Системное мышление – что это такое. Особенности формирования

Мы живем в мире систем – начиная от человеческого организма и заканчивая социально-экономическим устройством общества. Все, что существует в форме процесса, является системой, потому что ни один процесс не может происходить хаотично, он должен подчиняться определенным закономерностям, сохраняя баланс соотношения производительности и отдачи внутренних элементов.

Если мы подумаем, что такое системность, то на ум придут следующие синонимы: «дисциплинированность», «планирование», «продуманность», «слаженность» и т.д. Данное понятие не стоит путать с систематичностью, которая предполагает повторение какого-то действия с определенным промежутком времени. Но что же получится, если мы обратимся к более комплексному понятию «системное мышление»? Для этого введем еще один термин – «мышление».

Мышление – понятие, неразрывно связанное с сознанием, которое функционирует с целью познания окружающего мира, выявления образов и построения связей между ними, представления, обозначения, определения их возможностей, их измерения и применения [В. Кемеров, В. Мацкевич]. Указанный термин подвергается классификации по множеству критериев, многие из которых вы можете увидеть в нашей статье «Мышление: что это такое и каким оно бывает». Одной из важнейших разновидностей мышления является как раз-таки системное мышление.

В своем выступлении перед аудиторией менеджеров руководитель «Сбера» Герман Греф высказывал мнение о том, что отсутствие системного мышления (лично для него) является «катастрофой по жизни». При этом, руководитель крупнейшего банка России указывает на две ключевые составляющие данного понятия: способность к анализу (погружение в детали, структурирование изучаемой проблемы) и способность к синтезу (абстрагирование от мелочей, переключение на более крупный масштаб) [Г. Греф, 2018].

Конечно, трудно не согласиться с тем, что системное мышление – действительно важный навык, желательно присутствующий в сознании человека, выученный им и применяемый в повседневной практике. Однако не стоит печалиться, если вы им не обладаете, ведь этому можно научиться. Один из отличнейших способов это сделать – пройти нашу онлайн-программу «Когнитивистика», уделяя которой около 15-25 минут в день, вы за два месяца разовьете свои когнитивные способности, прокачаете различные виды мышления (в том числе и системное) при помощи нескучных тренировок для мозга.

Возвращаясь к определению, указанному Г. Грефом, сделаем небольшую поправку – конечно, системное мышление гораздо шире и объемнее и включает в себя не только две указанные компоненты. Ниже мы раскроем этот термин более широко, расскажем, как тренировать данный вид мышления и стоит ли вообще этим заниматься.

Что значит мыслить системно?

Первоначально необходимо указать, что системное мышление – это навык, который понадобится в абсолютно любой ситуации, и вот почему:

  • во-первых, системное мышление – это не точечное умение, не какая-то обособленная практика, помогающая вам в сфере профессиональной деятельности; это своего рода стиль жизни, руководство при любых действиях, потому что, имея в арсенале такую операционную модель поведения, вы влияете на всю систему своей действительности, на ее подсистемы, да и в принципе начинаете относиться к ним, как к структурным явлениям со своими чертами функционирования, что уже немаловажно;
  • во-вторых, не случайно большинство работодателей серьезных компаний и организаций, прививающих культуру лидерства, предъявляют в списке обязательных компетенций именно данный навык, потому что считают его определяющим для потенциального сотрудника, т.к. умение разглядеть проблему, понять, что к ней привело, как от нее уйти, какие факторы являются дестабилизирующими, а какие – вспомогательными, сегодня приобрело колоссальную значимость;
  • в-третьих, системное мышление обязательно поможет людям, не находящим своего пути, призвания, смысла систематизировать внутренние жизненные процессы и добиться рационализации и выхода из ситуации, потому что зачастую мы просто не осознаем хаотичности и непоследовательности представлений о собственном мире, что как раз и нивелирует рассматриваемое нами понятие;
  • в-четвертых, в мире, где наступила глобализация и одна система стала зависеть от другой, а та, в свою очередь, от третьей, Барри Ричмонд, лидер в области системного мышления и системной динамики, а также автор данного понятия, указывает на то, что этот феномен является незаменимым методом познания, своего рода отдельным языком, помогающим сблизить разнородные и ранее не связанные между собой системы [B. Richmond, 1994].

Теперь остановимся на сущности системного мышления, в частности на его первой части – определении «системное».

Некорректно будет проигнорировать пионера в области системного мышления, уже упомянутого Барри Ричмонда, предложившего следующее определение: «Искусство и наука формирования надежных связей в поведении с помощью глубокого погружения в понимание внутренних структур явления». В дополнение автор приводит также выражение «умение видеть как отдельное дерево, так и лес, сохраняя визуальный контакт с обеими частями одновременно» [B. Richmond, 1994].

И действительно, самое главное, что мы можем выделить в системном мышлении – это умение разглядывать как подробности, детали, мелочи объекта или явления (метод индукции), так и сохранять целостную его картину, не терять ощущение масштабности (метод дедукции).

В научной работе американских ученых из частного Технологического института Стивенса анализируется ряд определений с целью достижения наиболее правильного и полного. Авторы приходят к следующему терминологическому объяснению системного мышления: «это набор синергетических аналитических навыков, используемых для улучшения возможности идентификации и понимания систем, предсказания их поведения, а также возможности их изменений с целью достижения желаемых результатов. Все данные навыки работают, как система».

Авторы также указывают на три обязательные составляющие любой системы:

  1. Элементы (они будут характеризовать систему).
  2. Взаимодействие элементов (связи, создающие отношения между элементами).
  3. Цель (то, ради чего существует система, что может быть легко понято) [R. D. Arnold, J. P. Wade, 2015].

