Характер: биологические предпосылки, прижизненное формирование. Характер и личность — Общее понятие о характере

Характер человека – что это такое

Характер представляет собой совокупность индивидуальных качеств личности, в т. ч. психическую активность, определяет вектор поступков в отношениях с окружающими.

Это сформировавшиеся стойкие реакции психики на раздражители, поступающие извне. Они характеризуются устойчивостью во всех сферах жизни.

Характер формируется в течение жизни, может существенно меняться в связи с различными факторами:

  • изменением мировоззрения человека;
  • сменой образа жизни, уровня активности;
  • пережитым сильным стрессом;
  • адаптацией к новым условиям жизнедеятельности и др.

Характер непосредственно влияет на поступки и поведение индивида в различных обстоятельствах.

Роль характера в социальной жизни человека

Самые проявленные черты обусловливают то, как личность позиционирует себя в социуме, насколько велики ее амбиции. Робкие люди часто не умеют или боятся заявить о себе, поэтому они гораздо реже добиваются успеха, чем уверенные в себе смелые личности.

Робкие люди
Робкие люди бояться общаться и заявлять о себе.

Однако характер не статичен, его можно менять, закалять при необходимости, в отличие от темперамента, который является врожденным (характер человека формируется на основе темперамента).

Некоторые черты личности можно изменить: ослабить или, наоборот, усилить для достижения намеченных целей. Поэтому люди прибегают к подобным действиям, однако это требует больших усилий воли, терпения, настойчивости.

Позитивный или негативный образ человека формируется на основе характера и его внешних проявлений. То, как он одевается, разговаривает, какие ценности транслирует в мир, будет напрямую влиять на его будущее, карьеру, личные отношения и другие сферы жизни.

Но впечатлением, которое индивид производит на окружающих, можно управлять. Для этого придется работать над собой, оттачивая те черты, что будут способствовать развитию во всех областях. К

роме того, стоит научиться выстраивать общение так, чтобы располагать к себе людей, поскольку они – главный ресурс, который поможет добиться успеха.

Социальный характер

По мере того как личность находит своё место в обществе, формируются социальные черты её характера. Людей одной социальной среды объединяют общие стереотипы поведения. Э. Фромм выделяет два типа социальных характеров:

Плодотворный — основанный на любви, заботе, уважении, знании. Носитель такого характера свободно реализует свою энергию на благо общества. По мнению Фромма в мире нет такого общества, где доминирует плодотворный тип характера.

Неплодотворный — основанный на стяжательной, эксплуататорской ориентации личности.

Неплодотворный тип социального характера делится на несколько подвидов с присущими каждому из них специфическими чертами:

Рецептивный вид. Люди с рецептивной ориентацией настроены на то, чтобы брать всё необходимое от общества, мало что предлагая взамен. Они неспособны к инициативе, самостоятельным действиям, слабовольны и малодушны. Рецептивный человек зависит от других — он ждёт, что кто-то обеспечит его безопасность, даст работу, решит его жизненные проблемы. Предоставленные самим себе, такие люди становятся беспомощными и беззащитными.

Индивидуальные и типичные черты характера

Одна и та же типичная черта у разных людей может проявляться по-разному.

Например, смелость может быть осмысленной, служить во благо или же безрассудной, заставлять человека страдать.

Индивидуальными черты становятся оттого, что разными людьми движут неодинаковые мотивы и стремления. Кто-то доброжелателен от природы, стремится помочь людям, а другой – перенимает на себя это качество, используя в корыстных целях. Поэтому все типичные черты проявляются индивидуально.

Как формируется характер человека

Характер формируется под воздействием различных факторов, таких как отношения с родителями, сверстниками и т. д. От того, какие черты переймет человек, будут зависеть его дальнейшая жизнь, карьера, благосостояние, взаимодействие с окружающими.

Отношения с родителями
Общение с родителями формирует характер человека.

Влияющие факторы

Чтобы выявить, от чего зависит характер человека, необходимо рассмотреть факторы, влияющие на его формирование. К ним относятся:

  1. Генетическая предрасположенность – те особенности, которые передаются по наследству от родителей.
  2. Окружение – это близкие люди, семья, учителя, одноклассники, друзья.
  3. Обстоятельства – это события, происходящие в жизни ребенка. Они оказывают сильное влияние на развитие тех или иных черт. Различные ситуации накладывают свой отпечаток на восприятие мира и поведение в будущем. При этом разные дети проживают одни и те же события неодинаково, в зависимости от темперамента и других особенностей.

Основополагающий фактор – это отношение к ребенку его родителей. Если для них он с момента своего появления был дорогим, важным, его ценили, прислушивались к желаниям, то вырастая, он чувствует внутреннюю опору, уверенность в себе, транслирует это в мир. И наоборот, если его обижали, считали его потребности малозначимыми, игнорировали, то такой ребенок вырастает забитым, закомплексованным, чувствует себя жертвой обстоятельств.

Таким образом, один и тот же индивид под воздействием различных внешних факторов может сформировать разный характер.

К какому возрасту формируются основные черты личности

Формирование характера начинается с рождения, и уже к 5 годам прослеживаются основные его особенности, а к 10 – он полностью сформирован.

Основные черты личности
Основные черты личности формируются к 5 годам.

Однако это не означает, что его нельзя изменить. На протяжении всей жизни различные обстоятельства будут менять его в зависимости от того, как человек с ними справляется.

Типы характера человека

Ученые в области психологии выдвигают различные классификации типов характеров.

По Кречмеру

Эрнст Кречмер (немецкий психолог и психиатр) разделил характеры на 3 главные группы, в каждой из которых выделил такие физиологические особенности:

  1. Астеники. Такие личности имеют худощавое телосложение, тонкие руки и ноги, слаборазвитую мускулатуру, шизотимический тип характера. Они упрямы, замкнуты, плохо адаптируются ко всему новому, боятся неизвестности.
  2. Атлетики. Их отличительная черта – крепкое тело и развитая мускулатура. Они спокойны, практичны, ответственны и властолюбивы. Атлетики добры к людям, редко проявляют агрессию или какие-либо другие сильные эмоции.
  3. Пикники отличаются плотным телосложением. Многие из них страдают из-за лишнего веса. Чаще всего их пропорции такие: крупная голова, короткая шея, некрупные черты лица. Они общительны, быстро адаптируются к окружающим условиям.

По Юнгу

Карл Юнг (швейцарский психиатр и психолог) создал классификацию характеров, которая отличается простотой и глубиной. Она основывается на взаимодействии подсознания и сознания, насчитывает 3 вида характеров:

  1. Экстраверты. Они деятельны и эмоциональны, любят вовлекаться в различные процессы, контактировать с людьми, быть в центре внимания. Они приятны в общении, веселы и открыты, имеют позитивный взгляд на жизнь. Экстравертированный тип личности активно участвует в общественной деятельности, у него хорошо развиты организаторские способности.
  2. Интроверты. Такие люди чаще ориентируются на собственную интуицию, ощущения и переживания. Другим не всегда легко понять интровертов, поскольку те живут в своем собственном мире. Они замкнуты, склонны к глубокому анализу событий, мнительны и любят проводить время в одиночестве.
  3. Амбиверты. Соединяют в себе черты 2 предыдущих групп. Они любят быть на виду, в то же время им необходимо личное пространство. Амбиверты обладают сильными аналитическими качествами, богатым внутренним миром, любят находиться наедине с собой. Им свойственна харизма, остроумие и веселый нрав.

По Юнгу
Карл Юнг разделил людей на экстравертов, интровертов и амбивертов.

По Лоуэну

Александр Лоуэн (американский психотерапевт и психоаналитик) выделял следующие типы характеров:

  • оральный – проявляется как зависимость от чужого мнения, инфантильность, боязнь быть неугодным и отвергнутым, постоянная потребность в одобрении;
  • мазохистический – отличается любовью к страданиям, чувственностью, проникновенностью;
  • шизоидный – гипертрофированные эмоции, спутанные мысли, несоответствие чувств их проявлениям;
  • истероидный – большие амбиции, стремление все держать под своим контролем, бурные эмоциональные реакции, высокомерие по отношению к другим людям;
  • нарциссический – целеустремленность, высокая адаптивность и энергичность, агрессивность, самоуверенность;
  • психопатический – властолюбие, стремление контролировать все вокруг, обеспокоенность собственной внешностью.

Аномалии характера

Об аномалиях характера говорят, если поступки человека затрудняют и делают невозможным общение. Психотерапевты выделяют несколько видов аномалий поведения.

Возбудимые психопаты — страдают недостатком торможения нервных процессов. Любая мелочь выводит их из себя, в состоянии аффекта они угрожают собеседнику, стремятся пораниться. К длительной работе они не способны, т. к. их разрывает «внутреннее раздражение».

Астенический тип аномалии — быстрая истощаемость психических реакций. Такие люди застенчивы, тяжело переносят неприятности, при малейшем кашле/насморке боятся за своё здоровье, становятся беспомощными.

Паранойяльный тип — нервные процессы заторможены, образуются застойные очаги возбуждения. Такие люди обидчивы и подозрительны — и всегда зациклены на собственной персоне. Надолго запоминают негативные ситуации по отношению к себе, требуют восстановления справедливости.

Характер и акцентуация

В человеческом характере всегда прослеживаются какие-либо доминирующие черты. Они выражены ярче других и составляют основу его личности, влияют на отношение к нему окружающих.

Что такое акцентуация

Акцентуация – это доминирование отдельных черт характера над всеми остальными, вследствие чего личность становится яркой и выделяющейся (в некоторых случаях – дисгармоничной).

Нередко усиление некоторых качеств делает человека уязвимым, менее адаптивным к окружающей среде, ограничивает его деятельность и т. д. Например, застенчивый человек не умеет отстаивать свою позицию, поэтому его часто используют другие в корыстных целях.

Акцентуация
Акцентуация в зрелом возрасте минимизируется.

Однако не стоит забывать, что акцентуация не является отклонением, а характеризуется как крайнее проявление нормы. Это происходит по следующим причинам:

  1. Доминантность черт развивается на ранних этапах жизни, а в зрелом возрасте – минимизируется.
  2. Акцентуация может проявляться не ежедневно, а лишь в экстремальных условиях. Тогда ее можно характеризовать как скрытую, непроявленную.
  3. Она напрямую никак не воздействует на адаптацию человека в обществе (за редким исключением).
  4. Акцентуацию считают явной, когда она проявляется постоянно или большую часть времени. В других случаях она считается скрытой.

Классификация характера

Характер классифицируют по акцентуации следующим образом:

  • гипертимный тип – энергичный, активный, общительный;
  • дистимный – пессимистичный, медлительный, замкнутый;
  • циклоидный – объединяет в себе 2 предыдущих типа, его настроение и предпочтения часто меняются, ему свойственно впадать в крайности;
  • возбудимый – конфликтный, экспрессивный, властолюбивый, тяжело находит общий язык с людьми;
  • педантичный – скупой, нудный, но добросовестный;
  • демонстративный – уверенный в своих способностях, эгоистичный, любит хвастаться, плести интриги, легко приспосабливается к окружающим условиям;
  • тревожный – застенчивый, неуверенный в собственных силах, ждущий помощи и поддержки извне, самокритичный, но дружелюбный.

В какой момент акцентуация начинает считаться патологией

Хотя акцентуация сама по себе не является патологией, иногда она перерастает в расстройство, провоцирует появление психопатии. Предпосылки бывают разные: пережитый сильный стресс, затяжная апатия и т. п. Такое состояние человека часто становится спусковым механизмом для развития патологии.

