Определение поведения и развитие его норм в обществе

Я знаю, как на мед садятся мухи Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Франсуа Вийон


Иногда мы можем переступить ту черту, которую, казалось бы, переступить невозможно. Иногда мы ведем себя таким образом, что даже сами осуждаем себя за свои проступки. Почему?

Мы не можем дать объяснения многим вопросам относительно своего поведения. Влияют ли на него другие люди, и каким образом? Что мы знаем о себе и о своей психологии? Самостоятельны ли мы в своих сужениях? Кто решил, как надо себя вести в обществе?

Поведение — это сложившийся в процессе жизни образ взаимодействия живого существа с окружающей его средой.

Наше поведение выглядит сложно и необъяснимо. Считается, что сущность человека непонятна, и действительно это так. Никому неизвестно, как может повести себя даже очень близкий человек в стрессовой или опасной ситуации, так как в каждом из нас заложен инстинкт самосохранения. И это не главное. Поведение человека зависит от многих факторов.

Загрузка культуры человека


В обычных условиях загрузка культуры или поведения личности начинается с самого рождения. Ребенок, как и все живое, пытается сохранить свою жизнь.

Для него возможной единственной угрозой считается негативная оценка родителей. Малыш пытается выяснить, как избежать такой угрозы, а еще лучше – получить одобрение, он старается подстроить свое поведение так, чтобы избежать любой угрозы.

К сожалению, многие взрослые люди считают, что из ребенка вырастет только то, что было в него заложено с момента рождения, не уделяя особого внимания его воспитанию. В итоге, дети не в самых лучших местах собирают информацию, отсюда и неадекватное поведение детей.

Люди неплохо могут различать шутки и искренне верят в то, что преподносится с эмоциями, когда информация выглядит подлинно и серьезно. На этом отчасти основывается наше поведение. А вот отличить подлинных эмоций от качественной игры актеров нам сложно.

Если информация поступает как приоритет в определенной деятельности, с признательными эмоциями, то человек начнет стремиться к получению этого приоритета. Это легко понять на примере рекламы. Мы все с доверием относимся к рекламируемому товару, покупаем его и надеемся на то, что получим такой же результат, о котором так искренне рассказывали рекламодатели.

Маркетинг

Поведение потребителей относится к процессам, в которых участвуют потребители. И к реакциям, которые они оказывают на продукты или услуги. Это связано с потреблением и чувствами, которые потребители испытывают во время покупки и потребления товаров и услуг. Потребители признают потребности или желания и проходят определенный процесс для удовлетворения этих потребностей. Потребительское поведение личности — это процесс, которому они подвергаются как клиент, который включает в себя типы приобретенных продуктов, количество потраченных средств, частоту покупок. И то, что влияет на него при принятии решения о покупке.

Существует много факторов, влияющих на поведение потребителей, при этом имеются как внутренние, так и внешние факторы. Внутренние факторы включают отношения, потребности, мотивы, предпочтения и процессы восприятия, в то время как внешние факторы включают маркетинговую деятельность, социальные и экономические факторы и культурные аспекты. Доктор Ларс Пернер из Университета Южной Калифорнии утверждает, что существуют также физические факторы, которые влияют на поведение потребителей. Например, если потребитель голоден, тогда это физическое чувство голода будет влиять на него, заставляя пойти и купить сэндвич, чтобы удовлетворить голод.

Поведение и принцип домино.

Виды поведения

С точки зрения соблюдения правил и ценностей общества выделяют социальное и асоциальное поведение человека.

Социальное поведение – это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду.

Асоциальное поведение – это поступки, которые не соответствуют нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.

Поведение начинающего наркомана — как распознать?

Начинающий наркоман для самого себя более опасен, чем для него наркотические вещества. Но почему так происходит? Употребление людьми наркотических веществ для общества является проблемой, поэтому и порицается им. «Новичок», боясь этого осуждения со стороны общественного мнения, не рассказывает о своём опыте с наркотиками, усугубляя тем самым проблему. Но когда об этом становится уже известно, оказать помощь человеку становится в разы сложнее, нежели на начальном этапе: выше стаж — сильнее зависимость.

