Конспект урока ««Виды и формы общения».» (10 класс)

  • Что такое речевое общение?
  • Этикет речевого общения
  • Виды речевого общения
  • Особенности речевого общения
  • Итог

ВходРегистрация

Основным видом контактирования между людьми является речь. Люди могут подавать знаки, демонстрировать жесты и определенную мимику, но для более яркого выражения своих мыслей была придумана речь. Она отличает человека от животного мира. Она является придуманным средством контакта между людьми. В ней выделяют виды, особенности, культуру и этикет, которые будут рассмотрены на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Речевое общение – особенности и этикет

Речь – это сложенные воедино звуки, которые составляют слова, а они уже несут определенные значения. У каждого слова есть свое значение, которое можно представить себе, не наблюдая предмет или явление в окружающей реальности. У некоторых слов имеется даже несколько значений, что можно определить по тому, в каком контексте они употребляются и с какой интонацией произносятся.

Обычно достаточно изучить язык определенного народа, чтобы быть способными не только передавать информацию, но и получать ее на устном уровне. Однако порой речь включает менталитет, мораль и законы народа, которые понятны только тому, кто живет в них длительное время или всю жизнь.

Понятие об общении

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

На протяжении всей жизни человек вовлечен в процесс общения. В зависимости от возраста, пола, рода занятий, целей и т.д. тот или иной вид общения играет ведущую роль. Любое общение с любым человеком подчиняется своим сложным закономерностям объективного и субъективного характера. Знание этих закономерностей является непременным условием эффективности как самого общения, так и любой деятельности людей. Кроме того, существует ряд профессиональных видов деятельности, в которых процесс общения играет ведущую роль.

Проблема общения, рассматриваемая в качестве одной из основных психологических категорий, представляет собой неоднозначно интерпре-тируемое понятие. В научной литературе существует множество определений общения, что связано со сложностью и многогранностью данного феномена. Психологов и философов интересуют различные стороны его проявления (информационный обмен, психологическое взаимодействие и взаимовлияние, взаимопонимание и взаимоотношение). Большое внимание уделяется рассмотрению общения как информационного процесса – приема и передачи информации. Важным направлением в реализации информационного аспекта общения является рассмотрение вопросов понимания людьми друг друга, восприятие человека человеком. К определению понятия «общение» существуют различные подходы (табл. 1).

Таблица 1

Экспликация понятия общения в трактовке различных авторов

Автор Определение общения
А.В. Петровский «Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности»[1]
Н.И. Конюхов «Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой) проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности»[2]
А.А. Бодалев «Общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различ-ных средств коммуникации для установления взаимо-отношений между людьми»[3]
В.М. Соковнин «Общение – это взаимодействие, назначение которого – изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума»[4]
М.В. Гамезо,

И.А. Домашенко

«Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого»[5]

В самом общем виде общение можно рассматривать как форму жизнедеятельности. Оно выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятора ее развития. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.

1.
Виды общения.
Существую два вида общения: неречевое и речевое общение.

Неречевое общение – это язык мимики и жестов. Было установлено, что содержание речевого общения составляет всего лишь 7% общего объема коммуникации. А вот всё то, что называют невербальной формой общения — жесты, улыбки, тон голоса, наклон головы — целых 93%. Из них – 55% воздействия определяется языком ваших телодвижений: позы, жесты и контакт глазами и 38% определяется тоном вашего голоса. И это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Слова нам дают содержание, невербалика определяет отношение, а все вместе дает смысл.

2.
Язык жестов.
Цель изучения вопроса о языке жестов – это обучения пониманию отношений между людьми, которые выражаются на этом языке, нужно научить видеть, когда ваш собеседник лжёт, заигрывает или угрожает.

Это умение может пригодиться в бизнесе, преподавании, близких отношениях, местах лишения свободы и где угодно. Исследования языка жестов началось с книги Ч.Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных». Слова используются для передачи информации, а жесты – для обсуждения межличностных отношений. Язык жестов унаследован людьми от своих животных предков, поэтому человека не нужно учить общаться на этом языке. Жесты мы делаем непроизвольно, поэтому невозможно солгать на языке жестов. Можно выучить отдельные простые жесты, чтобы обмануть собеседника, но другие мелкие непроизвольные жесты могут выдать вас с головой. Сегодня обучение языку жестов используется при обучении менеджеров, так как позволяет понять тайные намерения партнёров по бизнесу. Женщины лучше понимают язык жестов, поэтому мужу очень трудно обмануть свою жену.

3. Классификация жестов.

Можно выделить три основных вида жестов:

· жесты флирта,

· жесты лжи,

· жесты агрессии.

Жесты флирта у женщин – это походка от бедра, демонстрация открытой ладони, расширенные зрачки (глаза «омуты»), которые означают волнение, долгий пристальный взгляд дольше 10 секунд. Женщина начинает «чистить пёрышки» — прихорашиваться перед зеркалом на глазах у мужчины, поправлять волосы, красить губы. Вызывающий жест флирта у мужчин – это большие пальцы за прорези карманов или за пояс, он означает: «Я – мужчина. Я над тобой властвую». Мужчина тоже может «чистить пёрышки» — стряхивать несуществующие пылинки, поправлять галстук.

Жесты лжи или недоверия – это потирание века или уха, почёсыванме шеи, оттягивание воротника, рука, закрывающая рот. Чтобы замаскировать последний жест лжец может притворно покашливать или почёсывать нос. Раскрытые ладони означают: «Говорю правду». Руки в карманах – это признак скрытного человека. Скука выражается в том, что человек подпирает рукой голову.

