Часть 11. Развитие памяти и концентрации. Как развить наблюдательность?

Однажды монах, исследующий глубины дзен-буддизма, отправился в дождливый вечер к известному мастеру дзена, чтобы набраться у него мудрости. На входе по правилам приличия он разулся, оставил зонтик и вошел к учителю. «Расскажи мне обо всем, о мудрый учитель!», — приветствовал он мастера. А тот спросил: «Когда ты вошел, ты оставил зонтик справа или слева от туфель?». Монах замешкался, и мастер велел ему отправляться домой и возвращаться лишь тогда, когда он будет не только смотреть, но и осознавать.

«Не только смотреть, но и осознавать», — основной принцип наблюдательности, и если бы бедный монах больше обращал внимание на бренную землю, а не на небесные философские дали, то у него был бы шанс побеседовать с мастером. Действительно, мастерство в любом деле во многом опирается на наблюдательность, ведь именно она дает нам информацию и пищу для размышлений.

Не отчаивайся, если считаешь себя ненаблюдательным человеком и не можешь вспомнить, какие магазины расположены на пути от дома до работы или какой стиль обуви предпочитают коллеги. Наблюдательность — та же мышца (не в прямом значении, само собой), которую можно «накачать», если постоянно ее нагружать, начиная от малых задач и переходя к сложным. Кроме того, будут полезны и общие упражнения для развития мозга и памяти, так как чем более гибкая и совершенная наша мыслительная деятельность, тем более наблюдательными мы можем стать. Хорошая наблюдательность помогает нам лучше понимать эмоции друг друга, узнавать больше информации, быстрее учиться и сопоставлять факты. С ее помощью нам проще общаться с другими людьми и, чего уж греха таить, лучше делать свою работу и быстрее продвигаться по службе.

Советы на каждый день

Изучай до мелочей всё, с чем сталкиваешься в течение дня, особенно что-то новое. Если ты отправляешься на прогулку, то досконально изучи маршрут, интересуйся зданиями или деревьями вокруг. Представь, что снимаешь всё на камеру, встроенную тебе прямо в глаза, и собираешь с её помощью информацию для исторической хроники.

Не позволяй мозгу застаиваться и переходить на рутинный режим, когда какие-то дела совершаются в полуавтоматическом режиме. Старайся разнообразить даже самый скучный процесс, тогда будет проще запоминать любые детали.

Удаляй или изолируй все раздражающие факторы, которые отвлекают внимание. Чем больше ты отвлечена, тем меньше сможешь увидеть. Постарайся обращать внимание на цвета и их оттенки. Вообще, чем больше различных оттенков человек может различить и определить, тем более совершенен его мозг. Пройди курс колористики, делай зарисовки, если умеешь, и проводи цветовые ассоциации с предметами и явлениями. Например, если тебе не нравится какой-то коллега, то запоминай всё, с ним связанное, ассоциируя его с красным цветом или своим нелюбимым цветом.

Как развивать наблюдательность у детей, и почему это важно


Одним из основных процессов познания является восприятие. С его помощью человек знакомится с окружающей действительностью, создает собственную картину мира, и именно оно формирует такое качество как наблюдательность. Развитые восприятие и наблюдательность помогают достичь успехов в учебе, позволяют более эффективно выполнять любую работу и достигать профессионализма в любой области. Сегодня мы рассмотрим, что кроется за этими понятиями, и узнаем, как сделать восприятие более совершенным и развить наблюдательность.

О восприятии и наблюдательности

Восприятие – это познавательный процесс отражения в психике предметов и явлений, формирования на их основе целостной картины мира. Другими словами это то, благодаря чему мы можем контактировать с окружающим миром: мы видим картины природы, слышим собственный голос и голоса других людей, ощущаем предметы, чувствуем запахи, т.е. воспринимаем все это. Получается, что восприятие – это совокупность всех данных, получаемых органами чувств. Однако не все так просто.

Данный процесс не сводится только к обобщению различных ощущений. Иначе все люди видели бы мир одинаково. При восприятии подключается также обработка получаемых от органов чувств данных на основе мышления и памяти о прошлом опыте человека. В результате этого получается совершенно субъективная картина, которая может сильно отличаться от реальности. Чтобы минимизировать различие и сделать восприятие более объективным, его необходимо развивать.

