Что такое творческая деятельность: особенности, виды, этапы

В статье мы расскажем:

  1. Что такое творческая деятельность
  2. Признаки творческого процесса
  3. Основные этапы творческой деятельности
  4. Разновидности творческой деятельности
  5. Творческая деятельность мужчин
  6. Творческая деятельность женщин
  7. Детское творчество

Творчество – это труд людей, в результате которого рождаются новые духовные ценности, создаются произведения искусства, происходят научные открытия, движется вперед научный прогресс. Одним словом, это то, что толкает цивилизацию вперед. При этом главной особенностью творчества является его уникальность, исключительность, неповторимость плодов труда конкретного человека.

Что такое творческая деятельность? Каковы этапы ее развития? Какие разновидности творческая существуют и как связано творчество с наукой, техникой, социологией? Об этом подробно написано далее.

Что такое творческая деятельность

Каждый человек от природы наделен способностью творить, то есть создавать что-то новое и оригинальное. Творческая деятельность находит отражение не только в музыке, живописи, поэзии, театре, но и во множестве других направлений. Привнести черты творчества можно и нужно в любую работу, какой бы ни занимался человек. Это поможет разнообразить рутинные обязанности. Творческая деятельность состоит в выражении собственных эмоций и внутренних фантазий с помощью предметов, слов, действий.

Основные типы

Какие виды творчества существуют в современном мире? Существует несколько классификаций. По одной из них, есть всего два основных вида творческой деятельности: практическая и духовная. Хотя данное разделение является достаточно условным.

Практическая творческая деятельность конкретная и прозаичная. Она помогает воплотить идею в реальность. И здесь, разумеется, не обойтись без определенных практических навыков и умений. Духовное творчество более глубокое и интересное для ученых, ведь оно с трудом поддается изучению. Этот вид творческой деятельности проходит исключительно в сознании человека. Причем сам творец не всегда контролирует этот процесс.

Существует и более развернутая классификация творческой деятельности. Согласно с ней, выделяются следующие типы творчества:

  • Художественное (сюда относится изобразительное искусство – скульптура, графика, живопись и т. п.).
  • Музыкальное и визуальное (эстрада, хореография, цирковое искусство, кинематограф).
  • Литературное (проза, поэзия, устное народное творчество).
  • Прикладное (архитектура, народные промыслы и прочее).
  • Научно-техническое.
  • Социальное.
  • Педагогическое.
  • Спортивно-игровое.
  • Политическое.

Отдельно стоит сказать о научном творчестве. Ведь именно оно по большому счету является локомотивом научно-технического прогресса и позволяет науке как таковой покорять все новые и новые вершины. Без творчества и креатива не обойтись ни одному ученому, будь то физик, педагог, географ или математик.

Каким может быть творческий путь конкретного человека? И каким образом можно мотивировать его на творчество? Об этом пойдет речь далее.

Признаки творческого процесса

Что такое творческая деятельность? Процесс создания нового называют комбинаторской деятельностью, хотя иногда человеку удается явить миру невиданное ранее произведение.

Исследованием творчества в жизни человека начали впервые заниматься античные философы. С тех пор многие ученые разработали ряд концепций и теорий относительно организации, формирования и протекания творческого процесса у личности. Творческой деятельностью интересуются такие специалисты, как психологи, социологи, историки культуры, физиологи. В результате исследований можно выделить основные особенности процесса.

Творчество предполагает создание значимого продукта для общества, имеющего положительное воздействие. Многие специалисты расходятся во мнениях относительно созданного предмета. Человек, который изобрел новый вид оружия либо написал картину, изображающую аморальные вещи, тоже совершает творческий акт, только его продукт будет иметь для других людей отрицательное действие.

О том, что такое творческая деятельность человека, можно размышлять очень долго. Создание нового происходит в результате особого мыслительного процесса, который является оригинальным, спонтанным и нестандартным.

