Что такое психология – что изучает, этапы развития, связь с другими науками, виды и концепции

В современном обществе модно заниматься самопознанием и развитием. Большое значение в этом имеет понятие, что такое психология, что она изучает и как правильно начать знакомиться с этой сферой. Это важно, поскольку практически вся жизнь человека имеет какую-то связь с этой наукой. Углубиться в эту тему будет полезно многим.

Психология – что это?

Под этим термином понимают науку, изучающую закономерности психической деятельности людей, а еще способы исследования психических процессов. Психология – это наука, которая зародилась давно, еще во времена Античности. Основной предмет ее изучения – психика человека, проявляющаяся в разных аспектах. Существует много направлений и ответвлений этой науки, которые имеют свои особенности.

Что изучает психология?

Цель этой науки – изучать чувства, эмоции, воображение, мышление, темперамент и другие процессы. При помощи течений психологии люди стремятся найти ответы на разные вопросы, например, почему было принято такое решение, почему ситуация не меняется или возникают определенные комплексы, проблемы и так далее. Определение психологии в современной ее интерпретации указывает на другие задачи – изучение и поиск выхода из разных ситуаций, связанных с многочисленными сферами жизни.

Есть отличающиеся разделы психологии, например, возрастная, социальная, семейная и так далее. У каждого из этого направления есть своя цель изучения. Например, возрастная психология помогает проверять отличия поведения людей на этапах становления. В социальной психологии цель – разобраться в особенностях взаимодействия. Семейное направление изучает разные аспекты жизни ячеек общества.

Реферат «Психология как наука и практическая сфера деятельности»

Реферат на тему:

«Психология как наука и как практическая сфера деятельности»

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают её от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей и т.д. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин « психология » появился впервые в XI веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании

в результате
самонаблюдения.
Позднее, в XII — XIX веке сфера исследования психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным,

непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям
сознания.
Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется её прежнее название.

С XIX века психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика

человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С

помощью одних человек познает мир (внимание, память и т.д.). Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение

с людьми, непосредственно управляют действиями и
поступками.
Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и т.д. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определённые поступки. Для того, чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой – в его индивидуальном опыте, с третьей – в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и

воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли

, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей не зависимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой – либо одной или нескольких групп явлений.

Методы научных исследований – это те приёмы и средства, с помощью которых учёные получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и

использовать у себя всё самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Всё сказанное относится и к психологии. Её явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки её успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. В психологии выделяют следующие, наиболее часто используемые, методы: наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование.

Наблюдение

имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путём прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог – исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Опрос

представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса:

а) устный опрос

– применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.

б) письменный опрос

– позволяет охватить большее количество людей, наиболее распространённая его форма – анкета.

в) свободный опрос

– разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определёнными рамками.

Тесты

предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Специфика эксперимента

заключает в том, что в нем целенаправленно и продуманно создаётся искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Имеются две основные разновидности эксперимента:
естественный
и
лабораторный
.

Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.

Психология как практическая дисциплина стала развиваться не так давно. Главная цель практической психологии – разработка способов психологической помощи людям. Надо отметить, что практическая психология отличается от прикладной. Прикладная психология ориентирована на изучение возможностей применения (приложения) науч– но — психологических знаний для решения практических задач. При этом учёные пользуются научными методами исследования.

Практическая психология отчасти остаётся искусством, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний.

Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом её принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной). К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию, псисхокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу.

Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии). В этом состоит одно из достоинств практической психологии, благодаря которому она вызывает большой интерес. Людям интересны не общие закономерности, а возможности понимания конкретного человека: другого или самого себя.

Особенностями знаний в сфере практической психологии являются конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые они опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологи-

ческих знаний и умений. Результаты их работы всегда представляют определённую практическую ценность.

Однако практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психологических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в практической психологии в отличие от научной.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что является основой для формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы оказания им психологической помощи.

Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую – либо концепцию, разработанную систему способов и приёмов работы с определённым типом проблем. При этом он применяет её с учётом конкретной ситуации данного человека.

Ещё одной особенностью практической психологии является целостность в описании человека. Поэтому психолог – практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии.

Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, т.е. использованием терминов, имеющих переносный образный смысл. Примером этому может служить использование мифологических персонажей в работах З.Фрейда («эдипов комплекс» и др.), Э.Фромма («бегство от сво-

боды»). Метафоричность придает наглядность, доступность и убедительность изложению идей и рекомендаций практической психологии.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом – практиком, не приносит результатов, когда его используют другие психологи. В практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть метода.

Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и требует внимательного отношения с той точки зрения, что именно она социально обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого. Что для человека, для людей важнее? Хотелось бы думать, что современное общество да и каждый человек хотя бы одно мгновение в своей жизни переживали два полярных, а поэтому очень ярких чувства: 1)чувство полной собственной беспомощности перед жизненными проблемами, желание отдать кому – то все свои оставшиеся силы, только чтобы больше не мучиться неопределённостью, бессмысленностью; 2) чувство ликующей радости от осуществленного – вдохновляющее чувство хозяина жизни. Какое из этих чувств продуктивнее? Наверное, недаром уныние считается смертным грехом. Оно лишает психическую реальность одного из главных качеств – качества глубины, разнообразия, динамики. Уныние, штиль, тишина – смерть психологическая и физическая. Однако возможно ли через воздействие Дру-

гого, Других людей вернуть глубину и разнообразие жизни человеку, уже погруженному (или погружающемуся) в небытие уныния, апатии, конформизма и прочих форм отказа от собственного «Я»? Это вопрос о том, идти ли психологу к тем, кто не зовет на помощь, вяло увлекаемый потоком собственной индивидуальной судьбы к её естественному концу.

Лезть в чужую душу без спроса не только опасно, но и неэтично. А если она, чужая душа, погружается во мрак потери собственного «Я», если она сама в ужасе от него, своего «Я», и спасается знаменитым фроммовским бегством от свободы в невроз, в болезнь, в инфантилизм, в никуда, и психолог всё это видит и понимает, то какое решение он должен принять, и будет ли оно правильным? Ответа на эти вопросы не знает никто. Но профессия практического психолога появилась не случайно – может быть это одна из попыток человечества спасти индивидуальное сознание от наступления сознания массового человека.

К методам практической психологии относятся:

1) Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

2) Психокоррекция – деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по определенным критериям не соответствуют принятой модели.

3) Психотерапия – оказание психологической помощи в решении субъектом своих жизненных проблем, самостоятельном преодолении трудностей и отрицательных переживаний.

4) Психологическое консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений, это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту,

которое обычно представляется как «личность – личность», хотя иногда в нём участвуют более двух человек.

В отличие от учёных практические психологи обнаруживают большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно описывать их на основе примеров из своего профессионального

опыта. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций, конкретных примеров, описание отдельных случаев из профессиональной практики делает их особенно привлекательными.

Этапы развития психологии

Первые работы, которые связаны с психологией, принадлежат Платону и Аристотелю. Появление самой науки датируется XVIII в., когда направление было сформировано ученым Христианом Вольфом. Что касается современного варианта науки, то это уже 1879 г. История психологии включает четыре этапа развития, которые имели свой индивидуальный объект изучения:

  1. Душа
    . Во время античности считали, что у всего живого на земле есть душа, которая всецело влияет на поведение. Особенности темперамента в то время объясняли связью с космосом, перерождением и мистикой.
  2. Сознание
    . Это понятие было введено в XVII в. ученым Рене Декартом, который также описал рефлекторную природу. Сознание считали определенным индикатором, который определял реакцию людей на внешние раздражители.
  3. Поведение
    . Этот этап приходится на начало ХХ в. В это время стали активно проводить эксперименты, которые помогали изучать, как реагирует человек на разные события.
  4. Психика
    . Это уже современный этап, когда активно изучаются механизмы психики человека.

Психика — это «субъективный образ объективного мира».

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна толь­ко организмам, которые имеют нервную систему;

5)мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих го­ловной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выра­женного головного мозга).

Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в про­цессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми(активная передача новым поколениям человечес­кой культуры, человеческих способностей).