Восприятие также является основой наблюдательности. Это психическое свойство, качество, являющееся результатом познавательного процесса и таких операций мышления, как анализ и сравнение. Благодаря наблюдательности мы можем находить сходства и различия между объектами, различать очень похожие объекты между собой и подмечать всевозможные детали. Все это существенно помогает нам в жизни.

Если у школьника плохо развиты восприятие и наблюдательность, то это может приводить к затруднению усвоения школьного материала, трудностям в выполнении учебной, а затем и профессиональной деятельности. Чтобы этого избежать, необходимо развивать и тренировать эти аспекты познания, для чего существует множество упражнений.

Мотивация на выполнение упражнений

Чтобы упражнения на развитие восприятия и наблюдательности имели хороший эффект, необходимо, чтобы ребенок захотел их выполнять и делал это ответственно. Для этого можно:

  1. Показать, как важны отличное восприятие и наблюдательность.Привести примеры, когда они помогали в жизни или профессиональной деятельности. Хорошей иллюстрацией послужат отрывки из «Шерлока Холмса».
  2. Заинтересовать ребенка. Выполнение упражнений станет для школьника в разы привлекательнее, если представить их в виде игры, соревнования, интересного времяпровождения (например, в дороге).
  3. Поощрять ученика. В качестве поощрений может выступать все, что угодно: похвала, разрешение подольше посидеть за компьютером, поход в интересное место, сладости, карманные деньги и пр.

Пишем картины

Дайте установку ребенку смотреть на все окружающее так, будто это необходимо запомнить, чтобы позже изобразить на картине. Просите подмечать малейшие детали, чтобы полнее отразить их в рисунке. При этом школьнику совсем не обязательно рисовать: сама принятая установка будет заставлять его включать восприятие на полную мощность и тренировать наблюдательность.

Найди различия

Источник фото

Всем известны детские задания на поиск различий между двумя картинками, которые направлены как раз на развитие наблюдательности. Чем сложнее изображение, тем лучше тренируется это качество. Брать картинки можно из детских книжек, в интернете или создавать самостоятельно (для тех, кто умеют работать с графическими программами).

Запись увиденного

Попросите ребенка просто описывать то, что он видит перед собой. Это может быть вид из окна комнаты, картины, наблюдаемые во время поездки, обстановка в доме или в школе, происходящее в парке и т.д. Очень важно делать записи как можно детальнее и подробнее. Например, написать не «прошел человек», а «прошел мужчина с русыми волосами, высокого роста в длинном пальто».

Можно превратить упражнение в увлекательную игру. Родитель и ребенок должны описать наблюдения за каким-либо событием (например, что происходит во дворе дома в течение пяти минут). Запись ведется каждым индивидуально и молча. Кто более детально и понятно опишет происходящее, того и нужно считать победителем.

P.S. Если Вы специалист по части наблюдений, то сделайте ребенку небольшую поблажку, чтобы он стремился к совершенствованию своего навыка, но не потерял интереса к игре, постоянно проигрывая.

Узнай предмет по его части

Для этого упражнения необходимо найти несколько изображений различных предметов. Лучше всего, если картинки будут достаточно большого размера (формат А4). Далее они разрезаются на части так, чтобы по каждой из них можно было догадаться, что это. Школьнику предъявляются части изображений (например, носик чайника), а он должен сказать, что же это за предмет. За каждый правильный ответ можно начислять баллы, потом обменивая их на какой-нибудь приз, или поощрять любым другим образом (правильный ответ – похвала или конфетка).

Угадать по деталям

Для этого упражнения понадобится как минимум два человека. Ребенку дается задание рассмотреть изображения предмета во всех подробностях, запомнить как можно больше деталей. Затем он рассказывает об этих деталях другому человеку так, чтобы тот смог догадаться, что же это за предмет. Например, школьник рассматривал изображение парка. В своем рассказе он может отразить следующие детали: там есть скамейки (3 штуки), есть фонари, есть дорожка (тропинка), все в зеленом цвете (если парк летний) или все в желто-красных цветах (про парк осенью) и т.д. Если ребенок рассказывает слишком мало деталей, необходимо задавать ему наводящие вопросы: «Есть ли там деревья?», «А каких цветов там больше?» и т.д.

