Наверняка вам знакомо такое понятие, как маргинальное поведение. Примеры из жизни, которые его иллюстрируют, многочисленны. В этой статье мы попробуем выделить то общее, что объединяет эти примеры. В ней представлена характеристика маргинального поведения. Вы узнаете, что это такое, что к нему относится, каковы его виды и особенности. Термин «маргинал» в последние годы стал довольно распространенным, если не модным. После ломки государственного строя, перехода нашей страны к рыночным отношениям это слово закрепилось в лексиконе жителей России наряду с «золотой молодежью», «олигархом», «скинхедами» и пр.
Границы термина «маргинальность»
Нелегко определить, что представляет собой маргинальное поведение. В нашей стране появилось множество научных трудов, которые посвящены этому вопросу. К сожалению, нужно отметить, что разные авторы данных работ под «маргиналами» не всегда понимают одно и то же. К примеру, сегодня даже юриспруденция стала маргинальной, как и право. Другими словами, данное понятие соотносится не только с личностью.
Кроме того, явление маргинальности рассматривается в наши дни не только как негативное, с чем оно ассоциируется у большинства. Его порой оценивают как свидетельство поддержания передовых идей носителем данного качества. В этом контексте маргинальное поведение — это то, что может оцениваться положительно.
К чему приводит статус маргинала
К какому конкретно исходу приведет попадание человека в изначально не родственный ему социум, зависит от многих факторов.
При самом негативном сценарии, максимально обостряется конфликт, который может иметь разнонаправленный характер:
- внутренний
– маргиналу не удается найти свое место, его раздирают противоречия, - внешний
– маргинал подвергается активным нападкам окружающих и отвечает агрессией.
Однако гибкость, готовность подстраиваться, открытость новому в сочетании с толерантностью группы помогают личности преодолеть пропасть и нивелировать различия.
В современном мире успешная адаптация к новой культуре не редкость. Человек может испытывать ностальгию и сохранять определенные ритуалы, но это не мешает реализовать себя и обрести устойчивые связи в новой среде.
Многие эксперты в области социологии и психологии считают, что маргинал это – источник культурного роста
. Он привносит в группу новые тенденции, идеи, взгляды. Помогает членам общности развиваться, тренировать терпимость, расширять кругозор, смотреть на проблемы с другого ракурса.
Безоценочность понятия
По большому счету, данное понятие является безоценочным. К примеру, И. В. Малышев указывает на то, что маргинальное поведение — «это ни хорошо, ни плохо». Также он отмечает, что у понятия «маргинал» нет постоянного детоната. То, что господствует сегодня, завтра будет на обочине структуры. Действительно, тот, кто совсем недавно был «белой вороной», нередко становится образцом для подражания. Он превращается из маргинала в представителя правящего класса. Так было, к примеру, с «новыми русскими» – начинающими бизнесменами в России.
Е. Стариков сформулировал довольно оригинальный подход к пониманию маргинальности. Данный исследователь отметил, что маргинальное поведение — это поведение, которое в отношении оценок (позитивных или негативных) является нейтральным, однако при этом обладает поливекторностью. Маргинальность – процесс перекомпоновки мозаики общества, когда людские массы, значительные по объему, переходят из одной социальной группы в другую. Исследователь отметил, что эта болезнь является свидетельством роста социального организма.
Маргинал — это хорошо или плохо
Термин маргинал является социологическим, обозначавший лишь промежуточность между разными группами общества. Поэтому считать этот термин негативным будет не совсем верным.
За все времена существования человечества, были люди, отстранённые от общества. Из всеми известных можно выделить таких, как писатели Сахаров и Толстой или Степан Разин и Емельян Пугачеве. А самым ярким примером маргинальности, пожалуй, будет Иисус Христос (на половину Бог, на половину человека в христианской культуре). С момента своего рождения, начиная с нестандартного места появления на свет (в хлеву) и на протяжении всей своей жизни Иисус живёт как бы в своём мире и вовсе не пытается «влиться» в общество, в котором он оказался. Напротив, проповедуя, он словно способствует разрушению того общества в которое он пришёл. И при этом он стал известен и почитаем не только в Христианской культуре, но так же и в исламе (пророк Иса), а так же в светской культуре.
