Происхождение и значение термина психология. Научное и житейское психологическое знание. Презентация

В словаре Д.Н. Ушакова

ПСИХОЛО́ГИЯ, психологии, мн. нет, ·жен. (·греч. psyche — душа и logos — учение) (·книж. ). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных). Экспериментальная психология. Психология животных. 2. Совокупность психических процессов, обусловливающих тот или иной род деятельности. Психология творчества. Психолоогия актерской игры. 3. Психика, душевный уклад, совокупность психических склонностей и привычек. Человек с необычайно сложной психологией. Детская психология.

Значение слова психология

(от греч.

psyche — душа и logos — учение, наука)

наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 в. «П.». Сведения об этих явлениях накапливались и во мн. других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в частности, медицинской и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотчуждаемых от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчёту о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз П. с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из её материального субстрата (органов чувств и высших нервных центров). Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Если идеалистические концепции неправомерно объясняли эту активность особой психической причинностью, познаваемой путём внутреннего наблюдения, то естественно-научное исследование генетически первичных форм психики (а также её патологических проявлений) утвердило приоритет объективных методов, которые в дальнейшем стали определяющими для П. Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой которой является сознание. Сознание человека имеет свою системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным, операциональным, личностным) свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания независимо от рефлексии (самоотчёта) о них субъекта обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе его отношений с другими людьми, окружающим миром. В этой же системе субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения (см. «Я»). Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П. Зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., которая развивается в «диалоге» между данными о природе и о культуре, интегрируемые в её собственные понятия, несводимые к другим и, в свою очередь, используемые другими науками. В ходе разработки проблем П. сформировался её категориальный аппарат, в котором выделяются категории образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика П. неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулирования деятельности личности и коллектива. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другими науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими её содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий её целостность как самостоятельной науки. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научно-технический прогресс. Изучение проблем «искусственного интеллекта», с одной стороны, творчества — с другой, становится в современную эпоху важным направлением П. Наряду с ними развиваются социальная психология и П. управления, решающие задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и другими актуальными проблемами современности. Включённость П. в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований) придаёт особую остроту методологическому анализу её понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений её дальнейшего развития.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 229-230)

Ч486.61

В словаре Энциклопедии

(от психо … и …логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души (Аристотель, «О душе» и др.). В 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция «двух психологий» — естественно-научной и культурно-исторической (см. Понимающая психология). Главные течения психологии 20 в. — гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология. Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.

Что такое психология?

Психология («психе» — душа, «логос» — учение, наука) — слово греческого происхождения, буквально означает «наука о душе». На этом основывается известное определение, согласно которому психология — это наука о психике.

В целом это правильно, хотя требуются некоторые уточнения.

В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает использовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология».

Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки.

Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают: 1) личный опыт (житейские обобщения, возникающие в результате наблюдения за другими людьми, самим собой); 2) общественный опыт (представления, традиции, обычаи, которые передаются от поколения к поколению). Понятия донаучной психологии совпадают по своему содержанию с языковыми значениями.

Роговин подчеркивает, что самому существу донаучной психологии соответствует способ объяснения, получивший название «объяснение с позиций здравого смысла». Донаучное психологическое знание несистематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание. В донаучном знании верные представления могут соседствовать с ошибочными обобщениями, предрассудками.

Философская психология — знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Философское знание о психике обычно упорядочено в соответствии с теми или иными исходными принципами.

По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.

Научная психология возникла относительно недавно — во второй половине XIX в. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии В.

Вундт писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как «экспериментальную».

Кроме того, сам Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология — это далеко не вся психология, а лишь ее часть. Хотя XIX в. дал немало примеров удачного использования метода эксперимента, прошло достаточно времени, прежде чем психология стала по-настоящему экспериментальной наукой.

Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую основу.

Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы), главными среди которых являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке.

