Законы восприятия в психологии. Основные виды и свойства восприятия


Особенности развития человека

Установлены некоторые законы восприятия окружающего мира за счет простых опытов и наблюдений. Так, исследователи сравнивали пассивных детей и подвижных в определенных условиях. Одним из таких опытов являлось наблюдение за людьми, оказавшимися в перевернутом пространстве.

Законы восприятия действуют на всех без исключения. Доказательством тому служит опыт с очками, отображающими окружающий мир перевернутым. Человек, носящий такую оптику, будет приспосабливаться к изменившимся условиям.

Мозг начинает выделять объекты и приводить аналогии, взятые из накопленного опыта. Буквально через месяц человек ощущает себя комфортно в новых условиях и живет обычной жизнью. Но стоит ему снять оптику, как он снова теряется в пространстве на некоторое время.

Заметить законы восприятия легко, когда с трассы съезжаешь на улочки города после длительной поездки на высокой скорости. Все кажется настолько медленным, что создается впечатление, будто идешь пешком. Для восстановления ощущения скорости достаточно остановиться совсем на час-другой. Пример с оптикой требует большего времени на адаптацию к меняющимся условиям.

Законы организации восприятия

В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки. Наиболее полно данная проблема была изучена в гештальтпсихологии, утверждающей, что целое всегда больше суммы своих частей. Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.

Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина. В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. Иными словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Подчеркнем, что отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. Этот факт становится совершенно очевидным в таких ситуациях, когда мы обнаруживаем иные способы распознания стимула.

Например, в той же вазе Рубина одно и то же изображение можно считать белой вазой, а можно – двумя человеческими профилями. Такие реверсивные изображения помогают понять, что с точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем.

Закон близости. Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

Закон сходства. Согласно М. Вертгеймеру, при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными.

Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.

Например, одному незрячему испытуемому было предложено рельефное изображение утки, на котором было только одно крыло. Слепой пошутил, что второе крыло, должно быть, находится «на другой стороне листа». И добавил, что, конечно же, это второе крыло «только воображаемое».

Закон хорошего продолжения. Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение». Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

Закон прегнантности (хорошей формы). Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей», «простой», «стабильной», «внутренне непротиворечивой», «симметричной» или, если использовать немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной».

Прегнантность означает значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Иными словами, имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. Наиболее ясно этот закон изложил К. Коффка:

Из ряда возможных геометрических организаций на практике реализуется та, которая обладает лучшей, простейшей и устойчивой формой.

Фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. Например, камуфляж может служить хорошим средством, чтобы скрыть объект из вида.

Почему так происходит?

Правильное восприятие пространства напрямую зависит от движений частей тела человека. Важную роль играет не само перемещение из пункта А в Б, а процесс, в котором участвует работа мышц. Адаптация к меняющимся условиям происходит только через моторику, выполнение повторяющихся манипуляций.

Дети познают окружающий мир через постоянную игру. Взрослые более приспособлены к обучению, познанию чего-то нового при движении. В этом заключаются особенности восприятия, что доказывает простейший опыт:

  • Одному из взрослых надели оптику, переворачивающую картинку окружающего пространства, и заставили его сразу двигаться, пытаться выполнять ежедневные функции. Поначалу он был в замешательстве, но довольно быстро перестроился и стал воспринимать мир как обычно.
  • Другого взрослого заставили быть пассивным и сидеть в кресле, не совершая вообще никаких движений. Ему также одели аналогичную оптику. Даже спустя длительное время он так и не смог подстроиться к изменившимся условиям.

Выводы из опыта

Правильное восприятие пространства напрямую зависит от физической активности индивида. Существует так называемая мышечная память, хотя ее участие не может быть доказано осязаемыми фактами. При движении более активно работают органы слуха, зрения, осязания.

Так более насыщено проходят внутренние процессы формирования способностей восприятия и понимания прекрасного. Для правильного развития человека необходимо движение. По мнению большинства ученых, адекватные образы складываются только при таких условиях.

