Понятие морали
В обществознании под моралью понимаются нравственные нормы поведения человека. Они оценивают его деятельность с позиции хорошего и плохого, добра и зла. Эти правила не закреплены в официальных документах, но затрагивают всех без исключения членов общества.
В раннем детстве мы усваиваем нормы морали, которых придерживается наша семья (семейные ценности, образцы поведения, реакции на происходящее). По мере взросления в школьном классе, дружеской компании, рабочем коллективе эти представления о правильном и неправильном обогащаются, становятся важной составляющей частью внутреннего мира человека, основой его мировоззрения.
Рис. 1. Ребёнок в семье.
Воспитание нравственности
С самого раннего детства нам начинают рассказывать о том, что такое хорошо и что такое плохо. Родители и прочие старшие родственники, воспитатели и учителя прививают моральные нормы детям. Также в этом участвует весь остальной социум – общаясь с другими детьми в коллективе, ребенок также впитывает определенные нормы.
Как происходит воспитание и привитие нравственных ориентиров?
- Личный пример. Самый эффективный, хотя и недооцененный некоторыми способ. По своей природе ребенок – подражатель. Это абсолютно нормально. У животных детеныши учатся исключительно через подражание взрослым особям, и для человека это тоже характерно. Если родители соблюдают моральные принципы, то ребенок, глядя на них, будет стараться делать так же.
- Нравоучения. Разговаривая с ребенком о правилах поведения, можно донести до него многое из того, что ему непонятно.
- Искусство. Книги, фильмы и мультипликация, спектакли и музыка доносят до детей нравственные нормы под видом увлекательных сюжетов.
- Личный опыт. Если малыш из раза в раз стремится поступать правильно, и видит, что это приводит к положительным результатам, он будет стремиться делать так и дальше.
Функции морали
В любом обществе существуют нравственные устои. Узнаем, для чего они нужны, какие функции выполняют.
- Познавательная функция помогает нам оценивать действия других людей с позиции правильного или неправильного.
- Воспитательная — способствует формированию убеждённости человека в том, какие действия являются целесообразными в той или иной ситуации. Такие модели поведения усваиваются нами в детстве, позже приобретают характер привычки (например, молодые уступают место пожилым в общественном транспорте).
- Регулятивная функция контролирует поведение отдельных людей и общества в целом, что делает нашу жизнь более стабильной.
- Аксиологическая функция заключается в способности морали влиять на формирование ценностей и убеждений человека, обогащать его внутренний мир.
- Мотивационная — состоит в способности морали подталкивать человека к совершению определённых действий (например, помочь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации).
Рис. 2. Подарки для детского дома.
ПолитКлуб
Мораль — это общепринятые нормы поведения в обществе. Если, человек действует сообразно им, его уважают, понимают, поддерживают, помогают. Соответственно он в обществе может добиться более значимых результатов. Ощущать себя психологически комфортно, и жить более комфортно.
Моральные нормы делают из разношерстной толпы гражданское общество готовое достойно защищаться, и производить классные материальные блага. Общество, в котором каждый может поставить достойную цель и достичь ее, так как понятно как необходимо действовать, чтобы встречать в людях поддержку, вместо непонимания и сопротивления. В таком обществе на порядок приятнее общаться; легче находить друзей; потому что базовые ценности; целевые установки; понимание что хорошо; а что плохо уже сформированы. Осталось только разобраться с кем; в каких пропорциях и куда именно Вы ходите заниматься спортом; в походы с палатками; С кем занимаетесь альпинизмом; танцуете. С кем поете под гитару; с кем болеете за футбольную команду; в каком клубе читаете свои стихи; и т. д. И на все хватает времени; т. к. Многие противоречия в обществе решены; и выведены правила, по которым необходимо действовать — моральные нормы.
И наоборот если у людей нет ничего общего и они просто \»вынуждено\» живут на одной и той же территории — это сброд. Они как лебедь рак и щука; с той лишь разницей, что тех трое; а их миллионы. А результат один и тот же.
Одним из основного, чему должны служить моральные нормы – это определение какими личными качествами должны обладать люди, которые приближаются к верхушке, к элите общества. Какая мораль, такова и верхушка. Мораль отсутствует, или не в полной мере выполняет свои функции – на верхушке кто попало. И шли они на верх не цураясь никаких методов (лож, обман, насилие, постановка в зависимость т. д.). И народ с такой элитой будет жить, как попало, что не год то кризис.
