В самом общем и широком смысле, мотив – это вопрос, причина, обстоятельство среди других альтернатив, которые побуждают кого-то делать что-то или вызывают то или иное действие.
Это позволяет нам поддерживать постоянный интерес к действиям, которые, если они выполнены, способны удовлетворить потребность или осуществить мечту.
С того момента, как мы осознаем свой потенциал и окружающую нас реальность, мы испытываем потребность понять природу эмоций, их связь с мыслью и то, как эти два измерения взаимодействуют и обуславливают наши действия и нас. Они мотивируют вас для достижения личного успеха.
Мотивы и мотивация с точки зрения психологии
Мотив и мотивация – это два термина, связанных друг с другом, но они не имеют одинакового значения. Они дополняют друг друга. Таким образом, понимание разницы между двумя концепциями важно для понимания человеческих действий в целом, а так же того, как и почему человек решает сделать что-то конкретное в частности.
Мотив в психологии – это причина, а мотивация — это сила, двигатель, который заставляет нас выполнять наши действия, и является продуктом наших мыслей и эмоций, это стремление к благополучию. Мы можем классифицировать мотивацию по социальным и биологическим критериям согласно классификации Халла.
Социальные причины основаны на отношениях с субъектами общества, связанные с общим ростом личности субъекта.
Выделяется три типа :
- достижение— это то личное желание сделать что-то трудное, преодоление препятствий;
- власть — состоит из достижения статуса , который позволяет влиять на других людей или быть проводником других;
- принадлежность — необходимости общаться с другими членами группы, будь то, по соображениям интересов, религии и т.д.
Первичные (биологические) мотивы с врожденными характеристиками необходимы для обеспечения выживания организма или вида, среди которых выделяются основные: голод, жажда, сон и секс. Они присущи всем видам. Есть еще материнский импульс, причины температуры, выделения, кислорода, активности и избегания боли.
Вторичные мотивы (социальные) мотивы, приобретаемые в процессе обучения на протяжении всей жизни человека, важны для увеличения вероятности социального и личного роста указанного человека в обществе, к которому он принадлежит.
Первичными мотивами являются те, которые связаны с существенными потребностями для выживания индивида.
Есть много интерпретаций мотивации. Вот несколько теорий:
- Баланс: гомеостатический (по Халлу), когда организм испытывает какой-то дефицит, появляется какая-то биологическая или психическая потребность, импульсы действуют, чтобы восстановить утраченный баланс.
- Потребности: мотивация активируется в ответ на потребности человека.
- Когнитивные (по Толмену): мотивация побуждает поведение к выполнению ожиданий и целей, которые каждый субъект поставил в результате предыдущего обучения.
- Поведенческие: мотивация определяется стремлением к удовольствию и бегством от боли, вызванной убеждениями.
- Психоаналитические : наше поведение мотивировано бессознательными импульсами, сексуальными и агрессивными инстинктами.
- Гуманистские: пирамида/иерархия потребностей Маслоу формулирует иерархию человеческих потребностей и утверждает, что по мере удовлетворения самых основных потребностей (нижняя часть 9, у людей развиваются более высокие потребности и желания (верхняя часть).
Пирамида Маслоу — это психологическая теория, предложенная Абрахамом Маслоу в его работе «Теория человеческой мотивации». Он формулирует иерархию человеческих потребностей и утверждает, что по мере удовлетворения самых основных потребностей (внизу) у людей развиваются более высокие потребности и желания (вверху). Согласно пирамиде диспондриамов Маслоу:
- основные физиологические факторы, поддерживающие гомеостаз (дыхание, еда, сон, избегание боли и т.д.);
- безопасность и защита, физическая безопасность и здоровье, ресурсы и защита вашего имущества и активов;
- общение, дружба, социальная интеграция и социальное признание;
- уважения, высокая оценка (потребность в самоуважении, уверенности, достижениях, независимости и свободе) и низкая оценка (уважение к другим людям, потребность во внимании, признательности, признании, репутации и т.д.).
- расстройство является тормозом некоторого поведения, направленного на достижение цели, все ситуации, в нашей жизни, когда это происходит, появляется неудовлетворенная потребность.
