Тема самоопределения как неизбежного этапа формирования личности и основы на пути к самореализации человека, вызывает среди ученых много дискуссий. Исследования этой проблемы проводились в разных направлениях. Ученые считают, что самоопределение стоит рассматривать в узком контексте каждой сферы жизни человека. Кто-то убеждён, что во главе всех векторов развития лежит личностное самоопределение.
Конечно, каждая теория имеет свои доказательства и право на существование, но все же без внутреннего ядра и самоопределения человека как личности невозможно безошибочно выбирать свое место в других сферах жизни.
В этой статье:
Что такое самоопределениеВиды самоопределенияОсобенности нравственного самоопределенияПрофессиональное самоопределениеРоль самоопределения личности в обществеУсловия гармоничного самоопределения
Что такое самоопределение
Фото автора Dih Andréa: Pexels
Самоопределение – это четкое осознание собственной направленности по отношению к миру, своего положения в этом мире, а также жизненная позиция, которая формируется на ценностно-нравственных ориентациях. Проблема самоопределения ставит перед человеком две задачи:
- Человек определяет индивидуальный жизненный смысл.
- Построение планов, целей на своем жизненном пути. Выбор средств достижения поставленных целей.
Как правило, самоопределение, как форма психологического развития личности особенно остро ощущается в подростковом возрасте. Этот период является важным и переломным в жизни каждой личности. Словно внезапно повзрослевший ребенок стоит на перекрестке дорог и решает, какую ему выбрать. Каждая из них, как в сказке обещает блага и определенное вознаграждение, но на пути однозначно встретятся препятствия.
Еще каждый путь незримо определяет, кому он под силу, а кому и не стоит пытаться туда идти. Это конечно метафора, но она имеет место быть в жизни в форме предрассудков и предубеждений. В идеале каждый человек должен иметь свободу выбора и определять свой путь, и видеть себя, как уверенно идущего человека.
Осознанность и самосознание
Непосредственное влияние на самоопределение играет формирование экзистенциональных установок личности. Именно в этот период подросток задается вопросами о смысле жизни, о собственном бытии и о смерти. Самоопределение является психологическим аспектом и основой на пути самореализации человека в жизни. Иными словами, понимание того, кто «Я», и чего жду от жизни, уже является частью самоопределения личности.
В психологии выделяют личностное и социальное самоопределение
Личностное самоопределение – поиск своего места в жизни, своей жизненной стратегии и определение критериев успеха в личной жизни и профессиональной деятельности. Если смотреть глубже, то это поиск своего истинного « Я» и своего предназначения.
Социальное самоопределение — это определение своего места в обществе, принадлежность к определенному социальному кругу или группе людей. Это формирование социальной осознанности, определение собственных взглядов на религию, политику, философию жизни и мораль.
Необходимость в личностном, социальном и профессиональном самоопределении возникает в 15-17 лет. Это ранний юношеский возраст, когда старшеклассники готовятся к поступлению в ВУЗы, выбору будущей профессии и самостоятельной жизни. В таком возрасте рано говорить об осознанном самоопределении. Более правильно говорить о психологической готовности молодого человека к самоопределению.
- Готовность к личностному самоопределению. Готовность к личностному самоопределению подразумевает формирование у подростков осознанности, представления о своих обязанностях и правах в обществе. А также формирование устойчивых моральных принципов, взглядов и убеждений. В этом возрасте человек должен уметь нести ответственность за свои действия, уметь анализировать жизненный опыт и давать адекватную оценку событиям. Это обеспечит в будущем сознательную, творческую и активную жизнь. Конечно, главную роль в готовности к самоопределению играет самосознание, т.е. понимание себя, своих качеств и их адекватная оценка.
- Личностное самоопределение подростков. В подростковый период происходят глубокие изменения в человеке. Они касаются и физиологии, отношений со взрослыми и сверстниками, изменения в развитии интеллекта и способностей. Это переход с детства во взрослую жизнь. Личностное самоопределение в юности начинает формироваться с понятия о мотивации, определения личных и деловых интересов. В этот период проявляются профессиональные склонности. Несомненно, это переломный и самый трудный период становления личности. Но он самый ответственный в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется стремление к самосовершенствованию. Хочется познать себя, выразить и утвердиться.
