Самовосприятие — это что такое в психологии: развитие и самоатрибуция

Не путать с Самосознание, Я-концепция, Самосознание, или же Собственный образ.

Эта статья нужны дополнительные цитаты для проверка

. Пожалуйста помоги улучшить эту статью к добавление цитат в надежные источники. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален.
Найдите источники:
«Теория самовосприятия» – Новости
·
газеты
·
книги
·
ученый
·
JSTOR
(Июнь 2012 г.)(Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)

Часть серии по
Психология
  • Контур
  • История
  • Подполя
Основные типы

  • Аномальный
  • Поведенческая генетика
  • Биологические
  • Познавательный/Когнитивизм
  • Сравнительная степень
  • Межкультурный
  • Культурный
  • Дифференциальный
  • Развивающий
  • Эволюционный
  • Экспериментальный
  • Математический
  • Нейропсихология
  • Личность
  • Положительный
  • Количественный
  • Социальное
Прикладная психология
  • Прикладной анализ поведения
  • Клинический
  • Сообщество
  • Потребитель
  • Консультации
  • Критический
  • Образовательные
  • Относящийся к окружающей среде
  • Эргономика
  • Судебно-медицинская экспертиза
  • Здоровье
  • Гуманистический
  • Производственно-организационная
  • Юридический
  • Медицинское
  • Военный
  • Музыка
  • Гигиена труда
  • Политическая
  • Религия
  • Школа
  • Спорт
  • Трафик
Списки
  • Дисциплины
  • Организации
  • Психологи
  • Психотерапия
  • Публикации
  • Методы исследования
  • Теории
  • График
  • Темы
  • Психологический портал
  • v
  • т
  • е

Теория самовосприятия

(
SPT
) является счетом отношение формация разработана психолог Дэрил Бем.[1][2] Он утверждает, что люди развивают свое отношение (когда нет прежнего отношения из-за отсутствия опыта и т. Д.), А эмоциональный ответ неоднозначен), наблюдая за собственными поведение и сделать вывод, какое отношение должно было его вызвать. Эта теория противоречит здравому смыслу, поскольку Принято считать в том, что отношения определяют поведение. Кроме того, теория предполагает, что люди вызывают отношения без доступа к внутреннему познанию и состояниям настроения.[3] Человек рационально интерпретирует собственное открытое поведение так же, как он пытается объяснить поведение других.

Оригинальный эксперимент Бема

В попытке решить, вызывают ли люди свое отношение к наблюдателям без доступа к их внутренним состояниям, Бем использовал межличностное моделирование, в котором «наблюдателю-участнику» дается подробное описание одного состояния когнитивный диссонанс эксперимент. Испытуемые слушали кассету, на которой мужчина с энтузиазмом описывал утомительную работу по переворачиванию колышков.

Испытуемым сказали, что этому человеку заплатили 20 долларов за его показания, а другой группе сказали, что ему заплатили 1 доллар. Те, кто находился в последнем состоянии, думали, что этому человеку, должно быть, эта задача понравилась больше, чем тем, кто находился в состоянии 20 долларов. Полученные результаты были аналогичны исходным. Эксперимент Фестингера-Карлсмита. Поскольку наблюдатели, не имевшие доступа к внутреннему познанию актеров и состояниям настроения, могли сделать вывод об истинном отношении актеров, возможно, что сами актеры также приходят к своим установкам, наблюдая за своим поведением. В частности, Бем о.

Что такое самовосприятие

Самовосприятие – психическое новообразование, отражающее отношение человека к самому себе. Это предполагает не только оценку человеком своих способностей, достоинств и недостатков, но и определение места в жизни, труде, семье, межличностных отношениях. Самовосприятие – элемент самосознания, видение человеком самого себя. От самовосприятия (адекватное или неадекватное) зависит самопринятие, самооценка, поведение и отношение к другим людям, успех в жизни.

Чтобы было понятнее, насколько важно самовосприятие, обратите внимание на его функции:

  • диктует человеку, что для него трудно, а что просто;
  • определяет допустимое поведение и выставляет границы;
  • находит препятствия или возможности.

Самовосприятие – это глубоко укоренившиеся убеждения личности относительно собственных возможностей. Поэтому неудачами часто заканчивается даже то, на что мы тратим много сил и времени, выполняем, стиснув зубы. Подсознательные стереотипы сильнее любой воли, но благодаря воле и пониманию этих убеждений можно менять самовосприятие.

Самовосприятие обладает одной интересной особенностью: на этапе его формирования влияние оказывает критика со стороны, на ее основе у ребенка вырабатывается образ личности и характер восприятия самого себя, строится поведение. Но чем старше становится человек, тем меньше влияет внешнее окружение, и все больше самовосприятие определяет поведение и мышление. Потому, как правило, при коррекционной работе внимание уделяется детским проблемам. Именно там лежат корни неадекватного самовосприятия.

Дополнительные доказательства

Есть многочисленные исследования, проведенные психологами, которые подтверждают себятеория восприятия, демонстрирующая, что эмоции действительно следуют за поведением. Например, обнаружено, что соответствующие эмоции (включая симпатию, антипатию, счастье, злостьи т. д.), как сообщалось, следовали из их открытого поведения, которым манипулировали экспериментаторы.[4] Эти поведения включали в себя различные выражения лица, взгляды и позы. В конце эксперимента испытуемые делали выводы и сообщали о своих привязанностях и отношениях, исходя из своего практического поведения, несмотря на то, что им ранее говорили действовать таким образом. Эти результаты согласуются с Теория Джеймса – Ланге эмоций.

В 1974 году Джеймс Лэрд провел два эксперимента по изучению того, как изменение выражения лица может вызвать изменение эмоций.[5] Участников просили сокращать или расслаблять различные лицевые мышцы, заставляя их улыбаться или хмуриться, не осознавая характер своего выражения. Участники сообщили, что они больше злились, когда хмурились, и счастливее, когда улыбались. Они также сообщили, что мультфильмы, просмотренные, когда они улыбаются, были более юмористическими, чем мультфильмы, просмотренные, когда они хмурились. Кроме того, участники набирали более высокие баллы по агрессии во время испытаний на хмуриться, чем во время испытаний на улыбку, и получали более высокие баллы по факторам восторга, оперативности и социальной привязанности во время испытаний улыбки, чем во время испытаний на хмуриться.[5] Лэрд интерпретировал эти результаты как «указание на то, что экспрессивное поведение человека опосредует качество его эмоционального опыта».[5] Другими словами, выражение лица человека может действовать как причина эмоционального состояния, а не как следствие; Вместо того, чтобы улыбаться, потому что они счастливы, человек может сделать себя счастливым, улыбаясь.

В 2006 году Тиффани Ито и ее коллеги провели два исследования, чтобы выяснить, могут ли изменения выражения лица вызвать изменения в расовый предвзятость.[6] Явная цель исследований состояла в том, чтобы определить, «может ли обратная связь от лица модулировать неявные расовые предубеждения, как оценивается Тест неявной ассоциации (IAT) «.[6] Участников тайно заставляли улыбаться, держа карандаш во рту при просмотре фотографий незнакомых черных или белых мужчин, или не выполняли соматическую конфигурацию во время просмотра фотографий (только исследование 1). Затем все участники завершили IAT без лицевых манипуляций. Результаты выявили эффект распространяющегося отношения; люди заставляли улыбаться (неосознанно) фотографиям чернить мужчины выказывали меньше скрытых предубеждений, чем те, кого заставляли улыбаться фотографиям белый самцы.[6] Их отношение меняется в результате их поведения.

Исследование Чайкена и Болдуина 1981 года по теории самовосприятия касалось отношения к окружающей среде.[7] У каждого участника было определено хорошо или плохо определенное предыдущее отношение к эколог или же защитник природы. Затем участники заполнили одну из двух версий анкеты, предназначенную для того, чтобы вспомнить либо прошлое проэкологическое поведение, либо прошлое антиэкологическое поведение.[7] Например, такие вопросы, как «Вы когда-нибудь перерабатывали?» напомните, сколько раз человек переработал, подчеркивая его участие в экологическом поведении. С другой стороны, вопросы типа «Вы всегда перерабатываете?» вспомнить все случаи, когда человек что-то не перерабатывал, подчеркивая отсутствие экологического поведения. После этого отношение участников к тому, чтобы быть защитником окружающей среды / защитником природы, было повторно измерено. Те, у кого было сильное первоначальное / предшествующее отношение к окружающей среде, не были действительно затронуты явными манипуляциями. Однако пострадали те, у кого было слабое прежнее отношение. В конце концов, те, кто находится в проэкологическом состоянии («Вы когда-нибудь перерабатывали?»), Заявили, что они гораздо более экологичны, чем те, кто находится в антиэкологическом состоянии («Вы всегда перерабатываете?»).[7] Напоминание об определенном прошлом поведении повлияло на то, как люди считали свое отношение.

Доказательства теории самовосприятия также были замечены в реальных жизненных ситуациях. После того, как подростки участвовали в неоднократных и постоянных волонтерских услугах, их отношение к другим изменилось и стало более заботливым и внимательным.[8]

Разница между Когнитивным диссонансом и Теорией самовосприятия

Главное различие между Когнитивным диссонансом и Теорией самовосприятия заключается в том, что при Когнитивный диссонансе, часто возникает несоответствие между отношением и поведением, тогда как в Теории самовосприятия, есть соответствие между отношением и поведением.

Когнитивный диссонанс и самовосприятие — это два понятия в психологии, которые описывают человеческое поведение. Когнитивный диссонанс описывает ситуацию, когда человек чувствует дискомфорт из-за противоречий в идеалах, убеждениях, отношениях или поведении, в то время как теория самовосприятия утверждает, что люди формируют взгляды, приоритеты и мнения, наблюдая за своим поведением и делая на его основе выводы.

Содержание

  1. Обзор и основные отличия
  2. Что такое Когнитивный диссонанс
  3. Что такое Теория самовосприятия
  4. В чем разница между Когнитивным диссонансом и Теорией самовосприятия
  5. Заключение

Что такое Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс — это состояние дискомфорта, возникающее из-за противоречий в идеалах, убеждениях, взглядах или поведения. В этом состоянии происходит то, что человек придерживается сразу двух противоречащих друг другу идей или взглядов, заставляющих его чувствовать беспокойство и дискомфорт. Этот дискомфорт также может проявляться в виде смущения, стыда, стресса, сожаления, беспокойства, вины или печали. Например, человек, который знает, что курение вызывает рак, может беспокоиться о курении. Здесь есть несоответствие между убеждениями и поведением этого человека, вызывающее диссонанс.


Когнитивный диссонанс — это противоречие убеждений, взглядов или поведения

Леон Фестингер был первым, кто представил феномен когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс может быть вызван принудительным подчинением, принятием решений и новой информацией. Принудительное подчинение имеет место, когда человек, если его принуждают, совершить действие, несовместимое с его или ее убеждениями. Принятие решений также может вызвать диссонанс. Делая выбор между двумя похожими вещами, мы часто чувствуем диссонанс, особенно если оба варианта кажутся нам одинаково привлекательными. Лучший способ разрешить этот диссонанс — признать, что сделанный нами выбор был лучшим вариантом. Иногда изучение новой информации также может вызвать когнитивный диссонанс. Например, если вы узнаете, что ваше поведение в прошлом привело к чему-то вредному, вы почувствуете диссонанс.

Существует несколько методов, которые люди бессознательно используют для борьбы с когнитивным диссонансом. Первый метод состоит в том, чтобы принять убеждения или идеи, которые помогают оправдать или объяснить конфликт между убеждениями или поведением. Иногда это может быть связано с обвинением других людей или внешних факторов. Другая техника заключается в сокрытии своих убеждений или поведения от других людей. Некоторые также имеют дело с диссонансом, ища только информацию, подтверждающую их существующие убеждения.

Что такое теория Самовосприятия

Теория самовосприятия — это теория, утверждающая, что люди формируют взгляды, приоритеты и мнения, наблюдая за своим поведением и делая из него выводы. Эту теорию первоначально разработал психолог Дэрил Бем в конце 1960-х — начале 1970-х годов, который утверждал, что люди, лишенные начальных установок или эмоциональных реакций, развивают их, наблюдая за своим поведением и делая выводы о том, какие установки должны были управлять этим поведением.


Теория самовосприятия основана на бессознательном формировании отношения к различным аспектам и явлениям окружающей обстановки, основываясь на своём собственном поведении

Теория самовосприятия противоречит здравому смыслу. Общеизвестно, что мы предполагаем, что личность и отношение человека определяют его действия; однако теория самовосприятия показывает, что это не всегда так. Проще говоря, она показывает, что «мы то, что мы делаем». Согласно теории самовосприятия, мы интерпретируем наши собственные действия так, как мы интерпретируем действия других, и наши действия часто находятся под социальным влиянием, а не производятся по нашей собственной свободной воле, как мы могли бы ожидать.

Дэрил Бем, создатель теории, провел оригинальный эксперимент когнитивного диссонанса, в котором участвовали субъекты, которые с энтузиазмом слушали запись человека, описывающего утомительную задачу по переворачиванию колышка. Первой группе сказали, что этому человеку заплатили 1 доллар за его разъяснение, а другой группе сказали, что ему заплатили за это 20 долларов. Первая группа считала, что ему эта задача нравится больше, чем считала вторая группа. Выводы обеих групп соотносились с чувствами, которые выражали сами актеры. Поскольку участники смогли правильно угадать, что чувствовали актеры, было сделано заключение, что актеры, должно быть, пришли к тому, что они чувствовали, также, наблюдая за своим собственным поведением.

С тех пор ряд исследований подтвердил, что теория самовосприятия существует и, кроме того, влияет на нас во многих неожиданных ситуациях. В 2006 году Тиффани Ито и его коллеги провели исследование, чтобы выяснить, могут ли изменения лица вызвать изменение расовых предубеждений среди участников. Участников просили держать карандаш ртом (таким образом заставляя их улыбаться), глядя на фотографии анонимных черно-белых мужчин. Результаты показали, что те, кого заставляли улыбаться, глядя на чернокожих, демонстрировали менее скрытое предубеждение по отношению к черным мужчинам постфактум, чем те, кого заставляли улыбаться, глядя только на белых.

Джереми Бейленсон, директор-основатель Лаборатории виртуального взаимодействия человека при Стэнфордском университете, сообщает об одном исследовании с участием участников, погруженных в виртуальную среду с помощью закрепленного на голове дисплея. Некоторые участники наблюдали за упражнением виртуального двойника, идентичного им, другие наблюдали за упражнением виртуального двойника другого человека, а другие наблюдали, как их собственный двойник стоит неподвижно. Те, кто наблюдал за упражнениями двойника «себя», сообщили о более высоком уровне веры в то, что они могут успешно тренироваться, а позже сообщили в контрольной анкете, что они тренировались почти на час больше, чем две другие группы участников. Кроме того, в последующем исследовании группу участников просили выполнять упражнения, наблюдая, как их виртуальный аватар заметно теряет вес с каждой минутой тренировки. Когда им сказали, что они могут пользоваться тренажерным залом в течение следующих получаса, они занимались на 10 минут дольше, чем участники в других контрольных ситуациях.

В чём разница между Когнитивным диссонансом и Теорией самовосприятия

Когнитивный диссонанс — это состояние дискомфорта, возникающее из-за противоречий в идеалах, убеждениях, отношениях или поведении, в то время как теория самовосприятия — это теория, которая утверждает, что люди взгляды, приоритеты и мнения,, наблюдая за своим собственным поведением и делая из него выводы.

Происхождение. Когнитивный диссонанс был введен Леоном Фестингером, а теория самовосприятия была представлена ​​Дэрилом Бемом.

Отношение и поведение. При когнитивном диссонансе часто существует несоответствие между установкой и поведением, тогда как в теории самовосприятия существует соответствие между установкой и поведением.

Дискомфорт. Когнитивный диссонанс вызывает дискомфорт, в то время как самовосприятие не вызывает напряжения или дискомфорта, а только логические наблюдения.

Заключение

Когнитивный диссонанс описывает ситуацию, когда человек чувствует дискомфорт из-за противоречий в идеалах, убеждениях, отношениях или поведении, в то время как теория самовосприятия утверждает, что люди развивают отношения и мнения, наблюдая за своим поведением и делая из этого выводы. Основное различие между когнитивным диссонансом и теорией самовосприятия заключается в том, что при когнитивном диссонансе часто возникает несоответствие между установкой и поведением, тогда как в теории самовосприятия существует соответствие между установкой и поведением.

Недавнее исследование

Исследования, основанные на теории самовосприятия, продолжались в последние годы и появляются вместе с исследованиями, посвященными мотивационное «вытеснение», терроризм, блуждание по разуму, и включение других в себя.

Гуаданьо и ее коллеги-экспериментаторы провели в 2010 году исследование, посвященное вербовке новых членов террористической организацией через Интернет.[9] Помимо изучения того, как такая организация может повлиять на свои цели, чтобы поддержать больше крайние идеологии (в основном через простые запросы, постепенно увеличивающиеся до более крупных обязательств — пример техника «ногой в дверь») авторы рассмотрели, как «новообращенные могут формировать все более радикальные взгляды, чтобы соответствовать их все более радикальному поведению».[9] Теория самовосприятия, таким образом, тесно связана с социальной идентичностью и влияние общества в этом сценарии.

Также в 2010 году Клейтон Кричер и Томас Гилович провел четыре исследования, чтобы проверить связь между теорией самовосприятия и блужданием мыслей.[10] Теория самовосприятия утверждает, что люди определяют свое отношение и предпочтения, интерпретируя значение своего поведения. Кричер и Гилович выяснили, полагаются ли люди также на ненаблюдаемое поведение, которое блуждает в их сознании, делая выводы о своих взглядах и предпочтениях. Они обнаружили, что «блуждание ума к позитивным событиям, одновременным занятиям, а не к прошлым, и ко многим событиям, а не только к одному, как правило, объясняется скукой и, следовательно, приводит к ощущаемому неудовлетворению текущей задачей». Участники полагались на содержание своих блуждающих умов как на сигнал к своему отношению, если их внимание не было обращено на альтернативную причину их блуждания.[10]

Точно так же Гольдштейн и Чалдини опубликовали в 2007 году работу, посвященную теории самовосприятия.[11] В расширении теории самовосприятия авторы выдвинули гипотезу о том, что люди иногда делают выводы о своих собственных атрибутах или отношениях, «наблюдая за свободно выбранными действиями других, с которыми они ощущают слитную идентичность — почти как если бы они наблюдали, как сами совершают эти действия. . «[11] Участников заставили почувствовать слитность идентичности с актером с помощью задачи на перспективу или обратной связи, указывающей на перекрывающиеся паттерны мозговых волн. Участники включили атрибуты, относящиеся к поведению актера, в свои собственные. самооценка, побуждая участников затем изменить свое поведение.[11] В исследовании рассматриваются модель саморасширения: близкие отношения могут привести к включению другого человека в самоощущение человека.

Влияние окружения на самовосприятие человека

Самовосприятие человека во многом зависит от его окружения. При встрече с новыми людьми мы непременно оцениваем их и составляем какое-либо мнение. В свою очередь, люди также оценивают нас. Этот процесс, в психологии принято называть межличностным восприятием. Однако при общении с другим человеком мы не просто оцениваем собеседника, но и сравниваем его с собой, а себя с ним.

Влияние окружения на самовосприятие человека

Критериями для анализа выступают следующие данные:

  • Физические особенности. Мы оцениваем рост человека, телосложение и подсознательно сравниваем его параметры со своими. Тоже касается и черт лица. Из этих трех составляющих складывается наша самооценка и представление о внешней привлекательности.
  • Внешний облик. Большое значение для нас имеет то, как одет человек, какие аксессуары и украшения он носит. В этом отношении мы также обязательно проводим параллели с собой. Часто одежда становится поводом для оценки себя, своей успешности, социального статуса и материального положения.
  • Манеры и поведение человека. В этот перечень входят такие критерии, как жесты, мимика, осанка и походка. Кроме того, мы оцениваем и манеру общения. Мы сравниваем поведение другого человека со своим, думаем, как сами бы поступили в подобной ситуации.
  • Личностные качества. По разговорам человека мы узнаем о его взглядах на жизнь, и перед нами открывается его внутренний мир. Это тоже является поводом для сравнения, поскольку так мы решаем — близок ли нам человек. Иначе говоря — похож ли он на нас.
  • Способности. Мы можем оценивать физические, умственные и творческие способности человека. Например, мы можем замечать, что наш коллега лучше справляется с какой-то работой в офисе. В то же время, отправившись с ним на корпоратив и проводя дальнейшую оценку себя и своего коллеги, мы можем с гордостью отметить, что танцуем или поем в караоке гораздо лучше него.

Самовосприятие и межличностное восприятие, таким образом, находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому то, как мы воспринимаем себя со стороны, во многом зависит от нашего окружения.

Самооценка человека зависит от окружения. Мы можем вполне комфортно чувствовать себя на привычном месте работы, где окружены знакомыми людьми, но потом вдруг ситуация меняется. Например, нам предлагают повышение, и мы переходим в новый офис. Сотрудники там зарабатывают в разы больше, чем наши прежние коллеги, и могут позволить себе более дорогую одежду и личные вещи. Это заставляет нас чувствовать свою несостоятельность.

Кроме того, нам может быть тяжело справляться с новой работой, поэтому наше представление о собственных способностях может значительно измениться в худшую сторону. Все это, несмотря на видимый успех в карьере, может привести к снижению самооценки, и, как следствие, даже к депрессии. — Вот, что говорит о самовосприятие психология.

Приложения

Одно из полезных приложений теории самовосприятия — изменение отношения, как терапевтически и с точки зрения убеждение.

Психологическая терапия

Что касается терапии, теория самовосприятия придерживается другого взгляда на психологические проблемы с традиционных точек зрения. Традиционно психологические проблемы исходят от внутренней части клиентов. Однако перспектива теории самовосприятия предполагает, что люди черпают свои внутренние чувства или способности из своего внешнего поведения.[12] Если это поведение является дезадаптированным, люди будут приписывать эти нарушения своим плохим адаптационным способностям и, таким образом, будут страдать от соответствующих психологических проблем. Таким образом, эту концепцию можно использовать для лечения клиентов с психологическими проблемами, возникшими в результате дезадаптации, побуждая их сначала изменить свое поведение, а затем заняться «проблемами».

