Свойства ощущений. Модальность — качественная характеристика ощущений


Как мы можем использовать субмодальности

Управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой. То есть изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей

Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его «командный язык»

Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь. Например, мы фокусируемся на предмете, обычно делая его более резким и ярким, а всё остальной превращая в серый «фон». Меняя субмодальности восприятия текущей ситуации, можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя. К тому же субмодальности – это «командный язык» для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык, можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или уменьшить интенсивность неприятной эмоции. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток.

Модальность (тип восприятия): типы и их определение.

Для разных людей характерны различные системы получения, обработки информации и формирования образов. Стратегия работы с информацией состоит из трех последовательных этапов:

— поиск;

— репрезентация;

— оценка.

То есть перед тем, как сообщить какую-либо информацию вербально, человек находит ее в памяти (поиск), обрабатывает (репрезентация), оценивает (оценка) и только потом сообщает с помощью слов. Весь этот процесс протекает достаточно быстро.

Процесс обучения начинается с восприятия, именно с его помощью преподаватель устанавливает контакт с учеником. Синтоническая модель рассматривает процесс передачи и получения информации как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Синтоническая модель общения (синтония – быть в гармонии с собой и другими) невозможна без состояния гармонии с самим собой и окружающим миром.

Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого — сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.

Люди по-разному репрезентируют (представляют) свой опыт. Используемые при этом сенсорные системы получили название систем репрезентации или репрезентативных систем

. Пути, посредством которых человек познает (репрезентатирует) мир, проходят через органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, кинестетику. Все эти системы функционируют непрерывно, но поскольку большая часть информации по ряду причин оказывается излишней, человек обращает внимание лишь на ту ее часть, которая доставляет информацию в наибольшей степени соответствующей имеющемуся опыту.

Система, которая используется для поиска требуемой информации, называется ведущей. Несмотря на то, что поиск осуществляется всего за 1,5–2 с, именно этот этап процесса мышления определяет ведущую модальностьчеловека.

Система, с помощью которой решается, истинна или ложна известная информация, называется референтной системой.

Существуют три основных типа восприятия (модальностей): визуальный

(зрительный),
аудиальный
(слуховой)
и кинестетический
(чувствительный
).
Человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт и мышление преимущественно с помощью зрительных образов. Аудиальный тип представляет и описывает мир в аудиальных, слуховых образов. Третий тип – кинестетический — воспринимает и оценивает мир с помощью ощущений и чувств.

Любой человек, естественно, использует все каналы получения информации и строит образы во всех сенсорных системах. Но при этом ведущей, доминирующей обычно оказывается одна из названных систем. Зная модальность человека, можно выбрать подходящие ключи доступа к достижению раппорта с ним.

Раппорт– это термин (англ. rapport – возвращать, приносить плоды), означающий глубокое чувство взаимного доверия и легкости, позволяющее партнерам хорошо контактировать друг с другом.

Раппорт (R) имеет следующие характеристики:

1. Люди всегда узнают, когда они находятся в раппорте, но не всегда могут установить, как они к нему приходят и что нужно делать, если его уровень меняется.

2. Раппорт невозможен в условиях межличностного конфликта.

3. Чтобы создать раппорт с другим человеком прежде всего надо быть в раппорте самим собой. Это состояние получило название конгруэнтности

(congruens – лат. – встретиться и согласиться), что означает согласие и гармонию во внутренним мире человека.

Конгруэнтность придает силу словам. Неконгруэнтность вызывается рассогласованием между потоками вербальной и невербальной информации. Неконгруэнтность – это не обязательно ложь, она может возникать во время выбора покупок (например, 50 марок телевизоров).

Ключами доступа называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.

Определение модальности человека – партнера по коммуникации – возможно по ряду индикаторов, к числу которых относятся: глазные сигналы доступа (ГСД), модальные предикаты, жесты, темп речи, интонация голоса

(табл. 1).

Таблица 1. Репрезентативные системы

Индикаторы (признаки)Репрезентативные системы
ВизуалистКинестетикАудиалистДигитал
Глазные сигналы доступа(ГСД) (для наблюдающего)Вверх влево, вверх вправо, вверх прямо, прямо перед собойВниз влево, иногда вниз перед собойВлево, вправо, вниз вправоВ сторону, вправо, голова поднята вверх
Модальные предикаты (употребляемые слова)картина, взгляд, глаз, видение, воображать, перспектива, темный, туманный, блестящий, ярко, видимо, смотреть, наблюдать, яркий, любуюськоснуться, тронуть, тяжелый, грубый, контакт, давление, барьер, теплый, гибкий чувствовать, ощущатьгромкий, ясный, звонок, говорить, обсуждать, спросить, тихий, гармония, звать, взывать, созвучно, послушайте звучать, слышать, тонанализировать, понимать, логично, аргументировать, осмыслить, смысл, выводы
Признаки
ФразыЯ вижу, что вы имеете в виду. Вам следует оглянуться назад. У этого проекта блестящие перспективыЯ затрагиваю интересы. Я буду поддерживать контакт. Я могу держать руку на пульсе. Это предложение дурно пахнет. Проглотить чьи-то замечания.Это звучит правильно. Что-то мне подсказывает, что надо настроиться и послушать. Я хочу высказать свое мнение. Оглушительный ударНадо разобраться. Давайте проанализируем. Систематизировать информацию.
РечьБыстрая, громкая, высокий тонМедленная, тихая, низкий грудной тонВыразительная, размеренная, мелодичный голосМонотонный голос
Жесты рукНа уровне головы, шеи, плечНа уровне животаНа уровне грудной клеткиНа уровне грудной клетки
ПозаГолова вверх, спина прямаяСпина согнута, голова опущенаГолова склонена набокПрямая поза, руки скрещены
ДвиженияНапряженные, резкиеРаскрепощенныесредниеОднообразные
ДыханиеНеглубокое, верхом легкихГлубокое дыхание, низ животаРовное дыхание, всей грудьюНеглубокое
Правила слушания«Видеть, чтобы слышать»«Чувствовать, чтобы слышать»«Не видеть, чтобы слышать»Никакого контакта глаз
Цвет лицаБледнее во время монологаРозовеет во время монологаНормальный во время монологаНормальный во время монолога

Представленные в таблице 1 движения глаз, характерны для человека-правши (у левшей все реакции будут противоположными).

Наиболее эффективным индикатором определения модальности являются глазные сигналы доступа (латеральные движения глаз). Когда человек думает, то совершает движения глазами, что связано с активизацией работы различных частей головного мозга в процессе мышления.

Движения глаз человека в тех ситуациях, когда он вынужден вспоминать, искать ответы на трудные вопросы, формулировать мысли, является надежным показателем доминирующей сенсорной системы человека. Даже если человек стремится смотреть в одну и ту же точку, контролировать свой взгляд, это все равно долго продолжаться не может

Вторым индикатором модальности человека является языковые ключи доступа или модальные предикаты

– типичные слова и выражения, используемые человеком и отражающие особенности его восприятия.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитают ваши ученики, вы можете использовать слова, соответствующие их «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической — другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой ученика, то вам будет не только легко установить контакт и взаимопонимание, но и передавать необходимую информацию, учить.

Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

Для разных людей характерны различные системы получения, обработки информации и формирования образов. Стратегия работы с информацией состоит из трех последовательных этапов:

— поиск;

— репрезентация;

— оценка.

То есть перед тем, как сообщить какую-либо информацию вербально, человек находит ее в памяти (поиск), обрабатывает (репрезентация), оценивает (оценка) и только потом сообщает с помощью слов. Весь этот процесс протекает достаточно быстро.

Процесс обучения начинается с восприятия, именно с его помощью преподаватель устанавливает контакт с учеником. Синтоническая модель рассматривает процесс передачи и получения информации как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Синтоническая модель общения (синтония – быть в гармонии с собой и другими) невозможна без состояния гармонии с самим собой и окружающим миром.

Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого — сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.

Люди по-разному репрезентируют (представляют) свой опыт. Используемые при этом сенсорные системы получили название систем репрезентации или репрезентативных систем

. Пути, посредством которых человек познает (репрезентатирует) мир, проходят через органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, кинестетику. Все эти системы функционируют непрерывно, но поскольку большая часть информации по ряду причин оказывается излишней, человек обращает внимание лишь на ту ее часть, которая доставляет информацию в наибольшей степени соответствующей имеющемуся опыту.

Система, которая используется для поиска требуемой информации, называется ведущей. Несмотря на то, что поиск осуществляется всего за 1,5–2 с, именно этот этап процесса мышления определяет ведущую модальностьчеловека.

Система, с помощью которой решается, истинна или ложна известная информация, называется референтной системой.

Существуют три основных типа восприятия (модальностей): визуальный

(зрительный),
аудиальный
(слуховой)
и кинестетический
(чувствительный
).
Человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт и мышление преимущественно с помощью зрительных образов. Аудиальный тип представляет и описывает мир в аудиальных, слуховых образов. Третий тип – кинестетический — воспринимает и оценивает мир с помощью ощущений и чувств.

Любой человек, естественно, использует все каналы получения информации и строит образы во всех сенсорных системах. Но при этом ведущей, доминирующей обычно оказывается одна из названных систем. Зная модальность человека, можно выбрать подходящие ключи доступа к достижению раппорта с ним.

Раппорт– это термин (англ. rapport – возвращать, приносить плоды), означающий глубокое чувство взаимного доверия и легкости, позволяющее партнерам хорошо контактировать друг с другом.

Раппорт (R) имеет следующие характеристики:

1. Люди всегда узнают, когда они находятся в раппорте, но не всегда могут установить, как они к нему приходят и что нужно делать, если его уровень меняется.

2. Раппорт невозможен в условиях межличностного конфликта.

3. Чтобы создать раппорт с другим человеком прежде всего надо быть в раппорте самим собой. Это состояние получило название конгруэнтности

(congruens – лат. – встретиться и согласиться), что означает согласие и гармонию во внутренним мире человека.

Конгруэнтность придает силу словам. Неконгруэнтность вызывается рассогласованием между потоками вербальной и невербальной информации. Неконгруэнтность – это не обязательно ложь, она может возникать во время выбора покупок (например, 50 марок телевизоров).

Ключами доступа называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.

Определение модальности человека – партнера по коммуникации – возможно по ряду индикаторов, к числу которых относятся: глазные сигналы доступа (ГСД), модальные предикаты, жесты, темп речи, интонация голоса

(табл. 1).

Таблица 1. Репрезентативные системы

Индикаторы (признаки)Репрезентативные системы
ВизуалистКинестетикАудиалистДигитал
Глазные сигналы доступа(ГСД) (для наблюдающего)Вверх влево, вверх вправо, вверх прямо, прямо перед собойВниз влево, иногда вниз перед собойВлево, вправо, вниз вправоВ сторону, вправо, голова поднята вверх
Модальные предикаты (употребляемые слова)картина, взгляд, глаз, видение, воображать, перспектива, темный, туманный, блестящий, ярко, видимо, смотреть, наблюдать, яркий, любуюськоснуться, тронуть, тяжелый, грубый, контакт, давление, барьер, теплый, гибкий чувствовать, ощущатьгромкий, ясный, звонок, говорить, обсуждать, спросить, тихий, гармония, звать, взывать, созвучно, послушайте звучать, слышать, тонанализировать, понимать, логично, аргументировать, осмыслить, смысл, выводы
Признаки
ФразыЯ вижу, что вы имеете в виду. Вам следует оглянуться назад. У этого проекта блестящие перспективыЯ затрагиваю интересы. Я буду поддерживать контакт. Я могу держать руку на пульсе. Это предложение дурно пахнет. Проглотить чьи-то замечания.Это звучит правильно. Что-то мне подсказывает, что надо настроиться и послушать. Я хочу высказать свое мнение. Оглушительный ударНадо разобраться. Давайте проанализируем. Систематизировать информацию.
РечьБыстрая, громкая, высокий тонМедленная, тихая, низкий грудной тонВыразительная, размеренная, мелодичный голосМонотонный голос
Жесты рукНа уровне головы, шеи, плечНа уровне животаНа уровне грудной клеткиНа уровне грудной клетки
ПозаГолова вверх, спина прямаяСпина согнута, голова опущенаГолова склонена набокПрямая поза, руки скрещены
ДвиженияНапряженные, резкиеРаскрепощенныесредниеОднообразные
ДыханиеНеглубокое, верхом легкихГлубокое дыхание, низ животаРовное дыхание, всей грудьюНеглубокое
Правила слушания«Видеть, чтобы слышать»«Чувствовать, чтобы слышать»«Не видеть, чтобы слышать»Никакого контакта глаз
Цвет лицаБледнее во время монологаРозовеет во время монологаНормальный во время монологаНормальный во время монолога

Представленные в таблице 1 движения глаз, характерны для человека-правши (у левшей все реакции будут противоположными).

