Как эффективно принимать решения: стратегия Уолта Диснея и «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно

Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно.

Эдвард де Боно

Среди других теорий креативности метод специалиста по латеральному мышлению Эдварда де Боно отличается молодостью. Книга «Шесть шляп мышления» (англ. «SixThinkingHats») была впервые опубликована в 1985 г., представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров. Сегодня данная методика стала достаточно популярной, чтобы приобрести как своих поклонников, так и противников. Возможно, философы сочли бы нужным в данной ситуации пошутить относительно герменевтического круга, сказав, что методика, отстаивающая разные взгляды на вещи, сама оценивается по-разному. Но мы без иронии попробуем разобраться в сути техники 6 шляп, её плюсах и минусах, а также возможностях применения.

Чтобы научиться решать творческие задачи и находить нестандартные решения, приходите на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике».

Что такое «метод 6 шляп» Эдварда де Боно

Эдвард де Боно

Если сказать простыми словами, метод 6 шляп — это техника мышления, помогающая рассмотреть ситуацию с разных сторон и после принять необычное, но эффективное решение.

Автор — Эдвард де Боно, психолог, изучавший творческое мышление, медицину, физиологию и психологию. Часто он смотрел на проблемы в свете перечисленных наук. Так и родился «метод шести шляп», ставший одной из любимейших техник мозгового штурма.

В основе методики лежит утверждение о том, что с течением времени мышление каждого человека обрастает стереотипами и шаблонами, становится однобоким. На этот процесс влияют многие факторы, в частности, культура, социальная среда, религия, уровень образования, моральные принципы. Сюда же можно отнести настроение, эмоции и прочие характеристики самого индивида.

Принимая во внимание вышесказанное, Эдвард де Боно предложил вариант «оживления» мышления, изменения привычного направления. Кажется, все просто. Что сложного в том, чтобы посмотреть на ситуацию с разных сторон? Но есть одно «но». Каждая из 6 шляп — необычный, непривычный для мозга и мышления способ решения задач. Поэтому метод сначала нужно тщательно изучить и только потом применять.

Метод шести шляп Эдварда де Боно называют ролевой игрой. Как только человек берет шляпу какого-либо цвета, он включает соответствующий тип мышления. Благодаря этому он не только видит задачу под разными углами. Получается найти новые возможности и выгоды, задействовать предчувствие, критически проанализировать проблему, сгенерировать креативные идеи.

книга шесть шляп мышления Эдварда де Боно

Исследования и выводы касательно новой техники де Боно изложил в книге «Шесть шляп мышления», изданной в 1985 году.

Применять метод 6 шляп можно как в группе, так и индивидуально. В первом случае участники берут шляпы по очереди. Ведущий контролирует этот процесс. Во втором случае человек один за одним включает разные виды мышления для того, чтобы увидеть всю картину и принять нужное решение.

Красная «шляпа мышления»

Данная «шляпа мышления» подразумевает, что человек исследует проблему, обращаясь к своей интуиции, опираясь на личные чувства и эмоции. Тут важен навык осознавания своих эмоций, поскольку именно понимание внутреннего мира чувств будет являться ключом к данному типу мышления. Кроме того, стоит подумать об эмоциональных реакциях и переживаниях окружающих, относительно рассматриваемого вопроса. Ведь чувства других людей могут сказать о многом, например, об истинных желаниях или значимых потребностях.

Вопросы, по красной «шляпе мышления» которые следует себе задать:

  • Что я переживаю по этому поводу?
  • Какие у меня есть догадки?
  • Какие ощущения и эмоции у меня возникают?
  • Что я понимаю о чувствах других людей в контексте данного вопроса?
  • Что мне подсказывает моя интуиция?
  • Какое у меня предчувствие?

Как использовать

Для начала нужно понять простую истину: решения появляются в процессе полемики, рассуждений. Но чаще всего остается то мнение, которое смогли отстоять. Те же решения, которые основаны на интересах всей группы, остаются в тени.

Метод шести шляп Эдварда де Боно предлагает параллельный подход. Во время принятия решения не происходит выбор сильного варианта. Все предложенные идеи по поводу того или иного вопроса оцениваются отдельно друг от друга, а иногда объединяются в единое целое.

Применение метода 6 шляп можно сравнить с рисованием. Представьте, что вы рисуете пейзаж. Вряд ли он будет полным, если разукрасить ее одним цветом. Если вы используете все цветные карандаши, картина получится яркой и живой. Точно так же по методу де Боно оцениваются и проблемы. Увидеть полную картину можно только после того, как будут по очереди надеты все шляпы.

Белая

На этом этапе рассматриваются и анализируются уже имеющиеся данные. Важно понять, чего не хватает и где взять эту информацию, а также как ее потом использовать для решения задачи. По сути, это метод выявления и закономерностей в развитии тех или иных явлений.