Чем сильнее мотив цели, тем сильнее разочарование, когда цель не достигается.
Столкнувшись с неприятной ситуацией, нам удастся признать свои ошибки, мы можем начать процесс, с помощью которого мы постараемся не повторять те же ошибки прошлого еще раз.
Типы мотивации человека
Широко известны такие типы мотивации, как «кнут» и «пряник». Это не что иное, как представление об отрицательных и положительных мотивах. Данные принципы издавна используются в экономике, политике, менеджменте, образовании и в других сферах, в том числе в бытовой.
Интересно, что данные типы мотиваций могут характеризовать не только отдельного человека, но и определённое общество. Известно, например, что для русского сознания с древних времён более характерна мотивация «кнутом», чем «пряником». Это отражено даже в пословицах: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Подобный характер русского человека отмечали исследователи культуры и даже религии. Так, один церковный историк говорил, что русские православные люди издавна верят не столько в бога, сколько в дьявола, и в русской религиозной (а по большей части народно-религиозной) культуре возникли тысячи способов и советов, как избежать встречи с нечистой силой; в то же время изначальное православие осуждает подобную практику, ведь если человек верит во «всесильного бога», то он не должен бояться нечистой силы.
«Пряник» — это по большей части западная система мотивов. Так, в европейских странах предусмотрен ряд поощрений для граждан, твёрдо соблюдающих законодательство, и относительно мягкая система наказаний для тех, кто нарушает законы. В нашей же стране всё наоборот: для законопослушны граждан не предусмотрено практически ничего, зато система наказаний обширная, запутанная, жестокая и неповоротливая.
Тем не менее, в современном западном обществе тоже растёт роль «кнута» в отдельных сферах. Там сурово порицаются жестокое обращение с детьми, нарушение дисциплины на предприятиях. Имеющиеся проблемы, скажем, в государственном здравоохранении сами по себе являются для европейцев «кнутом», побуждающим усиленно работать, чтобы оплачивать услуги частной медицины.
Какие же из этих мотивов наиболее эффективны? В каждой стране и у каждого народа ответ на этот вопрос свой собственный. История показывает, что на европейское общество благотворное влияние оказывало повсеместное увеличение «пряника», то есть выработка положительных мотивов; а вот противоположные тенденции приводили к революциям, забастовкам, стихийным и организованным массовым выступлениям. Это веками прослеживалось в европейской истории.
В современном Сингапуре ключевую роль в процветании общества сыграл именно «кнут». Ограничений и запретов в этом городе-государстве великое множество, а в целях поддержания безупречного порядка широко используются такие наказания, как избиение палками. Никаких «пряников» для граждан здесь не предусмотрено. И многим из нас кажется странным, как такие методы привели Сингапур к экономическому и социальному чуду, к высоким показателям уровня жизни, социальной сплоченности (и это – в многонациональной и многокультурной стране с высокой плотностью населения) и к отсутствию массового недовольства.
Страны Восточной Европы, США, Китай выделяются тем, что в их обществах соблюдается определённый баланс побуждений. Для Восточной Европы это было особенно заметно в годы существования советского блока: лояльным к государственному режиму гражданам, которые добросовестно трудились и заботились о своём высоком «моральном облике» (с точки зрения властей), были гарантированы достаточно высокий уровень жизни, определённая степень гражданских свобод, обеспеченность товарами массового потребления. И рядом с этим – жестокие преследования инакомыслящих, диссидентов, «тунеядцев», возведённое в идеологию порицание аморального образа жизни. Нечто похожее прослеживалось в этих странах и до, и после «советской эпохи». Построить такое общество могли только люди, для которых характерна борьба противоположных систем мотивов. Чтобы сравнить это с западноевропейской системой, достаточно посмотреть на тюрьмы в этих странах: норвежские или голландские больше напоминают курортные отели, а польские или румынские – концлагерь.
