Обновлено 23 июля 2022 834 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Креативность стала «модной фишкой».
Это понятие используют как личностную характеристику, ею гордятся и оправдывают какие-либо поступки, а еще это пункт во многих резюме.
Есть стойкое убеждение, что без нее сегодня не обойтись, однако познания здесь ограничиваются невнятным «что-то, связанное с творчеством».
Выясним, что такое креативность, и как правильно употреблять это слово, дабы не прогадать.
Что такое креативность?
Давайте разберемся, что значит креативный человек. Креативность – это особое личностное качество, позволяющее эффективно заниматься творческой, созидательной, новаторской деятельностью.
Креативные люди – это те, кто способен находить новые и оптимальные пути решения поставленных задач. Они могут разглядеть проблему под разными углами, подчас увидеть ее так, как не видел раньше никто. Тем не менее креативность – это не только новаторство и творчество, это конструктивный способ мышления, приносящий практическую пользу в различных видах деятельности.
Важность творчества в декоративно-прикладном искусстве
Способность изобретать новое и воплощать новые идеи в реальность является важнейшей особенностью, отличающей человека от других живых существ. Интеллект (как способность решать актуальные проблемы в уме без поведенческих проб) присущ не только человеку. Однако только человек создал «культуру» (музыка, книги, нормы поведения и др.). Человек, изобретая, творит. «Творчество как способ социального поведения изобретено человеком для реализации идей – плодов человеческого активного воображения». Творчество всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Несомненна важность творчества и в декоративно-прикладном искусстве, так как создание бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами необходимо для развивающегося в культурном плане общества.
Чем отличается креативность от творчества?
Очень часто люди смешивают эти понятия или используют как синонимы, не задумываясь об истинных значениях слов. Творчество – это тоже способность создавать новое. Однако понятие творчество относится к искусству и созиданию эстетическому, а креативность – к области утилитарного, практического применения. Эти два свойства человеческой личности могут пересекаться, но не обязаны быть в сочетании и не проистекают одно из другого.
Для современных профессий, особенно связанных с новаторством, требуется именно креативность – способность на основе накопленного опыта и знаний генерировать новые идеи и способы, оптимизирующие рабочий процесс или создающие неповторимый продукт. В понятие креативность включены такие качества, как решительность, способность пойти на риск, сообразительность, находчивость, быстрота мысли. Также креативности всегда сопутствует широкий кругозор, ибо не имея такового, сложно придумать новое решение проблемы.
Подмена понятий
Слово «креативность» вкупе с однокоренными «родственниками» (креатив и др.) часто используют не к месту, поэтому оно приобрело другие значения, в частности, стало синонимом нелепости, несуразности.
Это необоснованная подмена. Например, человеком, облачившимся в одежду странного вида, может руководить стремление к оригинальности, отсутствие вкуса или чувства меры, но точно не креативность.
Это понятие употребляют для оправдания ошибочных решений, поступков, действий. Неудачная стрижка, плохо сшитый костюм, неверно оформленный документ – повод услышать: «Ничего, зато креативно!»
Встречается и иронический подтекст. К примеру, коллега повесил над столом плакат странноватого содержания. Что сказать по этому поводу? – «Креативно!». Желая подчеркнуть «скромность» результатов творческого процесса, говорят: накреативил.
Профессии для креативных людей
Креативное мышление необходимо во многих сферах деятельности, в том числе в бизнесе, рекламе, науке, искусстве и политике. Сейчас во многих предложениях работы можно встретить сообщение, что работодателю требуются креативные люди на различные должности.
Креативность в бизнесе – это умение подстраиваться под новые стили управления, меняться в соответствии с изменяющимися условиями рынка. Бизнес, особенно малый или средний, не терпит консервативности. Сейчас развитие бизнес-технологий идет очень быстро, постоянно появляются новые курсы повышения квалификации, новые течения в управлении персоналом и так далее. Креативность в бизнесе нужна для мобильности, быстроты принятия решения и новаторства.
Креативность в рекламе – это способность преподнести продукт новым образом, под неожиданным углом. В современном мире человек получает в сутки зашкаливающее количество информации. Специалисты по рекламе уже не знают, как привлечь внимание потенциального потребителя и не вызвать раздражения слишком навязчивым или кричащим образом. Именно для решения таких проблем и нужны в рекламе креативные люди. Рекламное сообщение должно быть качественным, интересным и информативным.