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы,… 3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

1) психические процессы (познаватель­ные, эмоциональные, волевые);

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Связь психологии с другими науками

Многие науки переплетаются друг с другом, это касается и психологии. Подобное взаимодействие стало причиной возникновения многочисленных отраслей этой науки. Практическая психология и другие разновидности имеют связь:

  1. С биологией
    . Для изучения психики полезны познания в строении тела, работе нервной системы и так далее.
  2. С историей
    . Данные, занесенные в разные источники и изучающиеся в истории, являются важной основой для психологии.
  3. С медициной
    . Эта наука помогает лучше изучить состояние человека, благодаря чему проще предотвратить серьезные проблемы и назначить эффективное лечение.
  4. С социологией
    . На развитие и формирование личности большое влияние оказывает окружение и социальное положение. Эта информация играет большую роль в развитии психологии.
  5. С философией
    . При помощи этой науки происходит изучение взглядов человека на разные ситуации в жизни, а психология имеет связь с их формированием.

Место психологии в системе наук о человеке

Методологической основой психологии является философия и анатомия и физиология.

Основа психологии — общая психология.

Современная психология тесно связана со многими наука­ми, занимая «промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, соци­альными — с третьей.

Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого зани­маются и названные выше науки, но в других аспектах.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова, пси­хология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их фор­мирования и развития.

Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою оче­редь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Существует тесная связь психологии с литературой, поэзи­ей, музыкой и другими видами искусств, выражающих сущ­ность и особенности человеческой души и личности.

Основные категории психологии:психика, сознание, личность, деятельность, общение.

Основа психологии — общая психология. Современная психология тесно связана со многими наука­ми, занимая… Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого зани­маются и названные выше…

Виды психологии

Все существующие отрасли психологии делятся на две крупные группы:

  1. Академическая психология
    . Наука, которая занимается изучением психических проявлений, свойственных людям и животным. Она определяет зависимости между явлениями в разных сферах психической жизни. Описывая, что такое психология, отметим, что цель академической разновидности заключается в разработке теории, определении закономерности в психике и изучении различных феноменов. Это можно считать неким базисом для развития науки.
  2. Прикладная психология
    . Эту разновидность именуют еще практической. Ее основное предназначение – изучение разных способов, позволяющих применить имеющиеся знания в обычной жизни, чтобы прийти к какому-то результату. При помощи прикладной психологии разрабатывают рекомендации, позволяющие развивать психическую жизнь. Еще он дает некий отклик на разные методики, подтверждающие и опровергающие их.

Характеристика основных разделов и отраслей психологии

Современная психология имеет междисциплинарный характер. Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую психологию, изучающую универсальные закономерности психического функционирования, и специальные отрасли психологии. При этом базовые специальности психологии изучают конкретные аспекты психики (нейропсихология, дифференциальная психология, социальная психология и т.д.), а междисциплинарные специальности разворачивают исследования на границах психологического знания и других наук (например, психофизиология, психолингвистика, психогенетика).

Общая психология включает четыре основные отрасли: общую теорию (проблемы происхождения и эволюционного развития психики, функции психики, отличие психики человека от психики животных, психика и культура, материальный субстрат функционирования психики), психологию познавательных процессов (включает психологию ощущений и восприятия, психологию памяти, психологию мышления и языка), психологию регуляторных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания, психология воли) и психологию личности. Базовые специальные отрасли и междисциплинарные специальные отрасли психологии используют в своих построениях теоретический аппарат общей психологии и опираются на сформулированные в ее рамках основные законы психического функционирования. Знания, собранные общей психологией и рассмотренные через призму более конкретных проблем базовых специальных и междисциплинарных специальных отраслей, находят свое практическое воплощение в прикладных отраслях психологии. Последние, в свою очередь, обогащают общую психологию новыми фактами и проблемами и стимулируют рост базовых знаний.

Прикладные отрасли психологии развиваются в связи с работой психологов-практиков в конкретных областях деятельности (подбор персонала, консультирование, формирование имиджа, реклама, психологическая коррекция семейных отношений, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и т.д.). Таким образом, в своей практике психотерапевт (прикладной психолог) использует общие знания о когнитивных процессах (уровень общей психологии), сведения из патопсихологии аномального поведения (уровень базовой специальной отрасли психологии) и психофармакологии (уровень междисциплинарной специальной отрасли психологии). В русле психологической науки в первую очередь формируются и интенсивно развиваются те прикладные отрасли, которые относятся к основным сферам жизни и сферам предметной деятельности людей. Год от года потребность общества в квалифицированных прикладных психологах растет, а конкретные области применения теоретических знаний становятся все более разнообразными. Отдельной задачей профессиональной деятельности психологов является популяризация действительно научных психологических знаний и повышение психологической культуры населения.

