Высшая психическая деятельность — Физиологические основы мышления


Что такое мышление

Под мышлением

в психологии понимают процесс моделирования реальности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.

Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», — утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Мышление и опыт

Од­ной из важ­ней­ших для клас­сич. фи­ло­со­фии бы­ла про­бле­ма он­то­ло­гич. при­ро­ды М. как пу­ти к ис­тин­но­му зна­нию. Сфор­му­ли­ро­ван­ный Пар­ме­ни­дом те­зис о то­ж­де­ст­ве М. и бы­тия как пред­по­сыл­ке под­лин­но­го зна­ния, ко­то­рое дос­ти­га­ет­ся бла­го­да­ря М. в от­ли­чие от чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия, при­во­дя­ще­го лишь к смут­ным и раз­но­ре­чи­вым мне­ни­ям, ле­жит в ос­но­ве эпи­сте­мо­ло­гич. кон­цеп­ции Пла­то­на, свя­зы­ваю­ще­го М. («внут­рен­ний раз­го­вор души с са­мой со­бой») с по­зна­ни­ем умо­по­сти­гае­мо­го ми­ра идей. Прин­цип то­ж­де­ст­ва бы­тия и М. со­хра­ня­ет своё ос­ново­по­ла­гаю­щее зна­че­ние в фи­ло­со­фии не­оп­ла­то­низ­ма (Ум-нус как един­ст­во мыс­ля­ще­го и мыс­ли­мо­го у Пло­ти­на) и нем. клас­сич. идеа­лиз­ма (кон­цеп­ция Аб­со­лю­та в «фи­ло­со­фии то­ж­де­ст­ва» Ф. В. Шел­лин­га и пан­ло­гич. сис­те­ме Г. В. Ф. Ге­ге­ля).

В фи­лос. по­ле­ми­ке ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми ра­цио­на­лиз­ма и эм­пи­риз­ма в 17–18 вв. ра­цио­на­ли­сты счи­та­ли, что осн. ин­ст­ру­мен­ты и рам­ки М. за­да­ёт сам ра­зум (вро­ж­дён­ные идеи, ап­ри­ор­ные ка­те­го­рии). Опыт мо­жет лишь дать тол­чок М., ко­то­рое раз­вёр­ты­ва­ет со­дер­жа­ние аб­ст­ракт­ных идей, дан­ных субъ­ек­ту в ак­те ин­тел­лек­ту­аль­ной ин­туи­ции. Про­дук­та­ми не­за­ви­си­мо­го от опы­та М. яв­ля­ют­ся ме­та­фи­зи­ка, ма­те­ма­ти­ка, тео­ре­тич. нау­ка. С точ­ки зре­ния эм­пи­риз­ма ос­но­ву М. как ум­ст­вен­ной дея­тель­но­сти со­став­ля­ют ус­во­ен­ные из опы­та пред­став­ле­ния, пе­ре­ра­бот­ка (срав­не­ние, ана­лиз и син­тез) не­по­сред­ст­вен­но вос­при­ня­то­го и/или сле­дов про­шлых вос­при­ятий. По­ня­тия воз­ни­ка­ют на ос­но­ве ин­дук­тив­но­го вы­де­ле­ния об­щих при­зна­ков еди­нич­ных пред­ме­тов и их фик­са­ции с по­мо­щью язы­ка. Де­дук­тив­ные рас­су­ж­де­ния в ло­ги­ке и ма­те­ма­ти­ке трак­то­ва­лись ли­бо как про­из­вод­ные от опы­та, ли­бо как экс­пли­ка­ции не­ко­то­рых осо­бен­но­стей язы­ка. Т. о., со­дер­жа­ние М. пол­но­стью оп­ре­де­ля­ет­ся тем, что да­но в опы­те. Осо­бая по­зи­ция И. Кан­та, ко­то­рую нель­зя от­не­сти ни к эм­пи­риз­му, ни к ра­цио­на­лиз­му, ис­хо­дит из то­го, что сам опыт воз­мо­жен лишь на ос­но­ве при­ме­не­ния ап­ри­ор­ных ка­те­го­рий рас­суд­ка к чув­ст­вен­но­му вос­при­ятию, т. е. пред­по­ла­га­ет кон­ст­рук­тив­ную дея­тель­ность М., осу­ще­ст­в­ляю­ще­го ка­те­го­ри­аль­ный син­тез чув­ст­вен­но­го мно­го­об­ра­зия («Мыс­ли без со­дер­жа­ния пус­ты, со­зер­ца­ния без по­ня­тий сле­пы» – Соч. М., 1964. Т. 3. С. 155).