Главная особенность этого возраста – это стремлением быть похожим на взрослых. Подросток копирует манеру поведения, стиль одежды, лексикон. В этот период взрослые сами начинают относиться к ребенку как ко взрослому, больше ему разрешают и доверяют, возлагают новые обязанности. Отношения становятся более равноправными и независимыми. В итоге, у подростка укрепляется стремление быть взрослым, поэтому новые жизненные обстоятельства выводят личность на новую ступень личностного психологического развития.
Начинает формироваться самосознание, оценка личных способностей. Все подростки недовольны собой, потому что оценивают достоинства других людей и желают иметь такие же. Они создают себе идеал и переживают, что не соответствуют ему.
Основной проблемой личностного самоопределения является то, что большую часть времени подросток проводит в школе. Наша система образования не только не способна помочь ребенку определиться, познать себя, испытать свои возможности, а в принципе педагоги не воспринимают подростка за человека. В школе не учат мыслить, думать, развиваться, творить и ставить цели.
По мнению Н.С. Пряжникова, личностное самоопределение «обладает такими характерными чертами как глобальность, зависимость от стереотипов общественного сознания и зависимость от влияния объективных факторов, определяющих жизнь группы».
Виды самоопределения
Стоит сказать, что самоопределение бывает разных видов и ученые проводят интересные исследования на тему этих психологических процессов. Наиболее важные и интересные аспекты выбора личности относят к следующим видам самоопределения:
- Религиозное.
- Социальное.
- Профессиональное.
- Общественно – политическое.
- Семейное.
Именно эти сферы жизни человека выделяют многие ученые и изучают выбор личности в том или ином направлении. Стоит сказать, что не все виды самоопределения сваливаются на юную подростковую голову в один момент. Определение происходит естественным путем, по мере поступления новой информации и вовлечения в новую сферу деятельности человека.
Так, например, подросток получает право голосовать с 18 лет, соответственно его общественно-политическое самоопределение не будет стоять остро в 13 или 15 лет. Но его формирование уже осуществляется путем накопления информации из микро- и макросоциума. Это значит, что личность обращает внимание на самоопределение в этом направлении своих родителей и родственников, друзей и даже своего народа.
Национальное самоопределение
Самоопределение может касаться не только отдельных личностей, но и целых наций, а также различных сфер человеческой жизни.
Самоопределение нации — результат процесса самоутверждения исторически сложившейся общности, которая имеет единый язык, культуру, экономику, национальные символы и, возможно, религию. В отличие от личностного, национальное самоопределение может занять от нескольких лет до тысячелетий. Исходя из принципов международного права, каждый народ имеет право на самоопределение.
Особенности нравственного самоопределения
Нравственное самоопределение проходит длительный процесс формирования. В его основу ложатся ценностно-смысловые ориентиры, которые ребенок уже имеет. Основа нравственности и духовной ценности закладывается в детской Душе её родителями.
Giphy
Личный пример родителей, доброжелательные беседы с ребенком на тему нравственности, морали и порядочности оказывают глубокое влияние на его ценностные ориентиры. Сензитивным возрастом для формирования нравственности у человека является, опять-таки, пубертатный период.
Исследования на данную тему особенно важны, так как нравственная направленность молодежи является будущим общества, а значит уже сейчас стоит обращать внимание, кто служит им идеалами и эталоном для подражания, какие ценности и ориентиры они выбирают.
Нравственность стоит рассматривать, как совокупность убеждений, эталонов, идеалов и смыслов, которые вырабатывают в личности потребность жить духовно-нравственно. В психологии этот процесс определяют, как нравственная ориентация человека на собственную систему ценностей и индивидуальный поиск самореализации в жизни, согласно с этой системой.
Особенностями нравственного самоопределения являются следующие факторы:
- Самоопределения себя как образа «Я – идеальный».
Поиски путей достижения этого образа.
- Определение смыслов и норм морали в общении с другими людьми.
- Определение смыслов в системе мироздания.
Каждый фактор оказывает в совокупности влияние на конечный результат и даст свой «оттенок» на становление.
Значение самоопределения
Самоопределение человека играет самую важную роль в формировании и становлении его как личности. Люди, которые не смогли найти своего места в мире, глубоко несчастны. Они не видят смысла своего существования, а, соответственно, им не к чему стремиться, нет целей, которых бы они хотели достичь. Человек, утративший интерес к жизни, впадает в глубокую депрессию, замыкается в себе.