Креативность в сфере услуг – способность поиска новых подходов в общении с людьми. Эта сфера применения креативности требует не только хорошего знания людей в бытовом смысле и развитой интуиции, но и накопленного багажа знаний в сфере психологии и социологии. Для сферы продаж важно суметь преподнести продукт так, чтобы потенциальный покупатель захотел его приобрести, в гостиничном бизнесе квеативным может быть оформление номеров или, например, особенности обслуживания гостей.
Креативность найдет себе место практически в любой профессии, если подчинить ее сугубо утилитарным целям и не путать с творчеством. Чаще всего креативные люди – это те, которые, помимо развитого воображения, имеют знания в области экономики, управления, технологии производства и так далее.
Креатив в профессиональной сфере
Высоко ценимый во многих профессиях, креатив имеет немалое прикладное значение. Фотограф, маркетолог, дизайнер, организатор мероприятий, SMM менеджер – список специальностей, где требуются творческие личности, можно продолжать долго.
Есть расчеты, показывающие, что в недалеком будущем до 60% профессий станут невостребованными – людей заменят роботы. Только те области, где требуется креативное мышление, искусственный интеллект не сможет заменить.
В штате рекламных агентств, дизайн-студий и других подобных мест часто имеется «профильная» должность – креативный директор. Он руководит арт-группами, генерирует идеи, отвечает за финальный творческий продукт.
Креатив стал «штампом» в резюме самых разных специальностей, от генерального директора до менеджера. Что работодатели подразумевают под этим качеством, и как избежать ошибок, заполняя эту графу?
- Главное – не переусердствовать, делая ставку только на креативность. Практика показывает, что большинство работодателей относятся к этому качеству с долей скепсиса. К примеру, бренд-менеджер – это, прежде всего, человек, владеющий технологиями продвижения бренда, и только потом – креативная личность.
- Заявление о способности неординарно мыслить должно подкрепляться реальными творческими достижениями (как вариант – привести в качестве примера собственноручно придуманный слоган или логотип).
- Предпочтительна расшифровка понятия с указанием конкретных умений и навыков. «Могу разработать нешаблонную стратегию позиционирования товара» – эта фраза убедит потенциального работодателя, что перед ним сотрудник-находка, надо брать.
Не каждая должность предполагает наличие креатива у того, кто ее замещает. Бухгалтер-креативщик, скорее всего, не порадует работодателя.
Способы развития креативности
Что означает слово креативный человек? Креативность не является врожденной способностью. Да, к ней должны быть предпосылки, но ее можно и нужно развивать. Существуют различные методики развития креативности у детей и взрослых. В детском возрасте внимание уделяется больше развитию творческих способностей и навыков, на основе которых в сочетании с приобретенным опытом и знанием впоследствии можно развить креативность.
Рассмотрим несколько упражнений для развития этой способности.
- Обсуждение идеи в команде, где у каждого есть определенная роль: критика, мечтателя и реалиста. Рассмотрение проблемы с трех точек зрения позволяет увидеть ее новые грани и пути решения.
- Создание дерева ассоциаций. На листе бумаге изображается проблема, от нее идут линии, где написаны связанные с ней идеи. В процессе создания дерева могут появиться идеи, которые сразу бы не пришли в голову.
- Пойти путем от обратного. Представить, что надо сделать, чтобы наверняка не решить проблему, а затем заменить эти идеи на противоположные.
- Рекомендуется расширять свой кругозор – интересоваться всем, что происходит вокруг. Ходите в театры, посещайте выставки, читайте газеты, публицистику и чаще общайтесь с кративными людьми, им есть, что рассказать.
Это далеко не полный список упражнений на развитие креативности, но все они связаны с расширением горизонтов мышления, развитием воображения и разрушением стереотипов.
Как развить креативность: советы и упражнения
Предлагаю вам простые советы и упражнения, которые помогут развить креативность и перейти на новый уровень восприятия реальности.
Будьте азартны
Я сейчас не про тот азарт, который вынуждает человека спускать все деньги в казино. Речь идет про позитивный азарт, который помогает относиться к жизни как к увлекательному квесту. Человек, обладающим этим видом азарта, воспринимает жизнь с интересом и любопытством, принимает все ее вызовы, не пасует перед препятствиями. Любая проблема для него – возможность испытать свои силы на прочность.