Для учеников более старшего возраста необходимо использовать изображения посложнее. Например, это могут быть репродукции известных картин. Главным условием здесь будет являться то, что угадывающий человек знаком с данными картинами.

Группировка предметов по их признаку

Задание: в течение 10 минут ребенку необходимо вспомнить и написать как можно больше различных предметов по определенному признаку. Например, на букву «М», красного цвета, квадратной формы, сделанных из дерева и т.д. Необходимо выбрать несколько признаков, от 5 до 10-12.

Можно провести упражнение в виде соревнования между детьми или между ребенком и родителем. В этом случае за самый длинный список предметов участнику начисляется балл. Победит тот, кто сможет набрать большее количество баллов.

Пример списка – профессии на П. Источник фото

Распределение по категориям

Это задание для школьников более старшего возраста. Задача: распределить объекты или явления по различным категориям. В качестве категорий можно использовать типы темперамента, особенности телосложения и т.д.

Пример: ребенку вкратце рассказывается о типах темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), отмечаются основные особенности каждого из них (холерик – эмоциональный, «взрывной», активный; флегматик – спокойный, безэмоциональный, медлительный; сангвиник – веселый, жизнерадостный, активный, быстрый; меланхолик – эмоциональный, ранимый, медлительный). Далее ему предлагается отнести своих знакомых к какому-то типу темперамента и объяснить, почему он так считает. В качестве доказательства могут выступать особенности поведения этого человека, ситуации-иллюстрации.

Наблюдение с разными целями

То, что мы воспринимаем и запоминаем, во многом зависит от цели, которая перед нами стоит. Например, желая запомнить позу и внешний вид людей, человек вряд ли будет прислушиваться к их разговору и детально запоминать его, и наоборот, имея цель очень хорошо запомнить разговор, вряд ли он будет особо присматриваться к внешнему виду людей, их одежде, прическе и т.д. Чтобы развить разные стороны наблюдательности, необходимо давать ребенку задание воспринимать различные стороны объектов или явлений. Сначала он наблюдает за позами двух людей (на видео или в фильме), а потом рассказывает о них, затем воспринимает разговор этих людей (тот же самый фрагмент видео), далее – обращает внимание на внешность и т.п. В конце школьнику необходимо отобразить сцену целиком, рассказав обо всех подробностях.

Запоминание лиц

Для упражнения необходимо подобрать несколько фотографий лиц различных людей, которые ребенку не знакомы. Далее ему дается задание внимательно рассмотреть все лица на фото и запомнить их. После этого ученик должен рассказать, какие признаки и детали внешности он выделял для запоминания того или иного человека.

Повторение действий

Покажите ребенку любое действие, которым хорошо владеете, и которого он еще выполнять не умеет. Это может быть сбор кубика Рубика, вязание/вышивание, резьба по дереву, сбор фигурок оригами и т.д. Перед учеником ставится задача наблюдать за действиями родителя с целью дальнейшего их воспроизведения. Такая установка, особенно если деятельность интересна школьнику, заставит его сосредоточиться на детальном восприятии процесса.

Источник фото

Восприятие и наблюдательность – это основа познания и залог любой успешной деятельности. Упражнения на их тренировку достаточно просты и занимают немного времени. Их можно проводить в любом удобном месте и в любое время.

Источник заглавной картинки

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Мудрая сова 12 июня 2015

Упражнение «Попался!»

Возьми в руку предмет, который видишь в первый раз. Посмотри на него, затем убери прочь с глаз и запиши все детали, которые ты смогла о нем запомнить: цвет, размер, детали, мелочи. Затем верни предмет и сравни его с тем, что ты записала. Забыла что-то? А может, перепутала? Наш мозг обладает интересным свойством: если он что-то не запомнил, но мы на него «поднажали», то он может сфабриковать ненастоящее воспоминание, которое мы примем за чистую монету. Так мы можем до хрипоты убеждать собеседника в том, что видели общего знакомого в синем галстуке, хотя он носил фиолетовый.

