Одной из особенностей, отличающих человека от животного, является его способность, вступая в контакт с окружающим миром, наблюдать, влиять на него, преобразовывать и создавать что-то новое.
Причем часто человек действует, не ограничиваясь рамками действительности, а руководствуясь своими воображаемыми представлениями. Механизмы воображения в психологии мы и рассмотрим в данной статье.
Сущность воображения
Что представляет из себя воображение
Каждый образ, воспроизведенный человеком, — это воплощение видоизмененной реальности.
Воображение – это процесс создания новых образов путем преобразования представлений, полученных в окружающей действительности.
Когда человек создает что-то новое, он имеет в своем сознании несуществующий наяву образ, построенный благодаря своему опыту.
Воображение тесно связано с памятью, мышлением и восприятием. Благодаря связи мышления с воображением, возможен выход из тяжелых жизненных ситуаций и решение задач с неопределенными условиями.
Если необходимо воспроизведение ситуаций из прошлого опыта, то человек находит в своей памяти определенные образы, сохраненные им ранее.
Восприятие жизни было бы не таким ярким и эмоциональным без участия воображения. На протяжении эволюции человека процесс создания образов участвовал не только в развитии труда, но и в мечтах и планах.
Особенности воображения как психического процесса
Творения великих художников и кулинарные рецепты, яркие фантастические образы, созданные творчеством писателей, и народные сказки, гениальные изобретения и новые коллекции известных модельеров – все это создано благодаря воображению. А еще с воображением связаны наши страхи, тревоги, надежды, мечты – все, что рождает наше сознание и подсознание. Трудно найти хоть один психический процесс, который бы не зависел от этого необычного явления.
Воображение не зря называют самым удивительным и таинственным явлением психики, и, несмотря на давнюю историю изучения, еще много связанных с ним тайн не разгадано. О том, как развить воображение, читайте здесь.
В широком смысле под воображением понимают воспроизведение и преобразование хранящихся в памяти образов. Вторая сигнальная система, то есть слова-понятия играют в воображение второстепенную роль, и чаще выступают как катализаторы, стимулирующие процесс создания новых образов. Например, мы можем представить никогда не виденное животное или место, в котором ни разу не были, по его словесному описанию.
Воображение и образное мышление
Воображение оперирует образами, поэтому плохо дружит с логикой, а часто вообще не управляется логическим мышлением. Это позволяет сделать вывод о древности воображения как формы психической деятельности человека, а возможно, оно и является тем самым первым отвлеченным мыслительным процессом, который стал доступен нашим далеким предкам.
В отличие от образов памяти, продукты воображения – не просто воспроизведение прошлого опыта, а его видоизменение, преобразование. Все происходящие с образами изменения основаны на способности человека:
- к анализу информации;
- выделению отдельных ее составляющих;
- преобразованию их;
- последующему синтезу этих элементов в иных сочетаниях.
Эти преобразования могут быть различной степени: одни образы лишь незначительно отличаются от хранящихся в памяти, другие совсем на них не похожи. Человек может вообразить и то, что он никогда не видел (по описанию), и то, чего вообще даже быть не может. Причем продукты воображения тоже сохраняются в памяти, чтобы потом участвовать в последующей мыслительной деятельности. Поэтому наше сознание в союзе с подсознанием способны породить такой потрясающий «коктейль» из образов, который удивит даже нас самих.
Несмотря на удивительные, невероятные образы, создаваемые нашим воображением, ничего абсолютно нового представить нельзя. Как бы это ни странно звучало, но вообразить человек может только то, что видел, слышал, чувствовал. Однако наш мозг способен видоизменить элементы прежнего опыта буквально до неузнаваемости и создать из них, как из кусочков мозаики, новые образы.
Простейшими примерами такой комбинаторной деятельности являются всем известные мифологические и сказочные персонажи:
- Кентавр – соединение человеческого торса и тела и ног коня.