Жесты агрессии — руки сжаты в кулаки и упёрты в бока. Демонстрация больших пальцев означает: «Я – главный» или «всё в порядке». Руки назад или жест полицейского означает: «Я тебя не боюсь». Скрещённые на груди руки означают защиту. Сутулая спина означает комплекс неполноценности. Посадка верхом на стуле, когда спинка стула находится впереди, означает защиту. V–образный знак пальцами, когда рука повёрнута ладонью к собеседнику, имеет оскорбительное значение – «заткнись». Когда рука повёрнута к собеседнику тыльной стороной – «победа». Долгий пристальный взгляд в местах лишения свободы в сочетании с узкими зрачками («змеиный» взгляд) означают злость.

Не только у животных, но и у человека существуют свои охранные зоны и территории, которые он готов защищать. У человека существуют четыре зоны:

· Интимная зона (от15 до 46 см). Только родственники и близкие друзья могут проникнуть в эту зону.

· Личная зона (от 46 см до 1,2 метра). Это расстояние разделяет нас на вечерах отдыха.

· Социальная зона (от 1,2 метра до 3,6 метра). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей.

· Общественная зона (более 3,6 метра). На таком расстоянии от слушателей удобнее всего стоять во время публичного выступления.

Чтобы не вызвать агрессию собеседника, нужно держать дистанцию. Размеры личной пространственной зоны обусловлены национальными традициями, например японцы привычны к перенаселённости и имеют размеры личной зоны меньше, чем европейцы, поэтому в случае беседы японца и европейца японец будет постоянно приближаться к европейцу на недопустимое для европейца расстояние. Следователи полиции часто используют специальные методы, построенные на проникновении в интимную зону преступника во время допроса, чтобы сломить сопротивление этого преступника. Агрессивность толпы есть следствие скученности людей в толпе. Неизбежная скученность людей в транспорте, лифте и так далее приводит к вторжению в интимные зоны друг друга. Существует ряд неписанных правил западного человека в этих условиях:

· Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.

· Не рекомендуется смотреть в упор на других.

· Лицо должно быть совершенно бесстрастным – никаких эмоций.

· Рекомендуется читать газету или книгу.

· Движения должны быть сдержанными.

· В лифте нужно смотреть на указатель этажей.

Обмен рукопожатиями – это реликт первобытного общества, когда люди протягивали при встрече руки ладонями вперёд, чтобы показать свою безоружность. Существуют разные типы рукопожатия:

· Властное рукопожатие, когда ладонь развёрнута вниз.

· Покорное рукопожатие с ладонью вверх – «рука нищего».

· Равноправное рукопожатие, когда обе руки после символической борьбы остаются в вертикальном положении.

· Рукопожатие двумя руками – «перчатка» — часто используется политическими деятелями и означает честность.

· Рукопожатие с хрустом пальцев означает наглость.

· Рукопожатие с похлопыванием по плечу может использовать только ваш большой друг.

· Слабое рукопожатие, когда прикосновение к холодной и липкой руке напоминает неприятное прикосновение к мёртвой рыбе, означает, что обладатель такой руки имеет слабый характер и легко поддаётся нажиму.

· Деревенское приветствие совершается на максимальном расстоянии. Сельские жители имеют большое личное пространство – до 9 метров – и предпочитают не здороваться за руку, а на расстоянии помахать друг другу рукой или наклоняются навстречу рукопожатию и вытягивают руку.

Отзеркаливание или повторение жестов собеседника означает согласие с мнением собеседника. Этот приём можно применять для того, чтобы добиться взаимопонимания со своим руководителем. Разворот тела и ног в процессе разговора показывает направление настоящего интереса вашего собеседника, например, в сторону привлекательной женщины, или к выходу из помещения, в этих случаях нужно вовремя закончить разговор. О многом говорит расположение собеседников за столом. Через угол стола садятся друзья в случае непринуждённой беседы. Рядом за столом садятся близкие друзья или соавторы. Друг против друга за столом садятся соперники. Друг против друга по диагонали стола садятся люди, которые не желают взаимодействовать.

4.Речевое общение.

По моему мнению, самым общительным типом личности является спикер, самым необщительным типом – теоретик. Техник и психолог обладают средней степенью общительности. Степень общительности прямо пропорционально зависит от степени экстраверсии. Спикер проводит в процессе общения всё время, пока не спит, способен разговаривать весь день как радиоприёмник, его дом напоминает проходной двор, который всегда открыт для гостей, он знаком с половиной города. Теоретик представляет полную противоположность.

По определению Герберта Блумера, интеракция – это непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Ирвин Гофман в Америке наблюдал жизнь калек, пациентов психиатрических больниц, посетителей казино. В концлагерях часто возникала подпольная жизнь с целью узников сохранить свою индивидуальность вопреки давлению со стороны охраны на узников. Правдивое изображение подпольной, неформальной жизни, которая лишь на первый взгляд кажется веселой, дается в фильме «Полет над гнездом кукушки». По наблюдениям Гофмана, бюрократ-представитель среднего класса вынужден развивать свою способность к социальной мимикрии, создавать свой имидж на службе. Имидж – это образ. По моим наблюдениям, техник выбирает имидж «служаки», теоретик выбирает имидж «профессионала», психолог выбирает имидж «подхалима», спикер выбирает имидж «лучшего друга». Каждый политик тоже имеет свой имидж. Можно привести примеры удачных имиджей: Ельцин – «отец нации», президент США Рейган – «свой парень», Жириновский – «клоун», Лужков – «свой парень в кепке», генерал Лебедь – «настоящий полковник», Путин – «творец порядка», Немцов – «кудрявый любимец женщин». Плохой имидж свидетельствует о профессиональной непригодности на роль выборного политика. Рейган, как бывший актёр, игравший «крутых» ковбоев, использовал для создания имиджа бодибилдинг (он «накачивал» мускулы с помощью тяжелоатлетических снарядов) и косметику. Когда муж и жена приходят в гости, то жена демонстрирует уважительное подчинение воле мужа, хотя дома она ведёт себя совершенно по-другому. Если слепой человек постоянно напоминает о своём несчастье и тем самым унижает своё достоинство, то люди начинают избегать общения с ним, ибо не хотят иметь лишних проблем. Принято считать, что низкая стоимость обручального кольца свидетельствует, что жених мало ценит свою невесту. Люди разыгрывают сценки, как спектакли в миниатюре, чтобы обмануть, оттолкнуть, привести в замешательство, оскорбить, унизить или, наоборот, показать о человеке высокое мнение. И. Сталин любил опаздывать на совещание, чтобы показать, что он самый главный и без него ничего не начнётся. Смущение является признаком ошибки в этой игре и выражением просьбы повторить попытку. Люди, о, могут испытывать трудности в общении, так как им трудно произвести хорошее впечатление. Таким клеймом может стать цвет кожи, угри, шрам на лице, протез, бородавки, родимое пятно на половину лица, заметная инвалидность и так дадее. Такие люди стараются скрыть своё «клеймо» и иногда им это временно удаётся. Афроамериканский певец Майкл Джексон пытался выдать себя за белого – с помощью кремов отбеливал кожу, сделал несколько пластических операций, чтобы изменить форму носа и в результате стал похож на героя из фильма ужасов.

