Психологическое время и психологическое пространство как виды восприятия

Иногда кажется, что время проходит так быстро, особенно когда мы чувствуем себя счастливыми. Когда у нас нет такого хорошего настроения, время затягивается. Хотя ход времени одинаков, наше восприятие времени может сильно отличаться. Психология времени идет дальше и показывает нам, как различное восприятие времени может влиять на наше поведение.

Добрый Самаритянский эксперимент

Эксперимент «Добрый самаритянин» дает нам представление о том, как наше восприятие времени может повлиять на наше поведение. В этом эксперименте некоторым лекторам сказали, что им нужно пойти в другое здание, чтобы выступить с докладом. В то время как другим сказали, что у них есть много времени, чтобы добраться туда, другим сказали, что они опоздали.

По дороге они встретили растрепанного человека, лежащего на полу в лохмотьях. Большинство преподавателей, которым сказали, что у них достаточно времени, начали помогать. Однако большинство из тех, кому сказали, что они опоздали, прошли мимо него.

Из этого следует, что люди вели себя по-разному из-за времени, которое, как они думали, они имели. Те, кто торопился, думали только о будущем. Они были сосредоточены на явном опоздании и по этой причине не помогли. Напротив, те, кто успевали были более сосредоточены на настоящем и даже остановились, чтобы помочь.

Психология времени подтверждает, что восприятие времени влияет на наше поведение.

Механизмы восприятия времени

Восприятие времени обусловлено определёнными механизмами и факторами, поскольку отдельного органа восприятия не существует, как например визуального или обонятельного. Из главных субъективных факторов и закономерностей выделяются те, зависящие от степени наполненности отрезка и увлечённости. Когда на единицу времени выпадает высокая плотность событий и они все крайне интересны субъекту, то такой промежуток в непосредственном переживании воспринимается короче, чем объективное время.

Наоборот происходит при монотонной деятельности, отсутствии событий или же при отсутствии интереса к происходящему. Когда пережитое оценивается по прошествии времени, то там где было больше событий и больше интереса, человеком оценивается, как более длительный период. То время, которое было потрачено без увлечения или в ожидании, потом воспринимается значительно короче, обесценивается. В данной закономерности одну из ключевых ролей играет переключение внимания – чем больше моментов переключения, тем длиннее воспринимается отрезок, поэтому, чем разнообразнее события и деятельность, тем быстрее время ощущается в настоящем (не происходит переутомления внимания) и тем больше растягивается при оценке (из-за множественности событий).

Влияние эмоциональных переживаний на протяжении временных отрезков способно их укорачивать или удлинять. Свойство психики состоит в том, что все негативные эмоции переживаются субъективно дольше, а позитив наоборот сжимается. Это связано с потребностью избавления от неприятного и получения радости – психика не приспособлена к длительному переживанию страха или боли, поэтому удлиняется восприятие этих переживаний, чтобы быстрее были предприняты попытки изменения ситуации.

Изначальное ощущение времени формируется на основе цикличных явлений окружающей среды – восходы солнца, смена времён года, особенности жизни и реакции организма. Именно такая цикличность изначально позволяет человеку приобрести базовые навыки примерного ориентирования во временном пространстве. Потом подключаются описанные ранее механизмы наполненности и интереса деятельности.

Со временем восприятие времени начинает меняться, поскольку любое событие, его длительность личность соотносит с предыдущим опытом. Так студенты начинают ориентироваться, когда закончится пара или вставать на работу без будильника. Но потом это соотнесение изменяется, поскольку текущие промежутки соотносятся не только между собой, но со всем прожитым периодом. Именно этим объясняется ощущение, что с возрастом время течёт быстрее. Один год у трехлетнего ребенка – это треть его жизни, а может и половина, если младенчество он не помнит. Но год в восприятии пятидесятилетнего человека составляет очень мизерную часть, сравнимую с неделей жизни для ребёнка.

