Во сколько обходится «дешёвый авторитет» руководителю?
Авторитет
— это возможность руководителя влиять на действия подчинённых, не прибегая к административной власти.
У начинающих малоопытных управленцев для повышения авторитета возникает желание (иногда под давлением старожилов коллектива) принимать быстрые решения в угоду подчинённым, но во вред компании и пользе дела. Это кажется более лёгким путём по сравнению с освоением базовых методов административного управления. Но то, что легко сейчас, нередко приводит к “тяжёлому потом”.
Люди в своих требованиях редко чувствуют меру
Приобретённый таким способом авторитет недаром называется дешёвым. Люди в своих требованиях редко чувствуют меру. Вскоре руководитель не сможет удовлетворить возрастающие аппетиты подчинённых.
Выхода будет два: дать заднюю и отобрать всё, что ранее давал, или стать управляемым придатком для своих подчинённых. В обоих случаях дешёвый авторитет разбивается вдребезги. Либо сотрудники обозлятся, либо будут ни во что не ставить. Оба варианта вызовут у топ-менеджеров гнев, а возможно и желание избавиться от такого горе-руководителя.
Перейти к оглавлению
Основные виды
В психологии выделяют разные формы авторитета. Каждый из них имеет свои особенности проявления. Многие люди хотят получить всеобщее признание, для этого избирают несколько путей.
Мнимый и подлинный
Подсознание — что это такое, определение
Истинный авторитет человек получает в результате своей конструктивной деятельности. На это у него уходит много времени и сил. У индивида должны быть определенные личностные качества: уверенность, харизматичность, умение убеждать и т.п.
Не всегда человек понимает, какой бывает авторитет, и как его достичь. Некоторые хотят получить быстрый результат. Поэтому они выбирают простой путь: подставы, ложь, интриги, сплетни. В таком случае они возымеют ложную власть. Так у лидера появляется не уважение других людей и признание, а поддержка влиятельных лиц. Его положение очень слабое и в любой момент может пошатнуться. В редких случаях ложный авторитет помогает стать серым кардиналом, но не полноценным руководителем с крепкой властью.
Рациональный и иррациональный
Существует еще одна классификация. Если личность опирается на доводы разума, критично оценивает свои качества и способности, то может получить рациональный авторитет.
Важно! Чем выше уровень профессиональной компетенции, тем серьезнее признание.
Особенность этого вида заключается в том, что человек становится авторитетом в определенной области. Например, педагог может рассказывать, как воспитывать и обучать детей, и его мнение будет ценным. Но, если он начнет объяснять, как насчитывать зарплату, то его слова не будут иметь веса.
Рациональный авторитет позволяет спокойно воспринимать критику
При иррациональном виде у человека сочетаются власть и статус. Его право быть лидером не обсуждается и просто признается за истину. Попытки объяснить выбор не приводят к успеху. Часто таким авторитетом наделяют представителей власти.
У психологов нет единого взгляда на то, какая форма влияния оптимальная. В каждой ситуации нужен индивидуальный подход. Поэтому, если индивид хочет признания, то ему стоит проявить гибкость в рассуждениях.
Итоги, системный подход к управлению
- Вначале руководителю необходимо освоить базовые навыки администрирования (постановка задач, контроль, планирование, регламентация).
- Авторитет руководителя — это обязательный ресурс, который дополняет управленческие навыки и позволяет выполнять управленческие функции. Руководитель без авторитета вынужден бороться с саботажем и итальянскими забастовками, вместо того чтобы совместно с подчинёнными достигать поставленных целей.
- Завоевать авторитет у подчинённых поможет выделение конкретных факторов (действий руководителя) и осмысленная, постепенная работа с каждым из них.