Усложняй предметы каждый раз, когда успешно справишься с заданием. Если сначала они должны быть простыми, тот потом — всё более сложными с большим количеством деталей. Можно даже пытаться запоминать внешний вид целых людей, интерьер комнат и фасады зданий, когда ты как следует потренируешься.

Как определять чужие эмоции?

Уже ни для кого не секрет, что язык тела у всех людей большей частью одинаков, и что бы они ни делали, изменить его не получится. Можно, конечно, научиться контролировать все эти проявления, но это доступно далеко не каждому человеку.
Поэтому, зная то, как проявляются основные эмоции людей, вы сможете дать характеристику их состоянию и выбрать подходящую линию общения:

  • Если человек зол, то его брови опускаются, он сжимает губы, а вдоль лба залегает глубокая морщина.
  • Если ваш собеседник испытывает отвращение, то уголки его губ приподнимутся, глаза он сощурит, а нос и лоб наморщит.
  • Испытывая страх человек широко распахнет глаза, приоткроет рот и поднимет брови.
  • Если он чувствует счастье, то уголки гуд подняты, а глаза суживаются.
  • Во время печали глаза тоже сужены, брови и рот опускаются, подбородок дрожит.
  • Если же человек удивлен, то его зрачки расширены, рот приоткрыт, брови поднимаются.
  • Презрение выражается в прищуре глаз и приподнимании одного уголка рта.

Упражнение «Фоторобот»

Вспомни людей, которых знаешь лучше всего: родных, близких, лучших друзей. Представь, что тебе нужно сделать их фоторобот для каких-то целей. Только не представляй откровенный негатив: никто из них не потерялся и его не ищут по улицам города. Фоторобот может быть нужен, например, для описания друга в рассказе или шуточного розыгрыша.

Без должной тренировки сделать это сложно, даже если мы помним человека хорошо. Как только ты сможешь описать словами близких людей — переходи на малознакомых, а затем и вовсе на незнакомых. Заодно потренируйся в описании эмоций, которые читаешь на их лицах. Это тоже будет полезно.

Оставайтесь на настоящем моменте.

Легко отвлечься на электронику, навязчивые мысли или шумную среду, но они могут сделать вас менее наблюдательными. Вместо того, чтобы отключиться от своего окружения, постарайтесь наоборот сосредоточиться на том, где вы находитесь в данный момент.

Вместо того, чтобы слушать музыку, опишите свое окружение. В автобусе, вы могли бы заметить, что есть пять человек в нем, что автобус грохочет и шумит, и что есть пыльный запах.

Когда вы гуляете, слушайте звуки природы, такие как пение птиц или шелест ветра через деревья. Подумайте о том, как солнце чувствует на вашей коже или насколько ярко окрашены цветы.

Упражнение «Мама спит»

Представь, что твоя мама очень сильно устала и спит рядом с тобой на диване. У тебя нет наушников, но очень хочется посмотреть какое-то видео. Что бы ты сделала в детстве, чтобы ее не разбудить? Правильно, подключила бы воображение и смотрела всё с выключенным звуком. Это можно сделать и сейчас, только подключать не воображение, а наблюдательность.

Выбери небольшой ролик или сценку (комедийные для начала будут полезнее всего) и по выражениям лиц, антуражу, месту действия и другим деталям попытайся понять, что за действие происходит в ролике, что персонажи говорят друг другу и чем всё может закончиться. Затем просмотри ролик и отметь, что именно тебе удалось предугадать и почему.

Зачем нам нужна наблюдательность?

На самом деле без такого качества как наблюдательность не обойтись ни одному человеку, ведь именно с ее помощью мы чётче понимаем, какие именно события происходят вокруг нас. Если мы будем работать над ее развитием, то со временем сможем не только понимать сущность других людей, но и прогнозировать их поведение.

Кроме того, развитая наблюдательность может помочь нам за минимальное время принимать правильные решения

.

Также, само собой, без такого полезного навыка человечество ни за что бы не научилось читать эмоции друг друга

.