Различные представления о времени

Основываясь на результатах исследования «Добрый самаритянин», два исследователя, Филипп Зимбардо и Джон Бойд, углубились в изучение психологии времени. Их работа завершилась категоризацией различных временных перспектив. По словам Зимбардо и Бойда, существует шесть временных перспектив, и люди, как правило, склоняются к одному из них в частности и больше ориентированы на одних, чем на других.

Проблема времени в психологии

Проблематика изучения и самого понятия времени в психологии упирается в противоречивость различных концепций, гипотез. Несмотря на то, что восприятие времени широко изучается, единого мнения не только о механизмах, регулирующих эту категорию, но также и в определении самого термина нет. Этот феномен пытаются изучить под различными концепциями, основные направления которых сводятся к восприятию человека как биологическое, социальное и духовное существо. В попытках соединить все эти три уровня вместе с восприятием трёх временных категорий (момента происшествия, длительности и непрерывности) производятся исследования, пытающиеся охватить все переменные.

Психологическое время личности (е. и. головаха)

В любом варианте нет окончательной позиции относительного того, как именно формируется временное ощущение, что является наиболее значимым или хотя бы первичным среди влияющих факторов. В идентичных ситуациях на первый план может выходить, как насыщенность деятельности, так и эмоциональные переживания. Особенности оценки времени нельзя сводить только к перечисленным категориям, поскольку на разных возрастных этапах меняется возможность человека соизмерять временной отрезок со всей прошлой жизнью. А значит, данные полученные относительно одного и итого же испытуемого с разницей в полгода будут отличаться настолько же, как при сравнении разных личностей. Для того чтобы измерить или изучить какое-то явление требуется ряд констант, время при этом остаётся динамической категорией, изменяющей как испытуемого, так и исследуемого в процессе своего же изучения.

Состояние здоровья, подвластность изменения окружающей среды и даже съеденный завтрак могут оказать влияние на результаты восприятия времени. Биологические показатели, влияющие на скорость обменных процессов, в итоге влияют на соотношение временных показателей. Возможность учитывать все факторы – от генетических и социальных, до ситуативных и погодных оказывается физически невозможным. Неопределённости в изучении добавляет понимание того, что невозможно изучение психологического времени одного человека без учёта исторических масштабов и восприятия человеком общечеловеческого времени, но как соединить данные категории остаётся открытым вопросом.

На определённом моменте возникают дополнительные моменты о коллективном бессознательном, а также тех категориях, которые признаются только в околопсихологических и эзотерических кругах. Некоторые моменты объясняются физикой и указывают на возможность проживания прошлого в настоящем, что еще больше запутывает исследователей, поэтому имеет смысл ограничиться жёсткими рамками, не дающими полноценных ответов для раскрытия понятия.

Позитивное прошлое

Люди, которые больше склоняются к «позитивному прошлому», с радостью вспоминают прошлое. Они активно пытаются вспомнить прошлое, повторяя воспоминания снова и снова. Они имеют тенденцию быть теплыми, сентиментальными, дружелюбными и более уверенными в себе. Как правило, они почти никогда не испытывают беспокойства или депрессии и не склонны к агрессивности. Они любят музыку, старые фильмы, семейные встречи, встречи и групповые праздники. Они обычно хранят предметы из прошлого, которые имеют для них символическое значение.

Неврология и Нейропсихология

Нейронаука состоит из набора дисциплин для вашего исследования, включая психологию. Аспекты исследования в основном биологические, хотя они имеют большое значение для понимания, от психологии, поведения человека.

Нервная система изучается на основе научного исследования. Благодаря когнитивной нейронауке для психологии возможно понимание функционирования мозга и человеческого сознания. Хотя, признается, что мы все еще очень мало знаем о нашем мозге, однако уже были сделаны удивительные выводы. Как влияние нашей среды и поведения на структуру мозга. Известно, что наша нервная система обладает большой адаптивной способностью, будучи в состоянии быть изменены и адаптированы к новым изменениям. Это называется пластичностью мозга .

