Вербальное и невербальное общение – это как бы две стороны одного и того же процесса. С помощью языка и речи можно сказать многое, но есть такие моменты, которые лучше всего передаются именно языком тела. Знание возможностей разных форм общения позволяет многое. К примеру, добиваться расположения других людей, предугадывать последствия своих действий и их влияние на окружающих.
Что такое средства общения человека
Взаимная коммуникация занимает огромную часть жизни человека. Она помогает выражать мысли, чувства, намерения. Наиболее распространенные виды обмена информацией – посредством слов, жестов. Психология выделяет два типа общения:
- вербальный (речь, интонация);
- невербальный (мимика, жесты, поза).
Например, речь может быть внутренней, когда человек мысленно рассуждает, внешней, разговорной и т. д., так же, как и поза, открытой и закрытой.
Коммуникативная сторона общения. Каналы передачи информации
Предмет: | Психология |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 11.03.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по психологии на любые темы и посмотреть как они написаны:
Много готовых тем для рефератов по психологии |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Классические эксперименты в социальной психологии |
Понятие общения, его структура, функции и виды |
Коммуникативные барьеры в общении |
Средства коммуникации. Невербальные средства коммуникации |
Введение:
Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию.
Коммуникативная сторона общения, состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.
Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникационного процесса. Коммуникационный процесс- обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информацией.
Коммуникативная сторона общения
Основные функции коммуникации:
- информативная- передача сведений
- интерактивная- организация взаимодействия между людьми
- перцептивная- восприятие друг друга партнерами по общению
- экспресивная-возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента:
- отправитель информации
- сообщение- собственно информация
- канал-средство передачи информации
- получатель информации.
Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов:
- I этап — начало обмена информацией, когда отравитель должен ясно представить, что он хочет передать и какую ответную реакцию получить.
- II этап- воплощение идеи в слова, символы, в сообщение. Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи.
- IIIэтап- передача информации через использование выбранных каналов связи.
- IVэтап- получатель информации переводит символы в свои мысли.
- Vэтап- обратная связь- отклик получателя на полученную информацию, на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации. Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому (при этом лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию- реципиентом).
Коммуникативная сторона общения (или общения в узком смысле слова) заключается в обмене информацией между общающимися людьми. Коммуникативная сторона общения. Во время акта коммуникации происходит не просто перемещение информации, а взаимная передача закодированной информации между двумя лицами — субъектами коммуникации.
Реализация коммуникационного процесса требует четырех основных элементов:
- отправитель информации (коммуникатор);
- сообщение — актуальная информация;
- канал — средство передачи информации;
- получатель информации (получатель).
Коммуникативное взаимодействие возможно только тогда, когда лицо, отправляющее информацию (коммуникатор), и лицо, получающее ее (получатель), имеют сходную систему кодификации и декодирования информации, т.е., «все должны говорить на одном языке». В контексте человеческого общения могут возникнуть коммуникационные барьеры. Они имеют социальный или психологический характер.
Информация, поступающая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная (порядок, совет, запрос — предназначена для стимулирования любых действий) и выясняющая (общение — происходит в различных образовательных системах).
Стимул призван стимулировать некоторые действия. Существует несколько типов мотивации: активация (мотивация действовать в заданном направлении), интервенция (запрет нежелательных действий), дестабилизация (несоответствие или нарушение определенных форм поведения или деятельности партнера). Составляющая не направлена на изменение поведения. природа сообщения иная: мера объективности может варьироваться от намеренно «безразличного» тона представления до включения элементов явного убеждения в текст сообщения. Убежденность — это способность формировать убеждения, то есть «осознанные потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии с их ценностными ориентациями».
Процесс общения можно разделить на пять этапов:
- в начале обмена информацией коммуникатор четко понимает, «что именно» (какую идею и в какой форме он будет выражать) и «с какой целью» он хочет передать и какой ответ получить;
- воплощение идей в словах, символах, в сообщении. Различные каналы для передачи информации, речи, жестов, мимики, письменных материалов, электронных коммуникаций: компьютерные сети, электронная почта и т. д.;
- передача информации по выбранным каналам связи;
- получатель (получатель информации) переводит вербальные (словесные) и невербальные знаки в свои мысли (расшифровка информации);
- этап обратной связи — ответ получателя на полученную информацию.
Во время коммуникативного процесса коммуникатор может занимать одну из трех позиций: открытая — коммуникатор открыто заявляет о себе как о стороннике заявленной точки зрения, оценивает различные факты в поддержку этой точки зрения; отсоединен — коммуникатор сохраняет подчеркнутый нейтралитет, сравнивает противоречивые точки зрения, не исключая ориентацию на одну из них, но не декларируется открыто; закрыт — коммуникатор молчит о своей точке зрения, иногда даже прибегая к специальным мерам, чтобы скрыть это.
Средства коммуникации
Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации — на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.
Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. психологические компоненты вербальной коммуникации — «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаеиого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
К основным функциям речи в процессе коммуникации относятся:
- коммуникативная (функция обмена информацией);
- конструктивная (формулирование мыслей);
- апеллятивная (воздействие на адресата);
- эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);
- фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами);
- метаязыковая (функция толкования, которая используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом.
Невербальная коммуникация
Выделяют четыре группы невербальных средств общения:
- Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску — тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)
- Оптическая — кинетическая (это то, что человек «читает» на расстоянии — жесты, мимика, пантомимика)
Жест — это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: — коммуникативные (заменяющие речь) — описательные (их значение понятно только на словах) — жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Выражение лица — это движение мышц лица. Пантомима — это сочетание жестов, мимики и положения тела в пространстве.
Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)
В психологии различают четыре дистанции общения:
- близкие (от 0 до 0,5 метра). Люди общаются на нем, как правило, связаны тесными доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается через жесты, взгляды, выражения лица.
- межличностный (от 0,5 до 1,2 метра). Общается между друзьями).
- официальный бизнес или социальный (от 1,2 до 3,7 метра). Он используется для делового общения, и чем больше расстояние между партнерами, тем более формальны их отношения.
Обратная связь
Обратная связь — это информация, содержащая реакцию получателя на поведение коммуникатора. Цель обратной связи — помочь партнеру по коммуникации понять, как его действия воспринимаются, какие чувства они вызывают у других людей.
Чтобы обеспечить успешное общение, вам необходимо иметь обратную связь — информацию о том, как люди вас понимают. Возможность использовать обратную связь в общении является одним из наиболее важных моментов в процессе общения.
Обратная связь относится к технике и методикам получения информации о партнере по коммуникации, используемым собеседником для исправления их собственного поведения в процессе коммуникации. Обратная связь включает в себя сознательный контроль над коммуникативными действиями, мониторинг партнера и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственным поведением.
Обратная связь предполагает способность видеть себя со стороны и правильно оценивать, как партнер воспринимает себя в общении. Механизм обратной связи предполагает способность партнера соотносить свои реакции с оценками своих собственных действий и делать выводы.
В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровне. В устном общении в качестве системы знаков используется человеческая речь, естественный звуковой язык.
Речь является наиболее универсальным средством общения, поскольку при передаче информации через речь смысл сообщения наименее теряется, и участники совместной деятельности влияют друг на друга. Невербальное общение включает в себя воспринимаемую внешность и выразительные движения человека — жесты, мимику, позы, походку.
Во многих отношениях они являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «читаем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. Это также включает в себя такую форму невербального общения человека, как зрительный контакт, который имеет место при визуальном общении.
Значительная часть человеческого общения происходит в подводной части «коммуникативного айсберга» — в области невербального общения. Информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения, также передается через систему невербальных средств.
Мы прибегаем к анализу «невербальных» в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и зрительный контакт помогают определить искренность другого. Как и все невербальные средства, зрительный контакт важен в дополнение к вербальному общению, то есть указывает на готовность поддерживать общение или прекратить общение, побуждает партнера продолжать диалог и, наконец, помогает более полно раскрыть ваше «я» или, наоборот, скрыть свое. В социально-психологических исследованиях изучаются частота обмена мнениями, их «продолжительность», изменение статики и динамики взгляда, ее избегание и т. д.
Невербальные средства являются важным дополнением к словесному общению. Их роль определяется не только тем, что они способны усиливать или ослаблять речевое влияние коммуникатора, но также и тем, что они помогают участникам общения выявлять намерения друг друга, тем самым делая процесс общения более открытым.
В процессе общения человек может играть каждую из трех ролей: быть передатчиком, передатчиком и получателем связи. В то же время он является наиболее подверженным помехам каналом связи, и, тем не менее, информация очень часто передается через людей, что вызывает определенные искажения в процессе.
Человек как элемент общения является сложным и чувствительным «получателем» информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая может усилить, исказить или полностью заблокировать отправленную ему информацию.
Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия коммуникационных барьеров в процессе общения. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет свое первоначальное значение, а в некоторых случаях вообще не достигает получателя.
Коммуникативное вмешательство может быть механическим нарушением информации и, следовательно, его искажением; неоднозначность передаваемой информации, из-за которой искаженная и передаваемая мысль искажается. Бывает, что получатели четко слышат передаваемые слова, но придают им другое значение. В этом случае передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неправильную реакцию. Это указывает на замещающий — искажающий барьер.
Значительно большая вероятность искажения связана с эмоциями — эмоциональными барьерами. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, больше озабочены своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.
Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации – это так называемое фонетическое непонимание.
Каналы передачи информации
Прежде всего, это происходит, когда участники общения говорят на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции и искаженную грамматическую структуру речи. Барьер фонетического недопонимания также порождает невыразительную быструю речь, речь — скороговорку и речь с множеством звуков — паразитов.
Существует также семантический барьер недопонимания, связанный, прежде всего, с различиями в системах ценностей участников общения. Это проблема жаргона и сленга.
Даже в рамках одной и той же культуры существует множество микрокультур, каждая из которых создает свое собственное «поле значений», характеризующееся пониманием различных концепций, явлений или выражений. В различных микрокультурах значение определенных ценностей понимается не одинаково. Кроме того, каждый носитель создает свой собственный мини-язык общения, свой собственный сленг, у каждого свои любимые цитаты и шутки, выражения и повороты речи.
Все это вместе может существенно усложнить процесс общения, создав семантический барьер непонимания. Причиной психологического барьера могут быть социокультурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различным интерпретациям определенных концепций, используемых в процессе общения.
Восприятие партнера по общению как человека определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста также может выступать в качестве барьера. Большое значение для возникновения барьера имеет доверие к коммуникатору в глазах получателя. Чем выше авторитет, тем меньше препятствий для усвоения предлагаемой информации.
Само нежелание прислушиваться к мнению человека часто связано с его низким авторитетом. Получатель зависит от психологических предпочтений получателя, воспринимает ли он предложенную ему систему доказательств или считает ее неубедительной. Для коммуникатора выбор системы доказательств, адекватной данному моменту, всегда является открытой проблемой.
Заключение
Эффективное общение характеризуется: достижением взаимопонимания между партнерами, лучшим пониманием ситуации и предмета общения (достижение большей уверенности в понимании ситуации, помогает решать проблемы, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходом ресурсов).
Умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми является коммуникативной компетенцией. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для выстраивания эффективного общения в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Основные средства общения людей
Конформизм — что это в психологии
Помимо наиболее распространенных методов обмена информацией, называют следующие виды общения:
- Когнитивное и деятельное. Обмен знаниями, навыками, информацией и умениями;
- Материальное. Имеет место в процессе обмена предметами;
- Мотивационное. Обмен желаниями, а также побуждение к решительным действиям;
- Эмоциональное. Обмен эмоциями, например, попытка развеселить грустного собеседника.
Обратите внимание! Кроме разных видов и способов, существуют определенные техники общения, которые применяются для достижения тех или иных целей, возникающих в процессе знакомства с человеком.
К техникам общения относят:
- Деловое – обмен информацией для достижения коммерческой выгоды;
- Контакт масок – набор стандартных слов и словосочетаний, в совокупности с мимикой и жестами, например, вежливость, скромность, учтивость, безразличие;
- Манипулятивное – беседа с целью получения выгоды;
- Межличностное – раскрытие глубинных структур собеседника;
- Предметное – имеет место как у детей (наделять игрушки «сознанием»), так и у взрослых («разговаривать» с телефоном);
- Светская беседа – таким называется разговор без определенной цели, беспредметный. Обычно говорят не то, о чем думают, а выражают то, что принято;
- Формально-ролевое – когда люди разговаривают на том уровне, который соответствует их социальному положению.
Невербальные
Невербальным называют коммуникационное взаимодействие собеседников без использования слов. Улыбка, удивленное выражение лица, сдвинутые брови – все это примеры невербального общения.
Обратите внимание! Зачастую жесты и мимика имеют подсознательный характер, поэтому умение вовремя их определить позволяет собеседнику предугадывать ход разговора.
Иногда жесты говорят больше, чем слова
Невербальный контакт эмоционально дополняет основную беседу, где инструментом разговора становится тело человека. Среди средств данного вида общения выделяют мимику (выражение лица, глаз, рта), жестикуляцию (движения тела), визуальный контакт и проксемику (расстояние между собеседниками).
Вербальные
Вербальным называют речевое взаимодействие собеседников. Оно мало уступает невербальному, поскольку есть разные сферы жизни: в личной жизни часто имеет значение то, «как» сказано предложение (искренне, эмоционально), в деловой сфере важно именно то, «что» говорит собеседник. Сюда должна относиться ясность в выражениях, без намеков и хождения «вокруг да около».
Способы невербального общения
Наиболее востребованными невербальными инструментами общения являются жесты и мимика. Руки и лицо – наиболее «эмоциональные» части тела, и наиболее подвижные, вследствие чего они обладают большей выразительностью при разговоре. Выражение эмоций – пожалуй, главное содержание «разговора» при жестикулировании. Вербальное общение далеко не всегда способно передавать эмоциональную составляющую информации, причём в разных «звуковых» языках эта способность различается. В этом случае подключаются руки и лицо. Особенно если разговор ведётся «горячими» и чувственными людьми.
Дополнительные способы невербального общения – это позы, а также прикосновения. Такие телодвижения также могут многое рассказать о человеке, его мыслях и отношении к происходящему.
Даже расстояние между собеседниками может многое сказать об участниках разговора.
Так, существуют виды предельно допустимого расстояния в зависимости от обстоятельств беседы
:
- Интимное расстояние – до полуметра
. Так разговаривают собеседники, которые в максимальной степени доверяют друг другу, готовы поделиться самым сокровенным. В частности, очень близко друг к другу стоят влюблённые. Лучшие друзья тоже общаются на максимально близкой дистанции. На таком расстоянии возможны телесные контакты, прикосновения, которые тоже отражают максимально близкие, доверительные и интимные отношения. - Межличностное расстояние – от полуметра до 1,2 метра
. На такой дистанции ведут дружескую беседу обычные друзья, приятели, близкие знакомые. Здесь также могут допускаться прикосновения, хотя и невозможны такие сильные телесные контакты, как в первом случае. - Социальное расстояние – от 1,2 до 3,7 метров
. Оно предназначается для неформального взаимодействия в обществе, во время деловой встречи. Чем расстояние больше, тем разговор более формальный. Само собой, что прикосновения на таком расстоянии уже невозможны. - Публичное расстояние – более 3,7 метров
. Это наиболее подходящее расстояние для лектора, выступающего перед большой группой людей.
Расстояние при разговоре также зависит от пола, возраста, особенностей личности человека. Так, маленьким детям наиболее комфортно общаться на близком расстоянии, а подростки предпочитают отстраняться. Женщина предпочитает более близкую дистанцию, независимо от пола её собеседника. Уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояния, а тревожные люди стремятся быть подальше от собеседников. Властные люди склонны сокращать расстояние при разговоре, напирать – отсюда, видимо, и происходит слово «наезд».
Визуальный контакт – тоже важный источник информации. Зрение для человека является главным органом чувств, с его помощью мы стремимся получить максимум информации о предмете, который нам интересен. Поэтому долгий зрительный контакт означает восхищение собеседником, если взгляд при этом спокойный. Пристальный взгляд с приподнятыми бровями означает ожидание. А навязчивый, пристальный взгляд с несколько тревожным выражением означает возмущение. Если же человек «закатывает» глаза, отводит в сторону, всячески избегает зрительного контакта, то это означает, что собеседник ему неприятен.
Жесты и позы рассказывают о чувствах и установках людей. Важны их манера сидеть, стоять, расположение рук. Например, позитивное расположение распознаётся, когда собеседник сидит с немного наклонённым вперёд корпусом, рука при этом немного касается щеки. Критичность выражается характерным жестом: одна рука находится у подбородка, указательный палец вытянут вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть первой. При недоверии собеседник прикрывает рот ладонью. Превосходство выражается сидячим положением, одна нога положена на другую, руки закинуты за голову, глаза чуть закрыты. При неодобрении человек «стряхивает ворсинки», расправляет одежду или отряхивает её, движения его судорожные, неспокойные.
