Как стать лидером? 3 эффективных упражнения, чтобы стать лидером и развить лидерские качества


Кто такой лидер?

Лидер — человек обладающий авторитетом в группе людей, команде, коллективе. Лидер мотивирует коллектив на выполнение задач и достижение определенных результатов, стремится к личному успеху, успеху проекта или группы.

Яркий пример лидерства — Наталья Фефилова, директор по развитию 404 Group. Наталья рассказала нам о своем становлении в роли лидера.

Наталья создала такой отдел, сотрудников которого усиленно переманивали конкуренты на рынке. Наличие в резюме отметки о том, что человек работал в компании, становилось лучшей рекомендацией при устройстве на новую работу.

В сложных, кризисных условиях в компании Наталье удалось удержать команду, сплотить сотрудников (и клиентов) и выживать на протяжении 1,5 лет. Клиенты и сотрудники становились буквально защитниками бренда, потому что Наталья много общалась с ними лично. При отсутствии видения от владельцев бизнеса она придумала модель «маленьких видений», чтобы дать команде представление о том самом будущем, которое было необходимо.

Упражнение № 9. Сложный выбор.

Это упражнение поможет Вам научиться делать выбор. Ваша задача состоит в том, чтобы рассмотреть каждую возможность, не прибегая к фразе, начинающейся со слов «да, но…».

Например, «Я хочу купить машину, но мне мешает следующее…» А теперь составьте список препятствий и вариантов их преодоления.

Подобное задание может Вас расстроить или разозлить. Постарайтесь преодолеть это и выполнить упражнение.

Какими качествами должен обладать лидер?

Сильные стороны лидера заключаются в следующем:

  • Уверенность. Лидер всегда уверен в собственных силах и в критических ситуациях он действует смело и решительно.
  • Харизма. Харизматический лидер способен произвести на окружающих сильное впечатление, обаять и зарядить на успех.
  • Хладнокровие. Умение оставаться хладнокровным в любой ситуации – одно из главных преимуществ лидера.
  • Самообладание. Лидер должен выдерживать перепады настроения и уметь взять себя в руки.
  • Настойчивость. В достижении целей плюсом для лидера является упорство и настойчивость.
  • Решительность. Настоящий лидер должен быть решительным и способным на разумный риск. Сильные качества лидера помогают ему добиться больших успехов в жизни.

У каждого человека, даже лидера, есть свои слабые стороны. Например, излишняя самокритичность или «мания величия». Главное, вовремя признать свои слабости и начать работать над ними.

Как выбрать тренинг для руководителя

Все методики обучения строят на теории лидерства. Разнобразные онлайн платформы, практикующие психологи предлагают программы с играми, упражнениями. Их легко тиражировать, они требуют минимальных затрат для организатора. Есть тренинги в виде краткосрочных курсов, олимпиад, мастер-классов, которые проводят опытные коучи. В ходе обучения они дают понятие теории лидерства, проводят практические занятия по применению навыков управления, помогают решать насущные вопросы.

Тренинги лидерства рассчитаны на разнообразную целевую аудиторию — от желающих заниматься предпринимательством и студентов факультетов управления, до владельцев бизнеса и менеджеров высшего звена.

При выборе темы, формата обучения, определите его цель. Если хотите исправить характер, выявить свои лучшие качества, подойдут занятия с психологом, тренером, самообразование. Для долгосрочного результата в виде повышения компетенции руководителя, нужно пройти тренинги по лидерству и управлению командой, которые помогут:

  1. Разобраться в теории лидерства, лидерских качеств.
  2. Определить тип собственного лидерства.
  3. Научиться развивать сильные стороны, корректировать слабые.
  4. Определить стратегию и тактику развития своего управленческого потенциала.
  5. Отработать на практике основные навыки лидера.
  6. Научиться управлять своими эмоциями, находить компромиссы в конфликтных ситуациях и спорах.
  7. Овладеть навыками управления в стрессовых ситуациях.

У каждого человека — свое понимание о лидерстве и каким лидером он хочет быть. При выборе темы тренинга важно учитывать уровень управленца и цели, которых он хочет достичь. Например, при потере авторитета руководителю крупной компании нужны занятия, где теория максимально ориентирована под эту цель, а на практических уроках (упражнениях) большую часть времени уделяют завоеванию и удержанию лидерских позиций. Если лидерский тренинг — этап построения карьеры, тренеры должны давать управленческие знания и реально работающие навыки для продуктивного решения проблем, с которыми часто сталкивается управленец.

Что делает лидер?

Лидер всегда четко видит цель и планирует оптимальные этапы ее достижения. Он анализирует и трезво оценивает текущую ситуацию. Мотивирует, вдохновляет и контролирует команду. Лидер умеет признавать свою вину за неправильные действия. Лидер проводит работу над ошибками и ищет пути их разрешения.

Яркий пример эффективного лидерства — Стив Джобс, основатель компании Apple. Он был жестким и требовательным руководителем. Джобс был одержим стремлением сделать лучшую продукцию и довести ее до совершенства. Он внимательно относился к мельчайшим деталям во всем. Стив Джобс заряжал энтузиазмом окружающих. Создавал атмосферу сплоченности в коллективе, где каждый из подчиненных вносил свой вклад в достижении целей. Он был одним из выдающихся лидеров в мире.