- Грифон – наполовину орел, наполовину лев.
- А Змей-Горыныч – это просто огромная ящерица с тремя головами и крыльями летучей мыши.
Более сложная и многоступенчатая комбинаторная деятельность позволяет создавать и более сложные образы. По сути дела, все изобретения человечества возникли этим же путем.
Физиологическая основа воображения
Как и все психические процессы, воображение – это результат обмена электрохимическими импульсами между нейронами головного мозга. Во время прохождения импульса между волокнами нервных клеток возникает белковая молекула – нейротрансмиттер:
- Она, во-первых, обеспечивает связь между нейронами.
- Во-вторых, сохраняет информацию о прохождении сигнала, то есть является основой нашей памяти.
В результате прохождения новых импульсов образуются новые связи и целые нейронные сети. Комбинации этих связей и являются физиологической основой воображения.
Несмотря на столь незамысловатое объяснение, сущность воображение им не исчерпывается, и многое в нем остается непонятным. Например, тот факт, что связь физиологических процессов и образов воображения двусторонняя. То есть не только реальные объекты и ситуации, но и рождаемые сознанием образы могут приводить к изменению деятельности нашего организма. По сути, человек может сам «включить» любой рефлекторный процесс, опираясь только на воображение.
В качестве примера проведем небольшой эксперимент. Представьте, пожалуйста, что у вас в руках лимон. Желтый, ароматный и, конечно, кислый. Представили? А теперь вообразите, как вы режете ножом этот желтый сочный лимон и вгрызаетесь в одну из половинок, так что сок начинает стекать по подбородку… Что вы почувствовали? Правильно – рефлекторную реакцию слюноотделения, да еще такую, что от ощущения кислоты аж скулы свело. А ведь лимон-то воображаемый, его образ только в вашем сознании.
- От воображаемой опасности мы дрожим и холодеем от страха.
- От представления о воображаемом горе слезы наворачиваются на глаза.
- От мысли о совершенно гипотетической радости на губах непроизвольно появляется улыбка.
Представляемые нами образы порождают абсолютно настоящие эмоции, которые вызывают тоже вполне реальные физиологические изменения в организме.
Описано немало случаев, когда человек «надумывал» себе болезнь и действительно начинал испытывать недомогание вполне реальное, а не воображаемое. Например, случаи так называемого стигматизма. Стигмы – это кровоточащие раны на запястьях некоторых экзальтированных верующих, которые возникают, когда они представляют муки Христа на кресте. Эти раны – результат высокой эмоциональности и сильного, яркого воображения.
Однако и излечить человек себя тоже может, но для этого нужно иметь не только сильное воображение, но и уверенность в своей победе над болезнью.
Виды воображения
Воображение бывает преднамеренное и непреднамеренное
Подобно процессам памяти, процессы воображения разделяются по степени волевых усилий на преднамеренные и непреднамеренные.
Непреднамеренная работа воображения разворачивается в грезах, снах или полусонном состоянии.
Образы создаются самопроизвольно и в необычных комбинациях.
Это пассивный процесс, независящий от желаний человека, в котором часто воплощаются его неудовлетворенные потребности.
Преднамеренное воображение – это целенаправленный процесс создания конкретных образов человеком по собственной воле. Он сам контролирует и направляет свои представления в зависимости от ситуации, осознавая цель и мотивы своих действий.
Произвольное воображение имеет такие формы, как воссоздающее (воспроизведение какого-либо образа по его характеристикам) и творческое воображение (воплощение нового образа путем собственного домысливания).
Воссоздающее воображение работает, когда, имея конкретное описание объекта, человек представляет его полный образ. Например, при чтении художественной литературы, складывается мысленное представление об описанных персонажах или событиях.
Творческое воображение – это создание нового образа с помощью дополнений и преобразований существующего. Этот вид воображения является основой искусства.