Похожие слова

Психолог Психологист Психологизм Психологичный Психологически Психологичность Психологический Психология труда Психологизировать Психология детская Психологизирование Психологистический Психология старения Психология глубинная Психология социальная Психологическая школа Психология инженерная Психология возрастная Психология авиационная Психология космическая Психология медицинская Психологический журнал Психологии институт ран Психология «объективная» Психологический профиль Психология ассоциативная Психология аналитическая Психологическая школа права Психология индивидуальная адлера

Основные направления психологии

На протяжении всего времени создавались новые направления в психологии и подходы к человеку.

На сегодняшний день многие из них активно используются и подбираются под конкретную личность и индивидуальную ситуацию.

Наверное, все знают, что теория психоанализа была создана Фрейдом.

Главные положения заключаются в том, что основные проблемы и причины поведения спрятаны в бессознательном.

А главный этап становления индивидуальности происходит в детстве. Либидо и страх смерти – факторы, которые часто двигают человеком. Этот метод подходит для терапии неврозов, старых психологических травм.

Гештальт-психология утверждает, что нужно воспринимать картину целостно, а не дробить её на отдельные элементы, как это делает вышеописанное направление. То есть, смотреть не на конкретную черту личности, а на всего человека и условия жизни вокруг.

Есть понятия незакрытого гештальта, когда какая-то ситуация приемлемо не завершилась. Поэтому на сеансах её проигрывают, обговаривают и закрывают, чтобы не тревожила клиента.

Гипноз используют, чтобы человека ввести в изменённое сознание и стать ближе к бессознательному. Во время сеанса пытаются извлечь причины проблемы, негативные факторы, которыми клиент не хочет делиться при обычном диалоге. Также могут внушаться позитивные установки. Например, что всё хорошо, и человек успокаивается.

Клиент-центрированная психология в своём названии показывает, что на сеансе главная роль отводится клиенту. То есть, он сам может помочь себе, только для этого его нужно аккуратно направить в нужное направление.

Поэтому большая часть внимания направляется на установление доверительных отношений между психотерапевтом и его собеседником, чтобы тот доверял и уверенно себя чувствовал.

Арт-психология рассказывает, как с помощью творчества человек может излить свои негативные эмоции и чувства, и тем самым избавить себя от тяжести. Также психотерапевт может давать задания и трактовать их выполнение (текст, рисунок, лепку), вместе с клиентом изучать спрятанную внутри него проблему, находить выход.

Когнитивно-поведенческое направление занимается коррекцией ошибочного мышления клиента. Психолог объясняет, что неправильно делает (или думает) человек. Приводит примеры, доводы, вспоминает различные похожие ситуации. А также показывает, как можно жить по новым правилам.

— Когнитивная психология —

Исследует, в частности, то, как мы учимся, как мы общаемся и как мы думаем. Поэтому данная психологическая дисциплина предполагает понимание внутренних психических процессов, таких как:

  • ·Восприятие
  • ·Рассуждения
  • ·Язык
  • ·Принятие решений
  • ·Память
  • ·Концептуальная разработка

Ядро когнитивной психологии

включает в себя изучение интеллекта или того, как люди приобретают, обрабатывают и хранят информацию. Современное изучение когнитивной психологии предполагает рассмотрение мозга как сложной вычислительной системы.

Какие бывают виды психологии

Не беря в расчет основательного числа специализаций эта наука состоит из двух основных частей, это: психология академическая и прикладная. Рассмотрим их чуточку подробнее.

  • Академическая психология

Основной целью этой части психологии является познать человеческую психику для того, чтобы в последствии достичь объективного и беспристрастного знания о ней. Она занимается изучением поведения человека и на этом формирует теоретическую базу, предназначенную внести ясность в любой из психологических феноменов а также открыть между ними взаимную связь.

  • Прикладная психология

Эта область психологии обращена на приобретение реальных результатов. Тут изучаются методы воздействия на человеческую психику и её состояние для того чтобы улучшить существование, усилить эффективность человека и повысить уровень счастья. В работе применяют прикладную психологию психиатры, психотерапевты, инструктора, педагоги и другие специалисты, которые помогают человеку совершенствоваться, развиваться и добиваться успеха.

