Взять на заметку: как ассоциации помогают запоминать больше и лучше


Художник Николай Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир», побывав в ней только один раз. Секрет фотографической памяти мастера состоял, по его словам, в том, чтобы «ежедневно по памяти изображать то, что вам встречалось дорогою, будь это свет, будь это форма, будь это выражение, будь это сцена — все, что остановило ваше внимание». T&P публикуют отрывок из бестселлера Дениса Букина и издательства «Альпина Паблишер» «Развитие памяти по методикам спецслужб» о том, как использовать ассоциации, чтобы запоминать больше и лучше.

«Развитие памяти по методикам спецслужб»

Не только признанные гении обладают выдающейся памятью. В одном эксперименте испытуемым, обычным людям, показали 10 000 слайдов, после чего проверили, сколько из них запомнилось. Оказалось, что точность узнавания изображений составила около 80% — очень высокий результат. В случае, если для эксперимента выбирали необычные, яркие и красочные картины, точность узнавания повышалась практически до 100%.

Выводы:

1) Главная проблема памяти человека не в том, чтобы запомнить информацию, а в том, чтобы вспомнить и воспроизвести ее, когда это необходимо. Таким образом, задатками отличной памяти обладает каждый человек. Чтобы развить их, нужно освоить ряд приемов.

2) Мозг человека очень хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации — мнемотехник — основано на воображении, которое служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную.

Три принципа мнемотехники

Существует множество различных мнемотехник, но все они подчиняются трем принципам.

Использование ассоциаций

Фундаментальное свойство психики — ассоциативность. Мозг — совершенная машина для построения связей между разными образами и понятиями. Содержимое памяти представляет собой длинные, сложно организованные цепочки ассоциаций. Стоит вспомнить Рождество и Новый год, и в памяти всплывает наряженная елка, шампанское и салат оливье, запах мандаринов и поздравления. Если человек настроен на воспоминания детства, елка напомнит об утреннике в детском саду с Дедом Морозом и Снегурочкой, подарках и праздничном костюме. Прагматик погрузится в печаль от подсчета расходов. Верующий вспомнит евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа.

Вы уже знаете, что секрет хорошей памяти состоит не столько в запоминании, сколько в извлечении информации. Запоминаемое вернее сохранится, если будет привязано к уже известному. По цепочке ассоциаций его можно будет легко вспомнить в нужный момент. Отсюда вытекает первый принцип мнемотехники: чтобы запомнить что-либо, свяжите это с тем, что хорошо вам знакомо, что вы легко можете вспомнить.

Кодирование информации образами

Вы уже знаете о важности воображения для хорошей памяти. Изображения запоминаются легче, чем слова и цифры. Отсюда второй принцип мнемотехники: преобразуйте в картинки то, что вам нужно запомнить. Первый и второй принципы мнемотехники используются совместно. Предположим, вам нужно в точности и надолго запомнить код автоматической ячейки камеры хранения, предназначенной для тайниковой связи: 855411. Возможно, этот код потребуется вам через несколько лет.

Представьте цифры в виде картинок (принцип кодирования через визуальные образы) и свяжите картинки воедино (принцип ассоциаций). Цифра 8 похожа на крупную женщину, 5 — на цирковой велосипед с одним колесом и рулем-сиденьем, 4 — на стул, 1 — на метлу. Женщина (8) едет на двух цирковых велосипедах (55). Одного ей мало, потому что она тяжелая. Чтобы удержать эти велосипеды вместе, она привязала их к стулу (4), на котором и сидит. Но велосипеды все-таки одноколесные, и она держит равновесие как канатоходец, с помощью двух метел (11). Едет она, конечно же, к вокзалу, в здании которого находится камера хранения. Представьте живо эту картинку, и код уже не сотрется из вашей памяти.

Маленький совет: лучше, если образы можно будет не только видеть. Они сильнее запомнятся, если будут звучать, обладать фактурой, запахом, вкусом. Вспомните Шерешевского с его синестетическим восприятием. Если вы представляете себе дерево, вообразите его в деталях: оно раскидистое, с молодой нежной листвой, пахнет свежей зеленью, с шершавой теплой корой, на которой поблескивают капельки липкой горьковатой смолы.

Эмоциональное отношение

Человек экономит свои силы и не любит делать лишнюю работу. Мозг выбирает приоритетные для выполнения задачи в зависимости от силы связанных с ними эмоций. Хищник, представляющий прямую угрозу, вызывает страх — с ним нужно драться или от него нужно убегать. Сильная жажда вызывает беспокойство и заставляет искать воду. Запах гнилых продуктов вызывает отвращение, которое оберегает от возможного отравления. События, связанные с сильными эмоциями, заставляют учиться: избегать троп хищников, запоминать дорогу к источнику воды, опасаться испорченных продуктов.

