Что такое кризис в психологии и как определить его развитие?

Классификация

Разделить этапы становления личности можно по форме и источнику. Кризисы бывают:

  1. Невротические — сопутствуют возрастным изменениям. В некоторых случаях не связаны с реальными изменениями и формируются самим индивидом. Впервые человек переживает невротический кризис в раннем детстве, при первом осознанном контакте с другими детьми. Он чувствует дискомфорт от осознания, что он — не единственный ребенок в мире, ему придется научиться взаимодействовать.
  2. Возрастные — появляются в пограничной ситуации, когда зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. Освоив новые навыки, индивид переходит на новый этап становления личности, меняя свое отношение к себе и к миру. Благополучное проживание изменений помогает повысить уверенность в себе, поддерживать отношения и создавать новые. Но при затяжном кризисе он теряет навыки коммуникации, не воспринимает себя как полноценную личность.
  3. Травматические — возникают как ответ на трагическую ситуацию, негативное внешнее влияние со стороны взрослых или сверстников. Переживание катастрофы вводит в стагнацию. Он останавливается в развитии, теряет способность самостоятельно принимать решения и управлять своей жизнью.

В норме критические изменения происходят быстро, не мешая нормальному течению жизни.

Около 40% людей утверждают, что не переживали переломных моментов, но на самом деле им просто повезло не столкнуться с негативными проявлениями.

Как облегчить себе проживание кризиса

Справиться с кризисом личности можно несколькими способами. Главное – осознать наличие «болезни» и быть готовыми к решительным действиям.

Составьте план действий

Для этого понадобится чистый лист бумаги и ручка. Нужно написать все то, что вызывает неприятные эмоции и недовольство, а также обозначить ту сферу жизни, в которой появились проблемы. Это поможет увидеть причину развития кризиса. Зачастую она находится на поверхности.

После нужно написать, что делать дальше, как выбраться из кризиса. Последний шаг – воплощение плана в жизнь. Он будет эффективен только в тех случаях, когда в точности соответствует ряду требований:

Также важно хвалить себя даже за малейшие успехи. Если видеть только отрицательные моменты, можно утратить контроль над сложившейся ситуацией

Похвала же поможет сосредоточиться, стать увереннее в себе и идти дальше.

Найдите поддержку

Психология кризиса

В самом начале беседы нужно попросить человека не перебивать и не осуждать. Его цель – внимательно выслушать и по возможности поддержать.

Важно, чтобы разговор был максимально честным и доверительным

Найдите внутреннюю опору

Сделать это сложно. Особенно в том случае, когда мир вокруг перевернулся с ног на голову. Однако это один из самых действенных способов пережить кризис личности.

Итак, в качестве внутренней опоры выступает уверенность в справедливости, в доброжелательности или доброте людей. Человеку нужно понять, что он, как и все остальные, является частью этого мира и играет важную роль в его устройстве. Осознание собственной значимости помогает справиться с отчаянием и одиночеством, а также побороть тревогу и панику.

Переживайте все, что с вами происходит

Не стоит убегать от своих эмоций, даже если они не совсем приятные. Это наша жизнь и от нее никуда не деться. Поэтому нужно прочувствовать все сложившиеся ситуации, а после сделать из них выводы. Это поможет осознать ошибки и получить бесценный опыт.

Будьте готовы к неожиданным открытиям

Они не всегда будут радостными. Возможно, в период кризиса вскроются не очень приятные качества, например, лень или зависть. Или, может быть, человек поймет, что на самом деле он не такой уже и добрый, как хочет показаться людям. В любом случае нового себя придется принять.

Со временем появится осознание того, что окружающий мир не всегда яркий и красочный. Иногда он окрашен в серые тона. Это называется принимать вещи такими, какие они есть.

Психология кризиса

Поймайте ритм жизни

Он есть у каждого человека. Но в период кризиса немного сбивается. Вернуться к привычному образу жизни можно тремя способами:

Обратить внимание на природные ритмы. Это могут быть шум дождя, звук водопада и т.д. Присоединиться к механическим – тиканье часов, стук колес в поезде. Воспользоваться ритмами жизни других людей

Сюда относится пение, танцы, хороводы.

Каждый из перечисленных вариантов помогает найти свой собственный ритм и вернуть вкус к жизни.

Поговорите с людьми, уже пережившими личностный кризис

Зачем это делать? Есть две причины:

  1. Разговор помогает избавиться от чувства одиночества, преследующего каждого, кто столкнулся с кризисом личности.
  2. Чужой опыт дает возможность найти новые способы переживания собственного кризиса.

Все люди разные. То, что помогает одному, часто оказывается бесполезным для другого. Но почему бы не попробовать воспользоваться советами?

Пробуйте новое

Этот совет продолжает предыдущий. Не стоит сразу бросаться искать и реализовать новые идеи. Лучше дождаться времени, когда появится устойчивое желание действовать. Наглядный пример – прыжок с парашютом. Если совершить его в состоянии отчаяния и тупика, ситуация только ухудшится. Если же кризис остался позади, прыжок принесет море положительных эмоций и заряд бодрости.

Психологи рекомендуют прислушиваться к своему внутреннему «Я». Если появляются новые желания и потребности, их нужно как можно быстрее удовлетворить.

Психология кризиса

Помните о том, что кризис конечен

Человеку, столкнувшемуся с кризисом личности, кажется, что проблемам нет ни конца, ни края. Его захлестывает чувство безысходности и отчаяния. Помочь в этом случае может только осознание того, что рано или поздно в конце тоннеля покажется свет. Как быстро он появится, зависит исключительно от самого человека.

Теория стресса в психологии кризисных ситуаций

Одной из важнейших в психологии кризисных ситуаций является теория стресса, основатель которой — Г. Г. Селье определил стресс как «реакцию на требование, предъявляемое к организму». Современные исследователи понимают стресс как неспецифическую реакцию организма на действие экстремального фактора (стрессора), угрожающего нарушением гомеостаза, которая заключается в стереотипных изменениях функций нервной и гормональной систем.

Поскольку нервная и эндокринная системы являются основными регулирующими системами организма, во всем организме происходят и другие изменения. Деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и выделительной систем сильно активизируется, а деятельность пищеварительной и репродуктивной систем одновременно тормозится. В результате перераспределения энергии организм получает возможность продолжать функционировать в изменившихся условиях.Чтобы подчеркнуть защитную функцию стрессовых изменений, происходящих в организме, Г. Селье дал стрессу другое название — общий адаптационный синдром.Он также описал этапы процесса реакции организма на стрессор

1) фаза тревоги (6-48 часов), когда активизируются поверхностные резервы организма;

2) стадия сопротивления, адаптации или антишока, которая возможна благодаря активации глубинных ресурсов организма. Продолжительность стадии зависит от общей приспособляемости организма и часто может длиться годами. Однако если стрессор является хроническим или его интенсивность возрастает со временем, возникают условия для перехода к третьей стадии;

3) стадия истощения, проявляющаяся в появлении или обострении хронических заболеваний какой-либо системы или органа. (Следует отметить, что если на втором этапе стрессор устранен, то после этапа стабильности следует этап восстановления).

Любая кризисная ситуация в жизни человека является мощным стрессовым фактором. Как и любой стресс, кризисная ситуация затрагивает все структуры и влияет на все аспекты жизни. Традиционно в научной литературе выделяют следующие области воздействия стресса и соответствующую симптоматику. Можно выделить следующие аспекты воздействия стресса.