Нейропсихология-это специальность в нейронауке . Он в основном посвящен изучению взаимосвязи между психическими и поведенческими процессами с мозгом.

Нейропсихолог стремится поставить диагноз и лечение в тех поведенческих, когнитивных и эмоциональных проблемах, которые изменили процессы нормальной работы мозга. У пациентов с травмами, нарушениями и заболеваниями, возникающими в мозге, предусмотрена когнитивная реабилитация, чтобы поддерживать и усиливать способности и способности, которые были затронуты. Такие, как память, язык и внимание

Отрицательное прошлое

Другой тип времени — это « негативное прошлое ». Для тех, кто более ориентирован на эту перспективу, их прошлое становится бессмысленным. Они пытаются избавиться от плохого опыта прошлого, который они никому не рекомендуют. У них обычно не так много друзей, и те немногие, что у них есть, описывают их как несчастных, подавленных, озабоченных и довольно застенчивых. Иногда они так расстраиваются, что теряют контроль, и часто заканчивают тем, что ломают вещи. Они обычно не тренируются или делают что-нибудь веселое. Им также трудно контролировать свои импульсы.

Уважать индивидуальные особенности

Ученый Фриц Рехейс сетует в своей книге «Продуктивность медлительности», что капиталистическая система хозяйствования захватывает все больше сфер жизни, навязывая ей собственную логику, которая далека от разумного подхода. Взять, к примеру, угрожающее состояние, в котором оказались экологические системы большинства стран. «Системы обладают собственным временем, — пишет он. — Собственное время системы — это время, которое требуется для того, чтобы после вмешательства извне данная система снова собственными силами вернулась к равновесию». К пострадавшим экосистемам принадлежит не только природная окружающая среда; человеческое тело как экологическая система может развиваться лишь в том случае, когда уважаются его индивидуальные особенности. Высокие цифры травматизма у рабочих, которые трудятся посменно, говорят о многом.

Психологическое время личности (е. и. головаха)
Хозяин своего времениВ сельской местности жизнь течет в другом ритме. Этот греческий крестьянин не видит большой разницы между работой и отдыхом. Он может остановиться, когда ему хочется.

Гедонистический подарок

Другая перспектива времени — это «гедонистический подарок». Этот тип людей, как правило, более творческий и имеет много друзей. Они энергичны и любят приключения. Когда они идут на вечеринку, они больше всего выделяются и заставляют всех смеяться. Они жизнь и душа вечеринки. Их девиз: «Если тебе это нравится, делай это». Из-за этого они обычно не держат работу очень долго. Они слишком импульсивны. Им также нравится заниматься экстремальными и опасными видами спорта.

Психология развития

Через психологию развития психология изучает развитие человека от рождения до смерти . Особое внимание уделяется детству, росту детей и тому, как они развиваются, обслуживая основные области: когнитивные, социальные и эмоциональные, на разных этапах. В первые два года жизни существуют этапы развития, известные как чувствительные периоды, которые имеют особое значение, поскольку они будут определяющими для развития на взрослой стадии. Влияние на личность, характер, интеллект, мотивацию и социальное поведение

В первые два года жизни существуют этапы развития, известные как чувствительные периоды, которые имеют особое значение, поскольку они будут определяющими для развития на взрослой стадии. Влияние на личность, характер, интеллект, мотивацию и социальное поведение.

Исследования, проведенные психологами, такими как Жан Пиаже, Зигмунд Фрейд, Лев Вигоцкий и Эрик Эриксон, имели большое значение для психологии. Поскольку благодаря их исследованиям удалось понять, как растут дети, как они думают и ведут себя. И связь и влияние, которое это имеет с развитием во взрослой жизни.

