Сознание как высшая форма психики
Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Однако можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных: собак, лошадей, дельфинов, обезьян и др. Тем не менее, основное отличие человека от животных, прежде всего, заключается не в наличии процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а в наличии специфических механизмов его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Сознание, как и любой другой психический феномен, обладает определенными характеристиками.
- Сознание всегда активно. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов.
- Сознание интенционально. Вследствие того, что сознание активно, оно всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).
Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести:
- способность к самонаблюдению (рефлексии);
- мотивационно-ценностный характер сознания;
- способность определять цели и программу действий — предпринимать шаги к осуществлению цели.
В свою очередь, данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. «Я-концепция» — это ядро всей системы саморегуляции, которое заключается в совокупности представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение, исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.
Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует назвать множество факторов, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.
В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля над своим поведением.
СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Сoзнaниe — выcшaя фoрмa oтрaжeния дeйcтвитeльнoгo мирa,
cвoйcтвeннaя тoлькo людям и cвязaннaя c рeчью функция мoзгa, зaключaющaяcя в oбoбщeннoм и цeлeнaпрaвлeннoм oтрaжeнии дeйcтвитeльнocти, в прeдвaритeльнoм мыcлeннoм пocтрoeнии дeйcтвий и прeдвидeнии их рeзультaтoв, в рaзумнoм рeгулирoвaнии и caмoкoнтрoлирoвaнии пoвeдeния чeлoвeкa.
“Ядрoм” coзнaния, cпocoбoм eгo cущecтвoвaния являeтcя знaниe. Сoзнaниe принaдлeжит cубъeкту, чeлoвeку, a нe oкружaющeму миру. Нo coдeржaниeм coзнaния, coдeржaниeм мыcлeй чeлoвeкa являeтcя этoт мир, тe или иныe eгo cтoрoны, cвязи, зaкoны. Пoэтoму coзнaниe мoжнo oхaрaктeризoвaть кaк cубъeктивный oбрaз oбъeктивнoгo мирa.
Сoзнaниe
– этo, прeждe вceгo, ocoзнaниe ближaйшeй чувcтвeннo вocпринимaeмoй cрeды и ocoзнaниe oгрaничeннoй cвязи c другими лицaми и вeщaми, нaхoдящимиcя внe нaчинaющeгo coзнaвaть ceбя индивидa ; в тo жe врeмя oнo — ocoзнaниe прирoды.
Сoзнaнию чeлoвeкa приcущи тaкиe cтoрoны, кaк caмocoзнaниe, caмoaнaлиз, caмoкoнтрoль. A oни фoрмируютcя лишь тoгдa, кoгдa чeлoвeк выдeляeт ceбя из oкружaющeй cрeды. Сaмocoзнaниe -вaжнeйшee oтличиe пcихики чeлoвeкa oт пcихики caмых рaзвитых прeдcтaвитeлeй живoтнoгo мирa.
Слeдуeт зaмeтить, чтo oтрaжeниe в нeживoй прирoдe cooтвeтcтвуeт пeрвым трeм фoрмaм движeния мaтeрии (мeхaничecкoй, физичecкoй, химичecкoй) , oтрaжeниe в живoй прирoдe — биoлoгичecкoй фoрмe, a coзнaниe — coциaльнoй фoрмe движeния мaтeрии.
1. Чeлoвeчecкoe coзнaниe включaeт в ceбя coвoкупнocть знaний o мирe. B cтруктуру coзнaния вхoдят пoзнaвaтeльныe прoцeccы (вocприятиe, пaмять, вooбрaжeниe, мышлeниe и др.), c пoмoщью кoтoрых чeлoвeк пoдлиннo oбoгaщaeт знaния o мирe и o caмoм ceбe.
2. Bтoрaя хaрaктeриcтикa coзнaния – oтчeтливoe рaзличeниe Я и «Нe-Я». Чeлoвeк выдeлвшийcя из oкружaющeгo мирa, прoдoлжaeт coхрaнять мир в cвoeм coзнaнии и ocущecтвлять caмocoзнaниe. Чeлoвeк прoизвoдит coзнaтeльную oцeнку ceбя, cвoих мыcлeй, пocтупкoв.