  1. на личность (появление тревоги, агрессии; депрессии, апатии; чувства вины, одиночества, стыда, растерянности; повышенной раздражительности, постоянного напряжения, низкой самооценки и т.д.)
  2. на поведение в целом (высокая травматичность, развитие аддиктивного поведения различного рода — наркомания, алкоголизм, азартные игры и т.д., эмоциональные срывы, нарушения питания, нарушения сна, нарушения речи, импульсивное поведение, внезапное появление дрожи всего тела и т.д.)
  3. здоровье (развитие разнообразных психосоматических заболеваний, которые, в зависимости от характера и тяжести кризисного состояния, могут принимать лавинообразное развитие: Бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертония, диабет и т.д.) Постоянные боли в спине и груди неизвестной этиологии, обмороки и головокружения, хроническая бессонница, мигреневые головные боли и т.д.
  4. когнитивные нарушения (неспособность принимать решения, неспособность сосредоточиться, выраженное ухудшение памяти, повышенная чувствительность к критике, умственная отсталость)
  5. физиологические эффекты (повышение артериального давления, повышение уровня сахара в крови, сухость во рту, повышенное потоотделение, жар и озноб, затрудненное дыхание, сухость во рту, повышенное потоотделение, жар и озноб, затрудненное дыхание, комок в горле и иголки в конечностях, частичное онемение конечностей и т.д.)

Структура и фазы

Изучая психологию личностей, Выготский выделил 3 фазы возрастных кризисов:

  1. Предкритическая фаза. Человека беспокоят сомнения, связанные с непризнанием изменения окружающих условий. Индивид представляет себе приятное возможное будущее, но не знает, как его добиться.
  2. Критический этап. Противоречие между реальностью и ее сознательным принятием достигает максимального пика. Человек старается приблизиться к увиденным идеалам, но чаще его внутренних ресурсов не хватает чтобы достичь необходимой цели.
  3. Посткритическая фаза. Противоречия ослабляются, субъект начинает строить гармоничные отношения с окружающим миром.

Фазы развиваются последовательно. На их протекание воздействуют окружающие факторы, обучение, воспитание.

Кризис в отношениях на расстоянии

Любовь на расстоянии – довольно сложная тема. Кто-то считает ее невозможной, другой приводит в пример собственный успешный опыт. Одно можно сказать наверняка: она не может длиться вечно. Любящие люди нуждаются друг в друге в том числе на физическом уровне, им необходим регулярный тактильный контакт. Когда эти потребности не удовлетворены, наступает кризисная ситуация. Выхода здесь всего два: либо люди съезжаются и образуют гармоничный союз, либо расстаются и находят партнера рядом.

Получи бесплатную мини-книгу “6 паттернов поведения, которые не дают ничего изменить”. Нажми на кнопку мессенджера!

Психология отношений достаточно интересна и многогранна. Каждый из нас – уникальная личность с собственными взглядами, ценностями и набором характеристик

Чтобы создать крепкую семью, важно понимать себя и партнера, научиться находить компромиссы. Сделать это вы можете на наших тренингах и консультациях

Записывайтесь к нам в студию, мы поможем разобраться в себе и построить здоровый союз.

Как бороться с житейскими кризисами

Чтобы побороть в себе всепоглощающее ощущение ведомости на поводу у кризисного влияния, необходимо уметь мыслить конструктивно и незамедлительно действовать. Если сидеть, сложа руки, добиться чего-либо сложно.

Во-первых, необходимо найти причину проблемы. Поиск и нахождение источника всех бед поможет быстрее с ними справиться.

Во-вторых, нужно проанализировать ситуацию объективно, попытаться взглянуть на нее со стороны. Возможно, увидев положение вещей в другом свете, удастся разглядеть и свои оплошности, спровоцировавшие семейный кризис, или увидеть разрешение ситуации в предопределении какого-то конкретного выхода из нее.

В-третьих, нужно быть лояльным к себе. Придирки к своей внешности, к своим возрастным изменениям должны восприниматься людьми проще. Старение – это естественный процесс. Нужно ознаменовывать его не переживаниями, а попытками прожить каждый момент жизни достойно и счастливо. Тогда не будет необходимости искать пути преодоления кризиса.

Групповое воздействие

На процесс становления кризисной психологии оказали влияние многие специалисты-практики. Их опыт позволил отобрать действующие методики, помогающие справляться со стрессом и его последствиями. Автор нескольких работ по кризисной психологии, Л. Пергаменщик, предлагает метод под названием психологический дебрифинг.

Принцип дебрифинга — объединить в терапевтическую группу жертв, переживших похожий травматический опыт. Нахождение в компании людей, вынужденных справляться с похожими ситуациями, помогает человек чувствовать себя свободнее. Он может:

  • делиться переживаниями, не боясь осуждения;
  • рассчитывать на понимание;
  • быть предельно откровенным.

Поддержка других участников группы — мощный стимул, дающий силы для преодоления травмы, построения планов на будущее

Что такое кризис?

Кризисная психология изучает личные и социальные кризисы, возникающие из-за внешних или внутренних потрясений.

Кризис – это нарушение стабильного психического равновесия, он наступает тогда, когда обычные выходы из этого состояния не помогают, и человек вынужден искать новый способ справиться с ситуацией или адаптироваться к ней. Кризис – это следствие сильного эмоционального потрясения, он меняет мысли и поведение, что может или ухудшить психологические показатели человека, или, напротив, позволить ему выйти на более высокий уровень развития.

Если говорить простыми словами, то кризисное состояние – это такой период, при котором разрушены старые жизненные основы, а новые еще не найдены. Именно поэтому очень важно оказать человеку, переживающему кризис, квалифицированную помощь.

Как спасти отношения: 3 мощные техники

Проговаривайте все конфликты. Если вас что-то не устраивает или беспокоит, обязательно поделитесь переживаниями с партнером. Не стоит копить все в себе и додумывать несуществующие факты. Влюбляйтесь в человека заново после каждого цикличного кризиса, выносите уроки после ситуационного

Это неотъемлемая часть нашей жизни, и важно научиться превращать такие события в союзников и помощников. Не стесняйтесь обращаться к психологу. Участие профессионала не повредит семье, но поможет вам выстроить правильную модель поведения и понять партнера.

Выводы

Психологические кризисы — не просто необходимость, а важнейшее, ничем не заменимое условие для нормального продолжения дальнейшей жизни человека и его развития. Главное в любом кризисе — его итоги. За отрицательными чертами поведения в кризисные периоды жизни скрыта положительная сущность кризисов, заключающаяся в переходе к новой, качественно более высокой модели поведения. Кризис — одновременно и движущая сила развития и резкий скачок в развитии человека. Без изменения своего поведения человек просто не сможет продолжать дальнейшую нормальную жизнь и развитие. Люди растут и развиваются только через кризисы.

Возрастные изменения

Среди всех видов кризисов в психологии обязательными для каждого являются возрастные. Выделяют 9 основных этапов развития личности:

  1. Рождение — резкий переход новорожденного из утробы матери в новый незнакомый мир вызывает сильный стресс. Психика грудничка начинает формироваться, реагировать на внешние факторы.
  2. 1 год — ребенок учится ходить, его зона комфорта значительно расширяется, вместе с ней возрастает психоэмоциональная нагрузка.
  3. 3 года — становление первичной самостоятельности. Один из самых сложных этапов, проявляющийся капризами, отказом от подчинения взрослым.
  4. Дошкольный период — подготовка к переходу в новый социальный статус. Завершение раннего детства, стремление занять свое место в коллективе сверстников.
  5. Подростковый — переход из детского периода во взрослый, формирование собственной личности.
  6. Юношеский — завершающий этап формирования взрослой личности, определение своего жизненного пути.
  7. 30 лет — период зрелости, подведения первых жизненных итогов.
  8. 40 лет — осознание первых признаков старения, сожаление об упущенных возможностях.
  9. 50 лет — принятие приближающейся старости, подготовка к новому социальному статусу пенсионера.

На каждом этапе личности приходится смиряться с тем, что он уже не может жить как раньше. При положительном исходе он учится применять новые навыки. При отрицательном — останавливается, может вернуться на предыдущий этап.

Кризис в отношениях: что делать

Сначала стоит определить, какой смысл вложен в понятие

Многие люди ошибочно считают кризисом мелкие ссоры на бытовой почве или крупные разногласия, когда они не могут достичь компромисса по поводу важного решения. Кризисы отношений до брака или после него – это своеобразные переломные моменты, когда люди переосмысливают свою роль в союзе, смотрят на партнера другими глазами, делают определенные выводы и выходят на новый уровень межличностного общения

Иначе кризис можно назвать испытанием на прочность, проверкой, по пути ли вам с конкретным человеком в дальнейшем, ступенями к следующему этапу отношений. Если воспринимать его как неизбежное, но положительное событие, вы оба на подсознательном уровне будете стремиться пережить кризис, вынести урок и двигаться дальше, учитывая имеющийся опыт. Для пар, не готовых шагать по жизни вместе, он становится так называемой точкой отсчета, моментом невозврата. Не пережив его, люди выходят на «финишную прямую», и союз распадается.

Психология кризиса

Что делать, если настал кризис в отношениях? В психологии это понятие уже давно и подробно изучено. Первый совет – осознать и принять, что такие ситуации вполне нормальны. Их переживают все пары в большей или меньшей степени. От чего зависит успешность преодоления переломных моментов:

  • понимания человеком их природы;
  • собственной психологической зрелости;
  • готовности выслушать и принять точку зрения, потребности и желания партнера, даже если они идут вразрез с личными;
  • глубины чувств людей;
  • искреннего желания достичь гармонии.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Разные определения Кризиса

Как различные специалисты характеризуют кризис? Существует несколько разных подходов и определений. Многие в большей степени сосредотачиваются на том, как человек реагирует на событие, чем на самом событии.

«Люди оказываются в состоянии кризиса, когда они сталкиваются с препятствием на пути к их важной жизненной цели, – и это препятствие в течение некоторого времени не преодолевается при помощи обычных способов решения проблем» (Каплан, 1961).

«…расстройство душевного равновесия из-за неудачи привычного подхода к решению проблем, что приводит к дезорганизации, безысходности, грусти, смятению и панике» (Лиллибридж и Клаккен, 1978).

«… кризис – это восприятие или переживание события или ситуации как непреодолимой трудности, на данный момент превосходящей силы человека и методы преодоления» (Джеймс и Гиллиланд, 2001).

Понятие и суть

Возрастной кризис — особый этап развития личности, который при неблагоприятном развитии может стать негативным переломом в жизни. Впервые этот термин ввел Выготский

Для каждого возраста в психологии есть ряд норм, на которые обращают внимание специалисты при обследовании отдельных людей. При наличии отклонений от норм разрабатывается методика их исправления

Считается, что возрастные кризисы необходимы для изменения психики человека, но многие психологи с этим не согласны. Мнение ученых по этому поводу разделилось на 2 типа:

  1. Эриксон, Выготский, Фрейд считали, что возрастные кризисы — неотъемлемый этап развития человека.
  2. Запорожец, Рубинштейн предполагали, что возрастные кризисы возникают индивидуально у каждого человека.

Большинство кризисных ситуаций случается не только на фоне взросления, но и под действием окружающих факторов.

Психология финансового кризиса и ее влияние на человека

Еще одним видом является момент финансовой несостоятельности. Наверное, каждый представитель современного общества хоть раз бывал в ситуации, когда он попадал под сокращение или сам увольнялся с работы, когда он попадал в финансовую зависимость от родителей или супруга. Моменты безденежья часто становятся причиной развития кризисного состояния у любого представителя социума на ранних или поздних этапах его жизни. С ними так же сложно бороться, как и с возрастными или семейными кризисами. Но стоит обратить внимание на то, что все это поправимо, что любую негативную ситуацию можно преодолеть, чтобы не допустить пагубных последствий от воздействия кризисного угнетения.

Понятие возрастного кризиса

Как раскрывается понятие кризиса, какова его симптоматика, временные рамки? Как отличить кризис от других психологических проблем, обычной усталости? Слово кризис от своего древнегреческого корня означает решение, поворотный пункт, исход. Действительно, кризис всегда связан с принятием какого-то решения, необходимости изменений. Человек осознает наступление кризисного периода, когда подытоживает достижение целей, поставленных ранее в жизни, и неудовлетворен результатом – смотрит в прошлое и анализирует, что он не получил.

За всю жизнь мы проходим несколько кризисных периодов, и каждый из них приходит не внезапно, а через накопление неудовлетворенности вследствие расхождений ожидаемого и реально наступившего. Потому кризис среднего возраста и известен больше других, ведь человек прожил большую часть жизни и начал задумываться о прошедшем и достижениях, а часто и сравнивать себя с другими.

Бывает, словом кризис человек прикрывает свои другие душевные недомогания, не имеющие отношения к прохождению возрастных этапов. Если возрастные кризисы у детей легко наблюдаются, то у взрослого человека временные рамки могут сдвигаться, обычно каждому этапу отводится лет 7-10, притом один может проходить практически бесследно, другой же будет очевиден даже окружающим. Однако содержание кризиса в каждом возрасте универсально, с учетом временных сдвигов в одном кризисе могут находиться, например, люди 30 и 35 лет, решая приблизительно одинаковые проблемы.

Кризисы возрастного развития стоит отличать от личностных биографических кризисов, связанных с такими объективными условиями как, например, окончание школы, потеря родных или имущества. Кризисы возрастного развития характерны тем, что внешне у человека все нормально, плохо, однако внутри. Человек начинает провоцировать перемены, иногда разрушительные, чтобы изменить жизнь и внутреннюю ситуацию, окружающие же могут не понимать его, считать проблемы человека надуманными.

Психология кризиса

Библиотека » Психология успеха » Кризис в психологии
© А. Осипова

Мир всегда одинаков, воспринимаем мы его по-разному. Михаил Пришвин

Жизненный путь человека часто сравнивают с движением реки: то она спокойна и нетороплива, то вдруг бурные повороты, узкие излучины, а кое-где глубокие омуты и ямы. Как жить, с кем жить, с каким качеством жить — вопросы, с которыми сталкивается в своей жизни каждый человек. В окружающей реальности встречаются обстоятельства, которые выглядят резко отличающимися от других, особые, выходящие за рамки. Эти состояния насыщены разнообразными эмоциями и переживаниями: страх, чувство обиды, вина, злоба, беспомощность, отчаяние, одиночество, безнадежность. Человек стоит как бы на краю жизни. Этот край называется кризисом.

Находясь в кризисе, человек иногда испытывает желание уйти из жизни. Однако это желание сосуществует с не менее сильным желанием жить, выжить. Многие чувства, которые в этот момент испытывает человек, необычны для него и в обществе считаются неприемлемыми. В результате человек чувствует себя изолированным от общества, изгоем.

Китайская пиктограмма слова кризис отражает идею кризиса. Она состоит из двух основных радикалов: один изображает возможность, другой опасность. Это своего рода коридор, выход из которого трудный и пугающий. Но состояние напряжения толкает человека к выходу и к дальнейшему развитию. В современной психологии накоплен колоссальный опыт изучения поведения людей в кризисных ситуациях. Необходимо отметить, что с кризисом сталкивается не только сам человек, находящийся в этом состоянии, но и очевидцы, участники спасательных операций, и даже просто телезрители, наблюдающие за происходящим в прямом эфире во время террористических актов или катастроф. И все эти люди сталкиваются с серьезными психологическими проблемами. Еще не все пожары в мире потушены, и во всем мире медики говорят о необходимости психологической реабилитации, о создании специальных программ поддержки людей, пострадавших от кризисных явлений.

Психологи пытаются найти ответ на вопрос, что же такое кризис в жизни человека, каковы его причины, каковы последствия, как избежать разрушающих последствий кризиса, как помочь человеку выйти на новый уровень развития, какие факторы, какие психологические особенности защитят человека от негативных воздействий кризиса.

Кризис (от греческого kreses — решение, поворотный пункт, исход) в психологии определяется как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни.

Кризисы различаются по длительности и интенсивности этого состояния. Психологи выделяют три типа кризиса, которые имеют разные причины: это кризисы развития, травматические кризисы и кризисы утраты.

Отечественный психолог, известный своими работами по психологии переживания, Ф.Е. Василюк, описывая критическую ситуацию, выделяет четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации: это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Несмотря на большое количество литературы по проблемам стресса и кризиса многие авторы вкладывают различное содержание в эти понятия.

Под стрессом (от английского stress — напряжение) автор этого термина, Ганс Селье, понимал неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей перестройки организма, для того чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Эти условия могут быть внутренними — болезнь, усталость, или внешними — резкое изменение происходящего вокруг человека. Любая жизненная ситуация, по Селье, вызывает стресс, но не каждая бывает критической. Критическое состояние вызывает дистресс, который переживается как горе, истощение, сопровождается нарушением адаптации и контроля личности.

По образному замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати». Стресс, по Г. Селье, это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. В то же время выделяют представление о психологическом стрессе, который является реакцией, включающей оценку угрозы для человека и защитные процессы организма.

Под фрустрацией (от латинского frustracio — обман, тщетные ожидания, расстройства) понимают такое состояние, при котором характерны две вещи: наличие сильной мотивированности достичь цель и преграды, препятствующие достижению этой цели. Такими преградами, барьерами, которые останавливают человека на пути к цели, могут быть физические барьеры (например стена тюрьмы), биологические — старость, болезнь, психологические — страх интеллектуальной недостаточности, или культуральные — запреты, правила, нормы, принятые в том или ином обществе.

Барьеры также могут быть внешние и внутренние. Внешние — это те, которые не дают человеку выйти из ситуации, внутренними барьерами могут являться страх, отсутствие жизненного опыта, незнание способов выхода из той или иной ситуации. Столкнувшись с преградой на пути к сильно желаемой цели, человек испытывает беспокойство, напряжение, ярость, враждебность, зависть, ревность, и если это состояние длится долго, то появляется чувство безразличия, апатия, утрата интереса, вина и тревога. Когда человек сталкивается с фрустрирующей ситуацией, он может вести себя по-разному. Выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

  • двигательное возбуждение — человек много, беспорядочно движется, кидается из стороны в сторону, не может выбрать одну линию поведения;
  • апатия, например, один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок, не принимая никаких действий;
  • агрессивное поведение;
  • стереотипное поведение — человек начинает повторять какие-то движения, действия, которые когда то в похожей ситуации ему помогали, но неизвестно, помогут ли они в данной ситуации;
  • регрессивное поведение, которое понимается как поведение, характерное для человека в более ранние периоды жизни. Например, дети, уже находясь в более старшем возрасте, начинают сосать палец, у них возвращается сюсюкающая речь и так далее.

Задача определения психологического понятия конфликта довольно сложна, конфликт это всегда столкновение чего-то с чем-то. Конфликты могут быть внутри человека, например, между желанием иметь какую-то вещь и страхом (желанием купить автомобиль и страхом попасть в аварию). Конфликты могут быть между людьми, межличностные, между государствами и так далее. Конфликт всегда предполагает столкновение интересов и высокую значимость этих интересов. Внутренние конфликты возможны у человека только при наличии сложного внутреннего мира и осознании человеком этой сложности. У людей примитивных внутриличностных конфликтов практически не встречается, для них в жизни все просто.

И, наконец, четвертое достояние — состояние кризиса. Это состояние, которое порождается вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в быстрое время и привычным способом. Различают два типа кризисных ситуаций, в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека в последующей жизни.

Кризис первого типа — это серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни.

Ситуация второго типа перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения изменение самой личности и смысла ее жизни.

Столкновение человека с непреодолимой преградой — утрата близкого человека, потеря работы, потеря здоровья, порождает кризис. Процесс преодоления этого кризиса отечественный психолог Ф.Е. Василюк назвал переживаниями, наполнив этот термин новым смыслом. До сих пор переживание связывалось с эмоцией, отражающей отношение человека к вызвавшему ее фактору.

Василюк рассматривает переживание как внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, наполнение новым смыслом человеческой деятельности после преодоления критической ситуации. Он выделяет следующие четыре типа переживаний.

Гедонистическое переживание игнорирует свершившийся факт и отрицает его — «ничего страшного не случилось», «ну уволили и уволили, найду новую работу», формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания жизни. Если можно так выразиться, это нарушенная защитная реакция инфантильного сознания.

Реалистическое переживание подчиняется принципу реальности. Человек трезво относится к тому, что происходит, принимает случившееся, приспосабливая свои интересы к новому образу и смыслу жизни. При этом ранее содержавшееся в его жизни отношение к вещам уже невозможно, человек бесповоротно отбрасывает прошлое и полностью находится в настоящем и будущем.

Ценностное переживание полностью признает наличие критической ситуации, но отвергает пассивное принятие ударов судьбы. Ставшее невозможным жизненное отношение не сохраняется и не изгоняется. Ценностное переживание строит новое содержание жизни с учетом понесенной утраты. Например, человек, потерявший близких, строит свою жизнь так, чтобы заменить оставшимся близким того, кого он потерял, сохранить, например, семейное дело или продолжить традиции.

Творческое переживание — этот тип характерен для сложившихся волевых личностей. Поскольку такой человек имеет опыт волевого поведения, то в критических ситуациях он сохраняет способность сознательно искать выход из сложившегося критического положения.

Любой кризис предполагает два выхода: либо человек может восстановить прерванную кризисом жизнь, возродить ее, либо жизнь перерождается и человек перерождается, становится совершенно иным, и в этой иной жизни он ставит перед собой иные цели и ищет новые способы их достижения. В данном случае кризис выводит человека на новый уровень личностного развития.

Каждый кризис имеет свое течение, начало и основные фазы. Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса.

1-я стадия. Первичный рост напряжения, при котором стимулируются обычные, привычные способы решения проблемы.

2-я стадия. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.

3-я стадия. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников сил.

4-я стадия. Если все оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувством беспомощности, безнадежности и в конечном случае дезорганизации личности.

Кризис может оборваться на любой стадии, если исчезает опасность или обнаруживается решение.

Ф.Е. Василюк под кризисом понимает критический момент и поворотный пункт на жизненном пути. Несмотря на то что человеческий мир весьма многообразен и существует множество самых различных кризисов — кризис развития, личностный кризис, кризис утраты, травматический кризис, посттравматическое военное расстройство и так далее, — можно любой кризис описать по следующей схеме:

  • источники кризиса: противоречия, проблемы, возникшие у человека;
  • симптомы, т. е. особенности отражения переживаний, которые проявляются в поведении человека;
  • возможные обстоятельства, углубляющие протекание кризиса;
  • обстоятельства, облегчающие выход из кризиса;
  • пути выхода из кризиса;
  • влияние кризиса на успешность деятельности человека;
  • формы «расплаты» за невыход из кризиса;
  • особенности психологической помощи, в которой нуждается человек, оказавшийся в кризисной ситуации.

Каждая конкретная критическая ситуация не является каким-то застывшим образованием, она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций влияют друг на друга через внутреннее состояние, внешнее поведение человека и его последствия.