Гарольд Гарфинкель изучал правила общения между людьми, которые определяют то, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, завязать беседу или деликатно прекратить разговор. Если человек нарушает правила общения, это вызывает гнев и недоумение. Муж и жена понимают друг друга с полуслова и общаются с помощью намёков, например, муж говорит, что сегодня их сын сам бросил монетку в автомат на автостоянке, этот намёк означает, что их сын настолько вырос, что может сам дотянуться до прорези для монет в автомате.

Вопросы для размышления и повторения.

1. Какими способами женщины привлекают к себе внимание мужчин?

Структура общения

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, много-уровневость проявлений и функций этого феномена, что, в свою очередь, требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры.

Существует несколько подходов к структурированию общения. Остановимся на двух, наиболее часто встречающихся в научной литературе. Первый иллюстрирует подход Г.М. Андреевой и выделяет три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную (рис. 1).

Стороны общения

Коммуникативная

Интерактивная

Перцептивная

Выявление специфики информационного про цесса между людьми как активными субъектами (с учетом отношений между партнерами, их установок и намерений)

Взаимодействие парт неров при организа-ции и выполнении совместной деятель-ности

Формирование образа другого человека, за счет соотнесения физических характе-ристик с психологическими свойствами и особенностями поведения

Рис. 1. Стороны общения по Г.М. Андреевой

Второй, основан на концепции А.Н. Леонтьева. Общение рассматривается как коммуникативная деятельность (рис. 2).

Структура коммуникативной деятельности

Предмет общения

Другой человек, партнер по общению

Потребность

в общении

Стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке

Коммуникативные мотивы

То, ради чего осуществляется общение

Единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения – инициативные и ответные)

Действия общения

Цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разно-образные действия, совершаемые в процессе общения

Задачи общения

Средства общения

Операции, с помощью которых осуществляются действия общения

Продукт общения

Образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения

Рис. 2. Структура коммуникативной деятельности

по А.Н. Леонтьеву

Конечно, в реальности все три стороны общения взаимосвязаны, проявляются почти одновременно в процессе общения и выделяются для удобства научного, экспериментального исследования, Но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные построения.

Психологическая характеристика общения

Роли и задачи, которые общение выполняет в процессе социального бытия человека, представляют собой функции общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели (рис. 3).

Функции общения

Эмотивная

Информационная

Контактная

Координационная

Побудительная

Возбуждение в партнере нужных эмоциональ-ных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний

Обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.

Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности

Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности

Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий

Понимания

Адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний

Установления отношений

Оказания

влияния

Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид

Изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и т.д.

Рис. 3. Функции общения

Функции общения, а также мотивы, потребности реализуются в видах общения.

Понятие о речи

Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь» (табл. 2).

Язык – это система знаков и символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.

Таблица 2

Значение речи и языка (психологический аспект)

Речь Язык
Формирует сознание человека

Размыкает для нас сознание другого человека

Делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества

Выводит сознание человека за пределы чувственного опыта

Удваивает мир для человека, так как делает возможным совершать действия с предметами даже в период их отсутствия

Дает возможность вызывать образы независимо от их реального существования

Управляет интеллектуальными процессами человека: восприятием, памятью, мышлением

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразую-щей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

Речь как средство коммуникации

Коммуникация является основой человеческой жизни. Считается, что успешное социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие не может быть возможным без свободной коммуникации. Школьники и студенты должны быть способны выразить свои мысли, чувства и желания легко, быстро и ясно.

Основная цель коммуникативного аспекта обучения языку представлена формированием умений речевой деятельности в ее основных формах и видах. Механизм решения коммуникативных задач предопределяет содержательный аспект учебного предмета. Он состоит из речевого и языкового компонента, который взаимосвязан и взаимодействует.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Коммуникация представляет собой сложнейший процесс. Для него должны быть развиты множество навыков. Речь является только одним из многих способов, которыми люди передают свои сообщения. С древних времен в человеческом обществе применялись дополнительные средства общения и передачи информации. Часть из них существует до настоящего времени.

Отдельное речевое действие становится фрагментом коммуникации и называется коммуникативным актом. Определенным образом выглядит простейшая схема отдельного коммуникативного акта для процесса речевой коммуникации. В пределах коммуникативного акта отправитель информации (например, тот человек, который говорит) имеет мотив высказывания. Он строит его во внутренней речи, кодируя при переводе во внешнюю речь и звуки.

Получатель воспринимает поступающий сигнал, декодируя его и распознавая смысл высказывания. У него возникает также определенный мотив высказывания в ходе обмена репликами (осуществление обратной связи).