3. Трeтья хaрaктeриcтикa coзнaния – oбecпeчeниe цeлeпoлaгaния. B функции coзнaния вхoдит фoрмирoвaниe цeлeй, при этoм cрaвнивaютcя мoтивы, принимaютcя вoлeвыe рeшeния, учитывaeтcя хoд рeaлизaции цeлeй.
4. Чeтвeртaя хaрaктeриcтикa – включeниe в cocтaв coзнaния oпрeдeлeннoгo oтнoшeния. B coзнaниe чeлoвeкa вхoдит мир eгo чувcтв, в нeм прeдcтaвлeны эмoции oцeнки мeжличнocтных oтнoшeний.
B цeлoм coзнaниe хaрaктeризуeтcя:
1. активнocтью (избирaтeльнocтью);
2. интeнциoнaльнocтью (нaпрaвлeннocтью нa прeдмeт);
3. мoтивaциoннo-цeннocтным хaрaктeрoм;
4. рaзличными урoвнями яcнocти.
Обществознание. Термины. Сознание. Сознательное и бессознательное в жизни человека.
Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики.
СОЗНАНИЕ.
Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире
Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность.
Характеристика особенностей сознания:
- содержит совокупность знаний об окружающем нас мире, позволяет отчетливо различать субъект и объект, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». обеспечивает формирование целей деятельности,
- позволяет предварительно мысленно построить действия,
- способствует предвидению результатов действий,
- способствует разумному регулированию поведения и деятельности человека,
- позволяет давать эмоциональные оценки в межличностных отношениях.
Функции сознания:
- отражательная (познавательные процессы и память);
- креативная (воображение, творчество);
- преобразующая (определение целей и их достижение),
- оценочная (формирование эмоций);
- рефлексивная (самопознание, обращение сознания человека на самого себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы его познавательной и преобразующей деятельности.).
- регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив); коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации).
Структура сознания
Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач.
К интеллектуальным способностям относятся:
- свойства мышления (быстрота, системность, гибкость);
- свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);
- свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость);
- свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).
Основной элемент сознания (интеллекта)- знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.
Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть:
- сильной — слабой,
- устойчивой, неустойчивой.
Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе.
В эмоциональную сферу входят:
- чувства,
- настроения,
- аффекты,
- переживания,
- эмоциональные стрессы.
Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.
Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.
Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания и не управляемые им.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (сновидения, состояние невменяемости, интуиция, творческое озарение).
Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий.
Бессознательные психические процессы:
- бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения.
- неосознаваемые зрительные ощущения,
- бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач,
- бессознательная речь — это внутренняя речь.
- бессознательные восприятием, память и воображение: сновидения, грезы, мечты.
Отличие сознания от психики животных.
- наличие абстрактно-логического мышления, связанное с умением воспроизводить характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии;
- целеполагание, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
- самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;
- наличие языка как второй сигнальной системы, позволяющей ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.
Таким образом, сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное находятся в постоянной связи и взаимодействии.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Древнейшие предки людей – гоминиды появились несколько миллионов лет назад. Очевидно, какие-то природные катаклизмы заставили их спуститься с деревьев и перейти к жизни на равнине, заняться собирательством, а затем коллективной охотой на крупных животных. Начался принципиально новый процесс их поведенческой адаптации – приспособление к среде посредством коллективной трудовой деятельности. Для этого у наших предков уже были необходимые биологические и биосоциальные предпосылки– развитая способность к манипулированию предметами, бинокулярное (стереоскопическое) зрение, хорошо скоординированное с движением передних конечностей, развитая кожно-мышечная чувствительность и, что особенно важно, высокоразвитые формы группового поведения – совместные приспособительные действия в сообществе, функциональное общение между его членами. Начало хождения на ногах открыло широкие возможности для манипулирования объектами посредством передних конечностей, началось интенсивное развитие двигательно-мани-пулятивных возможностей человеческой руки, орудийных действий, а затем изготовление орудий труда и их коллективное использование. Возникла социальная, общественная взаимозависимость людей. Социальный фактор стал фактором выживания. Человек освобождался от власти биологического закона естественного отбора. Даже физически слабый, но вооруженный орудием индивид получал преимущество. Человек становился вольноотпущенником природы. Биологические формы, более близкие к человеку, чем к обезьянам, и называются гоминидами. К ним относятся питекантропы и неандертальцы (рис. 5). Особенно интенсивно формировался человек с началом последнего четвертичного геологического периода (около 1 млн. лет назад). Морфофизиологическая структура гоминидов поднялась на новую ступень.
