Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица

От эмоционального состояния зависит многое: принятие решений, реагирование на поступки и поведение других людей, продуктивность и даже самочувствие. Если мы перестаем контролировать наши переживания, они начинают управлять нами, что зачастую приводит к не самым приятным последствиям. В этой статье я приведу классификацию и опишу виды эмоций, чувств человека в психологии, объясню их основные особенности в схемах и таблицах.

Что это такое: понятие

Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.

Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.

Классификация эмоций

Наверное ты замечала, что эмоции очень сильно влияют на нашу жизнь. Твое эмоциональное состояние пропорционально зависимо от работоспособности, семейной жизни, режима и так далее. Классификация эмоций выстроена по этому принципу: с точки зрения влияния на человека.


Понятие, виды и функции эмоций

Выделяют стенические и астенические эмоции. Стеническими называют эмоции, повышающие жизнедеятельность организма (например, радость или удовольствие), а астеническими — угнетающие, тормозящие, пассивные (например, злость или страх).

Астенические эмоции часто трактуются как отрицательные, так как мешают человеку достигать цели и снижают работоспособность. Но астенические эмоции тоже очень важны. Они помогают нам понять, что мы находимся в опасности или что с нашим организмом что-то не так.

Проще говоря, стенические эмоции — это положительные эмоции, а астенические — отрицательные. Кроме того, тебе важно знать, что астенические эмоции способны уберечь твой организм от перенапряжения, а сильные стенические принести вред организму из-за перевозбуждения.

Роль и природа

Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:

  • Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов).
  • Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть.
  • Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач).

Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).

Эмоции имеют ряд особых характеристик:

  • Полярность. Они обладают положительной или отрицательной окраской хотя возможно и наличие противоречий (можно любить человека, но вместе с тем испытывать по отношению к нему обиду, гнев или беспокойство).
  • Энергетическая заряженность. Существуют стенические переживания (вызывающие повышение активности – разъяренность, раздражение, воодушевление, восторг) и астенические (порождающие пассивность – грусть, страх).
  • Целостность. Эмоциональность предполагает взаимодействие всех психофизических сторон личности, которые оказывают воздействие на весь организм, проявляясь и в действиях, и в теле, и в образе мыслей.
  • Неотчуждаемость. Эмоции невозможно отделить от остальных процессов, происходящих в психике. Они сопровождают все – и работу органов чувств (отделяют приятное от неприятного), и функционирование интеллекта (вызывают интерес или скуку).

Функции эмоций

  1. Сигнальная функция эмоций. Выделяется значимость объекта для человека.
  2. Отражательная или функция оценки. Как правило, эта функция отражает общую оценку того или иного предмета.
  3. Пусковая. Эмоции запускают деятельность.
  4. Побудительная (стимулирующая). Функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека.
  5. Организующая/дезорганизующая. Дезорганизующая функция: способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность.
  6. Регулирующая (подкрепляющая). Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили.
  7. Аварийного выхода. Решение проблем.
  8. Коммуникативная (экспрессивная).
  9. Предвосхищающая (эвристическая). Содержит прогноз событий, удовлетворяющих мотивацию.
  10. Активации (мобилизующая/демобилизующая).
  11. Катарсическая. Помогает снять гнев, раздражение.
  12. Приспособительная. По мнению Анохина, эмоции имеют приспособительное значение. Они дают понять насколько успешна деятельность, отношение к объекту.
  13. Переключательная. Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения.
  14. Функция становления и организации субъективного образа.

Другая классификация функций эмоций приведена на рисунке 2. Она включает в себя базовые и обобщенные функции.

Рисунок 2. «Функции эмоций»

Функции

  • Субъективная. Эмоциональное состояние способствует формированию у индивида определенной точки зрения, а также позволяет устанавливать связи с внешним миром. Все происходящее воспринимается человеком через призму его ощущений.
  • Коммуникативная.С помощью такого свойства психики, как эмпатия мы можем определять настроение, в котором находится другой индивид, что помогает налаживать контакт или даже манипулировать окружающими.
  • Поведенческая. Определение вектора поведения, отделение приятного от неприятного, важного от неважного.

Психологические теории и школы

В психологии существуют разнообразные теории эмоций, характеризующие природу их возникновения, особенности проявления, свойства и значимость для человека. Они были созданы приверженцами различных научных школ, а затем усовершенствованы и доработаны последователями.

