независимо от значимости профессии, способности человека классифицируют на несколько категорий:
- вербальность – владение языком, определение значимости понятий и слов;
- способность числовая – умение точно и быстро выполнять стандартные арифметические действия;
- возможность корректировать цифры, буквы, слова;
- иметь представление о предметах в 2-3-х измерениях;
- умение детализировать объекты и графические изображения;
- координация моторная – контроль движения глаз, ног и рук; способность согласовывать их с определенными сигналами;
- ловкость – умение манипулировать мелкими предметами;
- восприятие цветовых оттенков, возможность различать и сравнивать их;
- общий интеллект – способность к обучению, заключающаяся в понимании и принятии изучаемого материала, умении рассуждать и делать правильные выводы.
Способности человека
На основе описанных свойств составляется перечень психологических качеств, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Чтобы стать успешным в деле, необходимы и другие индивидуальные характеристики. Они называются социальным темпераментом и оказывают влияние на уверенность личности в определенных условиях деятельности.
Виды индивидуально-психологических профессиональных качеств:
Типологические свойства, включающие в себя лабильность нервной системы, динамичность, подвижность, силу. Перцетивные и сенсорные свойства, уровень которых развивается с приобретением навыков. Внимание индивида, включающее такие элементы, как переключение, распределение, устойчивость. Психомоторика, основанная на выработке определенных операционных систем, необходимых в решении профессиональных задач. Мнемоника – свойство запоминать материал, технические приемы и умение развивать профессиональную память.
Обратите внимание! В любой деятельности нужно уметь мыслить и иметь воображение, особенно важны волевые качества. Без них не получится преодолеть сложности в рабочем процессе
Дисциплинированность
Это стремление и осознанное желание следовать порядку. Понятие включает в себя выдержку (сдерживание побуждений, пришедших не вовремя).
Имеет моральную и интеллектуальную составляющую, так как включает в себя общепринятые нормы поведения и рациональность, применимую в ситуациях выбора. Поведение дисциплинированного человека упорядочено и совместно со всеми другими системами.
Это умение и стремление таким образом управлять своим поведением, чтобы выполнять поставленные задачи. Оно основывается на способности руководить своими желаниями и подчинять свое поведение требованиям необходимости. В сформированном виде превращается в самодисциплину.
Слишком строгая дисциплина может привести к пассивному мышлению и неспособности подстраиваться под изменяющиеся условия среды. Изначально дисциплина достигается мотивацией либо избежать наказания, либо ради своей выгоды (метод кнута и пряника).
Старательность
Стремление исполнить задание качественно и добросовестно — главная составляющая старания (или старательности, усердия). Тут и желание выполнить работу, продемонстрировать себя, честное отношение к делу — нравственные и мотивационные компоненты. Также присутствует и волевой аспект: человеку приходится преодолевать сложности, сосредотачиваться на работе и прилагать для ее выполнения волевые усилия.
Если человек проявляет эти качества не только для личных целей, но и для общественного блага, то его поступки оцениваются уже с точки зрения морали и становятся морально-волевыми. Таким образом появляется возможность удовлетворить потребность в общественном признании.
Морально-волевые качества — это общие характеристики волевого поведения, и тут трудно разделить нравственные и волевые составляющие. Потому что это не просто взаимосвязанные характеристики, но вытекающие одна из другой.
Перед каждым человеком постоянно встают задачи, для которых надо прикладывать усилия. Для получения высоких результатов и волевых — в том числе. Также как не стоит поддаваться панике и становиться жертвой своих страхов, не стоит и преисполняться лишнего оптимизма, искажающего картинку реальности.
Для многих сфер жизни развитие морально-волевых качеств имеет определяющее значение. Демонстрация одних не гарантирует наличия других и не влечет за собой их появления. Бывает и так, что некоторые волевые качества даже взаимоисключающие, как в случае терпеливости и настойчивости.
Что такое, волевые способности человека?
Волевые свойства личности
Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормозной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закрепляется и становится волевым свойством или качеством личности.
Одни из этих свойств связаны с побудительной функцией воли, другие – с тормозной. Таких свойств насчитывается у человека довольно много. Причем, они могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Положительные свойства способствуют преодолению внутренних и внешних препятствий, отрицательные – препятствуют.
Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют такие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.
Самостоятельность – волевое качество, которое проявляется в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бороться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоятельность не исключает использование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели.
Противоположными самостоятельности качествами являют внушаемость и негативизм. Внушаемости подвержены все безвольные люди, которые не знают как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей. Они часто сомневаются в правильности и целесообразности своих действий и легко попадают под влияние эгоистичных безнравственных людей. Впоследствии, убедившись в неправильности своих действий, совершенных под влиянием этих людей, они горько раскаиваются в том, что доверились им.