Рис. 5. а – Питекантроп (обезьяноподобный) – древнейший гоминид, относится к допалеолитическому периоду. Малая емкость мозговой коробки (900 см3), скошенность лба, уплощенность свода черепа указывают на его промежуточное положение между обезьяной и человеком (реконструкция М. Герасимова); б – неандерталец – древний гоминид, относится к началу палеолита (180–200 тыс. лет назад). Покатый лоб, мощные надглазные валики, более близкие к горизонтальному положению остистые отростки шейных позвонков. По емкости мозгового отдела черепа и пропорциям тела более близок к современному человеку.
Неандерталец научился добывать огонь и перешел от собирательства к охоте. Начинается его миграция из Восточной Африки в сторону Азии и Европы. На стадии «формирующихся людей» еще имел место естественный отбор, однако предметом отбора стали такие черты, которые делали древнейшего человека способным к общественному производству. С усовершенствованием строения кисти руки – развитием большого пальца, противостоящего другим пальцам, – резко расширились возможности хватательных действий. Развитие черепа создавало анатомические предпосылки для увеличения объема мозга. Грубые челюсти, служащие животным для захвата и удержания пищи, у гоминидов становились тоньше и легче, появилась возможность свободных движений у мускулатуры языка, изменялось положение гортани и строение голосовых связок – соответствующие анатомо-физиологические превращения были вызваны необходимостью речевого общения в условиях коллективной деятельности. Сообщества живых существ имеют средства общения, средства координации совместных действий. Однако сигнальная связь в мире животных обусловлена только текущей ситуацией: животные сигнализируют представителям своего вида о возникшей опасности, о своем местонахождении. У человека же в процессе антропогенеза сформировалась принципиально новая система информационной связи – произносимое слово постепенно приобрело обобщенное значение: вобрав в себя многовековой опыт человечества, оно стало обозначать существенные взаимосвязи событий, общие устойчивые признаки явлений. При помощи речи люди начали планировать свои действия, прогнозировать развитие событий, координировать свою трудовую деятельность. Разнообразие форм жизнедеятельности потребовало и тонко дифференцированной сигнальной связи. (Предполагается, что зачатки членораздельной человеческой речи появились около 1,5 млн. лет назад.) Постепенно в человеческом обществе формировалось и укреплялось социальное содружество: слабые особи получили возможность выживания благодаря альтруизму, милосердию своих сородичей; больные и немощные стали получать необходимый уход; формировались социальные обычаи и традиции. Процесс человекообразования завершился только в эпоху верхнего палеолита (приблизительно 40 тыс. лет назад), когда сформировался современный тип человека – Homo sapiens – человек разумный (кроманьонец) (рис. 6). Появление человека современного типа ознаменовалось значительным прогрессом в изготовлении орудий труда. Появляются каменные топоры, тесала, иглы и гарпуны из кости, кремниевые наконечники стрел и копий, орудия для выделки орудий труда. В конце палеолита – древнекаменного века – формируется первобытно-общинный строй, постепенно устраняется естественный отбор, начинается общественно-исторический процесс. Совершенствуется охотничье искусство, зарождается скотоводство, возникает оседлое земледелие, люди начинают жить в постоянных жилищах, вести общественно-производительный образ жизни. В эпоху нового каменного века – неолита (восьмое – третье тысячелетия до н. э.) совершенствуется техника изготовления каменных орудий (пиление, сверление, полирование), возникает ткачество, развивается домостроительство, появляются колесные транспортные средства. Формируются этнические сообщества, обретая свой этнопсихический облик, возникают межплеменные отношения. Развивается региональная культура Передней Азии, Египта и Индии.