Задачи и требования; что стоят перед современным человеком и обществом намного сложнее, чем скажем 100 лет назад. Следовательно, и требования к моральным нормам должны быть другими. Более четкими, выверенными, без лишнего и отжившего. По своей сути они должны приближаться к правилам успеха, а по статусу в обществе – к стандартам.
Конечная цель, что бы в умах и сердцах людей было четкое понимание, как необходимо действовать, а что нужно пресекать. Что достойно, а что низко. Что есть зло, а что добро. Какими личными качествами должен обладать человек, имеющий значимый вес в обществе, а при наличии каких, он является угрозой для нормального развития общества, и должен быть лишен возможности влиять на него, и в полной мере пользоваться его плодами.
По большому счету сейчас нет в обществе четко прописанных моральных норм. Чем раньше они появятся, чем скорее начнется их популяризация, тем скорее появиться шанс, что многое измениться к лучшему. Для этого они должны быть прописаны, выверены, опробованы, в организациях и предприятиях общества, и популяризированы среди всех слоев, через заинтересованные общественные организации, средства массовой информации, образование (школы, ВУЗы, т. д.) и органы власти.
Давайте обсудим, нужна ли мораль в обществе; требует ли пересмотра та, что есть на сегодняшний день; выполняет ли она ту «работу», которая является ее по логике; и нужно ли пересмотреть моральные нормы и придать им статус стандарта в обществе.
Главные категории морали
В основе морали как системы правил лежат определённые понятия. Рассмотрим наиболее важные из них, узнаем, по какому признаку они определяются.
- Добро — категория, включающая в себя всё то, что способствует формированию духовного мира человека, положительно влияет на развитие общества. Его противоположностью является зло.
- Добродетель — поступки и поведение человека, соответствующие нравственным принципам. Противоположностью является порок.
- Совесть — способность людей анализировать собственные поступки с точки зрения добра и зла, делать выводы о том, как действовать в подобной ситуации в будущем.
- Стыд — чувство собственной неправоты, несоответствия ожиданиям окружающих.
- Долг — представление человека об обязанностях, основанных на моральных принципах.
Рис. 3. Забота об инвалидах.
Всем известно золотое правило морали: не делай окружающим того, чего не хотел бы по отношению к себе. Оно было сформулировано в древности китайским мудрецом Конфуцием. Золотое правило основывается на принципе взаимности: для того, чтобы оценить правильность своего поступка, мы должны поставить себя на место другого человека.
Мораль и нравственность.презентация к уроку (2, 3, 4 класс) на тему
Слайд 1
Мораль или нравственность классный час Презентация создана учителем начальных классов МОУ «СОШ №62» Ересько Т.Н.
Слайд 2
Мораль или нравственность -это форма общественного сознания, которая включает в себя совокупность норм и правил поведения людей.
Слайд 3
Нравственность человека включает в себя несколько компонентов: ●Во –первых, знание человеком того, как надо себя вести в том или ином случае . ●Во –вторых, соблюдение этих правил в своем поведении . ●В – третьих – способность человека оценивать свои или чужие поступки и действия.
Слайд 4
Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника: ●Совесть ●Стыд ●Ответственность ●Долг
Слайд 5
Моральные нормы. Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радость и слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки вопросом: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы окружающим вас было хорошо.
Слайд 6
Вы пользуетесь благами , созданными другими людьми. Люди дают вам счастье детства, отрочества, юности. Платите им за это добром.
Слайд 7
Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Идя в школу, вы идете на работу. Так делайте ее хорошо, со старанием и прилежанием.
Слайд 8
Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде товарищу. Уважайте, почитайте мать и отца. Они дали вам жизнь, они воспитали вас, они хотят, чтобы вы стали честными гражданами соей страны, людьми с чистым сердцем, ясным умом, доброй душой.
Слайд 9
Не будьте терпимы к людям, которые стараются жить за счет отца и матери. Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах своей страны, своего народа.
