Основные виды психических явлений
Все существующие психические явления очень тесно взаимосвязаны, но их можно разделить на основные группы:
- процессы психические;
- психические свойства личности;
- состояния психические.
Это традиционная классификация психических явлений. При этом психические процессы рассматриваются в качестве базовых явлений, а свойства человеческой личности и состояния психические в качестве временных, типологических модификаций психических процессов. В совокупности все имеющиеся психические явления образуют целостную отражательно-регуляционную деятельность.
Структура психологических явлений чел..
Современные представления более всего соответствуют последней версии, соответственно, в качестве рабочего определения психики примем следующее: психика – это способ-ть высшей нервной деят-ти создавать модели реальности, выполняющая адаптивную функцию. В данном определении подчеркнута связь психики с ее материальной основой – нервной системой как органической базой нервной деят-ти.
Психика как вместилище «модели реальности» особым образом организует информацию, поступающую из внешней среды, и реагирует на эту сконструированную реальность своим собственным способом. Поясним эту мысль: наше восприятие есть отражение объективной реальности, наше мышление способно анализировать прошлое и предвидеть будущее, но границы этих способ. ограничены нашими потребностями и целями. Мы воспринимаем не всю информацию, а только ту, которая для нас важна. Чел. воспринимает световое излучение определенного диапазона и звуки строго определенной высоты, и эти спектры составляют лишь незначительную долю существующих в природе, они гораздо уже тех, которые воспринимают животные нашей планеты, но это именно тот диапазон, который важен для нас. Точно так же в любой житейской ситуации каждый из нас обращает внимание и реагирует только на те стимулы, которые важны лично для него. Так, представим себе автобусную остановку в центре города. Один чел., который куда-то опаздывает, будет реагировать только на подъезжающий транспорт в поисках нужного номера маршрута и думать о возможных последствиях своего опоздания; другой чел., который никуда не спешит, на той же остановке станет рассматривать проходящих мимо людей, возможно, он подслушает чей-то разговор или пронаблюдает ссору, может быть, обратит внимание на необычную машину, покурит и решит, к кому отправиться в гости; для третьего, водителя автобуса, остановка – всего лишь один из привычных атрибутов повсед-ой рабочей ситуации. Посмотрите, насколько различны восприятие и эмоциональные переживания трех людей, находящихся в одном месте и одном временном промежутке.
Благодаря развитию адаптивной функции психики живые существа становились больше приспособленными к выживанию, нежели их предки. Сравните: ящерица может запомнить место, представляющее опасность, например ловушку в углу сада, но не способна дифференцировать саму опасность (ловушку) и место (угол сада), собака же хорошо различает источник опасности и может с легкостью определить опасный объект в любом месте, что дает ей несомненные преимущества для выживания. Человечество же с его культурой, знаниями и технологиями вышло за пределы животного мира, его способ-ть к выживанию гораздо выше: чел. способен выжить и в условиях полярной стужи, и в пустыне, и даже в космическом пространстве, при современном уровне медицины может жить с заболеваниями, которые ранее или в иных условиях оказались бы фатальными. Все эти достижения, сделавшие чел. суперприспособленным к выживанию, стали возможными благодаря развитию психики: памяти, фантазии, речи, мышления. Адаптивная функция раскрывается также через тот факт, что психика как носитель программ, приобретенных при жизни и достаточно легко корректируемых, гибко реагирует на изменяющиеся условия окружающей среды.
Как и любая другая наука, психология открывает законы функционирования психики. Рассмотрим основные из них, чтобы понять, каким образом протекает психическая деят-сть. Психика имеет иерархическую структуру, т. е. состоит из взаимосвязанных и взаимоподчиненных структурных элементов. Эти элементы можно разделить на три условные группы: психические процессы, состояния и свойства. 15. Адаптивная концепция возникновения и развития психики. Врожденные формы поведения.
Психика — существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеят-ти, обеспечивающие их ориентацию и деят-сть. Это означает, что возникновение и развитие психики в жив. мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно. В качестве основных тенденций развития психики выявлены след.: 1) усложнение форм поведения — форм двигательной активности;
2) совершенствование способ. к индивидуальному научению;
3) усложнение форм псих-го отражения (как следствие и фактор предыдущих тенденций).
Поведение – присущее живым существам взаим-вие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (псих. активностью). Различают 6 уровней поведения: от таких врожденных стереотипных форм адаптации, как таксисы и рефлексы, инстинктивное поведение, до приобретенных, поддающихся модификации ыорм, связанных с мышлением (рассудочная деят-сть, научение, импринтинг.).