Негативизм – отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, которые стремятся показать свою самостоятельность и независимость от взрослых.
Решительность – одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия. Решительный человек способен быстро выбрать наиболее важную цель, всесторонне обдумать способы ее достижения и предусмотреть возможные последствия своего поведения.
Нерешительность – отрицательное волевое качество, которое мешает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие. Нерешительный человек проявляет колебания при выборе цели, не знает какую цель ему предпочесть, испытывает сомнения в правильности выбранной цели, боится возможных последствий своих действий. Иногда нерешительные люди, стремясь избежать неприятного для них напряжения, торопятся поскорей поставить любую пришедшую им в голову цель, и не обдумав достижима она или нет, начинают действовать.
Настойчивость – самое важное волевое качество, проявляющееся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще людям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного времени для того чтобы как можно лучше решить поставленную задачу и добиться наиболее высоких результатов. Настойчивый человек планомерно и неуклонно идет к намеченной цели, не взирая на все препятствия, встречающиеся на его пути. Он может кропотливо шаг за шагом идти по намеченному пути, не останавливаясь при неудаче и не поддаваясь никаким сомнениям и противодействиям со стороны других людей. Этот человек может настоять на своем, убедить других в своей правоте и мобилизовать их на решение поставленной задачи. Люди, не обладающие настойчивостью, проявляют нетерпеливость и поспешность в своих действиях, стремясь как можно быстрее прийти к намеченной цели, хотя не всегда им это удается.
Упорство – волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, не взирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость получения нужных результатов. Если при сложившихся обстоятельствах достижение поставленной цели оказалось нецелесообразным, то человек, идущий до этого упорно к ней, может отказаться от нее или отложить ее достижение до более подходящего времени.
Упрямство – является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент. Однако, несмотря на это он упрямо продолжает действовать, не считаясь ни с кем и ни с чем, руководствуясь только своими узко эгоистическими желаниями и соображениями. Как правило, упрямый человек не только не может достигнуть поставленной цели, но часто получает результаты обратные тем, которые он ожидал.
Выдержка – одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели. Выдержка может проявляться в стойкости человека, в его способности противостоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца, даже в экстремальной ситуации. Сдержанный человек не будет действовать необдуманно. Он здраво оценит обстановку и свои возможности, тщательно спланирует свои действия и выберет наиболее подходящий момент для достижения цели. Если нужно он может прекратить свои действия, отложить начатое дело до того времени, когда будут созданы наиболее благоприятные условия.
Самообладание – волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы. Самообладание нужно часто проявлять человеку не только в обыденной жизни, но и в условиях опасных для его жизни. Оно помогает человеку преодолеть страх, панику и малодушие. Человек, владеющий собой, уверен в своих силах, способен целесообразно действовать в любой ситуации и достигнуть высоких результатов в своем поведении и деятельности.
Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизни. В детском возрасте их формирование осуществляется под влиянием воспитания и игровой деятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, выносливыми, смелыми, настойчивыми, умеющими преодолевать трудности и сознательно регулировать свое поведение.
Особенно большое значение в развитии волевых качеств имеет игра. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять волевые усилия для того, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться при выполнении правил более высоких результатов по сравнению с другими участниками игры.
В школьном возрасте развитие воли происходит под влиянием учебной деятельности, которая является обязательной и требует от учащихся осуществлять свое поведение не так «как хочется», а так как «надо». Для успешного усвоения знаний, навыков и умений учащиеся должны все время напрягать свои умственные и физические силы, проявлять настойчивость и упорство для преодоления возникающих трудностей.
Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.
Потребность в самовоспитании воли возникает в подростковом и раннем юношеском возрасте. И это естественно, так как подростки стремятся стать самостоятельными и независимыми от взрослых. Но поскольку они не знают, а поэтому и не соблюдают приемов самовоспитания воли, то вместо воспитания они занимаются часто испытанием своей воли. Иногда такого рода испытания принимают форму истязаний. Так, некоторые школьники для «развития выдержки и самообладания» калят себя булавками, лазят по стенам и карнизам, прыгают на землю с высоких объектов, ходят раздетыми зимой и т.п.
Существует целый ряд правил и приемов воспитания и самовоспитания воли, которые надо знать и по возможности соблюдать.
- Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.
- Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены.
- Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.
- Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо сначала научиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.
- Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдержку и терпение, начни все сначала, исправь допущенные ошибки, придумай более рациональные способы и приемы его осуществления.
- Оказавшись в экстремальной ситуации не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено несмотря ни на какие препятствия.
- Приступая к делу сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и о их последствиях.