Белая шляпа предполагает использование точных, объективных фактов, дат, цифр. Они нужны для подтверждения информации.

Ключевые моменты этой части обсуждения:

  • зафиксировать точки зрения, которые конфликтуют между собой или противоречат друг другу;
  • оценить, насколько точная и уместная информация;
  • разделить факты и предположения;
  • выяснить, как можно заполнить пробелы.

Также нужно обратить внимание на эмоциональную составляющую.

Красная

Эмоции и чувства анализирует и красная шляпа. К ним добавляются интуиция и предчувствия. В этом случае мышление не должно быть объективным. Иначе чувства, отойдя на второй план, будут воздействовать на мышление, заставляя его искажать информацию, видеть ее только с одной стороны.

Надев красную шляпу, нужно задать себе такие вопросы:

  1. Что я ощущаю в данный момент?
  2. Что говорит интуиция и мой внутренний голос?

Здесь важно обратить внимание на соответствие принятого решения и эмоций. Если кажется, что решение правильное, но в это время в душе вы испытываете тоску, задумайтесь. Вряд ли оно на 100% удовлетворяет все ваши потребности.

Ключевые моменты:

  1. Рассуждения ограничены временем — 30 секунд.
  2. Можно говорить о чувствах, а также о том, что подсказывает интуиция.
  3. Не стоит оправдываться.
  4. Следует помнить, что изучение эмоций — такая же часть мыслительного процесса, как и другие.
  5. После того, как решение принято, эмоции нужно проанализировать еще раз.

Образ мышления в белой и красной шляпе противоположны друг другу. В первом случае используются абсолютные факты, а во втором — относительные. Абсолютные правдивы на 100% в данный момент времени. Взять, к примеру, утверждение о том, что наша планета вращается вокруг солнца. Сейчас это общеизвестная истина. Несколько столетий назад Джордано Бруно казнили за то, что он посмел высказать такое предположение. Тогда считали, что все происходит наоборот и солнце вращается вокруг земли.

Относительные факты правдивы на определенном уровне вашего восприятия реальности и в определенный момент времени. Так, например, вы уверены, что небо голубое. Но ведь в году 365 дней, а значит, оно иногда меняет цвет.

Черная

Отвечает за логическое и критическое мышление. Речь не идет о жесткой критике идей по поводу решения того или иного вопроса. Нужно проводить критическое исследование. Оно включает в себя выяснение последствий, влияния принятого решения на ценности и приоритеты, недостатков.

Человек в черной шляпе должен задать себе такие вопросы:

  1. Какие проблемы возникнут?
  2. На что обратить внимание в первую очередь?
  3. В чем заключается главная опасность.

Итак, черная шляпа из метода Эдварда де Боно помогает вовремя увидеть возможные сложности, найти слабые стороны, принять верное решение. Ее часто сравнивают с использованием белой шляпы.

Желтая

Предполагает сознательные усилия, направленные на поиск положительных моментов. Почему это сложно? Потому что для негативного отношения к объекту или явлению причин всегда больше, чем для позитивного.

Надевая желтую шляпу, спросите себя:

  1. Какие преимущества у этой идеи или решения?
  2. В чем заключаются положительные стороны?
  3. В чем состоит ценность?
  4. Привлекательно ли предложение?
  5. Можно ли реализовать эту идею?

С одной стороны, желтая шляпа противоположна черной, а с другой — дополняет ее. С их помощью можно анализировать и проблемы, и поведение окружающих людей. Но как быть, если кажется, что у них только положительные или только отрицательные стороны? Для начала стоит понять, что так не бывает. Это крайне редкие случаи. Другой вариант — сознательно заставить себя найти в событии позитивные черты.

Зеленая

Человеку в зеленой шляпе нужно позаботиться о создании креативных способов решения проблемы. Здесь имеется в виду выход за рамки привычного, использование творческого подхода.

Вопросы для зеленой шляпы:

  1. Какие творческие идеи я могу предложить?
  2. Есть ли альтернативные варианты?
  3. Как преодолеть проблемы и трудности, о которых узнали от черной шляпы?

Творческий подход к поиску решения важен в тех случаях, когда остальные не принесли результата. Здесь можно не ограничивать фантазию и предлагать необычные, а, возможно, и странные идеи. После их нужно проанализировать, используя желтую и черную шляпы.

Синяя

На этом этапе принимается решение. Синюю шляпу надевает человек, который руководит процессом. Он задает его направление и подводит итоги в конце.

Синюю шляпу по праву считают особенной. Она отвечает за рефлексивное мышление, предполагает восприятие и переработку полученной информации.