Признаки, на которые следует обратить внимание, чтобы распознать начинающего наркомана:

  1. Личные вещи человека пополнились странными предметами: порошки, таблетки, подожжённые ложки и так далее;
  2. Невыполнение обязанностей становится нормой. Человек начинает прогуливать учёбу или работу;
  3. Патологическое изменение зрачков сопровождается её сокрытием. Наркоманы, независимо от погоды, предпочитают ходить в солнцезащитных очках;
  4. Резкая смена внешности — это должно особенно насторожить, если человек, будучи аккуратным, стал ходить грязным, «забил» на внешность. Наркоманы предпочитают ходить в закрытой одежде, пряча следы от уколов.
  5. Нежелание сдать тест на наркотики говорит о становлении человека наркоманом. Ибо страх осуждения со стороны близких людей и общества более высок на начальном этапе наркомании, чем страх за своё здоровье.

Также ввиду отсутствия у начинающего наркомана тяжёлых физической и психологической зависимостей от наркотика есть возможность переносить абстиненцию «на ногах». Для близких людей этот человек «болеет ОРЗ» или получил расстройство желудка.

Основы для любой культуры

Видовое поведение человека – это определенное взаимодействие с окружающим миром, но все части мира взаимодействуют друг с другом.

Поэтому то, что мы называем поведением, должно быть определенным классом реакций. Когда о нем заходит речь, то предполагается целесообразное взаимодействие с окружающей действительностью. Значит, если мы видим цель, к которой стремится рассматриваемый человек, то тогда мы говорим о действиях этой личности.

Рассмотрим потребности всех живых существ, в силу которых формируется их поведение:

  • Самосохранение. Проявляется этот инстинкт либо в поиске пропитания, либо во избежание неблагоприятного воздействия.
  • Стремление к воспроизводству своего вида. Образ действий человека, связанное с размножением довольно сложное, и принимает достаточно причудливые формы. У животных есть своеобразные брачные ритуалы, а у людей стремление к размножению, и связанное с ним поведение личности, тесно переплетено с местом в иерархии в том сообществе, в котором эта личность обитает. Чем выше положение в иерархии, тем больше шансов у человека оставить потомство и его воспитать.
  • Стремление к безопасности. Это стремление к обеспечению условий своего существования, которое проявляется в поиске или строительстве убежища, а также в накоплении впрок средств пропитания и материального достатка. В этом случае действия человека проявляются в зависимости от его желаний, приобретенных в том обществе, в котором он обитал.
  • Очередной тип стремления, который свойственен человеку – это действия личности, связанное с заботой о потомстве и даже о членах своего общества.
  • Поведение, связанное со стремлением к чистоте свойственно более ограниченному числу человечества. Чистота – это создание определенных условий своего существования или стремление к определенному качеству жизни.
  • Поведение личности, которое связано со сложной психической организацией. Человек стремится к тому, чтобы образ реальности соответствовал тому окружающему миру, в котором человек себя находит.

Построение видового поведения личности основывается на шести главных вышеперечисленных потребностях. А культура является надвидовой организацией потребностей человека.

Совершенно очевидно, что каждая культура должна учитывать и давать возможности для проявления всех естественных потребностей, свойственных человеку. Видовые потребности нередко контролируются или подавляются культурой.

Расстройства поведения — симптомы и лечение

Диагноз «расстройство поведения» (любой из его подтипов) может поставить только детский врач-психиатр. Если у психиатра возникают подозрения о наличии какой-либо соматической или неврологической болезни, он направляет ребёнка на соответствующие анализы и/или на консультацию к педиатру или неврологу.

При наличии соответствующих показаний, например при любых поражениях мозга или нарушении развития и поведения у детей, невролог может порекомендовать пройти электроэнцефалографию. Её проводят, чтобы исключить патологический синдром, при котором время от времени возникают приступы агрессивного поведения и другие подобные приступы.

Электроэнцефалография

Нарушения поведения также могут протекать на фоне болезней эндокринной системы, например феохромоцитомы, поэтому ребёнка могут направить к эндокринологу.