Примеры упражнений на выявление и развитие способностей руководителя

Игры на выявление лидеров:

  1. Участники выстраиваются в шеренгу. По сигналу тренера все должны быстро повернуться на 90 градусов, в одну сторону, не договариваясь друг с другом. Действие повторяют до тех пор, пока вся группа не развернется синхронно, в одном направлении. Что дает упражнение — выявляет лидера, снижает напряженность, вырабатывает навыки работы в команде. По итогам упражнения участники обсуждают ход выполнения задания, что помогало, что мешало, что могло бы ускорить процесс. Полученные ответы помогают проанализировать, как поведение влияет на ситуацию, как правильно согласовывать свои действия с действиями других.
  2. Участники садятся в круг. Тренер называет число — столько человек должны встать, не договариваясь. Все действия группа выполняет молча, ориентируясь друг на друга. Упражнение развивает внимание, быстроту реакции. Быстрее остальных встают люди с задатками лидера. Кто встает позже — менее решительные. Не встает вообще — безынициативный. Человек встает, а потом садится, когда видит, что уже перебор с количеством, — «совесть» коллектива.
  3. Задача — за 3-5 минут нужно обратить на себя внимание. Упражнение делает вся группа одновременно. По истечении отведенного времени проводят опрос, кто оказался самым заметным в групповом «сеансе», анализируют методы, приемы, которыми пользовались лидеры для привлечения внимания.
  4. Тренер рассказывает легенду — у каждого участника есть машина. Все работают в компании, где на парковке на 4 места меньше, чем количество сотрудников. Через 15 минут обсуждения группа должна назвать 4 человек, которые не смогут ставить свой транспорт на стоянку. Если все участники согласны с принятым решением, группа справилась с заданием. Обсуждая итоги игры, участники отвечают на вопросы — почему удалось принять решение, какие для этого были основания, кто повлиял на принятие решения, все ли довольны результатом (если нет — почему). В отношении тех, кому не досталось места — почему, отношение к такому решению. В отношении всех — как вы описываете свою позицию в принятии решения. Упражнение показывает распределение ролей в коллективе. Люди самостоятельно выбирают, какую позицию они займут, в зависимости от своего характера — лидер, аналитик, оппозиция.

Упражнения, развивающие лидерские качества:

  1. Учимся у других — вспомните трех лидеров, с которыми вы лично знакомы. Оцените их (хорошо, удовлетворительно, плохо). Назовите 3 выдающихся качества каждого. Из общего списка выберите 3 позиции, которые повлияли на вас — на взгляды, образ жизни и другие моменты. Это черты, которые вам нужно развивать.
  2. Для развития личностной целостности. Вспомните свою победу (в любом возрасте, занятии). Проанализируйте, что именно вы делали лучше других. Спросите себя, как это удалось, попытайтесь объяснить так, будто объясняете группе людей, как они могут стать лучшими. По сути, вы стали лидером для воображаемых слушателей. Запомните эти ощущения, повторяйте упражнения несколько раз в день (для разных достижений).
  3. Развитие уверенности. Вспомните момент, когда вы были супер-уверенными в себе, чувствовали себя героем — сдали экзамен, победили в олимпиаде, удачно выступили на концерте. Попробуйте восстановить в памяти все эмоции и переживания. О уверенности. Наденьте на левую руку тонкую резинку так, чтобы она обхватывала запястье. Снова вызовите воспоминания, подкрепите их положительными эмоциями (выпейте чашечку кофе, съешьте шоколадку). Как только почувствуете, что эйфория уходит, оттяните резинку и резко отпустите ее — боль заблокирует неуверенность. Применяя технику в течение 1-2 месяцев, вы научитесь чувствовать уверенность и фиксировать это состояние надолго.

Какими навыками и умениями обладает лидер?

Вот несколько главных умений и навыков лидера:

  1. Умение убеждать и вдохновлять. Оно является одним из ключевых качеств лидера. Лидер должен уметь воодушевить команду и убедить, что они могут достичь любой цели.
  2. Способность принимать решения и нести за них ответственность. К слову, лидер несет ответственность не только за принятие правильности своего решения, но и ответственность за свою команду.
  3. Навыки постановки и достижения цели. В бесконечной гонке за успехом очень важно разглядеть нужную цель, разработать стратегию и достигнуть результата.
  4. Способность концентрироваться на самом важном. Сконцентрироваться на проблеме и ее решении, не «распыляться» на другие задачи — важный навык лидера. Без этого об успехе во всех делах можно забыть.
  5. Умение слушать. Также основа успеха — умение слушать, слышать и взаимодействовать с командой.

Эти навыки необходимы, чтобы стать лидером. Поэтому, старайтесь развить их максимально.

Глава 2. Лидер. Кто он, каков он?

Жизнь — не проблема, которую требуется решить. Жизнь — это то, что надо прожить… настолько разумно, умело и хорошо, насколько нам удается жить изо дня в день. Жизнь надо вынести. Решения у жизни нет.

Профессор Томас Зац

Круг и я

Цели:
  • дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;
  • обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям;
  • поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера;
  • изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие.

Размер группы:

оптимальное количество участников 8-15 человек.

Ресурсы:

не требуются. Упражнение можно проводить и в помещении, и на открытой площадке.

Время:

20 минут.

Ход упражнения

Для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру.

Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя.

Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты), искренностью убедить круг и отдельных его представителей впустить его в центр.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки…

Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!

Завершение

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения игроков. Как они вели себя здесь, а как — в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если данет, то почему?

А теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно не свойственную ему стратегию поведения. Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому — «бить на жалость», а тому, кто привык к агрессивному поведению, убеждать круг тихо и абсолютно интеллигентно… Попытайтесь максимально вжиться в новую роль.

Завершение:

обсуждение упражнения.

Легко ли играть по чужому сценарию? Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий стереотип другого человека? Что нового я открыл в себе, в товарищах?

Без командира

Цели:
  • изучить сотрудничество как альтернативу конфликту в групповой деятельности;
  • изучить преимущества и недостатки коллективной ответственности;
  • развить умение и готовность принимать ответственность на себя, отработать умения продуктивно действовать в недирективной среде в условиях неопределенности.