Наиболее эффективным индикатором определения модальности являются глазные сигналы доступа (латеральные движения глаз). Когда человек думает, то совершает движения глазами, что связано с активизацией работы различных частей головного мозга в процессе мышления.

Движения глаз человека в тех ситуациях, когда он вынужден вспоминать, искать ответы на трудные вопросы, формулировать мысли, является надежным показателем доминирующей сенсорной системы человека. Даже если человек стремится смотреть в одну и ту же точку, контролировать свой взгляд, это все равно долго продолжаться не может

Вторым индикатором модальности человека является языковые ключи доступа или модальные предикаты

– типичные слова и выражения, используемые человеком и отражающие особенности его восприятия.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитают ваши ученики, вы можете использовать слова, соответствующие их «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической — другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой ученика, то вам будет не только легко установить контакт и взаимопонимание, но и передавать необходимую информацию, учить.

Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

Список субмодальностей

Дальше дан список субмодальностей и возможных вопросов, которые могут их определить.

Визуальные

Положение Где находится картинка? Где этот образ расположен в пространстве? Покажите местоположение образа руками. Картинка слева или справа от центра? Эта картинка наклонна?
Расстояние Как близко (далеко) от вас находится образ? Попробуйте показать рукой расстояние до образа.
Цветной – ч/б Это цветное или черно-белое? Есть ли в картинке цвета?
Цвета Какие цвета в этом образе? Цвета живые, яркие или блеклые?
Яркость Эта картинка скорее яркая или темная? В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?
Фокус Этот образ резкий или он размыт? Картинка в фокусе или размыта?
Детальность Насколько детализирован этот образ? Деталей много или мало? Вы видите только общие контуры или можете различать детали?
Фон Есть ли фон?
Форма Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?
Ассоциация – диссоциация Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами? Если диссоциация: Вы видите себя справа, слева или сверху? Вы видите свое лицо или спину?
Панорамность Вы находитесь внутри образа? Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?
Граница Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты? Имеет ли граница цвет? Как широка эта граница?
Движение Это кино или слайд (фотография)? Есть ли в этом образе движение или он статичен? Насколько быстро это движение?
Пропорции Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше?
Размерность Это плоское или объемное?

Аудиальные

Положение Вы слышите это изнутри или снаружи? Источник звука расположен внутри вас? Откуда этот звук исходит?
Высота Какова высота звука? Звук скорее высокий или низкий?
Громкость Какова громкость этого? Звук громкий или тихий?
Моно/стерео Звук объемный? Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?
Монотонность Это монотонный звук или мелодия?
Темп Это быстро или медленно?
Ритм Есть ли в этом звуке ритм? Если есть, попробуйте его показать движением ладони.
Длительность Это непрерывное или прерывистое?

Кинестетические

Качество Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение…

Интенсивность Насколько сильно это ощущение?
Положение Где находится это ощущение? Покажите рукой местоположение этого.
Движение Это ощущение двигается или статично? Это движение непрерывно или оно происходит волнами?
Направление Откуда это движение стартует? Каково направление его движения? Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его?
Скорость Ощущение перемещается быстро или медленно? Есть ли рывки или это плавное движение?
Размер Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?

Свойства ощущений

1. Модальность — это качественная характеристика ощущений. Это основная особенность каждого конкретного ощущения, которая может отличить его от другого ощущения. Например, для слуховых ощущений — это высота тона, тембр, громкость.

2. Интенсивность — это количественная характеристика ощущений. Определяется тем, с какой силой раздражитель действует на объект.

3. Локализация — это пространственная характеристика ощущений. Свойство, которое указывает на локализацию раздражителя в пространстве.

4. Длительность — это временная характеристика ощущений. Указывает на время, в течение которого действовал раздражитель.

Вижу, слышу, чувствую

Знаете ли вы, какой тип восприятия является доминирующим у вас? Вот несколько самых простых вопросов:

Что для вас важнее: чтобы было красиво или удобно? Важно ли вам, чтобы зал, где вы слушаете музыку в исполнении оркестра, был красиво оформлен, или музыка полностью компенсирует все недостатки оформления зала? Когда вы прикасаетесь к человеку, важно ли при этом, как звучит его голос? Для вас легче усвоить информацию, прочитав ее или прослушав? Как вы принимаете решение, доверять ли этому человеку или нет? Вы прислушиваетесь к своим внутренним ощущениям? Вы слушаете, как он говорит, и ловите в его интонациях какие-то важные для себя нотки? Или вы смотрите ему в глаза и стараетесь прочесть там что-то для вас важное?

Ответив на эти вопросы, вы обнаружите, что ваши ответы соответствуют одному из следующих вариантов:

Для вас характерен основной сенсорный канал, по которому вы впитываете информацию

Их три, и каждый отвечает за свой поток образов: если вам важно ВИДЕТЬ, доминирует зрительный (или визуальный) канал, если вам важно СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ, доминирует аудиальный канал,

если вам важны ваши внутренние и внешние ощущения или, другими словами, интуиции и прикосновения, то доминирует кинестетический канал;

У вас активны не один, а сразу два канала, по которым вам удобно воспринимать информацию (например, визуальный + кинестетический); Вы по одному каналу предпочитаете получать информацию (например, читать), а по другому – передавать (например, не писать, а рассказывать).. Если ваш ответ соответствует первому варианту, то можно заключить, что вы – человек вполне определенного сенсорного типа: визуал, аудиал или кинестетик

Если ваш ответ соответствует первому варианту, то можно заключить, что вы – человек вполне определенного сенсорного типа: визуал, аудиал или кинестетик.