Это имеет определённый смысл. В культурах разных стран образу тюрьмы отводится роль своеобразной «пугалки», с помощью которой одни люди стремятся мотивировать других, тем самым управляя их поведением. В России, США, Китае и странах Восточной Европы тюрьма – это не исправительное заведение, а «учреждение по исполнению наказаний», и её задача – угнетать и уничтожать личность, уничтожать преступника морально, а зачастую и физически. И лишь стремление не «скатиться» до того, чтобы угодить за решётку, придаёт среднему человеку в этих странах импульс для совершения общественно полезных действий (работать, обеспечивать семью, уважать окружающих, не воровать, не убивать и др.). Первая же возможность избежать тюремного срока мотивирует типичного жителя этих стран на то, чтобы совершить преступление.
Поведение европейцев подчиняется иным принципам. Судя по всему, тюремный срок их не пугает: ведь имеющиеся ограничения в тамошних тюрьмах не унижают заключённого как личность, сотрудники тюрьмы проявляют к нему определённое уважение. Но при этом поражает дисциплинированность европейцев, их вежливость, стремление много трудиться (но не перетруждаться). Если вы оставите кошелёк с деньгами на скамейке в каком-нибудь немецком городе, то, скорее всего, через неделю вы найдёте его там же совершенно нетронутым (в настоящее время ситуация во многом иная в силу обилия мигрантов в Германии и других странах Европы, которые имеют совсем другую психику). Причина в том, что средний европеец настроен на достижение успеха и поддержание своей хорошей репутации, а любой «неправильный» поступок может эту репутацию испортить. Ты не сядешь в тюрьму, но от тебя отвернутся друзья, тебя разлюбит девушка, выгонят из дома родители, тебя не возьмут на работу в хорошую организацию…
Если углубиться в историю, то можно увидеть, чем были мотивированы люди в разных странах, создавая аналогичные изобретения, совершая одинаковые поступки. Хороший пример – создание печатного станка. Иоганн Гутенберг определённо был положительно мотивирован: с помощью своей типографии он хотел поправить своё материальное состояние, приобрести славу и влияние, стать первооткрывателем чего-то нового, дать людям новые возможности для развития. Он был создателем, главным работником и владельцем своего предприятия. Задуманное, собственно, ему удалось: его клиентами стали не только купцы и ремесленники, но и королевские особы, и церковь.
Русский первопечатник Иван Фёдоров был мотивирован несколько иными соображениями. Для него его дело было скорее ритуальным, он желал «служить богу». Зримыми аналогами «бога» для него были правители, церковные иерархи, бояре. В первой московской типографии, открытой царём и митрополитом для личных нужд, Фёдоров был бесправным работником, и он не хотел иметь с этого предприятия некие личные выгоды. Долгое время первопечатник был ведом обстоятельствами, которые не позволяли ему осуществить задуманное в полной мере: на него гневались простые священники, переписчики книг, типографию быстро сожгли и вынудили его бежать из страны в Литву, а затем на Украину. За пределами России дела первопечатника пошли куда лучше, но опять-таки за счёт сильных правителей. Свою личную типографию русский первопечатник так и не приобрёл. По-видимому, христианский бог и представители власти были для Фёдорова своеобразным «кнутом», которого следует бояться и которому следует служить.
«Человек в футляре» — ещё один персонаж, теперь уже литературный, который был явно мотивирован исключительно «кнутом». Его любимой присказкой было выражение «как бы чего не вышло», которое он повторял всегда, когда видел что-то непривычное. Окружающие удивлялись, откуда в этом мелком чиновнике, человеке тихом и незаметном, вдруг проснулась недюжинная энергия, с которой он принялся строчить жалобы направо и налево. Всеобъемлющий страх побуждал его действовать, в то время как окружающие в своих поступках были мотивированы положительными соображениями.
Функции мотивов
Понятие мотива обусловлено причиной или обстоятельством, которое движет или вызывает действие. Выделяется три основные функции мотива:
Кроме того, все мотивы обладают избирательными функциями и своими свойствами.
Человек выбирает мотив в соответствии со своими потребностями.
Не все мотивы и стимулы одинаково сильны. Они меняются в зависимости от времени и окружающей среды. Человеческая природа всегда хочет избавиться от напряжения, поэтому опыт обучения всегда полезен.
Ссылки
- Клочков А. К.
KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. — Эксмо, 2010. — 160 с. — ISBN 978-5-699-37901-9.. - Ильясов Ф. Н. Методология ресурсного подхода к анализу трудовых мотивов и установок // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 5. С. 13-25.