Рис. 6. Кроманьонец – человек эпохи позднего (верхнего) палеолита, относится к современному типу человека, отличаясь, однако, низкими глазными орбитами и массивностью черепа; в то же время лоб у него уже прямой, нос резко выступает, объем черепной коробки существенно, увеличился. (Ископаемые останки найдены в гроте Кро-Маньон, Франция.)
Во втором тысячелетии до н. э. неолит сменяется металлургической эпохой – железным веком, появляется письменность – мощное средство фиксации и ретрансляции социально-культурных достижений. Начинается эпоха цивилизации. Происходит общественное разделение труда, появляются города, развивается товарообмен, закладываются основы правового регулирования межлюдских отношений, возникает государство и первые писаные законы. Переход к орудийному способу взаимодействия со средой в условиях социума обусловил качественно новое развитие психики человека. Человек начинает постоянно использовать орудия труда, это требует от него вооруженности определенными операциями, накопления и передачи трудового опыта, опыта социального взаимодействия. Изготовление простейшего орудия труда связано с мысленным предвосхищением его предназначения, структурных и функциональных особенностей, общественного разделения процесса его изготовления. Все это стимулировало развитие аналитической и синтетической деятельности, развитие человеческого интеллекта. Развивалось и орудие интеллекта – человеческая понятийная речь. Отдельные трудовые действия человека приобретали смысл только в контексте деятельности других людей – возникли сознательные, оторванные от непосредственной биологической цели, действия, связанные с мышлением и волей человека. На основе внешних трудовых действий формируется система внутренних, психических, умственных действий. Человек переходит к действию с психическими образами – к действию в уме. У него возникает потребность моделировать различные отношения вещей, прогнозировать их изменение; на этой основе совершенствовалась творческая деятельность человека. На заре истории человек по своим психическим возможностям не походил на современного человека. Весь обширный период формирования человека (до появления человека нового, современного типа – кроманьонца) характеризуется дологическим типом функционирования его мышления, психики в целом. В этот период основной функцией формирующегося языка было воздействие людей друг на друга. Познавательная же функция стала интенсивно развиваться лишь с появлением человека современного типа. Дологическое, а точнее – мифологическое, фантазийное мышление людей первобытной эпохи проявлялось следующим образом: два схожих явления принимались за одно и то же; часть принималась за целое; что-либо причастное к определенному явлению принималось за само явление (точно так же, как это свойственно детям раннего возраста); имя человека или его изображение принималось за самого человека. Первобытный человек, конечно, совершал как мистические, так и рационалистические действия, но последние он еще не осмысливал теоретически, его практические действия были лишь эмпирическими находками. Субъективное у древнего человека не было адекватно объективному. «Дикарь, – отмечает К. Юнг, – был не склонен к объективному объяснению самых очевидных вещей. Напротив, он постоянно испытывал… непреодолимое стремление приспосабливать весь внешний опыт к душевным событиям. Все мифологизированные естественные процессы, такие, как лето и зима, новолуние, дождливое время года и т. д., для него – внутренняя и бессознательная драма души. Потребовалось много тысячелетий, чтобы начать отделять душевную проекцию объекта от самого объекта. Первобытный человек жил в стихии мифов, символов и архетипов. В мифах он искал аналогию своим душевным переживаниям. Его неуверенное в себе сознание стоит еще на слабых ногах; оно является еще детским, всплывающим из первоначальных вод. Волна бессознательного легко может его захлестнуть, и тогда он забывает о себе и делает вещи, в которых не узнает самого себя… Сознание тогда слишком легко уступает одержимости». Сознание первобытного человека не столько отражало мир, сколько мифологически творило его, наделяло предметы мистическими свойствами. Все культурное развитие человечества было объективно связано с укреплением сознания человека. Этому сначала служили догматы веры и, наконец, научные понятия. Цивилизация шаг за шагом выстраивала оборонительные линии человеческого сознания. Однако архаичный фундамент сознания человека не исчез. Сформированные на протяжении многих тысячелетий архетипы ощущаются нами как «темное чувство», интуитивные представления, «зов сердца», непреодолимое «движение