Карл Густав Юнг является основоположником аналитической психологии. Интересно, что развивая свои теории и идеи, он часто обращался к мировым религиям, оккультизму, Священному Писанию, посещал «места силы». Именно Карл Юнг ввел в современную психологию такие понятия, как «коллективное бессознательное», «анимус/анима» и «тень».
Многие утверждают, что аналитическая психология открыла широким массам преисподнюю человеческой души. Сначала Зигмунд Фрейд описал бессознательное, в котором обитают комплексы, страхи, тайные желания и сексуальные патологии. А Юнг рассказал о «тени» – оплоте демонической энергии человека.
В первую очередь Юнг отметил, что психика индивида состоит из нескольких частей. Ее центром является сознание. Можно представить, что это целая галактика с «планетами» – архетипами и «солнцем» – сознанием по центру.
Когда мы говорим о человеке, мы подразумеваем целостную личность, но в реальности имеем дело с несколькими субличностями.
В своих исследованиях Карл Юнг подробно описал эти части человеческого «Я». В первую очередь – это комплекс Эго. Среди менее значимых можно наблюдать отцовский или материнский комплекс, множество констелляций и архетипичных образов. Если рассмотреть человека поближе – он состоит из разнонаправленных установок, которые вступают в противоречие друг с другом, создают основу для внутреннего конфликта. Наиболее значимые субличности – это Персона и Тень.
Архетипы по Юнгу
Архетипы, согласно трудам Карла Густава Юнга, это некая библиотека образов, которая расположена в сфере коллективного бессознательного. Ее содержимое передается из поколения в поколение. Данные образы порождают шаблонные реакции на стандартные ситуации.
Все архетипы произошли от инстинктов. Поэтому их главная задача – выживание. К примеру, архетип «врага» помогает ребенку в дикой природе распознать хищника и совершать верные действия – затаиться, спрятаться, убежать и т.д.
Бывает, мы встречаемся с людьми, которые нам неприятны без веских на то причин. Мы испытываем рядом с ними дискомфорт и хотим убежать. Возможно, этот человек соответствует нашему архетипу «врага», и этим обусловлена реакция.
Юнг выделил три сферы в структуре личности:
- личное бессознательное;
- коллективное бессознательное;
- сознание.
Личное бессознательное – все, что раннее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное передается по наследству, словно пакет документов с готовыми образами и примерами реакций.
Развитие личности основывается на взаимодействии между собой пяти основных архетипичных фигур: самость, персона, тень, анимус и анима, эго.
- Самость – объединение сознания и бессознательного в человеке. Самость формируется в процессе индивидуализации, когда некоторые аспекты личности должны интегрироваться. Часто Юнг изображал самость в виде мандалы, круга или квадрата.
- Тень опирается на инстинкт размножения и жажду жизни, свободы. Существует тень как невидимая часть бессознательного, состоит из подавляемых идей, желаний, действий, недостатков и инстинктов человека.
Юнг писал, что тень может приходить в сновидения и принимать самые разнообразные формы – в виде чудовища, змеи, монстра, бабы Яги, дракона и т.д.
- Анима – бессознательная женская сторона личности, а анимус – мужская. Это истинное «Я» – служит главным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание этих архетипов называют «божественной парой» или сизигией. Данные образы воплощают целостность, гармонию и совершенство.
- Персона – наше идеальное представление о себе и внешний облик перед миром. В латинском языке слово персона означает «маска». Архетип Персоны – это набор социальных масок, которыми мы пользуемся в разных житейских ситуациях.
Задача Персоны заключается в том, чтобы уберечь Эго от проявления своей негативной стороны. Юнг считал, что персона тоже может проявлять себя в сновидениях, воплощаясь в положительные образы.