Один из самых известных методов лечения, использующий эту концепцию, — это терапия «гетеросоциальной тревоги».[13][14] В этом случае предполагается, что человек считает, что у него плохие социальные навыки, потому что у него нет свиданий. Эксперименты показали, что мужчины с гетеросоциальной тревожностью меньше воспринимают беспокойство с женщинами после нескольких сеансов терапии, в ходе которых они участвовали в 12-минутном, целенаправленно предвзятом диадическом социальном взаимодействии с отдельными женщинами. Из этих очевидно успешных взаимодействий мужчины сделали вывод, что их гетеросоциальная тревожность уменьшилась. Этот эффект оказался довольно длительным, поскольку снижение воспринимаемой гетеросоциальной тревожности привело к значительно большему количеству свиданий среди субъектов через 6 месяцев.

Маркетинг и убеждение

Теория самовосприятия также является основным механизмом эффективности многих маркетинг или методы убеждения. Одним из типичных примеров является метод «ноги в дверь», который является широко используемым маркетинговым приемом для убеждения целевых клиентов покупать товары. Основная предпосылка этого метода заключается в том, что, когда человек выполняет небольшой запрос (например, заполняет короткую анкету), он / она с большей вероятностью выполнит более существенный запрос, связанный с исходным запросом (например, покупка соответствующий продукт).[15][16][17][18] Идея состоит в том, что первоначальное обязательство по небольшому запросу изменит самооценка, таким образом, приводя причины для согласия с последующим более крупным запросом. Это связано с тем, что люди наблюдают за своим поведением (обращают внимание на первоначальный запрос и выполняют его) и за контекстом, в котором они ведут себя (нет очевидного стимула для этого), и, таким образом, делают вывод, что они должны отдавать предпочтение этим продуктам.

Ошибки нашего самовосприятия

субъективность

Проблема самовосприятия в том, что оно субъективно. Не только оценка окружающих влияет на восприятие человеком самого себя, но и его убеждения, представления. А также бывает сложно избавиться от старых установок. Например, если в детстве человека убедили в том, что он плохой, то во взрослой жизни ему сложно поверить в обратное, даже если большинство людей из нового окружения говорят ему о том, что он достойный, хороший.

Кроме этого, у некоторых людей возникает конфликт между Я-реальным и Я-идеальным. То есть человек не нравится сам себе. Одних людей это стимулирует на саморазвитие, а другие из-за этого впадают в депрессию и отчаяние.

Особенно часто ошибки восприятия касаются внешности. Компания Dove провела социальный эксперимент, который доказывает верность этого суждения. Для участия пригласили нескольких женщин. Их попросили описать себя. В это время за ширмой сидел художник, который рисовал портреты по этим описаниям. В то же время других людей попросили описать тех же женщин. По этим описаниям художник тоже рисовал портреты. Что получилось? Что на рисунках, составленных по описанию других людей, женщины выглядели намного привлекательнее, чем на портретах, созданных на основе их описания.

Таким образом, эксперимент доказал, что окружающие не только не замечают основную часть внешних недостатков других людей, но и вообще воспринимают их как более привлекательных, чем это кажется самим людям. А также окружающие замечают те привлекательные внешние особенности, которые остаются незамеченными самими обладателями этих черт.

Важно! Негативное самовосприятие (акцент на недостатках или их выдумывание, игнорирование или занижение способностей) мешает развитию и самореализации личности, препятствует построению отношений с окружающими.

Проблемы и критика

Изначально теория самовосприятия была предложена как альтернатива для объяснения экспериментальных результатов теория когнитивного диссонанса, и были дебаты о том, испытывают ли люди изменение отношения как попытка уменьшить диссонанс или в результате процессов самовосприятия. Основываясь на том факте, что теория самовосприятия отличается от теории когнитивного диссонанса тем, что она не утверждает, что люди испытывают «состояние негативного влечения», называемое «диссонансом», которое они стремятся облегчить, был проведен следующий эксперимент для сравнения две теории в разных условиях.

Раннее исследование теории когнитивного диссонанса показывает, что люди действительно испытывают возбуждение, когда их поведение несовместимо с их прежним отношением. Waterman[19] разработали эксперимент, в котором 77 мужчин-первокурсников колледжа попросили написать эссе, оспаривая позицию, с которой они фактически согласились. Затем их сразу попросили выполнить простое задание и трудное; оценивалась их эффективность в обеих задачах. Было обнаружено, что они лучше справлялись с простой задачей и хуже — с трудной задачей по сравнению с теми, кто только что написал эссе, соответствующее их истинному отношению. На что указывает социальная помощь, повышенная производительность в простых задачах и ухудшение производительности в сложных задачах показывает, что возбуждение вызывается людьми, когда их поведение несовместимо с их отношением. Следовательно, в данном случае очевидна теория когнитивного диссонанса.

Очевидное опровержение

Последовали дебаты о том, был ли диссонанс или самовосприятие действующим механизмом изменения отношения. Основная трудность заключалась в том, чтобы найти эксперимент, в котором две гибкие теории давали бы совершенно разные предсказания. Некоторые известные социальные психологи Такие как Энтони Гринвальд думал, что будет невозможно различить две теории.

В 1974 году Занна и Купер провели эксперимент, в ходе которого людей заставляли писать эссе контр-отношения.[20] Они были разделены на условия низкого или высокого выбора. Им также дали плацебо; им сказали, что плацебо вызывает напряжение, расслабление или не оказывает никакого эффекта. При низком выборе все участники не проявили никакого изменения отношения, что было бы предсказано как теорией когнитивного диссонанса, так и теорией самовосприятия.[20] При высоком выборе участники, которым сказали, что плацебо вызовет напряжение, не проявили никакого изменения отношения, а участники, которым сказали, что плацебо вызовет расслабление, продемонстрировали большее изменение отношения.[20]

Эти результаты не могут быть объяснены теорией самовосприятия, поскольку возбуждение не должно иметь ничего общего с механизмом, лежащим в основе изменения отношения. Однако теория когнитивного диссонанса легко могла объяснить эти результаты: если бы участники могли приписать свое состояние неприятного возбуждения плацебо, им не пришлось бы менять свое отношение.

Таким образом, на какое-то время казалось, что спор между теорией самовосприятия и когнитивным диссонансом закончился.

Перемирие эксперимент

Фацио, Занна и Купер провели еще один эксперимент в 1977 году, продемонстрировав, что когнитивный диссонанс и самовосприятие могут сосуществовать.[21]

В экспериментальном плане, аналогичном исследованию Занны и Купера 1974 года, манипулировали другой переменной: была ли позиция контр-оценочного эссе широтой принятия или широтой неприятия (см. теория социального суждения). Оказалось, что когда позиция эссе упала до уровня неприятия, результаты способствовали когнитивному диссонансу. Однако, когда эссе упало в широту принятия, результаты оказались в пользу теории самовосприятия.[21]

Вопрос о том, является ли когнитивный диссонанс или самовосприятие более полезной теорией, является предметом значительных споров и большого объема литературы. Есть некоторые обстоятельства, при которых предпочтение отдается определенной теории, но по умолчанию традиционно используется терминология теории когнитивного диссонанса. Теория когнитивного диссонанса объясняет изменения отношения, когда поведение людей несовместимо с их исходными установками, которые для них ясны и важны; Между тем теория самовосприятия используется, когда исходные установки относительно неоднозначны и менее важны. Исследования показали, что, в отличие от традиционных убеждений, большая часть людей имеет слабое и неопределенное отношение. Таким образом, теория самовосприятия играет важную роль в интерпретации собственного отношения, например, в оценке собственного черты характера[22][23] и будет ли кто-то жульничать для достижения цели.[24]

Согласно Дж. Джадемиру и Йоджийфусу, восприятие различных аспектов теории интерпретации может быть обусловлено многими факторами, такими как обстоятельства, касающиеся диссонанса и противоречий. Это также может быть из-за теория баланса поскольку это касается отношения к ответственности и измерениям.

Рекомендации

  1. Бем, Д. Дж. (1967). Самовосприятие: альтернативная интерпретация феноменов когнитивного диссонанса. Психологическое обозрение, 74, 183-200.
  2. Бем, Д. Дж. (1972). Теория самовосприятия. В Л. Берковиц (ред.), Достижения в экспериментальной социальной психологии (том 6, стр.1-62). Нью-Йорк: Academic Press.
  3. Робак Р. В., Уорд А. и Остолаза К. (2005). Разработка общей меры узнавания индивидами процессов самовосприятия. Психология, 7, 337-344.
  4. Лэрд, Дж. Д. (2007). Чувства: самоощущение. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  5. ^ абc
    Лэрд, Дж. Д. (1974). Самоатрибуция эмоций: влияние выразительного поведения на качество эмоционального опыта. Журнал личности и социальной психологии, 29 (4), 475-486. DOI: 10,1037 / h0036125
  6. ^ абc
    Ито, Т., Чиао, К., Дивайн, П., Лориг, Т., и Качиоппо, Дж. (2006). Влияние лицевой обратной связи на расовые предубеждения. Психологическая наука, 17 (3), 256-261. DOI: 10.1111 / j.1467-9280.2006.01694.x
  7. ^ абc
    Чайкен С. и Болдуин М. В. (1981). Аффективно-когнитивная последовательность и влияние важной поведенческой информации на самооценку отношения. Журнал личности и социальной психологии, 41 (1), 1-12. DOI: 10.1037 / 0022-3514.41.1.1
  8. Брюнель, Дж. П. (2001). Влияние общественных работ на сочувствие, социальную ответственность и заботу о других среди подростков-добровольцев. Наука и техника, 62, 2514.
  9. ^ аб
    Гуаданьо, Р. Э., Ланкфорд, А., Мусканелл, Н. Л., Окди, Б. М., и МакКаллум, Д. М. (2010). Социальное влияние на онлайн-вербовку террористов и сторонников терроризма: значение для исследований в области социальной психологии. Revue Internationale De Psychologie Sociale, 23 (1), 25-56.
  10. ^ аб
    Кричер, К. Р., и Гилович, Т. (2010). Делая выводы из блуждания по разуму. Бюллетень личности и социальной психологии, 36 (9), 1255-1266.
  11. ^ абc
    Гольдштейн, Н. Дж., И Чалдини, Р. Б. (2007). Подзорная труба: модель косвенного самовосприятия. Журнал личности и социальной психологии, 92 (3), 402-417.
  12. Бем, Д. Дж. (1972). Теория самовосприятия. В Л. Берковиц (ред.), Достижения в экспериментальной социальной психологии, (6-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Академ.
  13. Хеммерли Ф. М. и Монтгомери Р. Л. (1982). Теория самовосприятия и ненавязчиво предвзятые взаимодействия: лечение гетеросоциальной тревоги. Журнал консультирования, психологии, 29, 362-370.
  14. Хеммерли Ф. М. и Монтгомери Р. Л. (1984). Целенаправленно предвзятые взаимодействия: снижение гетеросоциальной тревоги с помощью теории самовосприятия. Журнал личности и социальной психологии, 47, 900-908.
  15. Снайдер М. и Каннингем М. Р. (1975). Соблюдать или не подчиняться: проверка объяснения самовосприятия феномена «ступни в дверь». Журнал личности и социальной психологии, 31, 64–67.
  16. Урановиц, С. В. (1975). Помощь и самоатрибуция: полевой эксперимент. Журнал личности и социальной психологии, 31, 852–854.
  17. Селигман, К., Буш, М., и Кирш, К. (1976). Соответствие отношениям в парадигме «ступни в дверь» и размер первого запроса. Журнал личности и социальной психологии, 33, 517–520.
  18. Бургер, Дж. М. (1999). Процедура соблюдения требований «ступня в дверь»: анализ и проверка нескольких процессов, Обзор личности и социальной психологии, 3, 303–325.
  19. Уотерман, К. К. (1969). Облегчающие и мешающие эффекты когнитивного диссонанса на простые и сложные парные учебные задачи. Журнал экспериментальной социальной психологии, 5, 31-42.
  20. ^ абc
    Занна, М. П., и Купер, Дж. (1974). Диссонанс и пилюля: подход к изучению возбуждающих свойств диссонанса. Журнал личности и социальной психологии, 29 (5), 703–709. Дои:10,1037 / ч0036651
  21. ^ аб
    Фацио Р. Х., Занна М. П. и Купер Дж. (1977). Диссонанс и самовосприятие: интегральный взгляд на собственно область применения каждой теории. Журнал экспериментальной социальной психологии, 13 (5), 464-479. DOI: 10.1016 / 0022-1031 (77) 90031-2
  22. Шварц, Н., Блесс, Х., Страк, Ф., Клумпп, Г., Риттенауэр-Шатка, и Саймонс, А. (1991). Легкость извлечения информации: еще один взгляд на эвристику доступности. Журнал личности и социальной психологии, 61, 195-202.
  23. Тайс, Д. М. (1993). Изменение самооценки и самопрезентация: Зазеркалье — это тоже увеличительное стекло. Журнал личности и социальной психологии
    , 63, 435-451.
  24. Dienstbier, R.A., & Munter, P.O. (1971). Обман как функция обозначения естественного возбуждения. Журнал личности и социальной психологии, 17, 208-213.
  • Гилович Т., Келтнер Д. и Нисбетт Р. Э. (2006). Социальная психология. Нью-Йорк: Norton & Company.
  • Бем, Д. Дж. (1972). «Теория самовосприятия». В Л. Берковица (ред.), Успехи экспериментальной социальной психологии
    , Vol. 6, 1-62. Нью-Йорк: Academic Press. Полный текст (PDF). Резюме.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]