Полезные советы
Как часто вы тратите своё время размышляя о том, что жизнь несправедлива или что порой бывает не продохнуть?
Многие из нас часто беспокоятся по поводу нерешенных проблем, и неспособности добиться положительных результатов.
В такие моменты мы ищем успокоения в разных вещах.
Мы пытаемся отыскать ответ с помощью книг, фильмов и музыки.
Мы ломаем голову над тем, как стать лучше.
Буддисты верят, что всегда есть причина, по которой человек страдает, что у страдания есть начало и конец.
Вот 3 буддийские истины, которые принесут вам спокойствие и помогут почувствовать себя свободнее.
Суть и понятие буддизма коротко
Буддизм – самая крупная по числу последователей религия Востока. Сейчас ее сторонники есть на всех континентах. В Америке, Европе и России существуют большие буддийские сангхи.
Также буддизм – самая распространенная не авраамическая религия.
В центре философии Будды стоит религиозное учение – дхарма, в котором идет речь о духовном пробуждении, попытке вырваться из кругов сансары.
Сансара – череда непрерывных перерождений. Единственный способ прервать круг перерождений – достичь нирваны (освобождения и достижения высшей точки развития).
Достижение нирваны возможно путем прохождения Восьмеричного пути.
Путь можно разделить на три сферы, к которым относятся 8 указанных нравственных качеств:
- Мудрость. Сюда относятся праведное воззрение и праведное намерение, которые напоминают о необходимости познания 4 благородных истин, следования пути достижения нирваны.
- Нравственность. Здесь упомянуты праведная речь (отказ от лжи, грубости, напраслины), праведное поведение (запрет предательства, насилия, воровства) и праведный образ жизни (противление насилию над любыми живыми существами, несправедливости угнетению).
- Духовная дисциплина. В ее числе праведное усилие (направление сил на концентрацию, спокойствие), праведное памятование (тщательное наблюдение за своими эмоциями, осознание себя самого), праведное сосредоточение (медитация).
Духовные практики занимают важное место в буддийской религии.
История буддизма
Буддизм зародился в Индии в 1 тысячелетие до н. э. Гаутама Будда – основатель буддизма. Он родился в богатой семье. С детства его оберегали от страшных и печальных событий в жизни. Только во взрослом возрасте, выбравшись из дома, будущий Будда узнал, что в мире есть старость, болезни и смерть.
Будучи шокированным открытием, Гаутама отправился в странствие, где познал истину, вступил в паринирвану и стал Буддой.
После смерти тело Гаутамы кремировали, и останки были разделены его учениками на 8 частей. Многие из них передали правителям соседних государств, где уже распространилось учение. Останки Будды, как и прочие реликвии буддизма, помещены в ступы (архитектурно-скульптурное полусферическое сооружение).
В V в. до н.э. состоялся первый буддийский собор, на котором утвердили правила, уставы и нормы соблюдения предписаний Гаутамы Будды.
Второй собор (383 г. до н. э.) был связан с разделением учения на разные направления, Хинаяна стала сдавать позиции, появились новые школы.
Третий собор в 250 г. до н. э. инициировал царь Ашока в качестве попытки примирить разные направления религии. Это удалось сделать лишь незначительно.
Распространение религии Будды в Азии проходило легче, чем продвижение ее на запад. Многие народы еще при жизни Гаутамы обратились в буддизм.
Западный мир интереса к восточной религии не высказывал вплоть до средневековья, когда была попытка найти схожесть восточной философии с христианской догматикой.
В последующие исторические периоды интерес к буддизму инициировался как модой, так и разочарованием в существующих ценностях.
Что такое страдание
Страдание с точки зрения философии буддизма, пронизывает всю нашу жизнь. На санскрите оно обозначается термином «дукха». Он означает желания, пристрастия в нашей жизни, которые приводят к неприятным ощущениям и становятся болезненными.
С понятием страдания связаны четыре благородные истины. О них говорится еще в одной из первых проповедей Будды Шакьямуни, которая была записана в «Дхамма-чака-паваттана-сутте» на языке пали, больше известной нам сейчас как «Сутра запуска колеса Дхармы».
Эти истины гласят о том, что в мире:
- есть страдание;
- пристуствует так же причина страдания;
- возможно прекращение страданий;
- существует путь, который к этому ведет.