Карл Юнг утверждал, что в реальности архетипов больше пяти основных. Некоторые из них способны перекрываться друг другом или сочетаться между собой. Дополнительно Юнг описал следующие архетипы:
- Мать – утешение, спокойствие;
- Отец – мощь, сила, авторитет, власть;
- Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;
- Мудрец – знания, мудрость, опыт;
- Герой – спасатель, защитник, опора;
- Враг – опасность, тревога.
Общее понятие об архетипах
По мнению Карла Юнга, коллективное бессознательное находит свое проявление в архетипах, являющихся общими для всего человечества.
В отличие от индивидуального бессознательного, коллективное является общим для всех людей и способствует образованию всеобщего основания душевной жизни каждого человека. Именно коллективное бессознательное является наиболее глубинным уровнем психики и основным структурным элементом личности человека, включающим в себя весь культурно-исторический опыт человечества, который находит свое отражение в психике человека в форме унаследованных им архетипов.
Определение 1
Архетипы представляют собой врожденные тенденции, находящиеся внутри коллективного бессознательного и являющиеся внутренними детерминантами психической жизни человека. Именно благодаря архетипам осуществляется процесс направления действий человека в определенное русло, схожее с теми поведенческими стратегиями, которые существовали у предыдущих поколений человечества.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Архетип Тени 490 ₽ Реферат Архетип Тени 280 ₽ Контрольная работа Архетип Тени 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Также архетип можно определить, как психический прообраз с одной стороны обуславливающий предрасположенность человека к определенным поведенческим реакциям, с другой стороны проявляющиеся в мифах и сказках коллективные идеи, образы и теория человечества.
Карл Юнг обращал особое внимание на тот факт, что архетипы выступают связующим звеном между материей и психикой человека и обладают способностью оказывать влияние на физический мир человека.
Замечание 1
Архетипы находят свое проявление в сознании человека в виде эмоций и связаны с такими моментами жизненного опыта человека, как рождение и смерть, основными стадиями жизненного пути, а также с реакциями на возникающую смертельную опасность.
Что такое Тень?
Тень Юнг считал архетипом, который перешел человеку от животного мира. Это собрание страстных желаний и поступков, аморальных и неистовых инстинктов, которые осуждаются социумом и часто не соответствуют идеалам самого человека.
В период становления личности, ребенок учится понимать, что такое «хорошо» и «плохо». Со временем мы создаем определенный идеальный образ, согласно Юнгу – он называется Персона. Этот «идеальный человек» хорошо вписывается в нормы и стандарты общественной жизни: он толерантен, успешен, красноречив, имеет выдержку и терпение, порядочный и ответственный. При этом внутреннее содержание, способное разрушить Персону, тщательно игнорируется.
Чаще всего теневая сторона личности подавляется и вытесняется до такой степени, что человек просто не замечает свои негативные стороны. В то же время в бессознательном назревает буря, которая рано или поздно накроет и лишит человека самоконтроля.
Согласно работам Юнга, не Тень считается оплотом зла в человеке. Скорее виновато то, что ее создает: завышенные ожидания, отрицание собственного «Я», абстрактные идеалы, проживание «чужой жизни», отсутствие любви и уважения к себе.
Архетип Тень – это совокупность любых атрибутов личности, которые мы отрицаем и подавляем, искренне ненавидим в себе.
Взаимодействие Тени и Эго
Эго каждого человека отбрасывает Тень. Это нормально. В период адаптации к миру, Тень вбирает в себя эмоции и желания, которые приводят к моральным конфликтам. Без контроля Эго эти процессы спрятаны во мраке сознания. Работа Тени сравнима с деятельностью шпионской разведки, когда глава государства ничего не знает о грязной и аморальной работе шпионов. В то же время наслаждается результатами их деятельности, проживая в безопасной стране.
Аналитическая работа с Эго может раскрыть теневые процессы и помогает их осознать, но защитные механизмы Эго работают эффективно, и лишь единицам удается их преодолеть.
