Проект на тему Я и мы взаимодействие людей в обществе


Типы взаимодействия

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Основные типы взаимодействия людей

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

  1. Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
  2. Конкуренция — это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
  3. Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.

Что такое сотрудничество как форма взаимодействия

Социальные отношения между индивидами представляют собой сложный процесс, состоящий из множества контактов. Люди вступают друг с другом в контакт с определенной целью, например, для обмена информацией. В этом заключается сущность социального взаимодействия. Стабильные регулярные социальные отношения, которое устраивает обе стороны, называются социальным взаимодействием. Различают три вида социального взаимодействия, первым из которых является сотрудничество. Сотрудничество – такой социальный контакт, при котором все взаимодействующие стороны мотивированы единой целью. В основном сотрудничество – взаимовыгодное для всех сторон взаимодействие. По мнению социологов, такое социальное взаимодействие как сотрудничество, должно сплотить людей, вызвать у них доброжелательное отношение друг к другу, возбудить симпатию. Так случается, но не всегда.

Отношения сотрудничества ведут к сближению деловых партнеров. Это положительным образом отражается на работе в целом. Партнеры начинают уступать друг другу в каких-то моментах. Возникает моральный комфорт, который призван снизить текучесть кадров в коллективе. При таком типе социального взаимодействия как сотрудничество происходит обмен, только не материальными ценностями, скорее моральными: поддержка, взаимопонимание, уважение и пр.

Однако у сотрудничества есть не только положительные стороны. Долгосрочные партнерские отношения могут со временем перейти в рутину. Все члены группы, которые сотрудничают между собой длительные период времени, очень хорошо знают друг друга. Они уже приспособились, понимают, чего друг от друга ждать. Все идет, что называется, «по «накатанной». Нет развития, новым людям тоже зачастую закрыт вход в такую группу. Как следствие – образование застоя.

Социологи считают социальное взаимодействие отправной точкой всех взаимоотношений в обществе. Многие социологи полагают, что сотрудничеству необходимо специально обучать, потому что люди, особенно в настоящее время, этого просто-напросто не умеют. Они не готовы доверять друг другу, а для сотрудничества это основополагающий момент.

Возможно, срабатывают биологические программы, заложенные в человеке изначально, т.е. обороняться, защищаться, не доверять. Обратное не заложено, потому этому нужно учить. Для этого в школе предусмотрены специальные психологические курсы. Замечено, что школьники начинают лучше учиться, отношения в их коллективе налаживаются, когда они вступают в отношения сотрудничества.

Я или мы: взаимодействие людей в обществе

Предмет:Психология
Тип работы:Доклад
Язык:Русский
Дата добавления:11.01.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми
Проблема познаваемости мира в трудах ученых
Индустриальная революция: плюсы и минусы
Глобальные проблемы человечества

Введение:

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а человек изучает нормы, символы и социально-исторический опыт, которые передает общество. С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом.

Особенности взаимодействия людей

Общество — форма объединения людей с общими интересами, ценностями и целями

Во взаимодействии понимается отношение человека к другому человеку как субъекту, который имеет свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это также взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами.

При рассмотрении характеристик отношений между людьми обычно различают два типа взаимозависимости — сотрудничество и конкуренция. В первом случае (сотрудничество) определенное количество людей вступают в контакт друг с другом и предпринимают согласованные действия для достижения конкретной цели. Обычно мы говорим о цели, которую невозможно достичь, действуя в одиночку. Уровень сотрудничества увеличивается, когда люди осознают свою взаимозависимость и необходимость доверия друг к другу. Во втором случае (соревнование) действия нескольких лиц происходят в соревновании, где выигрыш возможен только для одного человека. Например, игра в шахматы.

Психологи обычно выделяют следующие три процесса, посредством которых на людей влияет то или иное влияние. Это податливость, идентификация и интернализация. Одно и то же поведение может быть производным любого из этих процессов или их комбинации. Предположим, вы говорите другому человеку сделать что-то, и он делает это. Поведение данного человека может быть результатом его податливости, идентификации или интернализации. Рассмотрим эти процессы.

Соответствие происходит из-за того, что человек (иногда неосознанно) притворяется, что невыполнение им этого требования или приказа будет стоить ему, что может быть «ценой» неповиновения. Человек следует за порядком, но сам он может испытывать чувство негодования или, наоборот, чувство смирения. Любое влияние человека с властью, например, лидера в организации, может быть основано на соблюдении, особенно когда есть страх наказания или желание получить вознаграждение. В то же время у менеджеров есть основания полагаться на соблюдение в течение всего времени, когда они контролируют то, что нужно их подчиненным.