  • Школа функционализма – изучает способы приспособления и адаптации человека к изменяющейся окружающей среде.
  • Эволюционная теория Ч. Дарвина (1872 г.) – эмоции эволюционируют и адаптируются под окружающую ситуацию вместе с эволюцией человека. При этом многие эмоции, на уровне инстинктов, очень похожи у людей и животных.
  • Рудиментарная теория Г. Спенсера, Т. Рибо (1876 – 1896 г.) – продолжение развития теории Ч. Дарвина, согласно которой выразительные движения, сопровождающие человеческий страх, являются рудиментарными остатками реакций животных при защите или бегстве, а движения, сопровождающие гнев – рудиментарные остатки реакции нападения.
  • Нейропсихологическая структурная теория Дж. Пейпеца (1937 г.) – предполагал, что в мозгу человека существует единая система структур, образующая базу для развития эмоционального возбуждения. Система является замкнутой, и в психологии получила название круга Пейпеца.
  • Органическая теория Джеймса-Ланге (1880 – 1890 гг.) – эмоции возникают у индивида как следствие физиологических рефлекторных изменений, являясь вторичными. Например, печаль возникает, когда человек плачет, стыд – когда краснеет.

  • Теория Кэннона-Барда (1920 – 1930 гг.) – является противоположностью органической теории, предполагая, что эмоции и физиологические изменения возникают одновременно. Нервные импульсы сначала поступают в таламус, а затем в гипоталамус (отвечающий за физиологические изменения) и в кору больших полушарий мозга (где формируются эмоции).
  • Биологическая теория П. К. Анохина (1949 г.) – эмоции человека эволюционировали и приспосабливались под окружающую среду, проходя 2 основных стадии – формирования и удовлетворения.
  • Теория Линдсея-Хебба (1949 г.) – с помощью экспериментальных исследований доказана зависимость уровня возникающих эмоций от успешности деятельности человека.
  • Школа психоанализа – изучает особенности возникновения и протекания эмоций как реакцию на неосознанные мотивы.
  • Психоаналитическая концепция З. Фрейда (1895 г.) – бессознательное служит источником энергии (либидо) и при конфликте с предсознательным способствует появлению негативного аффекта, который можно устранить путем подавления (разрядки). Под предсознательным в данном случае понимается совокупность моральных норм и запретов, сохранившихся в памяти от предыдущих поколений на уровне инстинктов.
  • Школа когнитивной психологии – изучает познавательные (когнитивные) процессы во взаимосвязи с эмоциональным восприятием.
  • Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1957 г.) – появление положительных и отрицательных эмоций связано с соответствием или несоответствием текущих действий с ожидаемым результатом от этих действий.
  • Двухфакторная теория С. Шехтера (1962 г.) – эмоции формируются под воздействием 2 составляющих: физиологического возбуждения и его когнитивной интерпретации.
  • Школа структурализма – исследует структуру сознания при помощи экспериментов.
  • Ассоциативная теория В. Вундта (1880 г.) – эмоция первична и появляется в результате действия раздражителя на таламус мозга, а физиологические изменения в организме – следствие возникающих эмоций.

Классификации: все основные виды эмоций

На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.

Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.

ТипОписаниеПримеры
ПозитивныеДоставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья.Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение.
НегативныеСоздают общую неудовлетворенность, плохое настроение.Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска.
НейтральныеНапрямую не влияют на действия индивидуума.Равнодушие, удивление, интерес.

Классификация Додонова

Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:

  1. Коммуникативные (возникают в процессе общения).
  2. Альтруистические (связаны с желанием приносить пользу людям).
  3. Праксические (появляются при успешном выполнении запланированного).
  4. Глорические (потребность в самоутверждении).
  5. Пугнические (тяготение к риску, опасности).
  6. Романтические (предполагают стремление к новому и необычному).
  7. Эстетические (возникновение определяется взаимодействием со сферой искусства).
  8. Гностические (формируются с тягой к познанию).
  9. Акизитивные (основаны на накоплении, собирательстве).
  10. Гедонистические (направлены на испытание удовольствия).

Классификация Леонтьева

Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:

  • степенью удовлетворенности тех или иных потребностей;
  • чужими желаниями и отношением к ним индивида;
  • взаимоотношениями;
  • презрением;
  • проведением аналогий между собой реальным и идеальным (соответствие личности внутренним требованиям, ожиданиям, нормам);
  • сравнение своего «Я» с общественными стандартами.

Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Какие бывают эмоции?

Положительные и отрицательные основные эмоции человека составляют относительно небольшой список из десяти проявлений:

  • Радость;
  • Печаль;
  • Отвращение;
  • Удивление;
  • Гнев;
  • Вина;
  • Страх;
  • Интерес;
  • Стыд;
  • Презрение.

Классификация эмоций подразумевает сами эмоции и собственно чувства. Кроме того, принято выделять ещё дополнительные состояния психики: страсть, аффект, стресс, настроение. Все эмоции человека составляют гораздо больший список. В него входят разные аспекты страха, удовольствия, гнева. Можно сказать, что в человеческом сообществе с развитием психической сферы появились градации основных эмоций, которые стали называть чувствами.

