Что такое духовное и нравственное воспитание?
Рассматриваемое нами понятие не имеет четкого определения. Но исходя из его содержания, можно сказать, что духовное развитие человека — это сфера нетелесного воспитания, ежедневная работа, направленная на приобретение знаний, умений, веры, чувства прекрасного. Результат такого развития может быть как материальным (художественные произведения искусства), так и нематериальным (музыка, философия, религия).
Нравственное воспитание предполагает развитие в личности моральных ценностей человечества.
Духовно-нравственное развитие принимает следующие формы:
- религия;
- мораль;
- политика;
- право;
- философия;
- искусство;
- наука.
Концепция нравственного развития
Концепция нравственного развития личности разработана в соответствии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании». Концепция является ценностно-нормативной основой взаимодействия образовательных учреждений с другими социальными институтами. Цель этого взаимодействия – совместное обеспечение условий для нравственного развития обучающихся.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Концепции нравственного развития личности 440 ₽ Реферат Концепции нравственного развития личности 260 ₽ Контрольная работа Концепции нравственного развития личности 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Образовательные учреждения (ОУ) призваны воспитывать гражданина своей страны, раскрывать таланты и способности, готовить к жизни в мире. Следует отметить, что ОУ должны взаимодействовать с семьями обучающихся, опираясь на национальные традиции.
Главной целью современного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка развития высоконравственного, компетентного, творческого гражданина. Обучение должно обеспечить:
- Способность к духовному развитию, самосовершенствованию, ответственному поведению;
- Укрепление нравственности;
- Формирование морально-этических норм для определенного поведения;
- Воспитание совести, способности формулировать собственные нравственные обязательства;
- Способность к реализации творческого потенциала;
- Способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные мысли и поступки;
- Целеустремленность и настойчивость;
- Трудолюбие, оптимизм, бережливость;
- Осознание ценности человеческой жизни, противодействие факторам, представляющим угрозу жизни.
Религиозное воспитание
Когда человек слышит понятие “духовное развитие”, то первым делом он думает о религии. Это естественно, так как с детства человеку прививают догму о том, что дух — Божье творение. И религиозное воспитание полностью опирается на священные писания. Несмотря на различия в истории, формах поклонения, традициях и обычаях, все три монотеистические религии проповедуют одно и то же — принцип единобожия и следование Божьему слову.
Религиозное духовное развитие начинается с личного примера родителей — если взрослые следуют религиозным догмам, то и ребенок будет брать с них пример. Но иногда ребёнку этого недостаточно, и он требует объяснений. Тогда можно рассказать ему, что то или иное действие разрешено или запрещено Богом, и за хорошие, угодные Ему дела Он вознаграждает, а за плохие — наказывает. Кроме объяснения помогут и такие средства религиозного воспитания:
- совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;
- посещение мест поклонения;
- соблюдение поста и священных дней;
- празднование религиозных праздников.
Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:
- основы мировых религий;
- светская этика;
- православие;
- иудаизм;
- ислам;
- буддизм.
Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.
В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.
Моральное воспитание
Идеи, принципы, законы, нормы и правила поведения в обществе являются составляющими морального воспитания. Если говорить вкратце, его основу составляют воспитание следующих качеств:
- чувства доброты;
- помощь ближнему;
- чувства сочувствия;
- потребность следовать человеческой морали.
Для этого нужно приучать ребёнка к моральным нормам, формировать его позитивной моральный опыт, направлять его поведение, чувства и сознание на реализацию моральных ценностей и сформировать моральный облик личности.
В таком случае ребёнок, подросток или взрослый — объекты морального воспитания, а воздействуют на него семья, школа и другие общественные организации. Но возможно и сознательное самовоспитание, когда человек сам формирует деятельность, направленную на совершенствование моральных качеств и формирование привычек и поведения согласно принятым в обществе идеалам. В таком случае применяются такие приемы, как самооценка, самоприказ, самовнушение, самокорректировка, саморегулирование, самоодобрение и самонаказание.
Что такое нравственность
Нравственность – это неотъемлемая характеристика личности, являющаяся когнитивной основой формирования нравственно здоровой личности: социально ориентированной, адекватно оценивающей обстановку, имеющей устоявшийся набор ценностей. В нынешнем обществе во всеобщем использовании бытует определение нравственности, как синонима понятия мораль. Этимологические особенности данного понятия показывают происхождение со слова «нрав» – характер. Впервые смысловое определение понятия нравственность было опубликовано в 1789 году – «Словарь Академии Российской».
Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель альтруистом. На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.
Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.
Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по своей совести, опираясь на сформированные личностные ценности и понятия. Для некоторых понятие нравственность это эквивалент «билета в рай» после смерти, а в жизни это нечто не особо влияющее на успешность субъекта и не несет никакой выгоды. Для такого типа людей нравственное поведение — это способ очистить душу от грехов, как бы прикрытие собственных неверных поступков. Человек существо беспрепятственное в выборе, имеет свой жизненный курс. Общество при этом имеет свое влияние, способно задавать собственные идеалы и ценности.
В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.
Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.
Политическое воспитание
Политические воспитание — целенаправленное и систематическое воздействие на сознание индивида с одной целью — сформировать определенные политические качества.
Его основными задачами являются:
- укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;
- распространения определенного типа политической культуры.
Содержание политического воспитания включает в себя:
- Рациональный компонент — передачи основной политической информации, формирования системы знаний о политической системе. Рациональный компонент реализуется через школьное и вузовское образование и СМИ, контролируемое правительством.
- Эмоциональный компонент — это формирование определенного отношения к политическим объектам и явлениям. Он тесно связан с устойчивым предпочтением определенного человека в политике. Эмоциональный компонент реализуется через такие средства, как торжественные парады, демонстрации, шествия, чествования, вручение паспортов, партбилетов и наград.
Правила нравственности
В повседневном употреблении выражений нравственность и мораль имеют тождественный смысл и единые истоки. При этом всем стоит определить существование неких правил, которые с легкостью очеркивают сущность каждого из понятий. Так нравственные правила в свой черед позволяют личности развивать собственное психическое и моральное состояние. В некой степени это «Законы Абсолюта» существующие в абсолютно всех религиях, мировоззрениях и обществах. Следовательно, нравственные правила являются универсальными, а их невыполнение тянет за собой последствия для субъекта, который их не соблюдает.
Существуют, например, 10 заповедей, полученные в результате непосредственного общения Моисея и Бога. Это часть правил нравственности, соблюдение которых аргументировано религией. В действительности ученые не отрицают в сто раз большего наличия количества правил, они сводятся к одному знаменателю: гармоничному существованию человечества.
У множества народов с древних времен бытует понятие некого «Золотого правила», несущее в себе основу нравственности. Его трактование насчитывает десятки формулировок, при этом суть остается неизмененной. Следуя этому «золотому правилу» индивиду следует вести себя по отношению к другим так, как относится он к себе. Это правило формирует понятие человека, что все люди равнозначны относительно их свободы действий, а также желания развиваться. Следуя этому правилу, субъект раскрывает его глубинную философскую трактовку, гласящую, что индивид должен заблаговременно научиться осознавать последствия собственных действий относительно «другого индивида», проецируя эти последствия на себя. То есть субъект, который примеряет на себя мысленно последствия собственного поступка, задумается, стоит ли поступать в таком направлении. Золотое правило учит человека развивать свое внутреннее чутье, учит состраданию, эмпатии и помогает развиваться душевно.
Хотя это нравственное правило было сформулировано в древности известными учителями и мыслителями, актуальность своего предназначения в современном мире не потеряло. «Чего не хочешь себе, не делай другому» – так звучит правило в оригинальном трактовании. Возникновение такого трактования причисляют к истокам первого тысячелетия до нашей эпохи. Именно тогда происходил гуманистический переворот в древнем мире. Но как нравственное правило свой статут «золотого» оно получило в восемнадцатом веке. Это предписание акцентирует внимание на глобальном нравственном принципе согласно отношениям к другому человеку в пределах различных ситуаций взаимодействия. Так как его наличие в любой существующей религии доказано, можно отметить его, как фундамент нравственности человека. Это важнейшая истина гуманистического поведения нравственного человека.
Правовое воспитание
Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм.
Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.
Правовое воспитание включает следующие элементы:
- юридический опыт общества;
- педагого-психологические приемы воздействия на граждан (личный пример, убеждение, поощрение, наказание, принуждение);
- формы воспитания — внешнюю и поведенческую стороны взаимоотношений государства и населения.
Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.
Философское воспитание
Несмотря на то что философия — наука сложная для детского понимания, все же именно первые серьёзные вопросы о бытие, мироздании и смысле жизни задаёт именно ребёнок. Это связано с тем, что малыш ещё не связан стереотипами и не знает философских понятий, а взрослый — в силу своего знания — стесняется или боится задавать какие-то вопросы. Ребёнок из-за чистоты сознания избавлен от стеснения и страха.
Ребёнку, а позже и подростку нужно объяснять простым языком такие философские категории, как материя, движение, пространство, сознание, время, свобода, идеал, истина, добро, справедливость, мораль, разум.
Как развить нравственные качества?
Если читатель относится к тем людям, которые склонны к самоанализу и обладают умением объективно себя оценивать, то перед ним рано или поздно возникнет такой вопрос. Далеко не каждый из нас наделен всеми нравственными качествами развитого, интеллигентного человека в общепринятом понимании.
К тому же реалии современного общества часто притупляют чувство совести, сострадания или уважения к другим людям. Человек, который обычно добр к другим, а также с пониманием относится к чужим недостаткам, может в какой-то ситуации показать себя с другой стороны. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, его способности усилием воли вырабатывать в себя определенные навыки, держать себя в руках и соблюдать принципы.
Воспитание чувства прекрасного
При словах «духовное развитие» наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:
- впечатления;
- чувственно-эмоциональный опыт;
- знания;
- оценка.
Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.
Впечатления можно получить через чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, прослушивание концертов, посещение выставок и музеев. Искусство состоит не только из прекрасного, но из других категорий эстетики — безобразности, возвышенности, низменности, трагичности и комичности. Комплексное восприятие всех категорий эстетики позволяет сформировать чувство красоты.
После просмотра важно комментировать увиденное, причем не только с позиции «нравится — не нравится», но и обосновывать, почему, какие чувства вызывает тот или иной объект. Эти действия позволят накопить чувственно-эмоциональный опыт и чутко воспринимать действительность.
Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.
Следующий этап развития — анализ. Умение анализировать можно сформировать при помощи рецензий профессиональных критиков в журналах, теле- и радиопередачах. При этом нужно сопоставлять различные точки зрения, соглашаться или опровергать их. Со временем выработается своя точка зрения.
Полезно также обсуждение с друзьями.
Умственное воспитание
Умственное воспитание — это формирование системы знаний на базе основ наук. Система включает в себя следующие категории:
- логическая мышление;
- память;
- внимание;
- воображение;
- способности;
- развитие склонности и дарования;
- желания постоянно узнавать новое и совершенствовать имеющиеся общеобразовательные и специальные знания, умения и навыки.
Получение этих знаний достигается за счёт:
- систематическое обучение в школе, вузе и другом образовательном учреждении;
- внеклассная, внеаудиторная и самостоятельная работа.
Содержание умственного воспитания зависит от образовательной программы, профиля профподготовки и познавательных интересов, что предполагает знание конкретного учебного материала, фактов, терминологии, символов, имен, названий, дат, понятий разного вида, связей и зависимостей между ними, а также методов их использования и понимание места их применения в системе наук.
Как происходит развитие личности?
Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.
- Младенчество — формируется базовое доверие к миру в лице матери.
- Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.
- Возраст от 2 до 5 лет. Важный период в жизни малыша, который влияет на духовно-нравственное развитие и воспитание. В этом возрасте главное положение в жизни занимает игра, через которую ребенок учится общаться с миром, знакомится с азами некоторых форм духовно-нравственного развития — религиозного, умственного, морального. Поэтому важно уделить игре особое внимание.
- Школьный возраст. На помощь семейному развитию приходит школьное, где ребенок получает новые знания и навыки. В этот же период он может столкнуться с неудачами в школе, что может привести к неуверенности. Поэтому важно поддержать его в этот период и объяснить, что неудачи — это всего лишь повод стать лучше.
- Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.
- Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.
- Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.
- Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.
О чем речь?
В учебниках по воспитанию детей и подростков обычно рассматривается эта тема, как одна из обязательных.
Среди нравственных качеств часто звучит понятие совести, упоминается любовь к Родине, уважение к родителям, окружающим, принадлежность к семье и государству.
Такие качества обычно не указывают в перечне достоинств при составлении резюме или сопроводительного письма. При этом для общества гораздо более явной является проблема нравственного воспитания, чем, к примеру, недостаток людей с высшим образованием или умением управлять автомобилем.
К тому же нравственные качества должны прививаться человеку с детства и воспитываться в подростковом возрасте. Если в этом вопросе возникли какие-либо пробелы или трудности, то, к сожалению, не так много людей в сознательном возрасте признают наличие проблемы.
Далеко не каждый взрослый человек открыто скажет, что у него не воспитали правильное отношение к природе, окружающим, государству. Он, скорее, начнет заниматься развитием тех качеств, которые помогут ему добиться успеха в работе, а также занять достойное место в обществе.