Общая характеристика сознания и бессознательного
Определение 1
Сознание является особым состоянием человека, в котором он имеет возможность одновременного восприятия окружающей действительности и самого себя как отдельного индивида и личности.
При этом человек отдает себе полный отчет в имеющихся у него мыслях, намерениях и проявлениях поведения.
Основное содержание деятельности сознания человека заключается в следующих действиях:
- эмоциональной оценке окружающей действительности,
- обеспечении процесса осуществления целенаправленной деятельности;
- предварительном мысленном построении оптимально организованных и мотивированных действий;
- прогнозировании возможных последствий осуществления деятельности;
- способности человека к самоанализу и адекватному восприятию событий, происходящих в окружающей его реальности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Таким образом сознание является идеальной психической формой деятельности человека, которая ориентирована на активное и целенаправленное отражение и преобразование окружающей действительности.
Говоря о наличии у человека сознательной психической деятельности нельзя забывать о существовании бессознательной сферы психики.
Определение 2
Бессознательное является совокупностью имеющихся у человека психических явлений, действий и состояний, которые лежат вне сферы проявления человеческого разума. Они безотчетны и не поддаются контролю со стороны сознательной стороны психики человека. Примерами бессознательных процессов являются сновидения, гипнотическое состояние, невменяемые состояния человека.
Таким образом, все что находится не в фокусе сознания человека в данный конкретный момент, но может найти свое проявление в сознании с помощью памяти, можно отнести к бессознательным процессам.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Сознание и бессознательное 460 ₽ Реферат Сознание и бессознательное 250 ₽ Контрольная работа Сознание и бессознательное 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Также примером проявления бессознательных процессов могут выступать автоматизмы, которые получили свое развитие с помощью сознания, но в результате длительных тренировок и многократных повторений приобрели бессознательный характер и вышли из-под контроля сознания.
Такими автоматизмами являются, например, навыки игры на музыкальных инструментах, навыки спортсменов, автоматизированные навыки совершения определенных трудовых операций.
Структуры бессознательного могут различаться в зависимости от степени их близости к сознанию.
Замечание 1
Выделяется также особый уровень бессознательного, называемый подсознанием. В него включены те психические явления, которые связанны с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.
Процессы бессознательного могут направлять деятельность и поведение человека и тем самым определенным образом воздействовать на сознание.
Бессознательное в психике человека
Происходящие в психике человека процессы осознаются далеко не все, потому что кроме сознания у человека есть ещё сфера бессознательного. Представлено оно в форме индивидуального и коллективного бессознательного. Они противостоят сознанию и в тоже время находятся с ним в неотрывной связи. Главенствует в бессознательной жизни человека его подсознание, которое хранит всю информацию.
Замечание 1
Бессознательные психические явления, состояния и действия лежат вне сферы разума человека и со стороны сознания не поддаются контролю.
К бессознательным психическим процессам относятся бессознательные ощущения, мышление, бессознательная (внутренняя) речь, сновидения, грезы, мечты, неосознаваемые зрительные ощущения.
Во всех психических процессах и состояниях человека, так или иначе, присутствует бессознательное начало. К бессознательным ощущениям относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Непроизвольные рефлективные реакции в зрительной и слуховой системах вызываются неосознаваемыми зрительными и слуховыми ощущениями.
Иногда у человека возникает чувство, что он какой-либо объект, предмет или явление уже видел, чувство знакомости, связанное с узнаванием ранее виденного, – так могут проявляться неосознаваемые образы и восприятия.
Есть неосознаваемые мысли, чувства, есть бессознательная память. Она управляет воображением, мышлением, вниманием, она определяет содержание мыслей в данный момент, на которые направлено внимание.
Индивидуальное бессознательное имеет связь с инстинктами, например, инстинктом самосохранения, размножения.
Концепция индивидуального бессознательного была разработана З. Фрейдом, а концепция коллективного бессознательного разрабатывалась его учеником К. Юнгом.
К. Юнг утверждал, что память об истории всего рода человеческого живет в недрах его души и кроме унаследованных родительских свойств, в человеке живут свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное у всех людей идентично и образует всеобщее основание душевной жизни человека – это уже глубинный уровень психики. Бессознательное относится к глубинному уровню психики, но, в психике человека жестких границ между её различными уровнями не существует, потому что психика человека функционирует как единое целое.
Опыт всего человечества запечатлен в коллективном бессознательном в виде архетипов, которые являются универсальными образами мышления, мировосприятия, поведения. Непосредственно они не обнаруживаются и дают о себе знать через сновидения, предчувствия, видения. К. Юнг дал им своеобразные и условные названия – Самость, Персона, Тень, Мать, Ребенок, Бог, Смерть и др.