В динамично развивающемся современном мире психологи постоянно открывают новые сферы профессиональной реализации, в связи с чем возникают новые прикладные отрасли психологии. Так, в последние годы интенсивно развиваются психология массовой коммуникации, политическая психология, психология виртуальной реальности и другие.

Психологические концепции

Существует много разных концепций, так, к современным типам можно отнести:

  1. Когнитивная
    . Такая психология – это наука, изучающая познавательные процессы, которые сопоставляют некой вычислительной машине. Концепция направлена на изучение процесса их формирования и развития. Основной сделанный вывод – часто человек принимает решение под воздействие особенностей мышления.
  2. Неофрейдизм
    . Согласно одному из представителей этой концепции человек находится под управлением некоторого комплекса неполноценности, который возникает еще в момент рождения, когда вместо личности – беспомощное существо.
  3. Генетическая
    . Изучение этой концепции позволило установить, что основными факторами для развития являются созревание, опыт и социальное учение.

Структура деятельности

Потребности— источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

Виды потребностей:

— естественные (природные) и социальные (духовные);

— осознанные и неосоз­нанные.

Цель — то, на что непосредственно направлена деятельность.

Мотив — это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность.

Движение— это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности.

Виды движений:

— непроизвольные и произвольные,

— врожденные и приобретенные.

Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).

Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно.

Виды действий:

— предметные;

— умственные, волевые;

— действия, направленные на других людей, — поступок (или проступок).

Виды потребностей: — естественные (природные) и социальные (духовные); — осознанные и неосоз­нанные.

Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение

Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.

Задачи психологии

У каждой науки есть свои задачи, так, психология занимается изучением процессов, свойств личностей, особенностей жизни людей и так далее. К основным из них относят:

  1. Изучение особенностей процессов психики, отражающих объективную действительность.
  2. Анализ возникновения и развития психических явлений, которые зависят от условий жизни и деятельности людей.
  3. Еще одна задача психологии, как науки – изучение физиологических механизмов, которые зависят от психических процессов.

История психологии

В философском контексте психология уже существовала тысячи лет назад в Греции, Египте, Индии, Персии и Китае. Средневековые мусульманские психологи и врачи практиковали клинический и экспериментальный подход к психологии — они были первыми, у кого появились психиатрические больницы.
Биологическая психология была создана Пьером Кабанисом (Франция) в 1802 году. Психолог Кабанис написал известное эссе, названное «Связи физических и моральных аспектов человека» («Rapports du physique et du moral de l’homme»). Он интерпретировал психику в соответствии со своими предыдущими исследованиями в биологии, считая, что чувствительность и душа составляют часть нервной системы.

Рождением современной психологии можно считать 1879 год. В этом году немецкий врач Вильгельм Вундт основал психологию, как полностью независимое экспериментальное направление исследований. Он открыл в университете Лейпцига первую лабораторию, в которой проводил исключительно психологические исследования. Сегодня Вундт считается отцом психологии.

В 1980 году американский психолог Уильям Джеймс опубликовал работу «Принципы психологии» (Principles of Psychology), которую в течение многих десятилетий обсуждали психологи по всему миру.

Первым психологом, начавшим изучать исключительно память, был Герман Эббингауз (1850-1909) из университета Берлина. Психолог Иван Павлов (1849-1936) сегодня известен даже среди обычных людей благодаря термину «собака Павлова». Он изучал процессы обучения, называемые «классическое обусловливание».

Структура психологии

Современная наука включает несколько самостоятельных дисциплин, формирующих ее структуру. Основные отрасли психологии:

  1. Общая психология
    . Включает основную теорию, выделяет главные понятия.
  2. Психофизиология
    . Изучает взаимодействие психологических процессов и телесных реакций.
  3. Возрастная психология
    . Помогает понять, как меняется психика человека в зависимости от развития.
  4. Педагогическая психология
    . Показывает влияние воспитания и обучения на психику человека.
  5. Медицинская психология
    . Это наука изучает особенности психического состояния больного человека. Кроме этого, происходит определение неких пограничных моментов, когда здоровые люди переходят в категорию больных.
  6. Социальная психология
    . Помогает изучить особенности поведения людей во время взаимодействия друг с другом. Эта наука выявляет некие процессы, возникающие из-за принадлежности человека к той или иной группе.
  7. Психодиагностика
    . Предлагает методы, используемые для изучения психики, и дающие максимально достоверную информацию.
  8. Психотерапия
    . Наука, цель которой – найти и улучшить метод лечения людей без использования традиционных лекарств.