А Льву Толстому, например, по душе была жизнь в деревне и он отрицал большую часть привилегий дворянского сословия. Создавал на бумаге революционные издания. А несмотря на то, что Толстой так же толковал христианские понятия — православная церковь его изгнала.
Тем не менее далеко не всегда маргинальный человек готов смиряться со своим неопределенным статусом и прилагает максимум усилили для того, что бы стать частью нового общества. Кстати, по итогам наблюдений специалистов социологов было замечено, что именно в связи с этим фактором некоторые эмигранты или приезжие достигают больших высот в бизнесе и науке.
Но как и любую жизненную ситуацию, мы можем рассмотреть понятие «маргинал», как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Из положительных можно выделить:
- Индивидуальность. Эти люди отличаются от социума и по своим внутренним понятиям и убеждениям идут вне стадного инстинкта. Часто такие люди становятся известными учеными или деятелями искусств.
- Не стандартный взгляд на привычные вещи так же помогает им в создании чего-то нового, например нового бизнеса, до идеи которого никто другой не додумывался.
- Маргиналы очень гибкие, что помогает им в достижении их целей им и легко переезжают в другой город или страну ради работы, например.
Из отрицательных, пожалуй:
- Часто маргиналу бывает трудно закрыть свои базовые потребности самостоятельно.
- Во многих случаях маргинальность возникает из-за неблагоприятных условий жизни, революций или воин в стране.
- У большинства в итоге появляется тяга к противозаконным мероприятиям, и тогда уже маргиналы становятся опасными для общества.
Междисциплинарный подход
Итак, можно констатировать, что в определении содержания такого понятия, как маргинальное поведение, до сих пор имеется ряд трудностей. В частности, при использовании термина сложились различные дисциплинарные подходы (в социальной психологии, социологии, политологии, культурологии и экономике). Это придает достаточно общий характер самому понятию, которое становится междисциплинарным. Кроме того, в процессе развития, уточнения данного термина, утвердилось несколько значений, которые относятся к разным видам маргинальности.
Маргинальность и бедность
Карл Маркс, например, относил к маргинальной категории людей бродяг, нищих, опустившихся людей и бандитов. Но в современном обществе это определение не является верным. Более того, маргинальность человека далеко не всегда соседствует с бедностью.
Как мы уже выяснили ранее, маргиналом может стать и очень состоятельный человек, который отличается от большей массы населения или, к примеру, принявший решение уехать из большого города в деревню.
Есть так же такое понятие, как дауншифтер — это человек, принявший решение ограничить или максимально сократить какое-либо общение с людьми вне своей семьи. Это маргиналы, которых устраивает их нахождение в пограничном состоянии, в котором они, по их ощущениям, испытывают свободу. Обычно дауншифтеры связывают свою жизнь с искусством: пишут книги, картины, музыку. Их творчество всегда востребовано и пользуется спросом, так как автор обладает нестандартным видением мира и мощнейшей энергетикой.
Происхождение и толкование термина «маргинальный»
Это слово произошло от французского термина, в переводе означающего «на полях, побочный». Как правило, оно обозначает следующее: несущественный, незначительный, промежуточный, второстепенный. Другое значение термина, больше свойственное французскому языку и используемое главным образом в экономике, – «почти убыточный, экономически близкий к пределу».
Но для нас интереснее другое толкование. В словаре Брокгауза и Ефрона приводится следующее определение: маргиналии – это краткие заметки, сделанные на полях в старопечатных книгах или рукописях. Они имеют целью пояснить те или иные места текста. Говоря образно, маргиналом является лицо, которое находится на некоей грани, пороге, а нередко и тот, кто очутился «за бортом».
Значение слова маргинал
Как социология определяет значение слова «маргинал»? Это личность, которая практически не участвует либо полностью исключена из какой-либо социальной группы (экономической, культурной, политической). Маргинал считается избыточным материалом, за которым необходимо присматривать, мониторить, контролировать. С одной стороны, маргинал никому не нужен. С другой стороны, социум не может от него избавиться в силу своих демократических подходов к каждому индивиду.
