Использование приемов воображения в творческих работах и изобретениях


Основные понятия

Воображение — орудие не только творческого человека.

Оно ценно для представителя любой профессии, поскольку позволяет мыслить креативно и выходить за рамки стандартных представлений.

Фантазия дает возможность не только творить с нуля, но и без ошибок представлять образы, схемы в процессе чтения научной и художественной литературы, решать задачи, напрямую связанные с задействованием наглядно-образного мышления, планировать дальнейшую деятельность, эффективнее запоминать информацию.

Активное (то, которое работает произвольно) воображение подразделяется на:

  1. Воссоздающее. Это умение человека воссоздавать в своей голове образы, модели, схемы на основе описания, которое обычно подается либо в устном, либо в письменном виде.
    К примеру, воссоздающее воображение активно задействуется во время чтения художественных книг: читатель детально представляет себе персонажей, обстановку, действия, интонации и так далее.
  2. Творческое. Это способность создавать оригинальные образы, концепты, схемы. Безусловно, любой творческий человек опирается на уже существующие концепты, правила, идеи, создавая что-то свое, но при этом продукт работы его фантазии будет отличаться в той или иной мере от всего, что существовало ранее.

Приемы или, иначе говоря, операции воображения напрямую связаны с творческим воображением.

Творческое воображение во многом работает на основе схемы «анализ-синтез»: вначале образы, существующие в памяти человека, анализируются, определяются их характеристики и взаимосвязь; после происходит процесс расщепления с целью сконструировать из полученного материала нечто новое.

Операции воображения — это методы, при помощи которых фантазия осуществляет процесс анализа и синтеза.

Основные операции воображения — это агглютинация, гиперболизация, придача, типизация, акцентирование, перенос, аналогия.

Процесс создания образов воображения

Наше сознание не может создавать что-либо без каких-либо знаний и опыта. Только владея определенной информацией мы можем нарисовать мысленно новый объект. Процессы воображения работают поэтапно. Сначала мы представляем уже знакомый нам объект материального мира, который видели вживую или на картинках, а потом наделяем его новыми свойствами и функциями, придумываем, как его можно использовать не по назначению, также не редко совмещаются несколько объектов в одном.

Например, телефоны наделяются новыми функциями – фотоаппаратами и видеокамерами, средствами выхода в интернет, а некоторые продукты питания используются в косметических целях – овсяные хлопья используются в качестве скраба для лица и тела, а ягоды выступают в роли питающей маски. По такому же принципу пишутся картины, придумываются сказки и создаются скульптуры.

Процесс создания воображения, исходя из предшествующего опыта, у всех протекает по-разному, его можно развивать с помощью различных методик и игр.

Но нужно понимать, что не одна методика не поможет даже мысленно создать картинку слепому от рождения человеку, а глухой с раннего возраста не в состоянии придумать мелодичную музыку, похожую на песню соловья. Только основываясь на полученные ощущения и впечатления можно творить новое, именно поэтому творческие люди так часто пробуют свое мастерство в различных направлениях, много путешествуют и читают.

Приемы

Что относится к приемам воображения?

Агглютинация

Агглютинация — это операция, при которой комбинируются элементы, относящиеся к разным явлениям или объектам, так, чтобы получилось нечто новое.

Этот прием часто можно встретить в мифологии, сказках и легендах разных народов мира, в художественных произведениях, написанных в жанрах фэнтези и фантастики.

Примеры агглютинации:

  1. Морская дева. Традиционно морские девы — это привлекательные девушки, имеющие вместо ног хвост, похожий на рыбий, существующие в европейской мифологии. В русском языке их обычно называют русалками, несмотря на то, что классические русалки, взятые из славянской мифологии, хвоста не имеют.
  2. Сфинкс. Это мифическое существо стало достаточно известным, и многие народы изображали его по-разному. Наиболее известный образ сфинкса — создание с телом льва и человеческой головой.
  3. Кентавр. Известное мифическое существо — наполовину человек, наполовину конь, — перекочевавшее из мифов во многие известные фэнтезийные вселенные, например во вселенную Гарри Поттера.
  4. Избушка на курьих ножках. Зловещий атрибут множества русских народных сказок: изба, стоящая на прочных ногах (двух или четырех), напоминающих куриные, часто способная перемещаться с их помощью и ведущая себя как относительно разумное существо.
  5. Животные из популярных мультсериалов «Аватар: Легенда об Аанге» и «Аватар: Легенда о Корре». В фэнтезийной вселенной этих мультсериалов существует огромное количество животных, созданных при помощи приема «агглютинация»: кротобарсуки, львы-черепахи, крольгуру (кролик и кенгуру), черепахокрабы, медведи-утконосы и многие другие.
  6. Гиппогриф из серии книг и фильмов о Гарри Поттере. Согласно описанию в книгах, гиппогриф — это крупное животное, которое представляет собой смесь лошади (туловище, хвост и задние конечности) и орла (голова, крылья и передние конечности). Может иметь различный окрас.

С латинского языка слово «агглютинация» переводится как «приклеивание». Этот термин используется не только в психологии, но и в биологии и лингвистике, и имеет разные значения.

Гиперболизация

Гиперболизация — явление или существо намеренно изображается более крупным или маленьким для того, чтобы его образ работал в контексте рассказываемой истории, создавал определенные эмоции, выглядел на фоне других более или менее значительным.

Также может быть увеличено либо уменьшено количество элементов, являющихся частью объекта.

Этот прием тоже часто встречается в мифологии, в сказках, в фантастическом или фэнтезийном сеттинге.

Примеры:

  1. Дюймовочка. Крошечный размер девочки из сказки Андерсена позволил реализовать тот сюжет, который был представлен (взаимодействие с маленькими животными и насекомыми на равных), и подчеркнуть ее уязвимость.
  2. Дракон с несколькими головами. Во многих историях и сказках драконы имеют больше одной головы: обычно их три, или семь, или двенадцать. Так как драконы традиционно предстают в художественных произведениях в качестве отрицательных персонажей, которых необходимо победить, количество голов подчеркивает опасность, исходящую от них, и затрудняет бой главному герою.
  3. Многорукие индийские боги. Многие индийские божества изображаются с большим количеством рук. Их руки символизируют их могущество и умение выполнять множество дел в одно и то же время. В некоторых случаях дополнительным рукам приписывается философский подтекст.

Также примерами могут служить и другие существа, например бог Янус, имеющий два лица, или циклоп, у которого только один глаз.

Придача

Придача — некому объекту (часто это материальный предмет) добавляют характеристики, которые не являются нормой для него в обычной жизни.

Примеры использования такой операции также можно легко встретить во многих фэнтезийных художественных произведениях.

Примеры:

  1. Шапка-невидимка. Делает полностью невидимым того, кто ее наденет. Сходное умение имеет мантия-невидимка из серии книг о Гарри Поттере.
  2. Скатерть-самобранка. Особая скатерть, которая способна материализовывать неограниченное количество вкусной и разнообразной еды, нужно лишь ее расстелить и сказать волшебные слова.
  3. Волшебная палочка. В более ранних художественных произведениях такие палочки просто выполняли желание владельца при взмахе. К примеру, в серии о Гарри Поттере волшебная палочка стала инструментом, высвобождающим силу волшебника.
    Сходные умения имеют посохи магов, которые фигурируют во множестве фэнтезийных вселенных.

Другие примеры: семимильные сапоги, ковер-самолет.

Типизация

Типизация — прием, при котором собираются характеристики сходных объектов, явлений, людей, относящихся к одной группе, и используются для создания уникального образа, являющегося отображением определенной действительности.

Типизация распространена во многих произведениях классической литературы: некоторые известные персонажи представляют собой совокупность таких черт, которые отображают проблемы и суть отдельных групп населения, становятся зеркалом своего века, эпохи.

Примеры:

  • Фауст;
  • Евгений Онегин;
  • Митрофанушка из пьесы «Недоросль» Д. И. Фонвизина;
  • Помещики из произведения «Мертвые души» Гоголя (Коробочка, Манилов, Ноздрев).

Акцентирование

Акцентирование — прием, при котором на отдельные характеристики персонажа или другого существа делается акцент, нередко чрезмерный, необходимый для высмеивания или большей выразительности.

Примеры:

  1. Карикатуры. Этот вид искусства нацелен на высмеивание различных явлений, идей, личностей, исторических событий, пороков общества, нередко в грубой форме, с использованием черного юмора и стереотипов. Карикатуристы делают акцент на тех особенностях, которые стремятся высмеять. К примеру, болтуну может быть пририсовать длинный язык.
  2. Шаржи. Эта разновидность искусства имеет прямую связь с карикатурой, но ничего не высмеивает, лишь акцентирует внимание на внешних особенностях человека или животного. Обычно шарж представляет собой узнаваемый портрет в шутливой стилистике, неправдоподобно преувеличивающий отдельные черты объекта. Шаржи вызывают улыбку, беззлобный смех у тех, кто их разглядывает.

Перенос

Перенос (или перемещение) — прием, при котором существо или другой объект помещают в нестандартные условия, в которые он не должен был попадать.

В качестве примера можно привести персонажей, которых в фанатской среде называют «попаданцами»: это или необычные, сказочные герои, которые попадают в наш мир и приспосабливаются к жизни в нем, или обычные люди, по воле случая попавшие в фантастическую или фэнтезийную вселенную.

Примеры известных попаданцев:

  1. Старик Хоттабыч. Историю о древнем джине, который попал в советские реалии и познакомился с мальчиком Волькой, знают большинство тех, кто родился в девяностых годах и раньше.
  2. Дети из серии произведений о Нарнии, созданной Клайвом Льюисом. Классика фэнтези, находящаяся рядом с работами Толкина.

Также есть смысл вспомнить Алису, попавшую в Страну чудес, Дороти (которая в адаптации Волкова стала Элли) и многих других.

К перемещению можно отнести саму идею зоопарков: животные оказываются в нестандартных для себя условиях.

Аналогия

Аналогия — оригинальный образ создается на основе чего-то, что уже присутствует в реальности и имеет необходимые способности.

Примеры:

  1. Самолеты и другие устройства, предназначенные для полета, создавались на основе наблюдений за птицами и животными, которые планируют с помощью крыльев (белки-летяги).
  2. Аналогией для радаров, локаторов являются рот и уши летучих мышей, с помощью которых они ориентируются.

Агглютинация как механизм воображения

Агглютинация — это процесс создания нового образа из частей других обозов. Этот процесс дает много информации о личности человека. Человеческая личность — это достаточно сложный механизм. Человек обладает интеллектуальными способностями, в сознании всегда идет мыслительный процесс. Все что существует в мире или создано природой, или создано благодаря человеку. Человек обладает удивительной способностью: он может создать нечто совершенно новое и уникальное.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Механизмы воображения 400 ₽ Реферат Механизмы воображения 250 ₽ Контрольная работа Механизмы воображения 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Много примеров агглютинации есть среди сказочных существ: кентавр — соединение верней части тела человека и нижней коня, русалка – верхняя часть принадлежи женщине, а снизу — хвост, избушка на курьих ножках и так далее.

Агглютинация представляет то, что происходит в ходе мыслительной деятельности каждого человека. Процесс агглютинации есть практически у всех людей, как у здоровых, так и у не здоровых. В особо сильной степени она присуща людям страдающим шизофренией.

Агглютинация считается автоматическим действием, мы можем только увидеть результат агглютинации, но не можем узреть сам процесс, так как он находится внутри сознания человека. Для того что процесс агглютинации состоялся, человеку необходим запас опыта. Но тем не менее агглютинация не является процессом произвольным, то есть человек не специально обращается к своему опыту, а бессознательно и спонтанно.

Как нам известно воображение человека обогащается за счет человеческого опыта, чем больше человек в своей жизни узнал, увидел тем более широка развита его фантазия, тем больше новых образов он сможет спродуцировать.

Агглютинация по своему происхождению не случайна, ее образы получается из того, что заложено глубоко у человека в подсознании. Сам процесс делится на две части:

  • элементы не критикуются и не анализируются.
  • компоненты должны влиять на мыслительное обобщение, чтобы построить целый образ.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]