Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности

В статье рассказывается:

  1. Внутренние и внешние ресурсы человека
  2. Основные внутренние ресурсы человека
  3. 7 способов восстановить внутренние ресурсы

Внутренние ресурсы человека – это то, на чем держится его жизнь. Они заложены в нем природой и развиты с годами. К ним относятся опыт, интересы, самооценка, здоровье и многое другое. Список на самом деле очень большой. Любая из составляющих этих ресурсов может дать сбой из-за усталости, постоянных стрессов, неудовлетворенности чем-то или кем-то.

К счастью, восстановить внутренние ресурсы можно, для этого есть несколько способов, каждый из которых подразумевает работу над самим собой. Не спешите закрывать статью, положение действительно можно поправить и радоваться жизни. То, что вы проявили интерес к данному вопросу – уже полдела!

Здоровье (физическое и психологическое)

Здоровое тело человека, которое в необходимом количестве получает отдых и еду, а также в необходимом количестве расходует свою внутреннюю сексуальность и энергию – это внутренние ресурсы человека, от которых зависит большая часть успеха в жизни.

внутренние ресурсы человека

Психологическая составляющая (процессы психики и ее функции) также расцениваются как основополагающие ресурсы. Внутренние составляющие психики личности – это эрудированность и начитанность, образное и абстрактное мышление, интеллект, умение пользоваться информацией, способность к анализу и синтезу, внимание, быстрая переключаемость с одних объектов на другие, воля и воображение.

Основные внутренние ресурсы человека

  • Здоровье (физическое и психологическое)

Качественный и своевременный отдых, сон, полезная еда в необходимом количестве, реализация внутренней сексуальности и энергии являются базой для здорового тела и осуществления любой деятельности. С умом примененные внутренние ресурсы открывают широкие физические возможности человеку.

Основные внутренние ресурсы человека

Работа психики и ее основные функции также относятся к основополагающим вещам, которым нужно уделять внимание. Сюда входят интеллект, эрудиция, начитанность, обработка информации, анализ и синтез, воля, воображение, образное и абстрактное мышление, быстрое переключение с одного процесса на другой.

  • Эмоции и позитивное мышление

Умение различать эмоциональные состояния и работать с ними — это неисчерпаемый ресурс. Потому что внутренние настроения оказывают серьезное влияние не только на психику, но и на физическое тело. Источником силы могут стать не только положительные эмоции, вроде счастья, радости, веселья, но и негативные. К ним относятся печаль, гнев, горе, ярость и так далее.

Как увеличить доход

минимум
в 3 раза
без достигаторства и впахивания 24/7

Как увеличить доход

минимум
в 3 раза
без достигаторства и впахивания 24/7

Самые действенные практики от Марии Самариной, благодаря которым более 100 000+ человек уже выросли в доходах и исполнили материальные желания

Результаты наших учеников можно посмотреть тут

Скачивайте инструкции и видео пока доступ к материалам открыт. Он может заблокироваться в любую минуту!

Мария Самарина Основатель крупнейшей онлайн-школы осознанности «Поток»

7 причин почему не удается пробить финансовый потолок

Расскажем какие привычки уничтожают ваши ресурсы

Видео-практика по привлечению денег в свою жизнь

Эффективная медитация по увеличению финансового дохода

Тренажер по поиску истинного предназначения, дающего поток денег

Раскрытие максимального денежного потенциала

Активирующая практика для расширения способностей

Которая поможет стремительно достигать поставленных целей

Скачать подборку

Уже скачали 100

При этом важно экологично проживать любую эмоцию. Например, ощущение гнева может указать на нарушение ваших границ и помочь вам защитить их. А если вы с помощью злости унижаете другого человека и срываетесь, это действует разрушительно на всех.

Фокусируйтесь на созидании, это поможет смотреть на мир более положительно и мыслить тоже. Позитивное мышление поможет в разрешении проблем и жизненных сложностей мирным путем.

  • Характер

В психологии к внутренним ресурсам человека относятся все черты характера, а не только те, которые поощряются обществом. Например, в общепринятом понимании раздражительность и злость не приветствуются, но они же могут помочь человеку достичь цели и постоять за себя в сложной ситуации.

Любая черта имеет две стороны медали, поэтому может стать ресурсом при определенных обстоятельствах. Под характером понимаются устойчивые свойства психики, которые определяют поведение личности. Каждому из нас необходимо знать свои сильные и слабые стороны, применять их в нужное время, тогда это пойдет на пользу самому человеку и всем окружающим.