Со­глас­но фе­но­ме­но­ло­гии Э. Гус­сер­ля, М. не кон­ст­руи­ру­ет опыт, а за­ви­сит от фе­но­ме­нов, дан­ных субъ­ек­ту в ак­те его пе­ре­жи­ва­ния оче­вид­но­сти и кон­сти­туи­руе­мых ап­ри­ор­ны­ми струк­ту­ра­ми транс­цен­ден­таль­но­го соз­на­ния. Ка­те­го­ри­аль­ные струк­ту­ры М. при та­ком по­ни­ма­нии то­же мо­гут не­по­сред­ст­вен­но со­зер­цать­ся (ка­те­го­ри­аль­ное «ус­мот­ре­ние сущ­ности»). С точ­ки зре­ния ло­гич. по­зи­ти­виз­ма (см. Ана­ли­ти­че­ская фи­ло­со­фия) толь­ко то М. име­ет смысл, вы­во­ды ко­то­ро­го мо­гут быть ве­ри­фи­ци­ро­ва­ны в чув­ст­вен­ном опы­те и ко­то­рое сле­ду­ет пра­ви­лам ло­гич. син­так­си­са. Для К. Поп­пе­ра кри­те­ри­ем ос­мыс­лен­но­сти рас­су­ж­де­ния яв­ля­ет­ся прин­ци­пи­аль­ная воз­мож­ность опыт­но­го оп­ро­вер­же­ния (фаль­си­фи­ка­ции) мыс­ли­тель­ных пред­по­ло­же­ний.

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования

:

  • Наглядно-действенное мышление
    . Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление
    . Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление
    . Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.

Мышление как познавательный процесс

Екатерина Скороходова

Мышление как познавательный процесс

Отличительная особенность мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности [31].

Рассмотрим трактовки понятия «мышление»

в различных источниках.

В «Большом психологическом словаре»

дается такое определение: «
Мышление – высший познавательный и регулятивный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных)
также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов» [14, с. 261].

В учебнике по общей психологии А. Г. Маклакова (2001)

определяется, что «
Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности» [20, с. 298].
В «Новой философской энциклопедии»

под
мышлением понимается процесс моделирования системных отношений окружающего мира на основе безусловных положений [18, с. 156]
В учебнике по основам общей психологии А. Немова говорится: «Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера» [24, с. 211].

Мышление — высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира (С. В. Маланов, 2004)

.

В словаре-справочнике по психомоторике Дудьева В. П. констатируется, что мышление – процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности [11, с. 76].

Необходимо отметить, что до настоящего времени в силу сложности самого процесса мышления, в науке продолжаются споры по поводу определения этого понятия.

Если исходить из того, что в философии и психологии познавательная деятельность делится на две ступени – чувственное (эмпирическое)

и рациональное (абстрактное
мышление, мышление — это высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира. Этот процесс основан на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы, т. е. с помощью органов чувств.
Рассмотрим признаки мышления как особого психического процесса :

1. Обобщенное отражение действительности, поскольку мышление — это отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.

2. Опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что человек может выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.

3. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить [24, с. 307].

Исключительно важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью. Мысли всегда облекаются в речевую форму. Речь является орудием мышления. Так, например, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух [10, с. 77]. Тот факт, что мысль кодируется в речи, чтобы приобрести общедоступную форму, Л. С. Выготский выразил в формуле «мысль совершается в слове»

[6, с. 195]. Поэтому речь, действительно, является не только средством общения, но и орудием
мышления.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Дадим им характеристику.

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств [2, с. 201]. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением [24, с. 204]. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Оба рассмотренных вида мышления в действительности, как правило, сосуществуют. Они дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.

Отличительная особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может [24, с. 205]. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой.

Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами [24, с. 207]. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.

Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» [40, с. 149].

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение вскрывает тождество и различие вещей [30, с. 119]. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением [7, с. 14]. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей [7, с. 167]. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют [7, с. 9]. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование)

и связывание его с классом предметов и явлений [7, с. 145]. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.

Суждение — это высказывание, содержащее определенную мысль [20, с. 304]. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание [20, с. 389].

Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений, выделяющая наиболее общие их признаки [14, с. 217]. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот [24, с. 249]. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.

Таким образом, в данном параграфе мы дали общую характеристику мышлению как процессу. Следует отметить, что, несмотря на достигнутые успехи в изучении проблемы мышления человека, перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать ответа. Проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и развития мышления по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в психологии.

1.2 Связь мышления с другими психическими процессами

Мышление – это высший познавательный психический процесс, он опирается на все остальные процессы, которые находятся ниже уровнем и обеспечивают мышление – восприятие, представление, память, речь, воображение. Рассмотрим связи между этими психическими процессами.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия. Любое, даже наиболее развитое мышление, сохраняет связь с чувственным познанием, т. е. с такими его формами как ощущение, восприятие и представление.

