Характер человека – что это такое
Характер представляет собой совокупность индивидуальных качеств личности, в т. ч. психическую активность, определяет вектор поступков в отношениях с окружающими.
Это сформировавшиеся стойкие реакции психики на раздражители, поступающие извне. Они характеризуются устойчивостью во всех сферах жизни.
Характер формируется в течение жизни, может существенно меняться в связи с различными факторами:
- изменением мировоззрения человека;
- сменой образа жизни, уровня активности;
- пережитым сильным стрессом;
- адаптацией к новым условиям жизнедеятельности и др.
Характер непосредственно влияет на поступки и поведение индивида в различных обстоятельствах.
Роль характера в социальной жизни человека
Самые проявленные черты обусловливают то, как личность позиционирует себя в социуме, насколько велики ее амбиции. Робкие люди часто не умеют или боятся заявить о себе, поэтому они гораздо реже добиваются успеха, чем уверенные в себе смелые личности.
Робкие люди бояться общаться и заявлять о себе.
Однако характер не статичен, его можно менять, закалять при необходимости, в отличие от темперамента, который является врожденным (характер человека формируется на основе темперамента).
Некоторые черты личности можно изменить: ослабить или, наоборот, усилить для достижения намеченных целей. Поэтому люди прибегают к подобным действиям, однако это требует больших усилий воли, терпения, настойчивости.
Позитивный или негативный образ человека формируется на основе характера и его внешних проявлений. То, как он одевается, разговаривает, какие ценности транслирует в мир, будет напрямую влиять на его будущее, карьеру, личные отношения и другие сферы жизни.
Но впечатлением, которое индивид производит на окружающих, можно управлять. Для этого придется работать над собой, оттачивая те черты, что будут способствовать развитию во всех областях. К
роме того, стоит научиться выстраивать общение так, чтобы располагать к себе людей, поскольку они – главный ресурс, который поможет добиться успеха.
Социальный характер
По мере того как личность находит своё место в обществе, формируются социальные черты её характера. Людей одной социальной среды объединяют общие стереотипы поведения. Э. Фромм выделяет два типа социальных характеров:
Плодотворный — основанный на любви, заботе, уважении, знании. Носитель такого характера свободно реализует свою энергию на благо общества. По мнению Фромма в мире нет такого общества, где доминирует плодотворный тип характера.
Неплодотворный — основанный на стяжательной, эксплуататорской ориентации личности.
Неплодотворный тип социального характера делится на несколько подвидов с присущими каждому из них специфическими чертами:
Рецептивный вид. Люди с рецептивной ориентацией настроены на то, чтобы брать всё необходимое от общества, мало что предлагая взамен. Они неспособны к инициативе, самостоятельным действиям, слабовольны и малодушны. Рецептивный человек зависит от других — он ждёт, что кто-то обеспечит его безопасность, даст работу, решит его жизненные проблемы. Предоставленные самим себе, такие люди становятся беспомощными и беззащитными.
Индивидуальные и типичные черты характера
Одна и та же типичная черта у разных людей может проявляться по-разному.
Например, смелость может быть осмысленной, служить во благо или же безрассудной, заставлять человека страдать.
Индивидуальными черты становятся оттого, что разными людьми движут неодинаковые мотивы и стремления. Кто-то доброжелателен от природы, стремится помочь людям, а другой – перенимает на себя это качество, используя в корыстных целях. Поэтому все типичные черты проявляются индивидуально.
Как формируется характер человека
Характер формируется под воздействием различных факторов, таких как отношения с родителями, сверстниками и т. д. От того, какие черты переймет человек, будут зависеть его дальнейшая жизнь, карьера, благосостояние, взаимодействие с окружающими.
Общение с родителями формирует характер человека.
Влияющие факторы
Чтобы выявить, от чего зависит характер человека, необходимо рассмотреть факторы, влияющие на его формирование. К ним относятся:
- Генетическая предрасположенность – те особенности, которые передаются по наследству от родителей.
- Окружение – это близкие люди, семья, учителя, одноклассники, друзья.
- Обстоятельства – это события, происходящие в жизни ребенка. Они оказывают сильное влияние на развитие тех или иных черт. Различные ситуации накладывают свой отпечаток на восприятие мира и поведение в будущем. При этом разные дети проживают одни и те же события неодинаково, в зависимости от темперамента и других особенностей.
Основополагающий фактор – это отношение к ребенку его родителей. Если для них он с момента своего появления был дорогим, важным, его ценили, прислушивались к желаниям, то вырастая, он чувствует внутреннюю опору, уверенность в себе, транслирует это в мир. И наоборот, если его обижали, считали его потребности малозначимыми, игнорировали, то такой ребенок вырастает забитым, закомплексованным, чувствует себя жертвой обстоятельств.
Таким образом, один и тот же индивид под воздействием различных внешних факторов может сформировать разный характер.
К какому возрасту формируются основные черты личности
Формирование характера начинается с рождения, и уже к 5 годам прослеживаются основные его особенности, а к 10 – он полностью сформирован.
Основные черты личности формируются к 5 годам.
Однако это не означает, что его нельзя изменить. На протяжении всей жизни различные обстоятельства будут менять его в зависимости от того, как человек с ними справляется.
Типы характера человека
Ученые в области психологии выдвигают различные классификации типов характеров.
По Кречмеру
Эрнст Кречмер (немецкий психолог и психиатр) разделил характеры на 3 главные группы, в каждой из которых выделил такие физиологические особенности:
- Астеники. Такие личности имеют худощавое телосложение, тонкие руки и ноги, слаборазвитую мускулатуру, шизотимический тип характера. Они упрямы, замкнуты, плохо адаптируются ко всему новому, боятся неизвестности.
- Атлетики. Их отличительная черта – крепкое тело и развитая мускулатура. Они спокойны, практичны, ответственны и властолюбивы. Атлетики добры к людям, редко проявляют агрессию или какие-либо другие сильные эмоции.
- Пикники отличаются плотным телосложением. Многие из них страдают из-за лишнего веса. Чаще всего их пропорции такие: крупная голова, короткая шея, некрупные черты лица. Они общительны, быстро адаптируются к окружающим условиям.
По Юнгу
Карл Юнг (швейцарский психиатр и психолог) создал классификацию характеров, которая отличается простотой и глубиной. Она основывается на взаимодействии подсознания и сознания, насчитывает 3 вида характеров:
- Экстраверты. Они деятельны и эмоциональны, любят вовлекаться в различные процессы, контактировать с людьми, быть в центре внимания. Они приятны в общении, веселы и открыты, имеют позитивный взгляд на жизнь. Экстравертированный тип личности активно участвует в общественной деятельности, у него хорошо развиты организаторские способности.
- Интроверты. Такие люди чаще ориентируются на собственную интуицию, ощущения и переживания. Другим не всегда легко понять интровертов, поскольку те живут в своем собственном мире. Они замкнуты, склонны к глубокому анализу событий, мнительны и любят проводить время в одиночестве.
- Амбиверты. Соединяют в себе черты 2 предыдущих групп. Они любят быть на виду, в то же время им необходимо личное пространство. Амбиверты обладают сильными аналитическими качествами, богатым внутренним миром, любят находиться наедине с собой. Им свойственна харизма, остроумие и веселый нрав.
Карл Юнг разделил людей на экстравертов, интровертов и амбивертов.
По Лоуэну
Александр Лоуэн (американский психотерапевт и психоаналитик) выделял следующие типы характеров:
- оральный – проявляется как зависимость от чужого мнения, инфантильность, боязнь быть неугодным и отвергнутым, постоянная потребность в одобрении;
- мазохистический – отличается любовью к страданиям, чувственностью, проникновенностью;
- шизоидный – гипертрофированные эмоции, спутанные мысли, несоответствие чувств их проявлениям;
- истероидный – большие амбиции, стремление все держать под своим контролем, бурные эмоциональные реакции, высокомерие по отношению к другим людям;
- нарциссический – целеустремленность, высокая адаптивность и энергичность, агрессивность, самоуверенность;
- психопатический – властолюбие, стремление контролировать все вокруг, обеспокоенность собственной внешностью.
Аномалии характера
Об аномалиях характера говорят, если поступки человека затрудняют и делают невозможным общение. Психотерапевты выделяют несколько видов аномалий поведения.
Возбудимые психопаты — страдают недостатком торможения нервных процессов. Любая мелочь выводит их из себя, в состоянии аффекта они угрожают собеседнику, стремятся пораниться. К длительной работе они не способны, т. к. их разрывает «внутреннее раздражение».
Астенический тип аномалии — быстрая истощаемость психических реакций. Такие люди застенчивы, тяжело переносят неприятности, при малейшем кашле/насморке боятся за своё здоровье, становятся беспомощными.
Паранойяльный тип — нервные процессы заторможены, образуются застойные очаги возбуждения. Такие люди обидчивы и подозрительны — и всегда зациклены на собственной персоне. Надолго запоминают негативные ситуации по отношению к себе, требуют восстановления справедливости.
Характер и акцентуация
В человеческом характере всегда прослеживаются какие-либо доминирующие черты. Они выражены ярче других и составляют основу его личности, влияют на отношение к нему окружающих.
Что такое акцентуация
Акцентуация – это доминирование отдельных черт характера над всеми остальными, вследствие чего личность становится яркой и выделяющейся (в некоторых случаях – дисгармоничной).
Нередко усиление некоторых качеств делает человека уязвимым, менее адаптивным к окружающей среде, ограничивает его деятельность и т. д. Например, застенчивый человек не умеет отстаивать свою позицию, поэтому его часто используют другие в корыстных целях.
Акцентуация в зрелом возрасте минимизируется.
Однако не стоит забывать, что акцентуация не является отклонением, а характеризуется как крайнее проявление нормы. Это происходит по следующим причинам:
- Доминантность черт развивается на ранних этапах жизни, а в зрелом возрасте – минимизируется.
- Акцентуация может проявляться не ежедневно, а лишь в экстремальных условиях. Тогда ее можно характеризовать как скрытую, непроявленную.
- Она напрямую никак не воздействует на адаптацию человека в обществе (за редким исключением).
- Акцентуацию считают явной, когда она проявляется постоянно или большую часть времени. В других случаях она считается скрытой.
Классификация характера
Характер классифицируют по акцентуации следующим образом:
- гипертимный тип – энергичный, активный, общительный;
- дистимный – пессимистичный, медлительный, замкнутый;
- циклоидный – объединяет в себе 2 предыдущих типа, его настроение и предпочтения часто меняются, ему свойственно впадать в крайности;
- возбудимый – конфликтный, экспрессивный, властолюбивый, тяжело находит общий язык с людьми;
- педантичный – скупой, нудный, но добросовестный;
- демонстративный – уверенный в своих способностях, эгоистичный, любит хвастаться, плести интриги, легко приспосабливается к окружающим условиям;
- тревожный – застенчивый, неуверенный в собственных силах, ждущий помощи и поддержки извне, самокритичный, но дружелюбный.
В какой момент акцентуация начинает считаться патологией
Хотя акцентуация сама по себе не является патологией, иногда она перерастает в расстройство, провоцирует появление психопатии. Предпосылки бывают разные: пережитый сильный стресс, затяжная апатия и т. п. Такое состояние человека часто становится спусковым механизмом для развития патологии.
Акцентуация может перерасти в психическое расстройство.
Природное и приобретенное в характере
Характер не наследуется и не является чем-то прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается: под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания.
Влияния эти являются:
· общественно-историческими – каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием. Каждая общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для этой эпохи;
· индивидуально-своеобразными – условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразен и неповторим. У каждого человека в ходе жизни и деятельности формируются и развиваются также индивидуальные черты характера.
Поэтому характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического.
Хотя характер не является врожденным, тем не менее, на его формирование оказывают большое влияние особенности природной организации человека: тип высшей нервной деятельности (сильный или слабый) и особенности нервных процессов: уравновешенность, сила, подвижность – что окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность. Два человека могут иметь одинаковые убеждения, но один горячий, порывистый, а другой – спокойный, рассудительный.
Кроме типа высшей нервной деятельности, на характер влияют и другие особенности организма человека. Точно установлено, что любые расстройства сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной систем резко сказываются на характере человека.
Свойства характера
Полнота
характера – разновидность стремлений и увлечений человека, разнообразие деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.
Цельность
характера – единство психического склада человека, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.
Определенность
характера – выражается в устойчивости поведения, которое соответствует сложившимся убеждениям, основной направленности. О таком человеке можно заранее сказать, как он поступит в той или иной ситуации.
Сила
характера – это энергия, с которой человек преследует поставленные перед собой цели; способность преодолевать трудности и препятствия.
Твердость
характера – она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.
Уравновешенность
характера – соотношение сдержанности и активности, ровность поведения.
Черты характера
Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения
человека, в которых реализуется его
отношение
к действительности. Черты характера принято делить на две основные группы.
Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность
личности, т.е. система отношений к действительности:
а) черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, лень и др.);
б) черты, проявляющиеся по отношению к другим (тактичность, вежливость, чуткость, индивидуализм, коллективизм, жестокость, безразличие и др.);
в) черты, проявляющиеся к самому себе (самокритичность, скромность, гордость, самоуважение и др.);
г) черты, проявляющиеся по отношению к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.).
Вторая группа – волевые черты
характера, которые отражают способность человека совершать сознательные действия, требующие преодоления внешних и внутренних трудностей.
К волевым чертам характера относятся: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, терпение, самообладание.
Акцентуации характера
Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы
, возникает так называемая акцентуация характера.
Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии (препятствующей адекватной социальной адаптации личности).
К. Леонгард и А. Личко предложили следующую классификацию типов акцентуации характера:
Интровертный
тип, ему свойственна замкнутость, затрудненность общения и т.д.
Экстравертный
тип. Для него характерна эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, непостоянство увлечений, хвастливость, конформность.
Неуправляемый
тип. Этому типу присуща импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям и т.д.
Неврастенический
тип проявляется в преобладающем дурном настроении, раздражительности, мнительности, вспышках гнева, слез и т.п.
Сензитивный
тип характеризуется пугливостью, замкнутостью, застенчивостью, страхом перед незнакомыми людьми, самобичеванием, высокой требовательностью к себе и т.д. Как правило, подростки скрывают свою робость и стеснительность за развязностью.
Демонстративному
типу свойственен эгоцентризм, лживость, склонность к позерству и рисовке, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии.
Выразительными признаками характераявляются:поступки и действия
(сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что представляет собой человек);
особенности речи
(громкая или тихая, быстрый или медленный темп, многословие или замкнутость, эмоциональность или сухость и т.д.);
внешний облик
(улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, походка, поведение во время общения).
3.3 Способности
Способности
– это индивидуально-типологические особенности личности, которые являются
условиями успешного осуществления
данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.
Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности?
Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. То есть человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно
овладевает какой-либо деятельностью
, легко
в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки; во-вторых, добивается достижений,
значительно превосходящих
средний уровень.
Почему при всех прочих равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают какой-либо деятельностью и добиваются в ней успехов, чем другие?
Дело в том, что каждая деятельность (конструктивная, математическая, музыкальная, педагогическая и т.п.) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, скорости реакций, свойствам личности. Одни люди могут обладать соответствующими качествами, а у других они могут быть слабо развиты. Те люди, которые обладают ими, способны к этой деятельности. Причем необходимо подчеркнуть, что эти качества личности представляют собой целый комплекс, систему качеств (особенностей), которые отвечают требованиям данной, конкретной деятельности. Это и особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, это и эмоционально-волевая сфера; это и элементы отношения к деятельности и др.
Являются способности врожденным образованием или они формируются и развиваются в процессе жизни?
Исследованиями установлено, что способности – прижизненное
образование, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда и воспитание активно формируют их.
Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно его теории, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками
(особенности строения мозга, нервной системы, анализаторов и др.).
Теплов Борис Михайлович (1896 — 1965) – психолог, доктор педагогических наук, профессор. Работал в научных учреждениях Красной армии (Научно-исследовательский институт маскировки и др.), в Психологическом институте. Был главным редактором журнала «Вопросы психологии». Проводил исследования в области психологии восприятия, занимался проблемами психологии индивидуальных различий. |
Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. Они обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.
Таким образом, на развитие способностей влияют как задатки, так и условия жизни и деятельности личности.
Представим себе, что где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае он войдет в историю как самый знаменитый барабанщик острова, т.е. он достиг того уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях.
Только наличием особо благоприятных условий жизни и деятельности, а также особо благоприятных задатков объясняются чрезвычайно высокие уровни достижения. Так например, датский ученый XIX в. Раска – лингвист, говорил на 230 языках. Надя Рушева с 8 до 17 лет нарисовала 10000 оригинальных рисунков, специалисты считают ее гением в изобразительном искусстве. Моцарт стал сочинять первые музыкальные произведения в 3-4 года. Пушкин сочинял стихи с 8 лет. Некрасов – с 9 лет.
Но достижения в деятельности могут проявляться не только в раннем детстве, а и гораздо позже.
Виды способностей
Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации:
– общие
(умственные) способности – это такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности (умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, сосредоточенность внимания и др.);
– специальные
способности – система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности: конструктивно-технической, художественной, музыкальной, математической, литературной.
Так, например, для математической деятельности имеет особое значение математическая память, но память не на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач, на общие правила, кроме того, способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала и др.