Движения могут быть и внутренними, имеет значение, чтобы они были мышечными. Даже зрительное восприятие происходит благодаря хаотичному перемещению зрачка глаза. При статичном его положении объект замыливается. Это может быть связано с адаптацией колбочек, палочек.

Доказано, что такое восприятие противоестественное, оно осуществляется, когда наблюдают торможение всех систем организма. Образ предмета будто исчезает из поля зрения человека.

Виды и свойства восприятия

В психологии существуют несколько классификаций видов восприятия.

По модальности:

  • зрительное,
  • слуховое,
  • тактильное,
  • вкусовое,
  • обонятельное.

По объекту восприятия:

  • восприятие пространства (в том числе величин, форм, расположения, рельефа, удаленности, направления);
  • восприятие времени (в том числе длительности и последовательности событий);
  • восприятие движения (в том числе направление и скорость, положение в пространстве).

По цели:

  • произвольное (восприятие подчиняется целям и задачам, которые установил сам человек);
  • непроизвольное (что-то невольно притягивает внимание человека и воспринимается им).

По сочетаемости с другими психологическими структурами:

  • эмоциональное (сочетается с эмоциями и чувствами);
  • рациональное (сочетается с мышлением).

Часто разные виды восприятия сочетаются между собой и включаются в работу одновременно.

Свойства восприятия:

  • предметность (способность отражать предметы отдельно, а не общей «кашей»);
  • целостность (способность выстраивать обобщенный образ предмета с учетом всех его свойств и качеств);
  • структурность (обобщенное восприятие структуры образов, а не проекция мгновенных ощущений, элементов);
  • константность (способность сохранять постоянство в восприятии свойств предметов, независимо от их положения, например, грузовик даже на большом расстоянии будет восприниматься как большой автомобиль);
  • осмысленность (восприятие перцептивных образов всегда связано с интеллектуальным процессом);
  • активность (за один раз мы можем воспринимать только один предмет или одну группу предметов – другие становятся фоном).

Психофизиологические особенности человека

Известным отечественным ученым Сеченовым доказана прямая зависимость между движением физическим и психологическим развитием. Он показал, что такое восприятие окружающего мира является оптимальным. При движении адекватно воспринимаются параметры объектов:

  • Размеры: длина, высота, глубина.
  • Пропорции относительно других предметов.
  • Расстояние до объекта.
  • Скорость его движения и своего перемещения.

Невозможно представить статичного человека, реально воспринимающего состояние окружающего мира. Мы часто можем услышать выражение: пока я двигаюсь, я живу. Оно появилось задолго до создания учений о психологии.

В этом заключаются особенности восприятия человеком окружающих объектов. Однако движение влияет и на понимание сути понятия «время». Способностей адекватно оценивать параметры объектов недостаточно. Для существования в этом мире важно ориентироваться во времени.

Мышление и восприятие может быть дробным — периодическая активность организма порождает понятие времени. Интервалы движений помогают человеку ускоряться или замедляться, что дополнительно помогает осознать суть истинных вещей мироздания.

От динамики окружающего пространства и самого человека зависит его мировоззрение. Каждый объект своего рода ощупывается взглядом. При появлении нового предмета зрачок начинает менять свое положение благодаря мышцам. Сравнивается увиденное с базой в памяти, оценивается расстояние, принимаются попытки оценить скорость движения самого предмета.

Органы восприятия получают информацию от мышц в процессе обследования окружающего пространства. Вовлеченными в это оказываются зрачок, ушные раковины, рецепторы носа, нервные окончания кожи рук при непосредственном контакте с предметами. Движение относится к первому условию восприятия.