Вам нужно полюбить сам процесс поиска решения проблем, найти прелесть в этом. Не впадать в уныние от безысходности, а испытывать драйв и приятное возбуждение от возможности принять вызов. Именно такой настрой поможет раскрыться вашей креативности, которая будет расти от каждой встречи с проблемами.
Укротите внутреннего критика
Внутренний критик – главный убийца оригинальных нестандартных идей на пару с ленью и прокрастинацией. Если хотите развивать креативность, вам нужно научиться отключать его или хотя бы сделать менее строгим.
Запомните: любая новая идея поначалу может казаться абсурдной. Так уж устроен наш мозг! Он неисправимый консерватор. Он всегда старается идти путем наименьшего сопротивления и экономить энергию и время.
Первое время просто не обращайте внимания на его сварливое ворчание на каждую вашу попытку сделать что-то нестандартное. Со временем мозг убедится в том, что ваши идеи не так плохи и имеют право на жизнь, и станет ворчать гораздо меньше.
Ищите несколько способов решения проблем
Никогда не ограничивайтесь единственным вариантом решения задач, а старайтесь находить как минимум 2-3. Этот совет относится не только к каким-то интеллектуальным задачам, но и к повседневным бытовым.
Например, вам нужно расставить мебель в комнате так, чтобы было удобно и эстетично. Даже когда вы найдете идеальный, с вашей точки зрения, вариант, не спешите его воплощать. Попробуйте придумать еще несколько, чтобы вам было из чего выбирать.
Эта привычка будет отличным плацдармом для развития креативности. С каждым разом решения будут все более адекватными и продуманными. Ваш мозг избавится от оков критичности, а вы начнете больше доверять ему.
Ищите необычное в обыденных вещах
Научитесь всегда смотреть на мир свежим взглядом. Как будто вы маленький ребенок и только-только знакомитесь с ним. Подмечайте детали, которые раньше скрывались от вашего взгляда, заглядывайте за ширму привычных вещей и ищите в них маленькие секреты, о которых мало кто догадывается.
Не позволяйте рутине поглотить вас и превратить в робота. Прямо сейчас оторвите глаза от экрана и посмотрите вокруг. Остановите свой взор на каком-то конкретном предмете и внимательно осмотрите его. Что интересного вы можете сказать о нем? Может, у него необычная причудливая форма или интересный цвет? Или он напоминает вам какое-то экзотическое животное? Проявите искренний интерес и немного фантазии – вы обязательно найдете то, что зацепит ваш взгляд.
Расширяйте кругозор
Очень полезно наполнять мозг новой информацией. Знания – это своеобразная пища для креативности. Чтобы слепить что-то качественно новое, нужно иметь необходимый материал. Какими бы революционными ни были идеи и решения, они основываются на накопленном ранее опыте, который нужно обязательно брать в расчет.
Поэтому начните интересоваться чем-то новым. Это может быть информация, непосредственно связанная с вашей сферой деятельности, а могут быть просто знания, которые вам интересны. Читайте книги, смотрите познавательные передачи, общайтесь с умными, эрудированными людьми. Наполняйте свой интеллектуальный сосуд знаниями, и спустя время он начнет фонтанировать новыми идеями.
Упражнение “Любимая песня”
У каждого из нас есть любимая песня или мелодия. Ваша задача – вспомнить ее и описать. Только описание должно быть не совсем обычным. Сначала постарайтесь использовать только визуальные образы. Какого цвета ваша любимая песня? Если в ней переплетаются несколько цветов, попробуйте воссоздать всю картину целиком. Подумайте, на что она похожа. Может, на холодный горный пейзаж, укутанный снегом? Или на натюрморт из сухих осенних листьев, пропитанных ностальгией по лету?
Когда у вас сформируется четкая и яркая визуальная картина, добавьте кинестетических ощущений. Как ваша любимая песня ощущается на коже? Как соленые морские капли, стекающие вниз? Или как ледяной ветер, пронизывающий до костей? А может, как мягкое касание пушистого хвоста любимой кошки?
Включите свою фантазию на максимум и наслаждайтесь коктейлем из чувств.