Идентификация отмечается, когда один человек находится под влиянием другого человека из-за привлекательности последнего. Этот другой может вызвать симпатию у первого или предоставить нечто, к чему первый стремится, например, значительную позицию, положение в обществе. В социальной психологии идентификация обычно понимается как личность, отождествляющая себя с другим человеком, группой лиц. Сознательно или неосознанно индивид приписывает себе определенные свойства другого человека или группы. Многие лидеры, включая политиков, часто влияют на других людей именно потому, что они идентифицируют себя с этими лидерами.

Интернализация происходит, когда кто-то (часто официальный или неофициальный лидер) обладает достаточной компетенцией, чтобы пользоваться доверием других. В этом случае люди считают, что предложения человека — лучший курс действий для них. Его мнения и оценки считаются надежными, заслуживающими доверия. Результатом процесса интернализации является то, что требования, выраженные этим авторитетным лицом, безоговорочно принимаются другим лицом и становятся его собственными требованиями для себя.

Проблемы человеческого взаимодействия

Общаясь друг с другом, люди не только передают и получают информацию, каким-то образом воспринимают друг друга, но и взаимодействуют определенным образом. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизни. Каждый из наших дней включает в себя много разных типов взаимодействия с другими людьми по форме и содержанию. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологической науке. В наиболее общем смысле социальное взаимодействие можно определить как «процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других» (Смелзер).

Социальное взаимодействие также можно рассматривать как одну из сторон общения, как процесс общения, направленный на влияние на действия и взгляды людей, вовлеченных в этот процесс.

Типы взаимодействия

Взаимодействие межличностное и межгрупповое.

Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, долгосрочные или краткосрочные, вербальные или невербальные контакты и связи двух или более людей, вызывающие взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях и отношениях.

Наличие цели (объекта), внешней по отношению к взаимодействующим индивидам, достижение которой предполагает взаимные усилия; объяснимость (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми; Рефлексивная полисемия — зависимость его восприятия от условий реализации и оценок его участников.

Я или мы: взаимодействие людей в обществе

Межгрупповое взаимодействие — это процесс прямого или косвенного воздействия множества субъектов (объектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно это происходит между целыми группами (а также их частями) и выступает в качестве интегрирующего (или дестабилизирующего) фактора развития общества.

Признаки общества

В социологии неоднократно предпринимались попытки дать окончательное определение общества и выделить его основные черты — наиболее типичные, устойчивые и повторяющиеся моменты его жизни. Таким образом, Эмиль Дюркгейм видит фундаментальный принцип стабильности и единства общества в признаках коллективного сознания, общей воли, которая препятствует разрушительной силе человеческого эгоизма. Роберт Мертон убежден, что главное для общества — это наличие определенных фундаментальных ценностей, благодаря которым каждый человек ориентируется на соблюдение общих норм жизни, что является основой для поддержания общества. Нил Смелзер определяет наличие географических границ, общей законодательной системы и определенной национальной системы как отличительных черт общества как союза людей. (социокультурная) идентичность. Американский социолог Эдвард Шилс считает, что в основе общества лежит его характеристика, такая как функционирование государственной власти, которая обеспечивает контроль над всей территорией и способствует формированию общей культуры.

Э. Шилс выделяет следующие критерии для общества:

  • это не часть большей системы;
  • браки заключаются между представителями этой ассоциации;
  • он пополняется главным образом за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  • у ассоциации есть территория, которую она считает своей;
  • общество имеет свое имя и свою историю;
  • имеет собственную систему управления;
  • ассоциация существует дольше, чем средняя продолжительность жизни человека;
  • его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которая называется культурой.

Современная социологическая литература подтвердила подход к обществу как «сгусток» социальных связей и взаимодействий, которые сложились между людьми в социальном пространстве и времени, наиболее распространенными чертами которых являются автономность, самовоспроизводимость, большая интегрирующая сила и высокий уровень саморегуляции. При таком подходе выделяются следующие отличительные черты общества.

