Особенности культурно-исторической концепции Выготского


Концепция Выготского была разработана в 20-30 годах прошлого столетия. В разработке культурно- исторической концепции Л. С. Выготского также принимали участие его ученики — советские ученые А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев.

Выготский и соавторы концепции рассматривают в качестве основного источника развития личности социальную среду. По мнению Выготского, развитие ребенка происходит по двум связанным между собой направлениям — естественному созреванию и овладению культурой, поведенческими навыками и мышлением.

Согласно культурно-исторической концепции, мышление и другие психические функции развиваются путем применения ребенком системы знаков и символов — языка, письма, счета.

Как среда влияет на развитие ребенка

Среда в культурно исторической концепции развития психики человека рассматривается как один из главных факторов (кроме наследственности) развития личности. Выготский разделял идеи К. Маркса о том, что присвоение личностью определенных орудий производства тождественно развитию нескольких способностей. В этом автор культурно-исторической концепции видел развитие, как приспособление к среде, в которой находится человек.

Точка зрения Выготского легла в основу современных концепций развития ребенка. Согласно культурно-исторической концепции, человек — существо социальное. Вне социума у него не могут развиться качества, которые развиваются во взаимодействии с другими людьми. По Выготскому, в сотрудничестве с другим человеком, приспособлении к социуму у ребенка формируются высшие психические функции.

Позже они приобретают характер индивидуальных функций личности. Например, речь сначала возникает как средство коммуникации, а потом переходит на внутренний уровень и активизирует интеллектуальные процессы.

С возрастом отношение личности к среде меняется. Это значит, что роль среды тоже меняется. Выготский рассматривал среду через призму переживаний ребенка. Само понятие “переживание” Выготский назвал важнейшей психологической де ствительностью, с которой необходимо начинать изучать роль среды в развитии. Переживание — это комплекс многообразных влияний на личность со стороны внешних и внутренних обстоятельств.

Детское развитие подчиняется не только биологическим законам. В первую очередь, оно происходит в ходе приспособления к условиям среды через наследование видовых характеристик, а также через приобретение собственного опыта. Человек не имеет врожденных шаблонов поведения во внешней среде, поэтому он развивается через овладение формами и способами деятельности, которые исторически выработались в социуме.

Эстетическая искусствоведческая концепция

Методология эстетической концепции Выготского во многом сходна с уже рассмотренной культурно-исторической концепцией. Ученый акцентировал внимание на двух тесно взаимосвязанных составляющих искусства. С одной стороны, искусство влияет на жизнь и восприятие жизни, с другой, оно само во многом предопределено жизнью и восприятием жизни.

Чтобы разобраться и понять сущность того или иного произведения искусства, Выготский предлагал разбирать его структуру. В произведении следовало выделять два ключевых элемента: форму и материал. Материалом, согласно концепции Выготского, нужно считать то, из чего состоит произведение: буквы и слова, если это литературное произведение, слова и звуки, если это театральная постановка. В свою очередь, под формой подразумевается та или иная конфигурация материала: поэзия, проза и так далее.

Далее с целью большей наглядности своих выводов Выготский предлагал рассматривать произведение искусства как некий антропоморфный субъект, имеющий свою анатомию и физиологию. Структура – это анатомия, а взаимодействие структурных элементов – это физиология. Применительно к литературному произведению это означает, что сначала нужно разделить сюжет и фабулу (форму и материал), а потому изучить их взаимодействие.

По Выготскому, секрет успешного литературного произведения заключается в конфликте сюжета и фабулы, причем форма должна одержать верх над материалом. Это был принципиально новый взгляд на искусство, так как до Выготского считалось, что сюжет и фабула должны гармонично кооперироваться. Тем не менее, Выготский увидел эту проблему совсем иначе. Тут будет уместным заметить, что Выготский был не только великим ученым, но и заядлым театралом: посещал все премьеры в московских театрах, когда учился и работал в Москве, и в других городах, куда его забрасывала судьба ученого.