Если ваш ответ соответствует второму варианту, то вас можно отнести к смешанному типу, для которого важно не одно ощущение, а два. Наконец, выбор третьего варианта говорит, что ваша сенсорная система по-разному настроена на восприятие информации и на ее передачу

Вы воспринимаете мир, используя одну модальность, а общаетесь с ним уже с помощью другой

Наконец, выбор третьего варианта говорит, что ваша сенсорная система по-разному настроена на восприятие информации и на ее передачу. Вы воспринимаете мир, используя одну модальность, а общаетесь с ним уже с помощью другой.

Таковы, в общем, принципы, предложенные разработчиками НЛП (нейро-лингвистического программирования), позволяющие ответить на вопрос, как определить модальность человека.

Блок 2. Ощущение. Определение.

Ощущение — это отображение в психике человека отдельных свойств предметов классического материального мира в результате их воздействия на рецепторы органов чувств.
Дружинин В.Н. с коллегами обозначал ощущение как процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Материальным субстратом психики человека является мозг. Так у человека наибольшую представленность в коре головного мозга, т.е. наибольшее проекционное пространство занимают ощущения, поступающие с помощью глаз, ушей, рта, кистей рук. Раздражитель из условно объективного мира воздействует на рецепторы – клетки, которые специализируются на выделение соответствующих свойств из всего многообразия, далее по восходящим нервным путям нервный импульс как электрические волны и химические реакции попадает в мозг человека, где уже в различных его отделах происходит обработка полученной информации и рождаются ощущения.

Человек значительно отличается по своим особенностям извлекать ощущения из мира от других представителей животного мира. Так, летучие мыши ориентируются в полной темноте при помощи ультразвука, безошибочно передвигаясь в лабиринтах пещер. Птицы покрывают тысячи километров, улавливая магнитное поле нашей планеты. Змеи в полной темноте различают в инфракрасном свете тепловое излучение жертвы.

Что такое модальность?

Модальность — это (лат. modus – наклонение, способ, мера) – способ действия или отношение, выраженное к действию. Модальность — термин, изначально использовался в лингвистической среде Шарлем Балли и обозначал субъективную оценку (модус) по отношению к диктуму (излагаемому материалу, тексту, выражению). В дальнейшем, понятие модальности стали использовать в психологии для объяснения категорий сенсорной системы человека и в философии – как отражение способов бытия, явлений. Модальность используется и в таких сферах, как:

  1. Компьютерные системы – многооконный интерфейс программы, где одно из окон является центральным, на нем происходит фокусирование пользователя.
  2. Музыка – использует модальный звукоряд, от которого строятся другие лады.
  3. Социология. В социологической типологии людей — модальный человек или модальная личность это — реально преобладающий тип в данном обществе.

Чем субличности отличаются от модальностей?

Понятие субличности в психологии — метафора о нескольких существах внутри человека. Субличности привязаны к ролям человека: социальным, профессиональным, семейным, и задействуют по своему усмотрению различные модальности. При сравнении субличности с модальностью, уместнее использовать термин субмодальность. Модальность и субмодальность – взаимодополняющие понятия. В отличие от модальностей, субмодальности — это нюансы и различия внутри определенного типа модальности: светлее-темнее, тише-звонче, движение-статика.

Как изучают модальность в психологии

Модальность ощущений в психологии изучают давно. Собственно самые первые научные эксперименты В. Вундта, с которого начинает свою историю экспериментальная психология, посвящены именно измерению чувствительности.

Самые важные ощущения в жизни человека – зрительные. Об их значении можно судить по следующему факту. Чтобы заслужить гордое имя «Соколиный глаз», индейцу надо было иметь зрение, которое позволяло бы ему различать две звезды, расположенные в середине ручки ковша Большой Медведицы. Острота зрения зависит от того, какой величины угол между объектами, которые способен различить человек. Человеческий глаз способен различать несколько сотен тысяч цветов и тонов. А свет свечи мы способны увидеть за 27 км при условии прозрачного и чистого воздуха. И, тем не менее, немецкий физик Г. Гельмгольц, в середине 19 века изучавший устройство человеческого глаза, высказывал множество претензий по поводу несовершенства этого органа.

Следующие по важности – слуховые ощущения, которые воспринимают высоту, тембр и громкость звуков. Мозговой центр разделяет звуки (информативный сигнал от шумового фона), затем обнаруживает повторяющиеся элементы и, в конец концов, идентифицирует его, т.е

опознает.

Вкусовые и обонятельные ощущения до сих пор составляют психологическую загадку. Во-первых, удивительно, насколько велики индивидуальные различия в этих областях. Парфюмеры способны по запаху восстановить состав аромата. А многие мужчины, выбирая духи для любимой дамы, согласятся, что « сбить с толку здесь нетрудно всякого: все пробки пахнут одинаково». Во-вторых, так пока и не может наука создать искусственных распознавателей запахов и вкусов. Дегустаторов пока не способно заменить никакое искусственно созданное устройство.

Тактильные ощущения несут для человека сигналы типа тепло-холодно, больно — не больно, мягко-жестко. Разные рецепторы отвечают за прикосновение, боль и температурные ощущения. И расположены они в разных частях тела с разной степенью частоты. Поэтому, спина, например, почувствует холод быстрее, чем живот. Под носом кожа чувствительнее к боли, чем на поверхности ладони. А прикосновение кончиками пальцев больше сообщит вам о поверхности предмета, чем, если вы прикоснетесь локтем.

Кинестетический канал восприятия

Это модальность ощущений, то есть телесное восприятие, которое обозначается как «соматические ощущения». Они в свою очередь подразделяются на внутренние (боль, расслабление и напряжение, мышечное чувство, ощущение движения и позы, работа внутренних органов) и внешние (температура (холод и тепло), вибрация, давление).

Кинестетические каналы восприятия тесно переплетаются с эмоциями, которые отражают такие же внутренние ощущения, и вербально описываются так же, как и они. К примеру, «легко на сердце».

Существует также и осмическая модальность ощущений (обонятельная — вкус и запах). Чаще всего данный канал восприятия объединяется вместе с кинестетическим. Однако запах и вкус относятся к совсем разным системам восприятия, но все же человек анализирует их одновременно, и в связи с этим они группируются совместно. Примером могут выступать выражения: «тонкий вкус», «сладкий запах» и т. д.