  • Навыки, умения, опыт

Сюда относится не то, что человеку изначально было дано при рождении, а то, что он приобрел на протяжении жизни и может проявлять это на пользу окружающих. Умение — способность делать какую-либо вещь, а навык — это автоматизированное умение.

Пережитый и переработанный опыт является важным ресурсом, на который можно опираться. По сути всё, что человек понял и прочувствовал, уже считается опытом. Этими знаниями он сможет воспользоваться в будущем, если возникнет похожая ситуация, и преодолеть трудности.

  • Самооценка и идентификация

Каждый из нас отождествляет себя с какой-либо группой, принимает ее цели и ценности, что и называется самоидентификацией. Например, это может быть профессия, определенная социальная роль, гендер и так далее. Такая общность с другими людьми является сильным внутренним ресурсом, помогает нам выполнять свои функции и обязанности в обществе.

Основные внутренние ресурсы человека

Самооценка также играет значимую роль, поэтому важно правильно использовать этот ресурс. Отношение к себе помогает адекватно оценивать свои поступки и анализировать ошибки, делать из этого выводы, исправляться и добиваться поставленных целей.

  • Самообладание

Способность адекватно реагировать на любые происходящие вокруг ситуации, даже негативные, считается полезным навыком. Грамотное использование этого ресурса позволяет спокойно анализировать события и выбирать стратегию поведения, которая не усугубит ситуацию и никому не навредит.

  • Духовность

Сюда относится не только вера в Бога или принадлежность к определенной религии, но и обладание высшими ценностями. Это любовь, справедливость, благородство, нравственность, милосердие, совесть и так далее. Такие нематериальные вещи позволяют человеку быть выше земного хаоса и оставаться разумным.

Эмоции и позитивное мышление

Различные эмоциональное состояния – это неисчерпаемые ресурсы. Внутренние настроения могут задавать ритм, как физическому телу, так и психике в целом. При этом ресурсами выступают как ощущение благоприятных эмоций, таких как радость, счастье, веселье, умиротворенность, так и ощущение горя, печали, гнева, ярости. Но каждая из эмоций должна нести в себе созидательную функцию. К примеру, ярость и гнев в отстаивании своих прав может обозначить личностные границы и не позволит оппоненту их нарушать. А вот ярость, направленная на уничтожение (моральное или психологическое) другой личности, уже несет в себе разрушающую функцию.

внешние и внутренние ресурсы

Ракурс на созидание позволит выработать способность к позитивному мышлению, что очень часто становится помощником в разрешении многих проблем и жизненных неурядиц.

Внешние ресурсы, которые вам доступны

Иногда, когда вы чувствуете, что внутренних ресурсов вам не хватает, нужна дополнительная опора, дополнительные возможности – вы можете черпать силу и энергию из внешних ресурсов. Внешние ресурсы можно условно разделить на несколько групп: другие люди, ваше дело, информация, деньги, семья, творчество.

Если вы ощущаете, что потеряли внутреннюю устойчивость, и вам не хватает собственных сил и мотивации, то обращение к внешним ресурсам станет для вас крайне полезным. Оно может дать вам новые точки осознания, новые идеи, выход на новый этап в жизни.

Когда вам не хватает внутренних ресурсов, когда кажется, что силы вас покидают, у вас нет целей и не хочется ничего не делать – не «засыпайте» в этом состоянии, не загоняйте себя в апатию и депрессию, а идите и берите ресурсы внешние.

Главное – чтобы ваши внешние ресурсы были правильно «настроены», чтобы вы умели ими пользоваться. Например, один и тот же ресурс «семья» может стать для вас как опорой и поддержкой, очагом любви и вдохновения, так и наоборот, может еще больше демотивировать вас и забирать последние силы.

Точно так же и с ресурсом «мое дело». Оно может или наполнять вас, или опустошать. Ресурс «информация» может или приносить вам пользу и приближать вас к вашей цели, или может превратиться в постоянный источник тревожности и «шума», стать мощным отвлекающим фактором. И так далее.

Характер

Под характером понимаются не только те черты, которые являются высокоморальными и привлекательными для общества в целом, но и те, которые помогают личности продвигаться к достижению каких-либо результатов. К примеру, в обществе не очень приветствуется гневливость и раздражительность, но благодаря им человек всегда сможет постоять за себя в тяжелой ситуации. Именно поэтому такие черты — это тоже ресурсы. Внутренние ресурсы личности, заключающиеся в характере, конечно, должны быть близки к идеалам общества. Стоит помнить о том, что все особенности характера должны проявляться в нужное время и в нужном месте, в таком случае они пойдут только на пользу самому человеку и окружающим.