Если все «непсихиатрические» причины исключены, врач-психиатр ставит диагноз после беседы с родителями или опекунами ребёнка, самим ребёнком и другими людьми, которые участвуют в его воспитании. Также доктор может попросить педагогов составить на ребёнка характеристику.

Для того чтобы поставить диагноз «расстройство поведения», необходимо наличие как минимум трёх из нижеприведённых симптомов, которые должны присутствовать не менее шести месяцев:

  • повторяющийся факт воровства;
  • побеги из дома и детдома на всю ночь не менее двух раз или побег из дома один раз без возвращения (в случае проживания с родителями или опекунами);
  • частая ложь (за исключением тех случаев, когда лгут во избежание физического или сексуального наказания);
  • намеренное участие в поджогах;
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, влияющие на успеваемость;
  • частые и тяжёлые вспышки гнева, которые спровоцированы незначительной или малозначительной причиной и приносят вред самому ребёнку и окружающим;
  • намеренное проникновение в чужой дом или машину с порчей чужой собственности;
  • физическая жестокость по отношению к животным;
  • принуждение кого-либо к сексуальным отношениям;
  • применение оружия более одного раза, инициирование драк;
  • воровство после борьбы (например, ударил и выхватил кошелёк или вымогал деньги, угрожая оружием);
  • физическая жестокость по отношению к людям;
  • вызывающее провокационное поведение и постоянное непослушание [15].

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику необходимо проводить со следующими расстройствами:

  • гиперкинетическим расстройством (или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, СДВГ);
  • реакцией адаптации на внешние стрессоры;
  • расстройством настроения (депрессией и биполярным аффективным расстройством);
  • расстройством аутистического спектра;
  • субкультурной девиантности.

Гиперактивность характеризуется импульсивностью, невнимательностью и чрезмерной активностью. Каждый из этих трёх симптомов может быть ошибочно истолкован как антисоциальное поведение, особенно импульсивность, которая может проявиться при расстройстве поведения. Однако для СДВГ не характерны симптомы нарушений поведения (например, воровство, поджоги или побеги). Дети с СДВГ более критичны к своему поведению, за которое они могут попросить прощение. Причина регулярного повторения эпизодов неприемлемого поведения при гиперактивности — недостаточный контроль над импульсами или проблема с вниманием, а не истинное протестное поведение.

Реакцию адаптации на внешние стрессоры диагностируют в тех случаях, когда она возникает сразу после воздействия установленного психологического стрессора. Таким стрессором может оказаться развод, тяжёлая утрата, насилие или усыновление. Но главным отличительным признаком адаптивной реакции является время: симптомы при этом возникают через 1–3 месяца после появления стрессора и сохраняются не дольше 6 месяцев после того, как стрессор или его последствия перестают влиять на ребёнка

Для депрессии, особенно в подростковом возрасте, характерна раздражительность и протестное поведение, но ключевым фактором является сниженное настроение, которое может сопровождаться тревогой, боязливостью, навязчивыми мыслями и/или действиями и другими специфическими фобиями. При депрессии также возможно состояние, при котором окружающий мир кажется нереальным.

У детей и подростков с депрессией на первый план могут выходить оппозиционное поведение, грубость или отказ от любых занятий, даже любимых. Но более тщательный расспрос показывает, что главная причина такого поведения — сниженное настроение, апатия или ощущение бессилия, характерные для депрессии.

Биполярное аффективное расстройство на ранних этапах отличить сложнее, так как оно может проявляться демонстративным поведением и раздражительностью в сочетании с противоправными действиями. Заниженная самооценка — нормальное явление при расстройстве настроения, равно как и отсутствие друзей или творческого досуга.

Систематические исследования показывают, что примерно у трети детей с расстройством настроения наблюдаются депрессивные или другие эмоциональные симптомы, например длительные снижения настроения, заниженная самооценка, склонность к самоповреждению, нарушения сна, аппетита и работоспособности. Поэтому расстройства настроения часто можно спутать с расстройством поведения.