Речевая коммуникация, таким образом, представлена общением людей, которое понимается в широком смысле слова не только как разговор или беседа. Она является любым взаимодействием, целью которого становится обмен информацией (например, чтение, письмо и др.). В соответствии с этим коммуникацию осуществляют в процессе речевой деятельности люди благодаря вербальным (словесным) и невербальным средствам.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Речь как средство коммуникации 430 ₽ Реферат Речь как средство коммуникации 270 ₽ Контрольная работа Речь как средство коммуникации 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Физиологические основы речи

Физиологические основы речи иллюстрирует рис. 5.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

  1. энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука – легкие и главная дыхательная мышца – диафрагма;
  1. генераторная система – звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;
  2. резонаторная система – носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

Синтагматические и парадигматические механизмы речи

Механизмы

восприятия речи

Механизмы организации речевого ответа

Периферические системы обеспечения речи: энергетическая, генераторная, резонаторная

Вторая сигнальная система

Мозговые центры речи

Речь

Речевые функции левого полушария головного мозга

Рис. 5. Физиологические основы речи

Согласно учению И.П. Павлова, у человека существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система – это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (это есть и у животных) и вторая сигнальная система (речь). Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана с левым полушарием головного мозга. Выделяют четыре мозговых центра речи: центр Брокка (расположен в верхней лобной извилине), отвечает за громкость произношения речи; центр Вернике (расположен в височной извилине) – связан с пониманием смысла; зрительный центр (расположен в затылочной доле) – связан с процессом чтения; центр письма (расположен в средней лобной извилине) – связан с письменной речью.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов.

Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические отвечают за связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т.д.).

Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

Механизмы организации речевого ответа. У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутрен-ними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов.

Первым этапом формирования речевых структур является программирование речи – построение костяка речевого высказывания. Для этого отбирается важная информация и отсеивается ненужная.

Второй этап – построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих. Наконец, осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, развертывается процесс «говорения», в ходе которого коммуникатор кодирует информацию, подлежащую передаче.

В процессе слушания собеседник декодирует полученную информацию, что в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание того, что хотел сказать коммуникатор.

Введение

К выпускникам российских вузов предъявляются требования наличия у них не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения, особенно речевого. Культура речи является по существу одной из составляющих профессиональной подготовки специалистов по туризму, оказанию правовых услуг населению, музейно-выставочному сервису, менеджменту, не говоря уже о референтах, документоведах и имиджмейкерах. Все они должны в совершенстве владеть всеми видами речевой деятельности, обладать навыками речевого тестирования, уметь квалифицированно вести беседу (именно вести, а не только участвовать в ней), в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения.

Несмотря на широкий интерес к проблемам речевой коммуникации, ощущается дефицит соответствующих отечественных учебников и учебных пособий. Немало книг посвящено деловому общению, но их авторами являются, как правило, либо психологи, либо философы, либо специалисты в области управления, поэтому, на наш взгляд, в этих изданиях факторы языка и речи нередко отодвинуты на второй план.

Между тем следует отметить появление в последнее время (прежде всего в связи с введением в государственные стандарты всех специальностей дисциплины «Русский язык и культура речи») весьма конструктивных пособий по культуре речи, которые, однако, не исчерпывают всех реалий, связанных с речевым общением. Особенно обширна переводная литература, но и она не охватывает всего круга проблем речевой коммуникации.

Анализируя взгляды авторов на способы достижения целей речевого общения, что определяет в конечном итоге как содержание учебных дисциплин, так и используемые в них приемы обучения, можно отметить наличие основных подходов – лингвистического (ортологического), психолингвистического, психологического и комплексного.

Лингвистический (ортологический)

подход заключается в постулировании необходимости овладения нормами литературного языка и критериями культуры речи для эффективного достижения конечной цели общения. Такой подход характерен для учебников по русскому языку и культуре речи.

В рамках психолингвистического подхода

можно выделить два направления – в зависимости от представлений об эффективности речевого общения:

риторическое

– определяется лингвистическими характеристиками речевого сообщения (его композицией, выбором языковых средств и т. д.), зависящими от характеристик слушателей, ситуации и других факторов (реализуется в учебниках по риторике);

деятельностное

– зависит от уровня развития у человека навыков основных видов речевой деятельности (реализуется в учебниках, адресованных главным образом студентам педагогических вузов).

Психологический подход

основывается на представлении о том, что успех коммуникации зависит от умения человека использовать психологические механизмы взаимодействия людей, и характерен в большинстве своем для учебников по деловому общению.

В предлагаемом учебнике реализован комплексный подход

к обучению речевому общению, объединяющий подходы, перечисленные выше. Он затрагивает различные аспекты процесса речевого общения и является оптимальным, поскольку обеспечивает учет самых разных факторов. Согласно этому подходу обучение речевой коммуникации должно преследовать следующие основные цели:

• овладение нормами литературного языка (ортологический аспект);

• умение строить речь с применением различных способов в зависимости от условий общения: выбирать языковые средства, фигуры речи и т. п. (риторический аспект);

• совершенствование навыков всех видов речевой деятельности (деятельностный аспект);

• знание психологических механизмов взаимодействия людей (психологический аспект).

Следует отметить, что сегодня речевая коммуникация предстает как научное направление и самостоятельная учебная дисциплина, имеющая свой (может быть, не совсем сложившийся) понятийный аппарат, и без понимания этого невозможно освоение ее содержания.

Один из главных вопросов в понимании сущности речевой коммуникации: это процесс воздействия или взаимодействия? Есть сторонники и того, и другого подходов. Не выражая, конечно же, истину в последней инстанции, хотелось бы изложить нашу точку зрения, с позиции которой студенту даются основные понятия дисциплины.

Под речевой коммуникацией будем понимать речемыслительную деятельность, осуществляемую в целях взаимодействия.

Думается, что взаимодействие не ограничивается информационной функцией языка, а осуществляется в рамках и других функций. Естественно, что при использовании агитационной функции взаимодействие принимает характер воздействия.