Фаталистический подарок

Людям, которые склонны попадать в категорию «фалистических подарков», часто не хватает уверенности. Это часто может сделать их подавленными и тревожными. Они всегда смотрят вниз и не очень живые. Их девиз: «Что будет, то будет». К сожалению, этот тип людей часто участвует в опасных практиках, таких как употребление наркотиков. Они думают, что их судьба уже решена и что ничто из того, что они делают, никогда не изменит этого.

Меньше стрессов

К более эффективному распределению свободных часов стремится и «Бюро времени», расположенное в г. Бремен. Оно занимается разумной координацией повседневного ритма жизни. Гизела Хюльсберген из этого бюро объясняет: «Мы хотим снизить потери времени, чтобы сохранить его. Мы хотим изгнать из нашей жизни спешку и стресс, чтобы у нас появилось больше свободного времени». Так, «Бюро времени» основало транспортную биржу, в которой граждане, общественные объединения и транспортные предприятия добиваются согласования расписаний железных дорог и автобусов.

Психологическое время личности (е. и. головаха)
Спешка и нехватка времени подгоняют человекаГоворят, что время давит, но это обычно самообман, поскольку мы часто утрачиваем способность правильно распределять свое время и собственные возможности. Дело еще и в том, что мы разучились говорить «нет».

Сегодня на многих дорогах возможна только медленная езда. Пробки стали каждодневным явлением. Современное общество вынуждено признать, что оно не в силах справляться с этой непродуктивной и нервной ситуацией.

Впрочем, кажущаяся быстрота не всегда полезна, считает Карл-хейнц Гейслер. Полезно то, «что щадит людей и природу, что снимает нагрузки и способствует социальному согласию». Скорость как фактор конкуренции раздражает всех. Сказка о зайце и еже учит, что те, кто мечется от одной цели к другой, быстро умирают, а хорошо живут те, кто не одинок и кто может спокойно поразмыслить.

«Бюро времени» помимо семинаров по менеджменту времени проводит также занятия для всех, кому грозит опасность сильного стресса: в качестве радикального лечения предлагаются три «медленных дня», в течение которых участники выполняют все обычные движения в замедленном темпе, как медитативное упражнение.

Будущее

Другие люди более ориентированы на «будущее». Они реалисты и обычно размышляют о своей мгновенной выгоде и будущих затратах. Они могут отказаться от мгновенного удовлетворения за большую награду в будущем.

У этих людей обычно много знакомых, но мало друзей. Они очень обеспокоены последствиями и поэтому не любят перемен, неожиданностей или волнения. Они всегда все планируют и составляют множество списков. Как правило, они носят часы и, кажется, проводят свою жизнь в зависимости от секундной стрелки. Они характеризуются осторожностью и избегают ненужных рисков.

Клиническая психология

Психологическое время личности (е. и. головаха)

Эта субдисциплина психологии является наиболее известным во всем мире. Это тот, который мы связываем с психологом и пациентом, с клинической консультацией, психическими расстройствами и терапией. В конечном счете, психическое здоровье-это то, что особенно интересует клиническую сферу психологии.

Основными функциями клинической психологии являются оценка, диагностика, профилактика и психологическое вмешательство, у людей, которые страдают от какого-либо значительного дискомфорта, психологического воздействия или представляют собой неадекватное поведение.

Целью клинической психологии является восстановление психологического равновесия индивида, уделяя особое внимание его личным характеристикам. Помогая вам уменьшить ваш дискомфорт и облегчая вам здоровую адаптацию к окружающей среде. Следуя научному методу, вмешательства и методы лечения клинической психологии связаны с собственными результатами эмпирических исследований . Для решения конкретной проблемы используются некоторые методы. Поэтому для фобии используются разные методы, чем для депрессии или расстройства личности

Следуя научному методу, вмешательства и методы лечения клинической психологии связаны с собственными результатами эмпирических исследований . Для решения конкретной проблемы используются некоторые методы. Поэтому для фобии используются разные методы, чем для депрессии или расстройства личности.