Всё по специальности Менеджмент

Законы восприятия: 1. Закон “Фигуры и фона”: один объект ярко выделен на фоне других. Человек всегда выделяет, “выхватывает” из окружения один объект, при этом другие окружающие объекты на какое-то время становятся фоном. Этот закон мы должны использовать, если мы хотим привлечь внимание к конкретному товару для его продвижения. Выделение может быть за счет яркой и нестандартной упаковки, дополнительной подсветки, вобблеров, стикеров, но рекламные материалы не должны отвлекать внимание. “Выделение фигуры” может быть достигнуто за счет: А) количества. Например: линейка бренда “длиннее” или общее количество выставленного товара больше, чем у конкурентов; палетная выкладка. Б) ярких цветов. Некоторые цвета распознаются человеком быстрее, например: красный, желтый, оранжевый, блестящие или люминесцентные краски. Товар с упаковкой яркого цвета, соответственно, имеет больше шансов стать “фигурой”. В) нестандартной упаковки. В данном случае срабатывает “эффект новизны”: человек всегда склонен быстро находить все новое и необычное в своем окружении, поэтому нестандартная, оригинальная по форме упаковка будет быстро замечена покупателем. Г) подсветки. Очень просто: то, что хорошо освещено, лучше видно. Используется часто при торговле товарами, которые покупатель должен внимательно рассмотреть, прежде чем купит, например, часы, ювелирные изделия, одежда. Д) POS-материалов. Грамотно размещенные POS-материалы призваны, во-первых, привлечь внимание покупателя к определенному товару, во-вторых, отделить его от других похожих товаров. Е) создания эмоционального образа. Это соединение мерчендайзинга и дизайна. Примером является принцип “total look” в представлении одежды — создание законченного образа из сочетающихся элементов. Особенно актуально для товаров, при выборе которых важную роль играет эмоциональный фактор. Также, например, размещенная рядом с сыром бутылка вина, подходящая к данному сорту сыра, усилит его эмоциональное восприятие и скорее привлечет к нему внимание. 2. Закон “Мертвой зоны”. Все, что видит вокруг себя неподвижно стоящий человек, называется зрительным полем. Замечено, что предметы, попавшие в нижнюю часть зрительного поля человека, рассматриваются им хуже, чем в верхней части. Соответственно, нижние полки, как наименее осматриваемые, должны занимать: редко покупаемые позиции, крупные упаковки (например, стирального порошка), товар целенаправленного спроса (бочонки пива), товарный запас. Левый нижний угол при этом является самым неудачным — там взгляд человека останавливается реже всего. При этом следует помнить, что нижние полки секций в магазинах без самообслуживания вообще не видны, а в супермаркетах на них приходится лишь 5% от продаж всей точки продажи. 3. “Закон переключения внимания”. Кроме того, что человек склонен выделять в зрительном поле “фигуру”, он еще нуждается в переключении внимания, то есть в поиске следующей “фигуры”. На практике это означает, что нельзя располагать однотипный товар в длинную строгую линеечку безо всяких зрительных акцентов, так как покупатель, который не планировал покупку такого товара, просто пройдет мимо в поисках чего-нибудь яркого. Часто эта ситуация случается с консервированными огурцами и помидорами: размер банки одинаковый, цветность этикетки разных марок настолько близка, что взгляд перемещается не от одной марки помидоров к другой, а от помидоров к огурцам, не оставляя шансов для незапланированных покупок. В таких случаях “переключение внимания” может быть обеспечено POS-материалами: вертикальные разграничители, шины с названием торговой марки т.п. 4. “Закон группировки”. Этот закон отражает и особенности восприятия человека, и особенности его мышления: человеку легче воспринимать информацию и предметы, если они сгруппированы, то есть разложены “по полочкам”, причем группировка должна быть понятной и логичной. Вывод для мерчендайзинга прост — товар должен располагаться на витрине/прилавке группами, не в разнобой. В идеале товар должен объединяться в группы по нескольким основаниям одновременно, например, по торговой марке, по виду товара, по весу/размеру упаковки, по цене. Зачастую продавец раздражается на покупателя, который “не видит” товар, забывая, что продавец-то отлично знает свой товар, и все виды его группировки в отличие от покупателя. Главной задачей становится выложить товар таким образом, чтобы не знающий товара покупатель мог легко в нем сориентироваться. Логика расположения по группам должна быть четкой, ясной, просто “железной” — чтобы человек с первого взгляда “схватывал” ее, понимал, где искать нужный товар. Мелкий товар должен лежать ближе к покупателю, крупный можно расположить подальше. 5. “Закон 7 ± 2″. Объем восприятия человека ограничен — он может в один момент времени “ухватить” и запомнить лишь 7 ± 2 предметов. В реальной же ситуации в магазине это число уменьшается до 3-5, поскольку покупатель выполняет несколько действий одновременно. Это важно при размещении некоторых видов POS-материалов — таблички с указанием названия товара, спец. ценники с указанием скидки, вобблеры. Их количество в одном ряду, на одной витрине в идеале не должно превышать 7, иначе покупатель перестает обращать на них внимание и они превращаются в “фон”.