Упражнение “Сценарист”
Начните смотреть какой-нибудь фильм, который до этого не смотрели. Когда дойдете до середины, остановите трансляцию и попробуйте придумать несколько вариантов развития сюжета. Подумайте, что станет с героями, конец будет счастливым или грустным.
Предлагаю вам маленькую шпаргалку, какие варианты можно использовать. Итак, придумайте:
- максимально реалистичный сюжет;
- смешной сюжет;
- трагический сюжет;
- сюжет в стиле фильма ужаса;
- максимально абсурдный и бессмысленный сюжет.
А затем досмотрите фильм и сравните свои варианты с оригиналом.
Упражнение “Непонятные фотографии”
Вбейте в поисковике фразу “непонятные фотографии” и выберите несколько самых странных изображений. Постарайтесь придумать логичное и правдоподобное объяснение тому, что вы видите на картинке. Хорошо, если у вас получится несколько вариантов.
Упражнение “Обратная перемотка”
Учитесь выстраивать логические цепочки не только в прямом, но и в обратном направлении. Например, вы имеете дело с какой-то конкретной ситуацией. Подумайте, какие события, ходы и действия могли привести к ней.
Для тренировки можно использовать шахматную доску. Расставьте фигуры в хаотичном порядке, а потом попробуйте “отмотать” игру назад и представить, какие ходы могли привести к данной расстановке.
Можете также использовать картинки из предыдущего упражнения и тренироваться на них.
Упражнение “Аббревиатуры”
Запишите несколько слов из 3–5 букв. А теперь представьте, что это аббревиатуры, к которым вам нужно подобрать расшифровку. Вот вам несколько примеров:
- НОС – научно обоснованный совет;
- БОКС – боевой отряд красных сусликов;
- ЗАЛ – записки анонимного лектора.
Упражнение “Расфокусировка”
Креативное мышление не терпит никакого насилия и принуждения. Эта область тесно связана со спонтанностью и вдохновением, поэтому прямые методы воздействия на нее не работают. Бывает так, что нужно придумать креативную идею здесь и сейчас, а мозг, как назло, сопротивляется. В этом случае нельзя на него давить, а нужно, наоборот, постараться отпустить.
Как это делается? Примите комфортную расслабленную позу и начните воспринимать сигналы от всех органов чувств одновременно. Прислушайтесь к звукам, принюхайтесь к запахам, осмотритесь вокруг. Мозг будет пытаться сфокусироваться на какой-то одной модальности ощущений – не давайте ему такой возможности.
Через какое-то время он расфокусируется и достигнет состояния, близкого к трансу. Ваша задача – удержаться в нем как можно дольше. В этот момент открывается окно в бессознательное – настоящий кладезь оригинальных революционных идей.
Еще больше упражнений для развития креативного мышления ищите на нашем блоге.
Самые креативные люди
С возрастанием в последнее десятилетие интереса к термину «креативность» стали появляться печатные издания, связанные с этим понятием. Многие страны выпускают свои журналы о креативности. Редакторы издательств составляют списки самых креативных людей прошедшего года. В их число входят владельцы и основатели рекламных агентств, разработчики программного оборудования, режиссеры, дизайнеры, писатели, предприниматели, певцы и журналисты.
По версии журнала Creativity самый креативный человек – это Сачин Агарвал, основатель сайта Posterous. Также наряду с ним назван самым креативным человеком его коллега Джерри Тан.
Признаки креативного человека
И все же, что означает креативный человек? Как и все внутренние человеческие качества, креативность имеет внешнее проявление в поведении.
По каким признакам можно выделить из толпы такого человека?
- Креативные люди – это смелые люди. Они не боятся пробовать новое.
- Интуиция для них не менее важный инструмент принятия решений, чем логика.
- У креативных людей отличное чувство юмора.
- Креативные люди — это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими.
- Легко разбираются в самых запутанных переплетениях информации. Креативные люди подвергают полученную информацию критическому осмыслению, никогда не идут на поводу у толпы.
- Им интересен сам процесс, а не только результат.
- Любят узнавать новое, искать ответы на самые сложные вопросы. Чем труднее задача, тем охотнее за нее возьмется творческий, креативный человек.
- Креативные люди всегда в поиске: решений, ответов, знаний и идей.
- Креативные люди – прекрасные учителя. Они легко объясняют трудные для понимания вещи другим, прослеживают связь между имеющимся материалом и создают из него новое.
- Креативный человек не терпит границ и рамок. Он постоянно расширяет свой кругозор, примеряет на себя новые точки зрения.
- Креативные люди – новаторы. Они с интересом берутся за тестирование новых идей и оказываются в будущем конкурентоспособными.
Творчество предполагает увлеченность самим предметом
Творчество предполагает совпадение мотива и цели, т. е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В таком случае, если выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель, деятельность не приостанавливается. По мнению Д.Б. Богоявленской, развитие деятельности по инициативе личности есть творчество. В.Н. Дружинин считает, что творчество как активность личности заключается в возможности выхода за пределы заданного. Он полагает, что креативность является свойством, которое прояввляется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:
- отсутствие образца регламентированного поведения;
- наличие позитивного образца творческого поведения;
- создание условий для подражания творческому поведению;
- социальное подкрепление творческого поведения
Функция творчества – отражать не только мысли и устремления, но и стадию развития общества в целом, исторические события, противоречия в обществе. Оно дает возможность понять определенный период развития общества, его дух и противоречия. Общество отбирает и сохраняет только те творения, которые наиболее полно отражают определенную стадию его развития, показывая важность творчества для следующих поколений.
Мода на креативность
В настоящее время в каждом втором резюме в графе «дополнительная информация» указано качество – креативность. Креативный человек — это какой, так ли важно быть креативным? Да, многие специальности требуют принятия новаторских решений, умения мыслить нестандартно и нетривиально преподносить себя или продукт. Но в то же время достаточно специальностей, не требующих креативного подхода. В повседневной жизни значение этой особенности еще более размыто. Ввиду моды на креативность многие люди хотят показаться творческими и изобретательными даже в общении со своими приятелями.
Не креативный человек – это не человек без фантазии, не способный мыслить дальше шаблонных построений. Креативность, скорее, неотъемлемое качество для некоторых областей профессиональной деятельности, нежели жизненно необходимое в быту. Человек вовсе не обязан быть креативным, а вот творческие способности развивать полезно в любом возрасте.
Литература
- Torrance E. P. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
- Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.
- Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew . 1969. № 2.
- Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity — intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
- Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. – М.: «ИП РАН», 1997.
- Дружинин В.Н. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) – СПб.; Питер,2007.
- Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. М. 1997.
- Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
- Станислав Райх «Психодиагностика креативности (обзорная статья)» Киев. 2011 — 6 с.
Что такое креативный класс и есть ли он в России?
Креативным классом в странах Европы и в Америке принято называть людей, проектирующих и создающих новые идеи, образы, продукты. Это дизайнеры, специалисты по рекламе, маркетологи и так далее. Глобальная задача так называемого креативного класса – изменить мир, сделать его удобнее и приспособить под нужды населения. В менее глобальном смысле – придать привлекательный вид продукции, внедрить какие-либо новшества, связанные с бытовым комфортом, добавить функциональности в предметы обихода и технику. В России как такового креативного класса нет. Здесь эти люди в меньшинстве, поскольку общество на данный момент нуждается в креативных разработках меньше, чем европейское или американское. Это связано с особенностями культуры и менталитета. Однако можно точно сказать, что креативное направление деятельности в России развивается. Находятся и создаются новые ниши на рынке услуг, где требуются креативные специалисты. Трудно спрогнозировать, догонит ли в этом смысле Россия Европу, но можно не сомневаться, что креативный класс получит развитие и в России.
Для чего нужна креативность?
Это качество в различных областях применяется для решения разных задач. В целом креативность нужна для оптимизации, улучшения, повышения эффективности, увеличения функциональности и производственной мощности. Одним словом – для качественного скачка вперед. В науке и производстве креативность нужна для изобретения нового оборудования, новой техники, даже самих технологий производства. Креативность делает нашу жизнь интереснее, красочнее и комфортнее. Переход от индустриального общества к постиндустриальному ознаменовался расширением сферы услуг. В настоящее время в этой сфере большую роль играет умение преподнести услугу или продукт потенциальному потребителю.
Красота, энергия и новизна в сочетании с практической пользой – вот та креативность, которая в практическом применении дает эстетическое удовольствие и бытовой комфорт.