- Мотив и мотивация: восемь основных проблем / Х. Хекхаузен // Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — С. 33-48.)
- Шалыто А. А. Заметки о мотивации.
Виды мотивов
Мотивы обычно делятся на побуждения и влечения. Влечения в первую очередь биологические, такие как жажда, голод, сон и потребность в воспроизводстве — все это побуждает нас искать и принимать участие в определенных действиях. Считается, что побуждения возникают внутри человека и могут не требовать внешних стимулов для поощрения поведения. С другой стороны, мотивы в основном определяются социальными и психологическими механизмами, такими как работа, семья и отношения. Они включают такие факторы, как похвала, одобрение, и т.д.
Оптимум мотивации
Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определённые разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.
Экспериментально установлено, что существует определённый оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведёт не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определённая граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.
Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона. Эти учёные, исследуя влияние негативной мотивации на животных, в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее оптимальной является средняя интенсивность мотивации (задавалась интенсивностью ударов тока).[3]
Внешние и внутренние мотивы
Мотивы в основном делятся на две категории: внешние и внутренние. Исследователи выявили впечатляюще эффективные два типа мотива:
Внешний
Выполнение действия для достижения или предотвращения отдельного результата
Скорее всего, многие вещи, которые вы делаете каждый день, имеют внешний мотив.
Согласно исследованию внешний мотив — это конструкция, которая присутствует всякий раз, когда деятельность выполняется для достижения некоторого отдельного результата.
Например, заниматься спортом, чтобы похудеть, научиться говорить по-итальянски, чтобы произвести впечатление на друзей, или вовремя приступить к работе, чтобы на вас не накричал начальник.
Внешний мотив — это делать что-то ради «внешнего» вознаграждения, которое вы получаете от него. В вашей карьере это может включать финансовую выгоду, льготы и даже возможность избежать наказания.
Когда вы обнаруживаете, что ваше вдохновение ослабевает, переориентация на внешние награды — это быстрый способ вернуться к цели или деятельности, будь то хорошие результаты на работе или соблюдение режима упражнений. Если вы обнаружите, что каждый день ворчите во время поездок на работу, чтобы выполнить работу, от которой вы не в восторге, попробуйте сосредоточиться на внешнем вознаграждении — будь то зарплата, из которой вы оплачиваете квартиру, продукты или даже бесплатные подарки детям на Новый год — это отличный способ получить мотивацию.
Внутренний
Это внутреннее стремление к успеху или целеустремленность.Специалисты определяют внутренний мотив как выполнение деятельности для внутреннего удовлетворения, а не для каких-то отдельных последствий. Когда человек внутренне мотивирован, он движется к действиям ради развлечения или вызова, а не из-за внешних продуктов, давления или вознаграждения.
Ваша работа может не обеспечивать очевидных источников внутренней мотивации, но, возможно, вы отправляетесь на пробежку, потому что вам нравится «отключать вилку от сети» и бегать по дорожкам в парке или помогать своему соседу нести продукты вверх по лестнице, потому что вам действительно это нравится.
Внутренний мотив — это делать что-то, потому что вам это нравится. Вы чувствуете внутреннее вознаграждение за это от самого себя. На работе это может быть целенаправленная работа, приятное времяпрепровождение с товарищами по команде или достижение целей, которые вы перед собой поставили.
Скажем, например, вы финансовый консультант и испытываете искреннее удовлетворение от того, что можете помочь людям управлять своими деньгами таким образом, чтобы улучшить их жизнь. Или вы менеджер по маркетингу, которому нравится проводить мозговой штурм с коллегами по новым проектам.
Мотивация: организационная и персональная
Мотивировать можно и себя, и соседа, и даже начальника. Разницы нет, всеми нами что-то движет. Но кто выступает в качестве инициатора мотивации?
Варианта всего два:
- человек;
- организация.
Выше я описал персональное применение формулы «Стимул — мотив — реакция» на овечке. Теперь же рассмотрим примеры организационной мотивации. Скажем, некий частный банк сталкивается с проблемой утренних опозданий. Этот фактор влечёт за собой большие потери в производительности. Поэтому HR пытается решить эту проблему.
