Техника «управляемого воображения» в рамках психосинтеза

Психосинтез – это одна из ветвей трансперсональной психологии, представляющая интеграцию нескольких подходов и нашедшая применение не только в психотерапии, но и в системах обучения, использующих интегральный подход, который также применяется как действенный метод самостоятельного изучения и развития собственной личности. Основой данной концепции является теория психосинтеза Ассаджиоли, не являясь новым результатом исследования или изобретения, однако представляет собой объединение нескольких различных школ психологии. Взяв наиболее созвучные собственным идеям и действенные методы психоанализа, юнгианства и других направлений, и соединив их, была получена новая система, позволяющая человеку самостоятельно проводить анализ своей личности, ее потребностей и производить корректировку и перестройку.

Введение в теорию и практику психосинтеза

12 октября 2022 г.

Основы классического психосинтеза: теория, понятийный аппарат, методы работы с клиентами, психотехнологии и психотехники. Теория и практика. Области применения. Развитие внимания, воли осознанности. Как нужно работать с собственными субличностями: исследование, познание, именование, определение дальнейшей стратегии. Эволюция субличностей. Социальные роли, внутренние актеры. Практика отождествления — разотождествления.

Восточная версия психосинтеза. Основные идеи восточной версии психосинтеза. Почему в современной России нужна современная версия психосинтеза? Психосинтез как универсальный механизм психики и накопления опыта. Психосинтез и накопление опыта. Как измерить внешние и внутренние накопления человека? Внешний и внутренний психосинтез. Шкалы баланса.

Новый взгляд на дезинтеграцию психики. Понятие Присутствия (чувство «Я» или Хозяина самого себя). Эволюция сознания как постепенная интеграция субличностей.

Новая пирамида потребностей. Как комбинация потребностей и внимания создает картину мира? Восемь базовых картин мира и методы работы с ними

Техника работы с вниманием. Внимание и воля

Искусство работы с внешними и внутренними сопротивлениями. Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с дезинтеграцией сознания и травматическим опытом.

Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

Растождествление

Так же, как и с субличностями, отождествление работает со всем, что владеет сознанием человека. Это основной принцип психосинтеза – освободить человека от всего, что не даёт ему раскрыть своё высшее Я. Любой процесс, комплекс, мысли, чувства может захватывать сознание и управлять поведением. Человек всегда может отделить себя от процесса. Именно этот внутренний стержень – то, на что нужно опираться и делать выбор.

Человек может выбирать путь развития, выбирать, как реагировать и жить. И он может стать той личностью, которой захочет. Главное, не сворачивать с нужного пути. Человек теряет себя, если отождествляет себя только с телом, или только с интеллектом. Или выбирает только социальные роли. Личность – всегда шире.

Синтезируя себя, разделяя на разные части, ты можешь изучить все свои сильные и слабые стороны. Те субличности, которые дают мощность, энергию, ресурс, ты можешь возглавить, дать им больше пространства. Но главная всегда ты – твоё высшее я.

Психосинтез – это кропотливое изучение себя. Снимая роли, маски и установки, как шелуху, слой за слоем, ты доберёшься до глубин своего сознания. На этом пути ты раскроешь все свои лучшие качества и стратегии, справишься с минусами и прикроешь слабые стороны. Познавая себя, с помощью психосинтеза, человек обретает целостность и гармонию.

Психосинтез Ассаджиоли

Принципы психосинтеза включают первоначальное познание себя на глубинном уровне, присвоение контроля над составляющими собственной личности, дальнейшее создание нового высшего объединяющего центра для всех личностных структур и перестройка общей картины или отдельных частей в соответствии с новым центром. Высокая эффективность подхода наблюдается в терапии психосоматики и схожих нарушений, основой которых является внутренний конфликт субличностей, поскольку основная цель психосинтеза направлена на осознание происходящих внутренних процессов и установление более гармоничных отношений внутренних частей человека между собой. Подобная работа с частями, именуемыми субличностями, начинается со знакомства с каждой из них, принятия ее такой, какая есть на данном этапе, после чего следует трансформация, нахождение нового соответствующего места, интеграция в единую структуру и синтез нового.

Теория психосинтеза Ассаджиоли включается в себя взаимоперетекающие задачи, начиная от постижения своей истинной сущности (высшей, центральной), поиск гармонии через это знание и последующее выстраивание гармоничных отношений и адекватного взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми. Происходит это путем исследования и открытия собственного бессознательного опыта и таящихся там качеств, высвобождение подавляемых призваний и желаний. Впоследствии начинается кропотливая работа по присвоению высвободившейся подавляемой энергии, умению ее контролировать, путем отождествления себя с каким-то качеством или феноменом или разотождествления. При открытии всех качеств собственной личности, происходит неизбежное смещение центра, перестраивание ориентиров и возникает необходимость в гармоничном соединении всех составных частей (известных и вновь открытых, как оцениваемых позитивно, так и внушающих ужас).

Подобные трансформации затрагивают как внутренний мир, так и внешние его проявления. Невозможно открыв истинный свой талант и осознав высшее предназначение в его реализации не начать двигаться по этому пути во внешней жизни. Подобные стремления и поиски не являются самоцелью, но служат показателем наличия качественного контакта различных личностных частей с реальностью, показывая целостность и неразрывность проявления человека. В случае несоответствия установления контакта с окружающими людьми внутреннему ощущению или неадекватности производимой деятельности можно говорить о потере контакта с одной или несколькими субличностями, неэффективной жизненной стратегии.

Основная направленность психосинтеза – это формирование новой или реконструкция прежней личности на основании новых открывшихся возможностей и вокруг нового образовавшегося центра

Для того чтобы лучше представить как работают принципы психосинтеза, стоит обратить внимание на модель личности в данной концепции

Роберто Ассаджиоли выделял в личности низшее бессознательное (жизненно важные инстинкты, самые сильные и животные энергии, яркие эмоции – является источником творческого вдохновения и патопсихологических состояний, эйфорический состояний и кошмаров), среднее бессознательное (зона преобразования неосознаваемых процессов в осознаваемые, где происходит своеобразная формулировка зреющих для проявления на сознательном уровне процессов и чувств), высшее бессознательное (инстинктивное стремление к самосовершенствованию, парапсихические процессы, неосознаваемые и неконтролируемые проявления гуманности и героизма, стремления к высоким чувствам). К сознательной части относится поле сознания (та часть, которую человек способен осознавать), сознательное Я (видение себя со стороны, самовосприятие), высшее Я (истинная сущность человека, возвращение к которой происходит из всех остальных состояний). Отдельное место отводится коллективному бессознательному, представляющему своеобразную незримую связь всех бессознательных частей различных людей между собой, вне зависимости от местонахождения и эпохи (т.е. связь с опытом каждого ныне живущего и всех умерших предков).