Какие бывают эмоции у человека, список:

  • Азарт;
  • Отчаяние;
  • Ярость;
  • Безопасность;
  • Беспокойство;
  • Благодарность;
  • Скорбь;
  • Удовлетворение;
  • Брезгливость;
  • Удивление;
  • Гнев;
  • Вина;
  • Уныние;
  • Восхищение;
  • Тревожность;
  • Высокомерие;
  • Стыд;
  • Гордость;
  • Страх;
  • Грусть;
  • Спокойствие;
  • Жалость;
  • Растерянность;
  • Злорадство;
  • Сострадание;
  • Интерес;
  • Скука;
  • Раздражение;
  • Надежда;
  • Разочарование;
  • Нежность;
  • Вожделение;
  • Ненависть;
  • Презрение;
  • Неприязнь;
  • Радость;
  • Грусть;
  • Печаль;
  • Омерзение;
  • Обида;
  • Отвращение.

Некоторые из них являются близкими друг другу по ощущениям и проявлениям, родственными состояниями психики. Но в силу эмоционального развития человек способен разделять страх и осторожность, нежность и вожделение. Некоторые исследователи включают в список такие проявления как: голод, жажду, усталость. Эти понятия не являются эмоциями, они появляются в результате сигналов в мозг, которые подают рецепторы организма. А вот злость, негодование и обида, возникающие в результате этих ощущений, уже можно смело назвать эмоциями.

Положительные эмоции

Знак «плюс» или «минус» перед любой эмоцией ставим мы сами. На самом деле это очень субъективная оценка. Любая эмоция – это физиологический ответ на раздражитель (внутренний или внешний). Если быть точным, то это касается тех проявлений, благодаря которым вырабатывается так называемый «гормон удовольствия».

Поэтому список положительных эмоций человека, приведённый ниже, тоже носит условный характер:

  • Радость;
  • Любовь;
  • Интерес;
  • Удовлетворение;
  • Спокойствие;
  • Умиление;
  • Удивление (под вопросом);
  • Вожделение.

Характеристика положительных эмоций: то, что принято называть позитивом, и вызывает удовольствие. Если причина находится извне, тогда человек стремится к ней вновь и вновь. Если же она внутри, то возникает инстинктивное желание возобновить состояние, вызывающее выброс эндорфина. Так возникают привязанности зависимости от чего-либо, или от кого-либо вызывающего удовольствие (предметы искусства, домашние питомцы, любимый человек).

Даже у положительных эмоций есть обратная, тёмная, сторона. Маньяк и убийца, насильник, мучитель своих жертв испытывает удовольствие от своих извращённых занятий. Употребление наркотических средств, алкоголя, психотропных препаратов, вызывает искусственные приливы радости и удовольствия, становясь причиной формирования зависимости, которую крайне трудно преодолеть.

Позитивные эмоции способны проявлять даже рыбки. При виде потенциальной партнёрши они демонстрируют свой интерес, проявляя его своим поведением. «Язык тела» используют все живые существа, хотя набор эмоций и их глубина различаются в зависимости от того, на какой ступени эволюции они находятся. В данный момент человек считается самым развитым млекопитающим, хотя в последнее время всё чаще говорят о том, что на этом пьедестале нас могут потеснить дельфины.

Сильные эмоции провоцируют выброс в кровь адреналина, вне зависимости от того, положительные они или отрицательные. При слишком большом потрясении (ощущении опасности), его становится так много, что тело не в состоянии справиться с огромной дозой, психика находится в состоянии стресса, а тело готово к активным действиям, при этом сознание может быть замутнено.

В таком случае принято говорить о состоянии аффекта. Позитивные эмоции помогают вырабатывать окситоцин (гормон удовольствия), дофамин и эндорфин (гормоны счастья). Если происходит одновременно что-то пугающее и вызывающее радость (например, роды), то кровь превращается в «химический коктейль», перенасыщенный разными гормонами.

Каждый из них играет свою роль в сохранении жизнеспособности организма. Так работает эволюционный механизм, заложенный в нас природой.

Для получения позитивных эмоций можно использовать свойства физического тела. Для этого можно использовать:

  1. Умеренную физическую нагрузку. Прогулка на природе, по городу. Не слишком утомительная работа, пробежка, танцы – все эти действия способствуют выработке эндорфина. Особенно если всё это происходит на свежем воздухе в красивом месте, способном доставить эстетическое удовольствие.
  2. Любимое хобби. Занятие приятным делом тоже способствует поднятию настроения.
  3. Просмотр кино или прочтение книги. Хорошее произведение искусства глубоко затрагивает наши чувства, и может даже вызвать катарсис – эмоциональную разрядку через глубокие эмоции, слёзы. Это хорошая «перезагрузка» для организма.
  4. Общение с домашними питомцами. Кошки, собаки, другие животные, способны снять стресс, помочь расслабиться и доставить море положительных эмоций своим поведением и даже простым присутствием.