Замечание 2
Основным является архетип Самость, представляющий ядро психики, вокруг которого объединяются все остальные.
Целый ряд направлений современной науки считает, что между сознанием и бессознательным непреодолимых конфликтов и противоречий не существует, поскольку они являются составляющими психики человека.
Замечание 3
Некоторые образования относятся и к сознанию, и к бессознательному, причем в равной степени, поэтому ученые считают, что бессознательное надо рассматривать как часть сознания.
Исследования бессознательных процессов в психологии
Основные идеи в развитии теории бессознательного были выдвинут Зигмундом Фрейдом, который не только теоретически описал особенности данного явления, но и смог придать этим представлениям практический характер.
Данная теория позволила Фрейду лечить людей от многих психических заболеваний. Созданное им учение называют психоанализом, и оно является актуальным и на современном этапе развития психологии и психотерапии.
Согласно учению Фрейда, психика человека подразделяется на три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», где «Оно» это бессознательные влечения человека, «Я» — сознательная сфера, которая выступает в качестве посредника между проявлениями бессознательного и внешним миром человека, а «Сверх – Я» является инстанцией, олицетворяющей установки, нормы и правила, имеющиеся в обществе.
С помощью анализа процессов, происходящих в психике человека Фрейд избавлял его от неврозов. Этот процесс состоит из нескольких этапов:
- сначала обнаруживается бессознательное;
- затем, при готовности пациента, бессознательное переводится в сознание.
- болезненные установки, скрывающиеся в бессознательном, исчезают и таким образом исчезает и источник болезненных неврозов.
Следует отметить то невозможно избавить человека от проявления бессознательного, в связи с тем, что человек является существом не только сознательным, но и бессознательным. Сторонники учения Фрейда придерживаются точки зрения о том, что именно бессознательное доминирует в психике человека.
Фрейд о бессознательном
Ключевой вопрос в понимании того, что из себя представляет бессознательное, — это вопрос о том, чем оно наполнено и почему. Основной тезис Фрейда по этому поводу звучит примерно так — в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании. Это принципиальный момент, важность которого прояснится, когда мы дойдем до юнговской концепции бессознательного.
Фрейдовское понимание бессознательного по своей сути близко к определению памяти: по мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Возможно это была одна мимолетная мысль, а может это целый пласт переживаний, которые по какой-то причине покинули сознание, точно так же, как если бы просто «забылись».
Разница с обычной пассивной памятью в том, что бессознательные содержания несут в себе определенный заряд активной психической энергии и, находясь вне поля зрения обычного повседневного сознания, продолжают оказывать на него свое скрытое влияние. И чем выше заряд этой подавленной энергии, тем сильнее или даже агрессивнее ее влияние на сознательные процессы.
В этом смысле, фрейдовское бессознательное находится во враждебном конфликте с сознанием, иллюстрируя древний мотив борьбы добра со злом.
Теперь к вопросу о том, почему вообще что-то оказывается в бессознательном. В бессознательное попадают те психические содержания, которые неприемлемы для доминирующей сознательной позиции или просто душевно болезненны и не имеют должного выхода.
Большую часть бессознательного составляет как раз то, что сознание сочло неприемлемым. Прежде всего, это те желания, мысли или потребности, которые возникают в сознании, но не проходят внутреннюю морально-политическую цензуру. Сознание стремится к добру, в своем субъективном понимании, и потому старается подавить в себе все зло — опять же в своем субъективном понимании.
Фрейд выделил в психике отдельную инстанцию, которая отвечает за нравственную чистоту всей личности и назвал ее Супер-Эго или Сверх-Я. Это та самая штука, которая создает у человека ощущение стыда, его совесть.
Но тут нужно понимать, что мы говорим о весьма эфемерных вещах, и что не нужно овеществлять эти отдельные психические механизмы. На самом деле их нет, просто со стороны все выглядит так, как если бы они были. В действительности же, психика больше похожа на рассол, где много всяких примесей, но в то же время нельзя сказать, что вот здесь один компонент, а там другой.
Внутренний нравственный цензор формируется под давлением воспитания — его целенаправленно развивают в ребенке. Поверхностная мотивация — это стремление вырастить «хорошего человека», такого, который будет четко знать, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом будет разделять общие для данного общества критерии добра и зла.
Менее осознаваемая мотивация — это создание механизма контроля над ребенком и будущим членом социума. То, что выгодно родителю и обществу, есть «хорошо», а то, что им не выгодно — это «плохо». А привитая совесть в дальнейшем служит для него внутренним полицейским, который достает свою палку и наказывает за «недобрые» поступки даже тогда, когда этого никто не видит.