Взаимодействие всех этих частей обычно у людей происходит неконтролируемо, а под влиянием установок общества, полученных травм, наложенных запретов, появляются преграды для свободного протекания энергии и гармоничного взаимодействия всех уровней и субличностей.

Психосинтез своими техниками позволяет наладить природное течение энергии и раскрыть полный потенциал психической энергии, заложенной в человеке.

Субличности в психосинтезе

Мы часто отождествляем себя с той или иной важной стороной нашей натуры, например, пилот самолета считает себя летчиком и при общении с людьми и в разговоре с самим собой часто ведет себя соответствующим образом, женщина, посвятившая себя рождению и воспитанию детей, рано или поздно начинает отождествлять себя с матерью, красивая женщина, которая работает на телевидении может легко отождествить себя с тем, что наиболее важно для этой работы, а именно, с совершенным и красивым телом, ученый отождествляет себя со своим интеллектом и так далее.

Тем не менее, это всего лишь одна сторона нашей личности, которая, по определенным причинам, стала для нас более важной, чем другие, то есть, приобрела для нас ценность. Таких частей личности, с которыми мы отождествляемся у нас может быть несколько, например пилот, может одновременно ассоциировать себя с отцом семейства, с другом, с путешественником и с любой другой ролью, которую он играет в жизни и которая является одной из ключевых (важных).

Человеческое я может отождествиться с любой частью сознания, но при этом возможен и обратный процесс, когда мы отделяем себя от того, что нам неприятно или же от того, что на фоне нашей основной части, кажется нам не таким уж важным.

Такие полу-автономные психические образования в личности человека Ассаджиоли называл субличностями.

Феномен заключается в том, что эти сущности, являясь всего лишь частью нашей личности, проявляются зачастую, как совершенно автономные создания.

Так субличность матери, при полном с ней отождествлении может привести к тому, что женщина станет себя вести так, как если бы в целом она и была только матерью, рассматривая все свои жизненные интересы, цели, смыслы только в этом контексте. При этом, остальные стороны ее личности находились как бы в тени, то есть были не так важны.

Определение субличности: это совокупность поведенческих реакций, установок, мотивов, эмоциональных состояний, мыслей, которые приобретают в нашем сознании целостность и относительную автономность.

Субличности — метафоры в психологии. Человек, как существо живущее в материальном мире, часто имеет дело именно с материальными сущностями, и образования психической реальности он имеет склонность наделять такими же характеристиками. Поэтому всегда следует помнить, что такая метафора на самом деле очень большая условность. При этом не следует думать, что раз эти условности не имеют четких границ, то являются иллюзиями. Феномен сознания заключается в том, что эти границы существуют и задаются они самим индивидом, что, само по себе, является очень неплохой новостью, поскольку означает возможность контроля над сознанием.

На этой идее построена работа с субличностями. Мы можем выделять любые нужные нам части нашего сознания и общаться с ними, как с настоящими живыми существами, вести с ними диалог, путешествовать, творить, договариваться, а также подвергать их трансформациям.

Наиболее распространенные субличности — наши социальные роли, которые мы сами образуем на базе своих значимых влечений и представлений об их реализации. Примеры таких субличностей — отец, дочь, муж, учитель, ученый, мать, бизнесмен, политик и т.п.

В каждом человеке находится достаточно много таких психических образований и они не обязательно так глобальны, как субличности, ассоциируемые с социальными функциями. Примеры других субличностей — страх, благоразумие, умник, бедняжка, пройдоха, авантюрист, одинокий волк, бродяга и т.п.

Субличности играют важную функция в нашей жизни, они позволяют нам быстро перестраивать свое поведение, а значит, эффективно реагировать на различные жизненные ситуации.

Каждая субличность несет в себе определенную полезную функцию, например страх, это совершенно необходимый нам инструмент выживания, лень нужна нам для того, чтобы в благоприятные моменты восстановить свои силы и накопить их впрок, гнев нужен нам для того, чтобы при встрече с врагом мы могли выиграть схватку. Субличности социальные позволяют нам эффективно делать свое дело, например субличность врача позволяет человеку быть эффективным профессионалом, субличность матери позволяет женщине хорошо заботится о своем ребенке и т.д.

В чем же проблема? К сожалению, почти всегда происходит процесс отождествления с той или иной субличностью и тогда, в значительной мере, она утрачивает свой практический смысл. И это значит, что мы перестаем использовать их лишь как практический инструмент, вовлекаемся в них, начинаем думать, что мы и есть эта субличность. Именно в этот момент мы и теряем над ними контроль, а они, напротив, приобретают власть над нами.

И вот проблема, которая здесь возникает — человек склонен отождествляться с этими инструментами, попадая от них в огромную зависимость.

Например, субличность матери обычно имеет для женщины огромную ценность. Но дети вырастают и уходят из дома, привычные отношения меняются, что нередко становится поводом для страдания. Причина страдания в том, что такая ценная на протяжении долгого времени субличность утрачивает свою значимость — жизнь матери теряет свой смысл. Еще большая проблема возникает у людей, которые ассоциируют себя со своим молодым и здоровым телом, когда естественное взросление и увядание начисто лишает человека предмета его привязанности.

Еще одна существенная проблема заключается в том, что нередко в нас находится несколько различных субличностей, интересы которых прямо противоположны, например, субличность работника и субличность лентяя, субличность семьянина и субличность бродяги и т.п. Естественно, такие сочетания не могут не порождать внутренних конфликтов.

Выше было сказано, что субличность это то, с чем мы себя отождествляем, с чем наша личность себя в данный момент соотносит. Здесь очень важен один момент — мы это делаем сами, мы наделяем себя (субличность) определенными свойствами, которые сами же и выбираем (определяем как значимые). Это значит, что любое из составляющих определения субличности (см. выше) содержит достаточное условие для образования субличности. Говоря иначе, субличность это не обязательно полноценная социальная роль, ведь мы можем отождествить себя и с более элементарным психическим образованием, например с эмоцией.

А это означает важную практическую вещь — в психосинтезе мы можем выбирать произвольно именно ту часть нашей психической реальности, с которой мы хотим работать.

Работа с субличностями. Разотождествление.

Ранее упоминалось, что основной метод второго этапа, это работа с субличностями, которая включает в себя две стадии:

— обнаружение и осознание субличностей,

— разотождествление с ними.

Субличности могут осознаваться нами, а могут и нет. Поэтому, чтобы работать с субличностью нужно сначала ее обнаружить и признать ее существование, как реальной части себя.

Здесь можно обойтись без медитативной работы, используя рациональные методы. Например, для начала можно постараться 10-20 раз ответить себе на вопрос «кто я?», или «с кем я себя ассоциирую»? Скорее всего среди этих ответов обязательно будут несколько самых важных субличностей.