По свидетельству современников, он был лично знаком с Мейерхольдом, Станиславским, Эйзенштейном, Айхенвальдом, Мандельштамом. Свои первые театральные рецензии он начал писать еще в студенческие годы, а в качестве дипломной работы представил двухсотстраничный труд, посвященный пьесе Шекспира «Гамлет». Ключевой работой, наиболее полно раскрывающей суть эстетической концепции, считается работа Льва Выготского «Психология искусства», которая была представлена и защищена в качестве диссертационной в 1925 году.

Соотношение между обучением и развитием

Развитием Выготский называл процесс, в ходе которого тело, нервная система, психика и личность меняются на качественном и количественном уровне. Обучением автор культурно-исторической концепции называл целенаправленную передачу накопленного на протяжении многих лет опыта, знаний, навыков.

До появления работ Выготского существовали отличающиеся подходы к вопросам развития и обучения.

  • Обучение и развитие — независимые друг от друга процессы. Развитие протекает, как созревание.
  • Обучение связано с внешним использованием потенциала развития.

Обучение — надстройка над развитием, которая не меняет его сущность. Если нужно проанализировать, насколько развита личность, то необходимо разделять то, что происходит в результате обучения и является следствием развития.

  • Развитие и обучение — тождественные процессы. Параллельно с созреванием личность развивается, накапливает собственный опыт. Маленький ребенок полностью зависим от среды, в которой находится. Если рядом находятся взрослые или более опытные сверстники, то он может обучиться всему, что необходимо во взрослой жизни. Э. Торндайк и У. Джеймс рассматривали обучение, развитие, как параллельно протекающие процессы. Ребенок рассматривался ими, как объект, обучения. Ребенок выступал в роли пассивного существа, не включенного в процесс овладения новыми знаниями и навыками.

В своих работах Выготский рассматривает развитие и обучение как взаимосвязанные, но не тождественные процессы. По мнению ученого, развитие происходит независимо от обучения, между двумя процессами имеются сложные отношения.

Обучение предшествует развитию, активизирует его. По времени эти процессы не совпадают, сложная взаимосвязь между ними на протяжении жизни меняется. Выготский причислял к обучению общение, сотрудничество между ребенком и взрослым, во время которого маленький человек открывает для себя предметы, учится использовать их. Обучение является движущей силой развития личности и фактором, который создает возможность управлять собственным поведением.

В своей концепции Выготский выделил 2 понятия, касающиеся соотношения когнитивного развития индивида и его соотношения с обучением. Этим понятиям он дал название зоны актуального и ближайшего развития.

Работы Выготского показали, что фактическое соотношение интеллектуального развития и возможностей обучения определяются тем, на каком уровне находится актуальное развитие и зона ближайшего развития. Она формируется через обучение и стимулирует развитие. Обучение эффективно только в случае, если оно предшествует развитию.

Использование теории зон развития

Теория зоны ближайшего развития Л.С. Выготского с практической точки зрения характеризуется следующим образом: действия, выполняемые ребенком с помощью взрослого, являются залогом его взросления в ближайшем будущем. И чем обширнее спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала малыша.

Подобный симбиоз затрагивает все области саморазвития малыша. Родители, при выборе игр и заданий, должны основываться на интересах и предпочтениях своего ребенка, корректировать уровень сложности предоставляемого материала. Они должны строить свою линию поведения не с позиции строгого наставника, а с позиции помощника, сотрудника. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции.

Рассмотрим пример. Ребенок выучил алфавит, легко находит в тексте любую букву, однако ему не по силам прочесть даже самое короткое слово. Наступает время следующего этапа в обучении. Первоначально необходимо взять простое слово, состоящее из нескольких букв. Занятие должно проходить в игровой форме и быть интересным ребенку, в противном случае уже через некоторое время он забудет изученный материал. Постепенно нужно повышать уровень сложности задания. Впоследствии ребенок сможет составлять из слогов слова, читать их. Уже в дальнейшем можно предлагать прочесть небольшие предложения.

Понятие зоны ближайшего развития (ЗБР)

В своих работах Выготский применял понятие об уровнях развития:

  • Зона актуального развития — имеющийся у ребенка уровень овладения навыками и знаниями. В зоне актуального развития он может без посторонней помощи решать интеллектуальные задачи. Зная зону актуального развития, можно определить, какие структуры в психике ребенка уже сформировались, какие циклы развития уже пройдены.
  • Зона ближайшего (потенциального) развития — уровень, на котором ребенок способен справляться с заданиями только при поддержке взрослого или более опытного сверстника. Зона ближайшего развития считается более высоким уровнем, поскольку на нем ребенок (если ему помогает взрослый человек) справляется с более сложными заданиями, тем самым приобретает новый опыт.