души». В процессе исторического развития человечества мышление не просто содержательно обогащалось, а претерпевало структурно-операциональные изменения – умственные операции древнего человека качественно отличались от логических операций человека современного. Совершенствовались и механизмы нервно-психической деятельности человека. Некоторые из них сложились у давно вымерших земноводных и пресмыкающихся; другие надстраивались значительно позже – у четвертичных обезьяно-людей, а у «человека разумного» появились принципиально новые образования. Так, в структуре мозга неандертальца еще недостает специфически человеческих зон – это установлено путем исследования внутренней поверхности его черепа. Исторически преобразовывался весь механизм психической регуляции человеческого поведения. В психике человека постепенно подавлялись инстинктивные механизмы узкоэгоистического поведения, все большую роль начинали играть социально обусловленные факторы выживания. Как отмечает Б. Поршнев, в психике человека есть более древние и более молодые пласты, как в коре Земли, но не просто наложенные друг на друга, а находящиеся в сложном взаимодействии. Само «бессознательное» могло бы трактоваться как пласт, отвечающий психическому уровню палеантропа. Сколь примитивны были внешние условия быта древних людей, столь же примитивен был и их духовный мир, мир психических образов. «Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе… Как ни импозантно выглядят в наших глазах люди той эпохи, они неотличимы друг от друга…». В процессе первоначального, примитивного труда люди действовали общей малодифференцированной массой. Но сама природа человеческого труда требовала развития интеллектуальных и психомоторных качеств человека, совершенствовалась его чувствительность, расширялся объем отражаемых им явлений. Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала: 1) осознания человеком значений совершаемых им трудовых действий; 2) появления знакового обозначения этих значений – слова; 3) социального взаимодействия людей, развития социальной коммуникации и основного средства этой коммуникации – речи. Трудовая деятельность связана с предвидением развития событий, с сознательной постановкой цели, с развитием таких специфических человеческих психических свойств, как целеполагание и целедостижение. Трудовая цель, подчиняющая себе процесс труда, стала и механизмом единения людей, стимулятором их социальной коммуникации. Древний человек приспосабливался не только к внешней среде, но и к процессу труда. Это «трудоприспособление» и стимулировало развитие его психики, а также естественного ее субстрата – мозга. Интенсивно развивались сенсорная и моторная зоны коры головного мозга, ассоциативные связи между ними. С развитием высших интеллектуальных процессов развивалась фронтальная область мозга. Многообразие речевых стимулов, возникающих в трудовом процессе, содействовало дальнейшей эволюции мозга, совершенствованию психических функций. Через речь (сначала устную, а затем и письменную) индивидуальное сознание стало обогащаться достижениями общечеловеческого опыта. Возникает феномен социальной идентификации индивида: он начинает уподоблять себя социуму. Отныне человек воспринимает мир сквозь призму социальной значимости отдельных явлений. Первосигнальная детерминация поведения, присущая еще палеантропам, у неоантропа заменяется второсигнальной. Зарождается словесно внушенная, суггестивная форма поведения человека. У него формируется способность осуществлять нравственный, т. е. социально значимый самоконтроль. Личности уже под силу самооценка и самоанализ: ее поведение становится все более сознательным, т. е. регулируемым системой общечеловеческих знаний (сознанием). Внешние социальные требования интернализируются – у человека формируется способность к внутренней саморегуляции. Уже на начальных этапах человеческой истории система запретов и предписаний взяла под защиту всех членов первобытной общины. Страшной карой для человека становилось его выдворение из общины. Люди приучались строго выполнять свои социально-ролевые обязанности. Формировались такие фундаментальные нравственные качества, как социальная ответственность, совесть – внутренний социальный самоконтроль, способность к самопринуждению. Так на нашей планете появились особые существа с социально обусловленной сущностью. При том, что человек остался частью природы – биологическим организмом, в своих сущностных проявлениях он выступает как субъект общественно-трудового процесса – производства – целенаправленного преобразования природных объектов для удовлетворения насущных человеческих потребностей. Психика