В состоянии кризиса меняется эмоциональная сфера человека. Человек может испытывать одно из трех доминирующих чувств: депрессию, деструктивное чувство или одиночество.

Депрессивная реакция проявляется в таких чувствах, как апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность, безразличие.

К деструктивным чувствам относится раздражительность, злость, обида, агрессия, ненависть, досада, упрямство, придирчивость, мнительность, зависть.

Одиночество выражается в таких переживаниях, как чувство ненужности, непонимания, тупика, безнадежности, пустоты рядом.

У человека, находящегося в кризисе, изменяется объем общения: он либо резко ограничивается (уход в себя), либо резко возрастает (одиночество в толпе). Человек как бы ищет забвения в частоте поверхностных контактов с другими людьми.

В ряде исследований было показано, что есть схемы переживания кризиса, более характерные для женщин и более характерные для мужчин. Схемы, характерные для женщин, связаны с общением. Стереотипы фемининности, существующие в общественном сознании, разрешают женщине показать себя слабой, делиться своими проблемами, просить помощи в их решении. Подобное же поведение у мужчины не одобряется, даже осуждается обществом. Поэтому схемы, характерные для мужчин, более связаны с внутренними переживаниями. Стереотип маскулинности предполагает способность самостоятельно справляться с ситуацией, независимость в принятии решений. Следовательно, мужчина вынужден совершать внутреннюю невидимую работу над кризисной ситуацией. Поэтому у мужчин внешнее отсутствие признаков кризиса не означает его действительного отсутствия. В это же время напряжение внутри человека склонно накапливаться и может проявиться в том числе аутоагрессивно, суицидально.

Исследования показали, что во время кризиса женщина более склонна к проявлению агрессивных эмоций и агрессивного поведения, чем мужчина. Традиционно считается, что мужчина более агрессивен, чем женщина, но в рамках кризиса ситуация кардинально меняется.

По каким признакам мы можем определить начало приближающегося кризиса?

Первое — наличие проблемы, которая создает дискомфорт, распространяющийся на многие сферы жизни. Например, напряженные отношения на работе продолжают крутиться в голове и дома, на отдыхе, при встрече с друзьями. Психическое состояние начинает влиять на физиологию, теряется аппетит, сон, то, что раньше доставляло радость, совершенно перестает приносить удовольствие. Далее, изменяются в худшую сторону отношения с окружающими и близкими людьми. Начинает раздражать то, на что раньше совершенно не обращали внимание. Возникает ощущение, что нас не понимают и назло нам что-то делают. Возникает стойкое ощущение, что какая-то наша особенность, стиль общения, реакция на замечания, восприятие критики мешает продвижению вперед в самом общем смысле, мешает как карьерному росту, так и личностному совершенствованию.

Психологами, исследующими психологический кризис, было показано, что большинство психологических кризисов такого типа наблюдается у практически здоровых психически и физически людей. Однако существуют различные личностные реакции на кризисное состояние. Известный отечественный исследователь состояния психологического кризиса А. Г. Абрумова выделяет шесть типов ситуационных реакций на стресс.

1. Реакция эмоционального дисбаланса, для которой характерно доминирование отрицательных эмоций. У человека снижается общий фон настроения, присутствует чувство дискомфорта в той или иной степени, повышается тревожность, сокращается круг общения, общение становится более поверхностным и формальным. Длительность такого рода реакций — до двух месяцев. У человека резко повышается уровень утомляемости. Но именно в этот момент человек наиболее открыт для психологического воздействия и психологическая помощь при такой реакции наиболее эффективна.

2. Пессимистическая ситуационная реакция. Выражается изменением мироощущения, установлением мрачной окраски мировоззрений, суждений, оценок, изменением и переструктурированием системы ценностей. Стойко снижается уровень оптимизма, соответственно снижается продуктивность планирования деятельности в будущем.

На первое место выходят мрачные прогнозы, события и их динамика окрашены в черные тона. Эмоциональные нагрузки воспринимаются как удары судьбы, которые можно только принимать, но им нельзя противодействовать. События представляются неконтролируемыми, а собственная воля — ничтожной. Активность человека при таком типе реакции падает до нуля, человек даже не пытается что-то изменить в своей жизни. При этом оценка своих возможностей может быть завышена. Создается как бы ситуация искусственно преувеличенного стресса. Этот тип реакции имеет самую большую длительность — в среднем три месяца. Психологическая помощь при такой форме реакции крайне затруднена и сложна.

3. Реакция отрицательного баланса. Это реакция, для которой характерным является рациональное подведение жизненных итогов, оценка пройденного пути, определение реальных перспектив существования, сравнение положительных и отрицательных моментов продолжения жизни. При наличии преимущественно внутренних конфликтов в личности выводится отрицательный жизненный баланс. Подобные механизмы наблюдаются у лиц с тяжелыми заболеваниями (рак, лейкоз), знающих о неизбежности углубления страданий и печального исхода, у одиноких лиц старшего возраста, критически оценивающих свое прогрессирующее физическое одряхление. Подведение баланса предполагает высокий уровень критичности, четкость и реалистичность суждений. Реакция отрицательного баланса длится в среднем до месяца.

4. Ситуационная реакция демобилизаций отличается наиболее резкими изменениями в сфере контактов (отказ от привычных контактов или их значительное ограничение), что вызывает устойчивое переживание одиночества, беспомощности, безнадежности. Также наблюдается частичный отказ от деятельности. Практически человек избегает какой-либо деятельности, кроме самых необходимых, жизненно важных сфер деятельности. Продолжительность этого типа реакции в среднем составляет один месяц. Если человеку созданы условия для отдыха, он освобождается от тяжелых забот и ответственности — то эта ситуация разрешается.

5. Ситуационная реакция оппозиции. Для нее характерна внешнеобвинительная позиция, человек становится агрессивным, резко отрицательно оценивает окружающих, их деятельность. Эта реакция обычно постепенно угасает сама по себе. Но в случае глубокой и высокой интенсивности требует принятия защитных мер, иначе резко нарушается адаптация человека.

6. Реакция дезорганизации. Здесь наблюдаются наиболее выраженные изменения на уровне организма — гипертонические и сосудисто-вегетативные кризы, нарушения сна. Продолжительность этого типа реакции обычно не превышает в среднем двух недель. Эта реакция не несет защитной функции, тогда как предыдущие типы в известном смысле могут быть признаны реакциями психологической защиты, поскольку они как бы экономят психическую энергию, тем или иным способом ограничивая реально практическую деятельность человека без. нарушения системы адаптации.

На формирование определенных ситуационных реакций оказывают влияние следующие факторы:

  • активность или пассивность человека, в зависимости от этого реакция будет более длительной или менее длительной, активный энергичный человек включает всю систему защиты, в результате чего срабатывает адаптация и интенсивные отрицательные эмоции быстро изживаются.
  • степень интеллектуального контроля, а также коммуникативные навыки конкретной личности.

Почему же возникают критические ситуации? Причины их возникновения разнообразны.

С одной стороны, на них оказывают влияние социальные и ситуационные факторы, с другой стороны — индивидуальные и биологические особенности самого человека.

Предрасположенность к кризисным состояниям особенно велика у детей, подростков и лиц старшего возраста. К группе риска по развитию кризисных состояний также относятся люди с физическим истощением, имеющие психотравму, пережавшие тяжелую потерю.

Большое значение для возникновения кризисных ситуаций имеют характер и интенсивность стрессовой ситуации. Стрессовые факторы могут быть острыми, внезапно возникающим, опасными для жизни: природные и техногенные катастрофы, войны, аварии, или хроническими, постоянными, растянутыми во времени: социально-экономические трудности, конфликтные ситуации в семье или на работе.