Потирание подбородка, лба, переносицы являются известными показателями сосредоточенности. Глаза при этом могут быть закрыты. Раскинутые руки, прямая голова, расслабленный корпус говорят об открытости собеседника.
Важное значение имеет и мимика. Она может рассказать и о мыслях человека, и о его чувствах, при этом разные половины лица несут разную информацию. Как известно, за интеллект отвечает левое полушарие мозга, которое управляет правой стороной лица; правое полушарие мозга отвечает за эмоции и управляет левой половиной лица.
Гнев выражают широко открытые глаза, при этом взгляд «прищурен», зубы сжаты, а углы губ опущены. Поднятые брови и приоткрытый рот означают, что человек удивлён. Сведённые брови, растянутые губы с отведёнными вниз уголками говорят, что собеседник напуган. Спокойный взгляд с приподнятыми уголками губ – собеседник счастлив. Опущенные губы и «угасший» взгляд свидетельствуют о печали.
Свой пласт информации несут даже интонация и тембр голоса. Так, растянутое произношение слов и монотонная интонация характерны для высокомерного человека. Чёткая, уверенная речь и высокий тон голоса говорят об энтузиазме, приподнятости. Низкий тон голоса и понижение громкости к концу предложения свидетельствуют об усталости; так же передаётся и взволнованность, но речь при этом более быстрая, высказывания отрывистые. Если в речи много пауз, собеседник покашливает, делает ошибки в словах – значит, он демонстрирует неуверенность.
Язык как средство общения
Вербальные средства общения человека
Язык – это не только способ общения, но и мышления человека. Он является социальным и культурным механизмом. Главная языковая функция заключается в использовании слов. Однако выделяются и другие виды языкового общения:
- Разговорный язык. Средство повседневного контакта между людьми. Включает в себя использование жаргонных слов, так называемого сленга, действующего для той или иной группы людей или даже местности.
- Литературный язык. Язык, включающий в себя некоторые нормы и правила беседы. Литературный язык свидетельствует о том, что собеседник владеет языковой культурой.
- Искусственные языки – способы общаться без использования речи. Среди них выделяют:
- Азбуку Морзе. Определение знакового кодирования, характеризующего цифры и буквы.
- Язык глухонемых. Сочетание жестов, мимики, движений рта.
- Шифры. Так называемые преобразования текста с целью его засекречивания. Примечательно, что их можно расшифровать, зная «ключ».
- Компьютерные языки. Средство общения с компьютером посредством команд, знаков, а также математических формул.
Вербальное общение и его виды
В первые годы жизни каждый ребенок учится разговаривать, ведь общение — естественная потребность каждого: так мы передаем информацию, говорим о своих чувствах, познаем мир. Проще всего это сделать словами, то есть вербально.
Что такое вербальное общение? Это установление контакта между людьми с помощью речевых средств, проще говоря, словами.
Речь — своеобразный код для передачи информации:
- Говорящий преображает свою мысль в определенный набор языковых знаков (слов, морфем, словосочетаний), то есть кодирует его.
- Собеседник принимает сообщение: он должен расшифровать код, осмыслить его значение и отреагировать.
Этой механикой мы пользуемся ежедневно, когда разговариваем или переписываемся с друзьями, читаем литературу, выступаем перед публикой или думаем про себя.
Переписка — тоже вербальное общение: Unsplash
Что относят к вербальному общению? К вербальным средствам относится как устная речь, так и письменная. Устная речь — самое распространенное средство коммуникации. Она очень гибкая, позволяет быстро передать сообщение. Однако у письменной речи есть значительное преимущество: перед передачей информации ее можно тщательно обдумать, точнее сформулировать мысль. Поэтому в деловой практике чаще применяется переписка.
Своеобразный вербальный метод коммуникации — дактильная речь. Это ручная азбука (язык жестов), используемый людьми с нарушениями слуха. Они выражают свои мысли с помощью слов, но в качестве инструмента воспроизведения применяют не звуки, а жесты. По такому же принципу к вербальной речи относят азбуку Морзе.
Устная или письменная речь далеко не всегда подразумевает чистый литературный язык. Сленг и диалекты — неотъемлемая часть языка. И все же, чтобы адекватно выразить мысль, речь должна соответствовать определенным требованиям:
- точность и содержательность;
- ясность и доступность;
- четкость произношения и культура речи.
Вербальное общение: Unsplash
Речь как средство общения
Стрессоустойчивость — что это такое
Для большинства людей наиболее понятна речь – словесная беседа, которая имеет определенные виды:
- Внутренняя речь. Речь для себя или про себя, т.е. обычно имеет характер мысленных рассуждений. Бывает, что человек говорит сам с собой, когда его никто не слышит, это также можно отнести к внутренней речи. Суть ее в том, что подобные обращения к себе не слышат другие люди.
- Внешняя речь. Она же устная. Слова воспринимаются на слух лицом, которое участвует в беседе, но в данный момент ее не ведет.
Речь является самым используемым способом общения
- Диалогическая речь, или разговорная. Наиболее часто используемый способ общения с элементами диалекта и жаргона, характерными для определенной местности, представителей некоторых видов деятельности или профессии.
- Монологическая речь. Речь одного человека, обращенная к собеседнику или группе людей. Суть в том, что монолог имеет длительный характер без возможности прервать речь. Обычно к монологу готовятся заранее. Примеры – преподаватели, дикторы, люди, представляющие презентацию.
- Письменная речь. Кроме современного общения в реальном времени посредством чатов и смс, письменная речь является способом общения с представителями прошлых и будущих поколений.
