Основные социально-психологические свойства личности


Что такое социально-психологическая характеристика?

Что такое социально-психологическая характеристика? Это совокупность явлений социальной и психологической направленности, которые объясняют качества, особенности, свойства индивида, коллектива, семьи, социума и пр. Характеристика личности обусловлена психологическими качествами каждой составляющей или социальными факторами, которая на нее влияет.

Характеристика группы, семьи, коллектива обусловлена психикой каждого члена, их взаимоотношениями, общей деятельностью, вероисповеданием, культурой, воспитанием, политической обстановкой и прочими факторами.

Социально-психологическая характеристика личности

Личность – это человек, который обладает активностью и сознательностью, помогающие ему в обозначении своего пути по жизни. Личность формируется по мере своей жизни. Она обусловлена теми социальными факторами, в которых развивается, деятельностью, которую производит, а также путями потребления и приобретения материальных благ. Социально-психологическая характеристика формируется в результате социального взаимодействия с другими людьми, при котором все влияют друг на друга.

На социально-психологическую характеристику индивида также влияет ее анатомические и физиологические возможности, которые формируют ее поведение, психику. Помимо этого человек занимает определенный статус в социуме, что и влияет на формирование в нем конкретных навыков и качеств.

Характеристика личности состоит из особенностей, интересов, взглядов, склонностей и качеств его психики. Значимым становится то, что человек не обладает абсолютно устойчивыми характеристиками. В процессе жизни они меняются, трансформируются или укрепляются. Это зависит от обстоятельств, в которых человек периодически пребывает, деятельности, которую он осуществляет, отношения к ситуации, которое он проявляет, и положения, которое занимает в той или иной ситуации.

Человек является индивидуальностью, поскольку многие его характеристики не являются врожденными. Только типы высшей нервной деятельности могут быть генетически заложенными, однако даже они подвергаются коррекции в процессе жизни. Нет одинаковых людей, поскольку на одном подспорье развиваются различные психологические характеристики.

Главным в формировании социально-психологической характеристике остается жизненный путь, который базируется на том мировоззрении, которым руководствуется индивид. В зависимости от жизненного пути, развиваются определенные качества и особенности, интересы и наклонности. Все это начинается с того семейного и общественного воспитания, через который проходит личность.

Социально-психологическая характеристика рассматривает такие понятия в личности:

  1. Интересы – на какие предметы человек обращает внимание? Именно они влияют на целенаправленность и выбор жизненного пути. Чем более они устойчивы, тем более целенаправлен индивид и тем более успешен он.
  2. Склонность – направленность действий определенным видом деятельности.
  3. Потребность – физиологическая нужда, которая провоцирует временный интерес, удовлетворив который потребность проходит.
  4. Способность – умение психики, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности.
  5. Одаренность – совокупность задатков, на основе которых могут развиваться те или иные способности.
  6. Темперамент – это совокупность эмоциональной возбудимости, проявления эмоций и подвижности.
  7. Характер – совокупность качеств и черт психики, которые влияют на решения и действия индивида.

Способности как индивидуально-психологические особенности личности

Определение 4

Способности – это индивидуально-психологические качества, которые выделяют одного человека от другого и имеющие отношение к эффективности выполнения деятельности.

Говоря о способностях, нужно иметь в виду следующее:

  • это особенности, которые отличают одного человека от другого;
  • способности служат эффективной реализации деятельности;
  • для способностей свойственна возможность переноса выработанных навыков и умений в новую ситуацию.

Специальные способности – способности к установленным типам деятельности (способности в математике, музыке, педагогике и т.д.).

Общие способности – это способности к формированию специальных способностей.

Определение 5

Одаренность – это качественно специфическое соединение способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в исполнении той или иной деятельности.

Основу способностей составляют задатки.

Замечание 3

Задатки – это природные предпосылки, которые представляются обстоятельством формирования способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их формирования, но и в смысле того, что они в известных границах могут предопределять содержательную сторону и воздействовать на степень достижений.

Формирование способностей в существенной мере находится в зависимости от условий, которые дают возможность реализоваться задаткам.

Социальная характеристика личности

Личность является существом социальным. Человек не рождается личностью, а становится ею в той среде, в которой растет и развивается. По мере взаимодействия с социумом человек приобретает те или иные социальные характеристики. Он отыгрывает социальные роли и старается приспособиться к социуму, что происходит более или менее успешно.

Выделяют 2 социальные роли:

  1. Конвенциальные – роли, которые даются социумом, в зависимости от социального статуса: отец, муж, начальник и пр.
  2. Межличностные – роли, зависимые от личностных особенностей индивида.