Стрессы подразделяются на единичные, множественные и периодические. Кроме того, каждому человеку присущи специфические стрессогенные ситуации: поступление в высшее учебное заведение, служба в армии, вступление в брак, выход на пенсию, резкое изменение служебного положения и так далее.

Кризис в жизни — это всегда неприятно. Жизненные кризисы подобны матрешке: некоторые люди их изживают, а другие накапливают их один за одним. Кризис — это не тупик, а некоторые противоречия, через которые проходит человек на пути своего взросления. Выход из кризиса иногда сравнивают с решением сложного математического уравнения, запись которого занимает целую страницу и которое надо упростить. В результате правильных действий мы получаем простое равенство, неправильные действия приводят к усложнению и запутыванию исходного материала. Вход в кризис — это начало математического уравнения. Главное — правильно сократить компоненты, найти правильный обмен. Сокращая лишнее, мы оставляем сущность. Как только все получается, мы можем сказать, что вышли из кризиса.

Все простое — гениально, а примитивное — вульгарно. Человек, переживший кризис, всегда становится сильнее, потому что у него появляется опыт, которого до кризиса не было. Как говорят в народе, «за одного битого двух небитых дают». Зная собственную природу, адекватно оценивая себя, нужно выбирать необходимые средства для достижения поставленных целей. Изменение внешнего мира дается нам сложнее. Мы можем изменять себя, хотя для некоторых людей это сложнее, чем изменять внешние обстоятельства.

Р.А. Ахмеров (1994 г.) ввел в психологию такое понятие, как биографические кризисы личности. Под биографическим кризисом он понимает такую особенность внутреннего мира человека, которая проявляется в различных формах переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути. В своем исследовании он обнаружил, что источником возникновения подобного кризиса является неоптимальная жизненная программа, которая проявляется в таких явлениях, как излишняя категоричность в оценке вероятности событий, отсутствие конфликтности, т. е. игнорирование межсобытийных связей. Риск кризиса тем выше, чем меньше человек рационален и стратегичен, чем больше он уверен в вероятности высокозначимых событий. Ахмеров показал, что при биографических кризисах снижается оценка человеком продуктивности своей жизни, существенно усиливается переживание своей исчерпанности, опустошенности, бесперспективности, снижается переживание своей реализованности. Как правило, такие кризисы сопровождаются ухудшением здоровья, занижается ожидаемая продолжительность жизни. Оказалось, что женщины в целом более продуктивно оценивают своей жизненный путь, чем мужчины, и менее категоричны в оценке жизненных событий. Источником биографического кризиса является неоптимальная жизненная программа личности, автором которой личность сама и является.

Р.А. Ахмеров выделяет три типа биографических кризисов: кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности.

Кризис нереализованности возникает, когда по тем или иным причинам человек слабо представляет связи событий своей жизни. Возникают переживания, что «вот, моя жизненная программа не выполнена», «жизнь не удалась», «не повезло». Человек не видит или недооценивает свои достижения или успехи, в своем прошлом не видит достаточно существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и предстоящего. Одной из причин такого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека забросило, с которой он считается, но в которой его прежний опыт не является ценностью.

Кризис опустошенности возникает в ситуациях, когда в субъективной картине жизненного пути слабо представлены связи, ведущие от прошлого в настоящее и будущее. Несмотря на то что человек осознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он уже «прочитанная книга», что у него нет сил и нет заметных привлекательных целей в будущем, а тогда зачем жить? Одной из причин такого состояния может служить некоторая усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, штурма высоты в жизни и профессии. В этом случае оправданы передышка, отдых от утомившего образа жизни и бурной деятельности. Другой вариант наблюдается при резкой смене социальной или жизненной ситуации, когда у человека возникает ощущение неопределенности, непредсказуемости будущего, когда «не знаешь, за что ухватиться».

Кризис бесперспективности возникает в ситуациях, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего, оно может быть вполне определенным — гарантированная скука, безнадежный застой, отсутствие перспектив профессионального роста, — а в переживаниях, обозначаемых словами типа «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самореализации в новых возможных ролях. Реальным показателем наличия такого кризиса является то, что затянувшееся переживание закономерно вызывает отклонения в телесном здоровье.

Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. — Р. н/Д , 2006.

См. также:

Семейный кризис Кризис середины жизни

Основные возрастные кризисы в таблице

В таблице даются краткие советы для близких и самого человека, кто переживает кризисный этап.

Основные возрастные кризисы в жизни

КризисПризнаки периодаЧто делать
1 годаУвеличение возможностей ребенка и появление с каждым днем большого количества новых потребностей. Родители замечают, что ребенок делает все больше действий сам, проявляет импульсивные реакции (плачет, кричит, топает ногами, дерется, кусается). Это является реакцией на непонимание его желаний со стороны взрослых.Родителям нужно дать ребенку реализовать самостоятельность.
3 летРебенок проявляет негативные реакции, становится упрямым, строптивым, стремится к властности, проявляет протест, изменчивость поведения.Не нужно корректировать поведение. Необходимо для ребенка создать условия, где бы он проявил свою самостоятельность, организовать его деятельность.
7 летДети в этом возрасте уже не выглядят непосредственными, больше кривляются, манерничают, поведение искусственно натянуто, замкнуты, неуправляемы.Родителям нужно пересмотреть запреты, может лучше дать ему в чем-то свободу, проявить свою самостоятельность. Отношение к детям должно быть как взрослому, его мнение и суждения также нужно учитывать. Общаться с детьми нужно на положительной ноте, меньше заставлять делать что-то из-под палки.
Предподростковый (11 лет)Дети чувствуют себя неполноценными, малознающими, что взаимосвязано с успеваемостью в школе.Родители должны поддерживать ребенка психологически, помочь ему с определением вида деятельности, что в дальнейшем станет основой его будущего. Нужно помнить, что ребенок –отдельная личность, соответственно, к нему относиться уважительно.
ПубертатныйВсе чаще возникают конфликтные ситуации со взрослыми, стрессы, поэтому родители могут потерять авторитет. Чрезмерная взрослость, имеют свои ценности.Родителям необходимо создать в доме доверительную атмосферу, узнавать его потребности, интересы, желания, поддерживать начинания.
18 летВ этом возрасте человек уходит в себя, избегает отношения с другими, социально замыкается, поэтому чувствует себя одиноким.Заняться чем-то новым, увлекательным, близким нужно поддерживать и меньше контролировать, помочь сделать правильный выбор профессии.
30 летПроисходит оценка прошлого, трезво смотрит в будущее. Хочет покоя и стабильности.Заняться физическими нагрузками, самообразованием и самоорганизацией, нужно возобновить хобби или найти новое, реализовать то, что было задумано ранее, уделить время семьи.
40-45 летЧеловек имеет чувство самоуважения, критически переосмысливает собственные цели, избавляется от иллюзии и некоторых нереализованных мечтаний, которые были в молодости, поэтому тяжело это переживает.Отправиться с семьей в путешествие или просто сменить обстановку, заняться спортом для поддержки тела в тонусе, постараться избавиться от вредных привычек, научиться ценить свою семью, переоценить ценности, уметь радоваться жизни, не стоит отделять себя от семьи.
ПредпенсионныйОсобенности – упадок сил, пассивность, склонность к воспоминаниям, умиротворение, имеют мудрость. Статус социальной роли уменьшается, прежний жизненный ритм останавливается, поэтому часто возникает ухудшение здоровья (физиологического и психологического).Заняться общественной или любимой деятельностью, которая приносит радость, осознать, что этот период неизбежен, можно делиться опытом с бывшими коллегами, осуществить давнюю (возможно, экстремальную) мечту, с детьми должно быть доброжелательное отношение.