  5. Совершение добрых дел. Речь не идёт о чём-то глобальном. Мелкие приятные вещи, которые доставляют удовольствие другим, точно так же отзываются и в нас самих. Видя радость на лице другого человека, мы получаем невербальный сигнал и помимо своей воли отзеркаливаем хорошее настроение.

Поэтому говорят о «заразительном смехе», о «заразительном позитиве» и невольном улучшении настроения в присутствии кого-либо, испытывающего радость. Радостью можно делиться, а горем заражаться именно по этой причине – мы воспринимаем сигналы на подсознательном уровне и проецируем их на себя. Даже рисунок (смайлик), передающий настроение, оказывает незаметное воздействие.

Отрицательные эмоции

Список отрицательных эмоций человека тоже носит условный характер. К «плохим» чувствам нужно относиться, как к защитному механизму, который вырабатывался на протяжении тысячелетий. Именно поэтому не нужно упрекать себя за страх или стыдиться ощущения тревоги. Однако стоит помнить, что негативные эмоции побуждают к определённым действиям, плохим поступкам. Вот с этим нужно работать.

Если вы испытываете вспышку гнева, это естественно и со временем пройдёт, а драка, оскорбление, или ещё более тяжёлые поступки, под влиянием этой эмоции – это то, что нужно уметь контролировать.

Деструктивные эмоции оказывают разрушительное действие на психику и нервную систему. К ним относят:

  • Грусть;
  • Печаль;
  • Уныние;
  • Стресс;
  • Ярость;
  • Гнев;
  • Страх;
  • Подавленность.

Все эти проявления способны значительно ухудшить здоровье, если человек испытывает их длительное время. Объясняется это просто, всё теми же химическими реакциями.

Организм отвечает, выбрасывая в кровь определенные вещества, повышающие давление, усиливающие внимательность, придающие силы. Но все они работают только при кратковременном воздействии. Длительное и затяжное поступление в кровь вызывает состояние, близкое к отравлению. Активные вещества распадаются, выделяя токсины. Если их слишком много, то тело просто не справляется и получает команду «умирать». Поэтому отрицательные и разрушающие эмоции более опасны, чем может казаться. Это не просто мысли в голове, это процесс, в котором участвует все тело.

Перечень эмоций, которые принято называть отрицательными:

  • Страх;
  • Обида;
  • Агрессия;
  • Злость;
  • Злорадство;
  • Ревность;
  • Уныние;
  • Скорбь;
  • Тоска;
  • Отвращение;
  • Растерянность.

Этот список можно дополнять, поскольку в человеческом языке есть множество названий чувств и переживаний, которые тоже можно назвать эмоциями. Я оставила лишь основные, те, что, на мой взгляд, имеют самое древнее происхождение и тесно связаны с физиологией.

Таблица эмоций человека

Положительные эмоцииОтрицательные эмоции
РадостьСтрах
ЛюбовьОбида
ИнтересАгрессия
УдовлетворениеЗлость
СпокойствиеЗлорадство
УмилениеРевность
УдивлениеУныние
ВожделениеСкорбь
Тоска
Отвращение
Растерянность

Настроение

Настроением называют продолжительное эмоциональное состояние средней интенсивности, некоторый эмоциональный фон для психических процессов. Это также состояние, характеризующее некий объект, его настроение (картина, мелодия).

Аффект и стресс

Аффект – эмоциональное состояние взрывного характера, кратковременное, интенсивное, с ярко выраженным изменением двигательных процессов и работы внутренних органов. Является бессознательной оценкой данной ситуации. Характеризуется как сильнейшее душевное волнение.

В момент аффекта человек может сказать лишнего

Формы и примеры эмоциональных процессов

  • Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
  • Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
  • Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
  • Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.

Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон

Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:

  • Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
  • Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
  • Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).

Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.

Положительные эмоции

Какие ты положительные эмоции можешь испытать? Вот примерный описательный список:

  • Любовь — это глубокая привязанность и устремленность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии;
  • Радость — это внутреннее чувство удовольствия, веселого настроения;
  • Удовлетворение — это состояние удовольствия при исполнении желаний и закрытии потребностей;
  • Восторг — переполняющая радость;
  • Восхищение — радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту;
  • Интерес — повышенное внимание, душевное влечение, умственная тяга и повышенный жизненный тонус;
  • Эйфория — это положительно окрашенный аффект или эмоция, при которой притупляются другие эмоции;
  • Симпатия — чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности человека к другим людям, одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям;
  • Экстаз — высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления;
  • Энтузиазм — эмоциональное состояние, которое отличает ярко выраженная самозамотивированность.

