Воображение как психический процесс — Понятие воображения, его типы, функции, механизмы, физиологическая основа


Понятие воображения, его типы, функции, механизмы, физиологическая основа

Как субъект действия, человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преображает природу, создает объекты, которых там нет. Но человек не смог бы сделать все это, если бы он не представлял себе результат своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, необходимо уметь преобразовывать его ментально, представляя.

Сначала человек глубоко знакомится с образом создаваемой вещи, формирует свой ментальный образ, а затем воспроизводит его при изготовлении подобной вещи. Но когда делается совершенно новая вещь, такой репетиции не бывает. Тогда создается новый образ. Эта способность создавать новые изображения называется фантазией.

Процесс воображения проявляется в создании чего-то нового — мыслей и образов, на основе которых создаются новые действия и объекты. Это создание чего-то, чего еще не существовало в реальности.

Образы, с которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринимаемые процессы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетели, которых у человека не было и не могло быть. Изображения воображения могут содержать неотвратимые, желаемые, возможные события и явления. И в то же время что-то новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Изображения воображения основаны на представлениях памяти, но подвержены трансформации в воображении. По мнению Р.С. Немова, воображение — это способность воображать отсутствующий или нереальный объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Воображение связано со всеми аспектами человеческой деятельности, с памятью, восприятием, мышлением. Таким образом, восприятие произведений искусства становится более осмысленным, более эмоциональным, когда оно включает в себя воображение. Л.С. Выготский сказал: «Творческая деятельность воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия предыдущего опыта человека, потому что опыт — это материал, из которого возникают конструкции воображения. Чем богаче опыт человека, тем больше материала имеет его воображение». Связь между воображением и мыслью отчетливо проявляется в проблемной ситуации. Столкнувшись с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с предыдущим опытом, пытаясь проникнуть в суть соответствующих фактов, явлений. В этом процессе ему помогают не только мышление и память, но и воображение, потому что оно создает целостную картину, заполняет недостающие элементы. Процесс воображения свойственен только человеку и является предпосылкой его трудовой деятельности.

Типы воображения отличаются степенью активности и сознания, с помощью которых человек создает новые образы. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и добровольное (активное) воображение. В недобровольном воображении новые образы формируются под влиянием малореализованных потребностей, стремлений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, в сонном состоянии, в задумчивости и т.п.

Добровольное воображение — это процесс сознательного построения образов в связи с целью, преследуемой тем или иным видом деятельности. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, оно наиболее развито в детской игре. В ролевой игре дети берут на себя различные роли, во время игры необходима активная работа воображения, так как необходимо правильно выстраивать свое поведение в соответствии с взятой на себя ролью. Кроме того, необходимо представить себе недостающие объекты и действие игры.

Произвольное воображение делится на воссоздаваемое и творческое. Восстановительное воображение характеризуется тем, что в его процессе субъективно формируются новые образы, которые являются новыми для человека, а объективно они уже существуют, воплощенные в определенных объектах культуры. Суть воссозданного воображения заключается в том, что человек воспроизводит, воспроизводит то, что он не воспринимал, а то, что другие люди передают ему через язык, рисунки, схемы, знаки и так далее.

Здесь должна быть связь между изображениями и обычными символами, а также декодирование сигналов, символов и знаков.

Таким образом, реконструктивное воображение — это создание нового образа на основе словесных описаний, восприятие изображений в виде картинок, диаграмм, карт, рисунков, мысленных и материальных моделей.

Творческое воображение играет важную роль в жизни человека. Она позволяет обмениваться опытом, помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.

Функции воображения

Функции воображения
Иногда воображение выполняет защитную функцию

Мозг человека не может долго оставаться в бездействии, потому люди предаются мечтам.

Для работы воображения необязательно наличие новой информации или решение каких-либо задач.

Известно, что человеку очень сложно остановить воображение и прекратить мыслить по своей воле.