человека современного типа – кроманьонца стала интенсивно развиваться в связи с так называемой неолитической революцией, когда около 10 тыс. лет назад человечество перешло от собирательства и охоты к производственному способу жизнеобеспечения – земледелию, скотоводству, ремеслу, строительной технике. Расширяющиеся возможности производства предопределили рост человеческих потребностей. Оседлый образ жизни привел к образованию крупноплеменных объединений – возникли города-государства, стало развиваться товарное производство, расширился информационный обмен. Появление письменности (около 5 тыс. лет тому назад) вывело человечество на орбиту цивилизации. Его культурные достижения стали закрепляться и накапливаться посредством письменности. Психическое развитие человека – его интеллекта, категориального мышления, воли, всей системы рационального, сознательного поведения – связано с культурно-историческим развитием общества. На социальной основе возник и сам феномен идеального психического образа. Психический образ включен во вторую сигнальную систему, т. е. в социально сформированную сферу, в сферу социальной культуры. Образ этот идеален, поскольку он скреплен определенной социально обусловленной идеей. Отражая мир, человек постоянно опирается на социальный опыт, на социально сформированные знания. В процессе антропогенеза сформировался социальный фактор детерминации человеческой психики: поведение человека стало регулироваться не естественными импульсами его организма, а социально обусловленными требованиями. Первоначально человек сознавал, принимал только ту конкретную социальную общность, в которую был включен – племя, род, общину. В его сознании гипертрофировалось и даже мистифицировалось понятие «мы». Весь мир подразделялся на «мы» и «они», «наше» и «не наше» («чужое»). Все хорошее, благоприятное интерпретировалось как «наше», а все плохое, неприятное – как «чужое». Все «наше» стало предметом психического подражания, источником внушения (суггестии). Все «чужое» – предметом ненависти, проклятия и агрессии. Отдельные проявления человеческой психики стали резко усиливаться и тормозиться под влиянием конкретной социальной общности. Поведение индивидов стало опосредоваться этнической культурой, племенными традициями и обычаями, запретами (табу) и установлениями мифологизированных предков (тотемов). Суперраздражителем для человека становится сакральное, наиболее значимое для него слово. Нет ни одного поведенческого инстинкта, который нельзя было бы затормозить посредством слова. Слово, речь, язык становятся знаковой системой социально обобщенного отражения действительности. Отражаемые явления действительности человек оценивает, классифицирует, соотносит с тем, что ему уже известно, с принятыми в его социальной среде ценностями. Давая словесную оценку событиям, люди оказывают внушающее воздействие друг на друга. Психический феномен внушения и самовнушения, наряду с примером, разъяснением и убеждением, становится мощным средством социального взаимодействия. Поведение индивида подвергается социальной стереотипизации. По мере развития цивилизации, производственных технологий, овладения человеком информацией снималось разделение социальных общностей на «мы» и «не мы», совершенствовалась психическая саморегуляция человека, расширялись возможности его психики, гуманизировалось его поведение. В XVIII в. сформировались общепланетарные принципы гражданского правового общества, «общечеловеческие ценности» становятся эталоном прогресса. Итак, в отличие от психики животных психика человека, его сознание имеют следующие существенные особенности. I. Наряду с наследственно и эмпирически приобретенными формами поведения человек владеет принципиально новым средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством слова. («Сознание» буквально и означает «совместное, совокупное знание».) Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального опыта. II. Сознание человека отражает существенные стороны, закономерные взаимосвязи действительности. Сознание – это отношение человека к миру со знанием его объективных закономерностей. Оно дает возможность решать жизненные проблемы не с помощью метода проб и ошибок, а на основе установления устойчивых, закономерных связей и отношений между различными сторонами окружающей среды. (Жарким летом человек заготавливает топливо, зная, что неминуемо наступит зима.) III. Сознание характеризуется осознанностью целей деятельности, понятийным моделированием будущих событий, предвосхищением результатов своих действий в системе общечеловеческих понятий, знаний. Человек заранее предвидит, планирует ожидаемый результат