Самоопределение способствует социализации индивида. Оно помогает человеку находить выход из трудных ситуаций, правильно и с достоинством разрешать конфликтные ситуации, уверенно вести себя в обществе, соблюдать нормы этикета.
Самоопределение – это важный шаг на пути к самореализации. Человек, правильно определивший для себя, чем он хочет заниматься по жизни, добивается успехов в карьере, становится финансово независимым. Если работа приносит не только материальный достаток, но и удовольствие, люди ощущают себя по-настоящему счастливыми.
Профессиональное самоопределение
Выбор профессии и поиски себя в этом мире настегают подростка по окончанию школы. Несмотря на то, что уже в старших классах активно ведется работа по профессиональному самоопределению, многие дети все равно словно плывут по течению и делают свой выбор под давлением родителей или общества.
Фото автора Marcelo Chagas: Pexels
В психологии существуют разные тесты и методики, которые позволяют подростку лучше узнать себя и свою направленность. Профориентационные методики способны очертить определенные направления в деятельности, которые подходят человеку.
Свобода выбора должна быть всегда, но так как многие подростки не относятся серьезно к выбору профессии и пока еще не осознают, что пора делать свой выбор деятельности, который может повлиять на всю их жизнь, случаются проблемы.
Характеризует профессиональное самоопределение человека следующие аспекты:
- Подросток готов к самостоятельному и осознанному освоению новой трудовой деятельности, в которой ему предстоит самореализовываться.
- Личность испытывает необходимость в поиске собственного смысла в том или ином профессиональном направлении.
- Адекватная оценка собственных возможностей и способностей для самореализации в той или иной деятельности.
Фото автора RODNAE Productions: Pexels
Здесь наглядно показано, что в основе профессионального самоопределения лежит внутренняя потребность в самореализации, а она формируется исключительно на личностном самоопределении. Пока ребенок не осознает свои внутренние мотивы и побуждения. Пока он не будет действовать согласно своим ценностям. На его пути будут встречаться сложности с выбором профессии.
Самоопределение подростков
Подростковый возраст – один из самых серьезных и динамичных этапов в самоопределении и развитии индивида в целом. В этой ступени формируются личные качества, способствующие адаптации взрослеющих детей в социально-общественной сфере, развивается способность сопротивляться влиянию негативной социальной среды, ведь подростки, как известно, являются наиболее социально незащищенной группой общества.
На пороге самостоятельной жизни молодые люди должны подготовить целый сценарий, согласно которому будут идти по жизни. Этот сценарий уже содержит в себе и личностное, и профессиональное и социальное самоопределение. Именно период взросления человека зачастую становится основополагающим в поиске себя и своего будущего.
Вы довольны тем, что происходит с Вами сегодня?
Нет! Мне не нравится моя жизнь сегодня, и я многое хочу изменить
46.15%
Очень доволен(-а) и я рад(-а) что у меня ИМЕННО такая жизнь
7.69%
На сегодняшний день я разочарован(-а) в себе и/или в своей жизни
15.38%
В целом меня всё устраивает, но хочется добавить щепотку перемен
30.77%
Проголосовало: 13
Личностное самоопределение взрослеющего ребенка находится в прямой зависимости от таких решающих факторов, как индивидуальные черты характера, особенности мировоззрения, самооценка его личности, обстановки, в которой он растет, атмосфере в его семье и отражается на следующих уровнях:
- когнитивный уровень – характеризуется отношением к нормам общества, к законам и алгоритмам поведения и общения со сверстниками и взрослыми; представлением об тонкостях взаимодействия с ними;
- эмоциональный уровень – уравновешенность и стрессоустойчивость, бесконфликтность, толерантность и позитивное мышление.
Общие проблемы профессионального самоопределения у современной молодежи
Для любого индивида профессиональное самоопределение – один из основополагающих выборов, задающих направление всей его жизни. Поэтому этот выбор настолько важен. На профессиональное самоопределение молодежи влияет множество факторов. Приведем основные из них.
Вы работаете на любимой работе?
«Любимая» только в кавычках. Нет! Я не люблю свою работу и не получаю никакого удовольствия от неё
60%
Я получаю удовольствие от процесса моей работы. Мне нравится
20%
Я работаю с большим удовольствием и да я люблю свою работу!
10%
В целом я доволен(-а) своим родом деятельности, но чтобы любить свою работу – нет
10%
Проголосовало: 10
Родительское давление.