В течение жизни человеческое воображение исполняет множество функций, основные из которых:

  • регуляционная – планирование будущего, представление путей достижения целей, регуляция и программирование деятельности и ее результата;
  • познавательная – знакомство с окружающим миром через концентрацию внимания, памяти и мышления, активизируемые воображением;
  • приспособительная – представление сложных явлений и образов через более простые;
  • психотерапевтическая – создание психологической защиты;
  • аффективная – изменение эмоционального состояния, снятие напряжения.

Используя свое воображение, человек контролирует процессы, происходящие в организме, а также подстраивается под различные ситуации. Известно, что благодаря воображению можно изменять частоту сердцебиения, показатели давления и температуры тела.

Этапы развития воображения в онтогенезе

Способность к воображению дана не с рождения. Воображение развивается с накоплением практического опыта, приобретением знаний, улучшением всех психических функций. В современной психологии.

Существует большое количество исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. В основном изучались возрастные периоды развития и вид деятельности, в котором он развивался. Есть следующие стадии развития воображения:

Первый этап (от 0 до 3 лет) — предпосылками воображения являются представления, которые появляются на втором году жизни. Ребенок в возрасте около полутора лет распознает образ. Именно ее воображение помогает ей распознать картину. Она строит то, что не совсем вписывается в память представления. Признавая, ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение — это пассивный процесс. Он существует в рамках других ментальных процессов, и его основа заложена в них. Способность ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми объектами свидетельствует о первых проявлениях воображения. Первые имитационные игры, которые появляются на втором году жизни, еще не содержат элементов воображения. Одной из причин возникновения фантазии является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщенно и условно, передавая только их смысл и внешний рисунок.

Развитие первых форм воображения в раннем детстве связано с обобщением игровых действий и игровых объектов, а также

Репертуар игровых действий прочно включает замены.

По словам В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу реагирует на предлагаемые взрослым замены, а играет только с настоящими игрушками. Переломный момент наступает тогда, когда ребенок отказывается от использования любой замены, предлагаемой взрослыми. Важнейшим фактором, обеспечивающим возможность передачи смысла другим объектам, является появление языковых форм. Освоение языка приводит к появлению первых самостоятельных замен в игре. Появляется новый способ работы с объектами-заменителями — полное использование замен. Выбор объектов-заменителей

заменителей приходит в сознание и сопровождается подробными высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности детей младшего возраста возникают творческие элементы. Ребенок, на фоне интереса к новому виду деятельности, быстро начинает отклоняться от образов действий, данных взрослыми, привносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.

Второй этап (от 3 до 4 лет) — формирование вербальных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя и требует поддержки и поощрения со стороны взрослого. Основой игры является разворачивающаяся ориентация на сюжетную сторону человеческой деятельности. Эта ориентация начинается с имитации действий взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с объектами, еще с обращением к реальным объектам. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются: разнообразие действий, действующих в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор заменяющего объекта, гибкость в изменении функций и названий объектов, оригинальность подмены игровых действий, критичность к подменам партнера.

Развивается аффективное воображение, которое связано с сознанием ребенка его «я» и дифференциацией от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

Третья стадия (от 4 до 5 лет) — в этом возрасте повышается активность творческих проявлений, особенно в игре, рукоделии, повествовании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они являются ситуативными, не редко непостоянными, вызванными событиями, которые спровоцировали эмоциональную реакцию у ребенка. Воображение становится особой интеллектуальной деятельностью, направленной на преобразование окружающего мира. Изображение основано не только на реальном

11.2. Виды воображения

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степенипроизвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделитьвоссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а па основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Онохарактеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте че-

Это интересно

Что такое творческая личность?

Не задумывались ли вы о том, почему одни люди способны к творчеству (обычно их называют творческими личностями — ТЛ), а другие нет? Чаще всего это явление стараются объяснить различным уровнем развития воображения. Воображение всегда присутствует в творчестве. Без развитого воображения не может быть продуктивной творческой деятельности. Можно ли управлять развитием воображения и сформировать в человеке способности к творчеству? Авторы книги «Как стать гением» Г. Альтшуллер и И. Вертким на этот вопрос отвечают положительно.