Разница между уровнем актуального и ближайшего развития заключается в том, что первый дает понимание, насколько трудные задачи может решить ребенок. Второй (уровень ближайшего развития) показывает, каких результатов ребенок может добиться при поддержке взрослого или более знающего сверстника. Ориентируясь на зону ближайшего развития, можно понять, какие функции психики находятся на стадии созревания.

Зона ближайшего развития отражает психические функции, которые находятся на этапе становления. ЗБР формируется сначала при поддержке других людей, а затем переходит в форму внутренних психических процессов личности.

Основываясь на понятиях зоны актуального и ближайшего развития, Выготский пришел к выводам о том, что:

  • обучение является базой для формирования зоны ближайшего развития, которая затем переходит в область актуального развития;
  • обучение активизирует развитие, при этом включаются в работу не только созревшие функции, но и те, которые только созревают.

Обучение должно опережать развитие, поэтому педагогика должна быть направлена на зону ближайшего развития ученика. Задачи, которые сегодня ребенок способен решать при поддержке взрослого, он сможет завтра делать сам. Это значит, что воспитание и обучение играют основную роль в развитии ребенка.

Культурно-историческое направление в психологии развития

1. Теория развития Л. С. Выготского.
2. Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.

3. Концепция Д.Б. Эльконина.

4. Теория развития личности Л.И Божович.

5. Модель развития общения М.И. Лисиной.

6. Теория развития психики А. Валлона.

7. Эко-психологическое направление (У. Бронфенбреннер, К. Ригель, В.А. Петровский).

Теория развития Л. С. Выготского

Согласно представлению Л.С. Выготского, психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности. С точки зрения сегодняшнего понимания выражение «культурно-историчес­кая» вызывает ассоциации с этнографией и культурной антропологией, взятых в исторической перспективе. Но во времена Л.С. Выготского слово «историческая» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурная» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носите­лем культуры как опыта, наработанного человечеством.

В работах Л.С. Выготского нет описания социально-культурного контекста того времени, но есть конкретный анализ структур взаимодействия с окружающей его социальной средой. Поэтому в переводе на современный язык, может быть, теорию Л.С. Выготского следовало бы называть «интерактивно-гене­тической». «Интерактивно» — потому что он рассматривает реальное взаимодей­ствие ребенка с социальным окружением, в котором развиваются психика и со­знание, а «генетической» — потому что реализуется принцип развития.

Одна из фундаментальных идей Л.С. Выготского — о том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна — естественное «созревание». Другая — культурное совершенство­вание, овладение культурными способами поведения и мышления.

Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало процессе своего исторического развития и какими являются язык письмо, система счисления и др.; культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на ис­пользовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции.

Культура видоизменяет природу со­образно целям человека: изменяется способ действия, структура приема, весь строй психологических операций наподобие того, как вклю­чение орудия перестраивает весь строй трудовой операции. Внешняя деятельность ребенка может переходить во внутреннюю деятельность внешний прием как бы вращивается и становится внутренним (интериоризироваться).

Л.С. Выготский создал законы психического развития ребенка:

— Закон сложной организации развития во времени: развитие имеет ритм, не совпадающий с ритмом времени и меняющийся в разные годы жизни (например, год жизни младенца не будет равен году жизни взрослого по степени изменений личности).

— Закон метаморфозы: развитие является цепью качественных изменений, поэтому ребенок является не просто маленьким взрослым, но существом с качественно отличной психикой.

— Закон неравномерности (гетерохронности) детского развития: каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития.

— Закон формирования высших психических функций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми, а позже становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка (интериоризируются).