Тень никогда не попадает под контроль Эго, она является бессознательным фактором. Наше Эго порой не подозревает, что отбрасывает Тень. Описывая этот архетип, Юнг стремился указать на шокирующую несознательность, которую демонстрирует большинство людей.
Если вникнуть в корень человеческих намерений, желаний и выборов, окажемся в темной области. Мы увидим, что наше Эго в темной части самоуверенное, бесчувственное, эгоистичное, склонное к манипуляциям и извращенным желаниям. Перед нами предстает стопроцентный эгоист, который любой ценой стремится достичь удовольствия и власти над другими. Этот негатив внутри Эго и есть воплощение мирового зла в сказках, мифах и классической литературе. Например, персонаж Яго в шекспировском «Отелло» является ярким представителем Тени.
Самое интересное, что Эго никак не переживает свою Тень. Она проецируется на других людей, будучи неосознанной. Например, если вас раздражает отъявленный эгоист – это на него проецируется неосознанное содержание вашей тени. Несомненно, другие люди предоставляют «крючки» для проекции тени. Ведь в сильных эмоциональных реакциях присутствуют реальное восприятие и проекция.
Дефензивное Эго всегда настаивает на своей правоте, часто выступает в роли жертвы или наблюдателя. В то время как свое Эго делает человека «святым», другой человек превращается в «монстра». При психологической работе с собственным Эго можно научиться распознавать проекции и не создавать «козлов отпущения».
Как зарождается Тень?
В начале цивилизации люди жили, следуя собственным инстинктам, импульсам, законам природы. Сегодня эмоции и желания контролируют нормы поведения в обществе, мораль, этикет. На человека возложено множество категоричных ограничений и запретов. Со всем этим помогает жить Тень.
Тень начинает формироваться в раннем детстве, когда взрослые старательно манипулируют детьми, демонстрируя все несовершенство и односторонность взрослого мира. К примеру, если родители подавляют ребенка или проявляют к нему несправедливость, ребенок реагирует возмущением и здоровой, естественной агрессией. Но вместо того чтобы извиниться и принять свою неправоту, взрослый еще больше унижает, кричит на ребенка, наказывает либо бьет. Ведь нужно «уважать старших» и «закрыть рот».
Спустя некоторое время малыш усвоит урок. Он перестанет демонстрировать агрессию, хотя она по-прежнему будет возникать. Ребенок начнет подавлять ее. Все негативные переживания вытеснятся в бессознательное, что станет началом формирования второго «Я». Туда же отправятся на хранение нереализованные мечты и желания: «это денег не принесет», «мужики не танцуют», «займись нормальным делом», «этим на жизнь не заработаешь» и т.д.
Тень принимает в себя те черты характера, которые несовместимы с Персоной и Эго-сознанием личности. И Тень, и Персона на самом деле чужды сознанию. Согласно Юнгу, Персона – это «публичная личность», которая помогает человеку формировать психосоциальную идентичность. Персона, как и Тень – незаметны для Эго. Но Эго более лояльно принимает Персону, так как она не противоречит моральным нормам поведения в обществе.
Как проявляет себя Тень?
Тень терпеливо ждет момента, когда мы будем раздражены, обессилены либо под действием алкоголя/наркотиков и т.д. Именно она подталкивает нас к действиям, которые в трезвом состоянии мы никогда себе не позволим осуществить.
Человек под действием Тени обижает близких, машет кулаками, изменяет своим принципам, грубо разговаривает, затевает драку или что-то ворует. После произошедшего ему становится очень стыдно, и это состояние описывается как «что-то нашло», «муха укусила», «как подменили».
Несмотря на то, что за некоторые поступки нужно стоять в углу 3-4 жизни, нельзя во всем обвинять сознание человека. Ведь он на самом деле действует, словно во сне, когда Тень затмевает разум и вырывается из «темницы» бессознательного.