Без запаха существенно теряется вся вкусовая палитра. На практике подтверждением этому может служить распространенное явление, когда человек с нарушенным обонянием (заложенность носа) принимает пищу, которая кажется ему безвкусной и пресной, хотя орган, отвечающий за вкус, функционирует нормально.

Что такое субмодальности

Вы никогда не задумывались, каким образом вы узнаёте, что во эту еду любите, а эту нет? В это верите, а в эту странную штуку совсем нет? Что вот эта ситуация из детства приятная, а этот человек нравится? Мозг для кодирования отношения использует так называемые: сенсорные различия в представлении информации. Например, неприятная ситуация в прошлом может быть тёмной, маленькой, расположенной слева внизу, статичной и прямоугольной. А приятная ситуация в прошлом — яркой, большой, овальной, находиться прямо перед глазами и в ней может быть движение.

Модальностями в НЛП (и психологии) называют каналы получения информации: зрение — визуальная модальность, слух — аудиальная, ощущения — модальность, речь — дигитальная. Субмодальности тогда — различия внутри модальности. Яркость, размер, положение, цвета, фокус изображения – это субмодальности визуального канала. Точно так же существуют субмодальности аудиального канала: громкость, тембр, стерео/моно. Есть свои субмодальности и у кинестетического канала: ощущения имеют размер, интенсивность, качество (вибрация, сжатие, холод, распирание) и местоположение.
Субмодальности навязчивости: чёткий яркий объект на размытом или отсутствующем фоне, который занимает практически всю площадь картинки.

Модальность в философии

Вид бытия в связи с обусловленными обстоятельствами. Что значит модальность в философии – этим вопросом занимался российский профессор философии М.Н. Эпштейн. В своем труде «Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре» ученый предложил разделить модальности на 3 вида, в зависимости от употребляемых в речи предикатов:

  1. Оптические (бытийные)
    – «мочь» и «быть». Это разные степени могущества по отношению к бытию (может быть или случиться, а может не быть и не случиться).
  2. Чистые (потенциальные)
    – модальности способностей: «мочь» – «не мочь» (может не есть, может не пить, может не играть на инструменте)
  3. Эпистемические (познавательные)
    – образованы предикатами «мочь» и «знать». Модальные суждения древнегреческих философов: Сократа «знаю, что ничего не знаю» и Платона «знаю то, чего никогда не познавал (не знал)» отражают суть познавательной модальности в философии.

Модальность суждений

Это в определенной степени выраженная в соответствующем суждении дополнительная информация касаемо логического или фактического его статуса, а также оценочных, регулятивных, временных и др. характеристик.

Модальность суждений представлена такими важными и наиболее распространенными разновидностями, как:

  • алетическая;
  • эпистемическая;
  • деонтическая;
  • аксиологическая.

Слышим, видим, осязаем?

Зрелая личность руководствуется всеми пятью «инструментами» восприятия. Так она открывает для себя наиболее полную картину мира. Однако, хочет того человек или нет, чаще всего он предпочитает какой-либо один способ восприятия (иногда несколько) остальным. Получается, что он мир сначала «слышит» или ему нужно сперва дотронуться, прикоснуться, и только потом он будет готов выслушать. При условии, что ощущение пришлось ему по вкусу. Психология называет подобное явление модальностью восприятия. Но что это и зачем человеку знать, какие органы чувств превалируют в осознании происходящего?

Люди воспринимают мир пятью основными способами, при помощи органов чувств:

  • слуха;
  • зрения;
  • обоняния;
  • осязания;
  • вкуса.

Мозг трансформирует полученную таким образом информацию, называемую сенсорной, в некое представление, определенную модель, которая и служит картиной мира. Это явление отражено в древней притче о трех слепых мудрецах, пытавшихся представить себе слона. Один щупал его хобот, другой ногу, а третий – хвост. Ясно, что их определение одного и того же предмета разнились. Поскольку они были лишены зрения, то не могли составить полную картину и предвидеть, что слон опасен. Все трое руководствовались кинестетической модальностью – воспринимали мир на ощупь, мыслили образами.

Так, существует несколько моделей восприятия и обработки информации, поступающей извне, которые характерны для большинства людей. И даже зрячие люди порой больше полагаются на органы осязания, внутренние ощущения, называемые интуицией, нежели на свои глаза. Другие обращают больше внимания на то, что видят или слышат. Есть еще категории людей, которые предпочитают мир «нюхать» или «пробовать на вкус». Но такие встречаются реже тех, кто предпочитает смотреть или трогать.

Определение эпистемической модальности

Она характеризует степень правдивости знания. Эпистемическая модальность — это выраженная посредством суждения информация касаемо оснований его принятия и степени обоснованности. То есть в процессе обмена информацией в ходе общения людей предполагается отчетливое осознание оснований для принятия либо непринятия выраженных с помощью высказываний оценок, мнений, фактических данных и т. д.

На решение о принятии высказывания влияют многие объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы, важнейшими среди которых признаны логические (основанием выступают мнения суждений, выражающие веру) и внелогические (суждения, которые логически обоснованы и выражают знание). Проявление данной модальности восприятия происходит посредством слов: «недоказуемо», «опровергнуто», «доказано» и т.п.

Можно ли развивать свою чувствительность

Да. Собственно это и происходит у профессионалов, которые тренируют свой музыкальный слух, или обоняние, или цветоразличение. Чувствительность поддается тренировке. Тренированный человек способен различать до 40 оттенков черного цвета. Этим отличались и гордились красильщики тканей.

А наградой человеку за тонкость ощущений становятся открывающиеся ему новыми гранями разные стороны мира. Развивая умение различать оттенки цветов или музыкальные фразы сложной формы, человек развивает свои художественные способности. Научившись дифференцировать вкусовые ощущения, он становится способен наслаждаться тончайшими оттенками вкуса кофе, или коньяка, или вина, или кулинарного шедевра.

Напротив, отсутствие такой вкусовой чувствительности заменяется привычкой к очевидному вкусу. И тогда для человека самым вкусным на всю жизнь так и остается лишь то, к чему он привык.

