Что значит социально значимый? Социально значимые проекты. Социально значимые темы


Общая информация

Давайте обратимся к самому главному законодательному документу – Конституции. Согласно ей, государство берёт на себя обязанности по обеспечению своих граждан базовыми потребностями. К таковым относятся еда, образование, работа, жилье, здоровье, защита от внешних и внутренних угроз и так далее. Поэтому всё, что работает на выполнение этой задачи, – это социально-значимый объект.


Следует отметить, что когда эти слова применяют по отношению к проблеме, то это значит, что она волнует не одного человека, а как минимум значительную часть общества. Как пример, можно привести низкие пенсии, высокий уровень преступности и так далее. Среди объектов для нас интерес (в рамках данной статьи) представляют те, что имеют определённое социальное значение, поскольку, обеспечивают потребности человека в жизненно важных услугах, продуктах и товарах:

  1. Объекты здравоохранения, социально обеспечения, образования.
  2. Потребительский рынок, розничная торговля, заведения общественного питания и бытового обслуживания.
  3. Объекты культуры, досуга и физической культуры.
  4. Кредитно-финансовые организации, жилищно-коммунальные предприятия, компании ритуального и похоронного обслуживания населения.

Как видите, на титул «социально значимый» может претендовать довольно много различных организаций и заведений.

Анализ понятия «социально ценные качества личности»

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО ЦЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ»

Для современного общества, переживающего экономический кризис, внешние угрозы национальной безопасности, особенно важно сплочение народа на основе ценностей, объединяющих поколения, формирование таких социально ценных качеств личности, как нравственность, гражданственность, патриотизм, активная жизненная позиция.

Формирование социально ценных качеств личности начинается в детстве, когда ребенок открыт для педагогического воздействия, когда он особенно восприимчив к окружающему миру. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования данных качеств.

Данные качества формируются как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности, в процессе межличностного общения в классе в течение длительного времени, либо развиваясь и совершенствуясь, либо подавляясь – в зависимости от различных условий жизнедеятельности человека, влияния окружающей среды, содержания, путей и средств воспитания.

Одной из задач теоретической части исследования стало определение психолого-педагогической сущности понятия «социально ценные качества личности». Для того чтобы понять, что такое социально ценные качества личности, мы выделили три понятия: «личность», «качества личности» и «социально ценные качества личности».

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский в психологическом словаре определяют личность как «субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» [,с.193].

Л.И.Божович [] рассматривает качества личности как стабильные внутренние особенности человека, его черты характера, знания, умения, навыки.

В Толковом словаре С.И. Ожегова понятие «социальный» определяется как «связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, общественный» [,с.705].

Следовательно, социальные качества личности, это такие качества, которые проявляются в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.

Отсюда, социально ценные качества личности можно определить как внутренние особенности человека, его черты характера, знания, умения, навыки, высоко оцениваемые людьми качества, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем.

Каково содержание стержневых социально ценных качеств личности? Как отмечает И.Ф. Харламов, важнейшее из них — гражданственность [].

И.П. Подласый характеризует гражданственность как сформированность системы социальных отношений к обществу, органам государственной власти, правопорядка, патриотизм, порядочность, ответственность [].

Б.Т. Лихачев выделяет среди социально ценных качеств личности нравственные качества человека, которые связаны с соблюдением норм общественного поведения, требований морали [].

Нравственные качества личности включают в себя честь, совесть, порядочность, доброту, отзывчивость, милосердие, порядочность, чувство собственного достоинства. И.Ф. Харламов считает, что о сформированности нравственных качеств свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, сочувствию, сопереживанию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения [].

По убеждению Б.Т. Лихачева, нравственные качества представляют собой не что иное, как внутреннее состояние личности.

Можно выделить такие социально ценные качества личности, как коллективизм, активность, коммуникабельность, которые проявляются в деятельности и в общении. О сформированности этих качеств можно говорить при наличии стремления к взаимодействию, умение организовывать общение, предупреждать конфликты.

Б.Т. Лихачев, в числе социально ценных качеств личности выделяет такое необходимое для жизни в обществе качество, как трудолюбие.

В психологическом словаре трудолюбие определяется как черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности и проявляющаяся в активности, инициативности, добросовестности, организованности, ответственности, отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться [].

Реалии современной жизни таковы, что одной из наиболее актуальных социальных проблем стала проблема нетерпимости по отношению к людям другой национальности, веры, убеждений, поэтому необходимым социально ценным качеством является толерантность, включающая в себя терпимость к иному мнению, умение понимать другого, сопереживать, иметь положительную направленность на другого человека.

По мнению Е.В. Бондаревской, социально ценные качества личности включают в себя следующее:

  • свобода личности, имеющей высокий уровень гражданственности, чувство собственного достоинства, ориентированность на духовные ценности жизни;
  • милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, добрососедство;
  • здоровый образ жизни, знание религиозных обычаев, практичность, трудолюбие, компьютерная грамотность, знание экономики [ ].

Л.Г. Почебут отмечает, что сегодня большинство граждан нашей страны считают наиболее ценными качествами личности такие, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность. Но, как утверждает автор, наряду с этим, не потеряли своего значения такие нравственные качества, как гуманность, коллективизм, справедливость, дружелюбие, взаимопомощь, трудолюбие, гражданственность, коллективизм [].

Как утверждает В.В. Знаков, в русском народе всегда провозглашались такие высшие нравственные ценности, как добро, милосердие, сострадание. Данные ценности оказались особенно крепкими в сознании народа: русский человек всегда больше, чем представитель другой национальности понимал и принимал того, кто испытывает страдания, лишения, кто отвергнут и гоним, даже если это человек, совершивший преступление. Отсюда особое отношение к юродивым, каторжникам в прошлом, к алкоголикам, наркоманам, заключенным – в более позднее время. [].Это свидетельствует о том, что нравственные качества личности, несмотря на снижение их значения как ценностных качеств, не потеряли своей актуальности.

Таким образом, социально ценные качества личности представляют собой результат процесса социализации личности, основанной на совокупности всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Классификация


А как же проводится разделение на отдельные типы? Для этого используется группирование по похожим параметрам. А если приходится говорить о людях? Тогда большое значение имеют социально значимые качества. В качестве примера можно рассмотреть процесс подготовки учителей. Ведь это важные специалисты, от деятельности которых зависит будущее общества. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы они обладали всеми необходимыми для работы качествами и навыками.

Пример социальных качеств


Итак, учитель должен уметь:

  1. Организовывать процесс воспитания детей школьного возраста, а также мероприятия, что направлены на увеличение адаптивных возможностей у них, развивая умения конструктивно взаимодействовать на межличностном уровне.
  2. Осуществлять консультационно-просветительскую работу с родителями, чтобы сотрудничать в процессе воспитания ребенка.
  3. Оперативно решать педагогические задачи, что требует знаний не только правил и законов, но и значительной доли импровизации и творчества.
  4. Конструктивно выстраивать межличностные отношения.

Что такое социальный проект?


Так называют открытое пространство, где может происходить взаимодействие различных людей, которые в обычной жизни не пересекаются. Социально значимые проекты способствуют их объединению для решения какой-то конкретной проблемы. Участниками процесса могут быть как общественные институты, так и отдельные люди или их объединение. Если развивать затронутую ранее ситуацию с педагогами, то можно в качестве примера рассмотреть работу библиотеками, детскими домами или развивающими центрами и так далее. Так, подобный социально значимый проект может работать в таких направлениях:

  1. Силами студентов и преподавательского состава организовывать и проводить праздничные и развлекательные мероприятия для детей сотрудников университета, в школах, детских садах и так далее.
  2. Проводить консультации и оказывать помощь родителям с детьми в решении проблем.
  3. Студенты-педагоги могут попробовать свои силы в подготовке учеников ещё в момент обучения в университете и посмотреть, как они смогут заинтересовать своих подопечных.

Во время таких проектов можно проверить совокупность социально значимых качеств, которыми обладает один конкретный человек. На основании наблюдения студенту можно дать рекомендации относительно его работы и направления деятельности.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как «искусственно» созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как «естественное право», «естественное равенство», «естественная мораль»

.

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма

, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь
принципы естественного отбора
и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского «объяснения» сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека

. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке

— это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

Именно они и являются главной характеристикой личности, благодаря которой она встраивается в общество, систему присущих ему отношений. В связи со сказанным можно предложить следующее определение: личность — это интегральная характеристика индивида, выступающая как совокупность его социально значимых свойств и качеств, которые позволяют ему включаться в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности и общения. К социально значимым свойствам и качествам личности в первую очередь можно отнести: цель деятельности; выполняемые социальные роли и функции; занимаемые социальные статусы; нормы, ценности, обычаи (т.е. элементы культуры); знаковые системы (в первую очередь язык, жесты); совокупность знаний; социально-психологические особенности; уровень образования и профессиональной подготовки. Исторически в социологии сложилась ситуация, при которой для определения личности использовались отдельные из перечисленных качеств и свойств: либо социальные роли и функции, либо статусы, либо ценности, нормы и т.д. Иногда появлялась комбинация из ряда качеств и свойств. На этой основе возникали социологические и социально-психологические теории личности: теория зеркального Я (Ч. Кули, Дж. Мид), ролевая теория (Р. Линтон, Дж. Морено, Т. Парсонс), теория нравственного развития личности (Л. Колберг), теория кризисного развития личности (Э. Эриксон) и другие. Так, в теории зеркального Я личность рассматривалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни, как функция, производное от социально обусловленного Я. В ролевой теории личность характеризуется как функция от выполняемой индивидом в обществе совокупности социальных ролей. В некоторых теориях личность рассматривается в связи с эта-пами ее становления в процессе социализации (подробнее см. главу 27). Сегодня в отечественной социологии предпринимаются попытки пойти по такому пути и характеризовать личность как, например, устойчивую совокупность ценностных ориентации, верований, традиций, морали общества, а также знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей*. Ни в коем случае не отрицая полезности такого определения личности, представляется значимым использование в первую очередь более общего подхода, который был обоснован выше.