своих действий и выбирает адекватные средства и способы их достижения. Он строит программу своей деятельности, первоначально моделируя ее в уме. Эта деятельность не ограничена непосредственным восприятием ситуации, а строится на основе знания закономерностей ее развития. Сознание человека прогнозирует закономерное наступление событий, как бы с опережением отражая действительность. IV. Индивидуальное сознание обусловлено общественным сознанием. Различаются четыре формы, или сферы, общественного сознания: 1) наука – система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентации; 2) соционормативиая сфера общественного сознания – система нравственных, идеологических, политических и правовых ценностей и норм данного общества; 3) искусство – специфический вид духовно-практического освоения действительности образными средствами, образное моделирование различных сторон человеческого бытия; 4) религия, вера – культ сверхъестественной силы, воплощающей в себе идеальные качества, духовная опора верующих людей. Вера в сверхъестественную божественную силу обеспечивает концептуальную определенность миропонимания. Вера – особое психическое явление, сверхсознательная связь с идеальным объектом, не определяемая эмпирическими и логическими основаниями. Все формы общественного сознания вместе формируют идеологию – систему базовых ценностей, основополагающих идей, которая регулирует отношение людей к действительности и друг к другу, жизнедеятельность общества. Однако идеология может быть прогрессивной и реакционной, реалистической и утопической. Утопические идеологии могут получить широкое распространение на основе мифологизации массового сознания. V. Сознание связано с самосознанием, с саморефлексией. Осознавая мир вокруг себя, человек соотносит себя с ним. Самосознание – это система ценностно-смысловых, личностных отношений человека к миру. Самосознание определяет не только содержательную сторону сознания, но влияет и на его процессуальную сторону, ясность и широту охвата действительности. Свое поведение человек регулирует исходя из представлений о самом себе, объединенных в целостный образ «Я». Самосознание определяет уровень самоорганизации индивида, принципы его поведенческой саморегуляции, самопостроения и самоутверждения. Самосознание – саморефлексия, самоопределение индивида – может быть истинным и ошибочным, порождающим возвышенные устремления и роковые жизненные заблуждения, увлекающим индивида в мир эфемерных мечтаний или затягивающим его в омут бездуховности. Успех жизнедеятельности индивида зависит от его способности к самоанализу, от приведения его внутреннего мира в соответствие с объективными внешними условиями, от вычленения в них существенного и несущественного, социально санкционированного полезного и вредного. Концептуально организованная, одухотворенная личность не идет на поводу у случайных обстоятельств, сиюминутных гедонических устремлений, ее поведение детерминируется системой базовых духовных ценностей, принципами нравственности, добра, справедливости и человеческого достоинства. Сознание как характерная особенность человеческой психики реализуется через механизм бидоминанты – внутриличностной коммуникации, общения человека с самим собой. И этот внутриличностный диалог опосредуется социальными критериями. Наше внутреннее «Я» – интериоризированный «другой» – внедренное в нас социальное начало (alter ego).Явления действительности отражаются сознанием интенционально (от лат. intentio – стремление) – пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других, сопровождаются, как писал У. Джеме, «психологическими обертонами», вставляются в оправу других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры. Все это позволяет говорить о едином потоке сознания, который становится основой поведенческой системы индивида: все поведенческие акты человека имеют личностную обусловленность. Сознание шире, чем мышление. Оно является целостным, интегрированным отражением внешнего мира, включающим в себя все формы психической деятельности: и формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие, представление), и рациональное познание (обобщенно-теоретическое отражение мира), и эмоционально-волевую сферу психической саморегуляции. В отечественной психологии изучение сознания как особого феномена, имеющего собственное содержание, было выдвинуто в качестве фундаментальной задачи В. М. Бехтеревым. В работе «Сознание и его границы» (Казань, 1888) ученый, постулируя отражательную природу сознания, вводит понятия его структуры и уровней. На основе критерия «сложность содержания сознания» Бехтерев выделил ступени, уровни