Основные виды модальностей

Когда человек использует для познания и осознания окружающей действительности тактильные ощущения, чувства, щупает, касается, трогает, он задействует кинестетическую модальность. Существует еще визуальная и аудиальная репрезентативные системы. Некоторые люди полагаются на внутренние ощущения, ориентированы на внутренний диалог. Такая модальность называется аудиально-дигитальной, но она встречается так же редко, как обонятельная или вкусовая.

Классификация репрезентативных систем (модальностей) основывается на органе чувств, который чаще других определяет отношение человека к происходящему.

Визуалы

Так называют людей, воспринимающих информацию по большей части зрительно. Для них характерно:

  • соблюдение дистанции в общении;
  • установка зрительного контакта.

Их отличает:

  • красивый, аккуратный почерк;
  • стремление к порядку везде и во всем.

Таких людей мало беспокоит посторонний шум. Однако им тяжело воспринимать информацию на слух. Их речь изобилует словами (будь то глаголы или прилагательные), которые связаны со зрением. Они «смотрят», «наблюдают картину», употребляют словосочетания:

  • «на первый взгляд»;
  • «казалось бы»;
  • «как видите»;
  • «Я вижу, что ваша позиция правильна;;
  • «Хоть убейте, не вижу толка в ваших рассуждениях».

Аудиалы

Людей, которые воспринимают мир «на слух», выдает привычка проговаривать слова, когда они читают или пишут. Делают они это, как правило, беззвучно, но при этом весьма заметно шевелят губами, покачивают головой. Создается впечатление, что они говорят сами с собой.

Другие отличия людей, у которых развита аудиальная модальность восприятия:

  1. Хорошо подражают голосам других людей, звукам природы.
  2. Прекрасно умеют декламировать.
  3. Отвлекаются на шум.
  4. Широко употребляют слова, связанные со слухом. Например, обращаются к другим со словами «Послушайте».
  5. У них хорошо развита слуховая память.
  6. Взгляд во время общения направлен посередине.
  7. Общаясь, часто используют слова и выражения, связанные со слухом. «Я слышу ваше отчаяние», «Я слышу, что вы говорите правду».

Кинестетики

Этим людям необходимо осязать. Для них существенную роль играют эмоции и внутренние ощущения:

  1. При общении они часто касаются другого человека.
  2. Они сопровождают свою речь обильной жестикуляцией.
  3. У них живая мимика.
  4. Не обращают внимания на беспорядок.
  5. Могут писать неразборчиво, неряшливым почерком.
  6. Любят вертеть в руках различные предметы, иногда даже грызть их.
  7. У таких людей развита телесная память, они «запоминают» телом.
  8. Словарь изобилует выражениями, связанными с телесными ощущениями. «Я чувствую, что вы говорите правду», «В ваших рассуждениях ощущается уверенность».
  9. Они более чувствительны и эмоциональны, чем аудиалы и визуалы.

Характеристики и свойства

Одна модальность может смешиваться с другими. Эта способность называется синестезией. Термин происходит от греческого слова «synaisthesis», означающего в переводе «соощущение». Феномен заключается в том, что стимулы, направленные на одну модальность (например, слуховые импульсы) способны стимулировать и другую модальность, вызывать другие сенсорные ощущения (например, вкус).

Лоренс Маркс в 1975-1978 гг. экспериментально доказал, что некоторые вкусовые ощущения (горько, сладко) могут вызывать ощущения тактильного воздействия за пределами полости рта (шея, грудь, руки). Помимо того, определенные звуки могут стимулировать вкусовые и зрительные сенсоры.

Цветовая синестезия

Шиффманом подчеркивается особенность цветовой синестезии. Её проявление можно наблюдать, когда при воздействии определенных звуков возникают и аудиальные, то есть слуховые, и зрительные сенсорные реакции. Примечательно, что женщины больше склонны к синестезии, чем мужчины.

Предметная агнозия

Для модальности свойственна «предметная агнозия». Этот термин обозначает, что воспринимаемый органами чувств объект во внешнем пространстве соответствует модальности, то есть он «адекватен для данной модальности».

Восприятию свойственны «когнитивные искажения», которые в большинстве встречаются во время зрительных ощущений. Искажениями могут быть неправильная форма, размер, определение цвета и другие ошибки.

Репрезентативная система

«Репрезентативной системой» называются модальности, которые превалирующе используются индивидом. Например, есть люди, склонные к запоминанию зрительных образов. Либо, наоборот, те, кто лучше воспринимают на слух. Существование репрезентативной системы подтверждается такими авторами, как Дж. Макби, Р. Ф. Пьюселика и др. Большинство утверждают, что система – врожденное образование.

В свою очередь, репрезентативная система восприятия классифицируется следующим образом:

  • Визуальная. Большинство людей получают информацию по зрительным каналам. Это наглядные образы, наблюдение, созерцание предмета.
  • Аудиальная. Восприятие слуховой информации. Люди-аудиалы получают преобладающе информацию через слуховой канал. Им удобнее слышать информацию, чем видеть или ощущать.
  • Кинестетическая. Познание через активную двигательную деятельность. Это научение посредством наглядного примера, обучение правильным движениям через индивидуальный опыт. Помимо того, кинестетики склонны запоминать тактильную информацию: например, прикосновения.

Как измерить чувствительность

Профессионалы отличаются особенной чувствительностью к звукам, запахам и цвету. Услышать фальшь в исполнении музыкального произведения сможет только подготовленный музыкант. Художник лучше дилетанта различает цветовые оттенки. Можно ли измерить эти индивидуальные различия?

Да, причем психологические исследования направлены на измерение двух видов чувствительности: абсолютной и разностной.

Вот самый простой способ понаблюдать за тем, как отличаются люди остротой слуха. Посадить их рядом и попросить закрыть глаза. Затем медленно приближаться к ним с тикающими часами или метрономом. Кто раньше услышит звук, у того выше абсолютная слуховая чувствительность. А кто раньше почувствует, что звук стал громче, у того выше разностная слуховая чувствительность. Закономерность, выведенная психофизиологом С. Стивенсоном, указывает, что, чем слабее сигнал, который способен воспринять человек, тем выше его чувствительность к этому виду сигналов. И, наоборот, при низкой чувствительности человеку требуется сигнал большей силы. Вот почему так тонко дифференцируют звуки, запахи и вкусы тренированные профессионалы – они способны улавливать самые тончайшие оттенки и чувствовать малейшую разницу между сигналами разной силы.