Более того, если ситуация речевой коммуникации по типу является бытовой, то она далеко не всегда требует воздействия на собеседника, однако деловое общение не реализуется вне целевых установок.

Немаловажным с методологической точки зрения является также выбор стратегии в осмыслении речевой коммуникации как деятельности, поскольку, как отмечал А.А. Леонтьев1, субъект деятельности всегда является «коллективным субъектом», а отнюдь не изолированным индивидом, что и делает общение внутренним моментом деятельности.

Приведенные выше положения составили основу разработанной кафедрой русского языка и литературы МГУС новой для российской образовательной системы дисциплины «Основы речевой коммуникации» (в современных стандартах – «Речевая коммуникация»), преподавание которой впервые началось в 1991 г. студентам специальности «Социальная работа», а в 1993 г. – студентам специальностей «Социально-культурный сервис и туризм» и «Домоведение». В 1992 г. было издано кафедральное учебное пособие, а в 1997 г. вышел в свет учебник для вузов с грифом Минобразования РФ «Основы речевой коммуникации».

Второе издание предлагаемого вниманию читателей учебника переработано и дополнено с учетом современных представлений о речевой коммуникации и многолетнего опыта преподавания его авторов.

Психологическая характеристика речи

Одной из особенностей речи является ее многофункциональность (рис. 6).

Функции речи

Воздействия

Сообщения

Выражения

Заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них

Состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз

Заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения и, с другой сто-роны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения

Обозначения

Состоит в способности человека посредством слова давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия

Рис. 6. Функции речи

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах (рис. 7, 8).35

Внутренняя

Внешняя

Формы речи

Рис. 7. Формы речи

Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.

Виды речи

Устная

Письменная

Диалогическая

Монологическая

Рис. 8. Виды речи

Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. У нее два подвида:

  1. монологическая речь – речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Например, речь прокурора, адвоката в суде;
  2. диалогическая речь – речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Это психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения. Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной и пассивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи – это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда человек слушает, он повторяет про себя слова говорящего. Внешне это никак не проявляется, хотя при этом речевая деятельность присутствует.

Люди различаются по степени развития активной и пассивной речи. Один человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли, другой – прекрасно говорит, но совершенно не умеет слушать.

В юридической практике это основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, прокурора, адвоката, судьи с участниками уголовного и гражданского процессов, с различными должностными, иными лицами. Диалогическое взаимодействие направлено прежде всего на взаимное ознакомление сторон с занятой позицией, на выяснение отношения к различным событиям, людям и т.д.

Письменная речь – речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат).

Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.

В связи с существующей четкой регламентацией составления процессуальных документов в юридической литературе можно встретить термин «протокольный язык». Под этим термином подразумеваются: совокупность специальных юридических терминов и понятий, определенные речевые обороты, стилистические правила составления процессуальных документов.

К протокольному стилю изложения предъявляются определенные требования: использование однозначных терминов, исключающих их произвольное толкование; употребление точных и сжатых формулировок, определенных фразеологических оборотов, определений; краткое понятное изложение материала.

Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.

В речи можно выделить следующие ее свойства: содержательность, понятность, выразительность и действенность (рис. 9).

Свойства речи

Выразительность

Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности

Синтаксически правильное построение предло-жений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения

Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной

Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение

Содержательность

Понятность

Действенность

Рис. 9. Свойства речи

Речь юриста, как правило, должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение, мнение, интересы, поведение, чувства. Для достижения устного выступления работника юридического труда нужна высокая речевая и умственная культура. Его речь по содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по форме – логичной, яркой, образной. Юристу необходимо уметь связывать содержание своего выступления с жизнью, учитывать состояния и запросы слушающих его людей, пользоваться различными языковыми средствами выразительности (пазы, интонации, ударения и т.п.). Успех такого выступления зависит и от его знаний, профессионального опыта, искренности, свободного владения материалом, самообладания, выдержки, правильного внешнего выражения своих чувств.

Существуют определенные требования к речи юриста, игнорирование которых отрицательно влияет на его профессиональный авторитет. Поэтому речь юриста должны отличать:

  1. грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан;
  2. последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;
  3. чистота речи – отсутствие в речи слов нелитературных, жаргонных, вульгарных;
  4. соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;
  5. экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия: от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся вербальными средствами воздействия;
  6. вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций[6].

Юристу, в ходе своей профессиональной деятельности необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения.

Уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказывания, отсутствие трудностей в письменной речи, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и шаблонов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи говорят о вербальной компетентности человека.

Знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, являются важными составляющими коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры, которую часто называют культурой речи.

Речевое общение

Лекция 5

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Сущность общения в человеческом обществе. Понятие «речевое общение». Виды общения. Коммуникативная ситуация. Понятие «манипуляция». Коммуникативные неудачи и барьеры в общении.

Сущность общения в человеческом обществе

Человек как существо общественное нуждается в постоянной связи с другими людьми: ему необходимо советоваться, делиться впечатлениями, эмоциями, знаниями. Способом такого взаимодействия является общение

, без которого человеку трудно ощущать себя частью общества. Человечество всегда стремилось развивать общение, то есть обмениваться информацией различными способами. Поначалу это были наскальные рисунки, разнообразные символы и т. п. Затем человек научился издавать звуки, за которыми постепенно закреплялся определенный смысл. Когда человек научился говорить, он приобрел основной способ удовлетворения своих потребностей в общении — речь. Помимо речи человечество может общаться и при помощи других систем знаков: языка глухонемых, азбуки Морзе, системы дорожных знаков, математических и химических формул и т. д. Человеческое общение сильно отличается от общения животных. У последних оно подчинено инстинктам и служит, в основном, для передачи сигналов опасности, угрозы (агрессии) и т. п. Человеческое же общение призвано удовлетворить потребности человека в обмене информацией любого свойства: от короткого комментария до детального анализа того или иного явления (предмета, действия и т. п.), от выражения простого одобрения до неумеренного восхваления, от демонстрации симпатии до объяснения в любви и т. д. Благодаря общению человечество получило возможность обмениваться информацией по любому вопросу и как следствие, развиваться. Общение сыграло огромную роль в становлении цивилизации, то есть в научном, техническом, культурном прогрессе.