Статус человека определяется теми правами и обязанностями, которыми он занимается. В каждой группе человек занимает определенную роль, где в главную очередь он выстраивает определенные деловые или личностные взаимоотношения. Здесь и формируются его особенности и качества, которые потом проявляются и характеризуют человека.

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности

Личность

– это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Социально-психологические особенности личности.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.

Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии.

Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.

В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность – не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности

– это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

Анатомофизиологические особенности личности

– характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда

и
общество
.

Макросреда

– общество в совокупности всех его проявлений.
Микросреда
– группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность

– это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая сторона

личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний.
Психические процессы
– психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Мировоззренческая сторона

отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Социально-психологическая сторона

отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун

и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – «глубинные» инстинктивные влечения.
Л. Клягесом
предложена схема, включавшая компоненты личности и характера:

1) материя;

2) структура;

3) движущие силы.

Американский психолог Р. Кеттел

указывает на три аспекта личности:

1) интересы;

2) способности;

3) темперамент.

Л. Рубинштейн

рассматривает личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки, интересы, потребности);

2) способности;

3) темперамент и характер.

Вслед за Дж. Мидом

интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности:
I, mе, self
. Их интерпретация:

1) I

(дословно – «я») – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

2)

(дословно – «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное нормативное «я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований других людей и прежде всего «обобщенного другого».

Рефлексивное «я» контролирует и направляет импульсивное «я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия;

3) self

(«самость» человека, личность, личностное «я») – совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие.

Личность интеракционистами трактуется как активное творческое существо, способное оценивать и конструировать собственные действия.

Вслед за Дж. Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе.

Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов.

Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а причина возникновения зависит от личности.

Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.

Существуют три социально-психологических типа: пикники, атлетики и астеники.

Пикники

отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими.

Атлетики

общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью.

Астеники

малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией.

Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.

Сангвиники

находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматикам

совершенно чужда тревога. Их состояние – спокойствие, тихая удовлетворенность.

Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место.

Действия холериков

отличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения.
Меланхоликов
отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.

Холерики – наиболее конфликтные личности. В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций.

Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Экстраверсия

указывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.

Интроверсия

характеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными.

Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами.

Истинкты

– фиксированная в генетическим коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Из доминирования инстинкта вытекает первичное различие людей.

Типы людей по доминированию инстинкта:

1) эгофильный тип

– доминирует самосохранение;

2) генофильный тип

– инстинкт продолжения рода;

3) альтруистический тип

– инстинкт альтруизма;

4) исследовательский тип

– инстинкт исследования;

5) доминантный тип

– инстинкт доминирования;

6) либертофильный тип

– инстинкт свободы;

7) дигнитофильный тип

– инстинкт сохранения достоинства.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.

Нужно помнить о движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой – активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

Движущие силы психического развития

– это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития

– то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешними

факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек,
внутренними
– биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития

– то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень его психического развития.

Внешними

предпосылками выступают качество и особенности воспитания человека,
внутренними
– активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах своего развития как личности.

Уровни психического развития

– степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности

– показатель, характеризующий способность человека.

Он свидетельствует о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты.

Уровень ближайшего развития личности

– показатель того, что человек не может выполнить состоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи.

Полнота содержания личности и ее основные социально-психологические особенности определяются:

1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека – это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;

3) степенью осознанности человеком своего места в обществе;

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью либо легкостью их переключаемости, их узостью либо многогранностью;

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Развитие

– всеобщий принцип объяснения природы и общества, включающий в себя понимание необратимого, направленного, закономерного изменения, характерного для состава и структуры состояния субъекта.

Оглавление

Социально-психологическая характеристика группы

Человек не живет обособленно от окружающих. Рано или поздно он относит себя к некой группе – объединению, в которой более двух людей соединены по интересам, общим целям, деятельности, мотивам, задачам и т. д. Группа – единый организм, в который включаются отдельные личности со своими социально-психологическими характеристиками. Это в свою очередь образует характеристику группы своей социально-психологической направленности.

Малые группы занимают важную роль в жизни каждой личности. Малыми группами называются семьи, коллективы, друзья, школьные классы или институтские группы. Все они включают в среднем до 30 человек, которые объединены общим делом и целями, интересами и взглядами. Здесь на каждого индивида имеется большее воздействие.

Группа является ячейкой, к которой примыкает личность. Одной из ее характеристик является общность, на которой и объединяются люди. Сплоченность является второй социально-психологической характеристикой.