Маргинал может физически находиться в какой-то группе, однако фактически не считаться ее членом. Вспомним пример про школьника, который является изгоем в своем классе. Физически его тело находится в группе других детей, однако одноклассники не общаются с ним, не дружат, игнорируют, гнобят его.
Маргинал физически находится в группе, однако психологически, эмоционально и морально располагается за ее пределами. Он не является ее частью, не участвует в создании ее биографии, не развивает, не выполняет определенных ролей, не придерживается ее норм и правил. Присутствие такой личности позволяет группе понять, где заканчиваются ее границы. Сам маргинал обладает объективным видением группы, он свободен и в любой момент может ее покинуть, поскольку не связан с нею никакими аспектами.
В классическом варианте маргиналом называют человека, который находится на границе двух групп (а не исключен из них). Он как бы является участником двух групп, которые по своей направленности, правилам или деятельности противоречат друг другу. Однако человек чувствует конфликт внутри себя, несогласие ни с одной из групп. Он не может сделать окончательный выбор, к какой из групп примкнуть, отказавшись от другой. Таким образом, маргинал – это человек, который является частью двух разноплановых групп, не приписывающий себя ни к одной из них.
Маргиналом может быть каждый! Здесь необходимо всего лишь деградировать, опуститься на самое дно, отказаться от всего, что ценится обществом. Таким человеком можно стать, если перестать стремиться к тем вершинам, которые считаются общественно значимыми:
- Работать, чтобы заработать много денег.
- Искать любимого человека, чтобы создать с ним семью.
- Вести здоровый образ жизни.
- Интересоваться общественной жизнью, участвовать в ней.
- Иметь друзей, налаживать с ними связи.
- Следить за своей внешностью, соблюдать гигиену.
- Совершенствоваться: развивать достоинства и устранять недостатки.
- Учиться, чтобы стать образованным человеком.
Если, к примеру, всего выше перечисленного не делать, то можно легко стать одним из маргиналов. Для достижения маргинального образа жизни достаточно лишь отказаться от прогресса и достижений общества, его правил и этикета, устремлений и пропаганды. Следует перестать быть законопослушным гражданином, который желает быть частью общества, и начать жить просто своей жизнью, устанавливая свои правила, которые не затрагивают интересы социума.
Следует понимать, что маргинал – это не всегда страдающий от патологических зависимостей, асоциальный и неблагополучный человек. Есть личности, которые предпочитают одиночное плавание. Они не принадлежат ни одной группе, однако могут работать либо иметь семью. Они создают целостность коллектива, однако не участвуют в его развитии:
- На работе человек ни с кем не общается, однако выполняет работу.
- В семье человек просто числится членом, но абсолютно не участвует в жизнях своих родственников.
Первыми маргиналами были рабы, которым удалось избавиться от своего рабского существования, однако они не смогли приспособиться с новым условиям сразу. Таким образом, они уже не причислялись к рабам, при этом еще не могли называться членами культурного общества.
Дать статус «маргинал» человеку может кто угодно, кто по тем или иным причинам его не принимает, осуждает его образ жизни либо не считает нормальным членом общества. Такая форма «навешивания ярлыков» или «клеймения» присуща многим культурным людям, которые, к сожалению, еще не совсем являются образованными, поэтому не понимают сути маргинальной жизни. Однако если человек действительно является маргиналом, то он может принять для себя решение, продолжать оставаться таким либо вернуться к общественному образу существования.
Признаки маргинальности:
- Разрыв духовных, социальных, экономических связей в прежней жизни.
- Психические внутренние проблемы из-за неспособности найти свое место.
- Мобильность по причине отсутствия привязанностей и жилья.
- Легкость привлечения в противоправную деятельность.
- Выработка личной системы ценностей.
- Враждебность к нормам общества.
Каждый может быть маргиналом
В связи с вышесказанным возникает закономерный вопрос: как определить эту грань, понять, находится ли тот или иной индивид «за дверью» или же стоит перед ней? Каковы особенности маргинального поведения?