Творчество невозможно запланировать, оно происходит внезапно под воздействием вдохновения. Процесс начинается в подсознании человека во время повышенной умственной и физической активности.

Главную роль в творческой деятельности играет личность человека, которая находит выражение в созданном предмете. Реализуясь в творчестве, автор получает удовлетворение от процесса. В кровь выделяются эндорфины и гормоны счастья, которые положительно влияют на здоровье человека и его эмоциональное состояние. При этом обнародование результата творчества и последующие «дивиденды» не всегда важны автору. Он может писать картины, рукописи, создавать скульптуры и не помышлять о публичном признании и вознаграждении.

3 важных шага

, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

01

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

02

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

03

Аудио запись: Нейро-аф

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Аудио запись: Нейро-аф

Заберите Ваши подарки!

Для многих людей социальное одобрение и положительная оценка является стимулом для творческой деятельности. Человек живет в обществе и нуждается в том, чтобы окружение признавало его талант, способности. Также одной из главных потребностей людей является необходимость приносить пользу для других и самореализация в творческой деятельности. С целью мотивирования детей на развитие собственных способностей необходимо почаще их хвалить и отмечать успехи в творческих занятиях.

Мотивация творчества

Как начать творческий путь? Как мотивировать себя на творчество? В. Н. Дружинин на этот счет писал, что «творчество само себя стимулирует». Главное – создать правильную мотивацию.

Еще раз стоит напомнить, что творческие способности есть у любого человека, вне зависимости от его умственного развития. Но на деле далеко не у всех развивается потребность реализовать этот богатый и заложенный природой потенциал. Причины этого могут скрываться в неправильном воспитании, сдерживающих факторах окружающей среды, ограничениях и табу общества.

Сразу стоит оговориться, что мотивацию на творчество следует искать внутри себя. Человек должен сам захотеть делать что-либо новое и интересное. Творчество из-под кнута попросту невозможно.

Если же у вас случился «творческий застой» и вы не знаете, как из него выбраться, следуйте простым рекомендациям:

  • Включите свою любимую музыку.
  • Прочитайте хорошую книгу или посмотрите качественный фильм.
  • Поспите (иногда хорошие идеи приходят в голову после полноценного сна).
  • Смените обстановку, совершите небольшое путешествие.
  • Думайте только о позитивных вещах.

По убеждению многих психологов, эти нехитрые советы помогут вам вернуться в свою творческую колею и продолжить работу со свежей головой и новыми силами.

Основные этапы творческой деятельности

Существует несколько моделей творческой деятельности, которые состоят из четырех этапов:

  • сознательное накопление информации;
  • возникновение идеи в бессознательном;
  • выход появившейся идеи в сознание, процесс озарения;
  • детальная разработка идеи.

В первом и втором периоде работает сознательная часть личности над поиском, накоплением и переформатированием данных. Второй и третий этапы связаны с бессознательной деятельностью, происходящей в мышлении. В творческом процессе принимают участие два противоположных типа мышления.

В начале происходит творческий поиск, когда человек сознательно выбирает проблему, которая тревожит его. Беспокойство только нарастает от того, что он не может найти подходящую идею. Это стимулирует к непрерывной работе по поиску актуального решения. Человек собирает информацию, анализирует данные, пробует разные подходы и методы. В конце этого этапа наберется много мнений, идей, но верного решения так и не будет открыто.

Лечение творчеством

Творчеством, оказывается, еще и лечат различные болезни и недуги. Арт-терапия – один из популярных сегодня методов психотерапии, соединяющий в себе традиционное лечение и творчество. Она позволяет человеку разрешить внутренние конфликты, уменьшить стресс, повысить самооценку и устранить поведенческие девиации. Автором данного метода считается художник Адриан Хилл. Впервые его начали применять в середине прошлого века в США и Англии.