Композицией группы называется качественный состав, то есть характеристика ее членов. Размером называется количество членов группы (то есть количественная характеристика).

В группе становятся важными два фактора:

  1. Общение – ее культура, манеры, язык и пр.
  2. Взаимоотношения между ее членами – мораль и нравственность, правила и нормы.

Процесс социального развития личности. Социально-психологические параметры анализа личности.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 19Следующая ⇒

Социальное развитие личности – усвоение, переработка и реализация человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Понятие «социальное развитие личности» было использовано в конце 1970 – х гг. В.И.Бобневой.

Этапы социального развития личности. В процессе социального развития выделяются две взаимосвязанные, противоположно направленные тенденции: типизация и индивидуализация личности.

· Индивидуализация личности – процесс выработки собственного, субъективного социального опыта, индивидуального отношения к нормам, ценностям, ролям, позициям, существующим в группе. Благодаря индивидуализации формируются личные нормы и убеждения человека, ценности и личностные смыслы, оформляется субъективная картина мира.

· Типизация личности – процесс формирования модальных (общих) стериотипизированных личностных черт и свойств, общих для представителей групп, в которые входит человек. Благодаря типизации создается психологическая основа нормативного поведения человека в социуме.

Каждый этап социального развития человека характеризуется уникальным сочетанием процессов типизациии и индивидуализации.

Социально-психологические параметры анализа личности

1. Зрелость. Зрелая личность – это выраженный носитель социально-типического: обладатель лучших качеств, полноценный член общества, объект уважения, образец для подражания.

2. Социальная адаптация личности – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, и интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма, адекватные отношения с окружающими.

3. Социальная адекватность личности – состояние адекватности обеспечивается выработкой у человека сложной системы ориентации на реальное и должное, перестройкой высших психических функций и формированием качественно новых способностей и свойств личности (социальное воображение, социальный интеллект, социально-перцептивные способности).

4. Социальная идентичность личности – это результат самоидентификации человека с различными социальными категориями (группами), начиная с больших социальных категорий (этнические, профессиональные группы), заканчивая нормами и ценностями малых групп. Социальная идентичность предполагает также внутреннюю, эмоциональную идентификацию с его группой.

Понятие об общении.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга.

Виды общения:

1. Непосредственное (формальное и межличностное);

2. Опосредованное (косвенное);

3. Массовое.

Уровни общения

· Фатический – самый примитивный уровень общения. Предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

· Информационный – обмен интересной новой информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).

· Личностный – взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.

К структуре общения относятся:

-коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений, и предполагающий обратную связь, в основе которой лежит психологический контакт;

— познавательный аспект, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;

— интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом воздействия, поведения.

Выделяют такие виды общения, как межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Содержание общения и средства общения.

Содержание – это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.

Средства общения – способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.

1. По содержанию:

1) материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности служащими для удовлетворения насущных потребностей;

2) кондиционное – общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;

3) мотивационное – в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий;

4) когнитивное – передача знаний друг другу;

5) деятельное – передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.

2. По целям:

1) биологическое – общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности;

2) социальное – общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.

Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.

3. По средствам:

1) непосредственное (путем использования данных природой органов – руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, – телефон, СМИ и т. п.);

2) вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств – мимика, жесты, прикосновения и т. п.).

4. В зависимости от мотивов общения:

1) деловое – возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;

2) личностное – передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п.

Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств.

Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный).

Невербальные — это неречевые средства (мимика, жесты, прикосновения и др.).

Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника.

Структуру речевого общения составляют:

1. Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его доступность и выразительность. Фразы должны быть построены правильно, быть доходчивыми для слушателя. Звуки и слова должны правильно произноситься; интонация должна быть выразительной и отвечать смыслу сказанного.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный); модуляция высоты голоса (плавная, резкая); тональность голоса (высокая, низкая); ритм речи (равномерный, прерывистый); тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий); интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является спокойная, плавная, равномерная речь.

3. Выразительные качества голоса. К ним относятся характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи, шепот, плач; разделительные звуки — кашель, чихание; нулевые звуки — паузы; звуки назализации — «э-э-э», «хм-хм» и т. п.

Однако слова, звуки и интонации в ежедневном общении человека составляют (по данным исследований) всего 45%, а остальные 55% приходятся на неречевое взаимодействие.

Невербальные средства общения изучают различные науки:

1. Кинестика — занимается изучением внешних проявлений чувств и эмоций человека, к которым относятся: мимика (изучает движение мышц лица); жестика (исследует жестовые движения отдельных частей тела); пантомимика (изучает моторику всего тела — позу, осанку, походку, поклоны);

2. Такесика — изучает прикосновения в ситуации общения (рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и т. п.);

3. Проксемика — исследует расположения людей в пространстве при общении.

⇐ Предыдущая4Следующая ⇒

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллективом становится развитая группа, в которой уже сформировались устойчивые нормы взаимоотношения, а также отмечаются социальные полезные направления деятельности. У каждого ее члена есть своя позиция, статус, вид деятельности, который он выполняет, задачи и пр. Можно говорить о наличии иерархии внутри коллектива, где есть высшие и низшие подструктуры. Если говорить о социально-психологической характеристике, то уже не она формируется коллектив, а коллектив подчиняется ей.

Характеристикой коллектива являются:

  • Общественное настроение.
  • Общественное мнение, установки, убеждения.
  • Коллективные традиции, обычаи, привычки.
  • Общественные чувства.
  • Требования, авторитетность и взаимные оценки.

В коллективе уже имеются установленные правила и нормы. Однако это не говорит о том, что человек не может проявлять себя в пределах данных рамок. Взаимоотношения между членами коллектива устанавливаются индивидуальные, однако они редко выходят за пределы установленных правил.

Главными характеристиками социально-психологической направленности коллектива являются:

  1. Дисциплинированность – определение поведения каждого члена с целью организации единого механизма действования внутри коллектива.
  2. Информированность – наличие всей информации, которая позволяет каждому преследовать единую цель и ставить нужные задачи.
  3. Организованность – гибкость коллектива к внешним изменениям, которые влияют на перемену хода событий.
  4. Активность – свободное выражение своей деятельности каждым индивидом.
  5. Сплоченность – объединяющее составляющее психологического характера, которое позволяет коллективу сохранять свою структуру, быть единым механизмом.

Психологический анализ личности

Характер и проявления личности между собой тесно переплетаются и во многом схожи.

Анализ личности проводится на основе генетически заложенных черт.

Для психологического анализа личности существует наглядная и простая система, которую каждый человек может применять в своей жизни. Называется эта система психогеометрия. Она была создана в 1989 г доктором психологии С. Деллингер. Система психологического анализа личности является достаточно точной и дает возможность отнести человека к одному из типов личности.

Рисунок 2. Психогеометрия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Разобравшись в психогеометрии и пообщавшись с человеком, сразу можно определить его тип личности, после чего он становится для вас открытой книгой.

Основу психогеометрии составляют пять типов личности, каждому типу соответствует своя геометрическая фигура.

Фигуры надо ранжировать по степени привлекательности для каждого человека.

Первая выбранная фигура будет представлять основную фигуру личности. Все остальные будут дополнительными фигурами с полутонами, а значимость их будет уменьшаться. Последняя фигура напомнит о себе, когда человек чем-то расстроен. Причем доминировать может не только одна, а две фигуры, тогда психологический тип личности будет комбинированный.

Расшифровка фигур:

Квадрат представляет собой основательный и правильный тип, это неутомимый труженик. Люди этого типа выносливы и внимательны к деталям, во всем соблюдают порядок, правила и нормы морали. Живут они, как правило, по плану, умеют организовать себя и других, поэтому могут работать руководителями, но, всё-таки, лучше, когда они будут работать исполнителями. Разговор этих людей тихий, речь четкая, логичная и обстоятельная. В одежде предпочитают неяркие, сдержанные тона. Жизненной ценностью квадратов является стабильность, безопасность, надежность.

Дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность являются сильными качествами.

К слабым качествам относятся сухость, педантизм, бедная фантазия, замкнутость, скупость. Из квадратов получаются хорошие бухгалтера, аналитики, инспектора, участковые.

Треугольник – это символ лидерства, характерной особенностью которого является способность концентрироваться на главной цели. Это энергичные, сильные личности, ставящие ясные цели и достигающие их. Потребность треугольников быть всегда правыми и решать не только за себя, но и за других людей. Доминирующей установкой у них является победа, успех. Часто категоричны и с трудом меняют свои решения. Отрицательным качеством треугольников является сильный эгоцентризм, особой щепетильности при движении к своей цели они не проявляют. Их главной жизненной ценностью является карьера, лидерство, власть, победа. Они играют роль воина и пророка.

Сильные стороны – лидерство, энергичность, рациональность, смелость, инициативность.

К слабым качествам относятся – властность, самоуверенность, эгоизм, категоричность.