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде [24, с. 116].

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним) [24, с. 162].

Весь свой материал для осмысления сознание получает из одного источника – из чувственного познания. Через ощущения и восприятие мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность)

его отражения непрерывно проверяется в
процессе практического преобразования природы и общества [24, с. 162].
В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, его свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание.

Мышление тесно связано с памятью, с обладанием определенного запаса знаний. Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации [24, с. 201]. Благодаря памяти, у человека формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие понятия о предметах и закономерностях их существования. Память позволяет использовать эти понятия в будущих действиях, поведении. Если бы человек не обладал памятью, его мышление стало бы очень ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия. Многие мыслительные операции осуществляются с опорой на память.

С мышлением также связано воображение. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий [20, с. 389]. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны)

.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Всякое планирование требует совместной работы мышления и воображения, так как надо в какой-то мере представлять с помощью воображения, или предвосхищения будущего, то, что планируется, намечается осуществить. Творческая деятельность продуктивна в том случае, если в ней есть достаточный полет воображения, регулируемый мыслью.

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого то или иное его свойство и зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль [30, с. 161].

В слове, в формировании мысли заключены важнейшие и необходимые предпосылки дискурсивного, т. е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной.

Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с восприятием, ощущениями, через которые оно получает первичную информацию об окружающем мире, затем эта информация, благодаря представлению, фиксируется в памяти и на этом основании уже могут осуществляться мыслительные операции. Благодаря памяти, в сознании сохраняются огромные пласты информации, позволяющие осуществлять сложную мыслительную деятельность на рациональном уровне. Полученные результаты облекаются в словесную форму и служат базой для накопления знаний о реальном мире.

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира

:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Физиологические основы мышления

Как и все психические процессы, мышление — это деятельность мозга.

Физиологической основой мышления являются временные нейронные связи (условные рефлексы), сформированные в коре головного мозга основных полушарий.

Эти условные рефлексы вырабатываются под влиянием вторых сигналов (слов, мыслей), которые отражают реальную действительность, но обязательно возникают на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий и идей).

И. П. Павлов писал, что «кинестетические раздражители, идущие от органов речи к коре головного мозга, являются вторыми сигналами, сигналами сигналов. Они представляют собой абстракцию от реальности и позволяют сделать обобщение, которое делает наше дополнительное, конкретно человеческое, мышление более высоким…».

То есть физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных психических процессов, таких как ощущения. Однако в настоящее время нет единого мнения о важности и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Бесспорно, что лобные доли мозга играют значительную роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Более того, нет сомнений в важности тех областей коры головного мозга, которые отвечают за гносеологические (когнитивные) функции мышления. Несомненно, языковые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса.

В отличие от ощущений, восприятия и памяти, связи второго порядка являются более сложными системами, которые отражают другие отношения между объектами и явлениями.

Обе сигнальные системы тесно связаны в процессах мышления. Вторая сигнальная система позволяет безгранично ориентироваться в окружающем мире, через нее же создается «высшая адаптация человека — наука».

Но вторая сигнальная система зависит от первой. Если слова не имеют для человека определенного реального значения, если человек не может соотнести их с какими-то конкретными предметами и явлениями, то такие слова перестают быть сигналами реальности.

Мышление в норме протекает только при участии обеих сигнальных систем, но ведущая роль остается за второй сигнальной системой, так как слово — сигнал более богатый по содержанию, он связан с процессами абстракции и обобщения.

Сложность изучения физиологических основ мышления объясняется тем, что мышление как отдельный психический процесс на практике не существует. Мышление присутствует во всех других когнитивных психических процессах, включая восприятие, внимание, воображение, память и язык. Все высшие формы этих процессов в той или иной степени связаны с мышлением, в зависимости от стадии развития.

Таким образом, мышление — это сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая происходит благодаря совместной работе обеих сигнальных систем. Поскольку мышление — это обобщенное отражение действительности с помощью слов, то главная роль в этой деятельности принадлежит второй сигнальной системе. Постоянное и тесное взаимодействие с первой сигнальной системой обусловливает неразрывную связь обобщенного отражения действительности, которым является мышление, с чувственным познанием объективного мира через ощущения, восприятия и представления.