При выборе своей будущей профессии подростки нередко прибегают к помощи родителей. Однако порой вместо помощи получают давление, которое ограничивает свободу определения их будущей личности. Зачастую взрослые настаивают на пути, по которому в силу различных обстоятельств жизни не смогли пройти сами, забывая при этом, что главная их задача – помочь ребенку проанализировать свои наклонности, сильные стороны своего характера и личности. Подросток ждет поддержки и одобрения со стороны взрослых.
Должны ли родители принимать участие в выборе профессии подростка?
Конечно! Родители больше знают и понимают, чем молодой и неопытный подросток
0%
Должны, но не стоит давить на подростка. Это его (её) выбор и пусть делает его сам(-а)
75%
Я считаю, что не нужно вмешиваться. Пусть свою жизнь живут самостоятельно
25%
Проголосовало: 12
Социальное давление.
Современные дети отдают предпочтение высокооплачиваемым профессиям, обеспечивающим высокий уровень жизни и материальных благ.
Выбор друзей.
Дружеским связям в период взросления придается очень большое значение. Подросток, не совсем уверенный в том, что должно стать делом всей его жизни, зачастую идет учиться и работать «за компанию» с друзьями. Это не самый плохой вариант, но выбирать будущую профессию лучше, руководствуясь своими интересами.
Фактор здоровья.
Некоторые профессии и занятия имеют перечень медицинских противопоказаний, критериев, которые необходимо также учитывать при выборе своего профессионального пути, чтобы избежать нанесения вреда своему здоровью и чувства неудовлетворенности.
Отказ от профессии
Иногда создается впечатление, что профессия, которая нравится, не достаточно серьезная, не модная, не перспективная и человек отказывается от этой идеи. Однако следует помнить, что ненужных профессий не бывает. Любой профессионализм достоин уважения.
Устаревшее представление о профессии.
Под названием профессии давно подразумеваются другой функционал. Необходимо тщательно анализировать информацию о выбранной профессии, прежде чем принять решение связать свою жизнь с ней.
Географический фактор.
Существует такое понятие, как социально-географических особенностей субъекта: города, поселка, где человек планирует осуществлять свою трудовую деятельность и развитие.
Советы психологов
Несмотря на то, что многие не принимают всерьез тесты на профориентацию, они являются достаточно эффективным способом исследования своей личности на определение склонностей и способностей. Почему бы не попробовать?
- Для начала необходимо взять чистый лист бумаги. Подумайте, какие увлечения, занятия, желания и стремления сопровождали ваше детство, были для вас особенно интересны и приносили удовольствие. Напишите их перечень, причем записывайте даже кажущиеся несерьезными занятия. Возможно именно они пройдут цветной нитью через всю вашу жизнь и станут вашей миссией на земле. Не стоит давать оценку своим увлечениям, просто пишите. Возможно, вам нравилось шить одежду куклам, собирать из конструктора автомобили и дома. А может быть вы могли часами рисовать, пели или писали стихи. Обратите внимание, что детям свойственно заниматься тем, что у них получается, от чего они получают собственное удовлетворение похвалы взрослых и сверстников.
- Теперь попробуйте сопоставить составленный список своих детских увлечений с возможными сферами деятельности, где они могут применяться, в каких профессиональных областях. Напротив определенного занятия пропишите профессии, в которых оно используется. К примеру, если вы любили шить, это может быть профессия портного, дизайнера одежды, конструктора – модельера. Такие манипуляции необходимо проделать с каждым пунктом вашего перечня увлечений.
- Теперь необходимо проанализировать список профессий и оценить, какие из них вам нее подходят совсем, не по душе, не откликаются. Их лучше сразу отбросить. Если из перечня профессий, связанных с шитьем, вам совсем не нравится дизайнер одежды, смело его вычеркивайте. Итогом таких манипуляций должен стать уменьшенный в несколько раз список профессий.
- Следующий этап наиболее важен. От вас требуется объективно оценить свои качество в разрезе каждой из оставшихся профессий. Причем здесь нужно рассматривать и состояние вашего здоровья. Например, если в списке осталась профессия ветеринара, но при этом у вас есть проблемы с аллергией на шерсть, стоит сразу отказаться от этого профессионального направления. Вряд ли вы захотите совмещать такую работу с постоянным приемам лекарств. Таким образом проанализируйте каждый пункт профессий, вычеркните «не мое» и перечень снова значительно сократится.