— Психология Труда (Индустриально-Организационная) —

Профессиональная психология

(часто называемая индустриально-организационной психологией) изучает, как функционируют организации и как люди в этих организациях ведут себя и работают. Конечной целью профессиональной психологии является обеспечение оптимальной эффективности и удовлетворенности работников или групп работников.

Профессиональные психологи обычно предоставляют свои услуги крупным компаниям или организациям. Владельцы компаний и высокопоставленные администраторы часто обращаются за помощью к профессиональным психологам, обычно в качестве консультантов, для решения конкретных или общих проблем, связанных с удержанием сотрудников, моральным духом компании или общей эффективностью.

Руководители предприятий могут обращаться за помощью по любому ряду актуальных вопросов бизнеса, таких как организационное развитие или обучение лидерству, или они могут использовать опыт профессиональных психологов в периоды изменений, таких как слияние или приобретение.

Развитие психологии

На протяжении веков понятие психологии воспринималось по-разному. В результате можно выделить четыре основных этапа её развития, каждый из которых специализировался на своём предмете исследования:

1. Душа

Во времена древних цивилизаций свято верили что у всего живого на земле есть душа, предопределяющая его образ мыслей и действий. Подобное представление давало возможность объяснить характерные черты темперамента Данная концепция позволяла объяснять особенности темперамента перерождением, связью с небесными светилами и таинственными силами.

2. Сознание

Дальнейшей ступенью развития психологии стал век XVII, когда французский философ и учёный Рене Декарт впервые представил миру своё описание рефлекторной природы и ввёл определение «сознания», которое являлось своего рода компасом, который реагируя на внешние изменения определял дальнейшее поведение человека в той или иной ситуации.

3. Поведение

Такой подход к делу активно применялся в первом периоде XX века. В это время учёные всецело посвятили себя исследованиям всевозможных реакций человека на самые разные жизненные ситуации.

4. Психика

В конце концов, по мере того как знаний становилось всё больше и больше, ключевым объектом для исследования стала человеческая психика и механизмы её действия.

На сегодняшний день психология является одной из самых разносторонних областей науки, содержащую в себе около сотни независимых течений.

— Клиническая психология —

Объединяет науку и теорию с практикой. Психология на клиническом уровне включает в себя применение научных результатов в попытке понять, предсказать и облегчить страдания или дисфункции среди пациентов, чтобы способствовать их благополучию и личностному развитию. Она изучает все аспекты деятельности человека, включая биологические, психологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие аспекты и факторы.

Она включает в себя психологическую оценку и психотерапию, хотя клиницисты могут также предоставить свои экспертные знания в области судебных показаний, исследований и обучения, среди прочего.

Работа клинических психологов включает:

  • Рассмотрение любого количества диагнозов и вмешательств в жизни человека
  • Понимание психопатологии и психического здоровья на протяжении всей жизни
  • Оценка пациентов путем интеграции данных со стандартизированными оценочными мерами
  • Консультации с профессионалами в области психопатологии
  • Участие в исследованиях и пересмотре научных данных и психологических исследований

— Судебная психология —

Одна из наиболее быстро развивающихся областей психологии. Она предполагает применение психологических принципов к уголовному расследованию и закону. Судебно-медицинские психологи практикуют свое ремесло в уголовных и гражданских судах, работая вместе с адвокатами, правонарушителями, семьями и свидетелями, а также в реабилитационных центрах, СИЗО и тюрьмах, а также отделениях полиции.

Судебно-медицинские психологи могут также сосредоточить свою работу на исследованиях, работая в колледжах, университетах и государственных учреждениях, где они изучают взаимодействие человеческого поведения в криминологии и правовой системе.

Работа судебных психологов часто включает:

  • Дача показаний в суде
  • Проведение психологических оценок
  • Выполнение предписаний судебных оценок
  • Внимание к потребностям психического здоровья воспитанников (скрининг, группы терапии, стационарной туры и др.)
  • Консультации с персоналом тюрьмы, заключенными, судебными системами и адвокатами
  • Предоставление консультационных услуг или услуг по кризисному регулированию для департаментов полиции

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]