В наши дни арт-терапия широко и эффективно используется в следующих случаях:

  • Отклонения в развитии у детей.
  • Психоэмоциональные расстройства (депрессии, навязчивые синдромы, панические атаки и т. д.).
  • Восстановление после тяжелых и длительных заболеваний, травм.
  • Борьба с вредными привычками и зависимостями.

В терапевтических целях чаще всего используются такие виды творческой деятельности, как живопись, скульптура и музыка.

Разновидности творческой деятельности

Принято разделять творческую деятельность на следующие виды:

Художественное творчество

О том, что такое художественно-творческая деятельность, речь пойдет дальше. Это целый раздел искусства. В данном случае автор воплощает свои мысли, идеи и образы с помощью создания изображений на различных материалах – на холсте, бумаге, штукатурке и других. Художественное творчество появилось очень давно, еще первобытные люди изображали на стенах пещер сцены из своей жизни.

Полюбоваться шедеврами мирового искусства, созданными несколько веков назад, приходят люди в картинные галереи. Многие художники оставили большое наследие в виде своих работ, которые восхищают по сей день. В них отражен взгляд автора на мир и свое место в нем. Есть художники, которые работали в технике реализма, и их творчество понятно широкому кругу людей. Некоторые авторы транслируют свой необычный взгляд на мир, поэтому их работы оценит не каждый.

Музыкальное искусство

Музыка очень хорошо передает малейшие оттенки настроения и внутренних переживаний творца. Она достигает самого сердца слушателя и способна повлиять на эмоции и чувства человека. В результате можно получить энергетический заряд, вспомнить прошлое, расслабиться или начать грустить. Музыкальные композиции применяют во многих сферах деятельности – в маркетинге и рекламе, кино, игре, спорте и других. Музыкальное сопровождение всегда помогает лучше передать идеи и образы широкой аудитории.

Основные виды человеческой деятельности

Вам будет интересно:Субъект в философии — это… Определение понятия, значение, проблемы

Что такое деятельность? В самом широком понимании это способ отношения человека к окружающему его миру. От активности животного человеческая деятельность отличается следующими чертами:

  • Сознательность процесса.
  • Нацеленность на определенный результат.
  • Преобразующий характер деятельности.

У любой человеческой деятельности есть цели, мотивы, методы, средства и инструменты. Есть у нее и свой конкретный объект (предмет, явление или же внутреннее состояние человека), на который эта деятельность направлена.

В социальной психологии принято выделять пять основных видов деятельности человека – творчество, игру, учение, общение и труд. Об одном из них мы расскажем далее более подробно.

Творческая деятельность мужчин

Самые первые изобретатели и творцы были мужчины. В истории есть много имен гениальных художников, музыкантов поэтов, писателей, естествоиспытателей, первооткрывателей, которые оставили людям огромное количество великолепных открытий и произведений. Есть и такие мужчины, имена которых остались неизвестными, но пользу от их творчества нельзя недооценивать. Среди них мастера, создававшие изделия для домашнего обихода, орудия труда, одежду, кухонную утварь и многое другое.

Что такое творческая деятельность мужчин? Каждый представитель сильного пола должен найти свое призвание в жизни и самореализоваться. Творческая деятельность удовлетворяет эти потребности. Мужчина может исследовать и изобретать, не отвлекаясь ни на что, настойчиво ища и находя ответы на самые сложные вопросы. Способность логического мышления, креативность, системность и собранность заложены в мужчине от природы.

Именно в творчестве многие находят свой смысл жизни, приносят пользу обществу, обретают признание и радость от трудов.

Творчество академическое и народное

Творчество бывает профессиональное (академическое) или примитивное (народное). Здесь все предельно просто. Академизм в творчестве – это следование четким и общепринятым правилам и нормам, которым обучают в специальных вузах, академиях и консерваториях. Ниже представлен пример академизма в живописи.