Правила игры, установленные в обществе, имеют некоторую неопределенность, которая может быть значительной в переломные моменты. Это приводит к тому, что каждый, по сути, может считаться маргиналом, если:
- социальный статус человека не определен;
- его завтрашний день не обеспечен;
- его психика и здоровье неустойчивы;
- допускаются случайные повороты судьбы;
- любая черта характера, специфика внешности, хобби или профессия на фоне остальных составляют явное меньшинство и могут расцениваться как отклонение от нормы, что, в свою очередь, является поводом для репрессий.
В мире, само собой разумеется, нет абсолютно здоровых людей, нормальных во всех отношениях, благополучных, соответствующих неким абстрактным представлениям классической философии о человеке. Тем не менее, такой подход ничего нам не даст в деле определения маргинала. А. Грин утверждал, что маргинальный человек – это термин всеобъемлющий. Включая все, данное понятие не исключает ничего. Следовательно, этот термин следует употреблять осторожно и лишь после определения его параметров.
Типы маргиналов
Каждого маргинала в более полной мере можно описать через особенности его маргинальности и причин, к ней приведших. Задавшись вопросом раскрыть типы маргинальности, мы можем говорить о делении на этнических, экономических, социальных и политических маргиналов. Что означают эти четыре подтипа?
Этнические маргиналы – те, кто сменили жизнь среди людей своей народности на жизнь в новых этносах. Обычно происходит это вследствие миграции населения, вынужденной или произвольной. Яркий пример вынужденного мигранта – это беженец, такой человек маргиналом становится поневоле, уезжает, спасая свою жизнь, и особенно сложным ее устроить на новом месте будет, если новый этнос значительно отличается от родного. Здесь могут влиять и языковой барьер, и отличная от остального населения внешность, и причастность к иной религии, и культурные различия.
Этническая маргинальность наиболее труднопреодолимая, она связана с теми факторами, которые человек подчас не в силах изменить – внешность, менталитет, обычаи. Именно этот тип маргиналов чаще всего не имеет личностных качеств, предопределяющих их маргинальность, а становится маргиналом поневоле. Чуть более мягким примером этнических маргиналов являются люди, переехавшие в новую страну, более обеспеченную и с большими возможностями, чем родина. Это мигранты из малообеспеченных стран. И для них преодоление маргинальности тоже практически невозможно, такие люди в течение всей жизни продолжают ощущать связи с родной народностью, но находятся вдали от нее.
Экономические маргиналы появляются вследствие изменений в финансовой сфере, это может быть потеря работы и невозможность найти новую, утрата привычных источников дохода, потеря собственности. Уровень экономической маргинальности значительно повышается в обществе в период экономических и политических кризисов как следствие уменьшения количества рабочих мест, а иногда и критического урезания целых сфер деятельности вплоть до полного их закрытия.
Примером может служить закрытие заводов, успешно работавших в советский период и расформирование их при приватизации и продаже. Тысячи специалистов оказались без возможности применить свои навыки и заработать этим, и лишь немногие смогли найти работу по профессии или переквалифицироваться. Инфляция, обесценивание накоплений – денежные причины появления экономических маргиналов. Также в ситуации острой нужды или мошенничества, разрастающегося в периоды кризисов, многие люди лишаются жилья и другой крупной собственности, и могут даже в крайнем случае перейти в категорию люмпенов, став людьми без определенного места жительства.
Понятие социальной маргинальности связано с незавершенностью перемещения между двумя социальными группами, обычно вертикального – движения в «социальном лифте». Однако, начав перемещение, с целью установления своего лучшего положения и занятия более выгодных позиций в своем обществе, человек может не достигнуть желаемого, «скатившись» до еще более низкого уровня. Либо остановиться на границе, будучи неспособным ни достичь желанного уровня, ни вернуться в прежнюю группу. Сюда можно отнести и все процессы маргинализации, связанные с неудачной сменой социального статуса – например смерть богатого супруга. Социальный маргинал теряет свой привычный образ жизни.
Политический маргинал – еще один распространенный тип, что связано с политическим кризисом, выросшим до предела неверием в те или иные силы в политике, снижением гражданского самосознания. Смена режимов, перемена государственности и общественных норм, проистекающих из законодательства и власти – все это рождает еще одну категорию маргиналов, психологически зависших, например, между СССР и уже отдельными странами постсоветского пространства. Чем чаще меняются режимы, чем меньше обещаний выполняется политиками – тем выше уровень политической маргинальности в обществе.