Первым признаком общества является наличие социальной общности, которая выражает социальную природу жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Сообщество предшествует обществу, а не наоборот. Однако социальное сообщество возникает не с нуля, а на его естественном субстрате — органическом сообществе людей, их родстве и отношениях. Составляя естественную основу общества (социальной общности), эти естественные предпосылки и органические отношения превращаются в нем в отношения социально-органического типа — мужа и жены, детей и родителей, братьев и сестер, других родственников.

Следующей отличительной чертой общества является его существование в социальном пространстве и социальном времени. Более того, социальное пространство и время не всегда совпадают с физическим пространством и временем. Более того, социальное пространство может существовать вне некоторых территориальных границ и своих собственных территорий (например, вне естественной ландшафтной среды, но на космической станции или межзвездном межгалактическом космическом корабле в социальной сети Интернет). Социальное время также значительно отличается от физического.

Отличительной чертой общества является наличие в нем специальных органов для осуществления его саморегуляции и воспроизводства — социальных институтов, важнейшим из которых является социальный институт семьи, определяющий возникновение и существование других (брак). , воспитание, образование, религия и т. д.). Очевидно, это было убедительно показано Питером Бергером и Томасом Лакманом в их трактате [12], что Робинсон в компании с пятницей не представляет собой общество, несмотря на то, что их союз имеет много признаков социальности, хотя бы потому, что он не содержит внутри механизм самовоспроизводства. Следовательно, концепция общества не совпадает с обществом, то есть социальностью в целом, но представляет собой особую форму коллективного, сверхиндивидуального бытия людей. Отдельный индивид («социологическая робинзонада»), независимо от его социальных качеств, не составляет и не может составлять общество в этом смысле. В то же время общество не сводится к социальности, каждое общество является социальным, но не все, что имеет социальные свойства, может рассматриваться как общество, представляющее только часть, собственность или состояние общества в его узком смысле.

Самодеятельность, автономия, самоорганизация и саморазвитие так или иначе присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным подсистемам и элементам. Но только общество в целом может быть самодостаточным. Ни одна из подсистем, входящих в него, не является самодостаточной. Только взаимосвязанные социальные сообщества, социальные группы, общественные организации и социальные институты (семья, образование, экономика, политика и т. д.) Составляют общество в целом как самодостаточную систему.

Закрытое и открытое общество

Общество как социальная система организована изнутри социальной структурой, а извне — окружающей средой. Одной из возможных типологий является разделение общества на открытое и закрытое, введенное К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

По мнению К. Поппера, закрытое общество — это тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматической авторитарной идеологией (существует система, в которой большинство членов общества охотно принимают ценности, которые для них предназначены, обычно это абсолютно идеологическое общество).

По мнению К. Поппера, открытое общество — это тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критикой, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность выбрать мировоззрение, мораль оценивает себя. Государственной идеологии нет, но на уровне конституции закреплены принципы духовной свободы, которые человек фактически использует, то есть сам пытается найти основные ценности).

Функционирование и развитие социальной системы обязательно подразумевает взаимозаменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследство — члены общества передают знания и культуру из поколения в поколение.

Современное общество

Согласно одной из точек зрения, ключевым вопросом любого цивилизованного общества является вопрос его организации. Современное общество организовано на основе многих экономических, политических, идеологических, социокультурных детерминант. Его можно назвать «переходным» (переходным) от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

Общество литературы и кино

Роман Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» описывает общество потребления, которое опирается на популярную культуру и мышление потребителей, в котором сжигаются все книги, которые заставляют вас думать о жизни. В романе Джорджа Оруэлла 1984 года речь идет об обществе полного отсутствия свободы, основанном на том, чтобы держать людей в страхе.

Вывод:

В ходе своего исследования я выяснил, каковы особенности взаимодействия людей и их проблем. Я разобрался с признаками общества. Я узнал, что такое закрытое и открытое общество. Мы рассмотрели проблему современного общества, а также общества в литературе и кино.

Семь советов об эффективном рабочем взаимодействии

Эффективное рабочее взаимодействие определяется местом, способом и временем его осуществления. Воспользуйтесь следующими семью советами, чтобы повысить качество общения с коллегами.

Учитывайте место и предмет взаимодействия

Взаимодействие осуществляется разными способами: путём личного общения, по электронной почте, через месенджеры и платформы управления работой. Для обеспечения максимальной эффективности следует соблюдать некоторые правила относительно места и предмета взаимодействия.

