Каждый человек стремится к самовыражению. В наше время в обществе приходится играть какую-либо роль, ведь рабочие и учебные моменты диктуют собственные потребности. Людям приходится делать, что ожидают в конкретной ситуации. Данную тенденцию нельзя трактовать с единой стороны, ведь требования жизни желательно принимать. Потребность в самовыражении сохраняется, вне зависимости от обстоятельств, поэтому она заслуживает правильного, адекватного проявления.
Самовыражение – это источник положительных эмоций, хорошего настроения, вдохновения, желания самосовершенствоваться и достигать поставленных целей, способ разрядки и избавления от негативной энергетики.
Самовыражение происходит под влиянием жизненных обстоятельств, в различных направлениях, но в каждом случае человек находит шанс найти себя, понять истинное «Я», определиться с дальнейшим развитием. Психологи понимают необходимость предоставления помощи людям, в результате чего предлагает арт-терапию и танцевально-двигательную терапию для оказания психологической помощи. Самовыражение и психологические методики способствуют повышению самооценки, пониманию перспектив развития, правильных схем взаимодействия с коллективом.
Каждый человек индивидуален, потому нужно ориентироваться на направления самовыражения, учитывая особенности характера. Не обязательно останавливать выбор на единственном способе, так как исследование возможностей приведет к получению достойных результатов.
Взаимосвязь свободы и страха самовыражения
Самовыражение, являющееся свободным, — это основа счастливой жизни, устранения сомнений и проблем. Почему желательно проявлять характер, заложенный потенциал?
Самовыражение приводит к получению радости и счастья, несмотря на неблагоприятные обстоятельства. Самовыражение – источник вдохновения, который дает разрядку от негативных эмоций, нежелательной усталости. Самовыражение способствует пониманию потенциала и пожеланий, самопознанию. При желании происходит развитие черт характера. Самовыражение поднимает самооценку, придает уверенности в силах и наличии основы для развития. Самовыражение – основа поиска единомышленников. Круг общения, соответствующий интересам и мировоззрению, делает взаимодействие с другими людьми полноценным.
Обстоятельства, которые приводят к скрытию потенциала и задатков, настоящего характера, делают человека зажатым и стеснительным, закомплексованным. Развитие ситуации в данном направлении приводит к опасениям относительно понижения самооценки. Человек не чувствует себя свободным и счастливым. По данной причине самовыражение играет важную роль для индивидуума. Какие возможности самовыражения значатся?
Самовыражение в профессии
Работа, имеющая связь с хобби и приносящая достойную зарплату, — это сокровенная мечта. Если вы выражаетесь в профессии, счастье становится неотъемлемой частью жизни. Работа не должна только приносить зарплату и служить источником питания, обеспечения жизнедеятельности. В большинстве случаев такое самовыражение достигается творческими людьми, прирожденными руководителями. Ориентируйтесь на хобби и заложенный потенциал, желая достигнуть реализации и открывать перспективы для продвижения вперед.
Самовыражение в творчестве
Самовыражение в творческой направленности обладает высоким уровнем эффективности, так как человек посвящает время тому, что нравится, реализует творческие задатки и навыки, одновременно получая признание. При желании результатами творческой работы наслаждайтесь в одиночку, так как от этого тоже будет польза.
Зная наклонности и шансы для реализации потенциала, приступайте к творческому воплощению задатков. К творчеству относятся сочинение музыки и написание уникальных текстов, прозы и поэзии, фотография, танцы. Занимайтесь хобби так часто, как можете, ведь это подарит счастье.
Если вы не открыли творческий потенциал, экспериментируйте и ищите направление. Попробуйте рисовать, реализовывать творческие образы в аэрографии, пишите стихи и прозу, фотографируйте, танцуйте. Любое направление подарит свободу в сердце и душе, поспособствует самовыражению, поиску «Я». После того, как удастся найти подходящее направление, развивайте открытые навыки. Преграды для продвижения отсутствуют, так как современные предложения восхищают разнообразием. Посещайте танцевальные клубы, ведите блог или сайт, участвуйте в дискуссиях, пишите прозу и стихотворения, публикуйте литературные произведения в интернете, представляйте людям поделки, вязаные игрушки, нарисованные картины и комиксы. Сделав правильный выбор, удовольствие появится в вашей жизни, подарит частицу счастья, поспособствует повышению самооценки. Не поддавайтесь чужому мнению и моде, так как самовыражение полезно, а подавление потенциала приведет к вреду.