О страдании говорит первая благородная истина – истина о дукхе. На пути к главной цели – просветлению – человек неизменно сталкивается с беспокойством, неудовлетворенностью, расстройствами, которые на языке буддийской философии можно назвать одним словом — «страдание».
Страдают существа во всех мирах: и боги, и духи в аду. Степень их страданий различается: жизнь в райских мирах и мире людей более счастливая, в аду же она сплошь наполнена болью. Страдают они потому, что таково свойство жизни.
При этом счастье – не антипод страданию. Наоборот, счастье тоже в конечном итоге ведет к страданию, ведь оно, как и все в этой жизни, имеет свойство заканчиваться.
Учение описывает 4 главных страдания:
- рождение;
- старение;
- болезнь;
- смерть.
Выходит, мы рождаемся в этом мире и уже страдаем. Причем последние три страдания объединяются в самый сильный вид страдания. Следом по силе идут непостоянство и обусловленность вместе с вытекающими из нее правилами, нормами жизни, которые не зависят от нас.
«А в чем состоит благородная истина о страдании? И рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание, и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание. С нелюбимым связь – страдание, с любимым разлука – страдание, и не получать то, чего хочется – страдание» (Сутра запуска колеса Дхармы).
При этом, согласно буддийской философии, нельзя просто убежать от страдания или перестать размышлять о нем. Важно прийти к пониманию его природы.
Философия буддизма: 4 благородные истины
Суть философии этой религии сводится к представлению о 4 благородных истинах.
Жизнь – это страдание
Всю жизнь нас подстерегают неприятности и разочарования. Они могут произойти в любой момент, испортив любое хорошее событие. При этом хорошее скоротечно, а плохое быстро накапливается, отравляя жизнь.
Даже в редких удовольствиях есть страдание, оно вызвано тем, что удовольствие всегда заканчивается.
Человек рождается в муках и вынужден всю жизнь мучиться от болезней, старости, неудовлетворенных амбиций, несбывшихся планов. Люди подвержены тревожности и беспокойствам.
Причина страданий – негативные эмоции
Причинами страдания, согласно учению Будды, являются негативные состояния ума, такие как гнев, привязанность, желания и т. д. Соответственно, человек, ничего не желающий, не может быть разочарован, не будет испытывать отрицательных эмоций.
В понятие «желаний» включены все земные страсти и влечения. Это страсть денег, чувственных наслаждений, честолюбивые амбиции, азарт, стремление быть правым. Намерение практиковать учение и достигать результата в эту категорию не относится.
Избавление от страданий – нирвана
Чтобы прекратить страдания, необходимо избавиться от причин, заставляющих страдать. Это возможно сделать, лишь достигнув нирваны.
Древний буддизм признавал истинность концепции перерождения. Из этого следовало, что смерть не является прекращением страдания. Помимо того, что смерть сама по себе мучительна, в новом превращении человек вновь будет подвержен мукам.
Согласно учению Гаутамы Будды, нирвана – единственный выход из круга сансары.
Способ достижения нирваны – Благородный Восьмеричный путь
Восьмеричный или «срединный» путь – это набор философских концепций, взглядов и нравоучений, содержащий настояния для последователей.
Буддист должен следовать восьмеричному пути, избегать крайностей, стремиться к аскетизму, стараться меньше привязываться к земному.
Познание четырех благородных истин – первый шаг к пониманию учения Гаутамы Будды.
Как его прекратить
Третья благородная истина говорит нам, что прекратить страдания можно. В первую очередь нужно отречься от желаний, очиститься от загрязненного сознания – привязанностей, скверн, отвращения.
Но теоретического понимания истины недостаточно. Необходимо постоянно практиковать медитацию, успокаивать ум, чтобы полностью очиститься. О том, как этого достичь, поведает нам Четвертая истина.
Стоит верно понимать разницу между отречением от желаний и отказом от нужд. Ведь даже Учитель Будда испытывал потребности: есть, спать, идти навстречу истине. На тропе Будды важно следовать «Срединным путем». Потребности продиктованы необходимостью — это то, без чего жизнь невозможна. Однако большинство из того, что мы желаем, необходимостью не является.
Придерживаться «Срединного пути» значит избегать крайностей от полного аскетизма и самоотречения до пресыщения наслаждениями и материальными богатствами. В своей жизни нужно найти баланс между материальным и духовным миром.