Размер группы:

оптимальный — до 20 человек.

Ресурсы:

не требуются.

Время:

около 20 минут.

Как сформировать и развить лидерские качества?

Развитие лидерских качеств — долгий и упорный процесс. Он требует постоянной работы и контроля над собой.

Для развития и формирования лидерских качеств нужно придерживаться нескольких правил:

Правило № 1. Ежедневно планируйте свои дела. Самое важное условие в достижении намеченной цели — правильно установить, распределить задачи и время на их реализацию. Тщательно записывайте на бумаге цели, мысли, стратегии. С вечера составляйте подробный план на день и старайтесь придерживаться его.

Правило № 2. Сохраняйте спокойствие. Лидер должен всегда контролировать свои эмоции. В важных делах нельзя рубить с плеча. Нужно стараться сохранять спокойствие и принимать решения обдуманно. Во время стрессовой ситуации старайтесь дышать медленно, делая глубокий вдох и выдох. Успокоились? Теперь можно обдумать решение проблемы.

Правило № 3. Будьте ответственны. Лидер ответственен за правильность постановки и выполнение цели. Поэтому следите за выполнением поставленных задач перед командой.

Правило № 4. Следите за своим имиджем. Привлекательный внешний вид, хорошие манеры, поза — все это играет главную роль, на которой строятся отношения лидера и коллектива. Расправьте плечи, выпрямите спину. Во время разговоров смотрите в глаза собеседнику и будьте спокойны. Следите за внешним видом. Помните, что неопрятный человек с всклокоченными волосами не внушает никакого доверия.

Можно развить перечисленные качества самостоятельно либо обратиться за помощью к профессионалам и пройти, например, курсы по имиджу или курсы ораторского мастерства.

Тренинг лидерства: Монография (стр. 5 )

Глава

7.
Современные возможности психологического тренинга
71

Следует особо отметить важный аспект использования тренинга в целях диагностики. Участники тренинга должны предупреждать­ся о его диагностических целях и о степени конфиденциальности результатов диагностики. В ином случае будут нарушены важные этические принципы психологического тренинга, необходимые для формирования доверительных отношений в группе и создания ат­мосферы, способствующей самораскрытию участников.

ОБУЧАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА

Базовой целью обучения традиционно считают формирование знаний, умений и навыков, осуществляющееся в процессе реального практического действия. Практическую деятельность в моделируе­мых ситуациях называют тренировкой (англ. training). Некоторые формы психологического тренинга (в частности, социально-пси­хологический тренинг) относят к методам активного социально-психологического обучения.

Наиболее ценным в тренинговой работе является не столько когнитивный компонент, сколько опыт, который является важным и необходимым для формирования умений и образования навыков. Как отмечает , именно возможность работы непо­средственно с опытом позволяет использовать психологический тренинг в качестве важного элемента профессиональной подготов­ки. Тренинг помогает «преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность традиционными методами обуче­ния, и может выступать в качестве мостика между, безусловно, необходимыми, но тем не менее «перцептивно пустыми» теорети­ческими знаниями, с одной стороны, и практикой с другой»1. В традиционных формах профессиональной подготовки вначале специалист получает информацию, и только через неопределенное время — возможность ее использования. Только тогда происходит реальная оценка субъектом применимости полученного знания и закрепление того, что еще от них осталось. В тренинге, напротив, создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и актуальной деятельности.

‘ Психология тренинга: Теория. Методология. Практика. СПб.: Образование, 1997. С. 8.

72 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств

Обучающий тренинг обращается не столько к личности участ­ников, сколько к поведению через систему умений и навыков. Зна­чительная часть времени в нем отводится ознакомлению участников с психологическими знаниями, на основе которых вырабатывают­ся необходимые умения и навыки.

На наш взгляд, обучающие возможности психологического тре­нинга в полной мере могут использоваться в тренинге лидерства. Освоение участниками тренинга различных психотехник позволя­ет повысить их профессиональную компетентность и оптимизиро­вать стиль управленческого взаимодействия с окружающими. В подобном тренинге обучение осуществляется в двух основных направлениях, предполагающих как освоение общих эффективных приемов и техник социального взаимодействия, так и специальных знаний и профессиональных способов управленческого взаимодей­ствия.

В первом случае работа направлена на обогащение багажа зна­ний, умений и навыков участников в области лидерства и конст­руктивного общения с окружающими. Речь идет об изучении мо­делей и теорий лидерства, совершенствовании перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон общения и т. п.

Второе направление работы подразумевает овладение участни­ками тренинга приемами управленческого взаимодействия с дру­гими людьми.

РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА

В психологическом тренинге могут решаться не только обучаю­щие, но и развивающие задачи. В моделируемых ситуациях психо­логического тренинга реальные действия участников доступны для использования в целях развития как отдельных профессиональных и личностных качеств, так и личности в целом.

Развитие неразрывно связано с обучением, вместе с тем эти два процесса могут соотноситься по-разному. По словам ­ского, «обучение может не только идти вслед за развитием, не толь­ко в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования… В одних случаях в про­цессе обучения могут преображаться только эмпирические знания

Глава 7. Современные возможности психологического тренинга

73

и отдельные навыки, а в других возможно, что «обучали на пфенниг, а развили на марку»»1.

По нашему мнению, существует важное различие в технологии проведения обучающего и развивающего тренингов. Развитие эмо­ционально-волевой устойчивости сотрудников и обучение методам саморегуляции — это не одно и то же. Обучающий тренинг, как уже было отмечено, обращен в первую очередь к поведению через сис­тему умений и навыков. Развивающий тренинг в большей степени обращается к личности человека. Работа в нем строится через осоз­нание участниками себя, своих возможностей и ограничений и на­правлена на последующее увеличение этих возможностей и умень­шение ограничений.