Эмоции активизируют память. Если попросить обычного человека назвать события, произошедшие с ним несколько лет назад, скорее всего, он вспомнит самые важные вехи своей жизни: рождение детей, встреча или расставание со спутником жизни, переезд, смену работы, яркие путешествия. Все эти события в свое время вызвали сильные эмоции и потому запомнились. Все остальное, как правило, стирается из памяти как нечто обыденное, не представляющее интереса. Иными словами, вы помните только то, что вам нужно помнить, и то, что вас действительно волнует.

Третий принцип мнемотехники: формируйте эмоциональное отношение к запоминаемой информации. Вы запомнили код ячейки камеры хранения из предыдущего пункта? Как вы думаете почему? Отчасти потому, что вас удивила или смутила абсурдность описанной комической картины женщины, едущей на одноколесных велосипедах, привязанных к стулу, и пытающейся удержать равновесие двумя метлами. Вы будете изучать мнемонические приемы. Пусть вас не смущает их абсурдность, она хороша тем, что вызывает в вас эмоции, а значит, позволяет надежно запоминать и быстро воспроизводить запомненное.

Приложения и примеры [ править ]

Основная статья: Список мнемоник

Широкий спектр мнемоники используется для нескольких целей. Чаще всего используются мнемоники для списков, числовых последовательностей, изучения иностранного языка и лечения пациентов с дефицитом памяти.

Для списков [ править ]

Распространенной мнемоникой для запоминания списков является создание легко запоминающейся аббревиатуры или, взяв каждую из начальных букв членов списка, создать запоминающуюся фразу, в которой слова с тем же акронимом, что и материал. Мнемонические приемы можно применять для запоминания большинства новых материалов.

Ключевые подписи C♯ мажор или A♯ минор (слева) и C ♭ мажор или A ♭ минор (справа)

Некоторые распространенные примеры мнемоники из первых букв:

  • «Память требует каждого метода воспитания своих возможностей» — это мнемоника для написания слова «мнемоника».
  • Чтобы запомнить метрические префиксы после гига (байта), подумайте о конфете и этой мнемонике. Самый сложный PEZ? Желтый! ТПЕЗЫ. Тера, Пета, Экза, Зетта, Йотта (байт).
  • «Может быть, не каждый мнемоник сильно концентрируется на неприятных ощущениях», возможно, менее распространенный мнемоник для написания «мнемоника», но он выигрывает от того, что он немного юмористический и запоминающийся.
  • Порядок диезов в обозначении ключевой сигнатуры — F♯, C♯, G♯, D♯, A♯, E♯ и B♯, что дает мнемонику «Отец Чарльз идет вниз и заканчивает битву». Порядок квартир обратный: B ♭, E ♭, A ♭, D ♭, G ♭, C ♭ и F ♭ («Battle Ends And Down идет к отцу Чарльза»). [10]
  • Чтобы запомнить цвета радуги : во фразе « Ричард Йоркский разыграл напрасную битву» каждая из начальных букв соответствует цветам радуги по порядку (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, фиолетовый). Другими примерами являются «Давай на бабушку, потому что это жестоко» или вымышленное имя «Рой Г. Бив».
  • Чтобы запомнить Великие озера Северной Америки : аббревиатура HOMES соответствует буквам пяти озер (Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Верхнее) [11]
  • Для запоминания цветовых кодов , используемых в электронике : фраза «Билл Браун осознал, что только вчера хорошие парни ценили хорошую работу» представляет 10 цветов и их порядковый номер: черный (0), коричневый (1), красный (2). , оранжевый (3), желтый (4), зеленый (5), синий (6), фиолетовый или пурпурный (7), серый (8) и белый (9). [12]
  • Чтобы запомнить эффекты в цепях переменного тока присутствия катушки индуктивности или конденсатора, инженеры-электрики использовали фразу «Илай-Ледяной человек». При наличии катушки индуктивности пиковое значение напряжения (E) предшествует пиковому значению тока (I). С L, символом индуктивности, это пишется ELI («E отводит I, с L»). При наличии конденсатора пиковый ток опережает пиковое напряжение. Обозначение емкости — C, что означает ICE («I ведет к E, с C»).
  • Чтобы запомнить химические реакции, такие как окислительно-восстановительные реакции, где обычно смешивают окисление и восстановление, можно использовать короткую фразу «LEO (Lose Electron Oxidation), лев говорит GER (Gain Electron Reduction)» или «Oil Rig», последнее является аббревиатурой от «Окисление теряется, сокращение увеличивается». [13] Джон «Док» Уолтерс, который преподавал химию и физику в школе Browne & Nichols в Кембридже, штат Массачусетс в 1950-х и 1960-х годах, учил своих студентов использовать для этой цели аббревиатуру RACOLA: сокращение — это добавление электронов и происходит в Катод; Окисление — это потеря электронов на аноде.
  • Чтобы запомнить названия планет и Плутона, используйте планетную мнемонику : «Моя очень образованная мать только что служила нам Начо» или «Мой очень простой метод просто ускоряет наименование планет» или «Моя очень образованная мать только что показала нам девять планет» — где каждая из начальных букв соответствует названию планет в нашей солнечной системе (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, [Плутон]). [14]
  • Чтобы запомнить последовательность звездной классификации : «О, будь хорошей девушкой [или парнем], поцелуй меня» — где O, B, A, F, G, K, M — категории звезд. [15]
  • Чтобы запомнить уровни модели OSI : «Пожалуйста, не учите студентов бессмысленным сокращениям» — каждая из начальных букв соответствует названию уровней OSI снизу вверх (физический, канал передачи данных, сеть, транспорт, сеанс, презентация, заявление).
  • Таксономия мнемонические полезно для запоминания научной классификации применяются в таксономии, таких как Kings Играть в шахматы на Смешной Стеклянные лестницы (Великобритания, фила, класс, порядок, семья, род, вид).
  • Для того, чтобы запоминать двухатомные элементы: Br , (произносится ‘brinkelhoff’) [16] или » Иметь Нет Страх Ice Cold Beer » . [17]
  • Мнение, форма, цвет, происхождение и материал (OPSHACOM): порядок прилагательных в грамматике английского языка.
  • «Рывок в настоящей спешке! Поторопитесь, иначе несчастный случай!» это мнемоника для написания слова «диарея».

Для числовых последовательностей и математических операций [ править ]

Мнемонические фразы или стихи могут использоваться для кодирования числовых последовательностей различными способами, один из наиболее распространенных — создание новой фразы, в которой количество букв в каждом слове представляет соответствующую цифру числа пи. Например, первые 15 цифр математической константы « пи» (3,14159265358979) могут быть закодированы как «Теперь мне нужно выпить, конечно, алкогольного, после тяжелых лекций по квантовой механике»; «Сейчас», состоящее из трех букв, представляет собой первое число, 3. [18] Пифилология — это практика, посвященная созданию мнемоники для числа Пи.

Другой используется для «вычисления» с помощью пальцев чисел, кратных от 9 до 9 × 10. Начните с вытягивания обеих рук со всеми вытянутыми пальцами. Теперь посчитайте слева направо количество пальцев, обозначающее кратное. Например, чтобы получить цифру 9 × 4, сосчитайте четыре пальца слева, заканчивая указательным пальцем левой руки. Согните этот палец вниз и сосчитайте оставшиеся пальцы. Пальцы слева от согнутого пальца обозначают десятки, пальцы справа — единицы. Три пальца слева и шесть справа, что означает 9 × 4 = 36. Это работает от 9 × 1 до 9 × 10.

Для запоминания правил сложения и умножения двух чисел со знаком Balbuena и Buayan (2015) создали буквенные стратегии LAUS (например, знаки — сложение; отличие от знаков — вычитание) и LPUN (например, знаки — положительные; отличные от знаков — отрицательные) соответственно. [19]

Для изучения иностранного языка [ править ]

Мнемоника может быть полезна при изучении иностранных языков, например, путем замены трудных иностранных слов на слова на языке, который уже знает учащийся, также называемых «родственными словами», которые очень распространены в испанском языке. Такой полезный метод состоит в том, чтобы найти ключевые слова, слова, которые имеют такое же произношение на известном языке, что и целевое слово, и связать их визуально или на слух с целевым словом.

Например, пытаясь помочь учащемуся запомнить охель

( אוהל ), еврейское слово, обозначающее
палатку
, лингвист Гилад Цукерманн предлагает запоминающееся предложение «
О, черт
, в моей
палатке
енот ». [20] памятная фраза «Там
вилка
в
ногу Ма
» помогает ученику помнить , что еврейское слово для
вилки
является
mazleg
( מזלג ). [21] Точно так же, чтобы запомнить еврейское слово
байит
( בית ), что означает
дом
, можно использовать предложение «это прекрасный
дом
, я бы хотел его
купить
». [21] Лингвист Мишель Томас учил студентов помнить, что
эстар в переводе
с испанского означает «
быть
», используя фразу «быть звездой». [22]

Другой испанский пример — использование мнемонического слова » Вин Дизель»Имеет десять видов оружия »для обучения неправильным командным глаголам в форме you (tú). Испанские глагольные формы и времена часто считаются самой сложной частью изучения языка. С большим количеством времен глаголов и множеством форм глаголов, которые не встречаются В английском языке испанские глаголы трудно запомнить, а затем спрягать. Доказано, что использование мнемоники помогает учащимся лучше изучать иностранные языки, и это справедливо и для испанских глаголов. Особенно трудно запомнить глагольное время, которое нужно запомнить. в испанском спрягаются по-разному в зависимости от того, кому дается команда. Фраза, произносимая с испанским акцентом, используется для запоминания «Ven Di Sal Haz Ten Ve Pon Sé», всех неправильных испанских командных глаголов в слове you (tú) форма — эта мнемоника помогает учащимся запоминать разные времена глаголов.[23] Другой метод заключается в том, чтобы изучающие гендерные языки ассоциировали свои мысленные образы слов с цветом, который соответствует полу на целевом языке. В качестве примера можно вспомнить испанское слово «стопа», пирог

[pee-ay] с изображением ступни, наступающей на пирог, которая затем проливает синюю заливку (синий цвет представляет мужской пол существительного в этом примере) .

Для французских глаголов, которые используют être как причастие: DR и MRS VANDERTRAMPP: Descendre, rester, monter, revenir, sortir, venir, arriver, naître, devenir, entrer, rentrer, tomber, retourner, Aller, mourir, partir, passer.

Мужские страны по-французски (le): «Ни ветерок не может сделать в США прохладного японца». (les) Нидерланды (Pays-Bas), Канада, Бразилия (Brésil), Мексика (Mexique), Сенегал, Япония (Япония), Чили (Chili) и (les) США (États-Unis d’Amérique).

Для пациентов с нарушениями памяти [ править ]

Некоторые части этой статьи (относящиеся к doi : 10.1002 / 14651858.CD002293.pub2 / doi : 10.1002 / 14651858.CD002293.pub3 ) необходимо обновить

. Обновите эту статью, чтобы отразить недавние события или новую доступную информацию.
( Декабрь 2022 г. )

Мнемоника может использоваться для оказания помощи пациентам с нарушениями памяти, которые могут быть вызваны травмами головы , инсультами , эпилепсией , рассеянным склерозом и другими неврологическими состояниями.

В исследовании, проведенном Дорнхайном и Де Хааном, пациенты лечились с помощью шести различных стратегий памяти, включая технику мнемоники. Результаты пришли к выводу, что были значительные улучшения в немедленном и отложенном подтесте RBMT, отложенном отзыве в тесте встреч и рейтинге родственников по MAC от пациентов, которые получали лечение мнемоникой. Однако в случае пациентов с инсультом результаты не достигли статистической значимости. [24]

Ассоциации

Ассоциации, которые мы используем для запоминания, могут быть самыми разными.

1) Сходство по внешнему виду, функции, написанию или звучанию. Основаниями для сходства могут быть:

— цифра 8 похожа на крупную женщину, на очки или на знак бесконечности;

— самолет летает, и этим он подобен птице, парашюту и воздушному змею;

— термин «катализатор», обозначающий вещество, ускоряющее протекание химической реакции, можно запомнить с помощью слов «катал» и «затор»: после добавления катализатора реакция «катилась без заторов».

2) Противопоставление по какому-нибудь признаку: светлое и темное, соленое и сладкое, мужское и женское.

3) Отношение причины и следствия. Тучи приносят дождь. У огня становится теплее. На банановой кожуре можно поскользнуться.

4) Смежность в пространстве и времени. Кремль в Москве. Медный всадник в Санкт-Петербурге. Леонардо да Винчи и эпоха Возрождения.

Длинный плащ и шляпа устойчиво ассоциируются со шпионажем в пространстве современной культуры (хотя настоящие шпионы предпочитают не выделяться и редко носят экстравагантные плащи). История подтверждает, насколько важны ассоциации для запоминания. Многие древние тексты: эпосы, сказания, научные трактаты и сборники медицинских рецептов — были созданы в стихотворной форме. Метр, рифма, созвучия и повторы — эти ассоциации между словами помогали нашим предкам помнить наизусть огромные тексты.

В развитии памяти есть одна закономерность: чем больше человек знает, тем легче ему запоминать. Обладателю обширной системы знаний проще вплести в нее новые данные — связать их с тем, что он уже знает. Психологи иногда используют красивую метафору для описания того, как человек осваивает что-то новое. Поначалу, когда он только знакомится с предметом, он будто сажает молодое дерево. Через некоторое время саженец приживается, его корни становятся сильнее и глубже — объем знаний увеличивается, они систематизируются. Укорененный саженец может лучше питаться и быстрее расти. Человек, заложивший системную основу в изучении нового предмета, легче добавит к ней новые сведения и лучше их запомнит. Главный вывод, который нужно сделать из этого: не бойтесь браться за что-то новое. Поначалу будет трудно, но потом, когда вы освоитесь, станет легче, и вы сможете достигнуть желаемого результата. У разведчика не бывает двух одинаковых заданий.

Упражнение

Умение быстро подбирать ассоциации, связывать с их помощью самые разные вещи является неотъемлемой частью любой мнемотехники. Развить его можно постоянно практикуясь. Почаще ассоциируйте пары предметов, которые попадаются вам на глаза. Как связать дверную ручку и канцелярскую скрепку? Может быть, они схожи своей изогнутой формой? А может, вы переплавите коробку скрепок, чтобы отлить ручку? Или просто прикрепите к дверной ручке канцелярскую скрепку?

Списки слов

Умение запоминать списки слов — значимый этап в развитии памяти. Во-первых, это эффектно. Вы можете поразить друзей, повторив продиктованные вам 40 слов с первого до последнего. Во-вторых, это позволит вам запоминать список дел на день, повестку совещания, план своего выступления. Разведчик, умеющий запоминать списки слов, помнит пароли, легенды, сценарии операций, контакты нужных людей. На слова нанизываются факты, сопоставив которые можно найти связи между, казалось бы, независимыми событиями. Существует две основные техники запоминания списка слов: метод историй и метод мест. Вы освоите и сможете использовать их оба. Впрочем, возможно, вам больше понравится один из них, а с другим вы просто ознакомитесь. Решите сами.

Метод историй

К примеру, вам дан список слов:

нефть; стол; таксист; кофе; шифр; дерево; балкон.

История может быть такой. Вы в темной портовой таверне. Снаружи шумит море, слышны гудки кораблей и крики грузчиков. У окна стоит бочка с нефтью — ржавая железяка источает резкий, неприятный запах мазута. Бочка накрыта круглым деревянным щитом. За ней, как за столом, сидит грустный таксист в вельветовой куртке и пьет черный кофе. Он за рулем, и поэтому ром, обычный напиток таверны, ему недоступен. Запах кофе смешивается с запахом мазута. Таксист должен забрать из порта пассажира, но не может, потому что фамилия пассажира зашифрована и он не знает шифра. Таксист угрюмо смотрит на желтоватый лист с напечатанной на нем абракадаброй. Но тут вам приходит SMS-сообщение, что ключ к шифру находится на дереве у входа в таверну. В удивлении вы показываете сообщение таксисту и вместе с ним выбегаете наружу. Таксист пытается забраться на дерево, но безрезультатно — ствол гладкий и скользкий. Поэтому он поднимается на второй этаж таверны, выходит на балкон, оттуда перелезает на дерево и забирает конверт с ключом.

Представили себе историю? Теперь повторите список слов. Попробуйте сделать это в обратном порядке. Получилось? Обратите внимание, что здесь использованы все три принципа мнемотехники. Сама история представляет собой ряд ассоциаций. Слова кодируются яркими образами: ржавая вонючая бочка, мягкий вельвет, горький черный кофе, пожелтевший лист бумаги и т. д. Участники истории переживают эмоции: таксист грустит, вы удивлены неожиданным сообщением, и все заканчивается хеппи-эндом.

Упражнения

1) Запомните географию места, в котором вы живете. Если в вашем городе есть метро, запомните его карту. Каждая ветка — это список станций. Удостоверьтесь, что вы можете повторить названия станций в любом порядке. Запомните последовательно все ветки. Со временем вы сможете ориентироваться в метро исключительно по памяти. Подобным образом можно запомнить последовательность улиц, остановок автобуса и т. д. Это может оказаться полезным, когда потребуется оторваться от наружного наблюдения или воспользоваться легендой.

2) Откройте книгу на любой странице и запоминайте первое слово на каждой строке. Если вам встретился предлог, частица или часть слова, оставшаяся после переноса, возьмите второе слово. Запомните слова, закройте книгу, воспользовавшись закладкой. Воспроизведите список и проверьте себя.

Образы абстрактных понятий

Обычно не составляет проблем представить образы вещей и предметов. Говоря «чашка», вы видите свою любимую чашку, у которой есть форма, цвет и вес. «Дорога» вызовет в воображении знакомый вам участок дороги. Но что делать с абстрактными понятиями, не имеющими предметного воплощения, вроде «согласия», «обязательства» или «суггестии»? Существует два приема перекодирования таких понятий в образы. Первый основан на созвучии. Вы подбираете слово или слова, которые звучат похоже на то, которое вы хотите запомнить. Затем вы кодируете в образ именно это созвучное слово.

Второй прием использует символическое воображение: вы подбираете конкретный образ-символ интуитивно, так чтобы он выражал абстрактное понятие. Этот символ может быть общепринятым, а может быть понятным только для вас. «Со-гласие» напоминает о голосах, звучащих в унисон. Образ хора легко представить себе визуально. «Обязательство» созвучно обозу, который нужно тащить за собой как груз обязательств. «Суггестию» можно вообразить в виде высокого снежного сугроба — первых трех первых букв часто достаточно, чтобы построить ассоциацию.

Если вы хотите использовать символы, «согласие» можно вообразить как крепкое рукопожатие. Или как египетский обелиск на площади Согласия в Париже. «Обязательство» можно представить в виде официального документа с печатью. «Суггестию» может символизировать эстрадный гипнотизер в тюрбане и плаще с красной подкладкой. Ассоциации и символы очень индивидуальны. У знатока Средневековья слово «суггестия» ассоциируется с именем аббата Сугерия, жившего в XI–XII веках и известного как заказчик готического храма Сен-Дени в пригороде Парижа. Чем шире кругозор человека, тем легче ему подбирать ассоциации и запоминать новое.

Упражнение

Возьмите словарь терминов малознакомой вам области знания: техники, философии или психологии. Открывайте его наугад и подбирайте образы для встречающихся вам слов, используя фонетические и символические ассоциации.

Развитие памяти с помощью мнемотехники

Тренировка памяти и упражнения для развития мозга и запоминания

Мнемотехника для развития памяти не подходит. Природный потенциал запоминания остается прежним. Но применение мнемонических приемов позволит повысить эффективность запоминания. Основаны они на самых эффективных видах памяти: визуальной и пространственной. Необходимо к элементам запоминаемой информации присваивать ассоциации. Например, со словом «счастье» связан довольный смайлик. Создавая ассоциацию, человек автоматически сохраняет нужную информацию в памяти.

Важно! Мнемотехника подразумевает вдумчивый подход к запоминанию. Механическое создание ассоциаций ни к чему не приведет.

Профессиональный подход к запоминанию всегда системный, основанный на нескольких приемах, сочетаемых друг с другом. Можно выучить одну технику, но на практике толку от этого будет мало, хотя эффективность одного мнемонического приема значительно выше механического зазубривания.

Тренировка памяти
Тренировка памяти

Преимущества мнемотехники:

  1. Простота. Освоить методику запоминания несложно.
  2. Эффективность. Прекрасно подходит для запоминания точной информации, когда простого восприятия недостаточно, чтобы усвоить материал.
  3. Широкий спектр применения. Она хорошо подойдет для подготовки к экзаменам, планирования дня по дороге на работу и для выступления на какой-то конференции. Классикой стали мнемонические выступления, когда люди на сцене могут с ее помощью запоминать по сто слов с одного восприятия.

Недостатки мнемотехники:

  1. Низкая скорость запоминания. Поэтому с ее помощью нельзя запоминать насыщенную фактами информацию. Разве что составить структуру и выучить ее, там стараться по ней повторить.
  2. Требует тренировки. В первый раз мнемотехника будет очень сильно утомлять, и вряд ли получится запомнить больше десяти образов. По мере прокачки навыка будет все легче. Причем тренироваться нужно подолгу, желательно этому уделять хотя бы несколько часов в день.
  3. Не заменяет понимания. Мнемотехника ближе к зубрежке, чем к реальному усвоению материала. Поэтому вникать в него все равно надо. Если информация сложная, ее можно заучить, чтобы потом проанализировать более подробно. Это эффективный метод, но слепого зазубривания фактов недостаточно для обретения экспертности в каком-либо вопросе.

В любом случае, мнемотехника – это хороший инструмент повышения эффективности своей памяти. Большинство из нас рождается умными и способными, просто многие не научились своим разумом пользоваться.

Запоминание фраз

Способность быстро запоминать списки слов и придумывать визуальные истории открывает возможность для запоминания более крупных объемов информации, в частности, фраз и фрагментов текста. Например, вас инструктируют перед новым заданием и нужно запомнить пароль: «Захар Борисович велел передать, что краны будут на следующей неделе». Один из вариантов истории к такому паролю будет таким. Леопольд Захер-Мазох (он написал «Женщину в мехах», поэтому одет в шубу) стоит, обнявшись с первым президентом России Борисом Ельциным. Конечно, у обоих повелительный взгляд, ведь они оба наслаждались властью (правда, каждый по-своему). Захер-Мазох передает вам связку строительных кранов. Краны завернуты в график их поставки — большой лист календаря, на котором закрашена вторая строка — следующая неделя. Попробуйте теперь забыть эту фразу.

Упражнение

Придумайте визуальные истории к известным вам пословицам, поговоркам и крылатым фразам.

Используйте аббревиатуры

В жизни мы часто используем различные буквенные сокращения, которые ассоциируются у нас с полным названием. Метод, когда от каждого слова остаётся только первая буква или часть, подойдёт для запоминания длинных фраз, названий, терминов, составляющие которых не связаны логически.

Пример:

Нам нужно запомнить список продуктов, которые надо купить по дороге домой: яблоки, майонез, апельсины, томаты, отбеливатель, рукола. Для этого можно сгруппировать слова в несколько аббревиатур, которые легко запомнить. Например, это может выглядеть так: РОТ и ЯМА.

Если перечень немного короче, можно использовать не буквы, а части слов, чтобы сформировать запоминающееся слово. Так, если нужно запомнить слова «макароны» и «лимон», можно сложить первые слоги слов и запомнить как ЛИМА. Ассоциация со столицей Перу позволит быстро вспомнить, что именно надо взять в магазине.

Запоминание иностранных слов

В разведшколах обучение иностранным языкам поставлено на поток. Для опытных преподавателей не бывает неспособных учеников. Разведчика подбирают по умственным способностям, а уж научить его свободно и без акцента говорить на любом языке — дело техники. На начальном этапе освоения языка ученику требуется запоминать пары слов, причем одно из слов известно (на родном языке), другое — нет (на иностранном). Используйте следующий алгоритм.

1) Известное слово на родном языке кодируется с помощью образа. Вам знакома эта техника по методу историй.

2) Второе, неизвестное слово проще закодировать через фонетическое сходство: подобрать одно или несколько слов на родном языке так, чтобы вместе они были созвучны иностранному.

3) Связать в одну историю образ слова на родном языке с образами слов, созвучных иностранному.

Например, вам нужно запомнить английское слово «habit» — привычка. Оно созвучно именованию одного из народов в произведениях Толкиена, хоббиты. Для запоминания пары «habit — привычка» можно вообразить хоббита из сказки, ведущего размеренный образ жизни, не отступающего от своих привычек. Более сложное слово — remuneration, вознаграждение. Для запоминания корректную транскрипцию вполне допустимо заменить русской «римьюнерейшн». Как это можно запомнить? «В Рим едут юные с зарплатой». Эта фраза помогает запомнить половину английского слова и его русский перевод. Практикуясь, вы научитесь быстро создавать подобные истории, а значит — запоминать как минимум 50–70 иностранных слов за одно занятие.

Упражнение

Купите небольшой словарь на 500–1000 самых распространенных слов языка, который вы давно мечтали выучить. Используя описанную методику, вы запомните их довольно быстро, и это будет хорошим началом исполнения вашей мечты.

Ссылки [ править ]

  1. Соунс, Кэтрин; Стивенсон, Ангус; Хоукер, Сара, ред. (29 марта 2006 г.). Краткий Оксфордский словарь английского языка (компьютерная программа):
    статья «мнемоника»(11-е изд.). Издательство Оксфордского университета.
  2. μνημονικός . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон
    в проекте Perseus
  3. μνήμη . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон
    в проекте Perseus
  4. Карлсон, Нил; и другие. (Март 2010 г.). Психология наука о поведении
    . Пирсон Канада, Соединенные Штаты Америки. п. 245 . ISBN 978-0-205-64524-4 .
  5. ^ abcd
    Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). « Мнемоника ».
    Encyclopdia Britannica
    .
    18
    (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 629–630.
  6. Используемый метод описан автором Rhet ad Heren.
    iii. 16-24; см. также Quintilian (
    Inst. Or.
    xi. 2), счет которого, однако, неясен. В его время искусство практически перестало практиковаться.
  7. Английская версия Леонарда Соуэрсби, 1661; выдержки « Нового искусства памяти»
    Грегора фон Фейнегля , 3-е изд., 1813 г.
  8. Упрощенная форма метода Фейнегля была опубликована Эме Пэрис ( Principes et applications diverses de la mnémonique
    , 7-е изд., Париж, 1834). Использование символических изображений было возрождено в связи с последним Антонием Язвинским из Польши. Его система была опубликована польским генералом Я. Бемом под названием
    Exposé général de la méthode mnémonique polonaise, perfectionnée à Paris
    (Париж, 1839). Различные другие модификации систем пропагандировались последующими мнемонистами на протяжении всего XIX века. В 20 веке были предложены более сложные системы, такие как
    система памяти Keesing
    ,
    система памяти и умственной тренировки
    и система памяти Пельмана.
  9. «Типы мнемоники» (PDF) .
  10. Ежеквартальный музыкальный обзор
    .
    1
    . Дж. Хейвуд. 1885. с. 107.
  11. «Мнемоника Великих озер — часть серии ускоренного обучения» . www.happychild.org.uk
    .
  12. Gambhir, RS (1993). Основы физики
    .
    2
    . New Age International. п. 49. ISBN 81-224-0523-1 .
  13. Глинн, Шон; и другие. (2003). Мнемонические методы
    . Учитель естествознания. С. 52–55. ProQuest 214619949 .
  14. «Вопросы и ответы о планетах» . Архивировано 8 февраля 2014 года . Проверено 6 июля 2008 .CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  15. «Мнемоника О, будь хорошей девушкой, поцелуй меня! В астрономии» . Инструменты памяти мнемонических устройств
    .
  16. «BrINClHOF (произносится Brinklehoff)» . Инструменты памяти мнемонических устройств
    .
  17. «Двухатомные молекулы» . ICT4US
    .
  18. https://mathworld.wolfram.com/PiWordplay.html
  19. Balbuena, Шервин; Буаян, Морена (январь 2015 г.). «Мнемоника и игры: основы обучения целым числам» (PDF) . Азиатско-Тихоокеанский журнал образования, искусства и науки
    .
    2
    (1): 14–18. ISSN 2362-8022 .
  20. «Professorzuckermann — Англо-иудейская лексическая мнемоника» . Профессор Гилад Цукерманн — פרופ ‘גלעד צוקרמן
    .
  21. ^ ab
    Цукерманн, Ghil’ad (2011). «Мнемоника в усвоении второго языка» .
    Word Ways: журнал развлекательной лингвистики
    .
    44
    (4): 302–309.
  22. «Как освоить иностранный язык» . buildyourmemory.com
    . Архивировано из оригинала на 2015-03-25.
  23. «Нерегулярные испанские императивы, облегченные Вин Дизелем» . AlwaysSpanish.com
    . Дата обращения 5 марта 2015 .
  24. Наир, RD; Линкольн, Северная Каролина (18 июля 2007 г.). Линкольн, Надина (ред.). «Когнитивная реабилитация при нарушениях памяти после инсульта» (PDF) . Кокрановская база данных систематических обзоров
    (3): CD002293. DOI : 10.1002 / 14651858.CD002293.pub2 . PMID 17636703 .
  25. Левин, Джоэл Р .; Левин, Мэри Э .; Glasman, Lynette D .; Нордвалл, Маргарет Б. (апрель 1992 г.). «Обучение мнемонической лексике: дополнительные доказательства эффективности». Современная педагогическая психология
    .
    17
    (2): 156–174. DOI : 10.1016 / 0361-476x (92) 90056-5 .
  26. Seay, Sharon S .; Макалум, Гарри Г. (май 2010 г.). «Использование мнемоники в качестве педагогического инструмента в аудите» (PDF) . Журнал Академии лидерства в образовании
    .
    14
    (22): 33–47.
  27. О’Хара, Рут; Брукс, Джон О.; Фридман, Лия; Schröder, Carmen M .; Морган, Кевин С .; Кремер, Хелена К. (октябрь 2007 г.). «Долгосрочные эффекты мнемонической тренировки у пожилых людей, проживающих в сообществе». Журнал психиатрических исследований
    .
    41
    (7): 585–590. DOI : 10.1016 / j.jpsychires.2006.04.010 . PMID 16780878 . ProQuest 621661024 .
  28. Brotle, Чарльз Д. (2011). Роль мнемонических сокращений в клинической неотложной медицине: исследование обоснованной теории
    (тезис EdD) — через ProQuest.
  29. Reagh, Захария М .; Робертс, Джаред М .; Ли, Мария; ДиПросперо, Натали; Мюррей, Элизабет; Ясса, Майкл А. (март 2014 г.). «Дефицит пространственной дискриминации как функция мнемонического вмешательства у пожилых людей с нарушениями памяти и без них» . Гиппокамп
    .
    24
    (3): 303–314. DOI : 10.1002 / hipo.22224 . PMC 3968903 . PMID 24167060 .
  30. Ли, Мария; Мюррей, Элизабет; Ясса, Майкл А. (июнь 2013 г.). «Перцептивное и концептуальное вмешательство и разделение моделей вербальных стимулов у молодых и пожилых людей» . Гиппокамп
    .
    23
    (6): 425–430. DOI : 10.1002 / hipo.22110 . PMC 3968906 . PMID 23505005 .
  31. Миллер, Джордж А. (1956). «Магическое число семь, плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию». Психологический обзор
    .
    63
    (2): 81–97. DOI : 10.1037 / h0043158 . ISSN 1939-1471 . PMID 13310704 .