Тому, кто наденет синюю шляпу, нужно уметь правильно задавать вопросы, формулировать проблему, грамотно ставить задачи перед участниками. Руководитель не только принимает окончательное решение. От него зависит, как пройдет обсуждение в целом. Он определяет порядок использования шляп, следит за ходом разговора, делает выводы.

Для синей шляпы характерны такие вопросы:

  1. С чего лучше начать обсуждение?
  2. Какая тема стоит на повестке дня?
  3. Какие цели мы преследуем?
  4. Какие и в каком порядке использовать шляпы?
  5. Как правильно подвести итог?
  6. Каков план действий?

Ключевые моменты синей шляпы — концентрация внимания, фиксация требований к мышлению, принятие решений.

Кому может быть полезен «Метод шести шляп»

Метод де Боно используется при ведении дискуссий, разрешении конфликтов, в самых разнообразных сферах жизни. Эффективен он при разработке бизнес-планов, принятии управленческих решений, инновационных открытиях, в области, связанной с интеллектуальным трудом. Его успешно применяют многие известные также используется в обучении. Он помогает генерировать и развивать новые идеи по изучаемой теме, способствует развитию коммуникации и творческих навыков учащихся, повышает мотивацию. Они начинают думать о тех вещах, которые ранее не воспринимали серьезно. Так подходящее решение проблемы будет найдено быстрее. Каждый из учащихся высказывает свое мнение, говоря от имени шляпы.

Использовать его можно и в обычной жизни, для решения трудной ситуации, важного вопроса. Это дает возможность лучше понимать себя и мотивы своих действий, регулировать спорные вопросы и конфликты.

Правила

Использование метода 6 шляп подчиняется ряду правил:

  1. Каждый участник использует шляпы по очереди.
  2. Не стоит устраивать беспорядок. Шляпы использовать крайне избирательно, тщательно выбирая момент для каждой из них.
  3. До того, как участник наденет какую-то шляпу, и по окончании процесса он обсуждает проблемы в обычном режиме.
  4. Помните, что красная шляпа помогает разрядить обстановку.
  5. Результат обсуждений зависит от того, как участники умеют пользоваться тем или иным видом мышления.
  6. Работа заканчивается в тот момент, когда участники наденут на себя все шляпы.

Как сказано выше, руководителю отводится главная роль. Он контролирует процесс использования шляп, напоминает участникам о роли, не дает задействовать сразу несколько стилей мышления.

Существуют и другие рекомендации:

  1. Процесс начинается с подбора участников. Хороший вариант — шесть человек. Можно брать больше или меньше. Это зависит от решаемой проблемы.
  2. Ведущий знакомит присутствующих друг с другом, объясняет, как и над чем они будут работать.
  3. Участники по очереди надевают на себя шляпы, рассматривая поставленную перед ними задачу с разных сторон. Шляпы могут быть настоящими. Как вариант — «надевать» их виртуально.
  4. Можно высказывать любые идеи, не ограничивая себя никакими рамками. Все сказанное рекомендуется записывать на доске или на диктофон.

После того, как руководитель обработает результаты, он должен представить их всем участникам.

Советы и лайфхаки при использовании «Метода шести шляп»

Рекомендуется использовать не виртуальную шляпу, а реальный физический предмет, который передается друг другу и надевается.

  1. Группа знакомится с «Теорией шести шляп». Надев синюю шляпу, определяют задачу. Последовательность применения шляп может быть разной. Это зависит от конкретной ситуации.
  2. Все участники надевают шляпу одного цвета и по очереди смотрят на ситуацию, по-своему ее решают. Надевать разные шляпы нельзя, чтобы избегать перепутывания мыслей. Надевая шляпу, мы принимаем на себя роль определенного мышления. А снимая ее, уходим от него и переключаемся на другой.
  3. В белой собираются все факты, цифры, статистика и т. д.
  4. В желтой обсуждаются все положительные детали. А затем в черной все подвергается конструктивной критике и обсуждается в негативном аспекте.
  5. В зеленой пытаются выйти за существующие рамки, найти новое, выявить альтернативные пути.
  6. Красная поможет участникам выразить возникающие чувства.
  7. Заканчивают надеванием синей шляпы и подведением итогов о проделанной работе.

В каком порядке надевать шляпы

очередность надевания шляп

Поиск решений с помощью метода 6 шляп выглядит примерно так:

  1. Процесс начинается с белой шляпы. Участники собирают цифры и проверенные факты, касающиеся обсуждаемой темы.
  2. Следом идет черная шляпа. Здесь ту же информацию обсуждают в негативном ключе, цель — найти недостатки.
  3. Теперь желтая шляпа. Это определение положительных сторон.
  4. Зеленую шляпу надевают только тогда, когда проблема рассмотрена со всех сторон, собрано максимально возможное количество данных. На этом этапе важно усилить позитивные свойства и ослабить негативные.
  5. Красная шляпа, как сказано выше, предназначена для разрядки. Не стоит часто ее использовать.
  6. Последний этап — использование синей шляпы. Руководитель подводит итоги.