В обучающем тренинге в меньшей степени происходит отвлечение ведущего на процессы групповой динамики, а также ситуационно-диагностические и рефлексивные процедуры, что дает возможность сокращения его продолжительности. Нередко встречаются одно­дневные обучающие тренинги. В развивающем тренинге более ак­тивно используются процедуры, направленные на получение уча­стниками обратной связи и формирование у них адекватного самовосприятия, на выявление их способностей и возможностей в области развиваемых навыков, формирование положительной мо­тивации к дальнейшему развитию. И лишь на основе подобных процедур выстраиваются обучающие модули. При этом суть разви­вающего тренинга состоит не просто в приспособлении содержания обучения к наличным возможностям, а напротив, в предоставлении вниманию участников такого содержания, которое потребовало бы от них проявления новых способностей.

Развивающие возможности психологического тренинга исполь­зуются в личностном модуле тренинга лидерства в целях развития лидерской Я-концепции участников, включающей в себя систему их представлений о себе и собственной роли в окружающем мире, и лидерского мировоззрения, строящегося на основе системы пред­ставлений лидера об окружающем мире, социально-психологиче­ских связях и закономерностях лидерского межличностного и управ­ленческого взаимодействия и т. п.

1 Избранные психологические исследования. М.: АПН, 1956.

С. 256-257.

74 Часть 3. Модель тренинга разбития лидерских качеств

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ (КОРПОРАТИВНЫЕ)
ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА
В последнее время активно развивается применение тренинга в социально-психологической работе с профессиональными коллек­тивами. Речь идет прежде всего о различных корпоративных тре­нингах, нацеленных преимущественно на совершенствование со­вместной жизнедеятельности профессиональных коллективов и получение организационного эффекта. Под последним понимает­ся спектр прогрессивных сдвигов в функционировании служебно­го коллектива, повышающих эффективность его деятельности. Также организационные тренинги направлены на сплочение кол­лективов, гармонизацию межличностных и профессиональных от­ношений, оптимизацию социально-психологического климата, отработку взаимодействия в экстремальных ситуациях и др.

Такого рода тренинг более, чем другие его разновидности, пред­полагает использование деловых и ролевых игр в самых разнооб­разных формах, а также процедуры с использованием групповых дискуссий. Ролевые игры и дискуссии способствуют проявлению взаимоотношений между членами коллектива и позволяют прово­дить коррекционную работу.

Получение организационного эффекта обычно возможно при использовании обучающего тренинга. Повышение социальной ком­петентности, расширение и совершенствование социально-пове­денческого репертуара специалистов являются хорошей предпо­сылкой для роста успешности их взаимодействия в коллективе. Поэтому некоторые модификации тренингов профессионального общения и взаимодействия, работы с персоналом, принятия реше­ний и т. п., в случае их ориентации не столько на индивидуальное совершенствование, сколько на повышение эффективности груп­повых действий и деятельности, могут применяться как организа­ционные1.

В этой категории можно особо выделить тренинг командообра-зования. Развитие корпоративности и приверженности сотрудников общегрупповым и организационным целям, формирование навыков

1 Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психологического тренинга. СПб.: Речь, 2003. С. 56.

Глава 7. Современные возможности психологического тренинга

75

работы сотрудников в команде являются важным условием обеспе­чения эффективности функционирования любой организации.

Вышеупомянутые возможности использования тренинга откры­вают путь непосредственной работы с таким групповым феноменом, как лидерство. В процессе организационного тренинга может иметь место не только освоение руководителями лидерских моделей по­ведения и взаимодействия с подчиненными, но и обеспечение воз­можности их принятия (признания) сотрудниками в качестве ли­деров.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ, ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ И ПСИХОРЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА

Отдельные задачи психологической коррекции, реабилитации и психотерапии также могут решаться с помощью тренинговой ра­боты.

Психологическая коррекция

представляет собой направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функ­ционирования личности. В психологическом тренинге в процессе внутригруппового взаимодействия могут проявляться и корректиро­ваться неадаптивные личностные и социальные установки участ­ников. С этой целью используются различные психогимнастические упражнения, ориентированные на самопрезентацию участников и предоставление им активной обратной связи, групповые дискуссии и ролевые игры с последующей специально организованной реф­лексией происходящих событий, действий и поведения участни­ков.

Несмотря на то, что психотерапевтические и реабилитационные возможности тренинга в наименьшей степени востребованы в тре­нинге развития лидерских качеств командиров курсантских групп, мы все же отметим их для того, чтобы лучше сориентироваться в общих возможностях психологического тренинга.

76 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств

Под психотерапией

в классическом виде принято понимать ком­плексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмо­ции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. В отличие от меди­цинской модели психотерапии, направленной на ликвидацию сим­птомов и возвращение к норме индивидуального и социального функционирования личности, психологический тренинг ориенти­рован в первую очередь на оказание психологической помощи в разрешении внутриличностных проблем, оптимизации качества жизни и т. п. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения в тренинге различных оздоровительных процедур1.

Наиболее содержательно и процессуально проработанными в этой группе являются тренинги, основанные на таких методах групповой работы, как психодрама (Дж. Морено), группы встреч (К. Роджерс) и гештальттерапия (Ф. Перлз). Также сюда можно отнести серию телесно-ориентированных и арт-терапевтических тренингов.