Кризис возраста – это этап взросления, который можно пережить самостоятельно. Близкие могут поддержать, оказать помощь, чтобы данный момент в жизни человека прошел менее болезненно, легко и без последствий

Важно следить за поведением близкого человека, интересоваться его чувствами и переживаниями. Любые изменения в поведении и смена интересов могут свидетельствовать о том, что наступил возрастной кризис

Можно обраться за консультацией к психологу, его помощь может состоять из перечня рекомендаций, как самому человеку в период кризиса, так и его родным.

Человеку, который переживает кризис, необходимо понять, что этот процесс в жизни закономерен, не стоит его бояться и поддаваться панике. Психологи также рекомендуют выбрать ту деятельность, которая приносит радость, постоянно развиваться, а не зацикливаться на одном.

Кризисы возраста у человека

Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:

  • Первого года;
  • Трех лет;
  • 6-7 лет;
  • 13-15 лет;
  • 18 лет;
  • 30 лет;
  • 40-45 лет;
  • после 55 лет (предпенсионный).

Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:

  • 1) Докризисный период.
  • 2) Собственно кризис.
  • 3) Посткризисный период.

Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.

Последовательность появления:

  • Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
  • Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.


Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса

  • Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
  • Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
  • Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.


Взрослые часто не понимают подростков

  • Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
  • Далее идет так называемый «к​​​​​​ризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.


Кризис среднего возраста

  • Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
  • Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.

Общий принцип действия

Вмешательство кризисного психолога в ситуацию может быть только комплексным. Оно включает 3 этапа: оценку происходящего, выработку стратегии, решение проблемы.

Особенности оценки

Оценка включает внимательный осмотр не только самой жертвы, но и других участников ситуации: родственников, случайных свидетелей. Психологи проводит оценивание в 3 этапа:

  1. Оценка сложности ситуации. Спасатель должен определить, кому из пострадавших нужна безотлагательная помощь, кого необходимо доставить в больницу, необходимо ли вызывать других специалистов.
  2. Оценка докризисных условий. Чтобы обеспечить пострадавшему всестороннюю помощь, психолог собирает информацию о жизни человека: отношениях, характере, привычках. На основе полученных данных он подбирает оптимальный способ лечения.
  3. Оценка биосоциальных процессов. Необходимо оценить степень влияния стресса на текущее состояние пострадавшего, определить дальнейшую стратегию индивидуальной помощи.

От правильности оценки ситуации зависит качество оказываемой помощи. Неправильная оценка приводят к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода.

Кризисная интервенция Робертса

Модель оказания помощи Робертса подходит для ситуаций, в которых время для подбора правильной стратегии поведения спасателя ограничено. Метод включает 7 шагов:

Первичная оценка стадии кризиса: как сильно переживание влияет на сознание человека. Устанавливая контакт, консультант должен убедиться, что пациент вменяем и понимает, что с ним происходит. Следует постараться наладить контакт — без доверия со стороны пострадавшего оказать ему помощь будет затруднительно. Изучение ситуации, приведшей в возникновению кризиса

Важно, чтобы информацию о себе рассказал сам потерпевший. Его манера речи и смысловые акценты — подсказка для консультанта. Определить стиль преодоления стресса

Психика человека позволяет автоматически запустить механизм работы со стрессом, но чаще всего этот метод деструктивный. Он нуждается в контроле со стороны консультанта. Изучение эмоционального состояния. На этапе преодоления кризисной ситуации пострадавший переживает сильные эмоции. Их нельзя подавлять. Консультанту необходимо позволить ему проговаривать все, что приходит на ум. Определив, что больше всего беспокоит пациента, психолог сможет научить его рационализировать свое отношение к проблеме и изменить неадекватную оценку ситуации. Обучение пострадавшего методам самопомощи. Консультант должен объяснить пациенту, что случайный выбор линии поведения не так эффективен и может навредить. Составление дальнейшего плана лечения. Пациенту должны быть понятны все этапы лечения. План должен быть понятным и подходящим к конкретному человеку. Организация последующей работы. На завершающем этапе оговаривается частота визитов пациента, особенности самостоятельной работы дома.

Для оценки посткризисного состояния пострадавшего консультант должен иногда встречаться с пациентом после завершения лечебного курса. Частота встреч и необходимость повторного курса определяется индивидуально.

Схема поведения спасателя по SAFER-R

Альтернатива модели Робертса – концепция американских спасателей, работающих в МЧС. Она состоит из 5 этапов, помогающих преодолеть последствия кризисной ситуации:

  1. Стабилизация — знакомство с пострадавшим, проверка работы его базовых жизненных функций.
  2. Информирование — первый разговор, во время которого пострадавшему необходимо подробно описать ситуацию и свое отношение к ней. Комментировать чувства и эмоции пациента нельзя.
  3. Понимание — пересказ пациенту ситуации с точки зрения независимого наблюдателя (психолога). Это необходимо для понимания произошедшего, нормализации реакций пациента.
  4. Адаптация — выбор инструментария для преодоления криза из личного набора пациента: психогимнастика, физические упражнения, релаксация.
  5. Восстановление — оценка готовности пострадавшего вернуться к нормальной жизни.

Главное условие успешной терапии — установление доверительных отношений между пациентом и консультантом. Замкнутость и нежелание раскрывать подробности говорит о том, что спасателю не удалось сформировать правильный контакт, пациент находится в стадии отрицания проблемы.

Причины кризиса и торможения в развитии личности

Кризис личностного роста развивается по многим причинам. Они связаны как с бытовыми проблемами, так и с изменениями сознания в связи с возрастом.

Отсутствие хорошей мотивации

Практически невозможно заставить себя что-либо делать, если для этого нет желания. Когда нет поставленных целей, идти вперед так же не хочется.

Финансовые проблемы

Самую прямую и безоблачную дорогу легко испортит нехватка денег. Особенно если она возникла неожиданно, как говорят, на пустом месте. Сюда относятся непредвиденные растраты, например, в связи с серьезным заболеванием или незапланированным переездом.

Чувство лени

В этом случае человек сам себе является врагом. Он собственноручно тормозит свое развитие. А ведь стоит приложить совсем немного усилий, и ситуация изменится в лучшую сторону.

Психология кризиса

Давление со стороны

Окружающие не принимают тех, кто ведет себя не так, как они. Поэтому пытаются изменить таких людей. Эти попытки вгоняют последних в депрессию и тупик.

Возрастной порог

Самая серьезная причина развития личностных кризисов. По мнению психологов, им подвержены и дети (3, 7, 14 лет), и взрослые (18, 30, 40, 60 лет). Именно в эти периоды человек переосмысливает свою жизнь, пересматривает приоритеты и ценности.

Заметить наступление кризиса можно накануне дня рождения. Именинник вместо того, чтобы радоваться, испытывает непонятную тревогу и панику. У него возникает желание подвести черту под прожитыми годами и сделать выводы. Его беспокоит масса вопросов, касающихся того, что он успел или не успел сделать.

Одна или несколько конкретных ситуаций

Сюда относятся смерть близкого человека, проблемы в личных отношениях или ухудшение финансового положения. Эти ситуации всегда случаются неожиданно. После них начинается новая жизнь, полная неопределенности и пугающей неизвестности. Она-то и приводит к развитию депрессии, влекущей за собой неудачи в других сферах.

Переоценка ценностей

Поиск новых ориентиров и определение приоритетов также приводят к развитию кризиса личности. Человек оценивает прожитый промежуток времени с высоты опыта и пытается исправить ошибки. Это провоцирует появление переживаний и депрессии.

Этапы развития кризиса личности

Как и любое заболевание, кризис личности имеет несколько форм. Для каждой из них характерны свои симптомы и признаки.