Конечно, не все они доступны для немедленного и быстрого осознания. Так, чтобы обнаружить значимые субличности, находящиеся в областях низшего и высшего бессознательного необходима довольно долгая и непростая работа. Обнаружение значимых субличностей лишь только часть дела, самое главное, это процесс разотождествления.

Фактически, эта работа заключается в познании субличности — осознании ее, как части нашей психики, которая является нужной и полезной частью нашего сознания. Для этого используются упражнения, когда клиент представляет себе субличность с которой будет работать, вызывает в сознании ее образ, после чего возможно довольно много вариантов, начиная от простого созерцания субличности и заканчивая воображаемым диалогом с ней, прогулкой или же наблюдением за ее трансформацией. Эта работа только на первый взгляд может показаться простой и не требующей времени. На самом деле речь идет о формировании у клиента базовых навыков концентрации и успокоения сознания, что весьма желательно для глубокой работы с субличностями.

Важной частью такой работы является прояснение клиенту метода психосинтеза и его стадий, человек должен поверить в то, что это действительно работает, только в этом случае от терапии можно ожидать реальных результатов.

В результате успешной работы, субличности, которые до этого представляли из себя полуавтономные части нашего сознания, осознаются клиентом.

— как реально существующие.

— как полезные и нужные части психики, которые однако являются лишь практичными инструментами, эффективными ролями, которые мы можем просто использовать, не отождествляясь с ними полностью.

-и третье, что является самым главным, в результате этой работы должно появится осознание своего личностного центра, а в конечном итоге ощущение истинного единства этого центра со всеми субличностями, а иначе — осознание того, что мы представляем из себя многоликое, но единое целое, обладающее возможностями перевоплощения, которые и дают нам субличности.

Если такое объединение действительно прошло успешно, то любая субличность становится фактически слугой нашего общего объединяющего центра (то есть выполняет изначально положенную ей функцию), а утраченная идентификация (отождествление) с субличностями высвобождает много энергии, которая совершенно необходима человеку для следующего весьма непростого этапа.

3. Работа по постижению своего реального (высшего) Я. Нахождение объединяющего центра для создания новой структуры личности или же его создание.

Структура личности и временный объединяющий центр.

Этот этап знаменует начало новой стадии работы — переход к работе трансперсональной, то есть затрагивающей ВНЕ личностные аспекты сознания. Главная задача, которая ставится на этом этапе, и выполнение которой означает его завершение, это постижение своего высшего «Я», той звездочки на схеме, которая венчает модель личности.

Ассаджиоли считал, что в случае успешного выполнения предыдущих этапов и при наличии благоприятных обстоятельств, это процесс мог произойти с человеком и совершенно естественным образом, в ходе проживания им обычных жизненных обстоятельств. Причина этому — активизация в ходе работы над собой МЕТАПОТРЕБНОСТИ — стремления к реализации высшего Я.

Вспомним, что Ассоджиоли говорил об этом стремлении, как имманентно присущем любой личности, а значит, если устранить все препятствия, то процесс вполне мог пойти сам собой.

Конечно гораздо чаще преображение личности шло далеко не так просто и быстро, и требовалась большая дополнительная работа и применение более активных методов для его активизации.

Главным методом, который практиковался на этом этапе было создание идеального образа (идеального Я), отвечающего представлениям клиента о своем идеале и одновременно принципу реальности, то есть реальным возможностям личности и последующее воплощение этого идеального образа в жизнь. Такой образ мог быть создан естественно, только на основе реальной жизненной потребности личности, например, если человек был художником, то это мог быть образ идеального художника, творящего великое искусство, если женщина являлась матерью, то она создавала себе идеальный образ матери и так далее.

Конечно такой метод был связан с новым отождествлением, но он позволял задать определенный вектор движения к цели, создать мощное намерение и при надлежащем отношении и упорстве позволял успешно двигаться к промежуточному результату. Расчет здесь делался на то, что в процессе движения к высокому результату произойдет спонтанная трансформация личности, освобождение от эгоистических устремлений, а в результате, будет достигнуто особое состояние сознания, когда будет узнан истинный источник Я и осознан как объединяющее начало всей структуры личности.

На рисунке показана уже знакомая нам схема личности в психосинтезе, дополненная искусственно созданным объединяющим центром. эта схема исчерпывающе иллюстрирует третий этап психосинтеза.

Следует обратить внимание на важный момент — для перехода к третьему этапу необходимо пройти два предыдущих, что само по себе очень непросто, ведь их прохожение подразумевает осознание и принятие всех своих субличностей, в том числе (в первую очередь) тех, что признавать люди обычно ни в коем случае не хотят. Без выполнения данного условия (осознания и принятия всех частей себя) создание идеального я превратится в очередную иллюзию, тупиковый путь, которым так часто грешат те, кто практикует, так называемую «позитивную психологию».

4. Создание новой личности на базе объединяющего центра истинного Я.

Задача, которая ставится перед индивидом на этом завершающем этапе, собственно и есть то, что означает слово «психосинтез», а именно — создание вокруг найденного и осознанного истинного Я совершенно новой личности, гармоничной и целостной.

Ассаджиоли говорил, что после постижения своего настоящего Я велика вероятность того, что человек сам ясно увидит главный ориентир своей жизни, а значит, его новая личность выстроится вокруг этого центра спонтанно. Такие люди с самого начала ясно видят, что они из себя представляют и какими им нужно быть, и как действовать в контексте вновь открывшихся обстоятельств. Так происходит в случае, если третий этап в основном завершен, истинное Я осознано в полной мере, препятствия устранены, а личность находится в состоянии полной гармонии.

Интуиция, толкающая человека к переменам, должна быть истинной и, если имеют место иллюзии в отношении себя, то это лишь означает, что предыдущий этап не был завершен и следует вернуться на предыдущие уровни, и продолжить работу там, то есть, обратиться к созданной ранее модели идеального Я и, возможно, внести в нее некоторые корректировки.

Эта модель идеального Я, если она была создана правильно, без иллюзий и чрезмерно завышенных планок уже заключает в себе достаточные условия для достижения цели.

Однако, все дело в том, что переход с третьего она четвертый этап вовсе не обязательно должен происходить неким идеальным образом, чаще всего происходит так, что границы между всеми этапами достаточно размыты, переходят друг в друга, а индивид, идущий по пути психосинтеза постоянно движется то вперед, то назад, возвращаясь на предыдущий уровень, даже после достижения определенных успехов на более высоком.

Поэтому, в случае человека, который достиг и осознал свое истинное Я, но при этом, по каким то причинам испытывает затруднения, Ассаджиоли рекомендовал подойти к делу с использованием специальных методов-этапов, которые и включали в себя собственно психосинтез.

Возможных этапов на завершающей стадии было несколько.

1.Как и на предыдущем уровне следовало задать (определить) свои представления о том, кем бы человек хотел стать. На этом этапе уровень отождествления с идеальным духовным Я куда меньше, а качества новой личности намного более условны. Речь здесь идет лишь о неких ориентирах, задающих общий вектор движения.

2. Всестороннее использование в реальной жизни (а не в воображении) достигнутых на предыдущих этапах возможностей — интуиции, освобожденных энергетических ресурсов, полученных знаний о себе и о мире.

3. При необходимости, не испытывать сомнений и возвращаться на любой из предыдущих этапов, к развитию отсутствующих качеств личности, к тренировке необходимых психических функций, постоянной работе по совершенствованию состояния целостности, достижению внутриличностной гармонии через координацию и соподчинение противоборствующих тенденций психики.

4. Продолжать работу с субличностями, мешающими по какой то причине движению к цели, использовать энергию скрытых стремлений различных областей бессознательного. Низшего — путем осознания, принятия и последующей трансформации в полезные энергии. Высшего — путем осознания и последующего сознательного использования этих стремлений.

5. Постоянно развивать в себе новые возможности и не останавливаться на достигнутом.

6. Проявлять в отношении себя бдительность, для того, чтобы не стать жертвой желаемых представлений об успешном духовном развитии, в то время как истинный прогресс далеко не столь впечатляющ, говоря иначе, быть честным с самим собой.

Так выглядят рекомендации Ассаджиоли для тех, кто работает на 4 стадии психосинтеза.

В заключение нелишним будет сказать, что сам автор неоднократно предостерегал от чересчур техничного понимания его методики. Психосинтез не является методом психологической работы в привычном смысле этого слова.

Сам он говорил о своем методе следующее:

«Психосинтез – это прежде всего динамическая, даже драматическая концепция нашей психической жизни, предстающей как непрерывное взаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодействующих сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать.»

Таким образом, путь который декларировал Ассаджиоли, это ни что иное, как некий общий вектор развития человека, который предполагает достаточно творческое использование разработанных методик, широкое использование интуиции, как клиента, так и руководящего психолога, постоянное возвращение на начальные этапы работы и, разумеется, постоянную личную работу клиента по жизни, а не только в кабинете психотерапевта. Последнее особенно важно, поскольку весьма увеличивает вероятность хорошего результата и формирует, так называемое, намерение по жизни, общий стимул к развитию, без которого каждый будет обречен на бесконечные повторения одних и тех же циклов, касающихся постоянного начала и завершения практики, нового возвращения, повторения и так далее.

Ассаджиоли не раз говорил о своем методе, как лишь о попытке помочь человеку создать внутреннюю гармонию между двумя противоположными стремлениями к множественности и единству и в этой гармонии достичь наконец внутреннего единения. Эта задача виделась им как естественное исполнение того, что он называл Духом, Божественным существом или Космической энергией. Того, к чему и так стремится все сущее.

Лучше всего будет сказать словами самого Мастера об этом стремлении:

«привнося порядок, гармонию и красоту, а также объединяя всех существ узами любви, осуществляет – медленно и тихо, но верно и неотвратимо – не что иное, как Высший Синтез».

Комментировать через Facebook

Comment

Психосинтез Ассаджиоли

На путь научных исследований Ассаджиоли становится в достаточно юном возрасте. Первые публикации, начиная с 15 лет, находятся на стыке философии, медицины, культуры. Начав психиатрическую практику и познакомившись с работами З.Фрейда, приступил к написанию докторской диссертации «Психосинтез». В работе он критикует некоторые положения психоанализа и предлагает свои методы психотерапии. На тот момент ему был 21 год! Это были первые предпосылки главной цели его исследовательской деятельности.

В научных кругах к его работам относились довольно скептически. Да и сам Ассаджиоли не был полностью удовлетворен результатами. Ему не хватало информации и знаний, поэтому было решено ехать в Швейцарию и продолжить обучение под руководством известного психиатра Э.Блейера. На тот момент это была самая прогрессивная страна в изучении психики человека и психических заболеваний. Там же Роберто познакомился с Г.Юнгом, дружба и совместная работа с которым сохранилась на протяжении всей жизни.

Погрузившись в изучение психоанализа, он окончательно убедился, что данная система неполная. Т.е. недостаточно произвести анализ психической деятельности (разложить на составляющие), но затем нужно объединить вокруг единого центра. И стал активнее работать над психосинтезом.

В 1933 году во Флоренции Ассаджиоли открывает Институт психосинтеза и публикует книгу «Новый метод лечения – психосинтез». В этой книге была представлена так называемая «яйцеобразная» диаграмма.

  1. Низшее бессознательное – психологические комплексы, фобии, кошмарные сновидения, мании, навязчивые желания.
  2. Среднее бессознательное – обычная ежедневная работа ума и воображения.
  3. Высшее бессознательное, или Сверхсознательное –интуиция, вдохновение, озарение, любовь, просветление, талант, высшие энергии.
  4. Поле сознание – осознаваемая часть личности (мысли, чувства, желания, образы).
  5. Сознательное «Я» – это чистое самоосознание. Не путать с сознанием. «Я – это центр, сознание – это лишь его отражение.
  6. Высшее «Я» – это то, что я есть на самом деле. Оно пребывает над потоком мыслей и состояниями нашего тела.
  7. Коллективное бессознательное – это «психический осмос» между человеком и другими людьми.

Техники психосинтеза

Цель психосинтеза – познать истинное «Я» и перестроить личность вокруг единого центра. Что это значит? Несмотря на кажущуюся двойственность, «Я» у нас только одно. Просто сознательное «Я» о высшем «Я» не подозревает и даже отрицает его. Наше сознание имеет лишь поверхностное восприятие событий, происходящих вокруг и внутри нас. Именно поэтому люди легко поддаются страхам, переживаниям, впадают в уныние или депрессию. Чтобы добиться единства и гармонии с собой надо пройти следующие этапы:

  1. Глубокое изучение личности.
  2. Контроль над ее элементами.
  3. Выявление своего истинного «Я» — создание связующего центра.
  4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг единого центра.

Для успешного прохождения каждого этапа психосинтеза существует ряд техник. На сегодняшний день их достаточно большое количество. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.

Ассаджиоли считал, что наша личность многолика, т.е. имеет ряд субличностей. Т.е. по сути это наши комплексы, а также маски, которые мы носим на работе, в обществе, в семье. И вот на первом этапе нужно познакомиться с ними.

На бумаге напишите список того, с какими образами вы себя отождествляете, как с положительным, так и отрицательным: заботливый отец, отличный работник, скряга, искусный кулинар, неряха и т.д.

Далее попробуйте познакомиться с какой-нибудь из личностей. Выберите спокойное тихое место, расслабьтесь. Представьте, что вы, гуляя по лесу, набрели на избушку. Зайдите внутрь. Кого вы там видите? Как выглядит эта субличность? В чем одета? Познакомьтесь с ней, поговорите. Спросите, как ее зовут, как она тут оказалась? А потом обратитесь к своим чувствам. Какие эмоции вызывает эта картина? Может быть она вас ограничивает, заставляет чувствовать дискомфорт, стыд или, наоборот, помогает, успокаивает.

Выполняя подобные упражнения, вы дистанцируетесь от внутренних «фантазмов и иллюзий», как определяет их Ассанджиоли. И теперь не они, а вы берете их под свой контроль.

Чтобы понять истинное «Я» можно применить технику «Что есть Я». Повторяйте. Я не есть мое тело. Я не есть мои эмоции. Я не есть мой ум и мысли. Что есть Я? Это упражнение лучше выполнять сразу после пробуждения, и регулярно. Поначалу ваше сознательное «Я» будет мешать, т.е. выдавать уже знакомые образы наших субличностей. Да и поток мыслей в голове не так легко остановить. Не обращайте внимания. В определенный момент наступит тишина. И вы услышите ответ. И это будет истинное «Я». Вы почувствуете.

Управление субличностями

Согласно психосинтезу, каждый человек имеет множество субличностей. Работая с ними, ты можешь приблизиться к познанию своего истинного, высшего я. Таких субличностей может быть очень много. Они появляются, когда ты ассоциируешь себя с каким-то состоянием. Например, говоришь: «я уставшая». В теле есть усталость, это твои ощущения, но ты как бы сливаешься с ними и появляется субличность тебя усталой. Она ведёт себя определённым образом, это как маска или роль.

Пока ты в субличности, она руководит твоим поведением и даже сценарием. Психосинтез предлагает бороться с субличностями и брать своё поведение под контроль сознательного я. Если ты почувствуешь, что есть ты, а есть ощущение усталости, что усталость – это не вся ты, а только одно из разных ощущений, ты выходишь из роли этой субличности. Есть ты, твоё Я, и отдельно ощущение усталости.

Или, например, ты испытываешь тревогу. Когда она захватывает тебя, с ней очень трудно справиться. Порой люди бояться самой тревоги, так она завладевает сознанием и управляет поведением. Или боятся боли, любой – эмоциональной или физической. Очень часто растождествление с субличностью помогает восстановить равновесие.

Помни, ты – не тревога. И ты – не боль. Ты – это ты. И у тебя есть немного тревоги, немного страха, радости, злости, голода, усталости и так далее. А так же, даже когда ты чувствуешь сильную боль и тебе кажется, что ты утонула в ней, на самом деле боль – не вся ты. Её может быть много, но кроме неё всегда есть что-то ещё. Есть ощущения в теле, есть чувства к другим людям, обязанности и желания, мысли и сны.


Image by Gerd Altmann from Pixabay

Очень часто человек попадает в трудные ситуации из-за конфликта между субличностями. Их становится много и каждая требует места. Желания разных субличностей создают противоречия и напряжение. Иногда человек не может даже сразу осознать их. Только заболев, например, может задуматься, что что-то не так в его жизни. Например, одна субличность злая и хочет отдохнуть, всё бросить. А другая субличность – ответственная мама или профессионал, он хочет быть хорошим, полезным и добиваться многого.

Такое противоречие раздирает человека изнутри. «Помирить» субличности можно, разделив себя, свои состояния и истинные желания и приоритеты. Ты можешь выбрать, какой личностью ты сама хочешь быть, к чему стремишься.

Контроль над различными элементами личности

После того, как мы выявим все эти элементы, мы должны овладеть ими и обрести над ними контроль. Наиболее эффективным методом для достижения этой цели служит метод растождествления. Он основан на фундаментальном психологическом принципе, который может быть сформулирован следующим образом:

Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.

Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя растождествили.

В этом принципе заключен секрет нашей свободы и нашего порабощения. Каждый раз, когда мы отождествляем себя со слабостью, виной, страхом, любой другой своей эмоцией или побуждением, мы ограничиваем и сковываем себя. Каждый раз, когда мы говорим «я в унынии» или «я раздражен», мы все больше отдаем себя во власть депрессии или гнева. Мы сами налагаем на себя данное ограничение; мы сами заковываем себя в цепи. Но если мы при тех же обстоятельствах скажем, что «меня пытается захлестнуть волна уныния» или «мною пытается овладеть вспышка гнева», ситуация резко изменится. Теперь в ней будут участвовать две противостоящие силы: с одной стороны, наше бдительное «я», а с другой — уныние или гнев. И бдительное «я» не потерпит их вторжения: оно может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния или гнева: оно может увидеть их причины, предусмотреть их нежелательные последствия и осознать их необоснованность. Нередко этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление таких сил и выиграть битву.

Но даже если эти силы окажутся на какое-то время сильнее, если сознательная личность поначалу будет захвачена их натиском, бдительное «я» никогда не будет побеждено до конца. Оно может отойти во внутреннюю крепость и в ожидании благоприятного момента готовиться там к контрнаступлению. Оно может проиграть ряд сражений, но если оно само не поднимет руки и не сдастся, окончательный исход дела сомнений не вызывает: в конце концов оно одержит победу.

Далее, вместо того, чтобы раз за разом отражать идущие из бессознательного атаки, мы можем воспользоваться более основательным и решительным методом: мы можем обратиться к глубинным причинам этих атак и выкорчевать проблему с корнем. Эта процедура может быть разделена на две фазы:

a. Разложение вредных комплексов или мыслеобразов на элементы.

b. Управление высвобождаемыми энергиями и их использование.

Психоанализ показал, что сила этих комплексов и мыслеобразов состоит главным образом в том, что мы их не сознаем. Нередко после того, как они выявлены, поняты и разложены на составные элементы, они перестают нас тревожить. Во всяком случае, после этого мы можем защищаться от них гораздо более эффективно. Для разложения на элементы необходимо воспользоваться методами «опредмечивания», «критического анализа»

и«различения»

. Иными словами, нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно — так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать, откуда они взялись, какова их природа и — насколько они глупы. Это не значит, что энергию, присущую их проявлениям, следует подавлять или сдерживать; нужно лишь управлять ею, переводя ее в конструктивное русло.

Как известно, чересчур критичное и аналитическое отношение к своим чувствам и эмоциям способно сковывать и даже убивать их. Эту способность критического отношения, применяемую нередко во вред нашим высшим чувствам и творческим возможностям, следует использовать для освобождения от нежелательных импульсов и тенденций. Однако критический анализ иногда бывает недостаточным. Некоторые устойчивые тенденции, некоторые витальные элементы нашего существа упорно продолжают существовать, сколько бы мы их не осуждали и не отрицали. В особенности это касается сексуальных и агрессивных побуждений. Отсоединяясь от того или иного комплекса или отклоняясь от своего прежнего русла, они приводят нас в состояние возбуждения и, беспокойства и могут найти для себя новый, но столь же нежелательный выход.

Поэтому такие силы не следует пускать на самотек, их нужно направлять на какието безвредные или, еще лучше, конструктивные цели: разного рода творческую деятельность, перестройку личности, содействие психосинтезу. Но для того, чтобы это стало возможным, мы должны начинать с центра; мы должны утвердить и наделить силой объединяющий и руководящий Принцип нашей жизни

Как контролировать элементы личности

Для обретения контроля над некоторыми из элементов личности психологи прибегают к методу работы над субличностями. Что такое субличность? Сейчас мы поясним.

Субличность – это часть личности человека, которая образуется вокруг какой-либо потребности, со временем становится больше и начинает стремиться к независимому существованию. Такие образования возникают в любом возрасте человека, имея при этом свой собственный стиль и характер. Можно наблюдать усиление их влияния в человеке, поскольку они имеют свои цели, отличные от других.

Рекомендуем: Психология личности

Нет понятий «плохая» или «хорошая» субличность. Это неотъемлемая часть нас самих, которая выражает наши мысли, желания и потребности. Однако она может принести вред, если мы позволим ей одержать над собой верх.

Чтобы не позволить субличности захватить нас, существует несколько правил обращения с ней:

  • Необходимо определить и отделить друг от друга разные стороны своей личности, они могут быть противоположны друг другу. Нельзя заключать их в бессознательные цепи разума, необходимо признать и принять их.
  • Необходимо сопротивляться и бороться с тем, что одерживает над нами верх, не позволяя бросать себя из стороны в сторону.
  • Субличности не должны противостоять друг другу, они должны дополнять друг друга и делать человека сильнее.
  • Необходимо возведение всех субличностей на высшую ступень и полное раскрытие каждой из них.
  • Познание каждой из них. Необходимо проделать большую сложную работу, и в результате мы познаем свое истинное «Я».

1.doc

3

^ ПСИХОСИНТЕЗ Р. АССАДЖИОЛИ
аналитическую,синтетическую.
ЯЯ
^ Низшее бессознательное
ОноОно
^ Среднее бессознательное (предсознание)^ Высшее бессознательное (супербессознательное)
ЯЯЯСверх-Я ЯЯ
^ Поле сознания^ Сознательное Я (или собственно Эго)
ЯЯЯ
Высшее Я
ЯЯ
^ Коллективное бессознательное
ЯЯЯсобственно психосинтезобъединяющего центраЯ
^ Глубинное постижение личности
низшего бессозна­тельногоОнофантазии, мыслеобразов, темных силнизшего бессознательногоистинное призвание
^ Выявление основных элементов личности и контроль над нимиРазотождествление
разотождествленииэлементами
^ Работа с субличностями
дезидентификацииразотождествленияистинное (высшееЯобъеди­няющим центромЯЯобъединяющего центраИстинноеЯЯЯЯЯ
внешним объединяющим центром,
Я
имаготерапией
imageпере­воплощения во внутренний мир героя через подражание его внешне­му образу и манерам поведенияЯ
^ Выбор идеальной модели своего желаемого Я(Не
Я
интровертовэкстравертовамбавертами,
Я
^ Конструктивное использование всех энергетических ресурсов
Я
трансмутироватьидеальной модели^ Дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых» элементов личности
идеального ЯЯ
Внутренний
самовнушениеЯ
Внешний
действенное формирование и совершенство­вание
^ Гармонизация структуры личностиПРАКТИКУМ^ Рабочая тетрадь
рациональная терапияинформационной теорииэмоций В.П.Симоноварациональной психотерапиисистематической десенсибилизации
^ Ваши возможностиКто я?Разотождествление
«У меня есть тело, но я не тело.Я хорошо отношусь к своему телу, слежу за его чистотой и здоровьем, но я -не только тело».«У меня есть тело, но я -не тело».«У меня есть чувства, но я — не чувства.Я имею разные сильные чувства, они меняются от радост­ных до неприятных, от любви до вражды, но мое истинное Я не меняется вместе с ними.Чувства приходят и уходят, а мое Я — остается».«У меня есть чувства, но я-не чувства».«Я обладаю интеллектом, но я-не интеллект».«У меня есть тело, но я -не тело.У меня есть чувства, но я -не чувства.У меня есть интеллект, но я — не интеллект».«Я хозяин, а не раб своего тела.Я хозяин, а не раб своих чувств.Я хозяин, а не раб своего интеллекта».
Субличности
В этом месте мы советуем клиенту попросить свои другие субличности критически высказаться в адрес этой субличности.
^ Восхождение. В саду
рабочая тетрадь
Я не роль
«То, что мне сейчас во мне не нравится,не является моей неизменной сущностью.Это лишь одна из ролей,которую я могу сыграть по-другомуили отказаться играть вообще.Я хозяин своих ролей, а не раб их».
^ Отождествление с центром Я^ Формирование идеальной личности
чистого Яидеального Яидеального ЯЯимаготерапияЯЯ
Синтез
3

Поиск по сайту:

Методы психосинтеза

В психосинтезе работа начинается с низшего бессознательного и продолжается в иерархичной последовательности. Сначала «вскрываются» самые ранние, детские комплексы. Это травмы первого года жизни, самые сильные. То, что происходит с человеком в доречевой период, влияет на его судьбу очень сильно. Ведь трудно раскопать и изменить то, что усвоено на уровне ощущений, а не мыслей. У младенца ещё нет речи.

После работы с комплексами и глубинными инстинктами можно переходить к среднему и высшему бессознательному. Эта богатая область может открыть тебе твои ресурсы, способности и таланты, которые ты не знала. Можно узнать о своём предназначении, истинном призвании. Это большое творческое начало в человеке.


Фото автора Daisy Anderson: Pexels

Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия

Согласно данной психотерапии, лечение пациентов проводится в несколько этапов.

  1. Поведенческий анализ. Пожалуй, самый длинный этап. Психотерапевт на данном этапе тщательно подходит к созданию оптимальной схемы терапии, разрабатывает план лечения.
  2. Полный серьезный план лечения разрабатывается на втором этапе. Когда проблемы пациента выявлены, их коррекция становится важнейшей задачей психолога.
  3. На последнем этапе у пациента сформировываются поведенческие навыки.

Врач в результате поведенческой психотерапии постепенно учит пациента необходимым поведенческим навыкам, которые могут помочь ему существовать в обществе. Особое значение имеет желание пациента к развитию, его мотивация и нацеленность на результат.

Размышления о психосинтезе

1. Заниматься практикой психосинтеза можно, почти ничего не делая

Сидя дома на диване или в кресле, принимая ванну или лёжа в кровати, в транспорте, прогуливаясь по улице. Такие внешние условия способствуют внутренней работе, когда вы можете сосредоточиться на чем угодно: на своих мыслях или воспоминаниях, на окружающих вещах, на собственном дыхании, ощущениях тела. Это позволяет снизить сознательную работу и усилить работу бессознательной части вашей личности.

2. Всё что вы можете делать со своим опытом – это наблюдать за ним (отслеживать его), принимать и трансформировать его. Остальное делают за вас другие части вашей личности: они его проявляют и используют!

Внешне это похоже на «ничегонеделание»: человек сидит и задумчиво анализирует или обобщает свое прошлое, мечтает о будущем, возвращается в настоящее. На самом деле, во время практики психосинтеза вы «промываете» свой опыт, делая его прозрачным, ясным, полезным для дальнейшего использования. Это не всегда приятно, но крайне необходимо.

3. Психосинтез направлен на усиление сознательного «Я» – центра вашей личности, который может собрать ваше тело, мысли и эмоции в гармоничного человека благодаря сознательной регуляции бессознательных процессов.

Основная функция нашего «Я» – это воля. Развивая волю, вы получаете навык синтезировать новую личность, объединяя то, что у вас уже есть, в целостность. Эта целостность использует все ваши ресурсы (в том числе и бессознательные), в центре которых – ваше «Я» и его воля. Разобравшись в себе, не забудьте собраться!

4. Сознательное «Я» – это отражение высшего «Я».

Основатель психосинтеза, мудрый доктор и философ Роберто Ассаджиоли считал, что в сфере бессознательного существует наша сущность – настоящее, истинное «Я», которое всегда было, есть и будет. Высшее “Я” имеет своё призвание, жизненный смысл и влияет на реальную жизнь с помощью своего отражения – сознательного «Я». Нет двух «Я». Есть одно «Я», которое отражается в нашей повседневности, когда мы бодрствуем, делая свои дела и совершая поступки. То есть сознательное «Я» – это отражение высшего «Я».

5. Психосинтез – это не панацея от болезней и проблем. Это не технология легкого достижения счастья и успеха.

Следствия психосинтеза происходят с течением времени. Вначале это могут быть небольшие качественные изменения, на основании которых потом происходят более важные перемены в жизни. В современном обществе существует множество услуг, которые обещают нам золотые горы, акцентируя внимания на формулах успеха и счастья. Это не психосинтез! Процесс психосинтеза мягкий и постепенный, как любой рост, а результаты его подчас незаметны, но вы не захотите с ними расстаться.

6. Психосинтез начинается тогда, когда сознание и воображение становятся единым целым.

Как только ваше сознательное «Я» начинает использовать воображение, именно тогда вы получаете навыки изучения, принятия, трансформации и даже использования своего опыта! Это совсем не значит, что практика психосинтеза создает для человека мир иллюзий и грёз. Сознание способно не только включить мечтание, но и переключить вас в реальную жизнь, в которой оно сможет по-новому действовать, изменяя ее к лучшему.

7. Развитие личности предусматривает переживание кризисов, которые являются признаком этого развития. Это нормально.

Без них не происходят перемены, ведущие к целостности. Мировой опыт использования психосинтеза свидетельствует о том, что каждый человек переживает четыре кризиса личностного и духовного развития, к которым он может быть готов, если узнает о них подробней. По мнению Р. Ассаджиоли, первый кризис происходит перед качественным скачком в саморазвитии. Второй кризис связан непосредственно с этим скачком. Третий кризис – это реакции человека и окружающих на явное развитие. Четвертый кризис связан с качественной перестройкой личности вследствие обретения целостности, то есть реализации психосинтеза.

8. Практика психосинтеза не заканчивается конкретными результатами в конкретное время: навыки саморазвития имеют свойство развиваться самостоятельно с течением жизни. Это происходит в вашем бессознательном.

Психосинтез похож на многолетнее растение, которое вы посадили весной, оно расцвело летом, пока вы его поливали, а следующей весной оно снова дало ростки, но уже гораздо больше и без вашей помощи. Растение – это приобретенный или развитый вами навык, земля – это ваше бессознательное, а вы – это вы.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Структура личности по Ассаджиоли

1. Низшее бессознательное

близко к «фрейдовскому»
Оно
: наиболее простые животные инстинкты, сильные энер­гетические ресурсы, эмоциональная заряженность, неконтроли­руемые парапсихические процессы и фантазии, которые могут быть источниками как кошмаров, так и творчества.

2. Среднее бессознательное (предсознание)

— здесь бессознательные ощущения, вос­приятия и впечатления оформляются в осознаваемые (в раз­личной степени) психические состояния и навыки. Здесь «зреют плоды нашего ума» путем более четкого осознавания потребностей, эмоций, интуитивных озарений.

3. Высшее бессознательное (супербессознательное

) влияет на сознательное Я сверху: врожденные (а не навязанные Сверх-Я
)
ценно­сти — альтруизм, потребность в красоте и в творческом самовыражении, героизм, высшие парапсихические процессы и т.п. По Ассад­жиоли бессознательные инстинкты тянут человека не только вниз, но и вверх, к реализации высших потребностей.
24 стр., 11631 слов

5. Классический психоанализ как система

… с позиции классического психоанализа Предметом психологии в ПА, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики (влечения). Человеческая психика стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами, влечениями, инстинктами, желаниями, …

4. Поле сознания

— осознаваемая, анализи­руемая индивидом часть личности, ощущений и восприятий.

5. Сознательное Я / Эго

— в центре сознания. Это рефлексивное
,
целостное Я
,
«видящее себя со стороны». Поле сознания — освещенный экран, а сознательное Я — проецируемое на этот экран изображение.

6. Высшее Я

— истинная сущность человека, к которой он неизменно возвращается после различных отклонений в другие состояния сознания (сон, обморок, состояние аффекта, наркоз, опьянение, бред, гипноз и т.п.).

Именно осознание своего личного высшего Я — условие психического здоровья.

7. Коллективное бессознательное

(Юнг) — в про­странстве (бессознательная связь с психикой современников), во времени (связь с памятью предков, поколений, опытом всего человечества).

Решающее условие обретения психиче­ского здоровья — постижение своего высшего, истинного Я.

На базе этого постижения и только после него человек с помощью терапевта налаживает наиболее гармо­ничные взаимоотношения с самим собой, с другими людьми, окру­жающим миром. Это и есть сущность практики ПС.

«Аутогенная тренировка – профилактика неврозов»

В последние годы аутогенная тренировка (АТ) с успехом применяется не только для терапии неврозов, но и при стенокардии, психофизиологической реабилитации постинфарктных больных, вегетососудистых дистониях, начальной стадии гипертонической болезни, нейродермитах и других заболеваний. АТ способствует снижению эмоционального напряжения, чувства тревоги и дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на состояние основных физиологических функций и регуляцию обменных процессов в организме. При этом нормализуется сон, улучшается настроение, происходит активация всей личности человека.

Заниматься аутогенной тренировкой лучше всего сидя или лёжа в тихой и спокойной обстановке. Первая стадия АТ – включает в себя пять упражнений.

  • Вызывание ощущения тяжести.
  • Вызывание ощущение тепла.
  • Регуляция ритма сердечной деятельности.
  • Регуляция дыхания.
  • Влияние на органы брюшной полости.
  • Влияние на сосуды головы.

Все упражнения выполняются с закрытыми глазами, формулы самовнушения повторяются только на выдохе. После выполнения упражнений рекомендуется посидеть спокойно в течение одной минуты и лишь за тем выводить себя из состояния аутогенного погружения, произнося формулу: «Согнуть руки, глубоко вздохнуть, на выдохе открыть глаза». На освоение каждого упражнения отводится около 2 недель, а на весь курс – 3 – 4 месяца.

Библиотерапия

Важный показатель оценки эффективности библиотерапии – интерес пациента к чтению. В случае его снижения можно судить об ухудшении состояния здоровья.

Существуют разные типологии эффектов и функций терапевтического метода:

  1. Информационные функции. Чтение дает информацию, повышает уровень знаний при одновременном снижении страха перед неизвестным. Эта функция присуща научной литературе.
  2. Образовательная функция. Чтение приносит взгляды и мнения, повышающие образование.
  3. «Зеркальная» функция». Читатель сравнивает взгляды автора со своими взглядами, на основании этого сравнения изменяя свое собственное мнение.
  4. Идентификационные функции. Читатель находит пример или идентифицирует себя с персонажем.
  5. Очищающая функция. При чтении книги может произойти психологическое очищение (катарсис). Для достижения этого эффекта необходимо, чтобы произведение могло выполнять такое очищение, а читатель был готов испытать катарсис во время чтения.
  6. Эстетическая функция. Книга действует на читателя эстетически.
  7. Релаксационная функция. Обеспечение расслабления, релаксации.

Cхема личности

Все эти исследования и разработки дают такую массу материала, что вполне можно попытаться внутренне согласовать его и синтезировать. Если мы соберем твердо установленные факты, достоверные и хорошо проверенные сведения, а также достаточно аргументированные объяснения, не обращая внимания на перегибы и теоретические надстройки различных школ, то получим многомерную концепцию человеческой личности; будучи далекой от совершенства и завершенности, эта концепция представляется нам более содержательной и близкой к действительности, чем предшествующие.

Чтобы проиллюстрировать данную концепцию, мы воспользуемся приведенной ниже схемой. Разумеется, это схематическое и крайне упрощенное изображение, способное дать лишь структурное, статическое, едва ли не «анатомическое» представление о строении нашего внутреннего мира, тогда как более важен и существенен именно динамический его аспект. Однако здесь, как и во всякой науке, шаги должны быть последовательными, а уточнения постепенными

Имея дело с такой пластичной и неуловимой реальностью, как наша психическая жизнь, важно не терять из виду главные ее направления и существующие между ними коренные различия; в противном случае многочисленные детали могут заслонить от нас целостную картину и помешают осознать значение, назначение и ценность различных ее частей

С учетом этих оговорок и ограничений карта нашего внутреннего мира выглядит следующим образом:

Происхождение

В 1909 году К.Г. Юнг написал Зигмунду Фрейду об «очень приятном и, возможно, ценном знакомстве, нашем первом итальянце, докторе Ассаджиоли из психиатрической клиники во Флоренции». Однако позже тот же Роберто Ассаджиоли (1888–1974) написал докторскую диссертацию «Псикосинтез», в которой начал отходить от психоанализа Фрейда к тому, что он называл психосинтезом:

Развивая психосинтез, Ассаджиоли соглашался с Фрейдом в том, что исцеление детской травмы и развитие здорового эго были необходимыми целями психотерапии, но считал, что человеческий рост не может ограничиваться одним этим. Изучая философские и духовные традиции Востока и Запада, Ассаджиоли стремился обратиться к человеческому росту, выходящему за рамки норм хорошо функционирующего эго; он также хотел поддержать расцвет человеческого потенциала в то, что Абрахам Маслоу позже назвал самоактуализацией , и, более того, в духовные или надличностные измерения человеческого опыта.

Ассаджиоли представил подход к человеку, который мог бы затрагивать как процесс личностного роста — интеграции личности и самоактуализации, так и надличностного развития — это измерение, которое можно увидеть, например, в пиковых переживаниях (Маслоу) вдохновенного творчества, духовного озарения, и объединяющие состояния сознания. Кроме того, психосинтез распознает процесс Самореализации, контакта и отклика на свои самые глубокие призвания и направления в жизни, который может включать в себя как личное, так и надличностное развитие, либо оба.

Психосинтез, таким образом, является одним из самых ранних предшественников как гуманистической психологии, так и трансперсональной психологии , даже на несколько лет до разрыва Юнга с Фрейдом. Концепция Ассаджиоли имеет сходство с экзистенциально-гуманистической психологией и другими подходами, которые пытаются понять природу здоровой личности, личную ответственность и выбор, а также актуализацию личности; аналогично его концепция связана с областью трансперсональной психологии, которая сосредоточена на высших состояниях сознания, духовности и человеческих переживаниях за пределами индивидуального «я». Соответственно, Ассаджиоли входил в совет редакторов как журнала гуманистической психологии, так

и
журнала трансперсональной психологии
.

Ассаджиоли представляет две основные теоретические модели в своей основополагающей книге « Психосинтез»

— модели, которые на протяжении многих лет оставались фундаментальными для теории и практики психосинтеза. Эти две модели представляют собой 1) диаграмму и описание человеческой личности, а вторая 2) этапную теорию процесса психосинтеза (см. Ниже).

Когнитивная психотерапия

Поскольку проблемы человека являются следствием его неправильного восприятия происходящего, умозаключений и автоматических мыслей, над обоснованностью которых он даже не задумывается, то методами когнитивной психотерапии являются:

  • Воображение.
  • Борьба с негативными мыслями.
  • Вторичное переживание детских травмирующих ситуаций.
  • Нахождение альтернативных стратегий восприятия проблемы.

Многое зависит от эмоционального опыта, который человек пережил. Когнитивная терапия помогает в забывании или научении нового. Таким образом, каждому клиенту предлагается трансформировать старые схемы поведения и выработать у себя новые. Здесь используется не только теоретический подход, когда человек изучает ситуацию, но и поведенческий, когда поощряется практика совершения новых действий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]