Коммуникативные навыки: почему они так важны и как их усовершенствовать.


Что такое коммуникативные навыки и почему они так важны?

Коммуникативные навыки — это способность передавать и получать информацию. И на первый взгляд кажется, что ничего сложного в этом нет. В конце концов, ещё детьми мы научились говорить и понимать чужую речь. Но суть здесь не только в обмене информацией как таковом, но и в умении максимально точно выражать свои мысли, улавливать смысл сказанного собеседником и адекватно реагировать на чужие сообщения. Всё это и есть эффективное общение.

Специалисты, обладающие хорошо развитыми коммуникативными навыками, востребованы во всех отраслях. Умение эффективно общаться помогает избегать недопониманий и конфликтов, быстрее находить решения сложных вопросов и работать продуктивнее. А это, в свою очередь, экономит ресурсы компаний. Поэтому коммуникативные навыки необходимы всем, без привязки к сфере деятельности, должности и опыту. Ведь независимо от того, работаете ли вы разработчиком программного обеспечения или менеджером по продажам, вам необходимо уметь представлять свои идеи другим людям.

Чтобы научиться общаться эффективно, нужно освоить целый ряд навыков. Давайте подробнее остановимся на самых важных из них.

Коммуникативные способности – это… Определение и характеристика

Если в детстве человек не получил должного понимания и поддержки со стороны родных, что не дало ему получить опыт коммуникации, он может стать неуверенным в себе и замкнутым. То есть его коммуникативные навыки будут находиться на низком уровне. Как выйти из этой ситуации? Развить навыки общения. Однако, прежде чем разобраться, как действовать в подобной ситуации, необходимо понять структуру коммуникации.

коммуникативные способности это определение

Коммуникативные способности личности, характеристика которых представлена ниже, включает в себя следующие виды.

  • Регуляционно-коммуникативные: способность помогать человеку в сложной ситуации, а также принимать чужую помощь, когда в затруднительном положении оказались вы сами. Кроме того, этот вид отвечает за умение решать назревающие конфликты адекватными методами.
  • Аффектно-коммуникативные: способность замечать эмоциональные состояния окружающих, а также вовремя и правильно на них реагировать. Кроме того, это вид отвечает за проявление отзывчивости и уважения к собеседнику.
  • Информационно-коммуникативные: способность начинать, поддерживать и завершать беседу. Кроме того, эта способность помогает привлечь внимание собеседника, используя как вербальные, так и невербальные средства общения.

Как развить коммуникативные навыки?

Коммуникативные навыки каждого человека формируются в течение всей его жизни. Но есть множество способов, которые помогут усовершенствовать их довольно быстро. Вот несколько идей для начала.

  • Избегайте факторов, мешающих эффективной коммуникации. Стресс, недостаток внимания, негативные невербальные сигналы — самые распространенные из них. Старайтесь держать эмоции под контролем, внимательно слушайте собеседника, сохраняйте с ним визуальный контакт и вежливо улыбайтесь — и вы сразу же заметите насколько легче стало общаться.
  • Наблюдайте, как ведут себя люди с хорошими навыками эффективного общения. Несомненно, такие найдутся среди ваших коллег или друзей. Как они объясняют сложные темы? Какой тон голоса и язык тела используют в разных ситуациях? Как реагируют на конфликты?
  • Попросите друзей поделиться своим честным мнением о ваших коммуникативных навыках. Иногда бывает трудно самостоятельно определить, какие аспекты больше всего нуждаются в улучшении. Объективный взгляд со стороны в этом поможет.
  • Пройдите курс или прочтите книгу. На таких платформах, как Coursera, EdX или Udemy, вы можете найти онлайн-курсы на самые разные темы: деловое общение, презентации, переговоры и т. д. Чтение книг — ещё один отличный вариант. Об эффективном общении написано много. Если вы не можете решить, какую книгу выбрать, начните с проверенной временем «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги.
  • Практикуйтесь! По сути, коммуникативные навыки — это привычки или паттерны поведения. И, как в случае с любыми другими привычками, для того чтобы они прижились, требуется время и регулярная практика. Ищите любые возможности, чтобы потренироваться. Например, заведите блог на интересную вам тему, чтобы научиться лучше выражать свои мысли в письменной речи.