Давайте пройдёмся по формуле. Желаемое поведение — ранний приход сотрудников в офис. Мотив нужен общий и понятный для всех. По итогам опроса «Ради чего вы готовы приходить с утра пораньше?» выясняется, что это фрукты. Причём желательно экзотические и всё время разные. Мотив определён. Теперь самое сложное — стимулирование.
Организационная стимуляция — это целый бизнес-процесс. Надо посчитать экономическую целесообразность, найти кейтеринг. А самое сложное, вишенка на торте, — не допустить демотивации от таких мер. Важно, чтобы кто-то один из команды не приезжал утром и не набирал на всех фруктов. Но важно и то, чтобы никто его по рукам не ударил! Для этого надо придумать и внедрить правила: например, порционную выдачу и вежливые скрипты отказа в 9:05. В моём посте о конфликтологии как раз рассказывается, как не порождать лишнюю агрессию.
Положительные и отрицательные мотивы
Человеческие существа естественным образом стремятся к удовольствиям и избегают боли. Мы — организмы, ищущие награды, и все, что мы делаем, содержит в себе награду, сознательную или бессознательную, воспринимаемую или реальную:
- Положительный мотив (награды).
Это тип мотива, который вы используете, когда выполняете какое-либо действие по той причине, чтобы получить вознаграждение, которое обычно находится в будущем. Это будущее может быть ближайшим или далеким. Ожидание награды — вот что вами движет.
- Отрицательный мотив (избегание боли).
Отрицательный мотив — это наказание. Это происходит, когда предпринимаются действия, чтобы избежать боли или неудачи.
Еще одна важная вещь, которую следует учитывать при отрицательном мотиве — это то, что если у вас нет под рукой решения, то отрицательный мотив может вызвать беспомощность и депрессию.
Существует разница между отрицательным и положительным мотивом:
- Отрицательный мотив коренится в страхе, а положительный мотив — на служении.
- Разница между отрицательным и положительным мотивом — это разница между выживанием и жизнью.
- Если у вас есть положительный мотив, ваши действия, скорее всего, будут иметь положительный результат. С другой стороны, если вы настроены отрицательно, ваше действие приведет к нежелательному отрицательному результату.
- Отрицательный мотив может нанести вред самому себе, а положительный мотив — уверенность в себе.
- Когда вы убегаете от чего-то, тогда у вас отрицательный мотив, а положительный побежите к чему-то.
Что такое мотивация?
Мотивация — это психологический процесс, задающий направление человеческому поведению. Она заставляет действовать, принимать конкретные решения, к чему-то стремиться, дарит человеку ощущение осмысленности, порождает желание взаимодействовать с миром и другими людьми. В случае достаточного уровня заинтересованности, исполнитель может долго работать без усталости и отдыха. Если же мотивации не хватает, то самая простая работа будет утомлять. Чем же это вызвано?
В физиологическом плане мотивация тесно связана с понятием стимула – фактора, который вызывает ответную реакцию. Только, на уровне биологических процессов все понятно и однозначно, а вот психические реакции предугадать намного сложнее. Допустим, раздражитель вызывает одну и ту же реакцию у любого живого существа. Например, удар электрическим током провоцирует непроизвольное сокращение скелетной мускулатуры, что вызывает отдергивание руки, крыла или хвоста.
В случае мотивации все намного сложнее. Один и тот же фактор приводит к разным ответным реакциям. Жесткая критика для кого-то окажется хорошим стимулом, а другого вгонит в глубокую депрессию. Выходит так, что раздражитель один, а ответная реакция диаметрально противоположна. Поэтому, пытаясь объяснить природу мотивации с помощью биохимических реакций, стоит делать поправку на индивидуальность психических процессов. Хотя, сам алгоритм возникновения заинтересованности в чем-либо примерно одинаков. Он состоит из трех составляющих:
- Потребность – ощущение недостачи в чем-то и желание это восполнить;
- Цель – четкое понимание, к чему стремиться, чтобы реализовать потребность;
- Мотив – заинтересованность человека в действиях, приводящих к достижению цели.