Расстройства аутистического спектра (РАС) среди прочего могут проявляться вспышками агрессии, сильного раздражения и деструктивного поведения. Зачастую именно они служат поводом для направления к психиатру. Однако при более тщательном опросе и обследовании врач выявляет и другие симптомы РАС. Среди них выделяют стереотипное поведение, малоконтактность, ограниченный круг интересов и занятий, а также отставание в умственном развитии, чего не наблюдается при расстройстве поведения.

Субкультурная девиантность присуща подросткам, когда они не проявляют агрессию, но носят эпатажную одежду или вызывающий макияж, который демонстрирует их принадлежность к определённой субкультуре. Как правило, они спокойно общаются внутри этой группы сверстников. Члены такой компании могут иногда злоупотреблять психоактивными веществами или, к примеру, заниматься мелким воровством в магазинах. Если анализировать такое поведение поверхностно, то в МКБ-10 оно попадает под категорию несоциализированного расстройства поведения. Но мировое психиатрическое сообщество считает, что такую формую поведения нельзя считать сугубо психиатрическим симптомом, иначе расстройство поведения диагностировали бы у 1/3 всех подростков, что довольно много. Поэтому при постановке диагноза рекомендуют использовать американский классификатор DSM, так как он позволяет диагностировать подобные расстройства более точно [4].

Наши заблуждения


Мы считаем, что наши оценки и само наше поведение исходят от нас самих. Только вот принципы наших оценок, поступков и явлений у нас внешние.

Возьмем пример, калькулятор выполняет сложные математические вычисления сам, но для того чтобы получить результат вычислений мы производили с ним некоторые манипуляции. Так и у нас, в нас вводит информацию окружающий мир, а мы стараемся вычислить свое отношение к этому современному миру и создать свое поведение.

Никому не захочется тратить свои силы на действия, которые не будут хоть одним человеком оценены. Нет, попробовать сделать что-либо человек может, но если он не найдет поддержки хотя бы одного человека, то все усилия прекратятся. Мы работаем, если эта работа оценивается, и не работаем, если не находим поддержку окружающих.

Наша любознательность тоже смысла бы не имела, если бы об ее результатах не сообщалось еще кому-нибудь. Мы обучаемся в надежде на то, что это даст возможность произвести впечатление. Мотивы действий личности регламентируются приобретенными общественными нормами и средой ее воспитания.

Введение

Увидеть изменения в человеке в первые дни и недели употребления наркотических веществ сложно. Существуют различные виды наркотиков, поэтому любые изменения в начале употребления их наркоманом будут иметь разных характер:

  1. Резкая перемена настроения;
  2. Сбитый режим сна;
  3. Вялость или постоянная активность;
  4. Манеры речи и письма подверглись изменению;
  5. Чрезмерный аппетит или его отсутствие.

Ввиду современного образа жизни абсолютно любой человек может показаться на наркоманом, ведь у каждого может быть сонливость, нарушение аппетита из-за иных болезней, перепады настроения и так далее.

Отличить зависимого человека от неупотребляющего можно по нескольким факторам:

  1. Поведение. Именно он выдаёт человека, употребляющего наркотические вещества. Резкое эмоциональное изменение человека и его характера может говорить о его наркозависимости. Он превращается в параноика, никому не доверяя и предполагая, что за ним наблюдают.
  2. Внешние черты. Внешность может сказать о человеке многое, а наркомана она выдаёт сразу, достаточно посмотреть в его глаза, обратить внимание на телосложение и кожу. Шрамы и следы от уколов на локтевых и коленных сгибах, в большинстве случаев, говорят, что перед вами наркоман.
  3. Тест на наркотики. Сейчас тест на наркотики продаётся в открытом доступе, в любой аптеке. Это единственный актуальный способ в определении наркомана.

Влияние эмоций


На поведение личности большое влияние оказывают эмоции. Возьмем ситуацию, когда один человек из небольшой компании увидит хищника, он испугается и закричит, на что вся компания отреагирует так же, при этом кто-то мог даже и не увидеть того хищника.