Народное творчество, напротив, не приемлет никаких правил. Оно свободно и независимо в своей наивности. Оно примитивно, но не поверхностно. Народные мастера, как правило, не имеют специального образования и творят по наитию сердца. Вот, например, ниже размещен рисунок известного представителя народного искусства – украинской художницы Марии Примаченко.

Народное творчество имеет несколько подвидов. В их числе:

  • Примитивное (наивное) искусство.
  • Декоративно-прикладное искусство.
  • Народный фольклор.
  • Художественная самодеятельность.
  • Любительское (бытовое) творчество.

Творческая деятельность женщин

Женщины значительно отличаются типом мышления от мужского пола. Одни и те же когнитивные способности у представителей разных полов выполняются различными отделами коры головного мозга и его полушариями. Мужчины имеют способности к зрительно-пространственному мышлению. У женщин развиты вербальные и перцептивные направления в творчестве. Представительницы прекрасного пола также могут создавать что-то новое и нестандартное.

Женщинам дарована особая эмоциональная чувствительность, которая способствует более широкому спектру ощущений. Внутренние состояния могут быть выражены в песне, танце, стихотворении, музыке, кино. Особый статус матери наделяет женщину многими возможностями самореализации в рождении, взращивании и воспитании своих детей. Для исполнения этой роли девушке потребуется применять множество своих талантов, в том числе творческих.

В женщине заложены мощные силы не только для воспитания своего ребенка. Ее творческие порывы распространяются далеко за пределы семьи. Женщина стремится сделать окружающий мир прекрасным, чего бы ни касались ее руки. Это могут быть наука, образование, культура, социальное служение, дизайн, декоративно-прикладное творчество, кулинария и многое другое.

Женщины способны на многое:

  • от плетения макраме до изобретения самолетов;
  • от написания картин до выведения новых видов растений.

Два уровня деятельности

Существует множество видов деятельности, которые отличаются как характером, так и своим продуктом. Но творчество нельзя назвать одним из этих видов, его, скорее, можно рассматривать как уровень или ступень развития любой сферы активности человека.

Деятельность репродуктивная

Первым или низшим уровнем считается репродуктивный или уровень воспроизведения. Он связан с процессами овладения навыками деятельности, с обучением. Но у многих людей деятельность, в том числе и профессиональная, так и остается на этом уровне. Не потому, что они всю жизнь учатся, а потому, что репродуктивная деятельность проще и не требует больших умственных усилий.

Этот уровень предполагает повторение разработанных другими людьми приемов и действий, создание продукта по образцу. Скажем, человек, который вяжет свитер по схеме, занимается репродуктивной деятельностью, преподаватель, использующий предложенные в методических пособиях приемы обучения, тоже находится на этом уровне, как и хозяйка, которая готовит салаты по найденным в интернете рецептам.

И это нормально, для того общество накапливает и бережно сохраняет опыт, чтобы люди им могли пользоваться. Большинство людей основную часть своего времени занимается репродуктивной деятельностью, осваивая социальный опыт и используя готовые знания. Правда, совсем в чистом виде репродуктивная деятельность встречается, преимущественно, в процессе обучения. Людям свойственно стремление к новому и очень часто они в чужие схемы, разработки, рецепты вносят что-то свое, оригинальное, то есть вносят в репродуктивную деятельность элементы творческой, тем самым увеличивая социальный опыт.

Уровень творчества

В отличие от репродуктивного, творческий уровень предполагает создание нового продукта, нового знания, новых способов деятельности. Именно такая деятельность, является основой развития человеческой цивилизации.

Творческий уровень теоретически доступен каждому человеку с нормальным умственным развитием, так как творческий потенциал есть у всех. На деле же не у всех он развивается, и потребность в творчестве, присущая детям, сохраняется тоже не у всех взрослых. Причины этого самые разные, в том числе и особенности воспитания, и ограничения общества, которому не нужно слишком много активных креативов.

Творческая деятельность даже при наличии высокого потенциала невозможна без репродуктивной. Прежде чем написать симфонию, композитор должен овладеть нотной грамотой и освоить игру на музыкальном инструменте. Прежде чем написать книгу, писатель должен как минимум выучить буквы, правила правописания и стилистики. Все это делается на основе усвоения уже готового опыта, тех знаний, что накоплены другими людьми.

Детское творчество

Если искать ответ на вопрос, что такое творческая деятельность и ее определение, найдется такое описание – процесс, в результате которого создаются новые оригинальные изделия. Творческий путь каждого человека начинается в детстве. Способности есть в каждом ребенке, но найдут ли они свое воплощение, зависит от того, в каком окружении растет малыш. Если родители прикладывают усилия, создают условия для развития творческого потенциала, ребенок будет расти гармоничной личностью.

Все виды креативной деятельности полезны для развития умственных способностей и интеллекта. Необходимо познакомить ребенка с большим количеством творческих занятий, из которых он сможет выбрать понравившиеся. Для этой цели существуют различные кружки, курсы и секции дополнительного образования. Первые творческие занятия помогут определиться с выбором будущей профессии и приобрести хобби, которое будет радовать на протяжении всей жизни.

Творчество является необходимым условием для развития гармоничной и счастливой личности, способной видеть прекрасное и преобразовывать мир вокруг себя.

Творческая деятельность способствует самореализации, самопознанию и самосовершенствованию. Это путь длиною в жизнь. Даже если вы не станете известным художником или писателем, вы получите множество плюсов от занятия любимым делом.

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать и как процесс взаимодействия личности с окружающей действительностью. Так, С. Л. Рубинштейн говорил следующее: «Производя изменения во внешнем мире, человек меняется сам». Советский психолог Борис Ананьев и вовсе считал, что творчество есть процесс объективизации внутреннего мира конкретного индивидуума. Еще дальше в этом вопросе пошел известный русский философ Николай Бердяев, заявив, что «личность – это творческий акт».

Вам будет интересно:Философские письма П. Я. Чаадаева: прижизненная публикация

Выдающийся американский психолог и экономист А. Маслоу рассматривал творчество как инструмент самовыражения человека. При этом он настаивал на том, что способности к творческой деятельности являются врожденными, а не приобретенными. Подобные взгляды были и у Г. С. Альтшуллера. Он считал, что творческие способности есть у каждого человека, но чтобы их реализовать, необходимы определенные условия.

Статья на тему:»Творчество как особый вид деятельности»

ТВОРЧЕСТВО КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие «творчество» включают следующие признаки:

1.Творчество — деятельность, направленная на удовлетворение потребности человека в создании новых духовных и материальных ценностей.

2.Творчество оригинально по своей сути, так как в процессе творческой деятельности применяются новые приемы, способы и средства.

3.Творчество — комбинирование известных действий для получения нового результата.

4.Творчество отражает действительность. Человек в процессе творческой деятельности раскрывает возможности новых связей в своей деятельности, расширяет и углубляет свои знания о действительности. Следовательно, творчество является формой познания действительности.

5.Творчество — процесс постановки и решения нестандартных задач, процесс разрешения различного рода противоречий.

6.Творчество — форма качественного развития деятельности.

7.Творчество — высшая форма качественного развития человека и присуща только человеку.

8.Творчество — высший вид деятельности человека, оно первично по отношению к исполнительской деятельности.

9.Творчество выступает в единстве духовных и материальных начал. В этом единстве духовное начало предшествует материальному творчеству. В процессе духовного творчества или мышления планируются будущие действия, материализация которых осуществляется на практике. Мышление раскрывается в двух функциях — отражении и творчестве. Основная причина возникновения сознания — мышления заключается именно в творческом преобразовании действительности.

10.Творчество — сущность человека, способ и форма его самодеятельности, саморазвития и самоутверждения.