Особо отметим реабилитационные возможности

тренинга. Это направление в настоящее время хорошо разработано психологиче­скими службами силовых структур. Реабилитационный психологи­ческий тренинг является одним из важных элементов медико-пси­хологического комплекса мероприятий, имеющих своей целью восстановление и поддержание работоспособности сотрудников ОВД и МЧС. Выполнение оперативно-служебных и служебно-бое-вых задач в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, у многих сотрудников может вызывать развитие состояний психи­ческой дезадаптации, приводить к социально-психологическим нарушениям жизнедеятельности, неблагоприятным изменениям личности, которые в дальнейшем отрицательно сказываются на состоянии здоровья, служебных и личных взаимоотношениях, сти­мулировать возникновение суицидальных тенденций. В реабили­тационном тренинге активно используются техники саморегуляции и медитации (двигательные, звуковые, образные), дыхательные уп­ражнения, психологический дебрифинг, телесно-ориентированные упражнения, игротерапия, ролевые игры и др.2

1 См. подробнее: Основы технологии группового тренинга. Психо­ техники: Учебное пособие. М.: Ось 89, 2000. С. 15-19.

2

Организация психологической реабилитации сотрудников ОВД: Методическое пособие / Под общ. ред. . М.: ГУК МВД России, 2002.

Глава

7.
Современные возможности психологического тренинга11
Таким образом, описанные выше возможности психологическо­го тренинга позволяют отнести его к разряду сложной психотехно­логии индивидуальной и групповой работы, которую можно с ус­пехом использовать при решении задач развития лидерских

качеств.

Глава 8

МОДЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ТРЕНИНГА
РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Тренинг развития лидерских качеств вбирает в себя опыт работы «Т-групп», «групп тренинга умений» и «групп встреч». Он включа­ет в себя систему последовательно выстроенных, но относительно самостоятельных занятий и социально-психологических мероприя­тий, объединенных в комплексную программу, в основу которой легли теоретические положения о разработке и проведении психо­логического тренинга.

МЕТОДОЛОГО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Методолого-концептуальными положениями модели тренинга выступают следующие моменты:

1. Лидерские качества могут быть предметом целенаправленно­ го формирования и совершенствования.

2. Важным средством воздействия является специфическая сре­ да тренинга, учитывающая требования профессионального внутригруппового функционирования.

3. Развитие лидерских качеств происходит через когнитивную переработку ситуаций лидерского взаимодействия, отработку участниками лидерского поведения в моделируемых ситуаци­ ях лабораторной тренинговой группы, а также приобретение ими положительного опыта лидерского взаимодействия с чле­ нами естественной учебной группы.

Глава 8. Модель и принципы тренинга развития лидерских качеств

79

4. Новые психологические образования, возникающие у участ­ников в процессе тренинга, должны активизировать их про­фессиональное и личностное саморазвитие и закрепляться в последующей профессиональной деятельности.

ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА

Целью тренинга является развитие лидерских качеств организа­ционных лидеров учебных групп и повышение их лидерского ста­туса в группе.

Тренинг направлен на поэтапное решение следующих основных
задач:
1. Выработать мотивацию и стремление младших командиров к лидерству.

2. Сформировать лидерское мировоззрение.

3. Развить профессионально-управленческие и социально-пси­ хологические качества участников, повышающие их успеш­ ность как руководителей и лидеров.

4. Сформировать положительный опыт лидерского поведения участников в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности.

5. Создать и закрепить положительный опыт лидерского взаи­ модействия организационных лидеров учебных групп с одно- группниками.

6. Закрепить лидерский образ сержантов-лидеров в восприятии одногруппников.

ВЕДЩАЯ ПАРАДИГМА ТРЕНИНГА

Тренинг разработан в рамках когнитивно-поведенческой моде­ли. В данной модели поведение человека рассматривается в нераз­рывной связи с его самовосприятием и интерпретацией своих дей­ствий. Человек не просто совершает поступки, он так или иначе объясняет себе их причины. Самовосприятие человека, его пред­ставление о том, как его воспринимают окружающие, а также осоз­нание им собственного опыта, имеющихся у него желаний и по-

80 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств

требностей во многом определяют его поведение. В связи с этим в тренинге развития лидерских качеств большое внимание уделяется не только развитию лидерских способностей, но и формированию лидерской Я-концепции и лидерского мировоззрения участников. С этой целью в личностном и профессионально-управленческом модулях тренинга используются упражнения диагностической и саморефлексивной направленности в сочетании с многочисленны­ми процедурами информирования.

СТРУКТУРА ТРЕНИНГА

В соответствии с выделенными компонентами модели лидер­ских качеств комплексная программа тренинга состоит из трех последовательно выстроенных этапов-модулей: личностного, про­фессионально-управленческого и организационно-лидерского (см. табл. 2).

1. Личностный модуль

направлен на формирование у участников мотивации и стремления к лидерству, лидерского мировоззрения и лидерской Я-концепции, повышение уровня моральной норматив­ ности и социализации, а также на развитие межличностной чувст­ вительности и коммуникативной компетентности, способности учитывать в деятельности как интересы группы, так и отдельных ее членов.

2. Профессионально-управленческий

.модуль предназначен для фор­ мирования и развития компетентности участников в вопросах руко­ водства и профессионального взаимодействия, способности быстро и правильно ориентироваться в ситуации и принимать соответст­ вующие управленческие решения, управлять мотивацией подчинен­ ных, направлять их на решение поставленных задач и т. п.

3. Организационно-лидерский модуль

проводится с учебной груп­ пой и направлен на формирование в моделируемых ситуациях опы­ та управленческого взаимодействия организационных лидеров с подчиненными и закрепление их лидерского образа в глазах одно- группников.