Навыки эффективного общения — один из самых востребованных работодателями «мягких» навыков. К тому же они нужны для выстраивания продуктивных взаимоотношений не только на работе, но и во всех других сферах жизни. И приложить немного усилий для их совершенствования определённо стоит.

Запись на курс Manual QA

Коммуникативные свойства в структуре личности

Коммуникативные и мотивационные особенности лиц, занимающихся сетевым маркетингом Читать далее: Научное раскрытие понятия «сетевой маркетинг»

1.2 Коммуникативные свойства в структуре личности

Коммуникативные свойства личности – это устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения. Конкретная личность включается в многообразные системы совместной деятельности с другими людьми, и это определяет многообразие накапливаемых и закрепляемых личностью способов ее участия в общении.

У субъекта общения имеется также определенный коммуникативный потенциал, который определяет его коммуникативные возможности.

Коммуникативные свойства личности, коммуникативный потенциал находятся во взаимосвязи с подструктурами, составляющими компонентами структуры личности и накладывают свой отпечаток на поведение человека в сфере общения и на все компоненты личности в целом.

Исходной базой для изучения коммуникативных свойств личности в психологии послужили именно исследования проблем общения и личности.

Известно, что в разработку проблем личности огромный вклад внесли как отечественные, так и зарубежные ученые: А.Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др.

Концептуальные разработки проблемы общения прежде всего связаны с именами Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.М. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. С точки зрения различных подходов полный анализ общения осуществлен в работах В.В. Рыжова. Он отметил появление в психологии нового принципа исследования общения, деятельности, вообще психических явлений – принципа единства общения и деятельности. Или по крайней мере их глубокой взаимосвязи. Само общение, по его мнению является при этом особой деятельностью сотрудничающих людей, направленное на создание целостной системы их совместной деятельности, их сотрудничества.

В целом можно выделить три подхода в исследовании коммуникативных свойств личности: аналитический, поликомпонентный и системный.

В рамках аналитического подхода исследовались отдельные коммуникативные свойства. При изучении отдельных коммуникативных характеристик исследователи главным образом останавливались на общительности, эмпатии, уверенности в себе.

Общительность является необходимым свойством личности, гарантирующим успешность общения. Эмпатийные переживания изучаются в связи с проблемой общения, взаимодействия личностей. В наше время еще не существуют особого согласия по поводу четкого определения эмпатии. Однако, отечественные и зарубежные психологи неоднократно подчеркивали, что эмпатия является необходимым свойством при взаимодействии личностей. Также важное место среди коммуникативных свойств личности занимает и уверенность в себе. На сегодняшний день существует множество публикаций, в которых с совершенно разных позиций описывается и исследуется уверенность. Но до сих пор не существует единого понимания сути этого феномена.

Наряду с общительностью, эмпатией, и уверенностью в себе широко изучались и коммуникативные способности личности. Изучение коммуникативных способностей стало важным шагом поликомпонентного подхода в исследовании коммуникативных характеристик.

Благодаря трудам Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, СЛ. Рубинштейна был определен контекст научного подхода к проблеме способностей: обязательное рассмотрение ее в связи с деятельностью.

Анализ литературных данных в отечественной и зарубежной психологии показал, что понятие «коммуникативные способности» не является общепринятым. Как отечественные, так и зарубежные психологи чаще используют термин «коммуникативная компетентность». Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий. Причем, под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.

Коммуникативная компетентность рассматривается авторами как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в общении, а так же умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.

Коммуникативные способности в наибольшей степени социально обусловлены.

Обобщая исследования коммуникативных способностей, можно выделить стратегические и тактические способности:

1. Стратегические способности. Эти способности выражают возможность личности понять коммуникативную ситуацию, правильно в ней ориентироваться и в соответствии с этим сформировать определенную стратегию поведения.