- Для выполнения следующего этапа вам потребуется подключит фантазию. Необходимо делать паузу на каждом из пунктов и представлять себя на месте человека этой профессии, причем уже состоявшегося, опытного. Подумайте, что вы детский врач и в белом халате принимаете своих маленьких пациентов. Пофантазируйте на тему обстановки вашего кабинета, запаха лекарств в нем, наличии различного медицинского оборудования и предметов. Вам нравится это ощущение? Вам приятно? Оно вызывает в вас чувство счастья и удовольствия? Если это не так, возможно стоит перейти к следующему пункту из списка и проанализировать свою реакцию на фантазии о других профессиях.
- Последний, завершающий и решающий этап. Наверняка у вас осталось не так много пунктов. Взгляните, возможно совокупность некоторых из них составляет какую-то одну профессию. И еще, подумайте, способны ли вы посвятить этому делу всю свою жизнь? А мог бы я заниматься этим бесплатно? Если ответ «да», значит вы на верном пути самоопределения, а значит, на пути к своей полноценной счастливой жизни.
Роль самоопределения личности в обществе
Можно смело сказать, что все виды самореализации тесно связаны, словно пирамида, где во главе стоит личностная самореализация. Когда человек делает свой выбор и действует согласно внутренним ценностям и ориентирам, он не может не включать в свою систему внутреннюю направленность по отношению к окружающему миру.
Иными словами, если у ребенка с детства действует установка, что он хороший и мир хороший, то он будет определять себя в этом мире гармонично. Негативные установки: «Я хороший, а мир плохой» или «Я плохой, мир хороший», а может даже и такая установка: «Я плохой и мир плохой», то и самоопределение в обществе будет базироваться с этими установками.
Личность в процессе самоопределения себя в обществе, находится в поиске соответствующим её ценностным ориентирам социальных групп. Социальное самоопределение может проявиться, как в негативной форме, так и в позитивной.
Фото автора Ali Pazani: Pexels
Человек имеет свободу, и его внутренняя направленность и вовлеченность в деятельность может привести его в разные группировки, сообщества и коллективы.
Личностное самоопределение как психологическая проблема
Личностное самоопределение как психологическая проблема
Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям, помимо уже рассмотренного понятия «Я-концепция «, следует отнести понятие «самоопределение личности » или «личностное самоопределение «, распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.
Термин «самоопределение » употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. При том даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия необходимо с самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и психологический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесение специфически социологического подхода в психологическое исследование (и психологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственно психологического содержания.
С точки зрения социологического подхода к самоопределению (см., например,. оно относится к поколению в целом; характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. Не рассматривая здесь взаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии, методов исследования, укажем лишь, что по отношению к самоопределению, которое в социологии понимается как результат вхождения в некоторую социальную структуру и фиксация этого результата, психолога интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вообще какое бы то ни было вхождение индивида в социальные структуры. На основе этого критерия большинство имеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу; количество работ, в которых рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено.
Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л.Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта) «. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий «. По отношению к уровню человека в понятии самоопределения для С.Л.Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: » смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему «. Более того, сама «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия «.
Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Для человека «внешние причины «, «внешняя детерминация » это социальные условия и социальная детерминация. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.
Так на уровне взаимодействия человека и группы эта проблема была детально проанализирована в работах А.В.Петровоского по коллективистическому самоопределению личности (КСО) . В этих работах самоопределение рассматривается как феномен группового взаимодействия. КСО проявляется в особых, специально конструируемых ситуациях группового давления ситуациях своеобразной «проверки на прочность «, в которых это давление осуществляется вразрез с принятыми самой этой группой ценностями. Оно является «способом реакции индивида на групповое давление » ; способность индивида осуществлять акт КСО есть его способность действовать в соответствии со своими внутренними ценностями, которые одновременно являются и ценностями группы.
Подход, намеченный С.Л.Рубинштейном, развивает в своих работах К.А.Абульханова-Славская, для которой центральным моментом самоопределения является также самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А.АбульхановойСлавской, самоопределение это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности.
Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф.Сафиным и Г.П.Никовым. В психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности, как считают авторы, не может не опираться на субъективную сторону самосознания осознания своего «я «, которое выступает как внутренняя причина социального созревания. Они исходят из характеристики «самоопределившейся личности «, которая для авторов является синонимом «социально созревшей » личности. В психологическом плане самоопределившаяся личность это «субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества «. Основными критериями границ и этапов самоопределения «следует считать уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесенности «хочу » «могу » «есть » «требуют » у конкретной личности «. Выделяемые авторами этапы самоопределения фактически представляют собой общепринятые в настоящее время в отечественной психологии этапы возрастной периодизации, выделяемые на основе смены ведущей деятельности. Что же касается «факторов и условий » самоопределения и его частных форм, то здесь происходит подмена психологического содержания и психологических критериев социологическими. Так, «факторы и условия самоопределения аналогичны факторам социализации «, это те социально задаваемые события, которые обычно учитываются в качестве критериев в социологических исследованиях: прием в комсомол, окончание восьмого класса, получение паспорта, аттестата зрелости, избирательное право, возможность вступления в брак. Частные же формы самоопределения напрямую заимствованы из социологических работ: это ролевое, социальное самоопределение и самоопределение в семейнобытовой сфере. таким образом, авторы к проблеме самоопределения личности применяют более социологический, нежели психологический подход.
Представляет интерес взгляды разных авторов на психологические механизмы самоопределения.
Хотя у А.В.Мудрика, нет четкого понятия самоопределения, представляет интерес рассмотренные им механизмы самоопределения ( идентификация обособление ) . Автор говорит о том, что самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «я » протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление) . Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим началом, обуславливая персонификацию личности. Вот почему идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.
В.Ф.Сафин и Г.П.Ников считают движущей силой самоопределения личности противоречия между «хочу » «могу » «есть » «ты обязан «, которые трансформируются в «я обязан, иначе не могу «. исходя из этого авторы утверждают, что соотнесение данных элементов, т.е. самооценка, рядом с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения личности, без которого невозможна персонификация. При их взаимодействии первый механизм по преимуществу обслуживает поведенческий аспект самоопределения, второй когнитивный. Иными словами, конкретная форма проявления самосознания самооценка пор отношению к Я-концепции выступает как оценочный аспект, тогда как по отношению к самоопределению в принципе выступает как его когнитивный аспект, один из механизмов, и поэтому она является внутренним условием саморегуляции поведения.
В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И.Божович (см. ). Характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, она указывает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации. подчеркивая важность самоопределения, Л.И.Божович не дает его однозначного определения; это «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни «, «поиск цели и смысла своего существования «, «потребность найти свое место в общем потоке жизни «.Пожалуй, наиболее емким является определение потребности в самоопределении как потребности слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о самом себе и тем самым определить смысл своего собственного существования. В своей более поздней работе Л.И.Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формирование внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.
Есть еще один момент, который следует оговорить особо. Л.И.Божович зафиксировала чрезвычайно существенную характеристику самоопределения, которая заключается в его двуплановости: самоопределение осуществляется «через деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования «. К концу юношеского возраста, по мнению Л.И.Божович, эта двуплановость ликвидируется. «Однако психологическая сторона этого процесса никем и нигде еще не была прослежена «. К пониманию этого феномена в современной психологической литературе мы вернемся несколько позже. Сейчас же отметим, что 15 лет спустя после того, как были написаны эти слова, почти теми же словами на ту же лакуну в наших знаниях указал С.П.Крягжде. Рассматривая проблему выбора профессии, он о.
Работы Л.И.Божович многое дают для понимания психологической природы самоопределения, Вопервых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка.. Вовторых, потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом, формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования; втретьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, как устремленность в будущее; и, наконец, вчетвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему ( «связано » с выбором профессии). Вместе с тем понятие самоопределения у Л.И.Божович остается достаточно расплывчатым, нерасчлененным; не рассмотрены и механизмы самоопределения.
И.В.Дубровина вносит уточнение в проблему самоопределения как центрального момента в раннем юношеском возрасте. Результаты проведенных исследований. позволяют утверждать, что основным психологическим новообразование раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, шире жизненное), а психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником. Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.
В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение » выступает категория «психосоциальная идентичность «, разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является «нормативный кризис идентичности «. Термин «кризис » употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово «нормативный » имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности.
Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «я «. Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я? » и «Каков мой дальнейший путь? » В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.
Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.
Поиск идентичности может решаться поразному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности.
Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего «я «, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.
Канадский психолог Марше (1966) выделил четыре стадии развития идентичности:
1. Неопределенность идентичности. Индивид еще не избрал для себя никаких определенных убеждений и никакого определенного профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности.