Личностный и профессионально-управленческий модули тре­нинга реализуются в лабораторных малых группах (по 8—12 сержантов в каждой) и направлены на развитие качеств индивидуально-лично-

Структура тренинга развития лидерских качеств

Таблица 2

Этапы работы Участники, основное содержание работы и ее продолжительность
1-й этап ЛИЧНОСТНЫЙ МОДУЛЬ
Участники Организационные лидеры учебных групп
Основные цели и задачи • Освоение норм и правил работы тренинговой группы. • Актуализация стремления участников к личностному росту и самосовершенствованию. ■ Повышение уровня моральной нормативности и социализации. • Развитие мотивации и стремления к лидерству. • Формирование лидерской Я-концепции и лидерского мировоззрения
Продолжительность Четыре занятия по 3 часа
2-й этап ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
Участники Организационные лидеры учебных групп
Основные цели и задачи • Закрепление результатов предыдущего этапа. • Освоение приемов и стратагем лидерства. • Развитие качеств, повышающих успешность выполнения лидерских функций. ■ Отработка навыков эффективного управленческого взаимодействия в моделируемых тренинговых ситуациях профессиональной деятельности
Продолжительность Четыре занятия по 3 часа
3-й этап ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛИДЕРСКИЙ МОДУЛЬ
Участники Учебная группа в целом
Основные цели и задачи • Формирование навыков лидерского взаимодействия организационных лидеров с под­чиненными в реальной учебной группе. • Закрепление лидерского образа сержантов-лидеров в восприятии подчиненных кур­сантов
Продолжительность Два занятия по 3 часа

82 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств

стного, организационно-управленческого и социально-психологи­ческого компонентов модели лидерских качеств.

Организационно-лидерский модуль тренинга проводится с естественными учебными группами в их полном составе и направ­лен на формирование навыков лидерского взаимодействия орга­низационных лидеров с реальными подчиненными и развитие перцептивно-лидерского компонента модели лидерских качеств (см. табл. 1)

Интервал времени между занятиями составляет 2-3 дня, а меж­ду основными модулями — 1—2 недели. В перерывах между основ­ными модулями комплексной программой тренинга лидерства пре­дусматривается организация занятий, основанных на принципах работы балинтовских групп и «групп встреч». Эти занятия направ­лены на закрепление результатов предыдущих этапов работы, обсуждение трудностей, возникающих в профессиональной дея­тельности младших командиров, и совместный поиск наиболее приемлемых путей их решения. Также в этот период полезно осу­ществлять индивидуально-личностное психологическое консуль­тирование участников тренинга в рамках сопровождения их про­фессиональной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРЕНИНГЕ
В тренинге задействованы следующие методы групповой работы и тренинговые процедуры:

1. Диагностические процедуры.

Используются как средство полу­ чения участниками тренинга новой информации о себе, формиро­ вания более глубокого самопонимания и самораскрытия, а также обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и тренинга в целом.

2. Информирование

(запланированное и ситуативно-обуслов­ ленное). Осуществляется ведущим для развития компетентности участников в вопросах лидерства, руководства и управления, меж­ личностного взаимодействия и поведения в конфликтных ситуа­ циях, а также с целью формирования содержательного контекста

Глава 8. Модель и принципы тренинга развития лидерских качеств

83

и группе, подготовки участников к выполнению упражнений и процедур.

3. Психогимнастические упражнения.

Включаются в программу тренинга как в содержательных целях (развитие профессионально значимых и лидерских качеств, отработка лидерского поведения в моделируемых тренинговых ситуациях и т. п.), так и в целях созда­ ния оптимальной рабочей атмосферы (формирования внутригруп- пового тренингового пространства, поддержания работоспособно­ сти участников, завершения занятия и т. п.).

4. Групповая дискуссия.

Используется в целях обучения участни­ ков конструктивному анализу ситуаций, формирования навыков убеждающего воздействия и управления процессами выработки коллективного решения, развития умения слушать и воспринимать аргументы оппонентов. Групповая дискуссия позволяет сопоставить противоположные мнения, увидеть проблему с разных сторон, уменьшить сопротивление в отношении новой информации, от­ личной от ожидаемой.

5. Метод разыгрывания ролей.

Позволяет отрабатывать и закреп­ лять лидерские модели поведения в учебных ситуациях.

6. Метод анализа ситуаций.

Используется в целях объективации ситуации взаимодействия, стимулирования глубокого осознания участниками собственных способов поведения, а также действий и мотивов партнеров.

7. Сюжетно-ролевая игра.

Предназначена для формирования навыка управления групповыми процессами, отработки и закреп­ ления лидерского поведения в контексте внутригруппового взаи­ модействия.

8. Индивидуальная и групповая рефлексия.

Проводится в конце занятия и направлена на осмысление процессов, способов и резуль­ татов индивидуальной и совместной деятельности.

9.
Ведение дневниковых записей.
Используется для сохранения информации, полученной в ходе тренинга (во время процедур ин­ формирования, выполнения саморефлексивных и иных упражне­ ний), а также фиксации результатов наблюдений в рамках внетре- нинговых «домашних» заданий.

84 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ
ТРЕНИНГА
В программе тренинга представлены следующие содержательные блоки работы:

1. Блок формирования индивидуальной и групповой работоспособ­ ности.

Включаеткомплексупражнений и процедур, ориентированных на формирование в группе эмоциональной сплоченности, доверия и открытости между участниками, что обеспечивает возможность дальнейшей успешной работы.

2. Информационный блок.

Состоит из комплекса процедур инфор­ мирования, направленных на формирование когнитивной компе­ тентности участников тренинга в области лидерства и управленческой деятельности, а также на приобретение актуальных знаний в облас­ ти профессионального и межличностного взаимодействия. Также информационный блок включает предоставление обратной связи и консультативной помощи участникам, испытывающим затруднения в процессе практического применения полученных знаний.

3. Блок развития личностных и социальных качеств.

Содержит комплекс упражнений и процедур, ориентированных на фокуси­ ровку внимания участников на собственной личности, развитие их самовосприятия, мотивации к лидерству, коммуникативных качеств, межличностной чувствительности, а также чувствительности к груп­ повым процессам. Блок реализуется преимущественно в личностном модуле тренинга.

4. Блок развития профессионально-управленческих качеств.

Вклю­ чает комплекс упражнений и процедур, предназначенных для ос­ воения участниками эффективных в профессиональной деятельно­ сти принципов и моделей управленческого взаимодействия, развития умений в области организации профессиональной жиз­ недеятельности учебных групп. Блок реализуется преимущественно в профессионально-управленческом модуле тренинга.

5. Блок модификации и отработки лидерского поведения в модели­руемых ситуациях.

Содержит комплекс упражнений и процедур, использование которых направлено на овладение участниками ли­ дерскими моделями поведения. В этом блоке используются психо­ гимнастические упражнения, основанные на методах ролевых игр

Глава 8, Модель и принципы тренинга развития лидерских качеств

85

и организации групповой дискуссии. Разыгрывание ролевых ситуа­ций помогает участникам отработать навыки лидерского поведения в моделируемых ситуациях, требующих организации совместной деятельности, а также типичных проблемных ситуациях внутри-группового взаимодействия. Групповая дискуссия дает возможность исследовать процессы принятия группой решений и развить у уча­стников навыки убеждающего воздействия. Для отработки навыков ведения дискуссии в группе используются задания и упражнения, сводящиеся к необходимости выработать общее групповое решение. Блок реализуется в профессионально-управленческом и организа­ционно-лидерском модулях тренинга.

6. Блок формирования навыков лидерского взаимодействия органи­ зационных лидеров с подчиненными и закрепления ихлидерского образау подчиненных-последователей.

В этом блоке используются специа­ лизированные упражнения-задания, в основе выполнения которых лежит необходимость координированного участия всех членов груп­ пы, что дает возможность лидерам проявить свои организационные способности по управлению деятельностью учебной группы. Блок реализуется в организационно-лидерском модуле тренинга с есте­ ственными учебными группами.

7. Блок завершения занятий и сопровождения

в межмодульный и посттренинговыи периоды направлен на сохранение полученных в тренинге изменений, закрепление и перенос участниками в про­ фессиональную деятельность приобретенных ими навыков. Для завершения тренинговых занятий используются упражнения и про­ цедуры, направленные на предоставление участникам возможности оценить качество проделанной ими работы. Это позволяет связать полученные участниками тренинга знания и опыт с ситуациями реальной жизни.

ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ
ТРЕНИНГА ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Тренинг разработан в соответствии с организационными, про­цессуальными и этическими принципами, а также принципами создания среды тренинга и поведения участников.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 5

Советы и рекомендации будущим лидерам

Очень часто будущий лидер не знает с чего начать свое становление. Отсюда возникает страх, что ничего не получится, и вообще это была плохая затея.

Предлагаем начать путь вашего лидерства с выполнения основных рекомендаций:

  1. Ставьте цели по SMART. Многие терпят неудачи из-за того, что поставили размытую цель и не знают конкретно, чего хотят добиться. Ставьте перед собой точную цель. Продумайте сроки и методы ее реализации. Мысленно представьте результат и запишите его на бумаге.
  2. Не бойтесь выйти из зоны комфорта. Страх перед неизвестным часто мешает сделать первый шаг. Научитесь избавляться от страха. Предположим, вы боитесь выступать перед аудиторией. Поставьте перед собой цель избавиться от этой фобии. Определите, что в этой ситуации сложно для вас и составьте план реализации действия. Например, выступить с небольшой презентацией перед коллегами. Важный атрибут лидера — умение побеждать свои страхи. Успеха можно достичь только путем проб и ошибок, перешагнув через неуверенность, страх перемен и неудач.
  3. Займитесь саморазвитием. Хотите стать непревзойденным лидером? Начните посещать курсы по развитию лидерских качеств, читайте блоги, рассылки успешных людей и перенимайте их опыт. Изучайте иностранный язык и тренируйте память. Расширяйте кругозор.
  4. Чаще выступайте публично. Завоевать доверие и произвести впечатление на окружающих правильной грамотной речью — важный навык лидера. Для развития этих качеств можно посетить курсы ораторского мастерства.

Можно, конечно, не проходить никаких курсов и учиться самостоятельно, но переняв опыт у мастеров своего дела, успеха можно добиться быстрее. Помните, нет ничего невозможного. Главное — ваше желание и упорство.

Упражнение № 3. Мнение окружающих

Запишите и прослушайте признание окружающих Вас людей Ваших достоинств и недостатков. Это потребует от Вас большого мужества, но сделать это нужно обязательно.

Составьте список из нескольких друзей или родственников, от которых Вы чувствуете любовь и желание помочь. Попросите каждого из них написать, за что они Вас любят и уважают и, наоборот, что в Вас их напрягает и раздражает. Условие одно: количество достоинств и недостатков должно быть приблизительно равным.

После того как соберете записи – прочтите их целиком. Когда Вы найдете в себе силы узнать чужое мнение о себе без напряга (не сжимаясь от страха или стыда), Вы избавитесь от многих внутренних зажимов.

Подсказка: внутренний критик постоянно будет Вам твердить, что все это ерунда, не стоящая усилий. Не дайте ему себя остановить.