Прямоугольник. Люди прямоугольник находятся в состоянии перехода и изменения. Их не удовлетворяет тот образ жизни, который они ведут сейчас, поэтому заняты поиском лучшего. Основными чертами прямоугольников является непоследовательность и непредсказуемость. Даже в течение одного дня они могут сильно меняться. Их самооценка низкая. Они доверчивы, внушаемы, наивны, поэтому легко можно манипулировать. Прямоугольники обладатели неясной, сбивчивой, неуверенной речи. Жизненные ценности у них зависят от внешних обстоятельств. В жизни это обычно размазня, козел отпущения, растяпа, неудачник.

Сильные качества – готовность к изменения, чувствительность, доверчивость, открытость.

Слабые качества – бесхребетность, неуверенность, ненадежность.

Круг. Мифологическим символом гармонии является круг. Из всех пяти психологических форм круг является самым доброжелательным. Это «клей», скрепляющий и коллектив, и семью. Круги – лучшие слушатели, поэтому самые лучшие коммуникаторы. Чужую радость и боль они ощущают как свою собственную. Обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать. Сфера бизнеса для них является слабым местом. Круги стремятся к тому, чтобы все всегда ладили, поэтому тяжелым для них является межличностный конфликт. Во время конфликта круги уступают первыми. Общее благополучие, комфорт и помощь людям являются их жизненными ценностями. Отведенная для них роль – это миротворец, домосед, хранитель уюта.

Сильные качества – мягкость, деликатность, терпимость, коммуникабельность, доброта.

Слабые стороны – пассивность, конформизм, неаккуратность, нерешительность, зависимость от чужого мнения.

Зигзаг. Символом креативности и творчества является зигзаг, поэтому данная фигура относится к самым редким. Это «правополушарный» мыслитель. У зигзагов хорошо развито эстетическое чувство. Успеха добиваются не уступками, а конфликтом идей, с использованием природного остроумия. Довольно язвительны. В работе предпочитают независимость, устремлены в будущее. Зигзаг – самый восторженный и самый возбудимый психотип. Свою новую мысль они стремятся рассказать всему миру. Они не сдержанны и экспрессивны. Самовыражение, риск, скорость, творчество и новизна их жизненные ценности. Им отведена роль артиста, экстремала, сердцееда, ветреного типа.

Среди сильных качеств – остроумие, легкость на подъем, креативность.

Слабые качества – неуправляемость, непредсказуемость, возбудимость, ненадежность, бесшабашность.

Социально-психологическая характеристика ребенка

Характеристика ребенка определяется видами деятельности, в которых он развивается и растет. В первую очередь обращается внимание на социально-психологическую структуру семьи, которая может быть полной или неполной, благополучной или неблагополучной. Дети дошкольного возраста определяются взаимодействием с окружающими детками, а также общением внутри семьи. Дети школьного возраста характеризуются успеваемостью в учебе.

Другими характеристиками являются физиологические составляющие ребенка: его здоровье, врожденные болезни, наклонности. Также оцениваются коммуникативные навыки и взаимодействие ребенка с ровесниками, учителями и воспитателями.

В раннем возрасте ребенок познает мир. Каким он его представляет по окончании данного периода, во многом зависит от воспитания и образцов подражания, которыми являются родители. Здесь он копирует родителей.

В младшем школьном периоде ребенок подвергается произвольному поведению, которое зачастую подчинено эгоистичным желаниям. Здесь важно, чтобы у ребенка имелось адекватное представление о правильности совершаемых поступков. Ребенок более подвержен влиянию извне, определяется с социальными ролями.

В подростковом возрасте возникает стремление к самоопределению в сферах религии, профессии, личности, духовности, социума и пр. В юношеском возрасте человек начинает формировать свой социальный статус, который нуждается в уважении со стороны окружающих.

Социально-психологическая характеристика семьи

Главным институтом и ячейкой общества является семья, которая характеризуется главной социально-психологической особенностью – общением на 3 уровнях:

  1. Общение между супругами.
  2. Общение родителей с детьми.
  3. Общение супругов с родителями и друзьями друг друга.

Семья сначала зарождается в виде брака, потом рождаются дети, которые со временем уходят, оставляя «гнездо пустым». Это являются этапы развития семьи. А общение заключается в близости, душевности, возможности обсудить проблемы с другими членами семьи.

Семья выполняет следующие функции:

  • Воспитание нового поколения и передача ему культурного опыта.
  • Сохранение здоровья каждого члена, забота о ближнем.
  • Финансовое обеспечение и поддержка тех, кто не может или еще пока не достиг возраста трудоспособности.
  • Духовное развитие каждого члена.
  • Развитие досуга, его обогащение.
  • Определение социального статуса каждого члена.
  • Психологическая защита и эмоциональная поддержка.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]