Перейти к оглавлению
Энергетика лидера и как ее получать
Подчиненные обладают гораздо меньшей энергией, чем лидер, у которого она в избытке. Разница должна быть большой, только тогда можно привлечь к себе внимание, подтолкнуть людей на выполнение поставленных задач. Люди почувствуют в вас настоящего лидера. Чтобы понять какая у вас энергетика, рекомендуется в течение дня понаблюдать за собой, определить такие моменты:
- наблюдается ли усталость или же есть желание продолжить дальше действовать;
- поведение во время прилива или упадка сил;
- как энергетическое состояние влияет на работоспособность, удовлетворенность собой, собственными решениями, действиями.
Если вы стремитесь стать лидером в коллективе, нужно четко осознавать уровень собственной силы. Некоторые действия ее расходуют, другие – пополняют.
Каждый день вы взаимодействуете с огромным информационным полем, большим количеством людей, поэтому важно грамотно распределять собственные силы. Это поможет вам быть активным, научиться, как стать достойным лидером в коллективе. В этом случае и окружающие люди будут меняться в лучшую сторону, у них повысится энергия и, как следствие, улучшится работоспособность, здоровье, общее состояние организма, появится креативное мышление. На работе будет нормальная здоровая атмосфера. За таким лидером люди пойдут с огромной радостью.
Тренировка управленческой мышцы
Как говорил Абель Поссе, «Авторитет — штука хорошая, но он хрупок, как стекло, а презрение липнет к человеку, как стригущий лишай»
. От себя добавлю, что прежде чем разбиться, авторитет ещё необходимо заработать! Для этого предлагаю выполнить небольшой практикум:
- Составьте таблицу со списком факторов для регулярной (1 раз в месяц / квартал) оценки ваших действий по работе со своим авторитетом. Возьмите факторы из статьи и дополните теми, которые считаете важными для себя лично.
- Оцените каждый фактор (например, по пятибалльной шкале), насколько вы работаете с ним?
- Напишите к оценке краткий комментарий: какие действия увеличили / уменьшили ваш авторитет, что возможно сделать для улучшения ситуации?
- Сравните с предыдущим периодом. Опишите, что удалось сделать, что помешало. Что необходимо изменить в действиях, чтобы добиться большего.
Успехов в завоевании и преумножении авторитета! Делитесь своими историями, связанными с авторитетом, в комментариях.
Перейти к оглавлению
Следующие 10 способов, как завоевать авторитет
- Не раскрывайте себя полностью
- Без болтовни
- Не подчиняйтесь
- Не старайтесь понравиться всем сразу
- Забудьте про сплетни
- Простое правило: никогда не собирайте слухи, чтобы в дальнейшем распространять их по всему офису. Вероятно, вы получите новые темы для разговора с коллегами, но рано или поздно ваша репутация пострадает.
То же самое касается и «обратной связи»: если о вас сплетничают, старайтесь не реагировать и не подначивать тех, кто занимается столь неблаговидным делом. Значит, вы интересны окружающим, вас обсуждают.
- Участвуйте в жизни коллектива
- Будьте разведчиком
- Уважайте чужое пространство и время
- Больше позитива
- Не срывайтесь на других людях
Необходимо создать дефицит самого себя, напустить на свой облик небольшой флер загадочности, чтобы люди начали прислушиваться к вашим мыслям и словам — ежедневная болтовня ни о чем превращает ваш голос в монотонный шум, люди утрачивают интерес. Однако молчать 24/7 тоже не стоит.
Кстати, о болтовне. Старайтесь избегать навязчивости. Неконтролируемые потоки слов никого не красят и создают ощущение того, что вы очень ненадежный человек.
СОВЕТ! Говорите только по делу, чтобы создать образ эксперта, разбирающегося в своем деле, и стать авторитетом для коллег.
Особенно если вы новичок в большом коллективе. Сразу же найдется группа людей, желающих научить вас чему-то новому. Возникает риск возникновения зависимости. Сразу же определите, кто для вас является начальником: советы остальных людей принимайте весьма разборчиво.
Во-первых, это невозможно: у каждого человека свое представление об идеальной личности, и угодить всем у вас не получится. Главное, чтобы ваши недоброжелатели знали о вашей самобытности и умении ценить себя. Любить не нужно —нужно уважать.
Только забыв про сплетни, вы сможете стать уважаемым человеком на работе.
Периодически в жизни любого коллектива случаются корпоративы, которые призваны укреплять товарищеские отношения внутри группы людей.
ВАЖНО! Посещайте мероприятия в любом случае: общие переживания и воспоминания невероятно сближают, неформальная обстановка раскрепощает и показывает людей в другом свете.
Никогда не теряйте бдительность: наблюдайте за жизнью сотрудников, следите за изменениями в настроении, внешности. Такой сбор информации необходим. Вы сможете предугадывать некоторые поступки коллег заранее и получать выгоду для себя.
Не опаздывайте на важные встречи и мероприятия, а если опоздания не избежать, постарайтесь предупредить об этом коллег. С личным пространством — так же. Не берите чужие вещи без разрешения, не задавайте чересчур личных вопросов. Такое поведение часто бесит коллег по работе. Тактичность и уважение еще никому не навредили, но не забывайте и про свои интересы, отстаивайте их. В этом случае вам будет проще заработать авторитет в коллективе.
С негативными и вечно недовольными людьми никто не хочет иметь ничего общего. Старайтесь пребывать в хорошем настроении и делиться им с окружающими.
ВАЖНО! Угрюмое лицо элементарно отталкивает, с вами даже не захотят разговаривать, каким бы интересным человеком вы ни были.
Ваши проблемы не должны касаться коллег, поэтому крики и скандалы на ровном месте — не лучшее решение. Решайте возникающие вопросы мирным путем. Иначе потом придется сокрушаться: «Почему меня не уважают в коллективе?
Советую посмотреть любопытное видео о том, как поставить себя в новом коллективе:
Не бойтесь брать ответственность
Как называется человек, который сможет взять в случае беды всю ответственность на себя? Лидер или же авторитет. Как стать таким? Нужно не бояться брать на себя ответственность. Неважно, причастны вы к деятельности напрямую или же имеете косвенное отношение к делу. Персона должна нести ответственность за каждое совершенное действие. Если человек хочет руководить другими, то ему нужно научиться отвечать не только за свои, но и за чужие ошибки. Привыкнуть к этому сложно. Не каждый сможет смириться, что следует ответить за поступок своего приятеля, который выполнил свою часть работы недобросовестно. А почему виноват авторитет? Человек должен был мотивировать группу людей на достижение результата. Если результата нет, значит, командующий не смог правильно мотивировать людей.
Станьте душой компании
Как стать авторитетом? Вам нужно привлечь внимание того общества, в котором вы находитесь. Проще всего это сделать, когда вы являетесь душой компании. В этом случае вы сразу возвыситесь в глазах других. С вами будут советоваться и к вашему мнению станут прислушиваться. Но это случится только в том случае, если вы выйдете из своей зоны комфорта и начнете работать над собой. Больше шутите, не бойтесь показаться смешным или глупым. Выставляйте себя напоказ, привлекайте к себе внимание. Желательно создать себе какой-то запоминающийся образ. Например, вы можете выбрать стиль умного, но заводного интеллектуала. Но все же лучше не играть какую-то роль, а быть собой. Любой человек уникален и интересен. Нужно только найти свои сильные стороны и выставить их напоказ. А вот слабые стороны следует завуалировать и на публике не демонстрировать.
Относитесь ко всем одинаково хорошо
Человек должен понимать, что все люди хорошие. Даже те, которые вам не нравятся, заслуживают уважения. Как же можно хорошо относиться к человеку, который ведет себя по-хамски? Если вы не знаете, с чего начать саморазвитие и самосовершенствование, начните с принятия мысли, что счастливый и здоровый человек никогда не будет грубить или как-то пытаться навредить другим. На такой низкий поступок способна только глубоко несчастная личность. А как можно осуждать того, у кого в жизни что-то идет не так? Никогда не судите человека, не зная всех обстоятельств. На хамское отношение отвечайте добром и уважением. Человек станет стыдиться своего поведения и поймет, что он не прав. Авторитетом может стать только та личность, которая умеет держать лицо в любой ситуации.