Речевое общение

— это мотивированное взаимодействие между участниками коммуникации, которое направлено на достижение определенной цели. Речевое общение включено во все другие виды человеческой деятельности (трудовую, социальную, познавательную и т. п.), а потому играет огромную роль в жизни человека как члена общества. Для гармоничного речевого взаимодействия с другими членами общества человеку необходимо ориентироваться в ситуациях общения, учитывать социальные роли собеседников (учитель — ученик, начальник — подчиненный, продавец — покупатель, кондуктор — пассажир, отец — сын, муж — жена и т. д.) и их социальный статус, преследуемые в общении цели. Кроме этого, эффективность речевого общения немыслима без учета индивидуальных психологических особенностей участников общения: есть люди энергичные, агрессивные, спокойные, а иногда и меланхоличные и т. д. Очевидно, что речевое поведение этих людей будет существенно отличаться и не учитывать этот фактор нельзя.

Речевое общение связано с деятельностью, которую совершает человек, когда создает продукт речи (говорит или пишет) или воспринимает этот продукт (слушает или читает). Таким образом, речевая деятельность

— это сознательная целенаправленная активность, которую проявляет человек в различных ситуациях речевого общения. Результатом речевой деятельности является текст и мысль, возникающая после знакомства с представленным текстом. Речевую деятельность следует отличать от
речевого воздействия
. Последнее можно определить как оказание влияния на собеседника при помощи речевых (но не физических или каких бы то ни было еще!) средств, побуждение собеседника к совершению того или иного поступка, необходимого говорящему (пишущему).

В речевом общении можно выделить три стороны: интерактивную (взаимодействие участников общения), коммуникативную (прием, передача, обмен информацией) и перцептивную (восприятие сообщения, понимание друг друга).

Взаимодействие

участников общения может осуществляться не только при помощи слов. Оно может быть вообще бессловесным. Пассажир, зайдя в автобус и увидев кондуктора, как правило, молча протягивает ему необходимую для оплаты проезда сумму, а кондуктор в ответ протягивает пассажиру билет и, если требуется, сдачу. Общение состоялось. Каждый участник данной ситуации выполнил свою роль, но без слов.

В структуре межличностного взаимодействия можно выделить три компонента: 1) поведенческий (все действия участников общения, мимика, жесты и т. п.); 2) аффективный (выражение эмоционального состояния, удовлетворенность или неудовлетворенность общением); целеполагающий (осознание собеседниками целей и задач общения, выбор стратегии поведения в данной ситуации).

Второй стороной речевого общения является коммуникация

как единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом ситуации общения и статуса собеседников. В структуре коммуникации тоже можно выделить три компонента: 1) процессуальный (выбор вида речевой деятельности: говорение — слушание, письмо — чтение); 2) знаковый (выбор знаковых систем (включая язык) и их форм для передачи информации); 3) текстовый (определенным образом оформленные содержание и смысл).

Третья сторона речевого общения — восприятие

(перцепция). Общение может состояться только тогда, когда созданное сообщение воспринято адресатом. Восприятие складывается из трех неразрывно связанных компонентов — понимания, интерпретации и оценки. Действительно, чтобы стать участником общения необходимо сначала понять смысл сказанного собеседником, затем соотнести сказанное с имеющимися представлениями и дать оценку услышанному (или прочитанному). Причем может случиться так, что оценка не будет озвучена в условиях общения, но она сформирована. К примеру, руководитель, высказавший претензии в адрес подчиненного может и не услышать. По понятным причинам, ответа. Однако вряд ли подчиненный не сформулировал своего мнения по поводу сказанного руководителем. Просто в словесной форме это оказалось невыраженным.

На характер общения людей влияют различные факторы. К примеру, с развитием демократии в современном российском обществе можно наблюдать изменения в общении в сторону открытости. Раньше невозможно было представить открытое обсуждение важных для общества вопросов посредством телевидения, радио, газет, социологических опросов, референдумов. Теперь картина совсем иная. Любой вопрос, имеющий отношение к каждому члену коллектива выносится на всеобщее обсуждение, и только после этого принимается какое-то решение. Имеет общение и национальные особенности, поскольку общение является отражением и выражением культуры и традиций данного народа. Применительно к общению в России можно говорить о высокой степени искренности общения, открытости (незамкнутости), что можно объяснить чертами менталитета (интерес к любому человеку из-за огромной территории и относительной низкой плотности населения). Кроме этого, можно говорить и о повышенной эмоциональности русского общения, а также об интересе к представителям других национальностей, поскольку Россия издавна была многонациональным государством.

Виды общения

Общение — сложное явление, и классификация видов общения не может быть построена на основе только одного признака. Исходя из этого, можно выделить следующие виды общения.

Общение вербальное и невербальное

. Информацию можно передавать собеседнику не только при помощи слов, но и при помощи определенных знаков, символов, жестов и т. д. Такое (бессловесное) общение называется невербальным. Вербальное (речевое) общение является, как уже было сказано выше, основным видом общения людей.

По положению собеседников относительно друг друга различают общение контактное и дистантное

. При контактном общении собеседники находятся рядом, видят и слышат друг друга. Адресат в таком общении конкретен, поэтому говорящий может использовать для передачи информации мимику, жесты, особые знаки, интонацию и т. д. Дистантным общение является тогда, когда собеседники разделены временем и пространством. Это может общение по телефону, когда собеседники разделены пространством, но связаны временем. Это может быть общение посредством письма, когда собеседники разделены и временем и пространством.