Этот путь также называется «Восьмеричным путем». Он предполагает восемь составляющих, которые должны быть правильными с буддийской точки зрения и стать основой жизненного пути человека:
- понимание – взгляды, которые строятся на четырех благородных истинах;
- мысль, решимость – намерение следовать правильным путем, идти к освобождению;
- речь – слова, наполненные добротой, искренностью, правдой и отвергающие ложь, нетерпимость, брань;
- действие – поведение, которое отрицает причинение зла, ложь, воровство, прелюбодеяние, алкоголь;
- образ жизни – только честные источники дохода, мирные пути заработка;
- усилие – постоянное совершенствование, воспитание себя;
- внимание – отказ от страстей, успокоение ума;
- сосредоточение – постоянная практика, медитация, созерцание.
Когда человек преуспеет в восьмеричном пути, он может получить избавление от страданий, последующих перерождений, а значит – достигнет полного освобождения, или нирваны.
Кстати, слово «нирвана» с санскрита переводится как «постепенное угасание огня».
Направления буддизма
На протяжении тысяч лет, от древнего буддизма до современного, вокруг исходного религиозного течения образовывалось много направлений.
К основным можно отнести Хинаяну, Махаяну и, входящую в состав последней, Ваджраяну.
Хинаяна
Хинаяна (малая колесница) преимущественно описывает традицию южных стран, где древняя религия претерпела меньше всего изменений.
Здесь почитаются 4 благородные истины и восьмеричный путь, поскольку о них написано в священных текстах. Главным священным текстом считают наставления принца Гаутамы, данные им до того, как он стал Буддой и достиг нирваны.
Будда в традициях Хинаяны считается обыкновенным человеком, пусть весьма почитаемым. Более всего это воззрение распространено на родине Гаутамы Будды.
Некоторые исследователи исключают Хинаяну из современных направлений буддизма, считая ее старой, изжившей себя традицией.
Махаяна
Махаяна (великая колесница) – самая распространенная традиция буддизма. Именно ей следуют в России, Европе или Америке. Но даже в восточных странах Махаяна пользуется наибольшим авторитетом.
Основное отличие от Хинаяны в том, что Будда не выступает отдельной личностью, а является метафизической божественной сущностью, непостижимой разумом человека. К этому состоянию необходимо стремиться, чтобы достигнув нирваны, самому стать Буддой.
Ваджраяна (алмазная колесница, разновидность Махаяны). Сюда входит так называемый тантрический буддизм.
Особенность этого направления в методах достижения нирваны. Предполагается, что уже при жизни человек может достичь совершенства в длительных тантрических практиках, добившись состояния полной свободы, что станет выходом из кругов сансары.
Ваджраяна также некоторым образом представляет буддизм в России. Популярность направления обусловлена его притягательной мистичностью, обилием таинственных практик и традиций шаманизма, которые близки северным народам.
Сходятся все направления буддизма лишь на почитании авторитета Сидхартхи Гаутамы (Будды), также на признании необходимости достижения нирваны.
Четыре Благородные Истины Буддизма
Приятные ощущения мы стремимся повторить и усилить, несмотря на то, что это не всегда достижимо, от неприятных – избавиться, что тоже порой весьма проблематично. Таким образом, возникает привязанность к тому, что мы называем «хорошее» и неприятие того, что мы называем «плохим».
Привязанность (страстное желание)
относится к одному из трех ядов, приковывающих человека
к непрерывной череде рождений и смертей:
Колесу Перерождения.
Яды эти: страстное желание, невежество и ненависть.
Они отравляют наше сознание, поэтому мы не способны видеть истину. Проблема человека заключается в том, что он так поглощен удовлетворением своих бытовых иллюзорных желаний, настолько погряз в своих ничего не стоящих повседневных делах, которые он ошибочно считает чем-то невероятно важным, что теряет напрасно время пребывания в драгоценном воплощении.
Единственное желание, не приносящее страдания, не вызывающее ответной реакции, привязывающей нас к этому миру, уходит за пределы материального мира – это желание полного освобождения.
Другая причина страдания – это кармические реакции,
то есть результат наших прошлых действий. Считается, что на каждое совершённое действие мы рано или поздно получаем ответную реакцию: или в этой жизни, или после обретения тела в будущей жизни. Обретение нового тела именуется реинкарнацией.
Буддийская теория реинкарнаций отличается от такой же теории в индуизме.
С точки зрения индуизма существует череда «рождений» и «смертей», то есть существо/душа приходит в этот мир, находится в нём какое-то время, а потом уходит. Согласно буддийскому учению (направления Тхеравада или Хинаяна) реинкарнацию можно объяснить на таком примере: стёклышки калейдоскопа всегда одни и те же — они не берутся ни откуда, и никуда не исчезают, однако при каждом повороте калейдоскопа проявляется новое изображение. Эти стёклышки и есть наборы элементов, из которых формируется индивид. Они рассыпаются и складываются вновь при каждом повороте калейдоскопа сансарического мира.
Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что результатом наших неблаговидных поступков и страстных желаний станет деградация, выливающаяся в воплощение в существо с более низким уровнем развития.
Возможно ли обрести контроль над желаниями и привязанностями?
Да, погасить огонь желаний можно, искоренив привязанности и достигнув состояния освобождения (нирвана, самадхи, недвойственность). Описать состояние нирваны невозможно уже потому, что, во-первых, она есть нечто, полностью противоположное дуккхе (страданию), но это не общепринятый рай для некой конкретной души. И, во-вторых, нирвана влечёт за собой прекращение всего известного в мире сансары. То есть она даже не противоположность сансары (как противопоставление добро-зло), а нечто совершенно иное.
В этой связи некоторые люди могут посчитать нирвану чем-то негативным, ведь она отрицает все, что так дорого сердцу большинства обитателей этого мира. Но Учение Будды утверждает, что человек, достигший нирваны, уже при жизни избавляется от иллюзий и заблуждений и от связанных с этим страданий. Он познает истину и освобождается от всего, что угнетало его прежде: от тревог и беспокойства, от комплексов и навязчивых идей, от эгоистических желаний, ненависти, самодовольства и гордости, от давящего чувства долга. Он освобождается от желания что-то получить, он ничего не накапливает – ни физического, ни духовного – поскольку понимает, что все, что может предложить нам сансара, есть обман и иллюзия; не стремится к так называемой самореализации, связанной с отсутствием собственного «я». Он не сожалеет о прошлом, не надеется на будущее, живя одним днем. Он не думает о себе, он преисполнен вселенской любви, сострадания, доброты и терпимости.
Не искоренивший в себе эгоистические устремления, не способен достичь упомянутого состояния.
Соответственно, тот, кто его достиг, является существом независимым и свободным. Но это еще не все – он способен видеть нужды других людей, способен разделять чужую боль, помогать жить другим, а не печься исключительно о своем собственном благополучии.
Таким образом, мы разобрали три истины из четырех.
А именно:
- Первая Истина –
дуккха: «Жизнь есть страдание». - Вторая Истина –
самудая: «Источник страдания». - Третья Истина
– ниродха: «Прекращение страдания».
Четвертая благородная истина показывает путь прекращения страданий и тягот этой жизни и представлена как Восьмеричный путь (арья аштанга марга).
- Четвертая Истина
– марга: «Путь, ведущий к прекращению страдания».
Буддизм и христианство
Религии востока и запада имеют мало общего, тем не менее основные ценности в них иногда совпадают. Стоит вспомнить интерес иезуитского ордена Римской католической церкви к философии буддистов, попытки подвести ее под один знаменатель с христианством.
Ниже мы сравним буддизм и христианство.
Сходства буддизма и христианства | Различия буддизма и христианства |
Обе религии провозглашают похожие нравственные ценности: добро, скромность, любовь, ненасилие, честность, прощение | В буддизме, в отличие от христианства, не существует Бога. Будда – не создатель, он лишь учитель |
В обеих религиях существует традиция монашества, где проповедуется аскетизм и духовность | Буддизм сформировался задолго до зарождения христианства и распространился преимущественно в восточных странах |
Обе религии входят в число крупнейших мировых религий и ведут тысячелетнюю историю | Христианство отвергает идею перерождения или переселения душ |
Взаимоотношения двух религий сложно назвать хорошими. На уровне официальных организаций представители буддизма и христианства предпочитают друг друга не замечать, но последователи порой устраивают конфликты между собой.