Невербальные средства общения изучают различные науки:
- Кинестика — занимается изучением внешних проявлений чувств и эмоций человека, к которым относятся: мимика (изучает движение мышц лица); жестика (исследует жестовые движения отдельных частей тела); пантомимика (изучает моторику всего тела — позу, осанку, походку, поклоны);
- Такесика — изучает прикосновения в ситуации общения (рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и т. п.);
- Проксемика — исследует расположения людей в пространстве при общении.
В человеческом контакте выделяются следующие зоны дистанции: 1. Интимная зона (15-45 см друг от друга), в нее допускаются близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновения. Преждевременное вторжение в интимную зону посторонних людей в процессе общения воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой некоторые физиологические изменения в организме человека: учащается биение сердца, повышается выделение адреналина, наблюдается прилив крови к голове и пр. В последнее время появилось много публикаций о воздействиях биополей всего живого на людей и, в том числе, людей друг на друга. Однако многое о таких воздействиях не доказано наукой; 2. Личная или персональная зона (42-120 см) — для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагающая только визуально-зрительный контакт между партнерами, участниками беседы; 3. Социальная зона (120-400 см) — обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, служебных помещениях, как правило, с теми, кого знают не достаточно хорошо; 4. Публичная зона (свыше 400 см) — должна быть соблюдена при общении с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митингах и др.
Мимика — это движение мышц лица, которое отражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она способна дать истинную информацию о том, что человек переживает. Мимика несет в себе до 70% информации о человеке. Глаза, взгляд, лицо человека способны рассказать больше, чем произнесенные слова. Так, например, человек, пытающийся скрыть информацию (или дающий ложную информацию), старается отвернуться, не встретиться глазами с собеседником. Замечено, что в таких случаях он смотрит прямо в глаза партнеру менее 1/3 времени разговора.
По своей специфике взгляд может быть: деловой (фиксируется в области лба собеседника); светский (взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня его губ) способствует созданию непринужденного светского общения; интимный (взгляд направлен не в глаза собеседника, а на другие части тела до уровня груди) говорит о большей заинтересованности собеседника в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Отдельные части тела — лоб, брови, рот, нос, глаза, подбородок— выражают основные эмоции человека: страдание, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление, радость, счастье и пр. Положительные эмоции распознаются легче, чем отрицательные. Основную познавательную нагрузку в определении истинных чувств человека несут брови и губы. Доказано, что левая сторона лица чаще выдает эмоции человека, так как правое полушарие головного мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются на обеих половинах лица более или менее равномерно, а отрицательные — ярче выражены на левой.
Жесты в общении несут очень большую информацию. В языке жестов, так же как и в речи, есть слова и предложения. Все огромное разнообразие жестов можно разделить на пять групп:
- Жесты-иллюстраторы (жесты сообщения) — указывание, изображение картины с помощью рук и движения телом, жесты-отмашки; движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
- Жесты-регуляторы (жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо) — улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
- Жесты-эмблемы (заменители слов, или фраз в общении), например сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне груди означают «здравствуйте», а сжатые и поднятые над головой — «до свидания».
- Жесты-адапторы (движения рук, связанные с привычками человека) — почесывания, подергивания, касания, поглаживания, переби-рание предметов, находящихся под рукой.
- Жесты-аффекторы (жесты, выражающие определенные эмоции через движение тела и мышц лица) — сгорбленная фигура с вялой, спотыкающейся походкой, опущенным вниз лицом; летящая походка с высоко поднятой головой и т. п.
Существует и множество микрожестов: покраснение щек, движение глаз, подергивание губ, увеличение количества миганий глазами в минуту.
Наиболее часто при общении возникают следующие виды жестов, относящихся к разным группам:
- жесты оценки (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание, прохаживание и др.);
- жесты уверенности (раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол пирамиды);
- жесты нервозности и неуверенности (постукивание пальцами по столу, переплетение пальцев рук, сутулость);
- жесты отрицания (сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус);
- жесты расположения (прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику);
- жесты доминирования (выставление больших пальцев на показ, резкие взмахи сверху вниз, долгий пристальный взгляд в глаза собеседника);
- жесты неискренности (бегающий взгляд, поворот корпуса в сторону от собеседника, прикосновение к носу как замаскированная форма прикрытия рта и др.)..
Умение замечать, понимать и трактовать жесты людей, а также делать соответствующие выводы позволяет лучше разбираться в людях и ориентироваться во внешней среде.
Развитие средств общения
Еще до рождения дети общаются с родителями прикосновениями (толчками), так же как и матери поют песни ребенку, гладят животик. После рождения чадо нуждается в эмоциональном контакте, у него развиваются органы для коммуникации (упор на слух, прикосновения, даже запахи).
Имеет место ольфакторный метод – общение запахами. Он характерен для животных, которые помечают территорию. Другие животные чувствуют этот запах и распознают в нем немалое количество информации: вид, пол, статус (например, вожак) и многое другое.
Вскоре ребенок начинает подражать звукам, которым учат его родители (пародирует телевизор и даже домашних питомцев). Затем дети переходят к игровому способу общения, познавая мир. Достигая школьного возраста, ребенок интенсивно развивается интеллектуально, учится разным способам общения и взаимоотношений.
Дети учатся общению, копируя взрослых
Средства связи
Все средства коммуникации разделены на две основные группы:
- Вербальный (вербальный);
- Невербальный.
Вербальное общение является наиболее изученным видом человеческого общения. Более того, это самый универсальный способ передачи мыслей. Сообщение, генерируемое любой другой системой знаков, может быть «переведено» на вербальный человеческий язык. Например, красный световой сигнал переводится как «проход закрыт», «стоп»; приподнятый палец, прикрытый ладонью другой руки, как «просьба о дополнительной минуте отдыха» на спортивных мероприятиях и т.д.