По наличию/отсутствию опосредующего аппарата (средства, инструмента) различают общение непосредственное и опосредованное

. Непосредственное общение, очевидно, связано с контактным. Это обычная беседа, разговор, лекция, доклад на конференции, мини-диалог в магазине или транспорте. К видам опосредованного общения относят телефонный разговор, письмо, передача информации через телевидение, газеты, радио. Опосредованное общение можно считать общением в том смысле, что в данном случает осуществляется речевая деятельность как производителя речи, так и воспринимающего речь (интеллектуальная и эмоциональная реакция).

С точки зрения форм существования языка общение может быть устным и письменным. Устное общение

, как правило, связано признаками контактности и непосредственности, а
письменное
— дистантности и опосредованности.

С точки зрения признака переменной роли говорящий/слушающий различают общение монологическое и диалогическое

. Диалог характеризуется постоянной сменой ролей во время общения. Собеседники поочередно произносят свои реплики и выслушивают чужие. В монологическом общении каждый из его участников сохраняет коммуникативную роль довольно долго, хотя высказывание может быть обращено и конкретному человеку. Сравните, например, речь директора школы 1 сентября и обсуждение в классе (группе) актуального вопроса. В первом случае директор будет долго сохранять коммуникативную роль говорящего, поэтому такое общение можно назвать монологом. Во втором случае собеседники будут обмениваться высказываниями, постоянно меняясь коммуникативными ролями. Такое общение, безусловно, будет диалогическим.

С точки зрения количества и состава участников различают общение
межличностное, групповое, массовое
. Межличностное общение присутствует тогда, когда общаются два человека. Обычно это происходит в форме диалога. Для группового общения (несколько человек) характерны полилогичные формы: беседа, переговоры, обмен мнениями, совещание и многие другие. Массовое общение можно отобразить формулой 1 — много. Такое общение происходит в условиях, когда адресаты находятся в поле зрения говорящего (учебная аудитория, участники митинга и т. п.). Такое общение происходит в форме лекции, доклада, религиозной проповеди, митинговой речи, парламентской речи и т. д. Кроме этого, к массовому общению можно отнести взаимодействие через средства массовой информации. В таком случае адресаты не видны говорящему, но прогнозируется (любой телеканал или газета периодически проводят исследования насчет потенциальной и реальной своей аудитории).

По характеру отношений между участниками общения оно может быть официальным или неофициальным

. Официальное общение ограничено строгими правилами поведения, поэтому такое общение включает в себя большое количество стереотипных, клишированных компонентов:
Настоящая справка дана
…,
Доводим до вашего сведения
…,
Контроль за исполнением возложить
… Официальное общение является во многом формальным, предписывающим соблюдение правил в соответствии с социальным статусам и коммуникативной ролью. Неофициальное (частное) общение характеризуется относительной свободой в выборе средств и способов выражения мыслей, оно не является строго регламентированным. Неофициальное общение может быть дружеским, непринужденным, фамильярным, интимным. В таком общении господствуют разговорные элементы.

С точки зрения личностных отношений и оценок различают общение кооперативное и конфликтное

. При кооперативном общении оценки и установки собеседников в общем и целом совпадают. При конфликтном общении ситуация прямо противоположная: оценки и установки противоречивы.

В классификации видов общения особое место занимают прямые и косвенные сообщения

. Если информация передается в форме прямо соответствующей речевому намерению говорящего, то такое сообщение можно назвать прямым. Примером такого сообщения может быть реплика матери по отношению к своему ребенку с просьбой: Убери, пожалуйста, свою обувь! В данном случае для выражения просьбы использована характерная для подобных ситуаций форма повелительного наклонения глагола (убери). Однако аналогичную просьбу можно выразить и другим способом: Кто это свою обувь разбросал? В данном случае для выражения просьбы использована вопросительная конструкция. Но при этом невозможно заподозрить мать в том, что она не знает хозяина этой обуви. Для того чтобы смягчить категоричность требования и сделать это в корректной форме, и используются подобные высказывания. Их и называют косвенными. Если воспринять данное высказывание не как выражение просьбы, а как вопрос (что будет вполне соответствовать грамматическому оформлению), то общение может зайти в тупик, так как не будет достигнута ожидаемая цель.

Современное общение можно охарактеризовать как синкретичное, поскольку разные виды общения в каждой конкретной ситуации тесно переплетаются, трансформируются, перетекают друг в друга. Таким образом, можно говорить о смешанных видах общения

. К примеру, на современном телевидении появляются программы, совмещающие в себе и монологическое, и диалогическое общение (ведущий говорит сам, обращаясь к зрителям, а также беседует с «гостем в студии»), к этому добавляются «прямые включения» или телемосты (дистантное опосредованное общение) и т. д.

Коммуникативная ситуация

Речевое событие и речевая ситуация. Структура речевой ситуации: участники (адресант и адресат), отношения между ними, цели (намерения) общающихся, обстоятельства общения.

Социальные и речевые роли.

Дискурс как процесс развертывания речевого события (устного высказывания или письменного текста).

Речевой акт – основная единица речевого поведения, речевое действие, направленное на адресата, определяемое целью (намерением) говорящего (адресанта) и служащая достижению определенного результата. Речевой жанр – понятие, предложенное в 1920-е гг., ставшее известным в конце 1970-х и популярным в 1990-х. Речевой жанр – это первичная форма существования языка, возникающая в определенной ситуации общения; жанр обязательно адресован, имеет собственную нормативную экспрессию; каждая речевая сфера вырабатывает собственный репертуар речевых жанров. Первичными являются жанры повседневного общения.

Типы речевых актов и речевых жанров в соответствии с речевыми целями говорящего: информативные, убеждающие, побуждающие, эвристические, оценочные, этикетные, игровые и т. д.