Для конструктивно-технической деятельности – наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющая видеть их достоинства и недостатки; точность и живость пространственных представлений; комбинаторная способность (способность составлять из данных узлов деталей новые комбинации); техническое мышление (способность понимать логику технических устройств).
Для музыкальной деятельности – ладовое чувство, способность к слуховому представлению, проявляющемуся в точном воспроизведении мелодии по слуху (музыкальная память), абсолютный слух (способность определять высоту звука без сравнения его с эталоном и т.д.).
Специальные способности органически связаны с общими.
Связь характера и темперамента
По характеру можно легко составить психологический портрет индивида. Однако без учета темперамента этот портрет будет неполным. Тест на темперамент и характер чаще всего проходят при приеме на работу, связанную с общением.
Насчитываются 4 вида темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Но ни один из них не встречается у человека в чистом виде: все они присутствуют в той или иной пропорции, но какой-то все же доминирует.
Холерик
Этот тип характеризуется подвижной нервной системой. Он легко возбудим, но при этом отходит достаточно долго. Холерики не любят сидеть на месте – им требуются движение и деятельность. Они энергичны, часто агрессивны и конфликтны.
Сангвиник
Такой человек обладает сильным типом нервной системы. Он уравновешен, при этом подвижен и активен. Процессы возбуждения и торможения у него быстро начинаются, а затем так же скоро заканчиваются. Сангвиники позитивно настроены, коммуникабельны. К негативным их чертам относят легкомыслие, а иногда – безответственность.
Сангвиник всегда настроен позитивно, при этом он подвижен.
Флегматик
У флегматиков нервная система так же уравновешена, как у сангвиников, однако не настолько динамична. Они не могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, выполнять работу быстро и одновременно эффективно. Однако флегматики скрупулезны, ответственны и щепетильны. Они всегда доводят начатое дело до конца. К их негативным чертам относят медлительность, необщительность.
Меланхолик
Меланхолики обладают слабым типом нервной системы: они ранимы, чувствительны к любым раздражителям, впечатлительны и кротки. Их негативные качества – низкая работоспособность, замкнутость, мнительность.
Возраст и характер
В характер человека вносят коррективы возрастные особенности.
В подростковом и юношеском возрасте стираются проявления детской психики: страхи, капризы, слезливость, безответственность. Зато появляется стремление к независимости, уязвимость для критики, повышенная требовательность к окружающим, завышенная самооценка, эмоциональная и социальная неустойчивость. Ранняя юность — критический период для формирования психопатий и акцентуаций характера. В возрасте 30–40 лет личность направлена на претворение в жизнь своих заветных планов. Этому возрасту присущи такие черты как энергичность, предприимчивость, ответственность. К 50 годам человек расстаётся с мечтами, начинает жить настоящим. К этому возрасту у человека появляется терпимость, рассудительность, мудрость. Людям в возрасте за 60 присуща неторопливость, умиротворённость, созерцательность. К негативным чертам этого возраста можно отнести обидчивость, ворчливость, раздражительность по пустякам. Некоторые впадают в детство: появляется плаксивость, капризы, детские страхи — круг жизни замыкается.
Старость для человека, что пыль для платья — выводит наружу все пятна характера. В. О. Ключевский
Положительные и отрицательные черты характера
В зависимости от того, в каком контексте проявляется та или иная черта, она может выступать как позитивной, так и негативной. Кроме того, многое зависит от половой принадлежности, поскольку считается, что некоторые черты характера присущи только женщинам, а другие – только мужчинам.
У женщин
Девушка в социальной жизни может играть разные роли, в зависимости от ее приоритетов. В список наиболее важных женских качеств входят:
- мудрость;
- ответственность;
- общительность;
- преданность.
Мудрость и ответственность у женщин очень важна.
Параллельно с этими могут существовать и другие черты, необходимые ей в зависимости от ее роли в обществе:
- Жена. По отношению к мужу она должна быть доброй, чуткой, заботливой, чувственной, кокетливой, легкой в общении, верной и привлекательной.
- Мать. Ей необходимо обладать такими качествами, как терпение, чуткость, доброта, душевное тепло и ласка, а также ответственность, инициативность, стрессоустойчивость, оптимизм и эмпатия.
Есть черты, которые обязаны иметь женщины отдельных профессий:
- Врачи: терпеливость, быстрая реакция, решительность, милосердие.
- Военные: жесткость, собранность, дисциплинированность и др.
В современном обществе считается, что женщина должна быть амбициозной, целеустремленной, независимой (от людей и обстоятельств). Другие же выдвигают мнение, что даме необходимо оставаться уступчивой, кроткой, покорной и милосердной.
У мужчин
В обществе признано, что мужчина должен быть мужественным, обеспечивать семью, защищать и оберегать ее. Качества, которыми положено обладать мужчине в зависимости от статуса:
- Муж: доброта, активность, предприимчивость, верность, щедрость, заботливость, настойчивость, страстность, внимательность.
- Отец: терпеливость, стрессоустойчивость, доброта, заботливость, авторитетность, аккуратность, энергичность, веселость.
- Работник: трудолюбие, внимательность, скрупулезность, пунктуальность, высокая работоспособность.
- Друг: верность, открытость, эмпатия, сострадание.
Мужчина должен быть добрым, верным и заботливым.
Формирование характера
Характер человека складывается в конкретный жизненный период под действием определённых факторов. Каких?
Временные рамки
Формирование характера — процесс, ограниченный по времени, захватывает детский и юношеский возраст — до 20–25 лет. Позже речь пойдёт уже о перевоспитании, которое даётся с огромным трудом. К 4–5 годам «скелет личности» уже готов — в общих чертах определилось поведение ребёнка по отношению к себе, к людям, к труду и окружающим предметам. Воспитатели могут видеть особенности проявления его психических качеств: умственных способностей, эмоционально-волевой сферы, нравственных установок.
Примеры характеров
Выделяют 5 разновидностей характеров:
- социально направленный;
- волевой;
- интеллектуальный;
- открытый эмоциональный;
- мягкий сопереживающий.
Каждый из них имеет свои характерные черты.
Социально направленный
К такому типу можно отнести следующие качества личности:
- стремление внести свой вклад в науку, искусство и т. п.;
- желание помогать людям, делать их жизнь лучше и проще;
- доброту;
- отзывчивость;
- щедрость;
- ответственность;
- трудолюбие;
- самоотверженность.
Социально-направленный тип стремится сделать вклад в науку.
Волевой
В эту категорию входят такие индивидуальные особенности, как:
- целеустремленность;
- решительность;
- настойчивость;
- уверенность в себе;
- смелость;
- самостоятельность;
- дисциплинированность.
Интеллектуал
Такой личности присущи черты:
- гибкость;
- активность;
- решительность;
- находчивость;
- любознательность;
- реактивность;
- вдумчивость.
Интеллектуал отличается вдумчивостью и любознательностью.
Открытый эмоциональный
Эмоциональный тип обладает:
- открытостью;
- экспрессивностью;
- настойчивостью;
- коммуникабельностью;
- состраданием;
- внимательностью;
- чуткостью;
- эмпатией.
Мягкий сопереживающий
Личность наделена следующими качествами:
- добротой;
- отзывчивостью;
- честностью;
- открытостью;
- дружелюбием;
- щедростью;
- сочувствием.
Мягкий сопереживающий тип наделен сочувствием и открытостью.
Характер — определение понятия
Над тайной характера задумывались ещё древние греки, они-то и дали определение этому понятию: «печать, чеканка» — то, что отличает одну личность от другой. Современные психологи выделяют основные признаки этого понятия:
Высокомерие в словах
Характерные черты личности проявляются в действиях и выражениях — привычных и закономерных для данного индивида. «Дурачина ты, простофиля» — обращалась Старуха из пушкинской сказки к мужу. И Старик покорно плёлся выполнять её волю. Неблагодарность и высокомерие одного персонажа, покорность и безволие другого — проявляются здесь в словах и поступках.
«Горбатого могила исправит»
Внутренний мир: мировоззрение, чувства — это ещё не черты характера. С течением жизни человек может не раз поменять свои убеждения и симпатии, но характер — качество постоянное. Поэтесса М. Цветаева выразила его словами: «…мы вероломны, то есть — сами себе верны».
Что принято называть сильным характером
Сильным считается характер, если в нем присутствуют устойчивые черты, развиваются и трансформируются с течением времени.
Он является волевым и предусматривает наличие таких качеств, как:
- умение контролировать свои эмоции и чувства;
- способность ставить цели и достигать их;
- дисциплинированность и исполнение обещаний, данных себе и другим.
Сила характера еще зависит от врожденного темперамента: сангвиникам и холерикам легче развивать сильные качества, чем флегматикам и меланхоликам.
Это обусловлено типом нервной системы, который у первых 2 типов более устойчивый.