Как пополнить ресурс

Тренинг по психологии на тему ресурсы

Для начала выясните, что его истощает. Вариантов много:

  • неусыпное наблюдение за мужем, детьми, тотальный контроль;
  • чувство вины;
  • недовольство собой, заниженная самооценка;
  • блоки, идущие из детства;
  • психологические травмы из прошлого.

Сюда можно добавить дела, которые не приносят никакой пользы, например, просмотр телевизора или бесцельное блуждание по просторам интернета.

Восполнить ресурс помогут занятия, которые приносят удовольствие. Разрешайте себе иногда делать все, что хочется. Проваляться день с книгой на диване? Пожалуйста! Вспомнить детство и побегать с ребенком по лужам под дождем? Почему бы и нет. Посвятить несколько часов уходу за телом? Сегодня можно все.

Хорошо восполняет растраченные ресурсы творчество.

Запомните, как вы себя чувствуете во время перечисленных занятий. А после время от времени возвращайтесь к ощущениям. Так вы поможете себе активизироваться в нужный момент.

Навыки, умения, опыт

Умение – это, то, что человек научился делать, а навык – это автоматизирование умения. Благодаря этому личность может приносить пользу окружающим его людям. Таким образом проявляется внутренний ресурс, который заключается в умении.

внутренние ресурсы это

Опыт, переработанный и пережитый, является важным ресурсом человека. Все то, что смог осознать и прочувствовать человек это уже опыт и в будущем личность может осознанно им воспользоваться в схожих ситуациях для преодоления каких-либо трудностей.

Что такое ресурсное состояние

Коротко: ресурс – это источник или запас некоторых средств. В повседневной жизни это то, что позволяет нам эффективно выполнять повседневные и рабочие обязанности с минимальным уровнем усталости и стресса.

Ресурсное состояние – наличие многочисленных видов энергии и сил для решения поставленных задач. Почему многочисленных? Потому что чувство «потока» связано со многими внешними и внутренними аспектами:

  • Физическое самочувствие.
  • Интерес.
  • Эмоциональная стабильность.
  • Мотивация, вдохновение.
  • Время.

Чем больше аспектов задействовано, тем проще вход в ресурсное состояние!

Самое простое и бытовое описание термина «в ресурсе» – «все спорится в делах». Это когда проблемы находят быстрые и правильные решения, дела выполняются без заминок. Жизнь «на подъеме».

Тренинг по психологии на тему ресурсы

К сожалению, поддерживать себя на позитиве 24 часа в сутки почти нереально. Да и не нужно. Ресурс – это не просто энергичная жизнь, это, скорее, правильное направление и расходование энергии.

Для похода, например, нам нужна активность и выносливость, а для отчета – вдумчивость и сосредоточенность. И там, и там необходимое состояние можно назвать ресурсным, но ресурсы использованы разные.

Самооценка и идентификация

Идентичность – это то, с чем мы себя отождествляем и идентифицируем. Последняя характеристика может быть профессиональная, социально-ролевая, гендерная. Это также является внутренним ресурсом, позволяющим выполнять те функции и обязанности, которые мы осознанно принимаем. Самооценка играет важную роль в жизни человека и правильное использование этого ресурса. Можно сказать, что именно реальная оценка своего положения в обществе и отношение к себе позволяют взвешивать собственные поступки и неудачи, делать выводы и продолжать добиваться поставленных жизненных целей.

Ресурсы бывают • восполнимыми и нет. К невосполнимым ресурсам относится время и частично здоровье. • внешними (деньги, время) и внутренними (здоровье, энергетика)

Различают два класса ресурсов

  1. Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека,
  1. Средовые ресурсы отражают доступность личности помощи (инструментальной, моральной, эмоциональной) в социальной среде (со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев

Использование ресурсов Ресурсы можно тратить, а можно вкладывать, можно нарабатывать их своими силами и честно, можно за счет других.

Трата — это нецеленаправленное использование ресурсов, расходование, уничтожение ресурсов.

Вклад — это использование ресурсов, направленное на достижение какого-то определенного результата (как вариант — на восстановление этого или другого ресурса).

Ресурсное состояние (или — быть в ресурсе) — наличие физических, душевных и духовных сил и энергии для решения предстоящих задач.

Виды ресурсных состояний

Основные виды ресурса — это физический, психологический, личностный и духовный ресурс.

Физически ресурсное состояние — это выспавшийся, отдохнувший, физически бодрый человек.

