Теория факторного анализа черт личности Р. Кеттелла


Раймонд Бернар Кеттелл
Персональная информация
Рождениемарта 1905 г., Хиллтоп , Англия .
Смертьфевраля 1998 г., Гонолулу , США .
ДомойИнглатерра , Э. UU.
НациональностьБританский и американский
РелигияАтеизм
Семья
СупругМоника Роджерс Хизер Биркетт
Образование
Образованиедокторская степень
Получил образование вЛондонский университет
ДокторантураФрэнсис Эвелинг
Профессиональная информация
ПлощадьПсихология
ИзвестенИспользование метода факторного анализа в психологии Теория 16 личностных факторов Оценка интеллекта без влияния культуры
Работодатель
  • Гарвардский университет
  • Колумбийский университет
  • Университет Кларка
  • Гавайский университет
Известные работы16 личностных факторов
[ редактировать данные в Викиданных ]

Раймонд Бернард Кеттелл

( Хиллтоп , Англия , 20 марта 1905 г. Гонолулу США февраля 1998 г. ) был британским психологом , позже поселившимся в Соединенных Штатах . Кеттелл теоретизировал об интеллекте и личности , предполагая существование подвижного интеллекта и кристаллизованного интеллекта .. Он один из самых известных психологов 20-го века, к чему мы должны добавить его огромную литературную продуктивность, которая привела к его популярности. Он является автором или соавтором 55 книг и более 500 статей в специализированных и популярных журналах, а также провел или участвовал в выполнении не менее 300 стандартных тестов, обычно используемых психологами. Все это делает его очень влиятельным автором.

Как психолог, Кеттелл был последователем и защитником научного метода, применяемого в психологии, и был одним из первых, кто предложил метод факторного анализа в отличие от того, что он называл «словесным теоретизированием». Одним из наиболее важных приложений факторного анализа Кеттелла в психологии было определение 16 фундаментальных факторов или черт, лежащих в основе человеческой личности . Он назвал эти факторы исходными факторами, так как считал, что из них создана индивидуальная личность. Эта теория 16 факторов и стандартизированные инструменты, используемые для ее измерения, вместе известны как 16PF или 16 факторов личности .

).

Инновации и достижения

Исследования Кеттелла были сосредоточены в первую очередь на личности, навыках, мотивации и инновационных многомерных методах исследования и статистическом анализе (особенно его многочисленных уточнениях методологии исследовательского факторного анализа). [ 1 ] [ ] В его исследованиях личности его больше всего помнят за его 16-факторную модель нормальной структуры личности , [ 3 ]Обоснование этой модели по сравнению с более простой трехфакторной моделью Айзенка и построение показателей этих первичных факторов в форме опросника 16PF (и его последующих расширений: HSPQ и CPQ, соответственно). [ 4 ] Он был первым, кто предложил иерархическую многоуровневую модель личности с множеством основных первичных факторов на первом уровне и менее обширными факторами «второго порядка» на более высоком уровне организации личности. [ 5 ] Эти конструкции «глобальных черт» являются предшественниками популярной в настоящее время модели личности « Большой пятерки черт» (FFM). [ 6] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Исследования Кеттелла привели к другим достижениям, таким как различие между показателями состояния и черты характера (например, тревожность состояния-черты) [ 10 ] , которые продолжаются непрерывно от непосредственных переходных эмоциональных состояний, через более длительные состояния настроения, динамические мотивационные черты, а также относительно длительные черты личности. [ 11 ] Кеттелл также провел эмпирические исследования изменений в развитии конструктов личностных черт на протяжении всей жизни. [12 ]

В области когнитивных способностей Кеттелл исследовал широкий спектр способностей, но наиболее известен различием между жидким и кристаллизованным интеллектом . [ 13 ]Он проводил различие между абстрактными, адаптивными и биологически влияющими когнитивными способностями, которые он назвал «подвижным интеллектом», и прикладными способностями, основанными на опыте и усиленными обучением, которые он назвал «кристаллизованным интеллектом». Так, например, механик, который работал с авиационными двигателями в течение 30 лет, мог бы иметь много «кристаллизованных» знаний о том, как работают эти двигатели, в то время как молодой, новый инженер с более «подвижным интеллектом» мог бы больше сосредоточиться на теории работы двигателя, эти два типа способностей могут дополнять друг друга и работать вместе для достижения цели. В качестве основы для этого различия Кеттелл разработал модель инвестиций в производственные мощности:аргументируя это тем, что кристаллизованная емкость возникла в результате вложения емкости жидкости в конкретный предмет знания. Участвовал вкогнитивная эпидемиология с ее теорией о том, что кристаллизованные знания, хотя и более применяемые, могут быть сохранены или даже увеличены после того, как с возрастом способность к плавности начала снижаться, — концепция, используемая в Национальном тесте по чтению для взрослых . (НАРТ). Кеттелл разработал серию тестов способностей, в том числе полную батарею способностей (CAB), которая обеспечивает измерения 20 основных способностей [ 14 ] , и тест культурного честного интеллекта (CFIT), который был разработан для обеспечения полностью неинвазивного измерения интеллекта. как тот, что сейчас видели в Raven’s. Шкалы интеллекта Culture Fair были предназначены для минимизации влияния культурного или образовательного происхождения на результаты тестов интеллекта. [ 15 ]

Что касается статистической методологии, в 1960 году Кеттелл основал Общество многомерной экспериментальной психологии (SMEP) и его журнал Multivariate Behavioral Research

, чтобы объединить, поощрить и поддержать ученых, заинтересованных в многомерных исследованиях. [ 16 ] Он был одним из первых и частых пользователей факторного анализа (статистическая процедура для поиска основных факторов в данных). Кеттелл также разработал новые методы факторного анализа, например, изобрел тест на осыпи , который использует кривую скрытого корня для определения оптимального числа факторов для извлечения. [ 17 ]Он также разработал новую процедуру вращения для факторного анализа, «Procrustes» или неортогональное вращение, спроектированное таким образом, чтобы сами данные определяли наилучшее расположение факторов, вместо того, чтобы требовать ортогональных факторов. Другие вклады включают коэффициент схожести профилей (который учитывает форму, разброс и уровень двух профилей оценки); факторный анализ метода P, основанный на повторных измерениях одного человека (выборка переменных, а не выборка людей); факторный анализ техники dR для выяснения размеров изменений (включая преходящие эмоциональные состояния и более длительные состояния настроения); программа Taxonome для определения количества и содержания кластеров в наборе данных;программа Rotoplot для получения решений максимально простой структуры факториальных паттернов.[ 1 ] Кроме того, он предложил динамическое исчисление для оценки интересов и мотивации, [ 18 ] [ 19 ] таблицу взаимосвязей основных данных (которая оценивает размеры экспериментальных планов), [ 20 ] конструкцию групповой синтальности («личность» группа), [ 21 ] триадная теория когнитивных способностей, [ 22 ] Таблица анализа параметров способностей (ADAC), [ 23 ]И множественный абстрактный дисперсионный анализ (MAVA) с «уравнениями спецификации» для фиксации генетических и экологических переменных и их взаимодействий. [ 24 ]

Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности

В отличие от многих других теоретиков Кеттел начал не с клинических наблюдений или интуитивных представлений о природе человека. Наоборот, его подход прочно основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Приверженность Кеттела конструированию научной модели поведения определялась одной ведущей целью: раскрыть (с помощью метода факторного анализа) основные черты личности. Он полагает, так же как и Олпорт, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и в конечном счете они ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации. Как и Олпорт, Кеттел различает общие и уникальные черты. Однако он не разделяет точку зрения Олпорта, согласно которой черты в самом деле существуют внутри человека. По Кеттелу, черты не имеют никакого реального нейрофизиологического статуса и как таковые могут быть обнаружены лишь при точном измерении наблюдаемого поведения. Попытка Кеттела разработать теорию черт личности на основе сложного статистического анализа объективных поведенческих характеристик достойна восхищения. Результатом его усилий является, быть может, наиболее комплексная система воззрений в современной персонологии. Несмотря на сложность теории Кеттела, его концепции необходимо серьезно изучать тем, кто посвятил себя исследованию личности.

Биографический очерк

Рэймонд Бернард Кеттел (Raymond Bernard Cattell) родился в 1905 году в Стаффордшире, Англия. В своей автобиографии он вспоминает, что его детские годы были счастливыми и наполненными такими занятиями, как хождение под парусами, исследование пещер и плавание (Cattell, 1974). Однако относительное спокойствие его детства было прервано, когда Англия вступила в первую мировую войну. Военный госпиталь находился по соседству с их домом, и девятилетний Кеттел видел сотни раненых солдат, возвращающихся из Франции. Позднее он осознал, какой отпечаток оставили на его собственной жизни эти переживания детских лет: «Постоянно и беззвучно в мою жизнь входило неизменное чувство серьезности, основанное на ощущении, что вряд ли позволительно быть менее самоотверженным, чем эти раненые солдаты, и нового чувства для мальчишки – быстротечности человеческой жизни и необходимости совершенствования ее по мере возможности» (Cattell, 1974, р. 63).

В 16 лет Кеттел поступил в Королевский колледж Лондонского университета, где обучался главным образом физике и химии. За несколько месяцев до окончания и получения диплома с отличием он обнаружил, что профессиональная подготовка по физическим наукам не отвечает его возросшему интересу к социальным проблемам. Игнорируя советы друзей и одноклассников, Кеттел решает посвятить свой диплом, да и карьеру, психологии. В 1929 году он получает звание доктора философии в Лондонском университете. Будучи студентом-дипломником, он работал в качестве научного ассистента у Чарльза Спирмена, знаменитого британского психолога, разработавшего метод факторного анализа.

После получения докторского звания в области психологии в течение пяти лет (1932-1937) Кеттел работал директором психологической клиники в Англии, после чего уехал в Нью-Йорк, где провел год, работая адъюнкт-профессором вместе с человеком большой эрудиции, теоретиком Колумбийского университета Е. Л. Торндайком. С этого времени он остается в Соединенных Штатах. В 1938 году он поступает работать на факультет Университета Кларка, где в то время профессором психологии работал Г. Стэнли Холл, а затем в 1941 году занимает должность лектора психологии в Гарварде. В 1945 году Кеттел перешел в Университет Иллинойса, где и оставался в течение почти 30 лет в должности директора лаборатории личности и группового анализа. В 1973 году Кеттел оставил свою должность в Университете Иллинойса и переехал в Боулдер, штат Колорадо, где основал Институт по исследованию основ морали и самоосуществления. С 1977 года он становится консультирующим профессором при Гавайском университете, а также почетным профессором в Иллинойсе. Он все еще активно участвует в исследовательской работе и пишет научные труды.

Один из наиболее плодовитых теоретиков в области изучения личности, Кеттел опубликовал за свою карьеру около 35 книг и 400 исследовательских статей. Наиболее достойны внимания следующие его книги: «Описание и измерение личности» (1946); «Личность: системное теоретическое и фактическое исследование» (1950); «Научный анализ личности» (1965); «Наследование личности и способностей» (1982) и «Бейондизм: религия от науки» (1987).

Теория черт личности: основные концепции и принципы

Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Он утверждает, что адекватная теория функционирования и развития личности должна непременно строиться на строгих методах исследования и точных измерениях. Его излюбленными методами изучения личности являются мультивариативная статистика и факторный анализ.

Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации (Cattell, 1965). Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности, имеет вид:

R = f (S, Р) Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние.

Кеттел признает, как трудно предсказать поведение какого-либо человека в данной ситуации. Чтобы повысить точность предсказания, персонолог должен рассматривать не только те черты, которыми обладает личность, но также и не относящиеся к чертам переменные, такие как настроение человека в данный момент и конкретные социальные роли, требуемые ситуацией. Более того, необходимо взвешивать каждую черту с точки зрения ее значимости в рассматриваемой ситуации. Например, если бы человек оказался в эмоционально возбуждающей ситуации, тогда в предсказании его ответной реакции наибольший вес следовало бы приписать такой черте, как тревожность. Поэтому уравнение R = f (S, P) представляет упрощенный экстракт теории Кеттела о чертах личности. Однако с познавательной точки зрения нельзя забывать, что эта главная формула подтверждает убежденность Кеттела в том, что поведение человека можно определить и предсказать.

Структурные принципы: категории черт личности

Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела.

Как отмечалось ранее, в исследовании структурных элементов личности Кеттел в значительной мере полагается на факторный анализ (Cattell, 1965, 1978). В результате проведения многократных процедур факторного анализа данных, собранных в ходе исследования тысяч субъектов, он приходит к выводу, что черты личности можно классифицировать или разбить на категории несколькими способами. Рассмотрим предложенные Кеттелом принципы классификации черт (Кеттел использует также термин факторы).

Поверхностные черты – исходные черты

. Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве. Например, наблюдаемые проявления неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом и составлять поверхностную черту невротизма. Здесь невротизм подтверждается набором взаимосвязанных видимых элементов, а не какого-то одного из них. Поскольку поверхностные черты не имеют единой основы и временного постоянства, Кеттел не считает их значимыми для объяснения поведения.

Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Исходные черты существуют на «более глубоком» уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел (Cattell, 1979) пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами. Эти факторы черт личности, вероятно, более известны в связи со шкалой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела «Шестнадцать личностных факторов» (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF). Данная шкала самооценки и несколько других, также разработанных Кеттелом, оказались чрезвычайно полезными и популярными как в прикладных, так и в теоретических исследованиях. Ниже будет представлено обсуждение исходных черт, оцениваемых с помощью опросника «16 PF».

Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кеттела «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF)

Обозначение фактораНазвание фактора по КеттелуКачество, соответствующее высокой оценке по факторуКачество, соответствующее низкой оценке по фактору
AОтзывчивость-отчужденностьДобродушный, предприимчивый, сердечныйЦиничный, жестокий, безразличный
BИнтеллектСообразительный, абстрактно мыслящийГлупый, конкретно мыслящий
CЭмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивостьЗрелый, реалистичный, спокойныйНеустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый
EДоминантность-подчиненностьУверенный, конкурирующий, упрямыйЗастенчивый, скромный, покорный
FРассудительность-беспечностьСерьезный, молчаливыйБеззаботный, полный энтузиазма
GСознательность-безответственностьОтветственный, моралистический, стоическийПренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный
HСмелость-робостьПредприимчивый, раскованныйНеуверенный, замкнутый
IЖесткость-мягкостьОпирающийся на свои силы, независимыйЦепляющийся за других, зависимый
LДоверчивость-подозрительностьПринимающий условияУпорный на грани глупости
MМечтательность-практичностьТворческий, артистичныйКонсервативный, приземленный
NДипломатичность-прямолинейностьСоциально опытный, сообразительныйСоциально неуклюжий, непретенциозный
OСклонность к опасениям – спокойствиеБеспокойный, озабоченныйСпокойный, самодовольный
Q1Радикализм-консерватизмВольнодумно либеральныйУважающий традиционные идеи
Q2Самодостаточность-конформизмПредпочитающий собственные решенияБеспрекословно следующий за другими
Q3Недисциплинированность-контролируемостьСледующий собственным побуждениямПунктуальный
Q4Расслабленность-напряженностьСдержанный, спокойныйПереутомленный, возбужденный

Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой
. Согласно Кеттелу, исходные черты можно разделить на два подтипа – в зависимости от их источника. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Например, выздоровление от пристрастия к кокаину может быть причиной внезапной раздражительности, подавленности и беспокойства. Кеттел мог бы утверждать, что подобное поведение является следствием изменений физиологии человека и, таким образом, отражает конституциональные исходные черты.

Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением. Поэтому человек, выросший на ферме Среднего Запада, ведет себя не так, как человек, который провел жизнь в городских трущобах.

Способность, темперамент и динамические черты

. Исходные черты, в свою очередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация – вот некоторые примеры способностей. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Так, например, личность может быть охарактеризована как амбициозная, стремящаяся к власти или заинтересованная в приобретении материальных благ.

Общие черты – уникальные черты

. Как и Олпорт, Кеттел (Cattell, 1965) убежден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общая черта – это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам. И напротив, уникальные черты – это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок. Например, Салли – единственный человек, собравший коллекцию сообщений о детской смертности в Швеции и Канаде в 1930 году. Очень немногие люди, если такие вообще найдутся, разделили бы этот интерес.

Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, но признание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимой индивидуальности людей. Он также полагает, что сама по себе организация общих черт в личности всегда уникальна. Однако нам не следует преувеличивать значение признания Кеттелом уникальности комбинации черт у каждого конкретного человека. В действительности его намного больше интересовали общие принципы поведения, чем личность конкретного индивидуума.

Источники данных для факторного анализа

Мы уже отмечали, что Кеттел особо подчеркивает значение факторного анализа для определения главных черт личности. Однако, прежде чем перейти к процедуре факторного анализа, необходимо сначала собрать массу данных по огромной выборке. Свои данные Кеттел черпает из трех основных источников: данные регистрации реальных жизненных фактов (L-данные), данные самооценки при заполнении анкет (Q-данные) и данные объективных тестов (OT-данные).

Первые, L-данные, представляют собой результаты измерения поведения в конкретных повседневных ситуациях, такие как успеваемость в школе или взаимоотношения со сверстниками. Эти данные могут также включать оценки личностных особенностей, даваемые людьми, хорошо знающими обследуемого в реальных жизненных ситуациях (например, сотрудниками). Q-данные – это, напротив, самооценки человека, касающиеся его поведения, мыслей и чувств. Подобная информация отражает самоанализ и самонаблюдения личности. Для получения Q-данных Кеттел разработал специальные тесты самооценки, из которых наибольшего внимания заслуживает опросник «Шестнадцать личностных факторов» (Cattell et al., 1970). В то же время он выражает определенные сомнения в отношении этого типа данных: люди не всегда знают себя достаточно хорошо или же могут намеренно искажать или фальсифицировать ответы. Он предупреждает исследователей, что к данным самооценки следует подходить с осторожностью. И наконец, OT-данные получаются в результате моделирования специальных ситуаций, в которых действия личности по выполнению определенных заданий могут быть оценены объективно. Здесь, по мнению Кеттела, отличительной особенностью является то, что человека помещают в придуманные «миниатюрные ситуации», и он реагирует, не зная по каким критериям оцениваются его ответы. Например, человеку могут предложить тест Роршаха, не дающий возможности для какой бы то ни было подделки. Итак, OT-данные трудно исказить.

Выявление исходных черт эмпирическим путем

. Чтобы отразить сложность личности и создать многоплановую стратегию исследования, Кеттел считает необходимым использовать многие источники данных. Такой подход учитывает одновременно различные проявления параметров личности, однако он не дает возможности исследователю манипулировать переменными. Кеттел утверждает: если такое многоплановое исследование, как факторный анализ, действительно способно достоверно определять функциональные блоки личности, тогда те же самые факторы или исходные черты можно будет получать по трем вышеупомянутым различным типам данных. Это логическое утверждение предполагает, что каждый источник данных фактически измеряет общераспространенные и основополагающие черты личности.

Первоначально Кеттел подвергал факторному анализу только L-данные. Он обнаружил 15 факторов, которые, как представлялось, наилучшим образом объясняли индивидуальность человека. Затем он вместе с коллегами попытался определить, будут ли подобные факторы получены на основе Q-данных. Были разработаны буквально тысячи пунктов опросника, которые предлагались для заполнения очень большому количеству людей, после чего данные были подвергнуты факторизации с целью выяснения совпадающих пунктов. Результатом этих колоссальных исследовательских усилий явился «16 PF». Список исходных черт, выведенных с помощью «16 PF», представлен в вышеприведенной таблице. В целом, факторы, обнаруженные с помощью Q-данных, совпадали с факторами, выявленными с использованием L-данных; только некоторые из них оказались единственными в своем роде для обоих видов данных. И в частности, первые 12 факторов, перечисленные в таблице, встретились как в Q-данных, так и в L-данных, в то время как последние четыре фактора, полученные по Q-данным, не соответствовали L-данным.

Касаясь вопроса о степени влияния черт личности на поведение, Кеттел (Cattell, 1965) высказал мнение, что одна черта сильнее другой в том случае, если она имеет высокие нагрузки в большем количестве образцов поведенческих проявлений (то есть общего набора черт, которые могут быть использованы для описания личности). Поэтому фактор A (отзывчивость-отчужденность) является самой сильной чертой из перечисленных, поскольку он оказывает большее влияние на поведение людей в различных ситуациях, чем любая другая черта. Идет ли речь о таких событиях, как успеваемость в школе, эффективность секретарской работы, подвиг солдата или удачный брак, – во всех этих случаях фактор A вносит весьма значительный вклад в деятельность человека. Не столь многочисленны ситуации, в которых принимает участие фактор B (интеллект); и еще меньше таких, в которых существенную роль играет фактор C (эмоциональная устойчивость), и так далее, по всему списку. Следовательно, сила черты определяется ее значимостью для регуляции поведения в различных обстоятельствах.

Роль наследственности и окружающей среды

. Уникальность Кеттела как ученого состоит в том, что он сделал попытку определить сравнительный вклад наследственности и окружающей среды в развитие черт личности. С этой целью он разработал статистическую процедуру – многопрофильный абстрактный вариантный анализ (Multiple Abstract Variance Analysis, MAVA), оценивающий не только наличие или отсутствие генетического влияния, но также и степень обусловленности черт генетическим влиянием или воздействием окружающей среды (Cattell, 1960). Эта процедура предполагает сбор данных о различных проявлениях сходства между однояйцевыми близнецами, выросшими в одной семье; между сиблингами (братьями и сестрами), выросшими в одной семье; однояйцевыми близнецами, воспитанными в разных семьях и родными братьями и сестрами, выросшими врозь. Результаты применения техники MAVA (основанной на использовании личностных тестов для оценки той или иной черты личности) показывают: значение генетических и средовых влияний существенно меняется от черты к черте. Например, данные указывают на то, что около 65-70% вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно приписать влиянию генетических факторов, в то время как генетическое воздействие на такие черты, как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятности, наполовину меньше. В целом, по оценке Кеттела, около двух третей характеристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть – наследственностью.

Согласно Кеттелу, помимо непосредственного воздействия ситуационных факторов, на поведение людей в значительной мере влияют те группы, к которым они принадлежат (семья, церковь, группы сверстников, коллеги, школа, национальность). Посредством черт личности можно описать не только отдельных людей, но также и социальные группы, членами которых они являются. Диапазон черт, с помощью которых могут быть объективно охарактеризованы группы, называется их синтальностью (syntality). Используя факторный анализ, Кеттел (Cattell, 1949) изучал синтальность различных религиозных, учебных и профессиональных групп. Он исследовал также группу черт, составляющих синтальность целых наций (Cattell et al., 1952). Основные черты, определяющие синтальность стран, включают величину ее территории, моральное состояние, достаток и степень индустриализации. Ни один другой персонолог не сделал столько, сколько Кеттел в направлении детального описания черт, характеризующих общество в целом, а также изучения влияния этих черт на поведение человека.

Заключительные комментарии

По широте и масштабности исследований в сфере личности, бесспорно, Кеттел достоин признания как самый выдающийся персонолог нашего времени. Его научная и исследовательская деятельность затронула почти все аспекты, имеющие значение для теории личности, – структуру, развитие, мотивацию, психопатологию, психическое здоровье и изменения. Его усилия по построению теории, основанной на технике точных измерений, поистине впечатляющи. Как отмечает один из его последователей, Кеттел достоин всяческого восхищения: «Следует отметить, что оригинальная программа Кеттела по изучению личности явилась результатом чрезвычайно богатой теоретической системы, оказавшейся гораздо более плодотворной в отношении эмпирического исследования, чем любая другая теория» (Wiggins, 1984, р. 190). Однако, к сожалению, теория Кеттела не получила должной оценки у многих персонологов, изучавших личность человека, и осталась по сути мало известной широкой публике. Критики указывают на то, что труды Кеттела написаны сложным языком и трудны для понимания. Имеет место и критика его чрезмерной приверженности факторному анализу, а также субъективности предложенных им формулировок, интерпретаций и названий основных черт, полученных статистическим методом. Несмотря на недостаточное внимание к его работе и некоторые заслуженные упреки в его адрес, Кеттел остается убежденным приверженцем своего подхода, который, по всей вероятности, даст нам возможность понять структуру и функции личности. Мы надеемся, что данный краткий обзор послужит для студентов стимулом к более серьезному знакомству с теорией Кеттела. Особенно рекомендуем работу, которую он написал, будучи студентом последнего курса университета – «Научный анализ личности» (Cattell, 1965).

Кеттела ни в коем случае нельзя считать единственным персонологом, посвятившим себя изучению базисной структуры личностных черт. Ганс Айзенк также использовал факторный анализ для выявления целого ряда аспектов, необходимых для объяснения человеческого поведения.

Мнения о расе и евгенике

Уильям Х. Такер (психолог) [ 25 ] [ ] и Барри Мелер [ 27 ] [ ] критиковали Кеттелла на основе его работ по эволюции и политическим системам. Они утверждают, что на протяжении всей своей жизни Кеттелл придерживался смеси евгеники и новой религии своего изобретения, которую он в конце концов назвал Бейондизмом и которую он предложил как «новую мораль науки». Такер также отмечает, что Кеттелл поблагодарил видных неонацистских идеологов и сторонников превосходства белой расы Роджера Пирсона , Уилмота Робертсона иРевило П. Оливер в предисловии к своей книге « За гранью

» и тот информационный бюллетень «За гранью», в котором участвовал Кеттелл, положительно оценил книгу Робертсона «
Этногосударство»
.

Кеттелл утверждал, что для такой эволюции необходимо разнообразие культурных групп. Кеттелл размышлял о естественном отборе, основанном как на разделении групп, так и на ограничении «внешней» помощи «неудачливым» группам от «успешных». Это включало пропаганду «добровольных мер ограничения рождаемости и воспитания», то есть разделение групп и ограничение роста несостоявшихся групп. [ 29 ] Джон Гиллис, биограф Кеттелла, утверждал, что, хотя некоторые взгляды Кеттелла противоречивы, Такер и Мелер преувеличили и исказили свои взгляды, вырывая цитаты из контекста и ссылаясь на устаревшие статьи. [ 30 ]Магриета Лотц (2008, с. 136) также говорит, что ее критики вырвали это из контекста. Лотц говорит, что «взгляды, которые он разработал в 1930-х годах, были распространены среди его современников, когда вера в расовые различия были широко распространены, и их не следует искажать, исходя из нынешних стандартов. Общие научные наблюдения не следует рассматривать как личные моральные утверждения». [ 31 ] .

В 1997 году Кеттелл был выбран Американской психологической ассоциацией (APA) за «Золотую медаль за достижения в области психологии». Перед вручением медали Мехлер начал рекламную кампанию против Кеттелла через свой некоммерческий фонд ISAR [ 32 ] , обвинив Кеттелла в симпатиях к расистским и фашистским идеям. [ 33 ]Мехлер заявил, что «немыслимо воздать должное этому человеку, чья работа помогает возвеличивать самые деструктивные политические идеи 20 века». АПА созвало экспертную комиссию для расследования обоснованности обвинений. Перед тем, как комитет принял решение, Кеттелл опубликовал открытое письмо комитету, в котором говорилось: «Я верю в равные возможности для всех и ненавижу расизм и дискриминацию по признаку расы. Любое другое убеждение противоречило бы делу моей жизни». и заявил, что «достойно сожаления, что объявление АПА … сделало заявления заблудших критиков широко известными» [ 34 ] .Кеттелл отклонил награду, сняв свое имя с рассмотрения, и комитет был распущен. Кеттелл умер несколько месяцев спустя в возрасте 92 лет.

В 1984 году Кеттелл сказал: «Единственное разумное решение — не заниматься вопросом расы: это не центральный вопрос, и было бы большой ошибкой отклоняться от всех эмоциональных потрясений, которые происходят в дискуссиях о расовых различиях. . Мы должны быть очень осторожны, чтобы отделить евгенику от этого — на самом деле евгеника должна интересоваться индивидуальными различиями ». [ 35 ] Ричард Л. Горсуч (1997) писал (в письме в Американский психологический фонд , параграф 4), что: «Обвинение в расизме неуместно на 180 градусов. [Кеттелл] был первым, кто поставил под сомнение расовую предвзятость. испытаний и в попытках уменьшить эту проблему » [ 35 ] .

Наследие

«Личность — это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации. Цель психологического исследования личности — установить законы, по которым люди ведут себя во всех видах социальных ситуаций и общих ситуаций среды

», — писал Кеттел.

Кеттелл удостоился двух премий, — Дарвинского общества и Веннера Грена, — а также получил награду «За выдающиеся работы в области измерений» от Американской психологической ассоциации. Был действительным членом Британского психологического общества

Работа в Институте тестирования личности и способностей (IPAT) была продолжена его дочерью — Хитер Кеттелл.

Избранные публикации

Статьи и книги Раймонда Кеттелла занимают седьмое место по цитируемости в рецензируемых психологических журналах за последнее столетие. [ 36 ] Его 25 наиболее цитируемых публикаций: [ 37 ]

  • Кеттелл, РБ (1943). Описание личности: Основные черты, разделенные на группы. Журнал аномальной и социальной психологии, 38
    , 476–506. (1725 ссылок)
  • Кеттелл, РБ (1943). Измерение интеллекта взрослых. Психологический бюллетень, 40
    , 153–193. (982 цитирования)
  • Кеттелл, РБ (1946). Описание и измерение личности
    . Нью-Йорк: Мировая книга. (2100 цитирований)
  • Кеттелл, РБ (1947). Подтверждение и уточнение основных личностных факторов. Психометрика, 12
    , 197–220. (666 ссылок)
  • Кеттелл, РБ (1950). Личность: систематическое теоретическое и фактическое исследование
    . Нью-Йорк: Макгроу Хилл. (1636 цитат)
  • Кеттелл, РБ (1952). Факторный анализ: Введение и руководство для психолога и социолога
    . Оксфорд, Великобритания: Харпер. (362 цитирования)
  • Кеттелл, РБ (1957). Структура и измерение личности и мотивации
    . Нью-Йорк: Мировая книга. (3042 цитирования) **
  • Кеттелл, РБ (1963). Теория жидкого и кристаллизованного интеллекта: критический эксперимент. Журнал педагогической психологии, 54
    , 1–22. (3906 ссылок)
  • Кеттелл, Р. Б. и Шайер, И. Х. (1961). Значение и измерение невротизма и беспокойства
    . Нью-Йорк: Рональд Пресс. (1154 цитирования)
  • Кеттелл, РБ (1965). Факторный анализ: введение в основы I: цель и лежащие в основе модели. Биометрия, 21
    , 190–215. (728 ссылок)
  • Хорн, Дж. Л. и Кеттелл, Р. Б. (1966). Уточнение и проверка теории жидкого и кристаллизованного интеллекта. Журнал педагогической психологии, 57
    , 253–270. (2449 ссылок)
  • Кеттелл, РБ (1966). Тест осыпи
    на количество факторов.
    Многомерные поведенческие исследования, 1
    (2), 245–276. (16489 ссылок)
  • Хорн, Дж. Л. и Кеттелл, Р. Б. (1967). Разница в возрасте в жидком и кристаллизованном интеллекте. Acta Psychologica, 26
    , 107–129. (1268 ссылок)
  • Кеттелл, Р. Б. и Шайер, И. Х. (1967). Справочник по опроснику шкалы тревожности IPAT
    . Шампейн Иллинойс: IPAT. (631 цитирование)
  • Кеттелл, Р. Б. и Мясник, Г. Дж. (1968). Предсказание достижений и творчества
    . Оксфорд, Великобритания: Bobbs-Merrill. (630 ссылок)
  • Cattell, RB et al. (1970). Пособие по анкете по 16 личностным факторам (16PF) в клинической педагогической производственной и исследовательской психологии
    . Шампейн, Иллинойс: IPAT. (3486 ссылок)
  • Кеттелл, РБ, Эбер, Х.В. и Тацуока, М.М. (1970). Справочник по анкете по шестнадцати личностным факторам
    (16 PF). Шампейн Иллинойс: IPAT. (3048 ссылок)
  • Кеттелл, РБ (1971). Способности: их структура, рост и действие
    . Бостон, Массачусетс: Houghton Mifflin. (4601 цитирование)
  • Кеттелл, РБ (1973). Личность и настроение по анкете.
    Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс. (1106 ссылок)
  • Кеттелл, Р. Б., Фогельманн, С. (1977). Комплексное испытание осыпи и критериев KG для определения количества факторов. Многомерные поведенческие исследования, 12
    , 289–335. (697 ссылок)
  • Кеттелл, Р. Б. и Клайн, П. (1977). Научный анализ личности и мотивации
    . Нью-Йорк: Академ. (2340 ссылок)
  • Кеттелл, РБ (1978). Научное использование факторного анализа в поведенческих науках и науках о жизни
    . Нью-Йорк: пленум. (3579 ссылок)
  • Кеттелл, РБ (1987). Интеллект: его структура, рост и действие
    . Амстердам: Эльзевир. (1744 цитирования)
  • Нессельроаде, Дж. Р. и Кеттел, Р. Б. (1988). Справочник по многомерной экспериментальной психологии (Rev. 2-е изд.)
    Нью-Йорк: Пленум. (1682 цитирования)
  • Кеттелл, РБ (1988). Значение и стратегическое использование факторного анализа. В Справочнике по многомерной экспериментальной психологии
    . Нью-Йорк: Пленум. (1065 ссылок)

Список личностных качеств

Черты характера

Открытость опытуСостоит из двух связанных, но разделимых черт: открытости опыту и интеллекта. Поведенческие аспекты включают в себя широкие интересы, а также изобретательность и проницательность, связанные с активностью в дорсолатеральная префронтальная кора. Считается прежде всего когнитивной чертой.[25]
ДобросовестностьСкрупулезное, дотошное, принципиальное поведение, руководствующееся собственной совестью или подчиняющееся ей. Связанный с дорсолатеральная префронтальная кора.[26][27][28]
ЭкстраверсияОбщительный, общительный, общительный, выдающий личность вовне. Противоположность экстраверсии — это интроверсия. Было показано, что экстраверсия имеет общие генетические маркеры со злоупотреблением психоактивными веществами. Экстраверсия связана с различными областями префронтальной коры и миндалина.[29][30][31]
ДоброжелательностьОтносится к послушному, доверчивому, сочувствующему, отзывчивому, дружелюбному и отзывчивому характеру.[32][33][34]
НевротизмВыявляет людей, склонных к психологическому стрессу. Люди с высоким невротизмом склонны быть тревожными, подавленными, застенчивыми, импульсивными, уязвимыми и проявлять гневную враждебность. «Невротизм — главный фактор патологии личности» (Айзенк и Айзенк, 1969). Невротизм был связан с сайтами связывания транспортера серотонина (5-HTT) в таламус: а также активность в островковая кора.[35][36][37] Невротизм также предсказывает появление более негативного жизненного опыта.[22]
Честность-смирениеСклонность к искренности, скромности, справедливости и избеганию жадности. Те, кто высоко оценивает эту черту, не испытывают особого желания манипулировать другими или нарушать правила ради личной выгоды.
Самооценка (низкий)«Благоприятное или неблагоприятное отношение к себе» (Розенберг, 1965). Ощущение человеком своей ценности или ценности, или степень, в которой человек ценит, одобряет, ценит, ценит или любит себя «(Blascovich & Tomaka, 1991).[38][39][40]
Предотвращение вредаСклонность к застенчивости, боязни и неуверенности, склонности к беспокойству. Было показано, что неонатальные осложнения, такие как преждевременные роды, влияют на предотвращение вреда. Люди, страдающие расстройствами пищевого поведения, демонстрируют высокий уровень избегания вреда.[41] Объем левой миндалины у девочек коррелировал с уровнями HA, в отдельных исследованиях HA коррелировал с уменьшением объема серого вещества в орбитофронтальной, затылочной и теменной областях.[42][43][44][45]
Поиск новинокИмпульсивный, исследовательский, непостоянный, возбудимый, вспыльчивый и экстравагантный. Связан с аддиктивным поведением.
Чувствительность обработки сенсорной информации (SPS)Отличительная черта очень чувствительные люди, характеризующийся повышенной глубиной обработки сенсорной информации, лежащей в основе большей склонности СЧЛ к чрезмерной стимуляции, эмоциональной реактивности и сочувствия, а также чувствительности к стимулам.[46][47]
Перфекционизм«Я не думаю, что необходимость быть идеальным в любом случае адаптивна». (Пол Хьюитт, доктор философии)
Социально предписанный перфекционизм — «вера в то, что другие будут ценить вас только в том случае, если вы совершенны».

Эгоцентричный перфекционизм — «внутренне мотивированное желание быть идеальным».

Перфекционизм — одна из черт, связанных с навязчивым поведением, и, как полагают, одержимость регулируется базальный ганглий.[48][49][50]

АлекситимияНевозможность выражать эмоции. «Не иметь слов для внутреннего переживания» (Рени Дж. Мюллер, доктор философии). В исследованиях, проведенных с пациентами с инсультом, было обнаружено, что алекситимия более распространена у тех, у кого возникли поражения в правом полушарии после инфаркт мозга. Есть положительная ассоциация с пост-травматическое стрессовое растройство (ПТСР), жестокое обращение и пренебрежение в детстве и алекситимия. Использование психометрический тестирование и фМРТ, исследования показали положительный отклик в островок, задняя поясная кора (PCC) и таламус.[51][52][53]
ЖесткостьНегибкость, трудности с переходами, соблюдение установленных шаблонов. Психическая ригидность возникает из-за дефицита исполнительные функции. Первоначально назывался Лобная доля синдром его также называют дизэкспективный синдром и обычно возникает в результате повреждения Лобная доля. Это может быть связано с физическим повреждением, болезнью (например, болезнь Хантингтона) или гипоксический или аноксическое оскорбление.[54][55][56][57]
ИмпульсивностьПринятие риска, отсутствие планирования и быстрое принятие решения (Айзенк и Айзенк). Компонент растормаживания. Аномальные паттерны импульсивности были связаны с поражениями справа. нижняя лобная извилина и в исследованиях, проведенных Антонио Дамасио автор Ошибка Декарта, повреждение вентромедиальная префронтальная кора было показано, что вызывает дефект в принятии решений в реальной жизни у людей с нормальным интеллект. Те, кто получает такой ущерб, не обращают внимания на будущие последствия своих действий и живут здесь и сейчас.[58][59][60][61][62][63]
РастормаживаниеПоведенческое растормаживание — это неспособность или нежелание сдерживать импульсы, это ключевой компонент исполнительного функционирования. Исследователи подчеркнули, что плохое сдерживание поведения является основным нарушением СДВГ. Это может быть симптомом орбитофронтальная доля синдром, подтип синдром лобной доли которое может быть приобретенным расстройством в результате травматическое повреждение мозга, гипоксическая ишемическая энцефалопатия (ГИЭ), аноксическая энцефалопатия, дегенеративные заболевания, такие как Болезнь Паркинсона, бактериальные или вирусные инфекции, такие как Болезнь Лайма и нейросифилис. Растормаживание постоянно ассоциируется с расстройствами, связанными с злоупотреблением психоактивными веществами, ожирением, более высоким ИМТ, чрезмерным перееданием, повышенным уровнем приема пищи и ощущением голода.[64][65][66][67][68][69][70][71]
ПсихотизмПсихотизм — это тип личности, характеризующийся агрессивностью и межличностной враждебностью, одной из четырех черт личности. Ганс Айзенкмодель личности. Айзенк считал, что высокий уровень этой черты связан с повышенной уязвимостью к психозам, таким как шизофрения. Он также считал, что кровные родственники психотиков будут демонстрировать высокий уровень этой черты, что указывает на генетическую основу этой черты.[72][73]
ОдержимостьНастойчивые, часто нежелательные и часто беспокоящие идеи, мысли, образы или эмоции, размышление, часто вызывая тревожное состояние. Одержимость может привести к дисфункции базальный ганглий.[74][75][76]

использованная литература

  1. аб
    Кеттелл, РБ (1978).
    Использование факторного анализа в поведенческих науках и науках о жизни
    . Нью-Йорк: Пленум.
  2. Перейти ↑ Cattell, RB (1984). Путешествие лаборатории, 1928–1984 гг. (Путешествие в лабораторию, 1928–1984) Многомерные экспериментальные исследования, 19
    , 121–174.
  3. Кеттелл, РБ (1983). Структурированная теория обучения личности: комплексный многомерный подход к исследованию
    . (стр. 419–457). Нью-Йорк: Praeger.
  4. Кеттелл, РБ (1973).Личность и настроение по анкете .
    (en inglés) . Сан-Франциско: Калифорния: Джосси-Басс.
  5. Перейти ↑ Cattell, RB (1943). Описание личности: I. Основы измерения черт. Психологическое обозрение, 50
    , 559-594.
  6. Голдберг, Л. Р. (1993). Структура фенотипических черт личности. Американский психолог, 48
    (1), 26-34.
  7. Перейти ↑ McCrae, RR & Costa, PT (2008) Эмпирическое и теоретическое состояние модели пяти факторов личности. В GJ Boyle et al. (Ред.), Справочник SAGE по теории и оценке личности: Том 1 — Теории и модели личности
    (стр. 273-294). Лос-Анджелес, Калифорния: Сейдж. ISBN 1-4129-2365-4
  8. Перейти ↑ Cattell, RB (1995). Ошибочность пяти факторов в сфере личности. Психолог
    , 207-208 мая.
  9. Бойл, GJ (2008). Критика-дель-модель-де-лос-cinco factores (FFM). En GJ Boyle et al. (Eds.), The SAGE Handbook of Personality Theory and Assessment: Vol. 1 — Теории и модели личности
    . Лос-Анджелес, Калифорния: Сейдж. ISBN 1-4129-2365-4
  10. Cattell, RB, & Scheier, IH (1961). Значение и измерение невротизма и беспокойства
    . Нью-Йорк: Рональд Пресс.
  11. Бойл, Г.Дж., Саклофске, Д.Х., и Мэтьюз, Г. (2015). (Ред.), Меры личности и социально-психологические конструкции
    (гл. 8). Амстердам: Elsevier / Academic. ISBN 978-0-12-386915-9
  12. Перейти ↑ Nesselroade, JR (1984). Концепции внутриличностной изменчивости и изменения: впечатления о влиянии Кеттелла на психологию развития на протяжении всей жизни. Многомерное исследование поведения, 19
    , 269-286.
  13. Кеттелл, РБ (1963). Теория жидкого и кристаллизованного интеллекта: критический эксперимент. Журнал педагогической психологии, 54
    , 1–22.
  14. Hakstian, AR & Cattell, RB (1982). Руководство по батарее универсальных способностей
    . Шампейн, Иллинойс: IPAT.
  15. Cattell, RB & Cattell, AKS (1977). Измерение интеллекта с помощью культурных тестов
    . Шампейн, Иллинойс: IPAT.
  16. Перейти ↑ Cattell, RB (1990). Рождение общества многомерной экспериментальной психологии. Журнал истории поведенческих наук, 26
    , 48-57.
  17. Кеттелл, РБ (1966). Тест осыпи на количество факторов. Многомерное поведенческое исследование, 1
    (2), 245-276.
  18. Кеттелл, Р. Б. и Чайлд, Д. (1975). Мотивация и динамическая структура
    . Лондон: Холт, Райнхарт и Уинстон.
  19. Перейти ↑ Boyle, GJ (1988). Выяснение структуры мотивации посредством динамического расчета. В JR Nesselroade & RB Cattell (Eds.), Handbook of Multivariate Experimental Psychology
    (2-е изд., Стр. 737-787). Нью-Йорк: Пленум.
  20. Nesselroade, JR & Cattell, RB (1988). Справочник по многомерной экспериментальной психологии
    ). Нью-Йорк: Пленум.
  21. Перейти ↑ Cattell, RB (1948). Понятия и методы измерения групповой синтальности. Психологический обзор, 55
    (1), 48-63. DOI: 10.1037 / h0055921
  22. Перейти ↑ Brody N. (1992). Интеллект
    (стр. 18-36). Нью-Йорк: Академ. (2-е изд.). ISBN 0-12-134251-4
  23. Перейти ↑ Carroll, JB (1984). Вклад Раймонда Б. Кеттелла в теорию когнитивных способностей. Многомерное поведенческое исследование, 19
    , 300-306.
  24. Кеттелл, РБ (1979, 1980). Личность и теория обучения
    , тт. 1 и 2. Нью-Йорк: Спрингер.
  25. Tucker, WH (1994). Наука и политика расовых исследований
    . Урбана, Иллинойс: Университет Иллинойса Press.
  26. Такер, Уильям Х. (март 2009 г.). Противоречие Кеттелла: раса, наука и идеология
    . Университет Иллинойса Press. ISBN 978-0-252-03400-8 .
  27. Beyondism: Раймонд Б. Кеттелл и новая евгеника
  28. Мехлер сообщает, что он был наставником Джерри Хирша, критика Кеттелла в Университете Иллинойса, где Кеттелл и Хирш провели большую часть своей карьеры.
  29. Кеттелл, РБ (1972). Новая мораль от науки: бейондизм
    (стр. 95, 221). Нью-Йорк: Пергамон.
  30. Гиллис, Дж. (2014). Тайный гений психологии: жизнь и творчество Раймонда Б. Кеттелла
    . Amazon Kindle Edition.
  31. Перейти ↑ Lotz, MACM (2008). Beyondism: Мысль Раймонда Бернарда Кеттелла (1905-1998) о религии и его религиозная мысль
    . (Магистерская диссертация) Претория, ЮАР: Университет ЮАР [1] . [Проверено 12 августа, 2022 г.]
  32. ISAR — гуру Beyondist получил золотую медаль 1997 года на APA
  33. ISAR — Домашняя страница РБ Кеттелла
  34. [ https://www.cattell.net/devon/openletter.htm Carta abierta de Raymond B. Cattell a la APA

Описание методики

Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р. Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Впервые опросник Кэттелла (форма A, B) был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). В 1956-57 г. вышло второе издание, дополненное новыми разработками (форма C, D). В 1961-62 г. (форма E, F) – третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к опроснику. В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению, Кэттелла, «можно работать в полной мере». Адаптированный русскоязычный вариант опросника разработан В. И. Похилько, А. С. Соловейчиком, А. Г. Шмелевым.

Существует 6 основных форм опросника: A и B (187 вопросов), C и D (105 вопросов), E и F (128 вопросов). Также были разработаны 14-факторный подростковый, 12-факторный детский и 13-факторный сокращённый взрослый варианты личностного опросника. Для их интерпретации используются специальные, упрощённые и сокращённые алгоритмы подсчёта. В России чаще всего используют формы А и С.

Методика Кэттелла широко используется в психодиагностической практике как за рубежом, так и у нас в стране. Его опросник универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека. Необходимо отметить, что опросник диагностирует черты личности, но не мотивационно-потребностную сферу (мотивы, потребности, интересы и ценности), требующую применения других методик. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии, при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Смотрите также

  • 16 личностных факторов
  • Модель Большой Пятерки
  • Жидкий и кристаллизованный интеллект
  • Факторный анализ
  • Теория черт
Контроль властей
  • Проекты Викимедиа
  • Данные: Q353133
  • Идентификаторы
  • WorldCat
  • VIAF : 97724780
  • ISNI : 0000 0001 0927 8509
  • BNE : XX1721421
  • BNF : 12377726q (данные)
  • Земля : 118942484
  • LCCN : n79021477
  • NDL : 00435538
  • NKC : ola2002159584
  • NLA : 35026667
  • CiNii : DA00400927
  • SNAC : w6zb23m1
  • СУДОК : 032822383
  • BIBSYS : 90108944
  • MGP : 244714
  • Открытая библиотека : OL668399A
  • Словари и энциклопедии
  • Британика : url
  • Цифровые репозитории
  • Персей : 14953 г.
  • Данные: Q353133

О чём ещё нужно знать или основные признаки «черты»

Когда ты рассматриваешь теорию черт, основной упор делается на конкретного человека, а не на обстоятельства, которые на него повлияли. Исходя из этого очень важно понимать, а что же такое «черта», какие у неё есть основные признаки.


Giphy

  • Черта – это не состояние. Это скорее реакция на поведение и ожидание от этого поведения. («Я дружелюбный» – обозначает устойчивую реакцию человека на поведение другого)
  • Имеет количественное измерение

(Можно быть наименее и наиболее дружелюбным)

  • Черта объединяет формальные и неформальные теории личности
  • У черты есть иерархия, от одной общей может быть несколько других.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]