2. Тактические способности. Эти способности обеспечивают участие личности в коммуникации. Их можно разделить на две группы:

В первую группу входит умение коммуникативного использования личностных особенностей в общении. Сюда можно отнести особенности интеллекта, особенности развития речи, особенности характера, воли, эмоциональной сферы, особенности темперамента и т.д.

Во вторую группу входит владение техникой общения и контакта. Сюда мы относим целый комплекс качеств личности:

— способность управлять своим поведением в общении;

— комплекс перцептивных способностей, связанных с пониманием и учетом в общении личностных особенностей другого человека, с умениями моделировать личность другого, а также связанных со способностью отражать и понимать социально-психологические характеристики группы и способностью к пониманию места и роли каждого в группе;

— способность устанавливать, поддерживать контакт, изменять его глубину, входить и выходить из него, передавать и перехватывать инициативу в общении;

— способности оптимально строить свою речь в психологическом отношении.

Таким образом, высокоразвитые, устойчивые коммуникативные способности можно считать коммуникативными свойствами личности. Коммуникативные способности – это только одна из подструктур коммуникативной структуры личности. Помимо ее в коммуникативную структуру входит еще целый спектр разнообразных систем коммуникативных свойств личности.

Помимо коммуникативных способностей, коммуникативной компетентности довольно часто в психологии можно встретить и такие понятия, как «коммуникативные умения», «навыки общения».

Как мы проследили, психологи обращались в основном к изучению отдельных коммуникативных характеристик. Исследование коммуникативных способностей, коммуникативных черт характера, коммуникативных навыков можно отнести к поликомпонентному изучению коммуникативных характеристик.

Однако довольно долго при изучении межличностного общения не было выделено параметра, который мог бы выявить уже систему внутренних возможностей человека в осуществлении межличностного общения. По мнению В.В. Рыжова, именно изучение общения как деятельности, субъектом которой является группа, социальный, совокупный субъект с большей силой поставило вопрос о том, что представляет собой участие в общении конкретного индивида, конкретной личности. Это вопрос о той системе психологических, индивидуально-психологических свойств, умений, способностей и т.п., которые обеспечивают личности возможность вхождения в общение.

Сейчас в психологической науке не только в теоретическом плане все прочнее утверждается мысль о многообразии, многоуровневом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в общении.

Помимо коммуникативных качеств В.В. Рыжов, В.А. Кольцова, А.А. Бодалев и др. используют в своих исследованиях, направленных на выявление свойств личности, проявляемых в общении понятие «коммуникативного потенциала личности».

Коммуникативный потенциал – это система социально-психологических свойств, обеспечивающих тот или иной характер общения. Та система социально-психологических свойств, составляющих коммуникативный потенциал личности, которая закрепилась и, обладает устойчивостью, переходит в коммуникативные свойства личности. Сам же коммуникативный потенциал личности является динамичной, развивающей и обогащающейся системой свойств.

Параллельно с понятием «коммуникативного потенциала личности» в отечественной психологии часто встречается понятие «коммуникативных возможностей личности». При этом к системе коммуникативных свойств личности, выражающих ее способности воспринимать и понимать личностные особенности участников общения и совместной деятельности, следовало бы добавить способности отражать и понимать социально-психологические характеристики группы, а также способности к пониманию, места и роли каждого в группе.

Наряду с понятием коммуникативного потенциала личности многие исследователи используют в своих работах определение «коммуникативное ядро личности».

По представлению А.А. Бодалева в понятие «коммуникативное ядро личности» включается характерное для нее единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при прямых или опосредованных какими-то техническими средствами контактах индивида с различными людьми и общностями.

Вступая в общение с людьми или общностями, человек обнаруживает определенную направленность. Совокупность качеств, вместе взятые, составляют коммуникативное ядро личности.

Итак, понятия «коммуникативные способности», как составная часть коммуникативного потенциала личности, «коммуникативные возможности», «коммуникативные качества», «коммуникативный потенциал», «коммуникативное ядро личности» отражают системный подход в изучении свойств личности необходимых для успешности общения.

Понятие «коммуникативные свойства личности» употребляется в психологии редко и применяется в основном в связи с профессиональной деятельностью.