В процессе творчества в основном работает активное воображение, происходит сознательное формирование образа. Творец позволяет взглянуть на мир с другой стороны, пользуясь своими средствами выражения.
Свойства и значение
Основные свойства данной способности:
- репродуктивный характер;
- целостность;
- динамичность, гибкость, многогранность процесса;
- зависимость точности воссоздания от характеристик личности (уровень знаний, талант, жизненный опыт, воспитание, возраст).
Воссоздающее воображение имеет большое значение, поскольку помогает мысленно представлять и прогнозировать окружающую действительность.
В деятельности это выражается в способности регулировать познавательные процессы, контролировать события, формировать план действий, определять желаемый результат.
Любое предвосхищение ожидаемого результата (догадки, интуиция, предчувствия, озарения) основывается на воссоздании существующих представлений.
Все значимые достижения человечества в области науки, техники, литературы, изобразительного искусства происходили в результате работы у отдельных людей воссоздающего воображения, основанного на имеющихся представлениях и знаниях об окружающей действительности.
При помощи данного процесса человек может регулировать не только свою деятельность, но и изменять эмоциональное состояние.
Например, во время стрессовых ситуаций можно вызывать в сознании облики любимых людей или изображения позитивных событий из прошлого. Это помогает поднять настроение, повысить веру в успех.
Физиологические основы
Комбинации нервных связей образуются на сознательном и бессознательном уровнях
Физиологические процессы, ответственные за работу воображения, регулируют процессы жизнедеятельности организма.
Происходят сложные процессы в головном мозге, в течение которых активизируются и перераспределяются нервные связи.
В результате этих процессов появляются новые нервные сочетания, которые и являются основой физиологии воображения.
Комбинации нервных связей образуются:
- на бессознательном уровне: от самопроизвольной реакции в коре головного мозга на различные раздражители (например, сон или галлюцинации);
- на сознательном уровне: в процессе самостоятельного создания человеком новых образов работает несколько отделов головного мозга (во всех произвольных видах воображения).
Образование новых связей не является случайным процессом, его можно охарактеризовать как творческую работу мозга.
Воображение влияет на множество физиологических процессов: работу органов, уровень активности желез, обменные процессы. К примеру, когда человек представляет себе вкусное блюдо, у него сильнее выделяется слюна.
При мыслях об интенсивной физической нагрузке можно зафиксировать еле заметную активность мышц. Следовательно, воображение тесно связано с процессами жизнедеятельности и поведением человека.
Функции воображения
Иногда воображение выполняет защитную функцию
Мозг человека не может долго оставаться в бездействии, потому люди предаются мечтам.
Для работы воображения необязательно наличие новой информации или решение каких-либо задач.
Известно, что человеку очень сложно остановить воображение и прекратить мыслить по своей воле.
В течение жизни человеческое воображение исполняет множество функций, основные из которых:
- регуляционная – планирование будущего, представление путей достижения целей, регуляция и программирование деятельности и ее результата;
- познавательная – знакомство с окружающим миром через концентрацию внимания, памяти и мышления, активизируемые воображением;
- приспособительная – представление сложных явлений и образов через более простые;
- психотерапевтическая – создание психологической защиты;
- аффективная – изменение эмоционального состояния, снятие напряжения.
Используя свое воображение, человек контролирует процессы, происходящие в организме, а также подстраивается под различные ситуации. Известно, что благодаря воображению можно изменять частоту сердцебиения, показатели давления и температуры тела.
Роль воображения в жизни человека
Хорошее воображение — необходимое качество для успеха
В отличие от животных человек со своей способностью к воображению действует на перспективу, планируя будущее.
Воображение стимулирует человека к действию, заставляет проходить сложный, многоступенчатый путь, побуждает верить в результат своего труда.
Но, с другой точки зрения, человек-мечтатель удовлетворяет свои потребности мысленно, отказываясь от реальных усилий.
Такой негативный фактор снижает активность человека, оборачивая воображение против действительности.
Фантазия играет большую роль в производстве новых изобретений. Любой современный, привычный предмет являлся плодом фантазии человека сотни лет назад.
Благодаря воображению и упорному труду новые достижения постоянно внедряются в жизнь людей. Развитое воображение – это неотъемлемая способность успешного человека.
Роль в деятельности
Воссоздающее воображение играет огромную роль в тех видах деятельности человека, которые не предполагают возможности использования практического опыта.
Так, историки описывают события, эпохи и людей из прошлого, опираясь на возникающие у них в сознании впечатления.
Эти впечатления формируются на основании полученных сведений.
Психологи, социологи, политологи, философы, географы, зоологи и многие другие специалисты часто не имеют возможности напрямую потрогать, услышать, изучить те объекты, которые они изучают.
Без воссоздающего воображения подобные виды деятельности сводились бы к механическому заучиванию известных фактов, а все остальное оставалось бы за пределами познания.
Следует учитывать, что само по себе воссоздающее воображение не позволяет эффективно осуществлять деятельность, если оно не будет опираться на реальную информацию.
То есть воссоздаваемые идеи должны соответствовать действительности, быть правильными.
Чем более обширно, точно и верно развито у индивида умение строить грамотные домыслы, тем более достоверные убеждения будут в итоге формироваться.
Этапы развития воображения
Воображение — не врожденное свойство, и его можно развивать
Тем не менее, воображение – не врожденное свойство.
Его развитие происходит постепенно, по ходу получения определенных представлений, служащих фундаментом для создания новых образов.
Развитию воображения способствует самосовершенствование личности, образование, тренировка памяти, мышления и чувств.
Сложно ограничить этапы развития воображения по возрастным категориям, так как это зависит от индивидуальных характеристик.
Исходя из некоторых закономерностей, можно сказать, что впервые воображение реализуется через восприятие. Например, маленькому ребенку сложно представлять себе сюжет сказки, но ему проще представить ситуацию, происходящую с ним самим.
Связь воображения и восприятия проявляется также, когда ребенок переносит полученные представления в свои игры, изменяя мысленно внешний вид предметов. Работа воображения в детском возрасте всегда связана с деятельностью, в данном случае – игрой.
На этапе, когда ребенок учится говорить, он начинает формировать не только образы, но и более сложные представления. Ему приходится находить слова для выражения того, что существует в его воображении.
Ребенку становится проще отделять характеристики объекта от него самого и использовать их для выражения других представлений. Образы непроизвольно возникают и комбинируются в детском воображении.
На следующем этапе воображения ребенок уже умеет преднамеренно воссоздавать образы. Он начинает контролировать воображение в процессе игр и творческих занятий, представляя себе цель или сюжет.
При наступлении школьного возраста воображение поднимается еще на одну ступень. Прикладывая усилия для выполнения учебных задач, ребенок активно воссоздает образы и использует имеющиеся представления.
Примеры
Наиболее ярко работает воссоздающее воображение в процессе познавательной деятельности.
Так, во время обучения школьники постоянно представляют различные образы на основании информации, которая подается им учителем.
На уроке географии в сознании появляются образы рек, озер, гор и равнин.
Природные явления в виде извержения вулкана, водопада, землетрясения никогда не наблюдались большинством детей в реальной жизни, но это не мешает им представлять их.
Слушая об исторических событиях, дети представляют поля сражений, лица государственных деятелей, здания прошлых времен и т.д.
Чем более точно, ярко и интересно учитель подает материал, тем более достоверные образы формируются в сознании учащихся.
Это помогает эффективно воспринимать информацию и закреплять знания. Механическое заучивание, не находящее отклика в воображении, не дает возможности мозгу работать в полной мере.
Не менее значима роль рассматриваемого процесса в художественной литературе.
Писатель, создавая произведение, руководствуется собственными фантазиями, представлениями.
В дальнейшем читатели, которые знакомятся с его творением, проецируют в своем сознании личные образы. Причем наличие конкретных описаний и характеристик героев, обстановки, событий никогда не приводит к формированию у читателей единых образов.
Каждый человек, знакомясь с литературным произведением, воспринимает его через призму собственных представлений. Именно по этой причине экранизации популярных книг вызывают множество споров среди их поклонников.
Каждый читатель хочет увидеть на экране именно ту картинку, которую нарисовала его фантазия во время чтения. Это касается внешнего вида актеров, интерьеров, природы, событий и т.д.
Режиссер же во время создания экранизации придерживается тех образов, которые вызвало произведение в его собственном сознании.
Воссоздающее воображение проявляется систематически и в повседневной жизни. Находясь в ожидании встречи с незнакомым человеком, мы невольно рисуем в сознании его образ.
Основой может послужить информация, полученная от общих знакомых, изображения на фотографиях, услышанный по телефону голос и т.д. Когда реальный человек оказывается совсем не таким, как мы его представляли в своем сознании, мы убеждаемся в неточности предполагаемого образа.
Механизмы создания образов
Без воображения не было бы книг и фильмов
Образы, возникающие в воображении, не появляются из ниоткуда. Они исходят из полученных представлений о реальных явлениях и объектах.
Жизненные впечатления комбинируются в воображении человека, приобретая различные формы.
Процессы воображения делятся на два уровня:
- Анализ впечатлений.
- Синтез полученных образов.
На первом уровне представления об объекте абстрагируются от прочих образов, рассоединяются их составляющие, происходит анализ. В дальнейшем эти образы преобразуются: сочетаются в разные комбинации или перевоплощаются в абсолютно новые представления.
Этот синтезирующий процесс имеет множество форм. Агглютинация – одна из распространенных форм синтеза, в ходе которой новый образ создается с помощью передачи характеристик одного предмета другому.
Таким способом в воображении создавались образы древних богов и мифических существ. В искусстве и прочих творческих процессах широко используется прием агглютинации.
Например, для того, чтобы нарисовать несуществующее животное, в нем сочетались черты разных известных зверей и птиц. С помощью агглютинации увеличиваются или уменьшаются части какого-то объекта или объект полностью. Так создавались сказочные великаны и гномы.
Благодаря внедрению существующих представлений в новые ситуации, получаются новые связи с абсолютно отличающимся значением. Человек достигает соответствий в этом сочетании, представляя цель и контролируя процесс.
Синтез представлений осуществляется через схематизацию и акцентирование. Схематизация происходит в результате недостаточно полного восприятия объекта. В итоге целостный образ может быть искаженным и не соответствующим действительности.
Также схематизация может проявляться при забывании каких-либо свойств объекта и более обобщенном его представлении. Человек может сознательно или бессознательно выделять в образе определенные черты.
Акцентирование заключено в заострении внимания на главных свойствах образа и создании типичного представления о предмете. В этом сложном творческом процессе обобщения человек выделяет основные, по его мнению, черты в образе и отражает реальность через свою призму.
Воображение и творчество
Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.
Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.
Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.
Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.
Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.
Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.
Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.
Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.
Индивидуальные особенности развития воображения
У каждого человека разная степень развитости воображения, что отражается на его деятельности и отношениях в социуме. Индивидуальность людей в том, что они отличаются своим собственным видением мира.
От степени развитости воображения зависит яркость представлений, новизна преобразованных идей. Сильное воображение является неотъемлемой чертой художников, писателей, скульпторов, режиссеров.
Человеку со слабым воображением трудно решать задачи, связанные с мысленным проектированием и представлением конкретных объектов. Недостаточно развитое воображение делает жизнь менее яркой и эмоциональной.
Люди существенно отличаются по доминирующим типам воображения: зрительный, слуховой, кинестетический. Но бывает, что у человека сильно развиты все типы, что отражается в его характере и поведении.
В этом видео вы узнаете о психологии воображения: