Школа Павлова.
Учение об условных рефлексах – временная связь внешнего агента с деятельностью организма. Безусловные рефлексы осуществляются при любых условиях. Сигнальные системы. 1-я сигнальная система – раздражение на внешних рецепторах и на больших полушариях, общая у людей и животных; 2-ю сигнальную систему составляет слово.
Законы ВНД: закон иррациации, закон концентрации. Исследовал экспериментальные неврозы. Орбели Л.Д. учение о 2-й сигнальной системе, проблема труда и вдохновения. Анохин П.К. теория функциональных систем, универсальная модель мозга (афферентный синтез), биология и нейрофизиология условного рефлекса. Ломов Б.Ф. специальные разработки инстинктивной психологии, психология труда, психофизика, мат. психология. Давыдов В.В. явление интериоризации.
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. Москва, 1989. 248 стр.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. — 168 с.
- Кон И.С. Социология личности. — М., 1967, — 315 СТР.
- Лазурский А.Ф. Набросок науки о характере. М., 1995, — 247 С.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 281 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2000. — 592 с.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. — СПС, 2002 г. — 920 c.
- Мязишев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1995. С. 39-67.
- общая психология : учебник для студентов образовательных учреждений. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. — 308 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 224 ч.
- психологическая наука в России в 20 веке: Проблемы теории и истории. М., 1997. — 576 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. — 268 с.
- Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. — 720 с.
- Hjell L., ZieglerD. Теории личности. СПб., 1997. — 796 с.
Школа Теплова, Небылицына.
Основные свойства и системы по Павлову и Небылицину. Бланковые методы диагностики основных свойств нервной системы и их психологические особенности.
Свойства:
- Сила нервных процессов – раздражительного и тормозного.
- Равновесие этих процессов.
- Их подвижность.
- Высочайшая пластичность.
В окружающей среде оказываются необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты этих раздражений по требованию других, так же или еще более могучих внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих нервных процессов. Оба процесса должны, так сказать, поспевать за колебаниями окружающей среды, т.е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно.
Рефераты Для Тебя
Введение Глава 1. Отечественные концепции теории личности 1.1 Концепция личности А.Ф. Лазурского 1.2 Взгляды С.Л. Рубинштейна на структуру личности 1.3 Концепция личности А.Н. Леонтьева 1.4 Концепция личности А.В. Петровского Глава 2. Зарубежные психологические теории личности 2.1 Психоаналитическая теория З.Фрейда 2.2 Личность в гуманистической теории 2.3 Когнитивная теория личности 2.4 Диспозициональное направление в теории личности Заключение Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы данной работы определяется тем, что в психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий.
В традициях отечественной психологии, личность представляет собой совокупность отношений к миру данного конкретного субъекта (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, В. С. Мерлин, К. К. Платонов и др.). Единственным овеществленным выражением отношения может быть активность личности, реализуемая в ее деятельности.
Разнообразие теорий личности, возникших в западной психологической науке в течение ХХ века, определяет и множество взглядов на определение концепта «личность», ее функционирование и структуру.
Л. Хьелл и Д. Зиглер в своей известной монографии выделяют, по меньшей мере, девять направлений в теории личности. Это – психодинамическое (3. Фрейд) и пересмотренный А. Адлером и К. Юнгом вариант этого направления, диспозиционное (Г. Олпорт, Р. Кеттел), бихевиористское (Б. Скиннер), социально-когнитивное (А. Бандура), когнитивное (Дж. Келли), гуманистическое (А. Маслоу), феноменологическое (К. Роджерс) и эго-психология, представленная именами Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни.
Как отмечают Л. Хьелл и Д. Зиглер, краеугольные камни теории личности коренятся в базисных представлениях ее автора о природе человека.
Глава 1. Отечественные концепции теории личности
1.1 Концепция личности А.Ф. Лазурского
Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего, представителей ленинградской-петербургской школы психологов.
Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В. М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте.
По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.
Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными.
Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.
Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психических уровня.
Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества.
1.2 Взгляды С.Л. Рубинштейна на структуру личности
Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).
В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста, вся психология человека является психологией личности.
Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн о мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся». Психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.
Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера – целеустремленности, настойчивости и т. п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.
1.3 Концепция личности А.Н. Леонтьева
К концу 1970-х гг., кроме ориентации на структурный подход к проблеме личности, стала развиваться концепция системного подхода. В этой связи особый интерес представляют идеи А. Н. Леонтьева.
Личность, по мнению Леонтьева, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).
К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипические обусловленные особенности человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, эффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. Понятие «индивид», по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил эти характеристики на две группы: индивидные и личностные? По его мнению, индивидные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылкц и условия ее формирования.
Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности,– отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.
Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл» [6]. Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них. Место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие, вводимое А.Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.
Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:
- широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);
- степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);
- общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.
Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».
1.4 Концепция личности А.В. Петровского
Сформулированный Леонтьевым подход к пониманию проблемы личности нашел свое дальнейшее развитие в работах отечественных психологов — представителей московской школы, в том числе А. В. Петровского.
А.В. Петровский в своих разработках исходит из того, что понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т. е. особенности его социального бытия, образа жизни. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. А это означает, что личность можно понять или изучить только в контексте конкретных социальных условий, конкретной исторической эпохи. Причем следует отметить, что для личности общество — это не, просто внешняя среда. Личность постоянно включена в систему общественных отношений, которая опосредуется множеством факторов.
Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжаться в других людях, и со смертью индивида она полностью не умирает. И в словах «он живет в нас и после смерти» нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения.
Рассматривая далее точку зрения представителей московской психологической школы на проблему личности, следует отметить, что в понятие личность в большинстве случаев авторами включаются определенные свойства, принадлежащие индивиду, причем имеются в виду и те свойства, которые определяют своеобразие индивида, его индивидуальность. Однако понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» не тождественны по содержанию, — каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним.
Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.
Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условий для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Поэтому, по мнению представителей московской психологической школы, индивидуальность — лишь одна из сторон личности человека.
Таким образом, в позиции представителей московской психологической школы прослеживается два основных положения. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и свойств человека. Во-вторых, личность рассматривается как продукт социальный, никак не связанный с биологическими детерминантами, а, следовательно, можно сделать вывод о том, что социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида.
Глава 2. Зарубежные психологические теории личности
2.1 Психоаналитическая теория З.Фрейда
Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.
Фрейд выделял три уровня сознания — сознание, предсознательное и бессознательное — с целью описания степени доступности психических процессов осознавания. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности).
В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго и суперэго. Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает при помощи вторичных процессов представления. Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур — совести и эго-идеала.
2.2 Личность в гуманистической теории
Находясь под влиянием экзистенциальной философии, гуманистическая психология в качестве своих основных принципов выдвигает трактовку личности как единого целого, несообразность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, и делает акцент на изучение психического здоровья.
Будучи основным направлением гуманистической психологии, теория Абрахама Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей.
Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Вот иерархия потребностей по Маслоу в порядке их доминирования или необходимости: 1) физиологические; 2) безопасность и защита; 3) принадлежность и любовь; 4) самоуважение; 5) самоактуализация.
Гуманистическая природа теории личности Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала.
Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивация роста (также называемая метамотивацией) нацелена на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу перечислил несколько метапотребностей (например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей, и выдвинул теорию, что эти потребности биологически заложены в людях так же, как и дефицитарные потребности. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение — вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.
К. Роджерс, являясь представителем гуманистической психологии, утверждает, что у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.
«Реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»; «Идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.
Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее, существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.
При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности — субцепции, по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы.
Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостность личности — основное качество «полностью функционирующей личности». Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.
Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.
2.3 Когнитивная теория личности
Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):
1. Блок «ядерных» конструктов — это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.
2. Блок периферических конструктов — это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.
Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).
Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:
1) имеет лучшее психическое здоровье;
2) лучше справляется со стрессом;
3) имеет более высокий уровень самооценки;
4 адаптивна к новым ситуациям.
Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
2.4 Диспозициональное направление в теории личности
Диспозициональное направление предполагает, что люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Кроме того, подчеркивается, что индивидуумы отличаются друг от друга по своим характерологическим признакам. Гордон Олпорт, первым выдвинувший теорию черт личности, главной задачей психологии считал объяснение уникальности индивидуума. Личность он рассматривал как динамическую организацию тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.
Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов.
Согласно Р. Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации.
Его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. По теории Р. Кеттела, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время.
Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела.
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями. В отечественной психологии структурный подход к проблеме личности сменяется концепцией системного подхода; это произошло к концу 1970-х гг.
Исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из того, что личность — это социальное качество индивида, в котором предстает человек как член человеческого общества. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений «индивид—общество» оно не может быть понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается.
Представления о личности рассмотренных нами авторов говорят о несхожести этих концепций. В то же время следует признать, что обобщенное представление о личности с позиций разных авторов гораздо выпуклее и многограннее, чем в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Тем не менее, анализ этих концепций позволяет выделить и общие точки соприкосновения. К ним относятся следующие положения.
В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности. В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальных различий между людьми. В большинстве определений именно личность «отвечает» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде.
Сравнение обобщенных взглядов отечественных и зарубежных психологов обнаруживает определенное сходство между ними в отношении личности.
Список использованной литературы
- Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2000.
- Общая психология: Учебник/ под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Эксмо, 2006.
- Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/ под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Академия, 2002.
- Розин, В.М. Психология: Наука и практика: Учебное пособие. – М.: РГГУ, Омега-Л, 2005.
- Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2004.
- Тихомиров, О.К. Психология: Учебник/ под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006.
Пригодилось тебе? Расскажи друзьям!
Мне нравится
Школа Леонтьева.
Работает по проблеме деятельности. Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую и А. В. Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями.
В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н., 1975). Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л., 1997).
Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.
Предметность — это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К. А., 1980; Брушлинский А. В., 1994).
Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.
По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций.
В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте — ЛеонтьевА. Н., 1975). В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого. Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект (Абульханова-Славская К. А., 1980).
В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.
Направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью
Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны.
Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность
Самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т. д. (Ковалев А. Г., 1965).
Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.
Задачи теорий личности
В рамках отечественных исследований в сфере психологической науки главное значение в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу. Его основой выступает подтип предметной деятельности, разработанный Карлом Марксом.
В качестве принципа, который объясняет психические процессы, категорию деятельность используют в процессе анализа различных областей психической действительности. В рамках конкретной деятельности индивида, включая ее порождение, объективное выражение нашли не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В отечественной психологии теории личности объединяются с помощью главной задачи. Она состоит в анализе и исследовании зависимости составляющих элементов сознания, а также характеристик раздражителей, которые их вызывают. Позже данная двухэлементная схема находит свое отражение через формулу «стимул = реакции» (S-R). В целом ее нельзя считать верной, так как она исключила содержательный процесс, который осуществляет реальные связи человека и предметной среды.
Самые известные концепции личности в отечественной психологии включают научные изыскания сторонников учений Выготского Л. (в частности, Божович Л. и Леонтьева А.).
Школа Лурия, школа нейропсихологии.
Роль речи в развитии произвольных психических процессов.
Согласно теории Лурия, мозг является высокодифференцированной системой, части которой отвечают за различные аспекты целого: отдельные области коры головного мозга взаимодействуют друг с другом, чтобы произвести мысли и действия самого разного рода. Лурия допустил, что в мозге содержится три основные блока:
- Ствол мозга и структуры среднего мозга, отвечающий за длительное сохранение следов возбуждения.
- Входящие сенсорные функции — прием, переработку и хранение информации.
- Лобная часть коры головного мозга, отвечает за организацию, планирование и контроль за успешным выполнением программ.
Концепция личности А.В. Петровского
Подход Леонтьева к пониманию личности нашел свое дальнейшее развитие в работах российских психологов — представителей московской школы, в том числе А.Н. Петрова. В. Петровский. В учебнике «Общая психология», написанном под его редакцией, есть следующее определение личности: «В психологии личность — это системное социальное качество, которое индивид приобретает в предметной деятельности и общении и которое характеризует уровень и качество представленности в индивиде социальных отношений»..
А.В. Петровский в своих разработках исходит из того, что понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность — это особая характеристика, которую индивид изначально приобретает в обществе в процессе его вступления в социальные отношения. Для того чтобы понять, на какой основе формируются те или иные характеристики личности, необходимо рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер его деятельности, сферу и способы общения с другими людьми, то есть специфику его социальной сущности, его образ жизни. Но образ жизни отдельных людей, тех или иных сообществ людей, как и общества в целом, определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. А это значит, что личность может быть понята или изучена только в контексте определенных социальных условий, определенной исторической эпохи. Кроме того, следует отметить, что общество — это не только внешняя среда для личности. Личность постоянно вовлечена в систему социальных отношений, опосредованных многими факторами.
Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжать жить в других людях и не полностью умирает со смертью самого человека. И в словах «он живет в нас и после смерти» нет никакой мистики или чистой метафоры, это констатация факта идеального представления человека после его материального исчезновения.
Рассматривая далее взгляды представителей московской психологической школы на проблему личности, следует отметить, что под понятием личности в большинстве случаев авторы подразумевали определенные качества, принадлежащие индивиду, и именно те качества, которые определяют уникальность человека, его индивидуальность. Однако понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» не идентичны по содержанию — каждое из них раскрывает определенный аспект сущности человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных отношений, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по своей природе сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных характеристиках и действиях людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним.
Подобно тому, как термины «индивид» и «личность» не являются тождественными, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.
Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются малозначимыми для оценки личности и не получают условий для развития, подобно тому, как в качестве черт личности выступают только те черты индивидуальности, которые наиболее «задействованы» в ведущей деятельности для данной социальной общности. Поэтому, по мнению представителей московской психологической школы, индивидуальность — это лишь один из аспектов личности человека.
Таким образом, в позиции представителей московской психологической школы есть два основных момента. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и характеристик человека. Во-вторых, личность рассматривается как социальный продукт, который никак не связан с биологическими детерминантами, и поэтому можно сделать вывод, что социальное влияет на психическое развитие индивида в большей степени.
Грузинская школа. Узнадзе.
Узнадзе, теория установки, основатель тбилисского университета. Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки», которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.
В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей:
- динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей;
- статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий;
- вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.
Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени:
- выбор, который признается интеллектуальным актом и осуществляется на основе личностных ценностей поведения для данного субъекта ;
- мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностным ценностям, но и объективной необходимости.
Взгляды С.Л. Рубинштейна на структуру личности
Первое, на что прямо указывает С.Л. Рубинштейн при характеристике личности, — это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей, разные способы восприятия, памяти, внимания, стили психической деятельности.
Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит и осуществляет свое развитие каждая личность, приводит не только к изменению жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и к изменению чувств, волевой жизни. Изменения личности в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (когнитивных, аффективных, волевых).
В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются самостоятельно развивающимися процессами, а становятся сознательно регулируемыми операциями, т.е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Таким образом, внимание в его специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление — набором операций, сознательно контролируемых человеком для решения задач. Исходя из этого контекста, вся психология человека — это психология личности.
Следующим важным положением для психологической концепции личности является то, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, сформированные в нем ранее, даже под влиянием внешних воздействий. По поводу этого положения С.Л. Рубинштейн о мы поднимаемся — от неорганической к органической природе, от живых организмов к человеку — тем сложнее становится внутренняя природа явлений и тем больший удельный вес приобретают внутренние условия по отношению к внешним». Именно эта методологическая позиция, заимствованная у С.Л. Рубинштейна, делает понятной известную формулу: «Личностью не рождаются — ею становятся». Психические качества личности не являются врожденными, они формируются и развиваются в процессе деятельности.
Итак, для понимания психологии личности с точки зрения С.Л. Рубинштейна важными становятся следующие утверждения:
- психические особенности личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, проявляются и формируются одновременно»,
- психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным существованием, образом жизни и формируется в определенной деятельности;
- процесс изучения психического образа личности предполагает решение трех вопросов: Чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос ориентации, установок и склонностей, потребностей, интересов и идеалов;
- Что может сделать личность? Это вопрос о способностях человека, о его дарах, о его наделении,
- То, что представляет собой личность, каковы ее тенденции и установки, стало плотью и кровью и утвердилось в качестве центральных характеристик личности. Это вопрос характера.
Выделив эти стороны психики личности, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что они взаимосвязаны и взаимозависимы, что в данной деятельности они сплетаются в единое целое. Направленность личности, ее установки, которые в однородных ситуациях порождают определенные действия, затем переходят в характер и закрепляются в нем в виде черт. Наличие интереса к определенной сфере деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обуславливающих успешную работу, стимулирует интерес к ней.
Способности и характер также тесно связаны между собой. Наличие способностей порождает в человеке уверенность в себе, силу и решительность или, наоборот, тщеславие и безрассудство. Точно так же черты характера вызывают развитие способностей, поскольку способности развиваются через их реализацию, а это, в свою очередь, зависит от черт характера — решительности, настойчивости и т.д. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, сливаясь друг с другом, образуют неразрывное целое.
Ананьев Б. Г. (1907-1972) — российский психолог.
Структура человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Характеристики человека как индивида. Имеются основания для выделения 2-х основных классов индивидных свойств: возрастно-половых и индивидуально-типических. В первый входят возрастные свойства и половой диморфизм. Во второй входят конституциональные особенности; нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Все эти свойства являются первичными и существуют на всех уровнях включая клеточный и молекулярный. Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей — эти свойства можно назвать вторичными. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатков с др. Характеристики человека как L. Исходным моментом структурно-динамических свойств L является ее статус в обществе. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций ролей и целей и ценностных ориентаций. Статус роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой L. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения составляя 2-ой ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека с одной стороны и способности с др.
Основные характеристики человека как субъекта деятельности. Исходными характеристиками являются: сознание и деятельность. Как субъект теоретической. деятельности человек характеризуется знаниями и умениями. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее общественными эффектами — способности и талант.
Концепция личности А.Н. Леонтьева
В конце 1970-х годов в дополнение к фокусу на структурном подходе к проблеме личности начала развиваться концепция системного подхода. В этом контексте особый интерес представляют идеи А.Н. Леонтьева.
По мнению А.В. Аверина, концепция личности Леонтьева характеризуется высокой степенью абстрактности. При всех его отличиях от других, у него есть общая с ними предпосылка. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» — создается через социальные отношения». Таким образом, очевидно, что в основе представлений отечественных психологов о личности лежит марксистский постулат о личности как совокупности социальных отношений.
Кратко охарактеризуем особенности леонтьевского понимания личности. По его мнению, личность — это психологическое образование особого типа, которое формируется в результате жизни человека в обществе. Соподчинение различных видов деятельности составляет основу личности, которая формируется в процессе социального развития (онтогенеза).
Леонтьев не включал в понятие «личность» генотипически обусловленные характеристики человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, работоспособность, природные задатки, а также приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. По его мнению, перечисленные категории представляют собой характеристики человека. По мнению Леонтьева, термин «индивид» отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи определенного биологического вида, а во-вторых, характеристики конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил эти характеристики на две группы: индивидуальные и личностные? По его словам, индивидуальные черты, даже генотипически обусловленные, могут во многом меняться в течение жизни. Но это не делает их личностными, потому что личность — это не индивид, обогащенный прошлым опытом. Характеристики индивида не превращаются в характеристики личности. Даже трансформированные, они остаются индивидуальными характеристиками, которые не определяют формирующуюся личность, а являются лишь предпосылками и условиями ее становления.
Развитие личности представляется нам как процесс взаимодействия нескольких видов деятельности, которые вступают в иерархические отношения друг с другом. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельности. Их особенность, по словам А.Н. Леонтьева, состоит в том, что они «связаны» с состояниями организма. «Эти иерархии деятельности возникают в результате собственного развития, они образуют ядро личности», — говорит автор. Но возникает вопрос о психологическом выражении этой иерархии деятельности.
А.Н. Леонтьев использует термины «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл» для психологической интерпретации «иерархий деятельности». Обратите внимание, что фактическое содержание деятельностного подхода меняет традиционные контексты и значение некоторых из этих терминов. На смену простому мотиву приходит так называемый мотив-цель — понятие, введенное А.Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.
Таким образом, существуют мотивы-стимулы, то есть побудительные мотивы, которые иногда бывают остро эмоциональными, но не имеют смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, которые также побуждают к деятельности, но придают ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов образует мотивационную сферу личности, которая является центральной в структуре личности А.Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельности осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его словам, «структура личности — это относительно стабильная конфигурация «основных, внутренне иерархических, мотивационных линий». Внутренние связи основных мотивационных линий … образуют своего рода общий «психологический» профиль личности».
Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:
- широта связей человека с миром (через его деятельность); степень иерархизации этих связей, преобразованная в иерархию значимых мотивов (мотивы-цели);
- Общая структура этих связей, или, точнее, мотивов-целей.
По мнению А.Н. Леонтьева, процесс становления личности — это процесс «формирования целостной системы личностных смыслов».