Этап погружения

Начинается с беспричинного ухудшения самочувствия. Человек испытывает напряжение и скованность, чрезмерную утомляемость и постоянную усталость. Его действия хаотичны и даже бессмысленны.

На этом этапе сложно сосредоточиться на чем-то одном. В голове роятся сотни мыслей. Они вытаскивают из памяти самые неприятные моменты. Со временем сознание превращается в черную дыру, которая засасывает все сильнее и сильнее.

Этап тупика

Человеку кажется, что он остался совсем один. Он не находит ничего лучшего, как уйти в себя. Это погружение не приносит ничего хорошего. Бесконечный самоанализ и обдумывание прошлого лишь усиливают переживания.

Гнетущее чувство одиночества несет с собой страх и неопределенность. В какой-то момент начинается эмоциональное истощение. С одной стороны, это плохо. Но с другой, человек наконец-то понимает, что нужно искать выход из создавшейся ситуации. Что самое приятное, у него появляется желание и силы действовать.

Переломный момент

Несмотря на упадок моральных и физических сил, человек начинает выводить себя из состояния кризиса. Он больше не прячется внутри себя, очищает сознание от неработающих установок и открывается для нового опыта и идей.

На этом этапе кажется, что мир заиграл другими красками. Появляется легкость, чувство свободы и, что самое главное, смысл жизни. Плюс к этому, человек ставит цели, пусть и небольшие, но вполне достижимые.

Как понять, что наступил кризис возраста

Кризис возраста наступает внезапно и также исчезает. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными и деструктивными.

Психология кризиса

Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса

Признаки кризиса:

  • меняется поведение;
  • возникает желание бросить хорошую работу;
  • необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
  • смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
  • раздражительность или неожиданный гнев;
  • человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
  • смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
  • стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
  • изучение нового;
  • изменение режима сна (как правило, меньше);
  • появляются мысли о смерти, о ее природе;
  • внешние изменения.

Понятие и объекты изучения

Объект изучения — реакция человека на травматические события. Они воздействуют на личность на индивидуальном или общественном уровне, но независимо от источника остаются одинаково опасными и разрушительными. К ним относятся события, в которых индивид чувствует себя неуверенно, теряет самоуважение и самоконтроль. Часто это сопряжено с реальной угрозой жизни: нападением, стихийным бедствием, аварией.

Не все опасные ситуации являются кризисными. Определить ее можно по симптомам:

  • рассеянность, снижение концентрации;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • снижение самооценки;
  • проблемы с пищеварением, отсутствие аппетита;
  • хроническая бессонница (при сопутствующей хронической усталости);
  • панические атаки;
  • самоизоляция, отказ от общения;
  • неспособность справляться с жизненными трудностями;
  • подавленность, частая головная боль, слабость.

Появление отдельных признаков еще не означает проживание травмы. Но совокупность симптомов требует срочного вмешательства.

Переломный этап у мужчин

Если для женщин переломные моменты связаны с потерей красоты и привлекательности, для мужчин они привязаны к ощущению физической силы и сексуальной активности. Мужчина, привыкший к активной жизни, осознает, что юность прошла, он уже не вызывает такой заинтересованности у женщин. Отношения с женой давно стали привычными и рутинными, они больше не дают новых эмоций и впечатлений.

В возрасте 40 лет многие мужчины заводят отношения с молодыми любовницами. Восхищение юной девушки — источник укрепления мужской самооценки. Но если у мужчины уже начались проблемы со здоровьем, он больше не чувствует себя полноценным, кризис осложняется.

Благополучно выйти из него получается у мужчин, реализовавших себя в карьере или хобби — социальная успешность становится заменой физической силе.

Семейный кризис

Психология отношений пары, не состоящей в браке, отличается от таковой у женатых людей. Хотя между этими двумя видами взаимоотношений есть много общего, характер их психоэмоционального и душевного состояния отличается. Психология семейных кризисов более многогранна и широкомасштабна, чем не расписанных официально молодых людей, поскольку у намного больше обязанностей и ответственности друг перед другом. Женатые люди имеют совместное имущество, совместных детей, связаны законом и официальными брачными узами. Поэтому им морально и материально намного сложнее переживать кризис семейной жизни.

Семейная психология предусматривает множество факторов, провоцирующих возникновение переломных моментов в жизни супругов. В чем проявляется накал супружеских страстей:

  • Сокращение уровня половой активности и физического влечения друг к другу.
  • Потеря стремления нравиться друг другу.
  • Появление ссор на почве воспитания детей.
  • Расхождения во мнениях, потеря общих взглядов, интересов, ценностей.
  • Недопонимание чувств друг друга.
  • Взаимная раздражительность от действий или разговоров в семейном кругу.
  • Проявления эгоизма.
  • Потеря потребности делить свои радости и успехи со своей законной второй половиной.
  • Отношения жены с матерью мужа.
  • Отношения мужа с матерью жены.
  • Недовольство жены по поводу того, что (по ее мнению) муж ничего не может в жизни добиться.
  • Недовольство мужа по поводу того, что его жена вечно вся в делах, не находит времени, чтобы уделить ему внимание, не следит за собой (или делает это слишком рьяно, при этом тратит львиную долю семейного бюджета).

Нередко проявление переломных моментов выступает в виде кризисов семейной жизни по годам. Психология современности отсчитывает период возможных спадов в отношениях, начиная с двух-трех месяцев после дня бракосочетания и заканчивая двадцатипятилетием совместной жизни. Основными граничными датами считаются полгода, год, дата рождения первенца, пятилетие, десятилетие жизни в браке. Это своеобразные этапы перестройки и психологической переориентации, переоценки ценностей одного или каждого из супругов. Плюс, описанные ранее возрастные переломные моменты отдельно у мужчин и женщин также способствуют разграничению в супружеской паре семейных кризисов по годам.

Семейный кризис

Пять правил оказания помощи пострадавшему

Помогать при кризисе нужно опираясь на принципы, выработанные психологами:

  1. Помочь своевременно. Человек, не имеющий опыта оказания самопомощи, может выбрать деструктивные способы борьбы со стрессом, навредить себе еще больше.
  2. Обеспечить жертве психологический, физический комфорт. По возможности нужно помочь жертве привести себя в порядок: умыться, переодеться, оказать первую медицинскую помощь.
  3. Помочь осознать ситуацию. Столкнувшись с травмой, человек часто не понимает, что с ним происходит. Объяснение поможет жертве осознать произошедшее, пережить это.
  4. Объяснить дальнейшие действия. Приведя человека в состояние психического стабильности, нужно объяснить ему, какие меры нужно предпринять для нормального проживания травмирующей ситуаций.
  5. При необходимости — помочь в дальнейшем. Специалисты, занимающиеся долгосрочной реабилитацией, обязаны предоставить жертве методы, которые можно применять самостоятельно.

Цель краткосрочной и долгосрочной помощи кризисного психолога — научить человека справляться с травмой, избавиться от внутренних переживаний и жить полноценной жизнью.

Помощь в преодолении психологического кризиса

Цель кризисных консультантов – справиться с текущим состоянием человека, находящегося в кризисе. Хроническая подверженность стрессу или травма могут привести к психическому расстройству, поэтому особенно важно, что кризисные консультанты имеют соответствующую подготовку и знания, чтобы помочь клиентам преодолеть стресс-фактор и травму, чтобы легче перенести жизненный кризис. Кризисное консультирование не предполагает психотерапию, это краткосрочное вмешательство с целью помочь клиенту получить поддержку, обрести силы и вернуться в стабильное состояние.

Кендра Черри, магистр наук в области образования, бакалавр психологических наук, специалист психологической реабилитации, преподаватель, автор книг и статей по психологии

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]