11.Творчество — проявление законов и категорий диалектики. Диалектическая логика — логика творческого мышления. Диалектика, мышление, практика — все они объединены в творчестве.

Сущность творчества и его законов познается через структуру творчества. В теории творчества проблема структуры является основной. Трудности выявления структуры творческой деятельности, связаны с многообразием типов, этапов, стадий, фаз, субординации и особенностей проявления творчества.

Творчество – психологически сложный процесс. Оно не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и др.).

При всей многогранности творческого процесса особое место в нем занимает воображение. Оно как бы центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы и свойства, которые обеспечивают его функционирование. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической активности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большим открытиям, изобретениям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой деятельности.

Творчество – это высший уровень познания. Оно не может совершаться без предварительного накопления знаний. Открывать новое можно, только овладев всеми уже добытыми знаниями в данной области.

Творчество имеет общие принципы и этапы вне зависимости от вида деятельности. Вместе с тем этим не исключаются закономерности и этапы, характерные для творчества в пределах конкретного содержания.

Этапы творческого процесса, взятого в общем виде.

1. Зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте.

2. Концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3. Сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение.

4. Проверка и доработка.

Творчество может рассматриваться двояко — как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность. Существует мнение, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, т. е. момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности — от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, оригинального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В этой системе выделяются специфические мотивы, цели, способы действия, фиксируются особенности их динамики.

Основой творческого процесса является интуитивный механизм, который определяется двойственностью результата деятельности. Одна часть результата деятельности, соответствуя сознательно поставленной цели, называется прямым продуктом, а другая, не соответствующая цели и полученная помимо сознательного намерения, называется побочным продуктом. Неосознаваемый, побочный продукт деятельности может приводить к неожиданному решению, способ которого не осознается. Это решение называется интуитивным. Основными особенностями интуитивного решения являются наличие чувственного образа, целостность восприятия и неосознанность способа получения результата.

В современных трактовках творческого процесса большое внимание уделяется не столько принципу деятельности, сколько принципу взаимодействия, поскольку деятельностный подход основан на соответствии цели и результата, а творчество, наоборот, возникает в условиях рассогласования цели и результата.

Творчество понимается как развивающее взаимодействие, механизм движения которого имеет определенные фазы функционирования. Если сопоставить фазы решения творческой задачи взрослым, умственно развитым человеком с формированием способности действовать в уме у детей, то окажется, что формы поведения детей на этапах развития способности действовать в уме аналогичны формам поведения взрослых на соответствующих стадиях решения творческой задачи.

1. Фаза произвольного, логического поиска. На этой стадии актуализируются знания, необходимые для решения творческой задачи, решение которой не может быть получено непосредственно путем логического вывода из имеющихся посылок. Исследователь осознанно отбирает факты, способствующие эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных знаний в новые условия; выдвигает гипотезы, применяет приемы анализа и синтеза исходных данных. На этой стадии преобладает осознанное представление о результате деятельности и способах его целенаправленного достижения.

2. Фаза интуитивного решения. Для этой фазы характерен неосознанный поиск способа решения проблем, в основе которого лежит принцип двойственности результата действия человека, т. е. наличие прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. При определенных условиях побочный продукт может оказывать регулирующее влияние на действия человека. Такими условиями являются:

— наличие побочного продукта в неосознаваемом опыте;

— высокий уровень поисковой мотивации;

— ясно и просто сформулированная задача;

— отсутствие автоматизации способа действия..

Необходимость в интуитивном решении задачи возникает в случае, если на предыдущей стадии выбранные логические приемы были неадекватны для решения поставленной задачи и требовались иные способы достижения цели. Уровень осознанности поведения на стадии интуитивного решения снижен, и найденное решение выглядит как неожиданное и самопроизвольное.

3. Фаза вербализации интуитивного решения. Интуитивное решение проблемы на предыдущей стадии творческого процесса осуществляется неосознанно. Осознан только результат (факт) решения. На стадии вербализации интуитивного решения осуществляется объяснение способа решения и его вербальное оформление. Основой осознания результата и способа решения проблемы является включение человека в процесс взаимодействия (коммуникации) с любым другим человеком, например экспериментатором, которому и описывается процесс решения задачи.

4. Фаза формализации вербализованного решения. На этой стадии формулируется задача логического оформления способа решения новой задачи. Процесс формализации решения происходит на сознательном уровне.

Фазы творческого процесса рассматриваются как структурные уровни организации психологического механизма поведения, сменяющие друг друга в ходе его осуществления. Решение творческих задач осуществляется посредством разнообразных сочетаний уровней организации психологического механизма творчества. Общим психологическим критерием творчества является смена доминирующих уровней организации психологического механизма творчества, т. е. тех уровней, которые вовлекаются в процесс решения творческой задачи (постановка проблемы, выбор средств решения и др.).

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может почувствовать себя творцом. Тем не менее дифференциально-психологический анализ поведения людей в разнообразных жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, — это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность.

Креативность —

интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей:

— когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.);

— эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности, наличие стенических эмоций);

— мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);

— коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность). Творчество как один из видов деятельности и креативность как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. На уровне общественных интересов креативность действительно рассматривается как эвристический способ жизнедеятельности, но на уровне социальной группы поведение творческой личности может быть оценено как вид деятельности, не согласующийся с нормами и предписаниями, принятыми в данное сообществе людей. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и моральные предписания группы.

Содержание труда человека в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Причем наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает. Изменяется также оценка труда и труженика.

Все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек.

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют вниманию философы, социологи, педагоги, психологи. Убедительно доказано, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости.

Важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. В педагогике считается доказанным, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научить.

Общим путем развития творческих способностей является включение детей в творческую деятельность.

Как известно главный труд детей – учеба. Поэтому надо сделать этот труд учащихся творческим.

К сожалению, в нашей школе преобладает репродуктивное обучение. Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от учителя ученикам. Учитель при этом выступает в качестве передатчика «запоминающих устройств». И ученик тем лучше успевает, чем точнее на последующем уроке воспроизводит полученные в готовом виде знания.

Репродуктивно полученные знания и умения не находят применения на практике.

В трудовом обучении еще в большей мере, чем по другим учебным предметам, используются репродуктивные методы обучения. Учителя редко прибегают к решению технических задач, использованию проблемности, техническому эксперименту, эвристическим беседам и т.д. Требует значительного углубления политехнический принцип обучения. На современном этапе развития науки и техники трудовое обучение надо поставить так, чтобы учащиеся не только знакомились с современными достижениями в технике и на производстве, но и получали обобщенные знания о них, были причастны, пусть даже в самом малом к совершенствованию производства.

Можно утверждать, что только в процессе обучения в школе, даже самого творческого, нельзя в надлежащей мере развить творческие черты личности. Нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества — техническом, художественном и т.д.

Детское техническое творчество учащихся

– наиболее массовая форма привлечения учащихся к творчеству.

В определении понятия «детское техническое творчество»

существуют 2 точки зрения –
педагогическая и психологическая.
Педагоги

рассматривают детское техническое творчество не только как вид деятельности, направленный на ознакомление учащихся с разнообразным миром техники, развития их способностей, но и как один из эффективных способов
трудового воспитания и политического образования.
Психологи

в детском техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся
способностей
к определенному виду творчества,
установленного уровня
их формирования и последовательности развития. Другими словами, у психологов важны
методы правильной диагностики творческих способностей
учащихся, которые помогут понять в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся смогут наиболее продуктивно проявить себя.

С учетом педагогической и психологической точек зрения детское техническое творчество

– это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.

Новое в детском техническом творчестве, в основном, носит субъективный характер. Учащиеся часто изобретают уже изобретенное, а изготовленное изделие или принятое решение является новым только для его создателя, однако педагогическая польза творческого труда несомненна.