Дифференциальные эмоции Изарда

Ученый определил следующие фундаментальные переживания:

  • Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
  • Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
  • Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
  • Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
  • Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
  • Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
  • Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
  • Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
  • Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
  • Горе. Реакция на негативные события.

Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.

ПроявленияСумма балловКатегория
ВнимательныйСконцентрированныйСобранныйС1 Интерес
НаслаждающийсяСчастливыйРадостныйС2 Удовольствие
УдивленныйИзумленныйПораженныйС3 Удивление
УнылыйПечальныйСломленныйС4 Горе
ВозбужденныйГневныйБезумныйС5 Гнев
НеприязньОтвращениеОмерзениеС6 Отвращение
ПрезрительныйПренебрегающийНадменныйС7 Презрение
ИспуганныйВ ужасеВ паникеС8 Страх
ЗастенчивыйРобкийСтыдливыйС9 Стыд
СожалеющийВиноватыйРаскаивающийсяС10 Вина

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Чтобы определить эмоциональное состояние, необходимо оценить свое нынешнее самочувствие по каждому столбцу:

1 – не подходит абсолютно;

2 – скорее да, чем нет;

3 – согласие;

4 – полностью верно.

Далее, посчитайте сумму баллов в строках списка и рассчитайте коэффициент по формуле:

КС = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8)

Если полученное значение >1, то результат оценивается как положительный, если <1, имеет место негативное настроение, близкое к депрессии.

Как научиться контролировать свои эмоции?

В книгах по психологии и на просторах интернета можно найти достаточное количество информации на эту тему. К наиболее эффективным техникам относятся:

Правило №1. Измените свое отношение к эмоциям.

Это ваше состояние, примите его с любовью. То, что вы испытываете их, абсолютно нормально. Кроме того, они вам просто необходимы, это научно подтверждено. Не важно, какой характер они имеют, положительный или отрицательный, не удерживайте их, если того не требует ситуация, правила общества и окружение на данный момент.

Правило №2. Старайтесь проживать свои эмоции по максимуму.

Даже если внутри вас ураган эмоций, поводом для их сдерживания может быть только неподходящая обстановка. Чтобы выплеснуть, к примеру, свою ярость и негодование от какой-то приводящей вас в это состояние несправедливости, просто найдите место, где можно уединиться, и никто не сможет вас побеспокоить. Пусть это будет, например, ваш автомобиль.

Проговорите все, что вас волнует, покричите, освободитесь от накопленного, можно даже поплакать – это очень эффективно.

Иными словами, просто максимально приживите свою эмоцию и «помашите ей ручкой». Вы непременно почувствуете облегчение и вернетесь к спокойной, объективной оценке проблемы для ее эффективного решения. Возможно даже, что после такой разрядки она покажется вам пустяковой и не требующей внимания.

Правило №3. Развивайте способность распознавать свои эмоции и управлять ими.

Когда в очередной раз эмоции захлестнут вас, попробуйте понять, что они выражают, какую именно из них вы испытываете, дайте ей конкретное название. Постарайтесь прочувствовать весь спектр того, что вы испытываете при этом. Понаблюдайте за своими реакциями на эту эмоцию. Возможно диапазон того, что вы испытываете при ней, с каждым разом будет расширяться.

Если вы будете проводить такую работу постоянно, то со временем станете замечать, что ваше эмоциональное восприятие приобрело более глубокий и острый характер, вы начнете испытывать тонкие чувства. Музыка станет для вас прекрасней, фильмы гораздо глубже, произведения искусства – великолепнее.

Правило №4. Иногда ругайтесь, но по-хорошему.

Техника проста. Каждый из нас сталкивался в жизни с такими людьми, которых хочется не только ругать, но и просто уничтожить. Если чаша вашего терпения переполнена и вы готовы взорваться, просто отойдите в сторону и постарайтесь успокоиться. Не требуется уходить от конфликта или загонять свои эмоции глубоко внутрь. Просто вернитесь к диалогу позже и разберите с оппонентом ваши претензии.

Эмоциональные реакции

  • Лабильность – изменчивость проявления переживаний. Они всегда колеблются в довольно широком диапазоне (от легких сантиментов до истерики).
  • Монотонность – однообразие, статичность или вовсе отсутствие чувственных откликов на происходящее.
  • Отзывчивость и эмпатия – умение быстро и гибко реагировать на воздействия извне, способность ставить себя на место другого, сопереживать.
  • Вязкость – фокусировка на длительном чувстве (например, вместо того, чтобы отреагировать на ситуацию, человек возвращается к старым обидам, неудачам).
  • Огрубление – невозможность осознавать уместность и допустимость выражения эмоции, утрата сдержанности и деликатности.
  • Алекситимия – затруднения в определении своих чувств и их проявлении, неумение отличить переживание от физических ощущений.
  • Ригидность – неподвижность и ограниченный диапазон реагирования.