2. Предварительная идентификация. Кризис еще не наступил, но индивид уже поставил для себя какието цели и выдвинул убеждение, которые в основном являются отражением выбора, сделанного другими.
3. Мораторий. Стадия кризиса. индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим.
4. Достижение идентичности. Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию.
Эти стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности, однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Лишь стадия моратория, по существу, неизбежно предшествует стадии достижения идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой для решения проблемы самоопределения.
Идея типологии развития идентичности, вариантов взросления в раннем юношеском возрасте завоевывает все большую популярность в отечественной психологии. Показано, что этапы самоопределения (они же и уровни и типы развития личности) являются целостным образованием, где разные личностные переменные системно связаны друг с другим. Каждый из них характеризуется присущими именно ему психологическими трудностями.
Представление о современном состоянии проблемы самоопределения было бы неполным без рассмотрения профессионального самоопределения. Из всего круга вопросов, относящихся к самоопределению, вопросы профессионального самоопределения разработаны в психологии наиболее детально. В наши намерения не входит анализ обширной литературы по профессиональному самоопределению. Мы остановимся лишь на нескольких характеристиках этого вида самоопределения, связанных с нашей проблематикой, в частности, на вопросе о связи социального (социального выбора) и профессионального самоопределения. Так, С.П.Крягжде отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения оно носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы социальный выбор. Ссылаясь на ряд авторов, отмечающих этот феномен, С.П.Крягжде указывает, что если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то юноша (девушка) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. таким образом, по мнению автора, социальное самоопределение представляет собой ограничение себя определенным кругом профессий; это как бы качественно более низкий уровень профессионального самоопределения. Такое понимание однако не является общепринятым. Так, Ф.Р.Филиппов, также понимающий социальную ориентацию как ориентацию на определенные виды труда, подчеркивает самостоятельную значимость этой ориентации для формирования жизненного плана. Повидимому, здесь следует говорить не только об ориентации на характер труда, но о более широкой и личностно значимой ориентации на определенное место или, точнее, уровень в системе социальных отношений, на определенный социальный статус.
Таким образом, несмотря на детальную, казалось бы проработку проблемы профессионального самоопределения, остаются неразрешенными важнейшие вопросы: какова связь между социальным и профессиональным самоопределением, и главное что лежит за тем и за другим. Нерешенность этих проблем объясняется отсутствием единой теории самоопределения в подростковом и юношеском возрастах.
В современной психологической литературе полный и удачный подход к созданию такой теории был предложен в работах отечественного психолога М.Р.Гинзбурга. Далее на основании этого подхода мы рассматриваем психологическое содержание личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
Условия гармоничного самоопределения
Основными условиями для гармоничного самоопределения личности являются детско-родительские отношения, которые строятся на принятии, доверии и свободе выбора. Нельзя говорить, что для самоопределения стоит создавать необходимые условия только в подростковом возрасте.
Нет, первые кирпичики этого процесса закладываются еще в раннем детстве, когда мама обнимает ребенка и говорит, что она его любит просто за то, что он есть, без условностей, то у него формируется положительная установка, что он хороший.
Обязательным условием для развития самоопределения будет поддержка подростка в его выборе родителями. Помощь и принятие его ценностей и ориентаций в этом мире. Личный пример и отсутствие критики помогут изменить направленность, и сделать обдуманно выбор.
Жизненное самоопределение
Жизненное самоопределение тесно соприкасается с вопросом: «Кто есть я в глазах других?» — и развивается на основе личностного.
Однако внешний мир мы начинаем познавать гораздо раньше, чем внутренний. Дети ощущают эмоции и даже знают название многих из них, но вот природа, корень, глубокий смысл для них еще закрыты. К семи годам количество информации, которое получает маленький человек, может сравниться только с той, которую личность осваивает в период от 7 лет и до конца жизни.
Взгляд на себя со стороны, безусловно, приводит к полезным новообразованиям, но в то же время несколько блокирует это маниакальное желание познавать мир. Когда в определенном возрасте (10-13 лет) у ребенка переключается этот «рычаг», его больше начинает интересовать его внутренний мир, который оказывается таким же необъятным и увлекательным.
Жизненное самоопределение — это сопоставление тех выводов, которые человек сделал о себе, с теми, что касаются социума.