Структура вербальной коммуникации включает в себя:
Значение и смысл слов, предложений играет важную роль в точности употребления слова, его выразительности и доступности, правильности предложения и его разборчивости, правильности произношения звуков, слов, выразительности и смысла интонации.
Звуковые явления речи: темп речи (быстрый, средний, медленный), тональная модуляция (мягкий, резкий), тональность речи (высокий, низкий), ритм (регулярный, прерывистый), тембр (распашной, хриплый, скрипучий), интонация, речевая дикция. Наблюдения показывают, что мягкая, спокойная, размеренная манера говорить наиболее привлекательна в общении.
Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, издаваемые во время общения: Смех, жужжание, плач, шепот, вздох и т.д.; отделяющие звуки — кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки носализации — «хм-хм», «а-а-а» и т.д.
Невербальная коммуникация, более известная как язык поз и жестов, включает в себя все формы человеческого самовыражения, не основанные на словах. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов имеет важное значение для эффективной коммуникации.
Наиболее значимое невербальное средство — кинесика — визуально воспринимает движения другого человека, который выполняет экспрессивно-регулирующую функцию в общении. Кинезика включает в себя выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, положении, взгляде и походке. Выражения лица — движения мышц лица — играют особую роль в передаче информации. Очень тесная связь с мимикой — это взгляд или зрительный контакт, который является чрезвычайно важной частью общения. В общении люди склонны к взаимности и чувствуют дискомфорт при отсутствии мимики.
Информация — это движения человеческого тела, такие как осанка, жесты, походка.
Поза — это культурно типичное положение человеческого тела, основная единица пространственного поведения человека. Позиция ясно показывает, как этот человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих.
Коммуникационные жесты несут в себе много информации. Конкретное значение каждого жеста варьируется в зависимости от культуры. Тем не менее, все культуры имеют одинаковые жесты, которые мы можем отличить друг от друга:
- Коммуникативные (жесты, чтобы поприветствовать, попрощаться, привлечь внимание, запретить, угодить, отказаться, и т.д.);
- модальность, т.е. выражения оценки и отношения (жесты одобрения, неудовлетворенности, уверенности, недоверия, путаницы и т.д.);
- Описательные жесты, имеющие смысл только в контексте лингвистического высказывания.
По походке, т.е. по стилю движения человека, можно распознать его эмоциональное состояние.
Просодия — общий термин для таких ритмических и интонационных аспектов речи, как высота тональность, громкость вокального звука, тембр голоса, сила акцента.
Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различных видов психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздыхания и др.
Просодические и экстерлингвистические средства регулируют поток речи, обеспечивают языковые средства коммуникации, дополняют, заменяют и предвосхищают лингвистические высказывания, выражают эмоциональные состояния.
Тактические средства коммуникации включают в себя динамическое прикосновение в виде рукопожатия, ласки, поцелуя. Например, при пожатии рук различают три типа:
- доминанта (рука вверх, ладонь вниз);
- покорный (рука снизу, ладонь вверх);
- равный.
Такой тактический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального статуса коммуникантов.
Тактильные средства общения служат в общении больше, чем другие невербальные средства, как индикатор статус-ролевых отношений, как символ степени близости общения. Недостаточное использование человеком тактильных средств может привести к конфликтам в общении. Е. Холл описал нормы близости человека к человеку — расстояния, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определяются четырьмя расстояниями:
- Интимное расстояние (от 0 до 45 см) — связь между ближайшими людьми;
- Личная дистанция (от 45 до 120 см) — общение с знакомыми людьми;
- социальный (от 120 до 400 см) — желательно с незнакомыми людьми и в официальном общении;
- Публика (от 400 до 750 см) — при выступлении перед разными аудиториями.
Нарушение оптимального расстояния связи воспринимается негативно.
Средства делового общения
Деловые взаимоотношения опираются на вербальный тип беседы, т.е. важно содержание разговора, а не эмоциональная его сторона. Допускается представлять свои идеи, подкрепляя их искренней улыбкой в попытке вызвать у собеседника дружелюбие и доверие, но результат все же зависит от фактов, доказательств эффективности беседы.
Среди инструментария делового общения можно назвать следующие понятия:
- Непосредственно беседа – диалог нескольких лиц с целью разрешения деловых задач, установления взаимовыгодных отношений.
- Беседа по телефону – проходит в силу ограничения по времени, требует знания этикета телефонных разговоров.
- Деловые переговоры – обмен мнениями с целью прийти к общему соглашению.
- Совещание – привлечение сотрудников к принятию решения.
- Публичная речь – монолог, ораторская речь перед аудиторией и т. д.
Средства коммуникации
Коммуникативные барьеры
4. Средства коммуникации.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невербальную коммуникацию, использующие различные знаковые системы.
4.1. Вербальная коммуникация.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
Последовательность действий говорящего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема «коммуникатор – сообщение – реципиент» асимметрична.
Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования, так как «говорящий» сначала имеет определённый замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчётливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: её осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.
Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения.
Мера известной согласованности действий коммуникатора и реципиента в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большой степени зависит от их включённости в общий контекст деятельности. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнёры обеспечивают тематическую направленность информации, а также её двусторонний характер.
При характеристике диалога важно всё время иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие определёнными намерениями, то есть диалог представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия партнёров». Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счёте – понимания, познания другой личности. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнёра по общению. А.А.Леонтьев предлагает обозначить их как личностно-речевая ориентация и социально-речевая ориентация, что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации. Само же воздействием может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, то есть прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнёра.