Что такое самореализация
Самореализация — это действия по развитию природных способностей. И не важно, полезны ли они или антисоциальны.
Потребность в самореализации
Под потребностью в самореализации понимают желание индивида найти место в обществе, раскрыть личные качества, применить знания и навыки, осуществить замыслы. Он хочет быть лучше других, получить удовлетворение от достигнутого. Потребность в самореализации самая сильная из тех, что есть у человека.
Основу самореализации составляет признание и самоутверждение. Человеку важно показать все, что он умеет, и получить за это одобрение. Ему необходима обратная связь от людей, с которыми приходится сталкиваться.
Оценить утоление потребности в самореализации можно по достижениям. Наглядный пример – врач. Его квалификацию доказывают уже здоровые пациент. Важной считается не поддержка коллег, а оценка тех, кому была дана помощь.
Если человек сумеет развить свои способности и найти им нужное применение, общество признает его как состоявшуюся личность.
Потребности низшего уровня
Желания человека имеют строгую иерархию. Ее основу составляют потребности низшего уровня. И пока их не удовлетворить полностью или частично, перейти на более высокий уровень не получится.
На низшем уровне находится удовлетворение физиологических потребностей: голода, жажды, сексуального желания, обретение крова. Человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, иметь нужное количество силы, здоровья и других важных ресурсов. На этом уровне люди создают семью, стараются спрогнозировать будущее, составляют планы и пробуют их придерживаться.
Социальные потребности тоже относятся к низшему уровню. При их удовлетворении возникает чувство сопричастности к социуму или принадлежности к отдельной группе людей. Затем идет желание получить уважение, признание, самоутвердиться среди того класса, мнение которого для индивида важно.
Если потребности, возникшие на низшем уровне, были удовлетворены хотя бы частично, возникают желания более высокого, духовного уровня. К ним относится и самореализация.
Потребности высшего уровня
Для их удовлетворения нужно развиваться. Развитие возможно только при стабильной ситуации. Если она резко меняется, то и потребности претерпевают изменения. Работник, который рискует потерять место, перестает беспокоиться о социальных наградах в виде уважения или высокой оценки руководства. Для него становится менее важным раскрытие собственных возможностей в деятельности. Он заботится о сохранении рабочего места. Также оно может переключиться на физиологические нужды.
Если же работник не видит угрозы, он активно включается в деятельность, применяет все свои способности и знания.
Человек не может почувствовать полного удовлетворения своих потребностей. Одно желание сменяется другим. Поскольку основой являются нужды низшего уровня, их необходимо удовлетворять постоянно.
Условия самореализации
Процесс удовлетворения потребности в самореализации может быть запущен только в случае, если имеется ряд необходимых факторов, влияющих на него. Важными являются воспитание и культура человека. Сильное воздействие исходит со стороны общества или отдельной социальной группы, в которой находится индивид. Под влиянием, которое испытывает ребенок, формируются важные черты характера, выделяются жизненные принципы, культура поведения и мотивация.
Удастся ли человеку достичь самореализации, зависит от того, какие стереотипы господствуют в обществе, каких традиций оно придерживается. Например, большим препятствием в реализации потенциала женщины составляют гендерные стереотипы.
Другой аспект, влияющий на потребность в самореализации, — личностные особенности. Для достижения целей нужны ответственность и решительность. Не помешает гибкое мышление и адекватное восприятие реальности.
Врожденные качества, задатки имеют такое же значение, что и приобретенные. Сюда относятся уверенность в себе, инициативность, энергичность, трудолюбие.
Возможность самореализации
Утолить потребность в самореализации и самовыражении можно сразу в нескольких областях. Например, успехи в карьерном росте нередко сопровождаются наличием интересных увлечений или же крепкими семейными отношениями.
При любой деятельности нужно ставить цели и составлять стратегию. Она бывает 3 типов:
- Первый тип — это стратегия жизненного успеха. Его основа — стремление создать комфортные условия жизни.
- Второй тип — это стратегия успешности, которая сопровождается желанием продвигаться по карьерной лестнице.
- Третий тип — стратегия самовыражения, которая сопряжена с потребностью развить свое творческое начало и применить его в некоторых видах деятельности.
Возможности для удовлетворения потребности в самореализации у всех разные. Многое определяется средой. Например, человек, живущий в период кризиса, борется за существование, поэтому выбирает первый тип стратегии. В социуме, где налажена рыночная экономика, люди выбирают второй тип.
Процесс самореализации личности
Успех самовыражения во многом обеспечивает саморазвитие. Потребность в самореализации неотделима от духовно-практического процесса. Так, учитель должен находиться в непрерывном нравственно развитии, которое обеспечивает постоянное улучшение его навыков. Саморазвитие предполагает изменение индивида, при котором имеющееся «Я» стремится к «Я» совершенному.
Для этого людям следует ставить цели, прислушиваться к желаниям, оценивать свои действия с точки зрения окружающих. Если пренебрегать интересами социума, не пытаться придать действиям социальную направленность, личность будет испытывать деструктивное воздействие.
В ходе удовлетворения потребности в самореализации личность может оказаться на разных уровнях:
- Агрессивное непринятие того вида деятельности, что она осуществляет. Индивиду не нравится то, чем он должен заниматься, но он вынужден это делать.
- Желание уклониться от работы. При таком подходе люди выбирают другую профессию.
- Пассивное восприятие. Работа выполняется по шаблону или модели.
- Стремление улучшить некоторые элементы работы.
- Желание максимально использовать умения и навыки. Этот уровень часто называют творческим или изобретательным.
Имеется и другая классификации,. Согласно ей, человек находится на низком или среднем уровне удовлетворения потребности в самореализации. В первом случае он пассивно выполняет предложенную работу, во втором — пытается проявить себя как личность. Средний уровень и уровень предполагает личностный рост. При высоком человек считает работу смыслом жизни.
Способы удовлетворения потребности в самореализации
Заложенная природой потребность в самореализации заставляет индивида искать наиболее подходящие способы ее утоления. Понять себя можно, если находиться в непрерывном взаимодействии с окружающими.
Необходимо стремиться к осознанию себя, раскрытию собственного потенциала, определению слабых и сильных сторон, стараясь укреплять последние. Все это приведет к принятию личности, ее полному раскрытию и развитию.
На выбор профессии должны влиять личные взгляды. Мнение общества здесь ни к чему. Хотя нередко люди занимаются той работой, которая приносит больший доход, но не дает удовлетворения в духовном плане.
Утолить потребность в самореализации можно, если ставить перед собой цели, которые определяются внутренним желанием заниматься тем, что нравится. Если индивид понимает, что любые преграды и препятствия в процессе его работы преодолимы, он находится в близости от реализации себя как личности. Ошибки — незаменимая часть опыта, они способствуют росту.
Цели самореализации
В каждом возрастном периоде индивид может ставить перед собой разные задачи на пути к удовлетворению потребности в самореализации. Так, в детстве он раскрывает свои умственные и духовные способности, ищет себя, учится общаться с окружающими. На юность приходится выбор сферы деятельности, продолжается развитие, человек пытается устроить личную жизнь.
На период зрелости приходится самоутверждение в сфере деятельности и отношениях. Однако есть процессы, продолжающиеся всю жизнь.
Удовлетворение потребности в самореализации нужно, чтобы получать радость от развития и связанных с ним изменений. Самовыражение — путь к обретению счастья. Его игнорирование лишит вас счастливой жизни и положительных эмоций.
Проблема самореализации
Существует целый ряд проблем, препятствующих утолению потребности в самореализации. Первая – несовпадение желаний и реальности. Например, молодой человек выбирает работу с высокой зарплатой, а не ту, что ему нравится.
Другая проблема состоит в том, что часто люди не прислушиваются к собственным желаниям, не стремятся анализировать свои чувства. Они избегают усилий, которые необходимы для саморазвития.
Стереотипы тоже негативно влияют на потребность в самореализации. Сюда же относятся тяжелые экономические условия. Они препятствуют выходу на более высокий уровень удовлетворения желаний.
Самовыражение во внешности
Данный способ выражения свойственен девушкам и женщинам. Психологи отмечают, что внешние атрибуты создают уникальный имидж, потому они способствуют проявлению характера, потенциала. Ориентируясь на внутренние ощущения, создавайте гардероб, делайте стрижки и прически, подбирайте аксессуары, наносите макияж и маникюр. Не гонитесь за модой, которая подавляет личность, не позволяет найти источник для выражения внутреннего мира.
Создавая подходящий образ, совпадающий с внутренними ощущениями, вы станете личностью. Выделяйтесь из толпы, помня о том, что одинаковых людей не бывает. Индивидуальность проявляется в имидже.
Татуировки и пирсинг популярны у молодых людей, но они позволяют отойти от стандартов, проявить себя. По данной причине вариант является подходящим для самовыражения.
Рассмотрим теории потребностей
Существует несколько теорий потребностей.
Теория иерархического построения потребностей Маслоу
Маслоу предполагал, что каждая потребность удовлетворяется в некоторой степени. Он предложил такой расклад:
- физиологические — 80-85%;
- безопасность и чувство защищенности — 70-75%;
- любовь и ощущение принадлежности — 45-55%;
- самоуважение — 40-45%;
- самореализация — 10%.
Схема условна и при индивидуальном подходе меняется. Так, существуют люди, для которых потребность в самореализации и самоуважении более ценна, чем чувство любви.
Маслоу утверждал, что поступками людей не всегда управляет экономический интерес, но часто мотивы их действий обусловлены такими нуждами, которые невозможно удовлетворить деньгами.
Теория мотивации труда по Альдерферу
Альдерфер выделяет потребность в самореализации, необходимость социальных связей и желание роста. Согласно его идеям, чем меньше удовлетворены у индивида нужды существования, тем сильнее они проявляются. Применяя эти принципы, Альдерфер предлагал формировать мотивацию работников. При удовлетворении социальных потребностей следует поддержать потребностям роста. Если же они выражены слабо, стоит сделать наоборот.
Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора
Мак-Грегор выделил 2 подхода в управлении, условно назвав их «Теория X» и «Теория Y». Первый стиль руководства предполагает авторитарность руководителя, жесткий контроль работы сотрудников. В основе второго подхода лежит демократичность, ряд полномочий передается работникам, идет работа над улучшением отношений в коллективе, учитывается мотивация людей, их особенности.
Выбрать подход поможет изучение личности каждого человека. Только так возможно удовлетворение потребности в самореализации всех сотрудников.
Теория двух факторов Фредерика Герцберга
По теории Герцберга, на мотивацию сотрудников влияет гигиенический фактор или совокупность условий, при которых работник не получает удовлетворения. Часто это обусловлено политикой компании, отношениями с руководством, условиями труда и его оплатой.
Другой фактор был назван «мотиватором». Благодаря такому подходу у сотрудников повышается мотивация к труду, они получают удовлетворение потребности в самореализации. Это происходит вследствие возможности продвижения по службе, личностного роста, признания со стороны коллег и руководства, хорошей оплаты.
Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера
Описать модель Портера-Лоулера можно следующим образом: чтобы получить результаты в работе и вознаграждение за них, нужно прилагать усилия. Последние определяются способностями, знаниями, опытом, уровнем квалификации. Чем выше оплата, тем больше приложено усилий. Значение имеет и осознание человеком своей роли в рабочем процессе.
Ученые пришли к выводу, что результативный труд утолит потребность в самореализации. Ранее считалось, что результат зависит от того, доволен ли человек изначально. Теория Портера и Лоулера помогла в исследовании мотивации человека.
Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда
Мак-Клелланд выделял потребности достижения, соучастия и желание в обретении власти. Сочетание этих желаний определяет мотивацию работника. Если знать, чем руководствуется сотрудник, можно эффективнее его использовать, предлагая задачи, решение которых ему подойдет. Так получится улучшить рабочий процесс. Сотрудники же получат возможность удовлетворения потребность в самореализации.
Самовыражение с помощью вкусов
Хобби, вкусы в литературном, музыкальном и кинематографическом мире – основа самовыражения.
Создайте коллекцию песен, книг, фильмов, учитывая свои предпочтения, мнения о произведениях, являющихся классическими и современными. Страсть к коллекционированию доставляет удовольствие от просмотра фильмов и прослушивания музыки, способствует становлению правильного круга общения, признания вкуса собеседниками.
Вкусовые предпочтения – это основа для проявления мировоззрения, мнения о разных жизненных ситуациях.
Когда приходит духовность
После 30 лет многие осознают тот факт, что все желания невозможно удовлетворить, всех денег не заработать. Люди начинают склоняться к оседлой жизни, ищут комфорта, уюта, безопасности. Подводится определенный итог предыдущего этапа жизни, пересматривается место денег в системе ценностей. При здоровом развитии ситуации значимость денег снижается и на первый план выходят такие ценности, как семья, дети, увлечения, хобби. В случае нездоровой тенденции деньги остаются сверхценностью или же задвигаются далеко на задний план. Этот период продолжается приблизительно до 35-37 лет.
В этом возрасте наступает так называемый сущностной кризис. На первый план выходят потребности души. У многих появляется смутная тоска по чему-то возвышенному, возникает потребность в высших ценностях и смыслах. То есть, согласно Маслоу, базовые и социальные потребности в той или иной мере уже реализованы, приходит черед душевных и духовных потребностей, происходит «включение» четвертой чакры — Анахаты. Если так и случается, то деньги становятся хорошей поддержкой в духовном развитии личности.
Определенная часть людей начинает участвовать в различных тренингах и практиках, выделяет на это статью расходов, что в итоге становится вложением в раскрытие своего человеческого потенциала. Большая же часть людей продолжает «гонку за счастьем и свободой», предполагая, что эти состояния напрямую связаны с деньгами. Некоторые из тех, кто так и не добился финансового и социального успеха, обесценивают значимость денег в своей жизни и тоже включаются в «духовную» жизнь. Но такая духовность становится бегством от самих себя, компенсацией неудач предыдущего этапа жизни.
Место искусства в жизни людей: поиск себя
Самовыражение в искусстве – это задача, которая создается перед многими творческими людьми, задумывающихся о проявлении индивидуальности. Чем это объясняется?
Внутренний мир наполняют образы, ассоциации, которые не способны оставлять человека без эмоций, желания проявить эмоции. Обмен элементами внутреннего мира способствует эмоциональной коммуникации между людьми, проявлению бессознательного и нахождению внутренней гармонии. Творческие работы служат проявлением мнения об окружающем мире, происходящих обстоятельствах, а прямое проявление внутреннего мира откликается в душе зрителей. По данной причине самовыражение в искусстве – это задача творческих людей, которые развивают заложенный потенциал.
Рациональный человек отдаляется от самовыражения, подстраивается под стереотипы мышления, правила мегаполиса, потребности активной и успешной жизни. Такая ситуация не приносит настоящего счастья, приводит к разочарованию в жизни.
Творческие работы выполняют утилитарную, приспособительную функцию, регулируют жизнь. Для проявления «Я» требуется восстановление контакта между чувствами и разумом, создание целостной и гармоничной личности, понимание личностных смыслов. По данной причине психологи рекомендуют проявление характера не только во внешности, вкусовых предпочтениях, профессии, что является внешними атрибутами, но и в искусстве, в чем помогает арт-терапия.
Какой пользой обладает искусство?
Арт-терапия полезна для каждого человека. Творческие задатки проявляются по-разному, но в каждом случае искусство реализует заложенный потенциал, отношение к происходящим событиям, помогая найти правильное направление развития, обрести внутреннюю гармонию.
Самовыражение. Искусство способствует выражению переживаний словами, действиями. Глубинные слои бессознательного состояния человека находят место в сознательном мире. Самовыражение позволяет приобрести гармоничность, целостность. По данной причине искусство связывает человека с другими людьми. В сложных ситуациях, например, после испытанного стресса или шока, арт-терапия становится способом установления контакта между пациентом, психологом или психотерапевтом. Искусство и творчество. Человек разрабатывает и реализует определенные ассоциации через переживания, отношение к происходящим событиям. Креативность, творчество – это важные жизненные принципы. Творческий подход способствует успешному поиску решения в любой ситуации, так как он укрепляет контакт с бессознательной составляющей личностью, внутренними силами. Творчество приносит удовольствие, расслабляет при кризисных ситуациях, устраняет боль. Переживания проявляются в искусстве, свидетельствуя о преходящей природе чувства. Любая физическая, моральная, душевная боль остается в прошлом после того, как человек проходит через самовыражение, говорит об ощущениях, эмоциях. Искусство передает индивидуальный опыт, знания человека, накопленные чувства. Передача через творческие работы находит отклик у слушателей, которые настраиваются на соответствующую волну, становятся восприимчивыми. Человек проявляет себя, после чего получает шанс для преодоления этапа жизни, дальнейшего развития. Искусство не может претендовать на объективность и правильность, истинность, так как все люди различаются мировоззрением и характером, но опыт каждого человека полезен для других. Современная жизнь, требования общества губят личность, потому присутствует необходимость поиска истинных чувств, возвращения к внутреннему миру. Многими взрослыми людьми творчество воспринимается в виде игры, что гарантирует пользу.
Теория иерархии потребностей
Потребности Маслоу распределил по мере убывания важности, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, и т. п.)
Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
«Я совершенно убеждён, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».
Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна.
Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
Физиологические: голод, жажда и т. д. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
- (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
- Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
- Потребность в принадлежности и любви.
- Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
- Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
- Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
- (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).