Психоанализ


В настоящее время в психологи появились такие направления, как бихевиоризм, психоаналитическая теория, и теория когнитивного восприятия. Психология стала намного более многоплановой.
Зигмунд Фрейд (1856-1939), (Австрия) разработал психоанализ — метод психотерапии («Что такое психотерапия?»). Его понимание психики в основном было основано на интерпретации, интроспекции и клинических наблюдениях. Фрейд концентрировался на решение неосознанных конфликтов, психических заболеваний и психопатологии.

Теории Фрейда о сексуальности и подсознательной психике стали известны, вероятно, потому, что сексуальность в те времена была табуированной темой. Основной принцип теории Фрейда заключается в том, что за большинство мыслей и поведение каждого человека, а также за психические расстройства или заболевания отвечает подсознание. Фрейд оказал значительное влияние на психиатра Карла Янга (Швейцария).

Структурализм против функционализма

Е.Б.Титчнер (США), студент Вундта, был ярый сторонником структурализма. Уильям Джейм и Джон Дивей были сильными приверженцами функционализма. Структурализм занимается вопросом «что такое сознание», в то время как функционализм интересуется вопросами «для чего нужно сознание? Какие цели или функции создания составляют основу психического процесса?»
Структуралисты и функционалисты страстно расходятся во мнениях друг с другом. Большинство из них согласны, что явный победитель в их споре никогда не появится — но их дискуссия привела к быстрому распространению психологии в США, а также и в других частях мира. Первую психологическую лабораторию в США открыл Стенли Холл при университете Джона Хопкинса.

Бихевиоризм

В 1913 году американский психолог Джон Уотсон основал новое движение, изменившее направление внимания психологии. Уотсон был уверен, что и структуралисты и функционалисты слишком сильно отошли от объективной науки. Проще говоря, Уотсон говорил, что психология должна концентрироваться на изучении поведения, так как он был убежден, что поведение представляет собой не результат внутренних психических процессов, а, скорее, является результатом нашей реакции на раздражители окружающей среды.
Бихевиоризм фокусируется на том, как люди обучаются новому поведению в окружающей среде. Это направление стало очень популярным в США, где среди последователей Уотсона можно назвать психолога Б.Ф. Скиммера.

Гуманизм

Некоторые психологи воспринимают бихевиоризм и теорию психоанализа, как излишне механистические. Вместо того чтобы быть жертвой окружающей среды или подсознания, говорят гуманисты, человек внутренне правилен, и только наши собственные психические процессы играют активную роль в нашем поведении.
Движение гуманистов высоко оценивает наши эмоции, свободную волю и субъективные восприятия ощущений.

Когнитивная теория

Это направление психологии зародилось в 1970-х годах, и считается наиболее современным философским направлением в психологии. Когнитивная перспектива намного объективнее и более вычисляемая, чем перспектива гуманизма. Однако она отличается от бихевиоризма в том, что, в основном, концентрируется на психических процессах.
Представители когнитивной теории убеждены, что мы принимаем информацию от нашего окружения через наши чувства и затем психически перерабатываем эти данные, организуя их, манипулируя ими, и связывая их с информацией, которую мы накопили ранее. Когнитивная теория применима к языку, памяти, обучению, системам восприятия, психическим расстройством и снам.

Принципы психологии

Понимание сути и истоков психики, особенностей ее развития, формы проявления и механизмы работы, все это заключают в себе основные принципы психологии:

  1. Отражения
    . Помогает понять сущность, характеристики и особенности психики.
  2. Детерминизм
    . Определяет причины образования и развития психики.
  3. Активности
    . Указывает на необходимость учитывать, что внешние и внутренние реакции оказывают прямое влияние на формирование психики человека.
  4. Развития
    . Показывает, что психика является динамичной, поэтому может меняться.
  5. Единства и взаимосвязи
    . Базируется на субъективном и объективном проявлении психики.
  6. Системного подхода
    . В изучении человека необходимо действовать системно, учитывая и психологические, и физические факторы.
  7. Относительной самостоятельности
    . Говорит о том, что любое явление обладает характерными для нее закономерностями, особенностями развития и так далее.
  8. Личностного подхода
    . Указывает, что реальные знания можно получить только путем изучения интересов, желаний, опыта и особенностей людей.