В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, достаточно подробно исследованы как формы различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления. Так, выражением сопротивления принятию информации может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своём представлении авторитета коммуникатора, такое же — умышленное или неумышленное «непонимание» сообщения: то ли в силу специфики фонетики говорящего, то ли в силу особенностей его стилистики или логики построения текста. Соответственно всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его, точно так же подтвердить свой авторитет, совершенствовать манеру подачи материала. Особое значение имеет и факт соответствия характера высказывания ситуации общения, мера и степень формального характера общения и другие показатели.
Совокупность определённых мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи. Для учёта всех переменных, включённых в процесс речевой коммуникации, К.Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Американский журналист Г.Лассуэлл предложил простейшую модель для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации:
1) Кто? (передаёт сообщение) — Коммуникатор
2) Что? (передаётся) — Сообщение (текст)
3) Как? (осуществляется передача) — Канал
4) Кому? (направлено сообщение) — Аудитория
5) С каким эффектом? — Эффективность
По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи. Может быть три типа: открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; отстранённая – коммуникатор держится подчёркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть её.
Точно так же всесторонне исследованы способы повышения воздействия текста сообщения. Именно в этой области применяется методика контент-анализа, устанавливающая определённые пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории. Результаты исследования в этой области опровергли традиционный для XIX века взгляд, что логически и фактически обоснованная информация автоматически изменяет поведение аудитории. Выяснилось (в экспериментах Клаппера), что никакого автоматизма в данном случае нет: в действительности наиболее важным фактором оказалось взаимодействие информации и установок аудитории.
Рассмотренная схема играет определённую положительную роль при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Однако она и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации, но ведь этот процесс включён в более сложное явление – общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо ещё проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и прочее. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи.
4.2.Невербальная коммуникация.
Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу.
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстаёт как более или менее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела. Первоначально исследования в этой области были осуществлены ещё Ч.Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придаёт общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Например, в исследованиях М.Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа фины жестикулировали 1 раз, итальянцы – 80, французы – 20, мексиканцы — 180).
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также добавки к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а околоречевыми приёмами.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой системой, несёт смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнёров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определённое значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущественно некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнёров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.
Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах разработаны в деталях возможные различные допуски опозданий с соответствующими их значениями.
Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э.Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал нормы приближения человека к партнёру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0 — 45 см); персональное расстояние (45 – 125 см); социальное расстояние (120 – 400 см); публичное расстояние (400 – 750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп. В ряде экспериментов показано, каким должно быть оптимальное размещение членов двух дискуссионных групп с точки зрения удобства дискуссии.
В каждом случае члены команды – справа от лидера. Естественно, что не средства проксемики в состоянии обеспечить успех или неуспех в проведении дискуссий; их содержание, течение, направление задаются гораздо более высокими содержательными уровнями человеческой деятельности. Оптимальная организация пространства общения играет определённую роль лишь при прочих равных, но даже и ради этой цели изучением проблемы стоит заниматься.
Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Это более или менее чётко вычлененные наборы получили название хронотопов. Описаны такие хронотопы, как хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика».
Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия – движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и так далее. «Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой ограничено, например, пределами сугубо интимного общения. В первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М.Аргайл разработал даже определённую «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. Есть работы о роли визуального общения для ребёнка. Выявлено, что ребёнку свойственно фиксировать внимание, прежде всего на человеческом лице: самая живая реакция обнаружена на два горизонтальных круга (аналог глаза). Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить её, поощряет партнёра к продолжению диалога, способствует тому, чтобы обнаружить полнее своё «Я», или, напротив, скрыть его.
Для всех четырёх систем невербальной коммуникации встаёт один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определённый код. Всякая информация должна кодироваться, причём так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнёр по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.
В общей теории информации вводится понятие «семантически значимой информации». Это то количество информации, которое дано не на входе, а на выходе системы. В процессе человеческой коммуникации это понятие можно интерпретировать так, что семантически значимая информация – это та, которая и влияет на изменение поведения, то есть которая имеет смысл. Все невербальные знаковые системы умножают этот смысл, помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации. Но такое дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков, кода. Для построения понятного всем кода необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков, по аналогии с единицами в системе речи, но именно выделение таких единиц в невербальных системах оказывается главной трудностью.
Разрабатывая методологические проблемы в области кинетики, К.Бердвистл предложил выделить единицу телодвижений человека. Основное рассуждение строится на основе опыта структурной лингвистики: телодвижения разделяются на единицы, а затем из этих единиц образуются более сложные конструкции. Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы, которые и воспринимаются в ситуации общения.
На основании предложения Бёрдвистла были построены своего рода словари телодвижений, даже появились работы о количестве кинов в разных национальных культурах. Но сам Бёрдвистл пришёл к выводу, что пока построить удовлетворительный словарь телодвижений не удаётся: само понятие кина оказалось достаточно неопределённым и спорным. Более локальный характер носят предложения по построению словаря жестов. Существующие попытки не являются слишком строгими, но тем не менее определённый каталог жестов в различных национальных культурах удаётся описать.
Кроме выбора единицы, существует ещё и вопрос о «локализации» различных мимических движений, жестов или телодвижений. Нужна тоже более или менее однозначная сетка основных зон человеческого лица, тела, руки. В предложениях Бёрдвистла содержался и этот аспект; всё человеческое тело было поделено на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл построения словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы – кины – были привязаны к определённым, тогда и получится «запись» телодвижения, что придаст ей известную однозначность, то есть поможет выполнить функцию кода. Однако неопределённость единицы не позволяет считать эту методику записи достаточно надёжной.