Выдвинутые идеи и найденные решения можно дополнительно рассмотреть с помощью желтой и черной шляпы.

Белая «шляпа мышления»

Стиль мышления по белой «шляпе» предполагает, что вы акцентируете свое внимание на тех данных, которые вам известны. Необходимо вспомнить всю информацию, которая имеется, проанализировать и выявить рациональное зерно. Применяя белую «шляпу мышления», также следует подумать, чего вы еще не знаете об интересующем вопросе, и, что было бы хорошо узнать.

Исследуя проблему по белой «шляпе», нужно ответить на следующие вопросы:

  • Что я знаю о сложившейся ситуации?
  • Какая мне известна информация, какие цифры и данные?
  • Есть ли статистика, которая может быть полезна в данном вопросе?
  • Какую информацию необходимо узнать для получения полного представления о проблеме или интересующем вас вопросе?

Преимущества и ограничения

преимущества метода шести шляп

Метод 6 шляп Эдварда де Боно — возможность решить задачу необычным, но эффективным способом. По сравнению с другими техниками мозгового штурма, он обладает рядом преимуществ:

  1. Благодаря использованию разных цветов, запомнить особенности мышления в каждой шляпе проще простого.
  2. Метод 6 шляп применяют в любой сфере.
  3. Процесс исключает пространные рассуждения и бесплодные разговоры, благодаря чему дискуссия становится плодотворной и конструктивной.
  4. Переключение между ролями помогает отключить личные предпочтения.
  5. В этой технике учитываются абсолютно все нюансы, включая критику новых идей.
  6. В каждый отдельный момент времени используется определенный тип мышления. Это помогает избежать путаницы, сконцентрироваться на решении поставленной задачи, не отвлекаться.

И, наверное, самое главное преимущество — идеи не сталкиваются между собой. Они рассматриваются параллельно. А это — прямой путь к рождению чего-то нового.

Ограничений у метода 6 шляп 3. Во-первых, процесс требует подготовки. Во-вторых, участники должны верить, что это серьезный и эффективный метод поиска решений. И, в-третьих, успешность зависит от профессионализма участников и ведущего.

Отзывы и комментарии

Дополните статью – поделитесь собственным опытом или знаниями и впечатлениями от книги.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Подборка полезных материалов о творчестве и развитии креативности
  • Техники мышления
  • Изобретательство: подборка полезных материалов
  • ТРИЗ и дизайн-мышление в обычной жизни
  • Когда стоит принимать решение действовать
  • Как избежать группового мышления
  • Техника 8D для поиска решений
  • Секреты изобретателей: подборка полезных материалов
  • Метод Simplex для решения проблем в бизнесе
  • Дизайн-мышление на все случаи жизни

Ключевые слова:1ТРИЗ

Желтая «шляпа мышления»

«Шляпа» яркого солнечного цвета открывает простор для позитивного мышления. Оптимистический подход позволяет человеку увидеть все преимущества ситуации и оценить по достоинству ее положительные стороны. Мышление по желтой «шляпе» помогает более уверенно двигаться вперед, даже если сначала все кажется мрачным и слишком сложным.

Надевая желтую «шляпу мышления», нужно ответить на следующие вопросы:

  • Какие имеются положительные стороны?
  • Какие можно выделить преимущества и достоинства?
  • Какие возможны благоприятные перспективы?
  • Почему этим непременно следует заняться?

Мои советы по использованию приема

Для применения метода критического мышления «Шесть шляп» можно дать несколько рекомендаций:

  1. Начинать знакомство с методом лучше всего с простых задачек, чтобы дети могли понять правила игры и запомнить роли каждого из цветов.
  2. В дошкольном возрасте и в начальной школе метод лучше использовать в игровой форме, а для цветов предлагать более простые значения.
  3. Лучше, если разделять детей на группы в детском саду и начальной школе будет учитель, а при повторном использовании метода – менять группы местами, давая детям возможность побыть в разных ролях.
  4. Для подростков и старших классов можно предложить распределение на группы по жребию или по желанию.
  5. Перед обсуждением обязательно проговорить и записать правила общения в течение игры, чтобы не возникало лишних споров и ссор.
  6. Обсуждение должно быть организованным: учитель руководит процессом, предлагая высказаться той или иной группе и предотвращая конфликты.
  7. На этапе рефлексии нужно постараться дать возможность высказаться каждому из участников.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]