Если потребность и цель – понятия достаточно конкретные, то с мотивом все не так однозначно, поскольку, как указывалось ранее, одинаковые стимулы демонстрируют разный эффект. Разберемся в этой теме.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Мотивация достижения успеха
Мотивация и успех идут рука об руку, чтобы довести корабль важных проектов нашей жизни до их кульминации.
Если удается создать личную мотивацию, то человек разовьет в себе особые качества, которые будут отличать его от других и держать в фокусе на успехе.
По сути, он становится человеком:
- Ответственным и продуктивным,чтобы выполнить необходимые задачи на пути к успеху.
- Настойчивым, сосредоточенными обладающим силой, чтобы легко не сдаваться из-за невзгод.
- Посвященным и эффективным, всегда стремящийся к достижению целей наилучшим образом в кратчайшие сроки.
- Организованным и спокойным, со своими идеями, решениями и со всем, что является частью ее целей.
- Оптимистичным и позитивным,чтобы иметь четкое приближение к цели даже в самые критические моменты.
В общем, когда у нас есть мотивация на успех, мы становимся более оптимальным человеком для достижения своих целей и создания того, о чем мы всегда мечтали.
Как мы получаем мотивацию к успеху? Первое, что следует знать, это то, что мы все время чувствуем мотивацию в своей жизни.
Хотите ли вы спать, или есть, или думать, или плавать, или писать, или плакать, или говорить… Все это происходит от вашей мотивации.
Важно то, что эта мотивация не всегда направлена на успех, или, другими словами, мы не всегда будем чувствовать мотивацию предпринимать усилия в поисках своей мечты.
Мотивация как таковая уже является частью вас. Что нужно, так это указать ему правильное направление. А как это сделать? Следует помнить о нескольких вещах:
- Действия, которые вы собираетесь выполнять, или цели, которых вы стремитесь достичь, должны быть направлены на достижение мечты всей вашей жизни. Если то, что вы делаете — это то, что вы действительно не хотите делать или не способствует вашему счастью, а скорее способствует конформизму, тогда вам очень трудно почувствовать мотивацию сделать это и добиться в этом успеха.
В своем уме вы должны четко представлять себе цель, которую вы собираетесь достичь, ведущую к успеху. Испытывайте восторг от успеха каждый день, когда вы находитесь в пути к ней, как будто вы уже достигли ее. Обычно это дает большой стимул продолжать работу.
- Помните о разнице между прогрессом и результатами. Ваш ум всегда должен быть сосредоточен на прогрессе, которого вы собираетесь достичь, а не на цели, которую вы хотите достичь. Разница между ними критическая. Если вы думаете о целях, прогресс ничего не стоит, потому что независимо от того, какого прогресса вы добьетесь, если вы не достигли конечного результата, ваш разум считает, что вы ничего не сделали.
- Ваша мотивация должна быть направлена на позитивные для вас вещи, то есть стремление к достижению ваших целей или задач, она должна быть позитивной, например, получение награды или признания, или просто получение того, чего вы хотите. Это может быть мотивация, основанная на негативных вещах, например, что вы должны действовать, потому что в противном случае вы будете наказаны, или вы останетесь без работы, или вы просто будете страдать или чувствовать некоторую боль (внутреннюю или внешнюю) не подчиняясь. Отрицательное подкрепление никогда не приносит пользы, поскольку оно перестает быть мотивацией и становится обязательством.
- Не ограничивайтесь только созданием мотивации, ищите вдохновения. Вы можете рассчитывать на поддержку других людей на своем пути к успеху, или вы можете просто искать некоторую поддержку в опыте других людей через Интернет, книги и т. д.
Виды мотивации
В разделе не хватает ссылок на источники. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 9 января 2016 года . |
Внешняя мотивация
(экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация
(интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация
. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я не наведу порядок на столе, то меня накажут» или «если я буду баловаться, то меня накажут» является отрицательной мотивацией.
Устойчивая и неустойчивая мотивация
. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника».
Проблема борьбы мотивов
В сфере волевой деятельности в психологии существует понятие «борьба мотивов».
В процессе определения наиболее значимого стимула волевого действия происходит борьба мотивов — это столкновение сразу нескольких желаний, либо побуждений к действию. Исходом этой борьбы является осмысление цели и принятие решения.