Память

Восприятие объектов сопровождается записью устойчивых образов в память, которые сохраняются долго при внезапно изменившихся условиях в пространстве. Так, в приведенном примере, когда человеку надевают очки, перевернувшие картинку, происходит нарушение восприятия. Реальная обстановка не соответствует уже привычной и требуется перезаписать имеющуюся базу.

Второй закон восприятия можно отнести к памяти: длительно сохраняются образы окружающей действительности, мышление их подкрепляет. Опыт с очками является доказательством: стоит их надеть обычному человеку, и он может потеряться. Аналогично происходит, если снять их после длительного ношения: память уже перезаписала привычные образы и снова дискомфорт и дезориентация.

В результате можно сделать выводы: восприятие и понимание напрямую зависит от накопленного опыта человека в процессе познания окружающего мира. Память образов даже после перезаписи в новой обстановке искажает реальные параметры объектов. Мозг всегда ищет соответствия между внешним видом нового предмета и видом ранее встречавшихся образов.

Когда обстановка будет знакомой, мышление в отношении данного вопроса частично отключается, и у человека уже интуитивно происходит восприятие окружающей действительности. Этим объясняется исчезновение дискомфорта в новых условиях. Скорость же адаптации у всех различна, значительно сокращается этот период благодаря «мышечной памяти».

Под изменяющиеся условия потому быстрее приспосабливается молодое поколение, что его представители находятся постоянно в движении. Стоит отметить: если бы пожилые люди занимались ежедневно спортом или хотя бы избегали статичных состояний, то они с легкостью бы переписывали свою область памяти. Имеется в виду та, которая отвечает за восприятие окружающего пространства.

Достаточно просто ходить по помещению, и процесс привыкания к очкам будет намного эффективнее, чем у тех, кто будет сидеть в кресле и обозревать мир только лишь поворачивая голову. Скорость адаптации повышается при задействовании органов слуха, осязания. При ощупывании окружающих предметов объекты познаются быстрее.

Правильная запись памяти

Информация об окружающих объектах поступает в центральную нервную систему. Для правильного формирования параметров и свойств предметов требуется постоянный и максимальный приток новых сведений. Это возможно только во время движения тела или хотя бы его частей.

Подходящие условия создают упражнениями, которые выполняют по отработанным схемам. Именно так мы учимся ходить, плавать. В результате многократно повторяющихся действий происходит запись новой информации и ее корректировка при обнаружении несоответствия.

Примером тренировок может служить эксперимент, когда любого человека помещают в бассейн с водой на длительное время. Температура нового пространства комфортная, но подопытный не может ощущать ее благодаря спецсредствам. Накладки полностью покрывают кожу и исключают возможности осязания. Так человек не может ничего слышать, глаза закрыты.

Через некоторое время его извлекают из воды и проверяют состояние. Итогом эксперимента становится:

  • нарушение ориентации в пространстве;
  • пропадает возможность восприятия хода реального времени;
  • снижается способность нормально улавливать параметры окружающих предметов;
  • оказываются нарушены способности правильно воспринимать вкусы, звуки, цвета;
  • у некоторых людей в результате нарушений появлялись галлюцинации.