Работа

Умение быть внимательным необходимо для успешной работы. Ненаблюдательные люди обычно долго не задерживаются на одном месте, т.к. изначально не могут взвесить все положительные и отрицательные стороны той или иной вакансии. Такие работники зачастую легкомысленны и непостоянны, им нельзя доверить ответственное дело.

Человек, неспособный концентрироваться на важных вещах, изначально будет терпеть большие сложности при вхождении в коллектив, а также при начале своей карьеры.

Начальники ценят людей, умеющих быстро соображать и выполнять их требования. Если упускать многие детали из виду, вряд ли удастся угодить придирчивому руководителю.

Александр вырос в семье рабочих. Папа работал автомехаником, мама – поваром в больнице. С детства Саша часто был на работе у мамы, где наблюдал за докторами. Врачи его любили и брали с собой на обходы. Тогда мальчик и решил, что будет медиком. Наблюдая в основном за окулистами, он понял, что хочет чего-то большего, чем хорошо разбираться в глазах. Мальчик выучился на врача-терапевта, а затем получил специализацию пульмонолога.

Поскольку Саша был очень любознательным, он вникал буквально во все сферы медицины, ему была интересна работа буквально всех органов человека. Молодого тридцатилетнего специалиста заметили в клинике и повысили до начальника отделения, а спустя несколько лет он получил должность в департаменте здравоохранения своей области.

Развитие ситуационной осведомленности

Для полного понимания того, что представляет собой ситуационная осведомленность, можно обратиться к так называемому циклу НОРД (англ. OODA loop), который является основным элементом популярной в США теории военного стратега и летчика американских ВВС Джона Бойда. Цикл состоит из четырех шагов (observe — наблюдай, orient — ориентируйся, decide — решай, act — действуй). В непосредственном столкновении с противником лицом к лицу в воздушном бою, равно как и в очередной бытовой конфронтации или даже политическом противостоянии всегда побеждает тот, кто сумеет пройти через цикл НОРД быстрее своего оппонента.

Очевидно, что первый шаг «наблюдай» в таком цикле как раз и будет ассоциироваться с ситуационной осведомленностью у большинства людей. Но следует заметить, что именно второй шаг «ориентируйся» помогает ответить на вопрос о том, что включает в себя развитие ситуационной осведомленности. Ориентация говорит нам о том, на что следует обращать внимание, когда мы наблюдаем за чем-либо, а затем помещает эти наблюдения в нужный контекст, чтобы мы знали, что делать с полученной информацией.

Таким образом, можно сказать, что ситуационная осведомленность — это совокупность двух первых шагов цикла НОРД «наблюдай» и «ориентируйся». Но как стать более хорошим наблюдателем? И на что нужно ориентироваться, чтобы наблюдать за нужными вещами и понимать контекст увиденного?

Оцените всё, что вы заметили.

Когда вы пытаетесь что-то наблюдать, попробуйте определить сколько и чего здесь есть. Эти цифры заставят вас больше внимания уделять размеру или количеству объектов. С течением времени вы сможете быстрее считать объекты.

Например, вместо «Я видел, как некоторые дети играют на улице», вы можете написать: «Я видел, как четверо детей играли снаружи с одним мячом».

Вместо того, чтобы сказать «мне пришлось подписать кучу документов», следите за тем, что вы сделали. Вы можете заметить, что вы подписали свое имя четыре раза в разных документах.

Популярный рассказ:

— Маааама!!! Крик дочери всё стоял в ушах, рвал барабанные перепонки

Расширяйте полноту первого впечатления

Предположим, вы переходите улицу на перекрестке. Машины затормозили на красный свет. Окиньте их взглядом, всмотритесь повнимательнее. После того, как вы перешли улицу, постарайтесь воспроизвести увиденное в памяти и ответить на те же вопросы, что и в предыдущем упражнении. Тренируйтесь, добиваясь более полной и детальной фиксации увиденного.