5 лучших книг, которые помогут стать лидером

  • «21 неопровержимый закон лидерства», Джон Максвелл. Автор ставит под сомнение фразу «Лидерами рождаются, а не становятся». В каждой главе автор раскрывает суть законов лидерства и на примере других показывает, как можно применить их в своей жизни.
  • «Разверните ваш корабль», Дэвид Марке. Книга написана капитаном атомной подводной лодки. В ней он рассказывает о своем опыте изменения механизма взаимодействия между членами экипажа и преодолении любых преград к заветной цели.
  • «7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови. Международный бестселлер для людей, стремящихся развить свой потенциал. Автор рассказывает, что каждый человек может преодолеть любые преграды, самосовершенствуясь и становясь лучшей версией самого себя.
  • «На пределе. Неделя без жалости к себе», Эрик Бертран. Главная идея автора — прожить всего 7 дней на пределе своих возможностей. В книге он рассказывает об интенсивной программе, которую нужно выполнить, чтобы стать лучшей версией самого себя. После прохождения интенсива многие препятствия покажутся вам пустяком.
  • «Харизма лидера», Радислав Гандапас. Известный в России специалист по лидерству рассказывает в своей книге, как можно развить способность влиять на людей, мотивировать, вдохновлять и увлекать общей целью.

3 лучших мотивирующих фильма для лидеров:

  • «Уолл-стрит». В фильме рассказывается о молодом брокере, его ошеломительных взлетах и падениях. Он готов на все, чтобы добиться успеха в карьере. Фильм будет полезен для тех, кто неуверен в себе и боится совершить ошибку. Помните, ошибки закаляют характер.
  • «Гарвардский бомж». Фильм основан на реальных событиях. Героиня, выросшая в семье наркоманов, пытается выбраться с самого дна жизни и у нее это получается. Она находит в себе силы встать и двигаться вперед. Если вам кажется, что ничего не получается и вы на грани отчаяния — посмотрите этот фильм. Возможно, после просмотра, вы измените свою точку зрения и начнете действовать.
  • «В погоне за счастьем». У главного героя жизнь идет под откос. Жена ушла, оставив маленького сына, из квартиры выселили. Он устраивается на работу своей мечты — в трейдинговую компанию. Правда пока стажером. Постоянные недоедания, недосып, ночлег в туалете и бесплатных хостелах. Он все выдержал. Он построил бизнес и стал преуспевающим миллионером. Этот фильм будет полезен для тех, кто утратил веру в победу, столкнувшись с непреодолимыми препятствиями.

Герои этих фильмов не опустили руки. Они боролись за свою судьбу, несмотря на голод, усталость и неудачи. У них есть чему поучиться. В разные периоды жизни, когда кажется, что все потеряно и вы ничего не сможете добиться — пересматривайте эти фильмы. Они помогут справиться с унынием и зарядят мотивацией.

Упражнение № 1. Диалог с внутренним критиком

Если внутри Вас есть «некто», кто постоянно сообщает Вам, что ничего у Вас не выйдет, потому что Вы неумеха (бездельник, бездарь, никчема, тупица и т.п.) — научитесь возражать ему. Не выслушивайте молча все, что он говорит и, тем более, не соглашайтесь с ним. Если он Вас раздражает – так раздражайтесь!

Не ленитесь записывать все, что он говорит. Даже если смысла в его словах ноль — запишите все подряд. Единственное условие – и говорить и записи вести от второго лица. Вместо «я тупица» или «я никогда не стану лидером» пишите «ты тупица» и «ты никогда не станешь лидером». После этого ответьте ему так, как будто это задиристый, но трусоватый задира: «Ну и что?»

Подойдите к его словам с философской точки зрения. Спросите себя: «А кем я являюсь, когда этот голос молчит?»

Отличный способ уничтожить внутреннего критика – Дневник успеха.

Характеристика

Далеко не каждый является лидером. Человек, за которым обязательно пойдут другие, должен быть:

  • целеустремленным – четко обрисовывать цель и любыми путями достигать ее;
  • настойчивым – в случае неудач он не останавливается, так как фокусируется не только на конечном результате, но и на самом процессе;
  • сверх активным – всегда находится на полшага впереди остальных;
  • гибким – может приспособиться практически к любой ситуации или беседе, соблюдая при этом индивидуальность и следуя своим интересам;
  • коммуникабельным – общается везде и со всеми;
  • самоконтролируемым – даже в самых непредвиденных ситуациях остается единственным хозяином своих эмоций и поступков;
  • организованным – всегда и везде четко организован, действует по своему плану;
  • умеющим убеждать, а также вести за собой свою команду;
  • способным постоянно мотивировать подчиненных на результат.

Каждый руководитель обязан быть лидером, иначе его управление будет далеким от совершенства. Однако не каждый по натуре лидер занимает должность руководящего звена.

City Business School

Сайт: https://e-mba.ru Телефон Стоимость: 7 900 р.
Курс: Лидерство и формирование команд

  • 16 академических часов, 14 дней
  • 10 практических заданий
  • Полный пожизненный доступ
  • Официальный сертификат бизнес-школы

Вы изучите современные концепции и подходы к лидерству, проведете самодиагностику, освоите лидерские навыки, научитесь формировать эффективные команды и освоите способы развития собственного лидерского потенциала.

Программа включает три модуля:

  • Лидерство и руководство
  • Стили лидерства
  • Навыки лидера и формирование команд

Что в результате?

  • Проведете диагностику своих лидерских качеств и компетенций и определите свой стиль лидерства
  • Научитесь выстраивать отношения, влиять и убеждать, чтобы достигать нужного эффекта от окружающих
  • Узнаете инструменты эффективного управления, принципы и методы построения и работы команд, научитесь решению конфликтов
  • Поймете, какой стиль лидерства наиболее близок для вас и какие компетенции вам необходимо развивать
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]