Таксисы – одноклеточные существа, находящиеся на нижнем конце лестницы живот., обладают сложным поведением. Например парамеция – крошечный организм, едва видимый глазом, обитающий в прудах и лужах, снабженный ртом, имеет на своей поверхности участки, чувствительные к сету, теплу, прикосновению и т.д. Таксис – реакция живого орган на определенный стимул. Они обычно свойственны одноклеточным органм, лишенным нервной системы, но наблюдаются также у видов с более высокой организацией (червей и насекомых). Насекомые летят вечером на свет – типичное проявление таксиса. Рефлекс – это реакция на возбуждение рецепторов, опосредованная нервной системой, закономерная ответная реакция орган на раздражитель. Понятие о нем ввел французский филосов Рене Декарт. Различают безусловные (врожденные рефлексы) – наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды орган ( введен И.П.Павловым) и условные(приобретенные) – образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. Пример: выработка слюны у собаки на звуки колокольчика. Различают 2 вида условных рефлексов: классические, получаемые по указанной выше методике; инструментальные, при выработке которых безусловное подкрепление дается только после возникновения определенной двигательной реакции животного.
Инстинктивное поведение- совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида живот. — в филогенезе – наследственно закрепленных. врожденных, общих для всех представителей данного вида компонентов поведения. В ходе развития инст-ное поведение формируется в сочетании и взаимодействии с процессами научения, но не нуждается в упражнении, оно сохраняется без периодического подкрепления и отличается устойчивостью. Например: для голубей характерен особый способ питья ( пить, запрокидывая голову) и только голуби втягивают воду клювом с опущенной головой.
16. Адаптивная концепция возникновения и развития психики. Приобретенные формы поведения.
Психика — существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеят-ти, обеспечивающие их ориентацию и деят-сть. Это означает, что возникновение и развитие психики в жив. мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно. В качестве основных тенденций развития психики выявлены след.: 1) усложнение форм поведения — форм двигательной активности;
2) совершенствование способ. к индивидуальному научению;
3) усложнение форм псих-го отражения (как следствие и фактор предыдущих тенденций).
Поведение – присущее живым существам взаим-вие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (псих. активностью). Различают 6 уровней поведения: от таких врожденных стереотипных форм адаптации, как таксисы и рефлексы, инстинктивное поведение, до приобретенных, поддающихся модификации ыорм, связанных с мышлением ( рассудочная деят-сть, научение, импринтинг.
Импринтинг – запечатление особая форма поведения был открыт австрийским этологом К. Лоренцем. Пример: гусята, вылупившиеся из яйца в инкубаторе. Первым движущимся объектом для них был сам К. Лоренц, а не мать – гусыня. При достижении гусятами половой зрелости они не проявляли никакого внимания к гусям, а отдавали предпочтение людям, т.е. привязанность и есть импритинг. Механизм импринтинга важен для выживания. т.к. в природных условиях первый движущийся объект, становится моделью, дающей возможность адекватно проявлять формы поведения, присущие данному виду.
Научение – Ж. Годфруа по степени участия в присвоении опыта выделяет 3 категории научения: реактивное, оперативное, когнитивное. При первом организм пассивно реагирует на внешние воздействия, в нервной системе чел. непроизвольно возникают изменения нейронных цепей и формируются новые следы памяти. При втором нужно ,чтобы организм активно «экспериментировал» с окружающей средой. Это научение путем проб и ошибок, методом формирования реакций и путем наблюдения. При третьем научение предполагает оценку ситуации с учетом прошлого опыта и возможных ее последствий (латентное научение, выработка психомоторных навыков, научение путем рассуждения).
Рассудочная деят-сть- способ-ть высших млекопитающих, главным образом людей и обезьян, позволяющая им решать задачи без предварительных манипуляций, благодаря высокому уровню развития головного мозга. Пример: голодная шимпанзе, сидящая в клетке, способна быстро овладеть лежащим недалеко от клетки бананом, если тот будет привязан к веревке, конец которой находится в клетке рядом с шимпанзе. Сравнительная характеристика психики чел. и живот. представлена в следующих выводах Ю. Б. Гиппенрейтер: 1) вся активность живот. опред-ся биол-ми мотивами (А.Гельб « Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только чел.»).