Другой вариант. Вы входите в привычную аудиторию или офис, где уже находятся несколько человек. В течение 10-15 секунд присмотритесь, охватите взглядом помещение. Затем отвлекитесь, как бы уйдите в себя и постарайтесь ответить примерно на те же вопросы: сколько человек, мужчин, женщин, какого возраста, во что одеты, выражение лиц, что изменилось в этом помещении с предыдущего раза?

После этого проверьте правильность своих наблюдений. Тренируясь, постепенно сокращайте время наблюдений до двух-трех секунд, но добиваясь той же полноты и детальности.

Учеба

Внимание и зоркость важны в учебе. Начиная с раннего развития, еще задолго до школы, наблюдательность малыша необходимо тренировать посредством всевозможных игр и затей. Если ребенок растет в своем мире, почти не замечая окружающего и не придавая значения тому, что происходит около него, это скажется и на его интеллекте и на его дальнейшей учебе в школе.

Окончив школу, при выборе профессии подросток должен быть способен замечать и анализировать свои склонности и способности. Он сможет без труда определиться с местом учебы, если будет наблюдать за людьми разных профессий и соотносить их со своими желаниями и возможностями.

Внимательность поможет ребенку учиться хорошо, схватывать материал «налету» и стать разносторонне развитым человеком. Также во время учебного процесса проницательность поможет ребенку наладить хорошие отношения с преподавателями, понять и суметь удовлетворить их требования.

Ирина сдавала экзамены на третьем курсе университета. Одним из предметов была русская литература, преподаватель которой был очень придирчив и пытался «завалить» студентов, не нравившихся ему. Ирина заметила каверзные вопросы преподавателя и видела, что даже хорошо подготовленные ученики терялись и получали низкие отметки.

Девушка решила понаблюдать, что не нравится экзаменатору в отвечающих. Она внимательно слушала и анализировала ответы предыдущих студентов. Через время она поняла, что преподаватель негативно реагировал на тон экзаменуемых: когда они начинали свой ответ уверенно, а после его вопросов начинали сникать и теряться, он ставил низкую отметку.

Выйдя отвечать, Ирина нарочно выбрала спокойный тон, не отличающийся и при ответе, который она знает хорошо и при том, в котором сомневается. На удивление девушки ее метод сработал и преподаватель не только не пытался «завалить» ее, но и на некоторые свои вопросы пытался сам помочь ответить, в итоге Ирина получила хорошую оценку.

Почувствуйте объекты, закрыв глаза, чтобы улучшить ваше осязание.

Попросите друга или члена семьи вставить несколько предметов в наволочку. Закройте глаза и выберите один объект наугад. Используя только ваши руки, попытайтесь угадать, что это за объект.

Спросите себя:

  • Какова текстура объекта? Является ли она гладкой, ухабистой, ребристой или мягкой?
  • Оно теплое или холодное?
  • Какой оно формы?
  • Открывается ли он? Есть ли на нем кнопка или другая подвижная часть?
  • Когда вы встряхиваете его, чувствуете ли вы что-то, грохочущее внутри?
  • Это шумит?

Общение

Во-первых, это проявится в сфере общения. Чтобы иметь хорошие взаимоотношения с окружающими, человеку необходимо быть внимательным к себе и к близким.

На шестом дне рождения Кристины были пятеро ее лучших друзей. Спустя два дня девочка встретила Максима, одного из своих приятелей, во дворе. У детей зашел разговор о прошедшем празднике. Максим спросил у Кристины, понравился ли ей его подарок. На вопрос девочка ответила вопросом: «А ты был на моем дне рождения?»

Подобные казусы могут случиться с каждым из наших детей, однако, как мы на это будем реагировать: посмеемся и забудем, или примем к сведению, что ребенок не заметил на своем празднике лучших друзей, и будем в дальнейшем работать над развитием его внимания?

С малых лет важно привить ребенку уважительное отношение к другим людям, помочь ему увидеть свои неправильные действия, которые обижают окружающих, и подсказать, как исправить ситуацию.

Развитые внимание и чуткость помогут ребенку вовремя попросить прощения, почувствовать настроение близкого человека, понять, как и с кем ему стоит общаться. В дальнейшем проницательность сослужит хорошую службу при выборе друзей, позволит избежать нежелательных отношений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]