Мотивация к запоминанию

Большое влияние на память оказывают мотивы и потребности человека. Вам будет трудно запомнить нормативы прокладки рельсовых путей железных дорог, потому что эта информация вам не нужна. Но железнодорожный инженер, который пользуется нормативами каждый день, помнит их все без специальных усилий. Человек лучше запоминает то, что ему необходимо в повседневной жизни. Мозг экономит усилия, выделяя из общей массы получаемой информации действительно важную. Из этого следует практическая рекомендация: перед тем как запоминать что-либо, сформулируйте для себя, зачем вам это помнить и что вы получите, зная это.

Аналогично, если вы хотите, чтобы кто-то не забыл о вашей просьбе, сформируйте у него установку на припоминание. Заинтересуйте его. Укажите, когда, при каких условиях следует вспомнить о просьбе. Например, если вы хотите, чтобы сосед опустил ваше письмо в почтовый ящик, скажите ему: «Вася, будешь проходить мимо почты — вспомни о моей просьбе, брось в ящик это письмо. Я буду тебе очень благодарен». Слова «когда будешь» помогут человеку вспомнить о просьбе в нужный момент. Обещание благодарности послужит Васе дополнительным эмоциональным стимулом.

Потребности и мотивы порой играют с памятью злую шутку. Ее механизм описал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Стремление человека к эмоциональному комфорту нередко заставляет его забывать информацию, которая может быть неприятной. Фрейд назвал это явление вытеснением. Если вы постоянно забываете о встречах с конкретным человеком, хотя подобное редко происходит с другими людьми, присмотритесь к ситуации повнимательнее. Возможно, общение с этим человеком вызывает эмоциональный дискомфорт. Трудно представить себе, что кто-то забудет позвонить щедрому другу и попросить у него денег. Но должник частенько забывает позвонить кредитору, чтобы попросить об отсрочке платежа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]