Вот с того самого момента, когда ребенок начинает разделять добро со злом, в нем начинает формироваться бессознательное. По крайней мере, та его часть, которой заинтересовался Фрейд. Все, что ребенок обнаруживает в себе злого, он, с этого момента, старается скрыть, спрятать. Сначала он прячет это только от окружающих, а потом, когда его совесть крепнет и набирает силу, начинает прятать это и от себя самого.
Таким образом, бессознательное изначально возникает на почве внутреннего конфликта между естественной природой человека и искусственными требованиями социума, принятыми слишком близко к сердцу. При правильном воспитании, этот конфликт можно минимизировать, но это требует от родителей преодоления своего собственного внутреннего конфликта, что является большой редкостью. На практике родители обычно идут по проторенной дорожке, выращивая в ребенке мощное жесткое Супер-Эго по своему образу и подобию.
Меньшую часть бессознательного составляют воспоминания и переживания, причиняющие сильную душевную боль — утрата близких людей или, например, истории сильно задетого самолюбия. Эти содержания приобретаются позже, уже в течение взрослой сознательной жизни и причиняют не так много хлопот, как подавленные нравственными запретами желания или свойства личности. По крайней мере, если речь не идет о каких-то исключительных ситуациях, когда душевные шрамы содержат в себе такой эмоциональный заряд, что полностью лишают человека душевного покоя.
Самозащита бессознательного — проекция и рационализация
А теперь поговорим о таких “вкусняшках”, как проекция и рационализация.
Рационализация — это бессознательная самозащита человеческой психики, которая ограничивает мышление и восприятие до рамок, внутри которых собственные поступки, выводы и поведение кажутся удобоваримыми и оправданными, даже если на деле это не так.
Проекция — это бессознательная самозащита человеческой психики, которая переводит подсознательные, в основном, негативные эмоции на окружающих.
То есть, если где-то в глубинах бессознательного в тебе накопилась уйма злости, то твоё подсознание, чтобы злость эту выплеснуть наружу, может нашептать тебе, например, что прошедший мимо тебя человек как-то нехорошо на тебя посмотрел. И вот результат — у тебя сжимаются кулаки, ты окрикиваешь прохожего, ругаешься, лезешь в драку, думая, что всё происходящее имеет рациональное объяснение, хотя на самом деле — нет.
Так, это всё хорошо, но при чём тут это? А к тому, что рационализация и проекция — это важные психические процессы самозащиты, постоянно действующие в фоновом режиме, и ответственные за множество качеств нашей личности. В каком-то смысле это можно назвать кирпичиками в фундаменте нашего мышления. То есть, так или иначе, на протяжении всей нашей жизни мы постоянно рационализируем наши поступки и проецируем наши эмоции на других.
Всё это означает, что само чувство личной воли есть не что иное, как рационализация, самообман. То есть, наш мозг словно бы против нас самих — с одной стороны, он не даёт права выбора, с другой стороны, он это мастерски камуфлирует, чтобы мы даже не догадывались, как мало мы творим по воле собственной, а не по правилам подсознательного, почти что как животные.
Осознанность
В настоящее время существует множество практик, направленных на достижение человеком большей осознанности. Это позволяет взять под контроль свою жизнь и добиваться отличных результатов. Кроме того, осознанность помогает достичь внутренней гармонии и найти свое место в мире.
Мы зачастую не осознаем своих истинных желаний, а руководствуемся общепринятыми стереотипами. У каждого есть навязанные обществом либо близкими людьми убеждения, как нужно поступать правильно, а что является неправильным и постыдным. Поэтому мы зачастую не хотим признаваться даже себе в своих мыслях и стремлениях. Однако непринятие себя приводит к внутреннему дискомфорту, неудовлетворенности, мешает добиваться результатов, ведь на самом деле мы хотим совсем другого.
Практики осознанности помогают разобраться в себе, распутать клубок из эмоций и чувств, расставить все по своим местам. Необходимо быть честным с собой и признаться себе в своих недостатках. Осознание проблемы – первый шаг на пути ее решения.
Понимание глубинных причин, которые приводят к неосознанным поступкам, помогают взять их под контроль.
Некоторые исследователи говорят о том, что большую часть своей жизни мы проводим неосознанно, в том плане, что действуем по привычке, постоянно думаем о прошлом или фантазируем о будущем. Однако осознанное отношение к настоящему – залог эффективности и результативности действий.
С помощью практик осознанности можно избавиться от вредных привычек. Действие, по сути, сводится к тому, чтобы вытащить явление из области бессознательного в область сознания и проработать его. Либо, напротив, в бессознательное отправляются новые образцы поведения, призванные заменить старые.
Практики осознанности могут включать в себя медитации, аутогенные тренировки, работу с психологом и другие.