Иногда поведение человека имеет демонстративный характер, что связано с его социальными функциями. То есть люди изображают определенную вовлеченность и эмоциональность в ситуации, требующей этого. В таком случае говорят о существовании эмоциональной акции, а не реакции.

Виды

Эмоции в психологии, классификация которых (как и само понятие) не имеет универсального подхода, изучались задолго до формирования самой науки. Древние греки разделяли эмоции на 2 положительные (радость, желание) и 2 отрицательные (страх, печаль) реакции, из которых выделяли множество второстепенных.

Позже некоторые ученые (В. Вундт, Б. Спиноза), в попытках создать единую систему классификации, приходили к выводу, что человек испытывает такое количество эмоций, которое просто невозможно как-либо дифференцировать.

Поэтому в психологии существует довольно много классификаций этого психического процесса, наиболее известными среди которых являются:


Автор классификацииГод созданияКлассификационный признакКлассификацияКраткая информация
Т. Рид1780-е гг.По источнику возникновенияС животным началомЖажда, желание, аппетит.
С механическим началомПривычки, инстинкты.
С рациональным началомСамолюбие, стыд, долг.
И. Кант1780-е гг.По влиянию на активностьСтеническиеЯвляются стимулом к увеличению жизнедеятельности организма (восхищение, радость).
АстеническиеСнижают жизнедеятельную активность человека (страх, печаль).
Т. Браун1820По времени возникновенияРетроспективныеПрошедшие ранее.
НепосредственныеВозникающие в данный момент.
ПроспективныеМогут возникнуть в будущем.
Г. Спенсер1850-е гг.По признаку возникновенияПрезентативныеПроявляются в результате внешнего воздействия (гнев на кого-то, боязнь чего-то).
РепрезентативныеНе имеют привязки к конкретному раздражителю, вызываются поэзией.
Презентативно-репрезентативныеПростые (страх, радость).
Отвлеченные (высшие)Образуются без воздействия извне (чувство долга, справедливости).
Б. Додонов1978По функционалуПраксическиеВызваны желанием добиться успеха в какой-либо деятельности (в рабочем процессе, в учебе).
АльтруистическиеБеспокойство за кого-либо, желание доставлять радость, оказывать помощь.
ГлорическиеЖелание прославиться, утвердиться.
ПугническиеЖелание бороться за что-то, преодолевать препятствия.
КоммуникативныеПотребность в общении.
ЭстетическиеПотребность в любовании прекрасным.
АкизитивныеЖелание собирать что-то, коллекционировать.
ГностическиеПотребность в познании, изучении чего-либо.
ГедонистическиеПотребность в физическом и душевном комфорте.
РомантическиеЖажда необычного, мистического, таинственного.
Р. Плутчик1980По проявлениюБазисные (первичные) или простыеВыделял 8 базисных эмоций: грусть, радость, страх, злость, доверие, ожидание, удивление, неудовольствие.
Вторичные (сложные)Возникают в результате сочетания 2 или более первичных эмоций (ужас, разочарование, скука, интерес).
В. Вилюнас1986По способу возникновенияВедущие (первичные)Возникают при реакции на конкретный объект или ситуацию (восхищение, страх, гнев).
Ситуативные (вторичные)Являются производными от первичных эмоций (разочарование, неприязнь, уважение).
Л. Куликов1997По степени проявленияСамооценочныеДля оценки внутреннего состояния (стыд, гордость, печаль).
АктивационныеМотивирующие эмоции (радость, азарт, бодрость).
ТензионныеЭмоции, сопутствующие состоянию напряжения (страх, гнев, раздражение).

Когнитивное наполнение

По этой классификации чувства делятся на простые и сложные. Первые – быстрые и яркие (гнев, радость). Они происходят сиюминутно, сразу же при столкновении с побуждающим их фактором (например, когда парень приглашает девушку на свидание, она радуется). Вторые – более длительные и часто противоречивые (после полученного приглашения она начинает анализировать ситуацию и сомневаться).

Методы управления

Проявляемые человеком эмоции бывают не всегда уместны, и могут привести к межличностным конфликтам, недопониманию или дезорганизации деятельности. Часто их требуется скрывать от общества в целом или конкретной личности, чтобы не оказаться в неловкой ситуации. Поэтому методике управления эмоций в психологии отводится особая роль.