Иногда понимание места взаимодействия — это уже полдела. В вашей компании могут использоваться разные инструменты взаимодействия, что делает вопрос выбора нужного инструмента ещё более важным. Какой из них подходит для вашего вопроса или комментария? Требуется ли вам оперативный обмен информацией, или несрочного сообщения будет достаточно? Если вы не уверены, уточните у коллеги или руководителя, куда вам отправлять те или иные сообщения. Крайне важно, чтобы все следовали одним правилам. Например, в Asana мы используем следующие решения:

  • Slack
  • Asana
  • Gmail
  • Zoom

Читать о том, почему чёткий план обмена информацией важнее, чем кажется

Развивайте навыки общения

Общение — это основа эффективной работы в коллективе. Для развития навыков совместной работы в коллективе необходимо уметь общаться открыто и честно. Это не значит, что нужно всего со всем соглашаться. Для эффективного взаимодействия очень важно знать, как правильно выражать несогласие и преодолевать разногласия.

Навыки совместной работы и общения напоминают вопрос, что было первым, курица или яйцо? Эффективное общение позволяет обеспечить конструктивную совместную работу, но при этом понимание того, как вести совместную работу, является ключевым компонентом эффективного общения. Фактически это означает, что со временем придётся отрабатывать навыки как совместной работы, так и общения. По мере повышения эффективности совместной работы вы будете улучшать навык обмена информацией и мнениями в рабочей обстановке, и как следствие, такое открытое взаимодействие позволит выполнять совместную работу ещё более слаженно.

Читать о 10 простых шагах к более эффективной совместной работе

По возможности используйте личное общение

Пожалуй, самый надёжный и проверенный способ избежать недопонимания — поговорить с человеком лично. Если ваша команда работает в виртуальном режиме, также подойдёт общение по видеосвязи. Личное общение особенно важно, когда предстоит непростой разговор. Бывает трудно передать правильную интонацию в письменном виде, поэтому в идеале желательно, чтобы собеседник видел вашу мимику и жесты.

При удалённом или распределённом режиме работы видеосвязь можно заменить разговором по телефону. Усталость от видеоконференций — это реальная проблема, которая способна заметно осложнить совместную работу и взаимодействие для коллективов, работающих в удалённом режиме. Общение по телефону снижает визуальную нагрузку и при этом позволяет слышать голос и интонацию собеседника.

Контролируйте интонацию и жесты

Общение — это не только то, что вы говорите, но и то, как вы это говорите. Не допускайте скрещивания рук и резкого тона. Зачастую жесты могут не иметь никакого отношения к текущей ситуации, например, когда вы устали или испытываете стресс из-за каких-то личных переживаний. Но ваши коллеги, не зная этих обстоятельств, могут неправильно понять вас и предположить, что вы рассержены или чем-то расстроены. Постарайтесь выглядеть и говорить спокойно, чтобы не давать ложных сигналов, особенно когда предстоит сложный разговор.

Отдавайте предпочтение двустороннему общению

Слушать собеседника так же важно для рабочего взаимодействия, как и говорить. Для качественной совместной работы в коллективе важно выслушивать чужие идеи, а не только излагать собственные.

Существует два распространённых варианта слушать других: слушать, чтобы ответить, и слушать, чтобы понять. Когда вы слушаете ради того, чтобы ответить, то в первую очередь уделяете внимание собственным высказываниям, а не тому, что говорит собеседник. При таком способе слушать вы рискуете упустить ключевую информацию или даже повторить уже сказанное собеседником.

Лучше стараться слушать, чтобы понять собеседника, то есть слышать, что он говорит, а не думать, что ему ответить. Если вы надумаете что-то сказать, запишите эту мысль, чтобы можно было продолжить слушать собеседника, а не пытаться удержать в голове то, что вы собираетесь сказать дальше.

Оперируйте фактами, а не предположениями

Соучредитель Conscious Leadership Group Диана Чапман рекомендует пользоваться так называемой техникой фактов и предположений. В данном случае «факты» — это то, что действительно имело место, и то, с чем никто из присутствующих не станет спорить, а «предположение» — это ваша интерпретация той или иной ситуации.

Например, ваш руководитель озвучивает оценку вашей работы во время совещания. Это факт. Вы не ожидали такой оценки и предполагаете, что руководитель высказался при всех, а не оставил это для беседы с глазу на глаз, потому что он недоволен вашей работой. Это предположение, поскольку вы точно не знаете, правда ли это.

Предположения неизбежны, ведь мы все строим их на основе фактов. Но старайтесь отделять предположения от фактов и не руководствуйтесь ими, если не можете их подтвердить. Например, можно поговорить с руководителем лично и спросить, почему он озвучил свою оценку на коллективном совещании.

Разговариваете с нужным человеком

Эффективность рабочего взаимодействия зависит не только от того, что вы говорите, но и от того, с кем вы разговариваете. Неэффективное взаимодействие зачастую возникает, когда вы говорите не с теми людьми или пытаетесь передать информацию в неподходящей обстановке.

Во избежание такой ситуации позаботьтесь о том, чтобы сообщение дошло до нужных людей. Если вы точно не знаете, кто это должен быть, выполните процедуру определения всех важных заинтересованных сторон проекта.

Asana делает из нас лучших руководителей проектов, поощряя ответственное отношение каждого сотрудника.”

—Райан Конлин, глава администрации компании EarthEnable

Социальные взаимодействия: классификация по Сорокину

Классик мировой социологии выделяет основания для классификации:

  • количество взаимодействующих людей;
  • кратковременное или долговременное взаимодействие;
  • одностороннее или многостороннее взаимодействие;
  • организованно или нет, проходит взаимодействие;
  • стихийно или сознательно;
  • интеллектуальный, чувственно-эмоциональный или волевой уровень взаимодействий.

Взаимодействие

Условия для социального взаимодействия

Для социальных взаимодействий определено 2 условия: наличие психики и органов чувств у общающихся субъектов, чтобы узнавать чувства друг друга, выражающиеся мимикой, жестами, интонацией. Второе условие – выражение собственных мыслей и чувств одинаковыми символами.

В процессе социального взаимодействия контактирующие люди доносят друг до друга информацию и ждут обратной реакции, то есть действий. Беседа приятелей относится к коммуникативному процессу, который заканчивается совместными действиями: сотрудничеством или конфликтом.

Совместные трудовые взаимодействия, которые переросли в дружеские отношения семьями, относятся к комплексному и сложному явлению, что относится к социальному взаимодействию.

Что такое социальные взаимодействия

К социальному взаимодействию относится вид социальной связи между субъектами, которых связывает повод для связи, и действуют механизмы, регулирующие эти взаимоотношения. При социальном взаимодействии осознанная деятельность одного человека вызывает ответные действия другого субъекта. Это единичные контакты или элементарная социальная связь. Другие контакты называются регулярными. Для углубления социальной связи субъекты прибегают к определённым социальным действиям. Связь считается социальной, если действия направлены на другого человека, и приводят к ожидаемому последствию или реакции.

Вступая в социальные взаимодействия, люди сопереживают, обмениваются информацией, выполняют совместные действия. Это выражается в социальном влиянии, сотрудничестве, соперничестве, манипуляциях или в конфликтах.

Конфликт

Типология социальных взаимодействий

К главным типам относятся:

  • одностороннее доминирование;
  • двустороннее взаимодействие.

Одностороннее воздействие отмечается командованием, эксплуатацией, господством, нравоучением и другими подобными действиями. Двустороннее взаимодействие характеризуется равными условиями сторон, которые состоят из переговоров, конференции, конкуренции, купли-продажи, соревнования, телефонного разговора или конфликта.

Коммуникации делят на межличностные, внутригрупповые, межгрупповые и массовые взаимодействия. Сотрудничество состоит из кооперации, взаимопомощи, переговоров или консенсуса. К соперничеству относят конкуренцию, споры и конфликты, а также столкновения. Сорокин рассматривает типы как обмен: идеями, согласованиями, чтобы достичь единой цели, или эмоциональными отношениями к предмету действия.

Форма взаимодействия

Модель Такмена

Модель полезна всем участникам команд любых размеров из любой отрасли. Брюс Такмен описал свою теорию в 1965 году. Автор выделил четыре стадии развития команды:

  • формирование
  • конфликтную
  • нормирующую
  • исполнительную

Все эти поэтапные стадии необходимы команде, если в ее планах расти, развиваться и решать проблемы и находить лучшие решения.

Формирование (Forming)

Этот организационный этап посвящен формированию команды; в это время намеренно избегаются конфликтные ситуации и каждый участник команды фокусируется на выполнении рутинных задач. В процессе формирования команды важно накапливать информацию и впечатления.
Члены команды знакомятся, встречаются, изучают возможности и требования, принимают общие цели и стратегию и приступают к их реализации.

Этот этап очень важен потому, что участники узнают друг друга, а для менеджера это отличный шанс понять кто и как предпочитает работать: самостоятельно или в группе, как справляется с нагрузкой и т.д.

Конфликтная стадия или столкновение интересов (Storming)

Сформировавшись в единую группу, ее участники выносят на обсуждение свои идеи. Наиболее опытные члены команды обычно определяют, готова ли команда двигаться дальше. Некоторые фокусируются на мелочах, чтобы избегать более серьезных вопросов в дальнейшем. Этот этап необходим для роста команды.
Иногда он даже может оказаться весьма “болезненным”, поэтому важно уделить внимание терпеливому отношению к процессу и толерантности. Во время Storming лидеры команд должны помогать участникам “сглаживать” спорные ситуации и возможные конфликты и подавать пример профессиональным поведением.

Стадия нормирования ( Norming)

После обсуждения идей, команда приступает к согласованию общего плана. Не все идеи будут реализованы, поэтому некоторым придется отказаться от собственных инициатив, чтобы действовать командно.
Все участники сплоченной группы готовы работать для достижения общей цели. Все готовы идти на компромисс, любая враждебность исчезает.

Исполнительная стадия (Performing)

К этой стадии команда уже может полноценно функционировать и добиваться результатов, находить способы выполнять работу гладко и эффективно без неуместных конфронтаций. Все члены группы мотивированы, компетентны и могут принимать решения самостоятельно. Миссия лидера — оценивать эффективность работы команды, предоставлять своевременную обратную связь и согласовывать личные устремления участников.
При определенных обстоятельствах, даже самые высокоэффективные команды могут временно вернуться к ранним стадиям развития.

В 1977 году Такман вместе с Мэри Энн Йенсен добавил в модель развития команды пятый этап — стадию расставания

(adjourning).

Стадия символизирует достижение поставленных целей и задач и, как следствие, спад активности группы. Совместная деятельность команды прекращается.

Что подразумевается под рабочим взаимодействием?

Рабочее взаимодействие — это взаимодействие на работе касательно самой этой работы. Сюда относится обмен информацией о персональных поручениях, публикация актуальных данных в обновлениях статуса проектов, а также обратная связь с руководителями и сотрудниками. Знание того, как обеспечить рабочее взаимодействие, является ключом к эффективной совместной работе. Ведь отсутствие чёткого взаимодействия чревато недопониманием, ошибками и даже оскорблением чьих-то чувств.

Рабочее взаимодействие может осуществляться лично, путём переписки, по видеосвязи или в рамках совещаний. Кроме того, такое взаимодействие может происходить в реальном времени или с некоторой задержкой, например, когда вы общаетесь по работе с помощью электронной почты, системы видеосообщений или через платформу типа инструмента управления проектами. Вот несколько примеров рабочего взаимодействия:

  • Коллективные совещания
  • Личные беседы
  • Приём информации
  • Обмен информацией о статусе проекта или ходе работ
  • Совместная работа над задачами со специалистами из разных подразделений
  • Невербальный обмен информацией

Элементы эффективного взаимодействия

Ну, вот вы и узнали, что такое рабочее взаимодействие. С чего же теперь начать повышение его эффективности? Существует несколько основных принципов эффективного взаимодействия, которыми можно пользоваться независимо от характера взаимодействия. В частности, эффективное взаимодействие:

  • Подразумевает чёткость.

    Отправляя сообщение в Slack, составляя письмо по электронной почте или отвечая на чей-то запрос, старайтесь чётко доносить то, что хотите сказать.

  • Направлено на разрешение конфликтов, а не на их создание.

    Взаимодействие осуществляется с тем, чтобы решить проблему или способствовать эффективной совместной работе над проектом или задачей. Эффективное рабочее взаимодействие позволяет выявлять препятствующие факторы и обеспечивать обратную связь, но главная цель при этом заключается в том, чтобы добиться улучшение текущей ситуации.

  • Является двухсторонним.

    Любое рабочее взаимодействие представляет собой обмен информацией, даже если она передаётся невербальным способом и только одним человеком.

Преимущества открытого рабочего взаимодействия

Чёткое эффективное рабочее взаимодействие позволяет:

  • Повышать вовлечённость и причастность сотрудников
  • Стимулировать интерес коллектива
  • Повысить продуктивность
  • Формировать здоровую рабочую атмосферу и организационную культуру
  • Нивелировать конфликтные ситуации
  • Повышать лояльность
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]