В зависимости от подхода и течения клинического психолога, то, как вы видите человека, и к проблеме, с которой Вы имеете дело, будет отличаться:

Психолог с когнитивным поведенческим подходом будет уделять особое внимание решению проблем, связанных с поведением, чтобы изменить его и сделать его более адаптивным. Основная цель состоит в том, чтобы изменить поведение, которое порождает дискомфорт или дезадаптивно. Психолог, ориентированный на гуманистическую терапию, имеет более целостное представление о личности, поэтому он пытается понять, что с ним происходит, а не пытаться устранить или избежать проблемы. Для этого учитываются любые психологические аспекты, такие как проявление эмоций, мотиваций, мыслей, уязвимостей и трудностей

Психолог, ориентированный на гуманистическую терапию, имеет более целостное представление о личности, поэтому он пытается понять, что с ним происходит, а не пытаться устранить или избежать проблемы. Для этого учитываются любые психологические аспекты, такие как проявление эмоций, мотиваций, мыслей, уязвимостей и трудностей.

Пациент или клиент (как предложил гуманистический психолог Карл Роджерс, чтобы его называли человеком, который приходит на терапию). Он рассматривается как единое целое, где все взаимосвязано, включая его контекст, образование, культуру и окружающую среду. Цель гуманистического психолога заключается в том, чтобы служить инструментом для личного открытия ресурсов, с которыми человек имеет дело с каждой проблемой.

Понятие психологического времени

Психологические особенности восприятия времени подвергаются изучению особенностей и механизмов этого феномена длительное время. Само понятие психологическое время всегда подразумевает исключительно субъективное восприятие временного промежутка человеком. Напрямую ощущение скорости течения времени связано с уровнем интереса человека к происходящему, выполняемой деятельности или собеседнику. Многочисленные наблюдения показывают, что при интересе к происходящему человек не замечает, как проносятся часы, но при скуке или негативе одна минута может казаться вечностью. Наблюдалась разница восприятия времени в зависимости от возраста, так у детей один день может быть равноценен целому году, тогда как во взрослом возрасте целый год может промелькнуть, как один день.

Психологическое время личности (е. и. головаха)

Космическое время является постоянным и непрерывным, в то время как психологическое время может замедляться или ускоряться, как перемотка фильма. Непрерывность происходящего или отрывочность времени может говорить о душевном состоянии человека, возможных психических и физиологических нарушениях. Некоторые объясняют это провалами в памяти или выборочным запоминанием, но если для человека время часто прерывается и поток событий не связан с категориями прошлого и будущего, то это свидетельствует о неврологических нарушениях (обычно поражения правого полушария). Вариант, когда время прерывается, но отсутствуют органические поражения, может указывать на серьёзный жизненный кризис, психологическую травму, определённый душевный надлом.

Тесная связь ощущения времени рассматривается в психологии, поскольку напрямую влияет на переживание конечности жизни, экзистенциальное понимание её смыслов или тупика сложившейся ситуации. Психологическое время человека является критерием гармоничности жизни и личности – чем равномернее оно течёт, чем меньше в нём разрывов, тем больше смысловых и ценностных связей во всей жизни человека.

В социально-культурном аспекте умение воспринимать и анализировать прошлое и будущее необходимы для непосредственного индивидуального самоосознания личности самой себя, как части единого большого процесса. Умение сравнивать себя с остальными во временном контексте и историческом ракурсе даёт понимание конечности собственной жизни и вариантов её продолжительности, что в итоге непосредственно влияет на построение жизненного пути, выбор целей и смыслов.

Возрастные кризисы наступают тоже не по паспортному возрасту, а по психологическому. Так в межличностных отношениях человек может ощущать себя на сорок, среди друзей на двадцать, а на работе на тридцать пять. Это всё обуславливается эмоциональным состоянием, социальным окружением и присутствующими требованиями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]