Результаты эксперимента позволили сделать вывод: человеку нужна постоянная подпитка информации об окружающем пространстве для правильного его восприятия. Стоит ненадолго переместиться в новые условия, и происходит так называемое разрушение имеющихся надстроек. Часто в простонародье их называют привычками.

Меняются привычки благодаря новому потоку информации об окружающем мире. Чем мощнее будет поток, тем быстрее человек переучивается. В этом случае мышцы становятся чем-то вроде проводников, имеющих малое сопротивление для информации. Они как бы усиливают каналы для ее перемещения прямиком в центральную нервную систему.

Процесс развития

Формирование восприятия происходит всю жизнь человека. Этот процесс никогда не останавливается, покуда происходит движение. Еще будучи ребенком, каждый индивид формирует система восприятия реального времени. Она впоследствии оказывает влияние на то, как принимается мозгом каждый новый объект.

Создание потока информации происходит через следующие процессы:

  • игры и коммуникации со сверстниками;
  • физический контакт с предметами, живыми организмами вносит существенный вклад в познание мира;
  • необходима и трудовая деятельность, и отдых, даже драки нужны для процесса развития;
  • бесконечные опыты помогают формировать правильное восприятие: «путь ошибок трудных» нужен для исправления памяти, записанной неверно под влиянием множества жизненных факторов;
  • поиск стимула к движению вырабатывается в младенчестве и остается главным фактором к побуждению той или иной деятельности.

Во взрослой жизни человек испытывает интерес при возникновении чего-то нового в окружающем пространстве. Это особенно привлекает внимание, если объект выделяется из привычной картины. Внутреннее возбуждение объясняется рефлексом приспособления, который заложен самой природой.

Восприятие мира намного эффективнее при выходе из «зоны комфорта». Этим правилом руководствуются многие компании по развитию персонала. Искусственно создаются такие условия, когда человек как бы выводится из обычного привычного пространства. Этим достигается возникновение внутреннего стимула к обучению в новой реальности.

В школах креативно мыслящие учителя выносят проведение занятий на улицу или в другое выбранное место, чтобы организм получил встряску и включил интуитивные приспособленческие рефлексы. С этим связана рекомендация: почаще менять место работы не реже одного раза в 3 года. Для развития требуется смена обстановки, привычного пространства. Необходима полная перезапись имеющейся информации о мире.

Если проводить очень долгие годы в замкнутом помещении (офисе, на одном служебном месте), организм постепенно переходит в полуспящее состояние. Особенно это касается клерков, которые выполняют рутинную работу в сидячем положении и не занимаются спортом. Смена обстановки становится похожа на эффект бомбардировки памяти новым потоком информации. Человек, сам того не замечая, становится способен усваивать материал, который ранее было не под силу даже просто прочитать.

Внутренние конфликты

Процесс восприятия является сложным с точки зрения классификации событий. Его можно описать набором случайностей в жизни каждого индивида. На область памяти, отвечающей за хранение накопленной базы сравнения с окружающим миром, действуют все чувства: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус.

При определенных условиях внутреннее мышление человека вступает в конфликт с врожденным рефлексом — познавать мир таким, какой он есть. Так, при виде летающего человека возникает первая отрицательная реакция: «такого не может быть». Но если он сам будет летать спустя время, то наступит внутреннее спокойствие — адаптация памяти под изменяющиеся условия прошла успешно.

При невозможности адаптироваться, когда у человека возникают внутренние противоречия, наблюдаются сложности с оценкой окружающего пространства. Дезориентация сохраняется, человек не может вести нормальный образ жизни в новых условиях. В этом случае ему потребуется психологическая помощь, тренинги. Вся информация содержится во внутренних структурах мозга. Это доказывают исследование ощущений людей, переживших ампутацию конечности.