Юнг описывал, что Тени свойственно властно овладевать чем-то, вести себя навязчиво, упорно противодействовать моральным нормам. Так что в этом случае виноватых несколько – ослабевшее сознание, люди, которые плохо обращались с ребенком в детстве, вырвавшееся наружу бессознательное.
Именно Тень заставляет человека сомневаться в своих силах, напоминает о беспомощности, неуклюжести и т.д. С одной стороны – срабатывает сценарий детства, а с другой – в таких условиях Тени легче бороться за власть.
Следуя примеру Анимуса и Анимы, Тень проецирует себя на окружающих людей. Поэтому наша ненависть и злость к кому-то – это непринятие этих качеств в себе.
Образ души (анимус и анима).
Эта фигура была названа Юнгом «анима» в женской психике и «анима» в мужской психике. Вражда и анима всегда существуют в тесной связи с тенью. Архетипичная фигура образа души всегда символизирует дополняющую часть психики, которая относится к противоположному полу и отражает как наше отношение к этому аспекту нашей души, так и наше переживание всего того, что связано с противоположным полом. Образ души — это образ противоположного пола, который мы носим в себе как индивидуумы и в то же время как представители определенного биологического вида. Скрытое, недифференцированное и бессознательное содержание психики всегда проецируется наружу, и это справедливо как для Евы, мужчины, так и для Адама, женщины. Через другого человека мы переживаем не только нашу тень, но и элементы противоположного пола, содержащиеся в нас. Мы влюбляемся в тех, в ком представлены качества нашей анимы/вражды.
Образ души — это достаточно прочный функциональный комплекс. Поэтому неспособность отделиться от него приводит к развитию таких типов, как капризный, женственно-импульсивный, эмоционально неуравновешенный мужчина или враждебно настроенный, самоуверенный, спорный всезнайка, который реагирует на вещи по-мужски, а не в соответствии со своими природными инстинктами.
Разнообразие форм, которые может принять образ души, неисчерпаемо. Характеристики, присущие этому полу, типичны для данного пола, но в противном случае могут иметь различные противоречия. Анима может принимать форму нежной молодой девы, богини, колдуньи, ангела, демона, нищего, прохожего, верного друга, амазонки и так далее. Анимация также может принимать различные формы: типичные фигуры — Дионис, Синяя Борода, Летучий Голландец, Зигфрид, а на более низком, примитивном уровне — известные киноактеры, чемпионы по боксу. Анимация или анимация может символизироваться животными и даже неодушевленными объектами со специфическими женскими или мужскими характеристиками; как правило, это происходит тогда, когда анима или анима еще не достигла уровня человеческой фигуры и проявляется в чисто инстинктивной форме. Таким образом, анима может принимать форму коровы, кошки, тигрицы, корабля, пещеры и т.д., в то время как анима принимает форму орла, быка, льва, копья, башни или любого другого объекта фаллической формы.
Здесь, как и в случае с тенью и всеми другими элементами бессознательного содержания, необходимо различать внутренние и внешние проявления. Мы сталкиваемся с внутренними формами animus или anima во снах, фантазиях, видениях и других проявлениях бессознательного, когда они раскрывают противополые черты нашей психики; мы имеем дело с внешними формами, когда мы проецируем наше бессознательное на кого-то в нашем окружении.
И анимация, и анима имеют две основные формы: светлую и темную, «высшую» и «низшую», положительную и отрицательную.
Положительные проявления анима: покровительство, забота, красота. Отрицательные: всасывание, пожирание, каприз, истерика, черный мистицизм. Духовно зрелый человек имеет развитую анимацию и обладает тонкостью, чувствительностью, обонянием, креативностью и творчеством. Неразвитая анима в незрелом человеке причудлива, грубо эротична и разрушительна.
Положительные проявления враждебности: альтруизм, щедрость, успешное прохождение теста через трансформацию.
Отрицательные: тонкая жестокость, бессердечность, склонность к играм с холодным умом, чувство притягательности с неспособностью любить.
Мудрый старейшина и Великая Мать