Маргинальная личность
По А. А. Никитину, она характеризуется следующими двумя группами свойств: специально-правовыми и общесоциальными. Последние включают в себя значительное изменение или полную утрату прежнего правового и социального статуса, которые вызваны факторами, внешними по отношению к человеку. Также сюда относится промежуточность правового и социального положения, развитие двойной социальной адаптации и др. Специально-правовые свойства – это отсутствие, некорректность или недостаточность правового регулирования положения лиц, относящихся к маргиналам. Кроме того, это невозможность в полной мере реализовать права и свободы, предусмотренные в законодательстве в отношении данных лиц. Их положение с точки зрения закона является либо неопределенным, либо двойственным.
На появление маргинальности влияют следующие основные факторы:
- значительное изменение или утрата былого социального и/или правового статуса, формы которого могут быть различными (утрата или снижение доходов, потеря работы, жилья или семьи, утрата трудоспособности и здоровья, необходимость смены места пребывания/жительства и т.д.);
- внешние факторы, связанные с глубоким и резким преобразованием общественной структуры в различных сферах (национальной, культурной, политической, экономической и др.);
- существенное изменение психологического состояния, которое характеризуется более сложным процессом самоидентификации данной личности в обществе, слабым восприятием им традиций, потерей жизненных интересов и т.д.
Био- и социомаргиналы
Среди маргиналов выделяются био- и социомаргиналы. Первые являются ущербными лицами по состоянию здоровья. Социомаргиналы отошли от своего класса или группы в силу определенных обстоятельств, не зависящих или зависящих от личности. Их включение в свой класс или группу затруднено тем, что общественно-полезные связи у таких людей отсутствуют.
По мнению Д. М. Зариповой, основными формами административно и морально наказуемых видов маргинального поведения являются попрошайничество, бродяжничество, а также оседлое тунеядство, которое в настоящее время подлежит только моральному осуждению. Кроме того, социомаргиналами являются несовершеннолетние, которые доставляются за правонарушения в ОВД. Также к ним относятся лица, занимающиеся проституцией, наркоманы, алкоголики, вынужденные переселенцы-мигранты. Биомаргиналами являются больные инфекционными заболеваниями после длительного лечения (то есть излечившиеся), больные туберкулезом, различными инфекционно-венерическими заболеваниями, лепрой, а также ВИЧ-инфицированные.
«Группы риска»
В литературе неоднократно отмечалось, что криминализации (вовлечению в преступную деятельность) подвержены больше остальных именно маргинальные подгруппы. Это так называемые «группы риска». К ним относятся:
- безработные или же занятые фиктивно;
- бедная часть населения;
- представители так называемого «социального дна» (беспризорники, бродяги, бомжи, нищие и др.);
- лица, которые побывали в местах лишения свободы или вернулись со срочной военной службы;
- вынужденные переселенцы, беженцы из «горячих точек», люди, мигрирующие в город из села.
Данные категории имеются в любом обществе. В разных странах наблюдается лишь разница в количественном отношении представителей данных групп и «благополучной» части общества.
Отношение общества к маргиналам
К маргиналии относят настороженно. Члены социума не понимают людей, отличающихся от них стандартными преставлениями о жизни. История показывает, что маргиналы могут оказывать влияние на культурную и историческую жизнь общества.
В основном, такие люди имеют собственное мнение по поводу того, каким образом улучшить общество, какие традиции в нем назвать не соответствующими современным реалиям. Социологи считают, что благодаря противопоставлению мнение, маргинал – обычный человек, который представляет возможное дальнейшее развитие культуры в социуме.
Остались вопросы? Пишите ваше мнение в комментариях.
Уровни маргинальности
А. А. Никитин выделяет следующие 2 уровня маргинальности: общественный и личный. Основываясь на том, переступают ли члены тех или иных групп границу правомерности, этот исследователь предлагает разделить их на два маргинальных слоя:
- социальная группа или слой риска;
- асоциальная группа или слой.
К первому относятся такие категории населения, как иммигранты, вынужденные переселенцы, беженцы, не имеющие статуса вынужденного переселенца или беженца, безработные, инвалиды и лица, не имеющие прописки. Ко второму – безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние, проститутки, бомжи, попрошайки, бродяги, бывшие заключенные, страдающие наркотической или алкогольной зависимостью, токсикоманы.
Причины маргинальности
Как и любое явление, возникновение маргинальности имеет свои причины:
- Политические: человек не в состоянии освоиться в быстро меняющейся политической обстановке. Он не может отдать предпочтение какой-либо партии, не голосует на выборах. Он политически пассивен.
- Психологические причины: член социума не находит понимания среди людей, не может понять происходящие вокруг события. Он не согласен с принятыми властью решениями, но вынужден подчиняться под угрозой юридического наказания. Разрыв социальных связей – его свободный выбор.
- Миграционные: люди, которые бегут из стран, где родились и работали, преследуют различные цели. В государстве, которое их приютило, они становятся маргиналами.
- Финансовая: этот аспект связан с потерей хорошего материального положения. Человек теряет высокооплачиваемую работу, выходи из круга обеспеченных людей. Но его нельзя назвать нищим. Его положение – средняя позиция, располагающаяся вне социальных групп, разделяемых по принципу финансового достатка.
Маргинальное общество состоит из разных людей. Они могут иметь высокие или низкие умственные способности, таланты или отсутствие таковых, материальных достаток или быть небогатыми.
Граница правомерности поведения
Можно ли говорить о том, что существует маргинальное правомерное поведение? Правильный ответ на этот вопрос будет следующим. Маргинальное поведение — это явление, которое в целом характеризуется пограничностью. Оно балансирует на грани неправомерного и правомерного. Это означает, что маргинальное поведение включает в себя и правомерное, но существующее на границе с противоправным, и неправомерное. Критерием отнесения той или иной маргинальной группы к одному из двух выделенных выше слоев может рассматриваться противоправность (включая асоциальность) и правомерность поведения ее членов. Криминологов интересует главным образом второй (асоциальный) слой, хотя и люди, относящиеся к первой группе (нелегальные мигранты, например) не должны упускаться из виду, так как классификация, предложенная выше, является условной.
В чем заключается маргинальное правомерное поведение? Оно основывается на следующих мотивах: личных эгоистических расчетах, страхе ответственности, боязни осуждения со стороны общества, государства или окружающих. Маргинальное правомерное поведение (примеры — алкоголизм, бродяжничество и т.д.) находится как бы на грани антиобщественного. Оно ведет человека к правонарушению. Тем не менее, его можно характеризовать как маргинальное правовое поведение. В данном случае в психическом механизме побуждений человека «срабатывают» следующие движущие силы: боязнь осуждения, угроза возможного наказания и т.д. Они удерживают индивида от правонарушения.
Люмпен – кто это?
Люмпен и его место обитания
Люмпен – личность, ведущая сознательно асоциальный образ жизни и не стремящаяся его улучшить.
Сейчас, в общепринятом значении, люмпен это человек, у нет личного имущества, который перебивается временными заработками и ведет порочный образ жизни.
К ним относят:
- людей без определенного места жительства;
- наркоманов;
- сознательных иждивенцев;
- рабочий класс, живущий ниже минимального уровня прожиточного минимума;
- людей, злоупотребляющих спиртными напитками;
- преступников, отбывших наказание, и, которые не смогли вернуться к социальной жизни.
Одним из общих признаков люмпена является отсутствие мотивации к действию. Они не стараются увеличить материальный доход или получить социальный статус.
В большинстве случаев круг общения люмпена сводится к себе подобным, остальное общество они не принимают, как и общество их.
Классическая ситуация, которая очень часто является неотъемлемой ежедневной жизнью люмпенов: попрошайничать в подземных переходах или разгружать вагоны, чтобы заработать денег на еду и алкоголь.
Стоит отметить тенденцию: люмпенами называют людей, которые находятся на грани бедности, часто задаётся вопросом как не стать люмпеном.
Данная ситуация происходит в связи с тем, что в обществе перепутались понятия люмпен и мало обеспеченный человек.