Человеку длительное время кажется, что он ею может шевелить, ощущает ее. Это ощущение у многих сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Фантомные боли возникают периодически, не давая возможности приспособиться к новой реальности.

Интуитивно человек пытается подхватить отсутствующей рукой падающий предмет или взяться ею за ручку, поручень. Память намертво закреплена в глубинах нервной системы, мозга. Фантомы являются выработанными в течение жизни. Если конечность отсутствует с рождения, то этого эффекта не наблюдается.

Возраст

Законы восприятия в психологии обусловлены процессом развития человека. Сформировавшееся мироощущение труднее нарушить с возрастом. До 9 лет происходит накопление внутренней памяти. По завершении этого временного порога накапливается полная база восприятия окружающего пространства.

Именно к этому периоду жизни человек является приспособленным к жизни. База восприятия уже подготовлена. С этого возраста наблюдаются фантомы после ампутации конечностей.

Явных доказательств, свидетельствующих о психологической составляющей в работе органов чувств, не привел еще никто. Приведенные примеры являются лишь результатами проведенных исследований, объяснить же глубинный смысл восприятия окружающего мира не получается с научной точки зрения. Ученые не могут дать окончательный ответ, как человек может перенимать через органы чувств следующие способности:

  • мышление, возможность делать логические выводы;
  • интуитивные способности;
  • гештальструктуры восприятия.

Не получается дать ответ на вопрос, как эти способности человек перенимает через органы чувств. Изучением этого занимаются в основном философы. Научная точка зрения не объясняет механизмы передачи скрытой информации.

Из опытов видно, что для правильного восприятия мира недостаточно познавать мир известными нам органами чувств. Часть информации об окружающем мире должна поступать по другим каналам, неведомым пока науке.

Основные подходы к изучению восприятия

В психологии существуют два основных подхода к изучению восприятия: объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный. Рассмотрим несколько теорий в каждом из них.

Объектно-ориентированный подход

Рассмотрим две теории в рамках этого подхода:

  1. Структурализм. В. Вундт и Э. Титченер полагали, что восприятие – это комбинация отдельных образов и ощущений. Чтобы объяснить какое-то состояние человека, нужно разложить это состояние на части. Восприятие основано на двух законах: суммации (общий эффект от ощущений равен эффекту от каждого ощущения) и ассоциации (контрастность, аффективность, сходство по содержанию, сходство во времени и пространстве).
  2. Гештальт-психология. М. Вейтгеймер, К. Коффка, В. Келер полагали, что образы можно воспринимать только целостно – недопустимо рассматривать составные элементы отдельно или в сумме их свойств. Например, если из слова убрать одну букву, то большинство людей не заметят этого. А если и заметят, то все равно поймут, какое это слово. То есть если человек уже однажды что-то воспринял, то в похожих условиях похожую фигуру он будет воспринимать точно так же. При этом фигура всегда воспринимается четче, чем фон.

Субъектно-ориентированный подход

Рассмотрим две теории в рамках этого подхода:

  1. Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца. Психолог полагал, что человек не просто пассивно «поглощает» мир, а настраивает свои органы чувств для лучшего восприятия. Само же восприятие – это результат того, что идет из внешнего мира и того, что уже заложено в человеке. Гельмгольц первым заговорил о том, что один рецептор отвечает только за одно ощущение. Испытать сразу несколько ощущений человек может только в том случае, если что-то из внешней среды воздействовало сразу на несколько рецепторов. Таким образом, психолог продвигал идею чувственного восприятия.
  2. Теория перцептивного цикла У. Найсерра. Психолог первым заговорил о когнитивной схеме (накопленный опыт в структурах и стереотипах). Он полагал, что внутри человека уже есть что-то, что определяет специфику восприятия. Например, если человек часто сталкивался с иронией и насмешками, то любой комплимент он будет воспринимать как иронию.