Отечественная психология

Направления:

1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).

2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 – 1927), И.П. Павлов (1849 – 1936).

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля.

А.Ф. Лазурский (1874 – 1917) – основатель естественного эксперимента, вопросы личности и характера человека.

М.Я. Басов (1892 – 1931) – метод наблюдения.

Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Петр ЯковлевичГальперин(1902-1988) и др.

1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).

2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 –… Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и…

4 стр., 1867 слов

Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже; теории развития …

… Кейз: 1) решение задачи, 2) исследовательская деятельность, 3) подражание, 4) кон­троль, 5) созревание. Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, … задач (р. Кейз). Наряду с внутренними операционными схемами, которые проецируются на психику, возникли теории развития, в которых операционные схемы стали проецироваться на внешнюю среду, т.е. …

Б.Г.Ананьев — изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания.

А.Н. Леонтьев – разработка проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория психологической теории деятельности. А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии.

Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (1905- 1981) — разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности.

Д.Б. Эльконин — автор теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития. П.Я. Гальперин — теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. А.Р.Лурия — исследования нейрофизиологических основ памяти и мышления человека.

Психофизиолог Е.Н. Соколов — создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти.

Методы психологии

Существует два основных метода исследования в общей психологии:

  1. Наблюдение
    . Помогает исследовать разные характеристики процесса, чтобы выделить инвариантные признаки, без участия в нем. Наблюдение может быть внешним, внутренним, сплошным, выборочным и так далее.
  2. Эксперимент
    . Непосредственное участие в деятельности для создания условий, чтобы выявить психологический факт. Эксперимент может быть естественным, лабораторным, психолого-педагогическим, констатирующим.

Описывая, что такое практическая психология, и какие у нее есть методы исследования, отметим основные среди них:

  • беседа и опрос;
  • консультация;
  • анкетирование и тестирование;
  • анализ.

Физиологическая теория.

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:

8 стр., 3956 слов

Типы темперамента человека

… факторами, в том числе и типом темперамента людей. Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических … и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение …

1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик — сильный, уравновешенный, малопод­вижный

3. Холерик — сильный, неуравновешенный.

4. Меланхолик — слабые процессы возбуждения и тор­можения.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов… 1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.

Направления психологии

Известны разные типы психологии, количество которых постоянно растет. Они предназначены для разных сфер и имеют свои особенности. Какой-то единой классификации не существует, поэтому выделим основные направления психологии:

  1. Психоанализ
    . Есть и другое название этого направления – фрейдизм. С его помощью психические явления объясняются через бессознательное. По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте. Его метод анализа использует ассоциации, сны, оговорки, то есть все, что не контролируется.
  2. Бихевиоризм
    . Одно из самых распространенных направлений, занимающихся анализом поведения, которое включает все реакции организма на разные раздражители. Описывая, что такое психология, а конкретно бихевиоризм, отметим, что это направление не включает психику и сознание.
  3. Гештальт психология
    . Популярное в последнее время направление, которое предлагает изучать психику на основе неких образов – гештальтов. Считаются, что есть определенные закономерности, касающиеся формирования и трансформации образов.
  4. Гуманистическая психология
    . Основной предмет изучения – личность, которая является активной, свободной, креативной и независимой. При этом она стремится к самореализации. Это направление предлагает определенную пирамиду, начинающуюся низшими и заканчивающуюся высшими потребностями.

Структура самосознания, самооценка

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Образ «Я» – выделение самого себя из среды.

Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания.

Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение.

Структура самосознания:

1) Осознание своих целей и мотивов.

2) Осознание: Я – реальна, Я – идеальна.

3) Познавательные представления

4) Эмоционально-чувственное самопознание и самоотношение.

Самооценка – оценивание человеком самого себя.

Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания. Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение. Структура самосознания:

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

… к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Специфика бессознательного, его структура.

Тема 1.3. Деятельность как способ существования

Понятие деятельности

Деятельность— это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно постав­ленной цели, возникшей в результате появления у него опре­деленной потребности, мотива.

Зачем изучать психологию?