Концепция защитных механизмов З. Фрейда

З. Фрейд (1895 г.) предполагал, что управлять негативными эмоциями человек может с помощью защитных механизмов, которые способны не только устранить раздражитель, но и косвенно его исказить.

В зависимости от индивидуальных особенностей, управлять негативными эмоциями человек может с помощью:

  • вытеснения;

  • замещения;
  • проекции;
  • идентификации;
  • реактивного образования;
  • отрицания;
  • ухода;
  • регрессии.

В стрессовых ситуациях человек способен мысленно переносить внимание на другие объекты, сопоставлять с другими людьми, вытесняя и замещая негативные эмоции. Обычно данные методы управления эмоциями срабатывают автоматически, как инстинктивная ответная реакция на раздражитель.

Прогрессивная нервно-мышечная релаксация Э. Джекобсона

Цель методики, разработанной американским врачом в 1920-х гг., заключается в восстановлении эмоционального состояния и расслаблении напряженных мышц. Она помогает снять не только повседневное напряжение после рабочего дня, но и избавиться от своих страхов, фобий, тревог.

Релаксация состоит из 12 упражнений. Она заключается в попеременном напряжении и расслаблении мышц верхних и нижних конечностей, головы и лица, спины и живота.

Аутогенная тренировка И. Штульца

Была разработана немецким психиатром в 1966 г. и представляет собой релаксационную методику из 6 базовых упражнений в начальном курсе (и 7 в высшем), предназначенных для контроля эмоционального состояния и нормализации связанных с ним физиологических показателей.

Упражнения представляют собой самовнушение, нацеленное на расслабление всего организма, и не требуют никакой физической активности.

Они позволяют:

  • расслабить тело;
  • успокоить ЦНС;
  • выровнять сердечный ритм;
  • успокоить дыхание.

Психорегулирующая тренировка А. В. Алексеева, Л. Д. Гиссена

Метод разработан советскими учеными в 1968 – 1969 гг. специально для спортсменов. Тренировка используется для восстановления эмоционального состояния и активизации жизненных сил организма в различных видах спорта.

По способу проведения она сходна с аутогенной методикой Штульца и основана на самовнушении (состоит из 40 формул), но используется не только для расслабления и успокоения при нервном возбуждении, но и для повышения физической активности, развития соревновательного духа.

Матрица кодирования эмоциональных состояний через музыку

В. И. Петрушин (1988 г.) разработал матрицу, в которой определенные настроения соотносятся с тональностью музыки, а регулировать свои эмоции можно путем пассивного прослушивания музыкальных произведений.

Согласно этой модели музыкальный лад (минор, мажор) и темп музыки регулируют эмоции следующим образом:

  • минор + медленный темп характерны для печального, задумчивого настроения без ярко выраженных всплесков;
  • минор + быстрый темп характеризуют напряженно-энергичные эмоции, гнев, страсть, ненависть;
  • мажор + медленный темп подходят для уравновешенных и спокойных эмоций;
  • мажор + быстрый темп описывают веселое настроение, чувство радости.

Автором была составлена специальная таблица классических произведений, посредством которых осуществляется регуляция эмоций и настроений.

Концепция контрфактического мышления Н. Роса

Концепция, разработанная в 1994 г., основана на сопоставлении сценариев деятельности и контрфактов (альтернативных ситуаций возможного исхода).

Она мотивирует личность к достижению лучших результатов в деятельности и строится на принципах предположения: что было бы, если бы человек поступил так, а не иначе. С ее помощью человек может снизить уровень тревожности и возбудимости перед выполнением действия, настроить эмоции в позитивном направлении.

Концепция предполагает наличие контрфактов:

  • идущих вверх – если человек не доволен результатом действия, он предполагает, что было бы, если бы он достиг желаемого и что ему в этом помешало;
  • идущих вниз – человек не испытывает полного удовлетворения от достигнутого результата, но его устраивает уже имеющийся.

Такое сопоставление позволяет снять нервное напряжение, избавиться от негативных эмоций, скорректировать поведение и избежать ошибок в будущем, сопоставив реальные возможности с альтернативным результатом.

Эмоции – неотъемлемая составляющая жизни человека, облегчающая общение, взаимопонимание и выражение настроения.

С помощью эмоций человек способен показать свое душевное состояние и чувства, снять внутреннее напряжение. В психологии это разностороннее явление изучается на протяжении многих лет, однако оно столь многогранно, что до сих пор не имеет единой концепции о представлении, классификации и способах проявления.

Автор: Анна Лалочкина

Шкала отклика

Эта методика представляет собой опросник из 25 утверждений, определяющий степень развитости эмпатии у личности.

Проходящему тест необходимо оценить свое согласие: всегда, часто, редко, никогда.

СуждениеОтвет
ВЧРН
1Я грущу, когда вижу, что кто-то ощущает себя одиноко в обществе компании.
2Когда окружающие не умеют сдерживать себя и открыто показывают свои эмоции — это неприятно.
3Когда человек волнуется рядом со мной, я чувствую то же самое.
4Я полагаю, что слезы от счастья — это глупость.
5Неприятности своих друзей я переживаю тоже.
6Порой песни о любви пробуждают во мне чувствительность.
7Я бы очень беспокоилась, если бы мне необходимо было передать кому-либо неприятные новости.
8На мое состояние сильно влияет окружение.
9Я бы хотела иметь работу, сопряженную с общением.
10Мне нравится видеть, как люди получают подарки.
11Когда я вижу/слышу, что человек плачет, то огорчаюсь сама.
12Слушая определенную музыку, я испытываю счастье.
13Когда я читаю художественное произведение, переживаю так сильно, словно все это происходит в реальности.
14Я злюсь, когда вижу, что с человеком ужасно обращаются.
15Я могу сохранять спокойствие, даже когда все вокруг паникуют.
16Меня нервирует, когда люди льют слезы.
17Когда я принимаю решение, чье-либо мнение, как правило, не имеет значения.
18Я тоже выхожу из себя, когда люди вокруг чем-то обеспокоены.
19Я тревожусь, если вижу людей, переживающих по пустякам.
20Я беспокоюсь, если вижу, как страдают животные.
21Глупо беспокоиться о том, что происходит в книге или кино.
22Я грущу, когда вижу немощных людей.
23Я очень эмоционирую при просмотре фильма.
24Я могу быть безучастной к любому беспокойству, происходящему вокруг.
25Дети рыдают без серьезного повода.

Задайте вопрос

Итоги

Количество баллов за ответ
В – согласен (всегда)Ч – частоР – редкоН – никогда
14321
21234
34321
41234
54321
64321
74321
84321
94321
104321
114321
124321
134321
144321
151234
161234
171234
184321
194321
204321
211234
224321
234321
241234
251234
Сумма

Теперь подсчитайте результаты:

  • 11 баллов — крайне сниженный уровень эмпатии;
  • 12-36 — низкий;
  • 37-62 — нормальный;
  • 63-81 — высокий;
  • 82-90 — повышенный.

Понятие эмоций в психологии


Фото Lidya Nada on Unsplash
Если задать тебе вопрос: «Что такое эмоции?», как ты на него ответишь? Наверняка твой ответ будет таков: «Это то, что мы ощущаем». И это близко к истине.

Рассмотрим какие определения понятию «эмоции» дают ученые.

Интерес к эмоциям появился у ученых еще много веков назад.

Античные философы относились к эмоциям как к способу познания мира, рассматривая состояния удовольствия или страдания как сигналы о грядущем благе или бедствии.

В словаре под редакцией Р.С. Немова дается следующее определение: «Эмоции — класс психофизиологических явлений, представляющих собой внутренние, субъективно переживаемые физические и психические состояния, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями».

Словарь С.Ю. Головина дает следующее толкование: «Эмоции — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающихся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его потребностей».

По мнению В.Н. Куликова, A.T. Ковалева, эмоции — относительно кратковременные переживания средней интенсивности, например: радость, гнев, страх и тому подобные.

К. Изард считает, что эмоция — это сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты.

А.Н. Леонтьев рассматривает эмоции как особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами.

Обобщая все определения можно сделать вывод о том, что если у человека нет потребности, то нет и эмоции. Эмоция возникает тогда, когда человек, испытывающий потребность, имеет возможность для ее реализации.

Положительные эмоции появляются тогда, когда велика оценка вероятности удовлетворения потребности. А отрицательные эмоции возникают, если человек не видит возможности удовлетворить свою потребность.

Эмоции выступают для человека в роли внутреннего компаса, который позволяет ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, в людях и самом себе. Причем эмоциональные оценки люди часто считают более достоверными, чем интеллектуальные.

Блок 6. Эмоции. Презрение.

Презрение – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для межличностных отношений, возникает при расхождении оценок, убеждений и верований относительно предмета или явления.

Так, надменный человек с презрением относится к людям, которые не соответствуют его формату представлений о том, каким надлежит быть. Проявление робости может вызвать презрение со стороны субъекта, придерживающегося взглядов, что робость – это удел слабых, а слабые — это низшая «каста».

Человек выделяет один – два ключевых критерия, которые являются лекалом для других людей. Это своеобразное «прокрустово ложе», когда все несущественное «отсекается». Человек может не уметь отстаивать свою позицию, может говорить интеллигентно и мягко, и за это быть презираемым.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]