Слайд 10
Человек отличается от животного своим сознанием, умением мыслить, говорить. Ему присуща духовная деятельность, которая включает не только самоуглубление и самоанализ, но и творческий труд по самосовершенствованию. Не давайте душе лениться. Не будьте равнодушными в различных сферах жизни общества и государства: в политической, этической, эстетической и др. бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия совершаются многие преступления против человечества. Будьте активны любых гражданских делах. Пусть вашим девизом станут слова: «Если не я, то кто это сделает?»
Слайд 11
Правила самовоспитания Определи цель в жизни: дальнюю, среднюю, ближнюю. Кто живет одним днем, тот просто прозябнет. Жизнь без цели – гибель души и разума.
Слайд 12
Старайся понять смысл и суть жизни. Нельзя жить, если не знаешь, зачем живешь и чего хочешь.
Слайд 13
Нельзя изменить мир к лучшему, не изменив к лучшему себя и тех, кто тебя окружает. Воспитывая себя, воспитывай других.
Слайд 14
В борьбе добра и зла не может быть компромисса. Правда и справедливость не терпят уступок и сделок. Не уступай подлости, иначе погубишь в себе человека.
Слайд 15
Лучше трудно, но интересно, чем легко, но скучно. Трудность интересна тем, что раскроет в тебе новые качества.
Слайд 16
Никогда нельзя сказать, что сделано все. Плох тот день, после которого не осталось задач на завтрашний.
Слайд 17
Больше отдашь – богаче будешь. Высшее счастье не в том, чтобы брать, а в том, чтобы давать.
Слайд 18
Поменьше вини в своих неудачах кого – то другого, почаще – себя. Здоровое недовольство собой – высокое достоинство настоящего человека.
Слайд 19
Приучи себя чаще говорить «надо», «должен», реже – «не хочу», «не буду»
Мораль и Этика
Термины «Мораль» и «Этика», являются тесно связанными понятиями, и довольно часто употребляются как синонимы, но это не совсем верно. Простыми словами, дело в том, что мораль, это более глобальное понятие, которое говорит нам, что правильно или неправильно в целом и общем невзирая на конкретную ситуацию. Этика в свою очередь это руководящие принципы, которые помогают человеку или группе решать, что хорошо или плохо в конкретной ситуации.
В итоге хотелось бы отметить, что данную тему практически невозможно раскрыть в одной маленько статье в силу ее объемности, но надеемся, что основные принципы вам стали более понятны.
ВАЖНО!!!! Войска РФ в Украине — убитые, раненные, пленные — Ищи своих сыновей.
Какая наука изучает мораль?
Признаки морали, ее функции, развитие в обществе изучает специфическая отрасль философии – этика. Эта наука исследует, на основе чего происходило зарождение морали в социальной среде, как она развивалась в историческом контексте.
Основными проблемами этики являются следующие:
- определение смысла жизни, назначение человечества и роль каждого отдельного индивида;
- относительный характер добра и зла, их критерии в различных исторических эпохах;
- поиск способов для реализации справедливости в социальной жизни людей.
В целом же под этикой следует понимать совокупность моральных принципов, что являются общепринятыми в конкретном обществе либо отдельных социальных группах. Например, выделяют такое понятие, как профессиональная этика, что включает в себя ответственность за определенную деятельность.
Как формировалась мораль в историческом контексте?
На протяжении существования цивилизованного общества признаки морали оставались неизменными. Это стремление к совершению нравственных поступков и воздержание от зла, забота о близких людях, стремление к достижению общественного блага. Существует широкий ряд общечеловеческих норм поведения, которые действуют независимо от положения индивида в обществе, религиозной и национальной идентичности. Впрочем, некоторые формы морали подверглись эволюции на протяжении исторического развития общества:
- Табу – жесткие ограничения, которые накладывались в определенных социальных сообществах на совершение конкретных действий. Нарушение запретов было связано в сознании индивидов с угрозой личной безопасности со стороны других людей либо сверхъестественных сил. Указанный феномен в определенных культурах действует до нашего времени.
- Обычаи – повторяющиеся нормы поведения, что поддерживаются под влиянием общественного мнения. Необходимость выполнять многочисленные обычаи особенно велика в традиционных культурах, однако постепенно уходит в небытие в высокоразвитых странах.
- Моральные правила – идеалы, которые регулируют поведение индивида. В отличие от обычаев и табу, требуют от человека сознательного выбора.