Адаптация, синестезия, сенсибилизация

Адаптация означает, что под влиянием приспособления анализаторов к действующим раздражителям меняется их чувствительность. Может происходить в двух направлениях: повышении и снижении чувствительности.

Адаптация проявляется во всех видах ощущений. Особенно заметна она в области зрения, обоняния, кожных ощущений и вкуса; менее выражена в области слуха. Например, нам нужно время, чтобы после темной комнаты привыкнуть к яркому солнечному свету. Или замечали, что если провести какое-то время в комнате с неприятным запахом, он в дальнейшем ощущаться уже не будет.

Сенсибилизация — этоповышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Вызывается взаимодействием разных анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого. Например, ощущение холода повышает слуховую и зрительную чувствительность, а высокая температура и душная атмосфера приводят к их снижению.

Часто встречается такое явление как компенсация (возмещение). Люди, страдающие определенным недугом (например, ослепли), могут компенсировать это увеличением способностей другого органа чувств (слух становится чувствительнее).

Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Это явление встретишь не часто. Примером могут служить многие композиторы, которые обладали «цветным» слухом (высокие звуки чаще всего распознаются как «светлые», а низкие – как «темные».)

Как определить, кто ведет

Чтобы установить доминирующую модальность, личность должна ответить на простые вопросы, к примеру:

Станет ли человек носить одежду, потому что она красива, но не слишком удобна? Какую роль играет оформление зала, если сюда пришли затем, чтобы слушать музыку? Важно ли, как звучит голос того, к кому человек прикасается? Принадлежит ли личность к тем, кому надо один раз увидеть, чем три раза услышать? Человек доверяет посторонним на основании своих внутренних ощущений, руководствуется ли внешним видом или же ему важно, что другой говорит?

Из ответов становится понятно, чем руководствуется личность, какой канал предпочитает использовать для восприятия и обработки информации:

  • Неряшливый внешний вид, неоформленный зал «царапают» взгляд визуала.
  • Прекрасная музыка полностью компенсирует безвкусные декорации для аудиала.
  • А удобно устроившийся в кресле кинестетик вообще не заметит оформления, но не сможет насладиться музыкой, пока сидячее место не нагреется до приятной температуры.

Чем полезно знание своей ведущей системы восприятия

Людям желательно понимать, какая модальность у них является ведущей. Это знание помогает человеку не только стать интересным собеседником, но и позволяет овладеть техниками убеждения:

  1. Личность, которая хорошо разбирается в модальностях восприятия, лучше понимает других, значит, быстрее и эффективнее может успокоить и убедить оппонента в случае необходимости.
  2. Осознание собственной ведущей модальности помогает «раскусить» недоброжелателя, авантюриста или просто лжеца.
  3. Человек, который ориентируется в собственной системе восприятия, найдет общий язык со своими детьми.
  4. Если возникнет необходимость выступать на публике, знание ведущей модальности поможет установить контакт с аудиторией.
  5. Так же понимание себя ведет к принятию правильных, эффективных решений.

В притче о слоне слепые мудрецы использовали только один канал восприятия – кинестетический – не смогли понять, чем является «предмет». А животное, в конце концов, раздавило ученых мужей просто потому, что они не отошли вовремя и не уступили ему дорогу. Если бы мудрые люди подключили аудиальный канал восприятия или воспользовались бы чужим визуальным каналом, они бы быстрее поняли, что собой представляет слон.

Сильные развитые модальности помогают воспринимать мир более красочно, наслаждаться всеми жизненными проявлениями, выносить пользу из ситуаций и событий, которые прежде казались вредными, бесполезными, скучными.

Виды модальности

Известным фактом является то, что нервная система отдельно взятого человека индивидуальна и уникальна. Также обстоит дело и с так называемой информационной пищей для нее.

Выделяют следующие виды модальности:

  1. Визуальная – зрительная (картины, цвет, зрительные образы и свет).
  2. Аудиальная – слуховая (звуки, музыка, слуховые образы и интонации).
  3. Кинестетическая – тактильная (прикосновения, мышечное и кожное чувство, внутренние ощущения).
  4. Логическая — смысловая, абстрактная, дискретная (термины, рассуждения, обобщенные понятия).

Данный канал восприятия является дополнительным. Его особенность – использование информации, полученной не от первичных ощущений. Логический вид модальности выступает в роли вторичного сенсорного канала. Но и полученную посредством первичных каналов информацию человек может переработать так, что она теряет все связи с ними (семантический канал). Он отражает процесс осмысления информации с помощью абстрактных знаний.

По словам русского ученого И.П. Павлова, логическая модальность — это вторая сигнальная система. Данный канал чаще всего стремятся использовать ученые в качестве общения, его стараются активизировать у школьников.

Для общения наибольшее значение приобретают три первых вышеуказанных канала. Почти у каждого человека один канал восприятия существующей информации преобладает над другими.


В связи с этим возникает необходимость удовлетворения сенсорного голода, но не любой информацией, а исключительно такой, которая требуется ведущей модальности индивидуума.

Для большей ясности стоит привести наглядный пример: для решения поставленной задачи один человек будет разбирать возможные варианты ответов посредством зарисовки на бумаге, а другой – проговаривая их вслух, третий – подключит подручные предметы.

«Я милого узнаю по походке»

Так мог сказать только ярко выраженный кинестетик!

Внутренне ориентированный кинестетик чаще всего даже сидит иначе, чем остальные: скрестив руки и ноги, опустив голову, словно постоянно вслушивается в себя и свое состояние.

Для внешне ориентированного кинестетика, например, важно:

  • Как к нему прикасаются, и к чему он сам прикасается;
  • Насколько напряжены его мышцы;
  • Что подсказывает ему его интуиция;
  • Сидит ли он, стоит или идет.

Итак, вы кинестетик, если для вас верно большинство из 10 перечисленных ниже условий:

А

Для того, чтобы принять важное решение, вы

  • часто обращаетесь к своей интуиции;
  • должны убедиться, что ничего вас не тревожит и настораживает в принятом решении;
  • должны испытать чувство удовлетворения от найденного решения;
  • сравнив варианты, отчетливо чувствуете привлекательность одного из них для вас;
  • должны доверять тому, кто это решение предлагает.

Б. Вы сделаете свой выбор, если

  • просто чувствуете, что вам нравится сделанный вами выбор;
  • вы испытываете доверие;
  • нет никаких тревожащих вас смутных ощущений, что что-то идет не так;
  • вы чувствуете, как спадает напряжение от поиска правильного решения;
  • если появляется чувство радости от хорошо проделанной работы.

На вопрос о том, как определить модальность восприятия, существует много разных ответов, и есть достаточно диагностических приемов, тестов и способов, позволяющих в этом разобраться. Мы показали только один из множества вариантов.

Но не менее важно, определив свой тип восприятия, не останавливаться на этом, а попробовать начать развивать другие сенсорные способности. Для этого полезны специальные тренажеры, такие как упражнения для развития образной памяти или образного восприятия

Зачем нужна адаптация

Мозг человека пластичен, и если на органы чувств какой-то сигнал воздействует достаточно длительное время, то ощущение, порождаемое этим сигналом, постепенно притупляется, ослабевает. Срабатывает механизм адаптации.

Вы входите в темную комнату и первое время ничего не видите. Постепенно глаза адаптируются к темноте, и предметы приобретают отчетливые очертания. Когда вы вернетесь в хорошо освещенную комнату, вам снова потребуется время на адаптацию, на этот раз к свету.

А теперь представьте, что вы на какое-то время уехали из своего дома, а потом вернулись. Вы входите в знакомое помещение и первое впечатление – это необыкновенная резкость всех находящихся здесь предметов. Уезжая, вы такого не испытывали, а сейчас оглядываетесь и удивляетесь: вроде все то же самое, а по-другому. Но через некоторое время все опять возвращается на круги своя. Это снова сработал механизм адаптации, благодаря которому ощущения как бы притупляются, теряя свою остроту и яркость.

Может, поэтому психологи предлагают супругам, которые перестали испытывать по отношению друг к другу чувство новизны, разъехаться на несколько дней, чтобы потом, встретившись, взглянуть друг на друга по- новому? Нивелировать адаптацию, из-за которой ушло возбуждение от аромата, образа и прикосновений любимого человека. Как-то незаметно он или она стали привычным элементом домашнего помещения.

Хотя в последнем примере адаптация служит не самую хорошую службу, тем не менее, это очень важный биологический механизм. Человек живет в быстро изменяющемся мире и действует внутри турбулентной среды. Адаптация выполняет, прежде всего, ориентировочную функцию, помогая отбросить привычные знакомые сигналы и сосредоточиться на новых. Поэтому, слушая музыку в концертном зале, вы вполне можете отвлечься на свои размышления или шепот соседа, особенно, если музыка вас не захватывает.

Другая функция адаптации – защитная – помогает приспособиться к сильным раздражителям и, в конце концов, перестать их замечать. Такой приспособительный механизм снижает наши энергетические затраты.

Виды ощущений различаются по скорости наступления адаптации. Обонятельные и тактильные рецепторы адаптируются быстрее, чем это происходит со зрительными и слуховыми ощущениями. Те, кто носит очки и имеет привычку сдвигать их на лоб, знают, как легко про них забыть – быстро наступает адаптация к тактильному раздражителю.

Формы проявлений

Модальностью обуславливается и «центральность» таламуса – это главный подкорковый узел, в который поступает вся сенсорная информация от органов чувств. В психологии ощущений особое место занимает изучение психофизиологии процессов восприятия.

Использование преимущественно одной модальности известно в животном мире и привлекает интерес физиологов и, соответственно, психологов, поскольку нервные клетки у животных и людей практически идентичны. Например, летучие мыши способны к эхолокации. Их способность свидетельствует о том, что основной модальностью этих животных в течение эволюции стал слух.

Во время ночных полетов летучие мыши способны избежать столкновений с практически невидимыми препятствиями: толщина таких преград не превышает 25 мм. Точность, с которой эти животные попадают в цель – добычу, безупречна, даже когда мишень движется со скоростью более 40 км/ч. Таким образом, летучие мыши приучились использовать специфичные ультразвуковые импульсы, которые по частоте выходят за рамки человеческого слуха.

Ориентация в пространстве совершается при помощи восприятия испускаемых животными звуков, которые отражаются от окружающих объектов и препятствий.

Упражнение «Как я узнаю»

Задание этого упражнения касается не того, как вы вычисляете (например – «моё – не моё», это процесс оценки), а как вы узнаете об этом. То есть, после того как вы вычислили, вы же как-то узнаёте «моё – не моё». Вы же при каждом взгляде в зеркало не проводите сложные вычисления «я – не я». Вы об этом уже знаете. Вот как вы об этом узнаёте? Сравните субмодальные различия:

ЯНе Я
образ ярче чётче объемный образ тусклее более размытый плоский

Визуальный канал

Я или не я

Представьте себя посреди группы людей. Чем отличается субмодальности вашего образа от субмодальностей окружающих людей.

Нравится еда или нет.

Представьте, что на столе стоит несколько блюд, которые вам нравятся, и несколько тех, которые вы бы есть не стали. Чем отличаются субмодальности образа «вкусной» и «невкусной» еды?

Моё – не моё.

Представьте, что на столе лежит десяток совершенно одинаковых ручек. Но одна из них ваша. Чем её представление отличается от остальных?

Важно – не важно. Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая – совершенно не важна

Чем отличаются субмодальности первого и второго образа

Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая – совершенно не важна. Чем отличаются субмодальности первого и второго образа.

Аудиальный канал

Мой и чужой голос

Аналогично. Чем субмодальности моего голоса (например, запись на магнитофоне) отличается от голоса другого человека.

Лингвистическая сфера применения данного понятия

Модальность в языке (английском) представляет собой определенную характеристику, которая обозначает вероятность, необходимость, возможность.

Выделяется пять основных модальных глаголов, четыре из которых имеют форму прошедшего времени (указано ниже через соответствующий знак «/»).

Итак, стоит перечислить их:

  • can /could;
  • may /might;
  • shall /should;
  • will /would;
  • must / отсутствует.

Однако данное понятие выражается не только посредством модальных глаголов, но и с помощью модальных наречий, таких как:

  • likely (скорее всего);
  • surely (наверное);
  • possibly (возможно) и т.д.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]