Социально значимые темы


Так называют определённые вопросы, которые беспокоят значительное количество людей. Так, если болит зуб – это проблема отдельного человека. А вот если стоматологическая отрасль страны пребывает в упадке – то это недостаток для всей страны. Тогда такими темами начинают заниматься социально значимые организации. Таковыми можно считать объединение стоматологов или движение за высококачественную медицину. Ещё одним показателем важности темы можно назвать регулярно возникающие дискуссии, конфликты и так далее. Как пример, можно вспомнить о коррупции. Все относятся к ней негативно (по крайней мере, на словах), хотят её исчезновения – но это всё никак не происходит. Поэтому бурлят дискуссии об этом явлении, причем очень часто они перерастают в яростные перепалки и взаимные обвинения. Что ж, как знать, возможно, это просто своего рода шоу, представление для отвлечения народа.

Активность мозга указала на самых социально значимых людей


Zaki et al. / PNAS 2018
Американские ученые выяснили, что люди умеют эффективно определять социально значимых членов своего общества. Для этого исследователи построили социальный граф сотни первокурсников Стэнфордского университета, проживающих в двух общежитиях, и изучили активность их мозга при наблюдении за наиболее активными и просоциальными индивидами. В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences

, сообщается, что при просмотре фотографий наиболее социально активных людей у участников наблюдалась повышенная активность участков мозга, отвечающих за ментализацию — анализ собственного состояния и состояния других.

Один из наиболее действенных методов комфортного существования в обществе (в особенности — в новом социуме) — контакт с его социально полезными членами: они минимизируют возможный стресс и обеспечивают необходимую поддержку, максимизируя полезность. До сих пор неясно, как именно внутри общества определяются наиболее социально значимые индивиды.

Выяснить это решила команда психологов под руководством Джамиля Заки (Jamil Zaki) из Стэнфордского университета. Они решили сосредоточиться на группе студентов-новичков, заселенных в общежития для первокурсников: всего в исследовании приняли участие 97 человек. В начале второй недели учебного года ученые попросили каждого участника ответить на ряд вопросов, которые указывали на их близость с соседями. Участников спрашивали, к примеру, кого они считают своим самым близким другом, к кому обращаются за помощью или кто заставляет их чувствовать себя лучше. На основании собранной информации ученые построили социальный граф отношений и выделили несколько типов узлов в зависимости от того, насколько часто определенных людей упоминали при опросе.

Распределение жильцов в двух общежитиях по разным узлам. Каждая вершина графа — один человек. Оранжевые вершины — люди с наибольшей социальной значимостью. Толщина ребер — количество параметров, по которым оценили того или иного участника

Zaki et al. / PNAS 2018

Поделиться

Через неделю после опроса участников исследования сфотографировали. Ученые отобрали 50 человек, которые отличились наименьшим социальным влиянием внутри своего общежития: они приняли участие в фМРТ-эксперименте, в ходе которого им показывали фотографии их соседей. Участникам этой фазы эксперимента не давали никаких конкретных инструкций и не просили как-либо оценить людей на фото: ученые предположили, что высокая социальная значимость людей на фото будет видна по мозговой активности тех, кто на них смотрит.

Активность мозга участников при наблюдении за фотографиями людей с разной степенью социальной значимости

Zaki et al. / PNAS 2018

Поделиться

Оказалось, что по сравнению с соседями низкой и средней социальной значимости, просмотр фотографий наиболее социально значимых людей действительно был связан с повышенной активностью префронтальной и задней медиальной коры, височно-теменного узла и височных долей. Совместную активность этих участков мозга называют «сетью ментализации» — это способность к представлению собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей. Также при просмотре фотографий социально значимых людей наблюдалась повышенная активность полосатого тела (участвует в выработке важного для системы вознаграждения головного мозга нейромедиатора дофамина) и первичной зрительной коры.

Авторы работы приходят к выводу о том, что наиболее социально значимые члены общества определяются спонтанно. При этом социальная значимость определяется не как континуум, а скорее кластеризует индивидов в определенном обществе, выделяя наиболее значимых. Данные, полученные учеными, позволят в дальнейшем понять, как внутри общества формируются наиболее социально выгодные связи.

Просоциальное поведение людей изучается довольно часто. Так, осенью прошлого года ученые выяснили, что оно регулируется гендерно: при предоставлении помощи другому человеку система вознаграждения головного мозга у женщин активируется сильнее, чем у мужчин.

Елизавета Ивтушок

Мотивация

Итак, человек может принимать участие в чем-то социально значимом и важном. В основе его деятельности лежит мотивация. Она может выражать широкий спектр потребностей: в самореализации, в общении, в применении своего лидерского потенциала и так далее. Причем участие может выражаться в значительном диапазоне действий, начиная от работы грубой силой и заканчивая ценностно-ориентированным проявлениям. Следует отметить, что мотивационная активность, которая не подкреплена глубинной потребностью, является, как правило, ситуативной, непродолжительной и легко может перестать существовать. Благодаря этому можно наблюдать большое количество всевозможных инициатив, которые были брошены ещё до того, как их довели до конца. Немало этому поспособствовали трудности реализации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]