Как правило, происходит одна из ситуаций:
Приближение – избегание | Ситуация, когда человек попадает тогда, когда сталкивается с целью, имеющей амбивалентное мотивационное значение. Например: стоит ли принимать необходимую сейчас помощь от неприятного человека. |
Приближение – приближение | Ситуация характеризуется наличием двух позитивных целей. Выбор из двух благ. |
Избегание – избегание | Ситуация характеризуется наличием двух негативных целей. Выбор из двух зол. |
Двойное приближение – избегание | Ситуация, при которой перед субъектом стоит выбор между амбивалентными, т.е. одновременно и позитивными, и негативными целями. |
Какие ещё есть инструменты организационной мотивации
Помимо таких мотивационных проектов компании реализуют финансовые модели мотивации, административные (фитнес, ДМС) и социально-психологические (тимбилдинги и конкурсы).
Любопытный факт, показывающий необходимость изучать мотивы людей: на корпоративы многие жалуются — «лучше раздайте нам по 5 000 рублей, мы за вас выпьем». Но если опросить людей анонимно — 5 000 рублей или корпоратив с Брежневой, — то люди всегда проголосуют за приглашение звезды. О некоторых мотивах не принято говорить вслух.
Кадр из сериала «Парки и зоны отдыха»
Основные мотивы человека
Если рассматривать основные мотивы человека как индивида и вида в целом, то основными (первичными) будут являться мотивы, связанные с существованием, т.е. биологические (физиологические), врожденные: голод, жажда, сон и секс. Они не могут быть изменены усилием воли. Некоторые из них цикличны – еда, сон.
Многие из основных мотивов игнорируются из-за повседневности, однако они являются основой многих видов экономической деятельности и если не могут быть удовлетворены, они подвергают опасности для продолжительности жизни: движения, чистый воздух, адекватная температура окружающей среды и т.д.
Следовательно, они являются важными и необходимыми процессами для обеспечения выживания человека и вида. Другие основные мотивы – это бегство от опасности или поиск убежища, чтобы защитить себя.
Теории мотивации
В разделе не хватает ссылок на источники. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 25 января 2022 года . |
Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Изучение этих потребностей повлекло за собой появление трех главных направлений:
Содержательные теории мотивации
изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение. Они изучают цели, к которым стремится человек. Главные теории данного направления: теория иерархии потребностей Маслоу; теория Альдерфера; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория двух факторов Герцберга.
Процессуальные теории мотивации
акцент делается на объяснении процесса выбора поведения, способного привести к желаемым результатам. Процессуальные теории объясняют то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Основными в этом направлении считаются: теория Врума, теория Адамса, теория Портера-Лоулера, теория Локка и концепция партисипативного управления.
Теории в основе которых лежит специфическая картина человека.
Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника, берут за основу определённый образец работника, его потребности и мотивы. К этим теориям относятся: теория Мак Грегора и теория Оучи.
Что такое соподчинение мотивов?
Соподчинение мотивов – одно из важнейших новообразований в развитии и формировании личности. Этот период начинается еще в дошкольном возрасте. Соподчинение мотивов происходит в тот момент, когда разные мотивы утрачивают свое равноправие, выстраиваются в свою индивидуальную систему (мотивационную схему). Появляются новые и доминирующие мотивы, из которых выстраивается иерархия.
В этом возрасте в приоритете социальные мотивы: соревнования, достижения успеха, самоутверждение, нравственные мотивы и т.д. Появляется стремление быть как взрослый и оценивать свое поведение.
Но чтобы предотвратить неблагоприятно складывающиеся основы личности, необходимы воспитательные меры перестроечного характера. Важно понимать, что это не значит, что ребенок будет постоянно прибегать к одним и тем же мотивам. Так не бывает даже у взрослых, т.к. у любого человека в поведении присутствует множество мотивов.
Самый сложный выбор происходит между общественным и личным. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы, но что поделать: вся жизнь – борьба.
«Наивысшее значение имеет мотив. Обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это.»
Георг В. Ф. Гегель
ппп
Наталья Шахова
Иерархия
Какие бывают? Мотивы подразделяются на две категории: базовые (их также называют действующими) и потенциальные. В чем их разница?