Соотношение понятий «речевой акт» и «речевой жанр».

Коммуникативное (речевое) поведение личности проявляется в характере речевых и невербальных действий, в манере общения, в эмоциональном настрое, в использовании тех или иных речевых стереотипов и т. д.

Понятие коммуникативной позиции. Коммуникативная позиция говорящего и слушающего. Адекватное и неадекватное коммуникативное поведение человека.

Манипулятивное речевое поведение. Слово «манипуляция» в обывательском представлении имеет неодобрительную окраску. Следовательно, манипулятивным является такое воздействие на наше поведение, которое вызывает отрицательные эмоции.

Одно из значений термина «манипуляция» в психологических словарях – «активное перемещение животными компонентов среды в пространстве». Постепенно этот термин начинает использоваться в психологии межличностных отношений, где под объектами действий-манипуляций понимаются уже не компоненты среды, предметы, а люди, под манипуляторами же – те, кто стремится этих людей «прибрать к рукам», превратить их в послушное орудие. Психолог , проанализировав словари и многочисленные (в том числе зарубежные) работы, рассматривающие проблему манипуляции, пришёл к выводу об отсутствии в большинстве источников определения манипуляции и, следовательно, о непроработанности этого понятия. Выявив признаки, используемые исследователями для определения манипуляции, сопоставив их и выделив обобщенные критерии этого понятия, предложил следующее определение: «Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями».

Таким образом, главными признаками манипуляции являются:

1. Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия, а не физическое насилие

. Это означает, что мишенью воздействия являются психические структуры человеческой личности.

2. Манипуляция – это скрытое воздействие

. Конечная цель манипулятора и факт самого воздействия должны быть не замечены объектом манипуляции, у которого при этом обязательно сохраняется иллюзия самостоятельности принятия решений и осуществления действий.

Манипуляция имеет место там, где другому человеку (объекту манипуляции) навязываются новые цели, которые им предположительно не преследовались. объясняет это следующим образом: «Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем на Пинск – это лишь обман. Если он может заподозрить обман, мы показываем ему верную дорогу в расчете, что он отвергнет нашу подсказку как обманную – этот рефлексивный ход тоже не манипуляция, так как первоначальное намерение другого остается без изменений. <�…> …Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск. Или он вообще никуда не собирался, но решил сделать что-то благодаря нашему влиянию».

3. Манипуляция – это воздействие, требующее определённых знаний и значительного мастерства.

4. К объектам манипуляции относятся не как к личностям, а как к объектам, можно сказать, вещам

. Однако применительно к той или иной конкретной ситуации не всегда можно однозначно этот факт констатировать. Нередко к манипулятивным относят любые техники косвенного воздействия, в том числе управленческие.

По словам , «встречаются и примеры манипулирования во имя общественного блага и свободы слова. Например, журналисты посредством речевой манипуляции желают оградить себя от уголовной ответственности за справедливую критику властей или отдельных коррумпированных влиятельных лиц».

Манипуляция возникает на том этапе, когда открыто переиграть соперника уже не удаётся, а подавить его полностью ещё нет возможности.

Вопрос о нравственной стороне манипуляции остается открытым. И, тем не менее, можно однозначно утверждать, что использование её в ситуациях, когда возможно прямое (открытое) воздействие на собеседника, является нарушением риторической этики.

Коммуникативные неудачи и барьеры в общении

Коммуникативная неудача – полное или частичное непонимание высказывания партнером по коммуникации, неосуществление или неполное осуществление коммуникативных намерений (целей) говорящего и ожиданий слушающего. Барьеры общения понимаются как потенциальные причины коммуникативных неудач.

Существующие в научной литературе представления о коммуникативных неудачах и их причинах можно представить следующим образом. Все причины неудач в общении можно разделить на две группы – экстралингвистические (т. е. находящиеся за пределами системы и структуры языка, вне непосредственной связи с его единицами) и лингвистические (т. е. имеющие языковую природу).

Экстралингвистические причины коммуникативных неудач: различия в картинах мира или их фрагментах; несовпадение оценок явлений действительности; нарушение условий места, времени и обстановки общения; нарушение или неверный выбор стереотипов поведения (в том числе этикетных); эмоциональная несдержанность говорящего или неучет им эмоционального состояния партнера; неверно выбранная коммуникативная роль; неправильное прочтение (определение) или игнорирование речевой интенции (речевого намерения) партнера; недостаточность аргументации; неадекватность психического состояния коммуниканта ситуации общения; акустические недостатки в произнесении речи и др.

Лингвистические причины коммуникативных неудач: неустраненная многозначность языковых единиц; неразличение паронимов; неверное или неточное словоупотребление (неверный выбор слова); использование непонятной (в том числе – иноязычной) терминологии; неуместные окказионализмы; неверный порядок слов; неоправданное многословие или, наоборот, неоправданный эллипсис; ошибки в интонировании (логическом ударении, расстановке пауз и др.); неправильное произношение; стилистический разнобой в построении текста; неправильный выбор речевого жанра; использование инвектив и др.

Конфликты в речевом общении

Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов общения, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами. Соотношение понятий «противоречие» и «конфликт». Социальная роль конфликтов (конфликты с функциональными последствиями и конфликты с дисфункциональными последствиями). Причины возникновения конфликтов. Виды конфликтов по объему (внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой, межгрупповые), по длительности протекания (кратковременные и затяжные), по степени влияния («лихорадящие» и разрушительные), по источнику возникновения (объективно обусловленные и субъективно обусловленные). Типы конфликтных личностей. Этапы и способы разрешения межличностных конфликтов (признание наличия конфликта; договоренность о процедуре его обсуждения; создание атмосферы сотрудничества и лояльности; определение сути конфликта; оценка возможных вариантов решения проблемы; сосредоточенность на интересах, а не на позициях сторон и др.).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]