Психологически ресурсное состояние – состояние уверенности, бодрого настроения, когда человек ощущает жизненные силы и энергию, способность выполнить задачу. Человек в духе или нет, верит в себя или убежден, что у него ничего не выйдет, маэстро в депрессии или в объятиях вдохновенной музы — все это разные описания наличия или отсутствия психологического ресурса.

Как подкачать собственный ресурс

Когда человеку хотят помочь, ему стараются повысить его ресурсное состояние, когда хотят помешать — стараются из ресурсного состояния вывести.

Способов много: • Грелка. Душевно согреть — душевными интонациями, теплыми словами, благодарностью. • Взгрелка. Взбодрить — собственной бодростью, живыми интонациями, энергичными формулировками, верой в успех. При необходимости — взгреть: «Что расселся?! Работать!». Взрослым людям, помнящим, что такое долг — напомнить о их высоком долге. Иногда — напугать, рассердить, использовать высокотонусные отрицательные эмоции. • Унитаз. Помочь выговориться, освободиться от страхов или других мешающих переживаний. • Золотое зеркальце. Повысить веру в себя: похвалы и комплименты. «Ты молодец», «Прекрасно выглядишь!», «У тебя все получится!» • Деловая поддержка. Помочь освоить нужные умения: просто понятно объяснить, поддержать в первых попытках, отметить успехи.

— Роль Мечтателя, роль Реалиста и роль Критика. В этой стратегии задано только начало: начинаем всегда с Мечтателя, с отключения внутренней критики и запуска свободного полета фантазии. Мечтатель должен наработать материал, который будут обрабатывать Критик и Реалист,

Продумывая свои новые проекты, используйте эту стратегию: вначале разрешите себе свободно мечтать, предполагая, что все складывается, что у вас неограниченное время, деньги, что все люди идут вам навстречу, удача с вами дружит… — мечтать полезно. Когда намечтались, создали воодушевляющий вас проект — включите реалиста: продумайте как человек дела, какие шаги можно и нужно делать для реализации этого проекта. Где взять время, деньги, материальную базу, кого из людей можно и нужно подключить — все детали и подробности. Пока не думайте о трудностях и возможных неудачах, описывайте просто шаг за шагом, как все это сделаете и всего добьетесь. Расскажите несколько способ и путей, определите даты и сроки, назовите свои первые шаги. Отлично! А когда поймете, на что это в реальности может быть похоже — отнеситесь к своему проекту критически: задумайтесь о том, где могут быть сбои и ошибки, где нужно «подстелить соломки», о каких трудностях нужно подумать еще раз. Критик — это не критикан, отнеситесь к своему проекту позитивно.

— Потоковое состояние (вдохновение)

Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния: Ясные цели (различимые ожидания и правила). Концентрация и фокус внимания — высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться). Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности. Искажённое восприятие времени. Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости). Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложности задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной). Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью. Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.

Техники, часто используемые в процессе

реабилитации и психотерапии

Ф.Е. Василюк (1984), разводя понятия стресс, фрустрация, конфликт и кризис, обосновывает четыре категориальных поля, соответствующих жизненным мирам, — витальность, деятельность, сознание и воля. На наш взгляд, ресурсы совладания с экстремальными ситуациями удобно относить именно к этим категориальным полям. Соответственно, можно разделить и техники, часто используемые в процессе реабилитации и психотерапии – в зависимости от того, на поддержание какие ресурсов совладания они направлены. На поддержание витальности – интереса, желания, активности – направлены многие техники телесной психотерапии (например, Е.С.Мазур, 2003), техники фокусирования (Ю.Джендлин, 2000). Основная их цель – пробудить в человеке желание жить, справляться с ситуацией, чтобы затем опереться на это желание, интерес при работе с психотравмирующими переживаниями. Опора на деятельность при реабилитации подразумевает акцент на активность человека в преодолении трудностей, на его стремление действовать и побеждать. «Попробуй сделать это» — эта техника часто применяется не только в бихевиоральной психотерапии, но и в когнитивной, арт-терапии, телесной психотерапии, гештальт-терапии. Наконец, сознание включает понимание того, как и почему я поступаю в той или иной ситуации, выбор, согласование конфликтующих мотивов. К этому категориальному полю относятся некоторые техники психоанализа, экзистенциальной психотерапии, гуманистической психотерапии. Работа в этом поле – это попытка осознания того, что эмоция, аффект, вина, переживание – это некоторое явление, имеющие свои причины и следствия. Тогда они перестают застилать все вокруг (как, например, явления «вторжения» воспоминаний, чувство вины, страх), и возможна дальнейшая реабилитационная или психотерапевтическая работа. В качестве иллюстрации можно вспомнить распространенную технику ситуационной реконструкции (например, S. Maddi, 1997, 1998) – событие рассматривается в расширенной перспективе, рассматриваются и анализируются его причины и возможные следствия, что приводит к переоценке угрозы и негативности самого события, его роли в жизни человека в целом.