2) Вся деят-сть живот. ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать свои действия, руководствоваться «идеально» представленной целью(пример отсутствия изготовления изделий впрок). 3)Основу поведения живот. во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта. благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида. 4) У живот. отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т.е. в форме материальной культуры.
⇐ Предыдущая2Следующая ⇒
Психические процессы
Психические процессы являются отдельными целостными актами отражательно-регуляционной деятельности. Определенный психический процесс имеет собственный объект отражения, свои регуляционные особенности и протекает в соответствии со своими закономерностями. На базе психических процессов формируются психические образы.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Определение 1
Психический процесс — это активное взаимодействие объекта отражения и субъекта, система особых действий, которые направлены на познание объекта и реализацию взаимодействия с ним
Психические процессы делятся на виды:
- познавательные,
- волевые,
- эмоциональные.
Совокупность волевых, познавательных, эмоциональных процессов составляют психическую деятельность индивида.
Психические состояния
Определение 2
Психическим состоянием называется своеобразие психической деятельности временное, которое определяется ее содержанием, а также отношением самого человека к данному содержанию. Психическое состояние является текущей модификацией человеческой психической деятельности и представляет собой стойкую интеграцию психических проявлений индивида при конкретном взаимодействии с действительностью.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Классификация психических явлений 440 ₽ Реферат Классификация психических явлений 230 ₽ Контрольная работа Классификация психических явлений 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Проявляется психическое состояние в общем функциональном уровне психической активности, который зависит от деятельности человека в определенный момент и особенностей его личности.
Психические состояния можно разделить на следующие виды:
- мотивационные, базирующиеся на потребностях установки, то есть на желаниях, интересах, страсти, влечении;
- состояния организованности сознания, проявляющиеся в разных уровнях работоспособности и внимательности;
- эмоциональные, подразумевающие эмоциональную тональность ощущений, эмоциональный отклик на окружающую реальность, настроение, эмоциональные состояния конфликтного характера;
- волевые, включающие состояния инициативности, решительности, целеустремленности, настойчивости.
Отдельно выделяются пограничные психические состояния человека:
- реактивные, включая шоковые и ступорные состояния;
- неврозы;
- акцентуации характера;
- психопатии;
- состояния задержки психического развития.
Эмоции как особый класс психических явлений
Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.Эмоции не только указывают на важность и модальность явлений действительности. Они поддерживают установку на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности: активный или пассивный, спокойный или тревожный и т.п. При отрицательном эмоциональном отношении работоспособность человека ухудшается.Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются. Эта закономерность убедительно продемонстрирована в потребностно-ин-формационной теории эмоций П.В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Симонов предложил свою информационную теорию эмоций, в которой доказывал, что ситуация, о которой у субъекта достаточно информации, помогающей реализации потребности, вызывает положительные эмоции. Ситуация, о которой информации недостаточно, вызывает отрицательные эмоции, так как субъект не знает, не уверен в возможности удовлетворения потребности.
Эмоциональные состояния и чувства.
Эмоции и чувства человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализирующие о благополучном или неблагополучном состоянии организма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объектами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуются к ним.Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для человека предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они или побуждают или угнетают активность человека. Чувства, побуждающие активность, называются стеническими, чувства, угнетающие ее — астеническими.Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.
Эмпирические методы исследования.
Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.Эмпирическое знание — это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах.Эмпирическое знание основывается на чувственном познании. Эмпирическое, опытное исследование направлено без промежуточных звеньев на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт 1. Наблюдение — это преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о его форме, свойствах и отношениях. Процесс наблюдения -Это активная, направленная форма гносеологического отношения субъекта по отношению к объекту. К наблюдению предъявляются требования: цель наблюдения; выбор методики; план наблюдения; контроль за корректностью и надежностью полученных результатов; обработка, осмысление и интерпретация полученной информации. 2. Измерение — это прием в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества. Качественные характеристики фиксируются приборами, количественная специфика объекта устанавливается с помощью измерений. 3. Эксперимент — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.4 Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое называется сравнение измерением
Недостатки традиционной классификации
Необходимо отметить, что традиционная классификация психических явлений, идущая от Канта, хотя и является основой построения традиционной психологии, имеет свои недостатки. Данной классификации присуще искусственное обособление психических процессов от типологических свойств личности и психических состояний. В действительности же познавательные, эмоциональные и волевые процессы являются определенными психическими возможностями личности, а психические состояния текущим своеобразием этих возможностей.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы