Определение и возрастная периодизация
Термин «ведущая деятельность» был введен в психологию Выготским. Под этим понятием стали понимать такую деятельность, развитие которой приводит к формированию главных психологических новообразований на данной стадии развития личности. Например, для дошкольника наиболее важной оказывается сюжетно-ролевая игра. С переходом на следующую ступень психологического развития ведущая деятельность меняется, так как у ребенка появляются новые потребности.
На этой основе была составлена возрастная периодизация. В ней выделены следующие этапы:
- Младенчество. До года груднички нуждаются в эмоциональном общении со взрослыми.
- Малыши 1-3 лет. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте являются действия с предметами.
- Дошкольное детство. Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план для ребятишек 3-7 лет.
- Младшие школьники (с 7 до 11 лет) оказываются вовлечены в учебную деятельность.
- Для подростков с 11 до 15 лет крайне важным становится личностное общение с друзьями.
- Юноши и девушки 15-18 лет заняты профессиональным самоопределением.
Дошкольный возраст
В этом периоде для ребенка наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Воссоздавая некий сюжет, он пытается испытать на себе, каково это быть взрослыми. И если в раннем возрасте игрушки становятся главным предметом игр, то сейчас они из объекта превращаются в подручное средство. Такие занятия помогают ребенку наладить контакт с родителями и другим окружением, повлиять на него, а также развивают его личность в разных направлениях. С помощью игры он учится:
- договариваться;
- мыслить в уме;
- фантазировать;
- налаживать связь с другими детьми;
- проявлять свои желания и чувства.
Чем старше ребенок, тем заметнее трансформация его игры из предметно-познавательной формы в сюжетно-ролевую. Именно в этот период игра — это ведущая деятельность, имеющая наибольшее влияние на малыша и его личностное развитие.
После семи-восьми лет дети овладевают способностью к обучению. Поэтому в этом возрасте игра перестает быть для них ведущей деятельностью. На первый план выходит учеба, они ограждаются от родителей и начинают самостоятельно выбирать свое окружение
В дальнейшем эти процессы получают еще большее выражение, но родителям важно знать, что осторожность и осмотрительность у их отпрысков появляется лишь к 15 годам, а потому их роль защитников и опекунов все еще будет актуальной в ближайшие несколько лет
Характеристика ведущей деятельности
Глубоким изучением возрастной психологии занимались Леонтьев, Эльконин. Они подчеркивают, что на всех этапах развития ребенок оказывается задействован в различных видах деятельности (общение, труд, учеба и т. д.). Личные предпочтения, безусловно, тоже играют свою роль. Однако самый значительный развивающий эффект на детей оказывает именно ведущая для данного возраста деятельность. В процессе занятия ею у ребенка:
- перестраиваются психические процессы;
- развиваются новые психологические особенности;
- формируются другие виды деятельности.
Рассмотрим перечисленные характеристики подробнее. Так, ведущим видом деятельности в раннем возрасте (1-3 года) является предметная деятельность. Малыши учатся манипулировать игрушками и реальными вещами, окружающими их. В результате этого формируются сенсорные эталоны, интеллект в виде наглядно-действенного мышления. Малыш учится ставить маленький кубик на большой, вкладывать призму в соответствующее отверстие сортера.
Изучая назначение предметов, ребенок вступает во взаимодействие со взрослым. Жестов и эмоциональных восклицаний становится недостаточно для передачи информации. Это приводит к появлению важного новообразования — активной речи.
Ведущий вид деятельности в раннем возрасте является основой для зарождения самосознания. Ребенок начинает отделять результат своих действий с предметами от результата действия других членов семьи. Так формируется представление о себе как об отдельной личности. Все это приводит к кризису 3-х лет.
В ходе манипуляций с игрушками и предметами постепенно формируется игровая и продуктивная (рисование, конструирование, лепка) виды деятельности. Создаются предпосылки для перехода на следующий возрастной этап.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте
Вступление в этот возраст характеризуется сменой стиля жизни и освоением принципиально новой деятельности – учебной. Нахождение ребенка в школе закладывает новые теоретические знания и формирует социальный статус, развивает взаимодействие с людьми, что и определяет собственное место ребенка в этой иерархии взаимодействия. Помимо кардинальных изменений условий и образа жизни, сложности для ребенка заключаются в физиологических изменениях и ослаблении нервной системы. В растущем организме происходит дисгармония развития, когда на данном этапе преобладает быстрый физический рост и большая часть ресурсов организма тратится на это. Проблематика нервной системы может проявляться повышенной возбудимостью, двигательной активностью, беспокойством и быстрой утомляемостью. Происходит увеличение словарного запаса, возможно придумывание собственного языка.
В учении происходит усвоение не только теоретических знаний и опыта предыдущих поколений, но также и систем контроля, оценки и дисциплины. Через учебную деятельность происходит взаимодействие с обществом, формируются основные личностные качества ребенка, смысловые ориентиры, ценностные предпочтения.
Усваиваемые знания теперь представляют теоретический опыт накопленный поколениями, а не непосредственное предметное изучение предмета. Ребенок не может изменить использование предмета, ход биологических реакций, историю, физические процессы, но при взаимодействии со знаниями об этом, он изменяет себя. Никакая иная деятельность, кроме учебной, не ставит объектом изменения самого человека. Так происходит развитие внутренних качеств и процессов. На данном этапе познавательная задача еще определяется учителем, происходит направление внимания. На следующих этапах, ребенок научается самостоятельному поиску смыслов и выделению необходимостей.
Учебная деятельность проявляется, как самоизменения и умение замечать эти изменения. Тут начинает развиваться рефлексия, объективность оценки своих умений и потребностей, соответствия имеющихся знаний поставленной задаче. Формируется способность к регулировке своего поведения относительно общественных норм, а не только собственных потребностей.
Происходит научение в построении межличностных отношений с представителями различных категорий. Так, взаимодействия и дружеские отношения со сверстниками формируются не по интересующим личностным качествам, а внешними обстоятельствами. Школьным другом становится тот, кто сидит на соседней парте или стоит рядом на физкультуре. Помимо равного общения, формируется стиль взаимодействия со взрослыми, который на данный момент еще также обезличен. Ребенок учится подчиняться иерархии, а отношения с учителем оцениваются через призму успеваемости.
Потребности малыша 1-3 лет
Ребенок раннего возраста целиком зависит от взрослого. Он не может самостоятельно удовлетворить свои потребности. К тому же крохе необходимы любовь и внимание родителей, общение с ними. Но в то же самое время малыш многое умеет делать сам. Он уверенно ходит, способен брать вещи, до которых раньше не мог дотянуться. У него появляется стремление к самостоятельности.
Разрешается возникшее противоречие через ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Кратко его можно описать как практическое совместное взаимодействие малыша и взрослого человека с предметами.
Исследовать игрушки и вещи младенцы начинают примерно в 6 месяцев. Они трясут погремушку, стучат ею, нажимают на кнопки, щупают руками и облизывают. Эти действия направлены на изучение физических свойств предмета. В раннем же возрасте ребенка больше интересует его назначение. Однако малыш не может научиться правильным действиям с предметами без помощи взрослого. У него не хватает опыта, чтобы самостоятельно понять предназначение карандаша, ложки или расчески. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте — это возможность стать партнером мамы или папы.
Взрослый выступает в роли наставника, который показывает общественно-выработанные способы действий, но не выполняет их за кроху. Создается ситуация делового общения. Малыш, с одной стороны, получает необходимое внимание, а с другой, учится действовать самостоятельно.
Деятельность от 0 до 1 года
В начале жизни младенец полностью зависит от матери либо лица, которое ее заменяет. Поэтому определить ведущую деятельность детей младенческого возраста в период от 0 до 2 месяцев невозможно.
С началом второго периода (возраст от двух месяцев до года) для ребенка главным процессом становится близкое эмоциональное общение с родным для него человеком – мамой. Именно оно помогает создать в психической системе малыша важные процессы:
- возможность на сознательном уровне делить ощущения и эмоциональное состояние;
- непроизвольное внимание (ребенок получает возможность самостоятельно на короткий промежуток времени фиксировать свое внимание на конкретных предметах вокруг);
- в его сознании начинают зарождаться зачатки наглядно-действенного мышления;
- восприятие окружающих объектов;
- появление автономной речи.
Ведущая деятельность в младенческом возрасте помогает сформировать центральное, основное новообразование, которое определяет переход к следующему, более усовершенствованному этапу развития маленького человека. В последующее время все острее будет возникать потребность в общении с окружающими людьми.
Развитие предметной деятельности
Маленький ребенок не сразу постигает назначение игрушек и вещей вокруг себя. Все начинается с первой фазы развития ведущего типа деятельности. В раннем возрасте это любые действия с предметами, вытекающие из их свойств. Карандаши можно катать, кидать, облизывать, стучать ими, как барабанными палочками. Дети выступают в роли экспериментаторов.
Затем наступает вторая фаза, когда ребенок узнает истинное назначение предмета и использует его общепринятым образом. Малыш берет карандаш, когда хочет порисовать. И, наконец, приходит черед третьей фазы. Ребенок осваивает свободное употребление предмета, при этом постоянно помня об его основной функции. Так, играя в доктора, кроха может использовать карандаш вместо градусника.
Виды действий с предметами
Ведущий вид деятельности в раннем детстве является основой для интеллектуального, речевого и психологического развития малыша. Самое большое значение имеют два вида действий с предметами: соотносящие и орудийные.
Цель первых — привести предметы или их части в заранее определенные пространственные взаимоотношения. Ребенок собирает матрешку, подбирает крышки для баночек, вкладывает детали в отверстия. При этом он должен учитывать размеры, формы или цвета предметов. Освоить соотносящие действия нельзя без контакта со взрослым. Самостоятельно малыш нанизывает колечки пирамидки в произвольном порядке, у него не сформирован эталонный образец и потребность ему следовать. В совместной игре с мамой появляется желание собрать игрушку правильно.
Орудийные действия предполагают, что малыш учится обращаться с предметом так, как это принято в обществе. Он должен приспособить свои движения под характерные особенности вещи (копать лопаткой, рисовать кисточкой, вытираться полотенцем). Таким образом, ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста приводит к формированию элементарной логики. Изначально малыш несет ложку ко рту по кратчайшему пути, как печенье или сухарик. Но со временем он осознает, что так суп проливается. Ложку нужно все время держать горизонтально. Сначала ее поднимают вверх над тарелкой, а потом подносят к губам.
Ведущий вид деятельности в раннем детстве
Стр 1 из 3Следующая ⇒
Тема: РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)
План:
- Социальная ситуация развития
- Ведущий вид деятельности
- Развитие познавательной сферы ребёнка
- Формирование личностной сферы
- Кризис 3 лет
Социальная ситуация развития детей раннего возраста
Большим достижением в развитии ребёнка 2-ого года жизни является ходьба. Это делает ребёнка более самостоятельным и создаёт условия дальнейшего освоения пространства. К концу 2-ого года жизни у детей улучшается координация движений, дети осваивают всё более сложные комплексы действий. Ребёнок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать преодолевать препятствия. Хорошо чувствует ритм движений.
Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого,
а также в том, что данная деятельность становится
предметной.
Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать.
Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет.
Например: наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов.
Совместная деятельность становится предметной, потому что её мотив заключается в самом предмете и способе его употребления.
Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение развивается интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность. Ведущий вид общения – ситуативно-деловое.
Ведущий вид деятельности в раннем детстве
В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность,
которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.
В младенчестве деятельность носит манипулятивный характер: ребенок может повторить действия, показанные взрослым, перенести усвоенное действие на другой предмет, освоить некоторые собственные действия. Но, манипулируя, он использует внешние свойства и отношения предметов.
В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления.
Ребенок старается овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.
Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок никогда не сможет понять его функции. Например, он может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, но никогда не поймет ее функционального назначения. Объяснить, для чего нужна та или иная вещь, может только взрослый.
Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок тем не менее может катать их по столу или что-нибудь строить из них.
Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:
1) с предметом могут выполняться любые действия;
2) предмет употребляется только по назначению;
3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.
Д.Б. Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:
1) развитие действия от совместного с взрослым до самостоятельного исполнения.
Сначала ориентация, исполнение и оценка действия находятся в ведении взрослого. Проявляется это, например, в том, что взрослый берет ручки ребенка и производит ими действия. Потом выполняется частичное или совместное действие, т. е. взрослый начинает его, а ребенок продолжает. Затем действие исполняется на основе показа и, наконец, на основе речевого указания.
2) развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления действия.
Линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ними проходит ряд этапов.
1 этап.
а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);
б) использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения, например, ребенок понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко;
в) овладении специфическим способом употребления.
2 этап.
Ребенок начинает употреблять действие в неадекватной ситуации. Наблюдаются два типа переноса.
1 — перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный. Здесь происходит обобщение функции. , например, ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана.
2 — перенос действия по ситуации. Ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях например, научившись обувать ботинки, ребенок старается натянуть их на мячик.
3 этап.
сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет.
Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с операциями, т. е. учится определять, что предметом лучше всего можно делать, какие операции больше всего подходят к конкретному предмету.
Значимыми для психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия.
Соотносящие действия
состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия – например, складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек и т. д.
Орудийные действия
– это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в процессе обучения под руководством взрослого.
Было установлено, что орудийные действия могут являться показателем интеллектуального развития детей, а предметные указывают на степень их обучения, широту контактов со взрослыми.
С 1 года до 3 лет ребенок овладевает принципом употребления орудия труда.3 этапа овладения орудийным действием:
- Орудие труда употребляется, но действие остается ручным, поэтому данное действие заканчивается неудачей.
- Ребенок понимает сущность орудия как посредника, но достигает успеха эпизодично.
- Автоматизация орудийного действия. Действие становится собственно орудийным.
К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.
- Игра
Предпосылками для игры являются:
1. Действия с игрушками. Причем – сначала действие является принадлежностью этой игрушки.
2. Действия начинают переноситься на другие предметы. Ребенок начинает использовать другие предметы через те же действия.
3. Ребенок начинает придумывать действия с предметами.
4. Отсутствующие предметы начинают замещаться другими предметами (у ребенка развивается символическая функция сознания).
5. Ребенок после совершения действий начинает называть эти действия.
6. Ребенок после совершения действия начинает называть себя именем другого человека.
Путь формирования психики – из внешних действий к внутреннему.
- Изобразительная деятельность
1. Доизобразительная стадия:
Этапы:
1. Освоение функции карандаша как орудия труда (ребенок изображает каракули).
2. Ребенок начинает искать в изображенном какое-либо содержание.
2. Изобразительная стадия (2,5 – 3 года):
Появляются графические образы. Ребенок начинает рисовать что-то определенное. Это собственно начало рисования.
Предпосылки формирования игры
– переименование предметов, отождествление своих действий с действиями другого, называет себя именем другого человека.
Предпосылки изобразительной деятельности
– овладение карандашом как орудием; появление графических образов.
1Следующая ⇒
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Взрослый как образец
Предметную деятельность малышей подробно изучал Эльконин. Особое внимание он уделял орудийным действиям, так как через их освоение происходит социализация ребенка. В развитии ведущего вида деятельности в раннем возрасте, по Эльконину, можно выделить два направления.
Первое — это постепенное овладение тем или иным действием с помощью взрослого. Сначала мама берет руки малыша и помогает ему совершить требуемые движения. Затем ему дают сделать часть действий самостоятельно. Впоследствии малышу вполне достаточно показа или словесных указаний родителей.
Без образца действия, продемонстрированного взрослым, обучение невозможно. Эльконин отметил следующие закономерности:
- Ребенок учится манипулировать с предметами тогда, когда взрослый побуждает его к этому, воздействуя на эмоции. Главное для крохи — делать что-то вместе с мамой или папой, подражать им. Когда взрослый выходит из игры, она может еще долго продолжаться.
- Малыш первоначально улавливает общий смысл действия, а затем совершенствуются его техническая сторона. Так, годовалый ребенок проводит расческой над волосами, даже не касаясь их.
- Для малыша важен не конечный результат, а правильное воспроизведение показанных взрослым действий. Образец удается повторить после многочисленных попыток.
- Совершая действия, малыш мысленно отождествляет себя со взрослым человеком.
- Родители играют сразу несколько ролей. Они одновременно образцы для подражания, наставники, контролеры и источник моральной поддержки.
Интеллектуальное развитие
Каким бы незначительным оно ни казалось, за период первого года жизни малыш в интеллектуальном развитии делает большой шаг вперед. В общем смысле младенцы находятся в сенсомоторном периоде развития (основанном на восприятии и моторике). У них нет пока понятия образа, нет способности выражать свои мысли или потребности посредством речи. Познание окружающего мира происходит с помощью органов чувств и движений.
В рамках этого периода за первый год малыши проходят несколько важных ступеней.
- Новорожденные малыши (1 месяц) приспосабливаются к окружающей действительности при помощи рефлексов (они плачут, дышат, кашляют, сосут грудь и т. д.) и их дальнейшего преобразования (аккомодации).
- Период первичных круговых реакций (до 4 месяцев) – время появления первых форм активности, отличных от рефлексов. То есть у младенца в этом возрасте уже проявляются первые связи с окружающими предметами.
- Период вторичных круговых реакций (с 4 до 8 месяцев). Характерной особенностью этого периода является действие малыша одновременно по двум схемам (например, движения руки и восприятия голоса или звука). В качестве примера можно привести действия малыша с погремушкой, подвешенной над кроваткой. Сначала он ее случайно цепляет, и она издает характерный звук. Затем младенец уже целенаправленно цепляет ее снова, ожидая повторения звука.
- Начало развития практического интеллекта (с 8 до 12 месяцев). Младенец начинает понимать постоянство объекта. Это выражается, например, в том, что ребенок привыкает считать родными и безопасными людьми тех, кто находится рядом постоянно, болезненно реагируя на появление незнакомцев. Или в том, что малыш теперь знает: предметы существуют даже тогда, когда их не видно. Если спрятать игрушку, он начнет ее искать. Теперь деятельность ребенка ориентирована именно на постоянные объекты. В своем поведении он отрывается от наглядного восприятия и ориентируется на постоянные (пусть в данный момент и невидимые) предметы.
Второе направление по Эльконину
Другое направление в исследованиях ученого — изучение особенностей ориентации малышей в области осваиваемого действия. Эльконин подробно рассмотрел три этапа формирования ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Психология ребенка хорошо просматривается на каждой ступени, изучаются происходящие с ней изменения.
Так, в начале первого этапа ребенок манипулирует предметом, не подозревая о его назначении. Постепенно он учится производить с ним правильные действия, но практические навыки еще не достаточно сформированы. Малыш понимает, что ложку надо поднести ко рту, но не может удержать ее горизонтально. В конце этого этапа ребенок овладевает специфическим способом действия с предметами. В его голове устанавливается жесткая связь. Дети не могут использовать изученный предмет для других операций (пить из кубика, вытирать стол носовым платком).
На втором этапе развития ребенок начинает воспроизводить освоенные действия в нестандартных ситуациях. Перенос может осуществляться на другие предметы (пить можно не только из чашки, но и из стакана) и ситуации (попытки одеть кота).
Третий этап знаменуется появлением игрового действия. Ребенок самостоятельно решает, какие операции подходят для предметов. Он осваивает замещение. Теперь кубик может быть утюгом, кусочком хлеба, мылом. Конфету заменит шарик из пластилина или камушек. По сути, малыши знакомятся с первыми элементарными символами. Это создает предпосылки для развития воображения.
Возникновение других видов деятельности
Через манипуляции с предметами малыш включается в новые для себя отношения. Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста создает предпосылки для возникновения:
- Трудовой деятельности. Малышу интересно орудовать веником, вытирать пыль тряпкой, поливать цветы из лейки, лепить печенья из теста. Не все родители готовы терпеливо обучать кроху этим умениям. Если ребенка отстраняют от домашних дел, у него снижается самооценка и исчезает мотивация к труду.
- Игровой деятельности. Сначала ребенок манипулирует с игрушками, повторяя движения за мамой: кормит мишку, качает куклу. Он еще ничего не изображает, а просто копирует. Постепенно воображение развивается. К 3 годам малыши способны воспроизводить с помощью игрушек и предметов-заместителей реальные действия взрослых. При этом в процессе игры ребенок приходит к осознанию исполняемой роли (повар, мама, парикмахер, водитель).
- Продуктивной деятельности (рисование, лепка). Первоначально кроха просто исследует материал, учится чертить каракули карандашом, не пытаясь изобразить что-то осмысленное. Перелом наступает, когда за случайными формами и линиями он начинает угадывать реальные предметы. Малыш сначала наносит штрихи, а потом радостно ищет, что же получилось. При участии взрослого у него формируется желание намеренно изобразить какие-то легкие образы.
Все ли так однозначно?
Большинство психологов и педагогов признают наличие единого ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Однако есть и противники этой теории. Они протестуют против обобщения на любых возрастных этапах. Лейтес указал на то, что в концепции не учитывается личность конкретного ребенка, его индивидуальные особенности. Рубинштейн, не отрицая важность игр, называл другую важнейшую деятельность, определяющую развитие любого дошкольника: бытовую. Незаметно, через повседневные дела, малыш усваивает правила поведения, учится общаться со сверстниками.
Петровский сомневался, что возможно определить ведущий вид деятельности детей. В раннем возрасте они особенно сильно подвержены влиянию окружения. Поэтому у разных малышей ведущим могут быть разные виды деятельности в зависимости от уровня развития, социальной ситуации.
Что включает в себя?
Независимо от половой принадлежности детей ведущая деятельность в младенческом возрасте является фактором, который помогает при:
- формировании самооценки;
- появлении наглядно-действенного мышления;
- узнавании окружающих людей, их образа, голоса, речи, типа поведения;
- развитии активной речи;
- выработке у ребенка непроизвольного внимания;
- развитии личностных качеств, концепции «Я — сам».
В этот отрезок времени малыш нуждается в доверии и предоставлении ему большей самостоятельности.
Воспитание гармоничной личности
Петровский настаивал на том, что всестороннее развитие ребенка не может осуществляться через один ведущий вид деятельности. В раннем возрасте важно познакомить малыша с различными сферами жизнедеятельности человека. Вот их перечень:
- Предметная деятельность с игрушками. Они могут быть составными (конструктор, матрешка, пазл) или подвижными (юла, неваляшка, машинка).
- Экспериментирование с песком, тестом, водой и другими веществами.
- Общение со взрослыми людьми.
- Игры в группе сверстников под наблюдением и руководством взрослых.
- Самообслуживание, формирование орудийных действий (есть ложкой, подметать веником, копать совком).
- Изобразительная деятельность (аппликации, простые поделки, лепка, рисование).
- Знакомство с музыкой через ее прослушивание, пение, танцы. Малыши очень любят музыкальные игрушки, многим нравятся классические произведения.
- Восприятие стихов, сказок, рассматривание иллюстраций в книжках.
- Двигательная активность (гимнастика, подвижные игры, катание на велосипеде, беговеле и т. д.)
Ведущий вид деятельности в раннем возрасте — понятие спорное. Однако невозможно отрицать того факта, что внимание малышей направлено на предметы. Неслучайно любимыми игрушками становятся кастрюли, веники, папины инструменты. Задача родителей — поощрять самостоятельность малышей и терпеливо обучать их правильным действиям с предметами. От этого зависит интеллектуальное и психологическое развитие любимого чада.
Этап развития познавательной активности
Во второй половине младенчества ведущая форма общения ребенка со взрослым остается прежней — ситуативно-деловой. Как и на предыдущем этапе, это общение происходит на фоне предметной или игровой деятельности и стимулируется потребностью в сотрудничестве со взрослым. Таким образом, диагностическая ситуация, в которой выявляется этап коммуникативного развития третьего года жизни, во многом совпадает с описанной выше. В то же время на этом этапе возрастного развития происходят значительные изменения в общении ребенка со взрослым, которые связаны с появлением речи.
Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что это общение становится все более не только предметным, но и вербальным. Дети все чаще обращаются к взрослым со словами и лучше понимают их речь. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем умственного развития ребенка. Речь в этом возрасте является частью коммуникации и формируется и развивается в первую очередь как средство общения со взрослым. Поэтому в приведенной ниже методике диагностика речевого развития и уровня коммуникативного развития проводится в единой ситуации. Однако в связи с чрезвычайной важностью языка на данном возрастном этапе, показатели развития языка и особенности общения ребенка со взрослым должны анализироваться отдельно в соответствии со следующими критериями оценки.
На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему является важнейшей частью развития ребенка, но она приобретает новые характеристики. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет конкретными видами деятельности, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и т.д.) и умеет хорошо ими пользоваться.
Во второй половине первых лет жизни познавательная активность ребенка значительно возрастает. Когнитивная деятельность и предметная деятельность тесно связаны и представляют собой две стороны одного процесса. Познавательная активность проявляется в отношении детей к различным видам предметной деятельности, интересе к различным видам предметных задач, длительности исследования объекта, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Особенностью третьего года жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что приводит к тому, что ребенок просит помощи у взрослого и следует его указаниям и объяснениям более внимательно, чем раньше. Все это позволяет оценить ориентацию детей на новые источники знаний об объективном мире, их интерес к предмету, готовность воспринимать и усваивать информацию о скрытых свойствах объектов и стремиться получить ее из всех возможных источников. Поскольку уровень познавательной активности всегда связан с уровнем развития предметной деятельности ребенка, в предлагаемой методике познавательная активность выступает как важный параметр предметной деятельности.
К концу детства для ребенка становится важным не только процесс действия, но и его результат. Например, важно подмести пол, а не просто изобразить движение руки с метлой. Появление у ребенка цели, которая предшествует конкретному действию, становится вехой в развитии не только его технико-практической деятельности, но и всей личности ребенка. С середины третьего года жизни ребенок ставит перед собой цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, построить дом из кирпичиков по образцу и т.д. Важным компонентом в структуре предметной деятельности является способность самостоятельно оценивать результат в соответствии с первоначальным планом. С появлением этой способности ребенок приобретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, то есть способность инициировать, выполнять и оценивать свои действия без внешних стимулов. Поэтому целенаправленность предметной деятельности на этом этапе становится ее важнейшим параметром.