Поиск психологических ресурсов и опора на эти ресурсы, как правило, является ключевым моментом как в саморегуляции, так и при реабилитации в экстремальных условиях.

? Как конкретно искать, как саморегулироваться ?

  1. Если человек убежден в своих силах контролировать происходящее, готов активно действовать и преодолевать трудности и эти убеждения остались непоколебимы в экстремальных условиях – ему достаточно опереться на эти психологические ресурсы. Если же (значительно чаще) это не так, необходим кропотливый поиск психологических ресурсов, которые позволят восстановить и сохранить уверенность и самообладание.
  1. Существует однако и второй вариант саморегуляции – при опоре не на психологические ресурсы, а через собственно экзистенцию. Личность принимает свою ответственность за происходящее и то, что случится – и отношение мотивационно-смысловая сфера личности – саморегуляция обращается. Действуя в экстремальных условиях, вопреки переживаниям личность изменяет, формирует собственные убеждения и диспозиции.

Понятие «ресурсы»

используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход, зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которой важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации.

Э. Фромм выделял три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:

— надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;

— рациональная вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;

— душевная сила (мужество) – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да» [14].

В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса»

Н.Е.Водопьянова дает следующее определение ресурсов: это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуации

В ресурсной концепции стресса С. Хобфолла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовых, так и личностных. С. Хобфолл к ресурсам относит: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состоя¬ния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей. Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды. В концепции С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, запускающий стрессовые реакции. Когда происходит потеря ресурсов, другие ресурсы выполняют функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации. Потеря внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья личности

Л.В.Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; физические ресурсы — состояние здоровья и отношение к нему как к ценности

И.В. Дубровина: самодостаточность, интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной и практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности

Д.А.Леонтьев водит понятие «личностный потенциал». Эффекты личностного потенциала обозначаются в психологии такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и др.

В интерпретации С. Мадди жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента:

— вовлеченность в процесс жизни – убежденность в том, что участие в происходящем дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлеченности лежит уверенность в себе – восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации (самоэффективность);

— уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать – убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. На уровень контроля влияет стиль мышления (индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий);

— принятие вызова жизни – убежденность человека в том, что все происходящие с ним события способствуют его развитию за счет приобретения опыта. Принятие вызова (риска) – это отношение человека к принципиальной возможности изменяться

Л.В.Куликов обозначает: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения желаемой цели; способность к адаптации, готовность к самоизменению, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, активность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стрессогенной ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации

В качестве одного из компонентов жизнестойкости Л.А.Александрова определяет личностные ресурсы, выделяемые С. Мадди, которые на уровне реализации обеспечены развитыми стратегиями совладания. В качестве второго компонента обозначается смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом. Как отдельный компонент жизнестойкости Л.А. Александрова выделяет гуманистическую этику, задающую критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач.

Личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации.

Актуальным направлением исследования личностных ресурсов является изучение их психологической структуры, механизмов функционирования, динамических характеристик, а также разработка исследовательских методик, адекватных содержанию исследуемой психической реальности.

Вывод. Что в сухом остатке?

Умение достигать ресурсного состояния, как легко понять, крайне важно. Но необходимо ещё и понимать, что истощает ваши силы, и любой ценой его устранить, потому что от этого зависят ваши жизнь и здоровье

Если не устранить причину рваной раны – например, инородный элемент в теле человека – рана всё равно будет раскрываться, сколько её ни лечи. То же самое и с человеческой душой. Зубами, когтями избавляйтесь от любого чувства вины, неуважения к себе и т. д., потому что заниженная самооценка – одна из самых больших бед, и с ней не только ресурсного состояния тяжело достичь, но часто и о здоровье вообще говорить не приходится.

А такое состояние, когда хватает сил, энергии, мотивации, средств для достижения каких бы то ни было целей, в общем-то при условном идеале должно быть естественным для человека. Пусть всегда быть в нём невозможно, но умение входить в него тогда, когда реально требуется – одно из важнейших, если хочется подняться в жизни!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]