Расстройство
Акцентуация может перерасти в психическое расстройство.

Природное и приобретенное в характере

Характер не наследуется и не является чем-то прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается: под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания.

Влияния эти являются:

· общественно-историческими – каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием. Каждая общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для этой эпохи;

· индивидуально-своеобразными – условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразен и неповторим. У каждого человека в ходе жизни и деятельности формируются и развиваются также индивидуальные черты характера.

Поэтому характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического.

Хотя характер не является врожденным, тем не менее, на его формирование оказывают большое влияние особенности природной организации человека: тип высшей нервной деятельности (сильный или слабый) и особенности нервных процессов: уравновешенность, сила, подвижность – что окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность. Два человека могут иметь одинаковые убеждения, но один горячий, порывистый, а другой – спокойный, рассудительный.

Кроме типа высшей нервной деятельности, на характер влияют и другие особенности организма человека. Точно установлено, что любые расстройства сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной систем резко сказываются на характере человека.

Свойства характера

Полнота

характера – разновидность стремлений и увлечений человека, разнообразие деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.

Цельность

характера – единство психического склада человека, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.

Определенность

характера – выражается в устойчивости поведения, которое соответствует сложившимся убеждениям, основной направленности. О таком человеке можно заранее сказать, как он поступит в той или иной ситуации.

Сила

характера – это энергия, с которой человек преследует поставленные перед собой цели; способность преодолевать трудности и препятствия.

Твердость

характера – она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.

Уравновешенность

характера – соотношение сдержанности и активности, ровность поведения.

Черты характера

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения

человека, в которых реализуется его
отношение
к действительности. Черты характера принято делить на две основные группы.

Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность

личности, т.е. система отношений к действительности:

а) черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, лень и др.);

б) черты, проявляющиеся по отношению к другим (тактичность, вежливость, чуткость, индивидуализм, коллективизм, жестокость, безразличие и др.);

в) черты, проявляющиеся к самому себе (самокритичность, скромность, гордость, самоуважение и др.);

г) черты, проявляющиеся по отношению к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.).

Вторая группа – волевые черты

характера, которые отражают способность человека совершать сознательные действия, требующие преодоления внешних и внутренних трудностей.

К волевым чертам характера относятся: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, терпение, самообладание.

Акцентуации характера

Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы

, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии (препятствующей адекватной социальной адаптации личности).

К. Леонгард и А. Личко предложили следующую классификацию типов акцентуации характера:

Интровертный

тип, ему свойственна замкнутость, затрудненность общения и т.д.

Экстравертный

тип. Для него характерна эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, непостоянство увлечений, хвастливость, конформность.

Неуправляемый

тип. Этому типу присуща импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям и т.д.

Неврастенический

тип проявляется в преобладающем дурном настроении, раздражительности, мнительности, вспышках гнева, слез и т.п.

Сензитивный

тип характеризуется пугливостью, замкнутостью, застенчивостью, страхом перед незнакомыми людьми, самобичеванием, высокой требовательностью к себе и т.д. Как правило, подростки скрывают свою робость и стеснительность за развязностью.

Демонстративному

типу свойственен эгоцентризм, лживость, склонность к позерству и рисовке, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии.

Выразительными признаками характераявляются:поступки и действия

(сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что представляет собой человек);
особенности речи
(громкая или тихая, быстрый или медленный темп, многословие или замкнутость, эмоциональность или сухость и т.д.);
внешний облик
(улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, походка, поведение во время общения).

3.3 Способности

Способности

– это индивидуально-типологические особенности личности, которые являются
условиями успешного осуществления
данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности?

Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. То есть человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно

овладевает какой-либо деятельностью
, легко
в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки; во-вторых, добивается достижений,
значительно превосходящих
средний уровень.

Почему при всех прочих равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают какой-либо деятельностью и добиваются в ней успехов, чем другие?

Дело в том, что каждая деятельность (конструктивная, математическая, музыкальная, педагогическая и т.п.) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, скорости реакций, свойствам личности. Одни люди могут обладать соответствующими качествами, а у других они могут быть слабо развиты. Те люди, которые обладают ими, способны к этой деятельности. Причем необходимо подчеркнуть, что эти качества личности представляют собой целый комплекс, систему качеств (особенностей), которые отвечают требованиям данной, конкретной деятельности. Это и особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, это и эмоционально-волевая сфера; это и элементы отношения к деятельности и др.

Являются способности врожденным образованием или они формируются и развиваются в процессе жизни?

Исследованиями установлено, что способности – прижизненное

образование, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда и воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно его теории, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками

(особенности строения мозга, нервной системы, анализаторов и др.).

Теплов Борис Михайлович (1896 — 1965) – психолог, доктор педагогических наук, профессор. Работал в научных учреждениях Красной армии (Научно-исследовательский институт маскировки и др.), в Психологическом институте. Был главным редактором журнала «Вопросы психологии». Проводил исследования в области психологии восприятия, занимался проблемами психологии индивидуальных различий.

Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. Они обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Таким образом, на развитие способностей влияют как задатки, так и условия жизни и деятельности личности.

Представим себе, что где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае он войдет в историю как самый знаменитый барабанщик острова, т.е. он достиг того уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях.

Только наличием особо благоприятных условий жизни и деятельности, а также особо благоприятных задатков объясняются чрезвычайно высокие уровни достижения. Так например, датский ученый XIX в. Раска – лингвист, говорил на 230 языках. Надя Рушева с 8 до 17 лет нарисовала 10000 оригинальных рисунков, специалисты считают ее гением в изобразительном искусстве. Моцарт стал сочинять первые музыкальные произведения в 3-4 года. Пушкин сочинял стихи с 8 лет. Некрасов – с 9 лет.

Но достижения в деятельности могут проявляться не только в раннем детстве, а и гораздо позже.

Виды способностей

Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации:

общие

(умственные) способности – это такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности (умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, сосредоточенность внимания и др.);

специальные

способности – система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности: конструктивно-технической, художественной, музыкальной, математической, литературной.

Так, например, для математической деятельности имеет особое значение математическая память, но память не на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач, на общие правила, кроме того, способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала и др.

Для конструктивно-технической деятельности – наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющая видеть их достоинства и недостатки; точность и живость пространственных представлений; комбинаторная способность (способность составлять из данных узлов деталей новые комбинации); техническое мышление (способность понимать логику технических устройств).

Для музыкальной деятельности – ладовое чувство, способность к слуховому представлению, проявляющемуся в точном воспроизведении мелодии по слуху (музыкальная память), абсолютный слух (способность определять высоту звука без сравнения его с эталоном и т.д.).

Специальные способности органически связаны с общими.

Связь характера и темперамента

По характеру можно легко составить психологический портрет индивида. Однако без учета темперамента этот портрет будет неполным. Тест на темперамент и характер чаще всего проходят при приеме на работу, связанную с общением.

Насчитываются 4 вида темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Но ни один из них не встречается у человека в чистом виде: все они присутствуют в той или иной пропорции, но какой-то все же доминирует.

Холерик

Этот тип характеризуется подвижной нервной системой. Он легко возбудим, но при этом отходит достаточно долго. Холерики не любят сидеть на месте – им требуются движение и деятельность. Они энергичны, часто агрессивны и конфликтны.

Сангвиник

Такой человек обладает сильным типом нервной системы. Он уравновешен, при этом подвижен и активен. Процессы возбуждения и торможения у него быстро начинаются, а затем так же скоро заканчиваются. Сангвиники позитивно настроены, коммуникабельны. К негативным их чертам относят легкомыслие, а иногда – безответственность.

Сангвиник
Сангвиник всегда настроен позитивно, при этом он подвижен.

Флегматик

У флегматиков нервная система так же уравновешена, как у сангвиников, однако не настолько динамична. Они не могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, выполнять работу быстро и одновременно эффективно. Однако флегматики скрупулезны, ответственны и щепетильны. Они всегда доводят начатое дело до конца. К их негативным чертам относят медлительность, необщительность.

Меланхолик

Меланхолики обладают слабым типом нервной системы: они ранимы, чувствительны к любым раздражителям, впечатлительны и кротки. Их негативные качества – низкая работоспособность, замкнутость, мнительность.

Возраст и характер

В характер человека вносят коррективы возрастные особенности.

В подростковом и юношеском возрасте стираются проявления детской психики: страхи, капризы, слезливость, безответственность. Зато появляется стремление к независимости, уязвимость для критики, повышенная требовательность к окружающим, завышенная самооценка, эмоциональная и социальная неустойчивость. Ранняя юность — критический период для формирования психопатий и акцентуаций характера. В возрасте 30–40 лет личность направлена на претворение в жизнь своих заветных планов. Этому возрасту присущи такие черты как энергичность, предприимчивость, ответственность. К 50 годам человек расстаётся с мечтами, начинает жить настоящим. К этому возрасту у человека появляется терпимость, рассудительность, мудрость. Людям в возрасте за 60 присуща неторопливость, умиротворённость, созерцательность. К негативным чертам этого возраста можно отнести обидчивость, ворчливость, раздражительность по пустякам. Некоторые впадают в детство: появляется плаксивость, капризы, детские страхи — круг жизни замыкается.

Старость для человека, что пыль для платья — выводит наружу все пятна характера. В. О. Ключевский

Характер человека

Положительные и отрицательные черты характера

В зависимости от того, в каком контексте проявляется та или иная черта, она может выступать как позитивной, так и негативной. Кроме того, многое зависит от половой принадлежности, поскольку считается, что некоторые черты характера присущи только женщинам, а другие – только мужчинам.

У женщин

Девушка в социальной жизни может играть разные роли, в зависимости от ее приоритетов. В список наиболее важных женских качеств входят:

  • мудрость;
  • ответственность;
  • общительность;
  • преданность.

Мудрость
Мудрость и ответственность у женщин очень важна.
Параллельно с этими могут существовать и другие черты, необходимые ей в зависимости от ее роли в обществе:

  1. Жена. По отношению к мужу она должна быть доброй, чуткой, заботливой, чувственной, кокетливой, легкой в общении, верной и привлекательной.
  2. Мать. Ей необходимо обладать такими качествами, как терпение, чуткость, доброта, душевное тепло и ласка, а также ответственность, инициативность, стрессоустойчивость, оптимизм и эмпатия.

Есть черты, которые обязаны иметь женщины отдельных профессий:

  1. Врачи: терпеливость, быстрая реакция, решительность, милосердие.
  2. Военные: жесткость, собранность, дисциплинированность и др.

В современном обществе считается, что женщина должна быть амбициозной, целеустремленной, независимой (от людей и обстоятельств). Другие же выдвигают мнение, что даме необходимо оставаться уступчивой, кроткой, покорной и милосердной.

У мужчин

В обществе признано, что мужчина должен быть мужественным, обеспечивать семью, защищать и оберегать ее. Качества, которыми положено обладать мужчине в зависимости от статуса:

  1. Муж: доброта, активность, предприимчивость, верность, щедрость, заботливость, настойчивость, страстность, внимательность.
  2. Отец: терпеливость, стрессоустойчивость, доброта, заботливость, авторитетность, аккуратность, энергичность, веселость.
  3. Работник: трудолюбие, внимательность, скрупулезность, пунктуальность, высокая работоспособность.
  4. Друг: верность, открытость, эмпатия, сострадание.

У мужчин
Мужчина должен быть добрым, верным и заботливым.

Формирование характера

Характер человека складывается в конкретный жизненный период под действием определённых факторов. Каких?

Временные рамки

Формирование характера — процесс, ограниченный по времени, захватывает детский и юношеский возраст — до 20–25 лет. Позже речь пойдёт уже о перевоспитании, которое даётся с огромным трудом. К 4–5 годам «скелет личности» уже готов — в общих чертах определилось поведение ребёнка по отношению к себе, к людям, к труду и окружающим предметам. Воспитатели могут видеть особенности проявления его психических качеств: умственных способностей, эмоционально-волевой сферы, нравственных установок.

Примеры характеров

Выделяют 5 разновидностей характеров:

  • социально направленный;
  • волевой;
  • интеллектуальный;
  • открытый эмоциональный;
  • мягкий сопереживающий.

Каждый из них имеет свои характерные черты.

Социально направленный

К такому типу можно отнести следующие качества личности:

  • стремление внести свой вклад в науку, искусство и т. п.;
  • желание помогать людям, делать их жизнь лучше и проще;
  • доброту;
  • отзывчивость;
  • щедрость;
  • ответственность;
  • трудолюбие;
  • самоотверженность.

Вклад в науку
Социально-направленный тип стремится сделать вклад в науку.

Волевой

В эту категорию входят такие индивидуальные особенности, как:

  • целеустремленность;
  • решительность;
  • настойчивость;
  • уверенность в себе;
  • смелость;
  • самостоятельность;
  • дисциплинированность.

Интеллектуал

Такой личности присущи черты:

  • гибкость;
  • активность;
  • решительность;
  • находчивость;
  • любознательность;
  • реактивность;
  • вдумчивость.

Интеллектуал
Интеллектуал отличается вдумчивостью и любознательностью.

Открытый эмоциональный

Эмоциональный тип обладает:

  • открытостью;
  • экспрессивностью;
  • настойчивостью;
  • коммуникабельностью;
  • состраданием;
  • внимательностью;
  • чуткостью;
  • эмпатией.

Мягкий сопереживающий

Личность наделена следующими качествами:

  • добротой;
  • отзывчивостью;
  • честностью;
  • открытостью;
  • дружелюбием;
  • щедростью;
  • сочувствием.

Сопереживающий
Мягкий сопереживающий тип наделен сочувствием и открытостью.

Характер — определение понятия

Над тайной характера задумывались ещё древние греки, они-то и дали определение этому понятию: «печать, чеканка» — то, что отличает одну личность от другой. Современные психологи выделяют основные признаки этого понятия:

Высокомерие в словах

Характерные черты личности проявляются в действиях и выражениях — привычных и закономерных для данного индивида. «Дурачина ты, простофиля» — обращалась Старуха из пушкинской сказки к мужу. И Старик покорно плёлся выполнять её волю. Неблагодарность и высокомерие одного персонажа, покорность и безволие другого — проявляются здесь в словах и поступках.

«Горбатого могила исправит»

Внутренний мир: мировоззрение, чувства — это ещё не черты характера. С течением жизни человек может не раз поменять свои убеждения и симпатии, но характер — качество постоянное. Поэтесса М. Цветаева выразила его словами: «…мы вероломны, то есть — сами себе верны».

Что принято называть сильным характером

Сильным считается характер, если в нем присутствуют устойчивые черты, развиваются и трансформируются с течением времени.

Он является волевым и предусматривает наличие таких качеств, как:

  • умение контролировать свои эмоции и чувства;
  • способность ставить цели и достигать их;
  • дисциплинированность и исполнение обещаний, данных себе и другим.

Сила характера еще зависит от врожденного темперамента: сангвиникам и холерикам легче развивать сильные качества, чем флегматикам и меланхоликам.

Это обусловлено типом нервной системы, который у первых 2 типов более устойчивый.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]