В своей периодизации развития Л.С. Выготский предлагает чередовать ста­бильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенче­ство, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный воз­раст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неук­лонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденнсти, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

Огромная многосторонняя работа привела Л. С. Выготского к построению концепции связи обучения и развития, фундамен­тальными понятиями которой являются зона ближайшего и актуального развития. Мы определяем тестами или другими способами уровень психического развития ребенка. Но при этом совершенно недостаточно учитывать, что ребенок может и умеет сегодня и сейчас, важно, что онсможет и сумеет завтра, какие процессы, пусть сегодня не завершив­шиеся, уже «зреют». Иногда ребенок нуждается для решения задачи в наводящем вопросе, в указании на способ решения и т.д.

Тогда возникает подражание, как все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с другим, более взрослым или бо­лее знающим человеком. Но то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем разви­тие завтрашнего дня — зону ближайшего развития.

Л. С. Выготский критикует позицию исследователей, считающих, что ребенок должен достичь определенного уровня развития, его функции должны созреть, прежде чем можно будет приступить к обучению. Получается, считал он, что обучение «плетется в хвосте» у развития, развитие всегда идет впереди обучения, обучение просто надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Л. С. Выготский предложил совершенно противоположную пози­цию: только то обучение является хорошим, которое опережает развитие, создавая зону ближайшего развития. Обучение — это не раз­витие, но внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но культурно-исторических осо­бенностей человека. В обучении создаются предпосылки будущих новообразований, и, чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. по­родить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы обучения.

Ранняя смерть помешала Л. С. Выготскому эксплицировать свои идеи. Первый шаг в реализации его теории был сделан в конце 30-х гг. психологами Харьковской школы (А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорож­цем, П.И. Зинченко, П.Я. Гальпериным, Л.И. Божович и др.) в комплексной программе исследований развития психики ребенка (изу­чалась роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка» содержание и структура детской игры, сознательность учения и т.д.). Ее концептуальным стержнем стало действие, выступившее и какпредмет исследования и как предмет формирования.

Теория развития Л. С. Выготского — концепция культурно исторического становления личности человека

В культурно-исторической теории Выготского главная закономерность развития психики ребенка заключается в интериоризации им структуры внешней деятельности, совершаемой вместе со взрослым. В результате совместной деятельности меняется прежняя структура психических функций. Это проявляется тем, что действия ребенка становятся осознанными и произвольными.

Интериоризация выполняет роль социализации. В процессе интериоризации структура деятельности претерпевает трансформацию, сворачивается, а затем снова разворачивается, чтобы выстроить внешнюю социальную деятельность.

Универсальным орудием, которое задействовано в процессе изменения психических функций, выступает слово.

Л. С. Выготский выделил такие основные положения культурно-исторической теории

:

  • качественные изменения социальной ситуации, возникающие в процессе жизнедеятельности становятся основой развития психики;
  • обучение, воспитание — основные компоненты развития психики каждого человека;
  • первичная активность проявляется проявляется посредством развернутого выполнения действий на социальном уровне;
  • психические новообразования возникают на базе первичной формы жизнедеятельности;
  • процесс интериоризации происходит с использованием разных знаковых систем;
  • эмоции и интеллект человека находятся в единстве, они отражаются на его жизнедеятельности и сознании.

Зона актуального развития – способность работать самостоятельно

зона ближнего развития

Согласно теории Л.С. Выготского, развитие малыша имеет двустороннюю направленность. Ребенок уже приобрел некоторые знания. Основываясь на них, попросите дошкольника выполнить новое поручение, и малыш самостоятельно выполнит его.

Зона актуального развития – это совокупность знаний и умений, которые существуют в настоящее время. Проще говоря, все то, с чем дошкольник благополучно справляется самостоятельно, без помощи со стороны взрослых. Данное определение впервые ввел сам исследователь, оно актуально и по сегодняшний день.

Главные принципы зоны актуального развития:

  • успешное усвоение ребенком полученной информации;
  • возможность малыша без участия взрослых выполнять задания в пределах актуального саморазвития;
  • самостоятельное решение поставленных задач.

Малыш знаком с базовыми геометрическими фигурами и цветами. Он с легкостью укажет на зеленый кубик или желтый шарик. По просьбе взрослого положить голубые мячики в одну корзину, а белые – в другую, ребенок с легкостью справится с поставленной задачей без посторонней помощи. В случае, если малышу известны только лишь цвета, а с формой он абсолютно не знаком, в корзине окажутся голубые мячики, кубики, конусы. До тех пор, пока знание геометрических фигур не находится в зоне актуального развития, дошкольник не в состоянии справиться с заданием без посторонней помощи. В дальнейшем поставленную задачу можно усложнить. Необходимо попросить ребенка сложить в корзину красные и зеленые предметы, а в угол отложить конусы и кольца.

Вначале такие занятия будут способствовать закреплению приобретенных знаний, но не более того. Со временем малышу наскучит однообразие поставленных задач и у него возникнет желание в совершенствовании своих умений, познании нового. Для дальнейшего развития целесообразно перейти к следующему этапу, где вновь понадобится помощь наставника.

Суть концепции

Выготский рассматривал исторический подход как основной принцип формирования психики человека. Ученый противопоставил свое видение культурно-исторического развития натуралистической и биологической концепции личности.

Идеи об историческом развитии и трансформации психических механизмов в контексте онтогенеза и общественно-исторического развития Выготский сделал предметом психологических исследований. Трансформация понималась ученым как обязательный результат овладения предметами культуры при общении с другими людьми.

В процессе индивидуального развития переход от животной системы активности к человеческой, который совершает ребенок, заключается не просто в смене одной системы на другую, но в их одновременном и совместном развитии.

В основе исследований Выготского лежали 2 гипотезы:

  1. отражающая опосредованный характер психических функций;
  2. касающаяся происхождения когнитивных процессов на основе первоначальной внешней деятельности и интериоризированной.

В гипотезе об интериоризации психическая активность исходит из внешней, сохраняет ее основные черты — социальность и орудийность. В ходе исследования этих черт психической активности личности Выготский сформулировал также закон о высших психических функциях.

Произвольный характер высших психических функций автор концепции рассматривал с точки зрения целенаправленности. В процессе индивидуального развития ребенок овладевает умение управлять собственной психической деятельностью, учится запоминать, обращает внимание на малоинтересное, чтобы добиться поставленной цели.

Внутреннее орудие (знак, фиксированный в слове или другой системе) дает ребенку возможность овладеть деятельностью психической сферы. Речь Выготский трактовал как универсальную систему знаков, которая позволяет ребенку развить все остальные когнитивные функции.

В соответствии с первой гипотезой Выготского, специфические признаки психики человека возникают на фоне превращения непосредственных (“натуральных”) процессов в опосредованные. Происходит это за счет появления стимула.

Согласно второй гипотезы Выготского, схема психических процессов возникает в условиях, когда в качестве опосредующего звена выступает внешний стимул и соответствующий процесс принимает внешнюю форму. Этот постулат объясняет социальное происхождение нового психического образования, которое формируется в процессе общения.

По словам Выготского, все внутреннее первоначально носило внешний характер. Каждая высшая форма психической активности обязательно проходит стадию внешнего развития. В данном контексте под словом “внешний” имеется в виду “социальный”. Каждая высшая функция психики носила внешний характер потому, что была сначала социальной (в отношениях двух людей), а только потом перешла во внутренний план.

Жизнь и творчество отечественного ученого

Биография этого знаменитого человека начинается в 1896 году – 17 ноября в одной из многодетных семей города Орша на свет появился мальчик, названный Львом Выготским. Спустя год семейство Выготских переезжает в Гомель, где отец мальчика (бывший банковский служащий) открывает библиотеку.

Будущий новатор в детстве овладевал науками на дому. Обучением Льва, как и его братьев и сестер, занимался Соломон Маркович Ашпиз, методы преподавания которого существенно отличались от традиционных. Практиковавший почти не использовавшиеся в программах обучения того времени сократические учения, он зарекомендовал себя как весьма примечательная личность.

К тому моменту, когда Выготскому нужно было поступать в высшее учебное заведение, он уже знал несколько иностранных языков (в том числе латынь и эсперанто). Поступив на медицинский факультет Московского университета, Лев Семенович вскоре подал прошение о переводе на другой факультет для изучения юриспруденции. Однако, осваивая правоведение одновременно на двух факультетах разных учебных заведений, Выготский все же пришел к мысли, что профессия юриста не для него, и целиком углубился в постижении философии и истории.

Результаты его исследований не заставили себя долго ждать. Уже в 1916 году Лев написал свое первое творение – анализ драмы «Гамлет» Вильяма Шекспира. Работу, которая занимала ровно 200 страниц рукописного текста, автор позже представил в качестве дипломной.

Рекомендуем: Педология — это

Как и все последующие труды отечественного мыслителя, новаторский двухсотстраничный анализ шекспировского Гамлета вызвал оживленный интерес у специалистов. И не удивительно, ведь в своей работе Лев Семенович использовал совершенно неожиданный прием, который изменил привычное понимание «трагической истории о датском принце».

Немногим позднее, будучи студентом, Лев начал активно писать и публиковать литературные анализы произведений уже отечественных писателей – Андрея Белого (Б.Н. Бугаева), М.Ю. Лермонтова.

Л.С. Выготский окончил обучение в университетах в 1917 году и после революции перебрался со своей семьей в Самару, а затем – в Киев. Но спустя какое-то время они все снова возвращаются в родной город, где молодой Выготский устраивается учителем.

В кратком изложении жизнь мыслителя по возвращении на родину может уложиться в несколько предложений (хотя Википедия предлагает куда более развернутую версию): он работает в школах, преподает в техникумах и даже читает лекции, пробует себя в роли редактора в местном издании. Одновременно он заведует театральным, а также художественным отделом образования.

Однако серьезная практическая работа молодого учителя в преподавательской и научной сферах началась примерно в 1923—1924 годах, когда на одном из своих выступлений он впервые заговорил о новом направлении в психологии.

Идеи Выготского — за что их критикуют

Идеи Л. С. Выготского критиковали оппоненты и ученики. Большинство критических замечаний касались неоправданного противопоставления “биологических” и “культурных” функций психики. Также критиковались и другие идеи культурно-исторической теории Выготского:

  1. рассмотрение механизма социализации с точки зрения языковых (знаково-символических) форм;
  2. недооценка важности предметно-практической активности в развитии личности.

Второй аргумент заложил фундамент, на котором последователи Выготского разработали концепцию деятельности в психологии.

Культурно-историческая концепция Выготского рассматривает психику как свойство, присущее высокоорганизованной материи. Мозг в процессе эволюции развивался, его архитектура и функции усложнялись. Мозг современного человека — результат развития в течение тысячелетий, а психика — образование, формирующееся в процессе онтогенеза.

Ирина Шербул

Лев Выготский: биография

Лев Семенович Выготский родился в 1896 году в семье коммерсанта и учительницы, получил хорошее домашнее образование, позволившее ему сдать экзамены за 5 классов и поступить сразу в 6-й класс гимназии. В студенческие годы он успел поучиться на медицинском и юридическом факультете Московского университета, и, в конце концов, сделал выбор в пользу историко-философского факультета университета Шанявского.

Его научные интересы были чрезвычайно многогранны, а опыт преподавательской работы весьма разнообразен. В разное время он читал лекции в профтехшколах, педагогическом техникуме, на курсах переподготовки воспитателей дошкольных учреждений и даже в консерватории.

Пик научной активности Льва Выготского пришелся на 20-е и начало 30-х годов ХХ столетия, однако многие его изыскания актуальны до сих пор. Его работы выдержали множество переизданий, и издаются по сей день. В целом научное наследие Выготского можно сгруппировать по трём основным направлениям, в которых он добился наиболее впечатляющих результатов, актуальных и востребованных до настоящего времени.

Основные концепции Выготского:

  1. Культурно-историческая концепция и учение о высших психологических процессах.
  2. Эстетическая искусствоведческая концепция.
  3. Педагогическая концепция.

Интересно, что еще в юности Выготский изменил одну букву своей фамилии, чтобы, выражаясь современным языком маркетинга, «отстроиться» от биографии и успехов своего двоюродного брата Давида Выгодского. Как показало время, ему это удалось в полной мере. После его смерти популярность работ ученого стала настолько велика, что многие современники называли это явление не иначе, как «культ Выготского».

Распространение и популярность идей Выготского

После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов.

Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.

Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.

Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.

Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития.

Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования.

В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей.

Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.

По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.

Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.

Принципы воспитания детей по Выготскому

Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.

Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

· ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);

· воспитатель активен (он наблюдает и помогает);

· среда между ребенком и воспитателем активна.

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]