Это лишь некоторые из теорий восприятия в психологии. На самом деле их намного больше. Например, существуют еще такие теории: категоризационная (Д. Брунер), конструктивистская (Ж. Пиазже), деятельностная (А.Н. Леонтьев), экологическая (Д. Гибсон), информационная (Д. Марр).

Известные труды философов

Основным предположением ученых о приобретении способностей познавать мир было нативистское, или природное. Оно рассматривало вопрос в ключе: вся информация в человека заложена с рождения через гены. Области ума, ответственные за это, формируются по непонятным пока науке законам. Много размышлений на эту тему имеют труды английского психолога и философа Дж. Локка.

В его работах и многих его последователей сравниваются возможные варианты приобретения способностей через труды и опыты. Также приводятся опровержения теории о накоплении памяти в течение жизни. Так, И. М. Сеченов, отечественный психолог, рассматривал роль мышечной памяти в жизни человека.

Д. Бом рассматривал теорию приобретения способностей через движение человека. В его трудах были приведены опыты сравнения адаптации индивида подвижного и пассивного. Но в их трудах не было каких-либо научных доказательств процесса накопления информации. Гипотезы пока остаются неподтвержденными и вызывают сомнения у многих сообществ, занимающихся поиском ответов на этот вопрос.

На данный момент все философы и психологи сходятся лишь в одном: человек впитывает информацию об окружающем мире через органы чувств, но часть поступает через невидимые пути: разум или формируется при рождении. Окружающий мир влияет на сознание и искажает представление об окружающих объектах. Подтверждением этому служит простой эксперимент, приведенный ниже.

Часто человек не сразу может определить явную суть видимого объекта. Подопытному показывают размытый рисунок, ему непонятно, что изображено. Но когда исследователи называют предметы и показывают их очертания, то в мозгу испытуемого сразу вырисовывается полноценная картина с отдельными объектами.

Осмысленность увиденному человек придал при помощи собственного мышления. В этом процессе важна роль проб и ошибок. Каждый раз опровергая свои выводы, мозг корректирует память и в следующий раз определяет предметы безошибочно.

Законы восприятия

Основные свойства и виды восприятия

6. Законы восприятия

Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам. Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится в основном к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира. Много полезного в понимание связанных с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский физиолог И.М. Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М. Сеченов, все это продукты «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях, становится измерителем времени Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.

Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Д. Бом делает следующий вывод: «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой». Подобного рода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции, создается и развивается с детства.

Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. Со времени английского философа и психолога ДжЛокка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» – природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.

3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.

4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.

Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается.

Заключение

Восприятие – процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.

Библиографический список

1. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.

2. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – Кн. 1. – 576 с.

3. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.

Основные свойства и виды восприятия

Информация о работе «Основные свойства и виды восприятия»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 30038 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Изучение зрительных иллюзий

13229

3

2

… , что предметы одинаковы по размеру. В опыте N7 каждый испытуемый дал определение смысла, сущности и назначения предложенного предмета. 5. Анализ результатов. Эта экспериментальная работа направлена на изучение зрительных иллюзий человека. Проведенные опыты показывают, что установка, как свойство восприятия, оказывает большое влияние на иллюзорное восприятие предмета ( 80% от общего числа …

Свойства и виды эмоций и чувств

27781

0

0

… у одного сотрудника юридического труда является стимулом к дальнейшей добросовестной работе, а на друго­го действует демобилизующе, мешает сосредоточиться на расследовании конкретного уголовного дела. Влияние эмоций и чувств на жизнедеятель­ность человека нельзя не учитывать в воспитательной работе с сотрудника­ми правоприменительных и правоохранительных органов. В процессе развития человека, на …

Ощущение и восприятие

26894

0

0

… психологического процесса – восприятия. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом. Восприятия – результат деятельности системы анализаторов. Виды восприятий. В соответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают зрительные, …

Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

24234

0

0

… его оригинальность, нестереотипность. Свойства практического мышления Наряду с рассмотренными — наиболее значимыми и общими чертами мышления в деятельности руководителя — необходимо рассмотреть еще одну их категорию. Они обозначаются понятием основных свойств практического мышления. Главными среди них являются следующие свойства. Направленность на реализацию. Конечной целью мыслительного процесса …

Последовательность адаптации

Работу организма по внесению информации в память условно подразделяют на несколько последовательных этапов. Начало опознавания объектов обусловлено активной работой всех органов чувств. Мозг пытается обработать полученную информацию и сравнить с накопленными знаниями. Интелектуальный процесс не заканчивается, пока не будут выделены все признаки, относящиеся к этому объекту.

Лишняя информация отсеивается, остается лишь та, которая свойственна рассматриваемому предмету. Если в памяти она уже имеется, то на сравнении заканчивается весь процесс. При отсутствии соответствий мозг пытается индентифицировать принадлежность объекта к какой-либо категории. Впоследствии происходит поиск общих признаков.

Даже если свойства объекта еще не определены, записывается в память информация о его принадлежности к конкретной категории. Этот процесс опознания зависит от накопленного опыта. Тут задействованы все механизмы: мышление, внутренняя информация об объекте, органы чувств. Можно сделать выводы о том, что отсутствие хотя бы одного из них не даст возможности получить достоверную и полную картину.

Восприятие: основные виды и свойства восприятия, законы восприятия.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью

же
воспринимать мир в виде образов
наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того, чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершать в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный или мышечный – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия. Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостный предметов, и сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного из отражения.

Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) – это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность – это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Константность определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения – ведущего органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина – образ, внесли представители гештальтпсихологии – направления научных исследований, сложившегося в начале ХХ в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.

Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. Если человек в состоянии правильно оценить расстояние до предметов, то те из них, которые на самом деле находятся далеко и, следовательно, образуют на сетчатке небольшие изображения, воспринимаются человеком как маленькие, хотя на самом деле могут быть достаточно большими. Те объекты, изображения которых на сетчатке глаза увеличиваются, также субъективно воспринимаются как возрастающие, хотя в действительности увеличения из размера может не происходить.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки (в том случае, когда с ее помощью человек ощупывает предмет), ряда других частей тела. Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем большими кажется человеку и сам предмет.

Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них, зрительно правильной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз. Аккомодация – это изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов и их деталей (фокусировка изображений на сетчатке). Конвергенция – это сближение или расхождение осей глаз, которое происходит при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся от человека объектов. Между зрительными осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе информацию о расстоянии до объектов.

Восприятие и оценка движения также основаны на последовательном использовании информации, исходящей из нескольких различных источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие – оценить его направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса). Эти нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения.

Механизм восприятия человеком времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» — определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм тела. Алкоголь чаще всего замедляет субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями.

Законы восприятия.

Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам.

Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением. Для того, чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ.

Если образы зрительного восприятия, относящиеся к внешним объектам, обнаруживают свою устойчивость или неустойчивость в зависимости от постоянного притока информации, подтверждающей их правильность или ошибочность, то устойчивость образов внутренних состояний, связанных с телесными ощущениями, объясняется постоянством действующих глубинных структур в механизме мозга. Об этом говорит известный факт, называемый фантомом конечности.

Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено.

Психология органов чувств до настоящего времени не способна объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе и абстрактные знания (к примеру, схемы мышления, интуиция, гештальтструктуры восприятия и т.п.), которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы. Рассмотренные факторы свидетельствуют о том, что, по меньшей мере, часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с действительностью не связана. Это требует создания такой теории восприятия, которая бы учитывала и удовлетворительно объясняла множество имеющихся факторов.

Со времени английского философа и психолога Дж.Локка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» — природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которыми воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.

Отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.

Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.

Следовательно, восприятие изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Восприятие: основные виды и свойства восприятия, законы восприятия.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Восприятие: основные виды и свойства восприятия, законы восприятия.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Восприятие: основные виды и свойства восприятия, законы восприятия.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]