Несколько более скромный вариант предложен для записи выражений лица, мимики. Вообще в литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы как-то классифицировать их и предложена методика, введённая П.Экманом и получившая название FAST – Facial Affect Scoring Technique. Принцип: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяют шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксации эмоций по зоне позволяет регистрировать более или менее определённо мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике, в настоящее время есть ряд попыток применения её в нормальных ситуациях общения.
Все описанные системы невербальной коммуникации играют большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.
Заключение
Специфика межличностного информационного обмена проявляется в различных аспектах общения. Она определяет характер восприятия, передачи и интерпретации информации. Несмотря на мощное информационное поле, в котором живёт современный человек, его способность особо выделять и усваивать сообщения, поступающие от другого лица, очевидна. Именно в непосредственном межличностном общении мы получаем самое большое количество информации – 80%. Видимо, личностный контакт делает её настолько значительной, что только при развитии явных признаках социальной дезадаптации мы можем говорить о стремлении человека получать информацию, минуя субъективные источники. Так, например, явление аутизма рассматривается современной наукой как признак отклоняющегося поведения или даже заболевание человека. Главной характеристикой аутизма является уход от контактов именно с людьми, а не с другими материальными источниками информации.
Значимость информации, идущей от одного человека к другому, связана с мощным аксиологическим контекстом. Сообщая информацию, индивид вольно или невольно передаёт и своё отношение к ней, обусловленное его системой ценностей. Если сам человек относится к ней позитивно, то и его высказывания звучат убедительно. Информация, к которой субъект, её высказывающий, не имеет доверия, теряет шансы на адекватное восприятие и интерпретацию. Когда человек получает информацию от другого человека, она воспринимается объёмнее, глубже и надёжнее, чем информация, передаваемая через неодушевлённый источник. Персонализация информации усиливает её значение и делает более удобной для восприятия.
Особое значение персонализации имеет при формировании мотивации обучения и развития интереса к предмету изучения.
Понятие коммуникации употребляется в психологии значительно чаще, чем понятие перцепции или интеракции. Иногда им обозначают все процессы общения вне зависимости от его содержания. Такая генерализация вполне оправдана, поскольку перцептивные, интерактивные и коммуникативные процессы при реальном общении людей друг с другом переходят один в другой, и их жёсткое выделение необходимо прежде всего в научных или методических целях для осмысления и анализа конкретных социально-психологических феноменов.
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2002.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2002.
3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.
4. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб, 1999.
5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, история и теория. – СПб: ИГУП, 1999.
6. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 1999.
Коммуникативные барьеры
Информация о работе «Коммуникативный аспект общения. Вербальное и невербальное общение»
Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 37116 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Психолингвистический анализ невербального общения представителей разных национальностей
190656
0
2
… поведении с одной стороны и ряд характерных черт – с другой. В связи с гепотезой ставились следующие цели: Выявить и описать специфические формы невербального общения присущие представителям разных национальностей, проживающих на территории Астраханской области. Выявить и описать общее в невербальном поведении людей данных национальностей. Дать возможную интерпретацию отдельным кинемам. 2. …
Сущность и проблемы невербального общения
52782
0
0
… видите однополые пары, медленно прохаживающиеся по тротуару в сплетенных объятиях, это невольно может навести на мысль о нетрадиционной ориентации. Рукопожатия Рукопожатия, как одно из средств невербального общения, тоже различаются по способу их совершения, силе и длительности. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника вкупе с радостным восклицанием говорит об искренности партнера, его …
Психология делового общения
80972
1
0
… на решение проблемы мышления стремление выработать общую позицию учет личностных качеств партнера реализм соблюдение интересов гибкость и т. д. Психологические приемы влияния на партнера Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Тот, кто считает, …
Этикет в сфере делового общения
173323
2
1
… . Лесть, особенно грубая, — это маска, за которой чаще всего скрывается меркантильный интерес. Комплимент, тем более, если вы имеете дело с партнером-женщиной, — необходимая часть речевого этикета. Во время делового общения всегда есть реальная возможность для комплиментов. Они воодушевляют вашего делового партнера, придают ему уверенность, одобряют. Особенно важно помнить о комплименте, если вы …
Средства общения дошкольников
Дошкольникам доступны так называемые игры, с которыми они лучше узнают друг друга и особенности окружающего мира. Выделяют следующие средства общения дошкольников:
- Образно-ролевая игра. Суть в том, чтобы ребенок выбрал себе роль и действовал в соответствии с нею. Примечательно, что это не только роль мамы или папы – дошкольник волен выбрать любой понравившийся предмет, эмоцию и т. д.
- Сюжетно-ролевая игра – творческий подход к познанию мира, пониманию взрослых, первые шаги на пути к ответственности.
О том, какие бывают основные средства общения, есть множество информации. Ребенку в школе дают первые краткие пояснения о вербальном и невербальном видах контактов. Психологи могут определить намерения и настроение человека прежде, чем он заговорит. Знание способов общения поможет лучше понимать течение разговора.
Материалы по психологии общения на тему: «Виды и средства общения»
Виды и средства общения
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Общение- это «многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т. п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения, и обмена информацией.
Прямое общение — это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу «ты — мне, я — тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.
Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель — продавец, учитель — ученик, начальник — подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. А деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио — и видеотехники).
В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
1. Императивное общение — это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п.
2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими. При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности. Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
3. Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие:
1. «Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает Ї «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль — это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.
4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.
5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения.
Виды общения по целям:
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении
Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.
Вербальное и невербальное общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга.
Вербальное общение
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.
Вербальные средства общения — это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.
Невербальное общение
На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны как словесные. Но это далеко не так.
Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.
Невербальное общение — общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.
Невербальное общение — наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.
Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.
Остается добавить, что если бы у человека (как, впрочем, и животных) отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией простыми печатными словами, а не рукописным текстом — ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения.
Таким образом, общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество немыслимо.