формирования сознания в онтогенезе (индивидуальном развитии). На исходном уровне, в младенчестве, когда еще отсутствуют ясные представления, сознание проявляется в неясном чувствовании индивидом своего существования. На следующем уровне возникают первые самопредставления – представления о «Я» как о субъекте и «не Я» как об объекте. На этом фундаменте начинает формироваться самосознание личности. Далее расширяются пространственные представления о внешнем мире, совершенствуются ориентационные механизмы. Наиболее сложная форма сознания, по Бехтереву, – нравственные, религиозные и правовые представления, которые составляют интимное ядро личности, определяющее ее волевую саморегуляцию. Высшая ступень формирования сознания – «то состояние внутреннего мира, когда человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или другие из бывших прежде в его сознании представлений, с другой – может давать отчет о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем самом психические процессы». В. М. Бехтерев задолго до советских психологов устанавливает принцип внутреннего опосредования внешних явлений. «Наблюдения показывают, что процесс введения представлений в сферу ясного сознания зависит только частично от внешних условий, иначе говоря, от объективных качеств подействовавшего на нас внешнего впечатления, главнейшим же образом – от внутренних условий». В связи с этим Бехтерев исследовал зависимость восприятия и запоминания материала от психического состояния испытуемого, отношения его к предъявляемому материалу, его установок и нравственных позиций («нравственного ядра личности»). В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Высшие формы вбирают в себя и трансформируют все низшие формы. В патологических случаях происходит распад сознания в обратной последовательности: вначале расстраиваются высшие формы сознания, затем его низшие образования и лишь в последнюю очередь – биологическая база. В психологии и психиатрии широко распространены введенные К. Ясперсом метафорические понятия ясности и помрачнения сознания. Критериями помрачнения (следовательно, неясности) сознания стали считаться: отсутствие отчетливого восприятия окружающего, дезориентация во времени и пространстве, бессвязность мышления, стертость воспоминаний. Совокупность всех указанных признаков и образует «потерю сознания», его нарушенность. Итак, сознание – это психическая саморегуляция человека на основе отражения действительности в социально выработанных формах – понятиях и оценочных суждениях. Существуют некоторые критерии минимально необходимого уровня психического взаимодействия индивида со средой. Нарушение этих критериев означает нарушенность сознания, утрату взаимодействия субъекта с действительностью. Признаками нарушенного сознания являются исчезновение предметной отчетливости восприятия, связанности мышления, ориентировки в пространстве, неспособность к саморегуляции и самоотчету. Нормой для личности является самоорганизованность, самосознание, отражение мира в объективных взаимосвязях и смысловых значениях. Сознательное поведение личности – концептуально организованное поведение, основанное на соотнесении явлений действительности с понятийной сферой индивида. Во всех случаях патологии сознания происходит деперсонализация индивида, нарушение его самосознания. Это позволяет сделать вывод, что самосознание личности, личностные образования являются ядром сознательной саморегуляции. На примерах психических аномалий и нарушений сознания мы отчетливо видим, что психика отдельного человека неразрывно связана с его личностными, социально обусловленными ориентациями.
Сознание и психические процессы
С глубокой древности философы и мыслители напряженно искали разгадку сознания. На протяжении многих веков ведутся споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.
Для познания окружающего мира необходимо его осознание, с этим положением вряд ли кто станет сейчас спорить. Без сознания — написав эти слова, я сразу представила себя в подобном состоянии, когда я теряю сознание от духоты, а, очнувшись после этого, не сразу могу разобраться в произошедшем и окружающем.
Без сознания не может быть никакого внимания, памяти, мышления, жизнь продолжается, но это жизнь чисто физическая, даже не жизнь животного, а возможно и растения. Это жизнь, о которой можно сказать, что ее скорее нет, чем она есть.
В сознании задействованы все психические процессы, состояния и свойства человека, сознание — это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Рассмотрение внимания в когнитивной психологии без учета сознания, влияющего на психические процессы просто невозможно.