Если бы такая ситуация произошла в толпе людей, то масштабы последствий были бы серьезней, началась бы паника. Для такого поведения объяснения в словах нет необходимости, все происходит на уровне автоматики.

В общении животных интересным является тот феномен, который объединяет их в одну группу и удерживает там. Животные не разговаривают, поэтому в их головах не вертятся слова, как у людей, но эмоциональная информация природой запрограммирована в виде их своеобразного поведения.

Эмоциональная семейная зависимость отдельных видов животных, благодаря эволюции преобразовалась в некую социальную систему. Это говорит о том, что животные живут одним семейством и удерживаются в нем благодаря количеству эмоций, подходящим всем членам семейства, так как животным предложить больше нечего.

Иерархия равенства

В семействах животных существует иерархия в различной степени. Особь ищет среди своих собратьев специфической реакции для того, чтобы стать вожаком.

Если бы добиться эмоций признания от членов семейства не представлялось бы возможным, то особь не стала бы напрягаться. Получается, если особь добивается внимания окружающих, то любыми путями пытается стать вожаком, то есть воинственным поведением добивается своих целей.

Поведение людей практически такое же — как только окружающие предоставляют свои эмоции признания, один из членов общества становится вожаком. Например, эмоции признания достаются авторитетным людям, которые каким-то образом привлекли внимание общества. У людей, воспитанных в жестких условиях домашней иерархии, проявляется агрессивное поведение к членам их семьи или к более слабым людям.

Признаки неадекватного поведения​

девиантное поведение

У девиаций существуют общие признаки, которые отличают их от нормы:

  • Оно вызывает негативную реакцию у большинства людей, так называемые социальные санкции.
  • Оно наносит ощутимый ущерб другим людям — их здоровью, безопасности, имуществу или даже жизни. Либо это может быть аутодеструктивное поведение — такое, которое причиняет вред самому человеку. К нему, например, относятся зависимости.
  • О девиации уверенно можно говорить, если это не единичное проявление, а многократное, которое повторяется уже длительное время.
  • Наконец, неадекватное поведение сопровождается социальной дезадаптацией — утратой способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. То есть, независимо от обстоятельств и окружения человек с девиацией будет вести себя одинаково. [7]

Кроме того, девиации имеют возрастную и половую специфику. Девиантное поведение мужчин и женщин отличается, так же как отличается девиантное поведение взрослого человека и ребёнка.

Иерархия отличий

От животных людей отличает то, что получить признание они могут разнообразными способами. Человек может добиваться эмоциональной поддержки, то есть уважения окружающих демонстрацией своих талантов. Это развивает в личности самоуважение, так как оно невозможно без признания общества, которое их окружает.

Именно на этих принципах живет современное общество. Остается добавить только то, что человек, который добивается эмоционального признания общества, начинает владеть мнением этого общества, а значит, становится авторитетом, который в последствие может повлиять на поведение общества в целом.

Люди отыскивают любые возможности для получения уважения, и если им не удается получить признание собственными способностями, то для достижения цели в ход идут любые способы.

Некоторые пытаются получить уважения в своем вероисповедании или в названии национальности, а другие демонстрируют уровень своих автомобилей и брендов одежды или же неприемлемым обществом поведением.

Эти вещи ничего не говорят об умственном уровне их обладателей, хотя производят впечатления на многих членов общества. Есть люди, которые покоряют горы или бросаются в пропасти, греются на пляжах или едут в путешествия, лишь бы их действия хоть кто-то оценил как достижения.

Ошибки и условия


Легко наблюдать за поведением подростков, которые своими не всегда адекватными действиями стараются произвести впечатление, показать свою особенность или привлечь внимание окружающих.

Если человека лишить свободы действий, где ему не доступен цивилизованный способ достижения признания общества, то он, подобно диким предкам, старается получить эмоции признания своим агрессивным поведением.

Ученые проводили множество экспериментов, которыми они пытались объяснить поведение людей в различных ситуациях. Психолог Милгрем доказал, что не только в экстремальных условиях даже самый принципиальный человек может повести себя неадекватно под давлением авторитета.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]