Таким образом, из приведенных данных мы видим, что у отечественных, так и зарубежных психологов нет единого термина для обозначения свойств личности, необходимых в общении. Как мы проследили, в рамках системного подхода используются понятия: «коммуникативные возможности», «коммуникативный потенциал», «коммуникативные способности», и т.д. Причем четкого разграничения этих понятий не существует. Так, например, коммуникативные способности и коммуникативные навыки и умения, а также коммуникативные качества и черты, коммуникативный потенциал и коммуникативные возможности используются как синонимы.

Коммуникативные и мотивационные особенности лиц, занимающихся сетевым маркетингом Читать далее: Научное раскрытие понятия «сетевой маркетинг»

Информация о работе «Коммуникативные и мотивационные особенности лиц, занимающихся сетевым маркетингом»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 83567 Количество таблиц: 7 Количество изображений: 0

Похожие работы

Маркетинг — доктрина современного бизнеса

170717

9

28

… понятие, появилось в русском языке как аналог английского «маркетинг коммуникейшн» — формирование спроса и стимулирование сбыта — ФОССТИС. Занимает особое место в производственно-сбытовой сфере современного маркетинга, так как представляет собой наиболее активную часть всего маркетингового инструментария. Политика ФОССТИС включает товарную и престижную рекламу, отношения фирмы с общественностью, …

Экономическая теория

826315

4

1

… равенства и неравенства. При полном равенстве в распределении доходов «кривая Лоренца» представляла бы собой прямую и, наоборот, кривизна усиливается по мере роста неравенства. В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении доходов, так и резкий разрыв в уровне жизни различных групп населения. Абсолютное равенство в доходах не стимулирует …

Реклама как средство общения организаций с внешней средой

201644

1

2

… наземного транспорта; — наружная реклама на спортивных сооружениях; — наружная реклама на транспорте. Специальные исследования показывают, что объекты наружной рекламы перспективны не только как средства распространения рекламы, но и как элементы городской архитектуры. Два вида наружной рекламы считаются наиболее эффективными: — широкоформатные щиты вдоль автомобильных трасс; — реклама …

Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)

254446

5

2

… формированию коллектива органа Г и М управления, социальные требования к условиям работы аппарата, перечень оргтехники и мебели. *Вопрос 7. Основные направления совершенствования современного государственного и муниципального управления. Государственное управление – это организующая исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти, осуществляемая на основе и во …

Хорошие коммуникативные навыки — залог успеха в карьере

Использование сильных коммуникативные навыков в работе позволяет добиваться успеха в карьере и бизнесе. Коммуникативная компетентность позволяет брать сложную ситуацию под контроль, решать конфликты, достигать цели переговоров.

Если вы чувствуете, что вам не хватает коммуникативной компетентности, вы можете развивать навыки общения. Для этого существуют специальные тренинги, на которых искусственно создаются условия, препятствующие эффективной коммуникации. Также можно выбрать услугу личный коуч. Таким образом, обучающиеся могут расширить собственный коммуникативный опыт, посмотреть на различные ситуации под разными углами и, как результат — выработать желаемые коммуникативные навыки.

Виды коммуникаций

Организационные коммуникации — это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.

Внешние коммуникации — это коммуникации между организацией и средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации. От этих факторов зависят коммуникационные потребности организации.

Внутренние коммуникации — это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями.

[flat_ab id=»5″]

Формальные коммуникации — это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.

Вертикальные — Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т. е. с высших уровней на низшие. Наиболее очевидным компонентом вертикальных коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным.

Горизонтальные коммуникации (между подразделениями) — это коммуникации между различными отделами организации. В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация — это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.

Неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами». Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня.

Межличностные коммуникации — устное общение людей в одном из перечисленных видов. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Коммуникации по нисходящей (руководитель-подчиненные).

Коммуникации между руководителем и подчиненными связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; с обсуждением проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении; а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

Коммуникации по восходящей (снизу вверх)

Коммуникации по восходящей выполняют функцию оповещения руководства организации о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]