Многие люди в современном мире активно интересуются или начинают знакомиться с психологией. Она помогает познать себя, раскрыть в себе новые уровни развития, разобраться в существующих проблемах, комплексах и зажимах, формированных на бессознательном уровне. Даже основы психологии помогают стать более внимательным, наблюдательным, проницательным. С их помощью проще понимать окружающих, так, люди, которые знают, что же такое психология, могут «читать» собеседника, как открытую книгу.

Книги по психологии для саморазвития

Существует большое количество литературы по психологии, которая позволяет подробно разобраться в разных вопросах, получить советы и так далее. Многие издания написаны простым и доступным языком для восприятия. Хочется посоветовать такие книги про психологию:

  1. «Психология влияния»
    Р. Чалдини. Автор рассказывает об особенностях поведения человека, дает советы, как оказывать влияние на других людей и защититься от подобного. Обязательно рекомендуется почитать эту книгу людям, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми.
  2. «Хочу и буду»
    М. Лабковский. Популярный психолог рассказывает о том, как разобраться в себе и своих желаниях, научиться радоваться простым вещам.
  3. «Радикальное прощение»
    . Книга поможет тем, кто хочет жить в гармонии, любви и счастье. Автор рассказывает, как определить причины неудач, как изменить свои взгляды на жизнь и стать лучше.

Требования, предъявляемые к методам психологического исследования

Для достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы психодиагностические методы отвечали ряду требований.1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие” — определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:—путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми—путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике вразличных условиях.3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства

, для оценки которого данная методика применяется.4.
Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.
19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

… (и избирательности) к релизерам. Социальное поведение К социальному поведению относятся проявления психической деятельности, непосредственно связанные с взаимодействием между отдельными особями и их группировками. Выделяют два …

Тема 1.2. Психика и ее развитие

Понятие о психике, её структуре и функциях

Психикаэто системное каче­ство мозга

Психика — это сущность, где многообразие природы со­бирается к своему единству, это виртуальное сжатие приро­ды, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Фильмы про психологию

Хотите посмотреть кино, которое позволит заглянуть в тайны души, задуматься о важных вещах, тогда обратите внимание на такие картины:

  1. «Опасный метод»
    . В книге раскрывается психология человека, основные трудности, которые многие в реальной жизни пытаются скрыть.
  2. «Пролетая над гнездом кукушки»
    . Основная суть этой картины – проблемы, существующие в жизни, можно разрешить, если начать что-то делать, а не сидеть, сложа руки.
  3. «Прерванная жизнь»
    . Это кино показывает, насколько человеческая психика является хрупкой и незащищенной.

Научно-прикладная психология


Целью этого направления психологической науки является не только проведение исследований, но и практическое применение полученных знаний.

Различают несколько ее разделов, ориентированных на:

  • вид деятельности человека и его поведение;
  • психологические аспекты человеческого развития;
  • определение критериев психических норм и патологий.

К этой же группе относят и юридическую психологию, занятую изучением проблем, связанных с реализацией правового поведения индивидов.

Интересные факты о психологии

Эта наука настолько интересна и многогранна, поэтому и существует много интересной информации, которую сложно упустить из внимания:

  1. Если после общения с определенным человеком чувствуются негативные эмоции, тогда перед вами токсичная личность.
  2. Психология жизни такова, что когда люди в компании смеются, то каждый будет смотреть на того, к кому испытывает симпатию.
  3. Чтобы влюбиться, человеку необходимо всего четыре минуты.
  4. Если во время выполнения какого-то задания нужно сконцентрироваться, тогда стоит мысленно разговаривать с самим собой.
  5. Смерть находится на втором месте в списке главных страхов людей, а на первом находится неудача.

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки

Умение — это успешный способ выполнения деятельно­сти.

4 стр., 1886 слов

Ученые разделяют возраст человека на такие виды: хронологический, …

… дайте понятие социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, психических новообразований. Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение … за возрастом полового созревания. П. П. Блонский указывает на неустойчивость нервной системы и неуравновешенное, немотивированное поведение детей в критические периоды. Л.С.Выготский …

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.

Привычка— это потребность произвести соответствующее действие.

Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, куль­турного поведения и др. Полез­ные и вредные привычки.

Тема 1.4. Человек как индивид

Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и… Привычка- это потребность произвести соответствующее действие.

Темперамент как характеристика индивидных свойств человека

Темперамент — свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей.

Темперамент — это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

Тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Свойства темперамента:активность и эмоциональность.

Теории темперамента

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]