«Исследовано около 1000 биографий, выделены общие моменты, и получилась такая картина: всю жизнь ТЛ можно представить цепочкой ходов, шагов. Воспользуемся аналогией с шахматной партией и разыграем условную интегральную шахматную партию Творческая личность — Внешние обстоятельства. Творческая личность стремится к творческой цели, а внешние обстоятельства однозначно мешают ей. То есть, конечно, бывает, что в какой-то момент времени ТЛ получает помощь, поддержку от внешней среды, но это благополучный случай, здесь нет проблем. А проблемы вот: ТЛ сделала один ход — в ответ получила мат, три хода, четыре хода — вот такая игра… Так вот один из первых ходов называется «встреча с чудом».

ТЛ очень важно выйти на свою дорогу как можно раньше, сделать это легче в 5-7—10-12 лет, чем в 55 и старше. Хотя шансы остаются, пока человек жив. Встреча с чудом — что это такое? Иногда человек наталкивается на какую-то вещь, самую разнообразную вещь, которая запечатлевается у него в сердце и накладывает отпечаток на всю последующую деятельность. На становление человека, на превращение простого человека в личность с большой буквы. Вот простой пример. Шлиман увидел книгу «Падение Трои». На обложке был рисунок — крепость, огонь, воин с мечами… Все это было настолько здорово нарисовано, что ребенок пошел к отцу и стал ему объяснять, какие он прочитал интересные вещи. Ему было 5-7 лет. Отец сказал, что это сказка, легенда, выдумка художника. Шлиман-младший не спорил с папой, но в душе затаил уверенность в том, что этого не может быть — откуда же художник знал? Короче говоря, к вечеру этого дня Шлиман принял решение посвятить свою жизнь раскопкам Трои, открыть для человечества пласт новой культуры. И он осуществил это, он шел длинным путем, но Шлиман стал Шлиманом, стал Личностью, когда ему было 5-7 лет. Возникает проблема: нельзя ли поставить искусственный эксперимент? Нельзя ждать и рассчитывать на то, что ребенок

ловек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов

встретится с чудом сам по себе, что ему повезет. Надо организовать такую встречу в процессе его воспитания. Разумеется, не обязательно, чтобы он представлял это экспериментом, для него все должно быть естественно. Чудом может быть все, что угодно: картина, книга, музыка…»

Таким образом, напрашивается ответ: практический опыт является основанием для работы воображения, но этот опыт должен быть особым. Он должен заинтересовать своей необычностью. Но для ребенка все необычно. Следовательно, он должен понять, что то, с чем он встретился, действительно является необычным. В этом ему должны помочь взрослые, и в первую очередь родители. Внимание родителей и их забота о развитии ребенка предопределяют то чудо, о котором пишут авторы книги.

Однако только ли «чудо» необходимо для запуска воображения и особенно творчества? Много людей встречаются с фактами, которые им чрезвычайно интересны, но не становятся в результате этой встречи творческой личностью. Видимо, необходимо что-то еще, но что?

На самом деле факторов, обусловливающих успех творчества, много. Важнейшими из них являются трудолюбие и организованность. Академик Обручев, известный своей большой творческой продуктивностью по специальным вопросам, увлекался также литературной деятельностью. Поражают в этом побочном для него занятии огромные масштабы: 100 печатных листов художественных произведений — пять романов, статьи, рассказы, десятки фельетонов, книги воспоминаний. И это при том, что Обручев многие годы провел в путешествиях, занимал административные посты, жил интенсивной общественной жизнью, имел семью, не раз менял место жительства.

Секрет Обручева прост — ежедневный многочасовой труд. Но труд этот без строгого распорядка дня был бы невозможен. В книге В. А. Друянова, посвященной жизни академика Обручева, есть такие строки: «В Иркутске, Москве, Ленинграде, на даче в Гатчине под Ленинградом — где бы ни жили Обручевы, у них в доме устанавливался заведенный как часы четкий распорядок дня. И ничто не могло нарушить этот жесткий, даже деспотический режим, по которому глава семьи в одно и то же время завтракал и обедал, говорил с сыновьями, главное, в одно и то же время уходил к себе в кабинет».

В итоге жизни, прожитой в таком ритме: более 600 научных трудов, около 2500 рецензий и рефератов, 323 научно-популярные работы, 17 художественных произведений, более 160 геологических карт и схем. Многим геологам и географам показалось бы невероятным прочитать все это».

Из: Альтшуллер Г. С., Вертким И. М.

Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск, 1994

а практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Например, неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют формированию негативного психического состояния, что может выражаться в повышенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта или даже в депрессивных реакциях. В свою очередь, негативное психическое состояние выступает в качестве одного из факторов, обусловливающих затруднения в социально-психологической адаптации человека, формирование дезадаптивных расстройств и преморбидных характеристик какой-либо болезни. В этой ситуации мечта может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека.

Следует отметить, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами. Однако воображение может существовать и в другой — пассивной форме, которая характеризуется непроизвольной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Так, школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все

Рис. 11.1. Виды воображения

завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности (рис. 11.1).

Воображение как фундаментальная составляющая творческого процесса

Далее мы уже упоминали о прямой связи между воображением и творчеством. Поэтому мы считаем необходимым подробно остановиться на психологии творчества.

Психология творчества как науки начала формироваться на рубеже XIX-XX веков. Наука началась со стадии созерцательного психологического познания. Психологи подробно описали обстоятельства возникновения великих творений науки и искусства, используя биографии, автобиографии, мемуары, литературные произведения. Изучал природу творчества, этапы творческого процесса, творческие способности и качества творческой личности. Присваивались черты гения, выраженные в характеристиках восприятия (интенсивность внимания, большая впечатлительность, восприимчивость), интеллекта, характера, мотивации и ценностной ориентации. Однако не было средств для того, чтобы проникнуть в суть описанных явлений: Поскольку психологические методы получения исходных данных ограничивались интроспекцией, сущность творчества признавалась бессознательными процессами.

До середины ХХ века психология связывала творческие способности с интеллектуальным развитием. Необходимость определения интеллектуальных способностей привела к разработке IQ-тестов — тестов умственных способностей. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, то есть отсутствие корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать что-то новое — творчество.

Изучение феномена творчества осложняется тем, что при оценке творческих качеств исследователь в первую очередь заботится о качестве феномена. Исследование творчества на собственном научном материале проводилось в 1959 году группой ученых под руководством Дж. Гилфорда с помощью факторного анализа на материале точных наук. Одновременно и независимо от Гилфорда серия экспериментов на материале искусства была проведена в том же 1959 году В.Лёфельдом и К.Бейттелем. Сравнение результатов исследований позволило выявить 8 основных критериев, являющихся естественными для проведения различия:

» * Способность распознать проблему.

  • Беглость, способность видеть как можно больше сторон и соединений в проблеме.
  • Гибкость как способность
  • чтобы понять новую точку зрения;
  • отвергнуть выученную точку зрения.
  • Оригинальность, способность отходить от шаблона.
  • Способность перегруппировывать идеи и связи.
  • Способность к абстракции или анализу.
  • Способность к бетонированию или синтезу.
  • Чувство упорядоченной организации идей».

Более того, творчество в искусстве и науке имеет общие черты, что позволяет переносить творчество из одного материала в другой.

Область творчества трудно изучать и является спорной, так как эмпирическая область фактов по этой проблеме очень широка. Однако творчество как явление имеет много сторонников. Эти исследователи часто рассматривают вместе 4 основных аспекта: творческую среду, творческого человека, творческий продукт и творческий процесс.

Творческая среда. Творчество проявляется через личное ощущение, мышление, знание, ощущение, действие как поведение в состоянии относительной безопасности свободы от окружающей среды. Творчество — это восприятие, реакция, действие или общение человека, не подверженного влиянию других людей и находящегося в естественной среде.

Творческая личность. Понимание важности субъективных личностных факторов при их взаимодействии с объективными факторами при изучении творческих процессов привело к учету личностного фактора в последние десятилетия. Таким образом, следуя за другими науками, психология творчества, изучающая личность со всем спектром ее качеств, вводит в свою методологию принцип систематики.

11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется

продолжение следует…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]