Базовые мотивы — центральные в деятельности человека (органические мотивы). Они направлены на удовлетворение первичных, фундаментальных потребностей: еда, сон, безопасность, размножение.
Они сугубо биологичны и эгоистичны, поскольку от их исполнения зависит выживание человека.
К слову, основные мотивы покупательского поведения пересекаются с базовыми потребностями (маркетологи апеллируют в рекламе к сексуальному инстинкту, получению высокого статуса).
Потенциальные мотивы — возникают при определенных обстоятельствах. У некоторых людей в принципе нет цели им следовать, особенно, если удовлетворены простейшие потребности.
В известном роде этим видом мотивов можно пренебречь. Потенциальные мотивы имеют меньшее воздействие на человека, чем базовые.
Иерархия мотивов строится в соответствии с пирамидой Маслоу. Начинается список с безусловных мотивов, без которых невозможно нормальное функционирование организма.
Чем выше в пирамиде (или дальше по списку), тем социальнее и «человечнее», созидательнее мотивы.
Первые три мотива относятся к базовым, остальные — к потенциальным.
- Физиологический. Направлен на поиск пищи, утоление жажды. Поддержка организма едой. Сюда же включается сон и половое влечение (инстинкт размножения, продолжения рода).
- Защищенность. Нужда в безопасности. Здесь речь и про крышу над головой, и безопасность от хищников (физическая), а также и про комфортное эмоциональное состояние, отсутствие конфликтов (психологическая защищенность).
- Социальный мотив. На данном уровне подразумевается приобщенность к социальной группе. Человеку, существу коллективному по природе, важно чувствовать себя частью определенной общности. Здесь же активизируется мотив отвергания — страх быть изгнанным из группы, что заставляет человека соблюдать ее внутренние правила и порядок.
- Коммуникативные мотивы (мотив аффилиации). Основаны на желании общаться, причем в идеальном случае — с единомышленниками. Делиться идеями, мыслями, переживаниями, находить общие интересы.
- Мотив самоутверждения (уважения, признания). Этот уровень — не просто про нахождение в группе, а про занимаемое человеком место в ней. Когда человек стремится к более высокому положению, признанию его достоинств, заслуг и достижений. Чем выше поднимается социальный статус индивида, тем сильнее растет его самооценка и чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
- Жажда власти. В отличии от потребности занять высокое положение, мотив власти завязан на желании руководить другими людьми. Социальный статус программиста-профессионала может быть высок (отличная зарплата, уважаемое в обществе ремесло, признание заслуг коллегами), но при том он не занимает управленческую должность, остается исполнителем. Люди с выраженной жаждой власти идут в политику или бизнес.
- Мотив саморазвития. Желание улучшать себя в разных сферах (физической — спортзал, интеллектуальной — чтение книг, познавательной — путешествия).
Человек испытывает потребность в росте над самим собой, зачастую — по нескольким фронтам. - Самореализация. Быть профессионалом в выбранной сфере, важной лично индивиду. Отличие от мотива уважения в том, что для человека первично само ремесло. Оно важно как самоцель. Профессия не обязательно приносит высокий доход или входит в список популярных. Здесь человеком движет желание быть мастером, досконально разбираться в своей деятельности.
- Познавательные мотивы (учения). Возникает на высоком уровне, когда физиологические потребности хорошо удовлетворены. Выражается в желании познать, исследовать окружающий мир. Человек жаждет знаний, почему устроено так, а не иначе. Реализация мотива самая разнообразная: чтение научных книг или энциклопедий, путешествия (с целью познать жизнь и быт других народов), практика (человек ищет информацию в реальной плоскости, не обращаясь к теоретическому обоснованию учебников).
Иерархия мотивов в дошкольном возрасте и раннем школьном возрасте отличается от взрослой. Будучи взрослым, человек уже приобщен к социуму, в котором он воспитывался.
А потому, помимо биологических мотивов, подключаются сложносоциальные и личностные (самореализация, познание, эстетические потребности).
В детстве наиболее яркими мотивами являются простые социальные (общение и признание в коллективе сверстников) и познавательные (которые реализуются на примитивном уровне — ребенок познает окружающий мир на практике, пытается изучить самостоятельно).