Результат творческой деятельности учащихся — комплекс качеств творческой личности:

  • умственная активность;
  • стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы;
  • самостоятельность в решении поставленной задачи;
  • трудолюбие;
  • изобретательность.

Анализ психолого-педагогических исследований и опыта позволяет прийти к выводу, что техническое творчество

создает прежде всего благоприятные условия для развития технического мышления учащихся.

Во-первых

, оно развивается на основе обычного мышления, т.е. все составляющие компоненты обычного мышления присущи техническому. Например, одной из важнейших операции обычного мышления является сравнение. Оказывается, без него
немыслимо и техническое мышление
. То же можно сказать и о таких операциях мышления, как
противопоставление, классификация, анализ, синтез и др.
Характерным является только то, что перечисленные выше операции мышления в технической деятельности развивается на техническом материале.

Во-вторых,

обычное мышление создает психофизиологические предпосылки для развития технического мышления. В результате обычного мышления, развивается мозг ребенка, его ассоциативная сфера, память, приобретается гибкость мышления.

Однако, понятийно-образный аппарат обычного мышления не располагает теми понятиями и образами, которые необходимы для технического мышления. Например, понятия, взятые из технологии металлов,

включают в себя сведения из различных наук (физики, химии и др.)
Они представляют собой не механический конгломерат сведений, а являются единством существенных признаков технологического процесса или явления, рассматриваемых с точки зрения разных наук.
В техническом мышлении в отличие от обычного мышления существенно отличаются и образы, которыми оперирует учащийся. Сведения о форме технического объекта, его размерах и других особенностях задаются не готовыми образами, как в обычном мышлении, а системой абстрактных графических знаков и линий — чертежом.

Причем чертеж не дает готового образа того или иного понятия,
его нужно самостоятельно представить.
Рассмотренные выше особенности технического мышления позволяют заключить, что формирование его основных компонентов должно осуществляться не только в процессе обучения, но и во всех видах внеклассной работы по техническому творчеству.

Особое внимание в процессе технического творчества учащихся должно уделяться формированию технических понятий, пространственных представлений, умений составлять и читать чертежи и схемы.

В процессе технического творчества учащиеся неизбежно совершенствуют свое мастерство во владении станочным оборудованием и инструментом.

Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора школьников. В процессе творческой технической деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях о технике:

♦♦♦ в изучении специальной литературы;

♦♦♦ в ознакомлении с новинками техники;

♦♦♦ в консультациях специалистов.

Творческая деятельность способствует формированию у школьников преобразующего отношения к окружающей действительности. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Это приводит к тому, что в своей деятельности, работе и мышлении он не может выйти за пределы известного.

Если раннего возраста детей включать в творческую деятельность,

то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей школьников. Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса.

В воспитании творческих черт личности большое значение имеет результативность творческого труда.

Особую ценность представляет труд, направленный на
совершенствование производства, повышение эффективности оборудования и т.д.
Творчество
как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Проявление творчества в любой сфере человеческой деятельности позволило в современных исследованиях данной проблемы (Ф.И.Иващенко [14], А.И.Кочетов [15], Н.В.Кузьмина [17], В.П. Пархоменко [24], Е.С.Рапацевич [32], И.М.Розет [35]) выделить следующие его основные виды:

а) научное творчество, имеющее непосредственное отношение к научно-исследовательской работе, к разработке научных идей, их логической обоснованности и доказательности, к обобщению опыта учёных, к новейшим рекомендациям по развитию науки и т.д.;

б) художественное творчество, которое воплощается в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства и т.п.;

в) техническое творчество, относящееся к конструктивно-технической деятельности, к процессу развития творческой инициативы и самостоятельности, технических способностей, формированию рационализаторских и изобретательских умений и навыков, обеспечивающее научно-технический прогресс общества.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]