Типы мышления

Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории

:

  • Логическое – этическое
    . Представители первого типа рассуждают с точки зрения закономерностей, правил, логических связей. Люди из второго типа мыслят на основе чувств, переживаний, настроения. Для первых общение — это обмен информацией, а для вторых – обмен энергией, эмоциями.
  • Сенсорное – интуитивное
    . Первый тип предполагает конкретное и практическое мышление, его представители хорошо подмечают детали; они рассуждают с точки зрения текущих событий, разбираются в наличной ситуации. Второй тип – это глобальное, философское мышление, при этом оно теоретическое и оторванное от наличной ситуации.
  • Решительное – рассудительное
    . Люди первого типа быстро принимают решения, могут действовать в напряжённой обстановке; они часто ошибаются, но быстро исправляют ситуацию и учатся на своих ошибках. Люди второго типа решения принимают долго, они привыкли действовать в спокойной и комфортной обстановке, избегают ненужных действий.
  • Шизотимическое – циклотимическое
    . Шизотимикам присущи тонкость чувств, эгоизм, властность, желание быть лучше других. В обычной жизни они проявляют некоторые признаки шизофрении. Циклотимики склонны к маниакально-депрессивному синдрому, они безответственны, беспечны, веселы и общительны.
  • «Чейнжер» — «раннер»
    . Люди первого типа ориентированы на различные действия, каждый раз они занимаются чем-то новым. А вот «раннеры» предпочитают заниматься чем-то одним, пока не доведут дело до конца, они консервативны в быту, тщательно выбирают друзей, общение, увлечения, покупки. Такие люди плохо приспосабливаются к внезапным изменениям.
  • Интроверты – экстраверты
    . Такое разделение общеизвестно: мысли первых направлены преимущественно на свой внутренний мир, а мысли вторых – на мир внешний. Первые чувствительны, замкнуты и рассудительны, а вторые активны, общительны и открыты.
  • Интерналы – экстерналы
    . Люди первого типа считают, что всё, что с ними происходит, зависит только от их личных качеств. Во всех невзгодах они винят только себя, а удачам радуются как своим достижениям. Люди второго типа уверены, что всё вокруг происходит по вине внешних обстоятельств: действий других людей, случайности, «судьбы» и т. д.
  • Позитивизм – негативизм
    . Люди первого типа видят в ситуации прежде всего те качества, которые в ней есть. Они рассуждают утвердительными конструкциями: «Какая сейчас погода? — Хорошая, на улице тепло». Негативисты замечают в тех же ситуациях сначала качества, которые в них отсутствуют, и рассуждают отрицательными конструкциями: «Какая сейчас погода? – Неплохая, на улице не холодно».

В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.

Поскольку речь зашла о логических ошибках, стоит рассмотреть такую разновидность мышления, которая изначально является ошибочной. Это так называемое предикативное мышление, которое психологи противопоставляют логическому. Предикатив, или сказуемое, — это то, что говорится о предмете, его качество или действие, актуальное в момент высказывания. «Предикативизм» — такой тип рассудка, когда человек отождествляет разнородные предметы по причине одинакового предикатива.

Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.

Несмотря на свою изначальную ошибочность, предикативное мышление свойственно очень многим людям. Это именно тот иррациональный тип рассудка, на котором основаны политическая идеология и пропаганда, религия, реклама и маркетинг. Примеры «предикативизма» легко можно встретить в рекламных слоганах: «Все успешные люди пользуются шампунем этой марки!» — предполагается реакция потребителя: «Я пользуюсь шампунем этой марки, следовательно, я успешный человек». Такой потребитель будет и дальше пользоваться шампунем этой марки, чтобы сохранить статус «успешного человека». «Предикативными людьми», таким образом, очень легко управлять, они внушаемы, их можно легко обмануть.

Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.

Дизайн-мышление

С этой методологией я познакомился еще до того как нашел вышеописанные алгоритмы. Хотя она и заточена под использование дизайнерами, как можно заметить, в её основе лежат все те же принципы.


Этапы по методологии Дизайн-мышление

Существует много вариаций этой методологии, здесь описаны основные шаги:

  1. Исследования. Собираем информацию из всех возможных источников для того, чтобы увидеть полную картину и изучить проблему со всех сторон.
  2. Фокусировка на проблеме. После сбора информации определяем проблему, которую нужно решить, и фокусируемся на ней.
  3. Генерация идей. Генерируем различные гипотезы и идеи, которые могут решить основную проблему.
  4. Выбор идеи. Анализируем идеи и выбираем ту которая должна решить проблему.
  5. Прототип. На основе идеи разрабатываем несколько решений в виде прототипов, чем больше прототипов — тем лучше.
  6. Тестирование. Тестируем прототипы на живых пользователях и выбираем вариант, который решает проблему наилучшим образом.
  7. Реализация. Когда тестирование проведено успешно можно приступать к реализации, то есть ставить задачу программистам и дизайнерам.
  8. Анализ результата и повторение процесса.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]