Теперь давайте рассмотрим любую систему, к примеру, палисадник:

  1. Почва, кустарники, рассада цветов, предметы декора, дождь, периодически падающий с небес, солнечный свет, воздух, собака, пробегающая по рассаде, насекомые, обитающие в пределах палисадника – все это и многое другое есть системообразующие элементы.
  2. Если на кусты случится нашествие краснощеких муравьев, это может их сгубить, однако если хозяин палисадника решит избавиться от них, вредители погибнут, но химикат может повлиять на цветы, причинив им ущерб, хотя его действие может и вовсе не оказать никакого эффекта, если постоянные дожди вымоют средство против муравьев. Таким образом, связей между элементами создается большое количество и все они влияют друг на друга.
  3. Хозяин может планировать выиграть конкурс по декорированию дачных палисадников, и поэтому ему важно сохранять красивый внешний вид, а значит, и здоровую экосистему его ландшафтного мини-проекта. Однако бывает и так, что хозяин не так часто приезжает на дачу, и его вовсе не беспокоит состояние палисадника – он полностью отдал его во власть стихии. Как видно, в обоих случаях совершенно разные цели.

Еще раз глядя на второй пункт, мы можем сделать вывод, что системное мышление действенно как раз из-за того, что оно учит видеть те связи, которые раньше вы, казалось, не замечали, но значимость которых не менее важна, чем тех, что очевидны и явны. Конечно, влияние на существующие и возникающие системы – ключевое свойство для человека. Но чтобы правильно (т.е. в рамках поставленной цели) повлиять, недостаточно просто взять и изучить структуру, нужно понимать, какой реальный синергетический эффект возникает при отношениях между элементами системы [Ц. Церенов].

Тематике системного мышления посвящена довольно обширная литература. Перечислим наиболее яркие и популярные из них:

  • «Азбука системного мышления», Донелла Медоуз.
  • «Системное мышление 2020», А. И. Левенчук.
  • «Системное мышление: границы ментальных моделей и системное видение мира», Е. В. Ксенчук.
  • «Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем», Дж. О’Коннор, И. Макдермотт.

Возможно, вы уже знакомы с какой-либо из данных книг либо читали что-то другое по системному мышлению. Будем рады увидеть ваши отзывы в комментариях.

Заострить же ваше внимание нам хотелось в большей степени на последней книге. Остановимся на ней чуть более подробно, т.к. именно она считается классикой в освоении рассматриваемого навыка.

Важность наблюдения за успешными системами

Исходя из того, что системное мышление – это способность вникнуть в функционирование системы, для развития навыка бессмысленно пытаться изучать отдельные части. Основное свойство систем заключается в появлении свойств, характерных для систем, но отсутствующих у ее компонентов. Изучение системы доступно в процессе наблюдения за ней. Чтобы развить системное мышление, стоит наблюдать за эффективными и успешными объектами. Нужно изучать принципы их работы, характер связей между частями, последствия различных предпринятых действий. Такой прием приводит к пониманию работы успешных систем и применению этого знания в жизни.

Что подскажет Джозеф О’Коннор?

Коротко опишем основы системного мышления, изложенные в книге О’Коннора и Макдермотта.

Любую систему можно представить, как составную из ее дробных частей (анализ), что позволит познать ее несколько проще, а воссоединение их вновь (синтез) даст понимание того, как они между собой взаимодействуют. При этом размер для каждой системы должен быть свой – «больше, не значит лучше». Это особенно полезно понимать при построении организационной системы, выбирая оптимальное количество участников коллектива.

Сложность системы – один из ее важных показателей. Сложность бывает детальная (когда слишком много компонентов; пример – мозаика) либо динамическая (когда слишком много связей между компонентами; пример – шахматы). При этом, последние системы чаще всего более стабильны в силу сложности взаимозависимости между элементами, однако и они подвергаются изменениям за счет эффекта рычага.

Эффект заключается в том, что необходимо найти самый слабый элемент системы, точку ее развития и направить изменения конкретно на нее, что приведет к усовершенствованию всей системы. Так, наблюдая неэффективность какого-сотрудника, руководитель стремится к повышению его квалификации, дополнительному отпуску либо замене.

Какие же изменения системы могут претерпевать? О’Коннор приводит такое понятие как «петли обратной связи» (при воздействии на систему, мы возвращаемся в исходную точку, но уже в модифицированном виде) или, иначе, способы воздействия на систему:

  1. Усиливающая обратная связь. Словно снежный ком, каждое изменение приводит к еще большим изменениям. Например, при внедрении нового оборудования мы получаем все больший рост выпуска продукции.
  2. Уравновешивающая обратная связь. Сдерживающая связь, приводящая к обратному состоянию, т.к. именно оно признается равновесным, идеальным. Например, человек при повышении температуры тела потеет, испарина охлаждает тело, тем самым возвращая температуру к равновесному состоянию.
  3. Уравновешивающая упреждающая связь. Предвидение события становится его причиной. Наверняка вы и сами видели такое, когда в новостях просачивались слухи и фейки о дестабилизации рентабельности какого-либо финансового учреждения, и вкладчики тут же забирали свои денежные средства, чтобы избежать рисков, даже если изначально ничего не предвещало беды.
  4. Усиливающая упреждающая связь. Предвидение событий приводит к обратному состоянию системы. Например, если вы пригрозите своему сотруднику увольнением, это может его подстегнуть, и он начнет работать с тройным усердием, что сделает его более ценным для компании.

Все указанные виды изменений не могут признаваться эффективными, если делать акцент на одном из компонентов системы. Всегда нужно помнить об их устойчивом соотношении, о балансе, приводящем к эффективности.

Вторая часть книги посвящается ментальным моделям – убеждениям, ценностям, идеалам (они в совокупности также являются системой), в которые верит тот или иной человек и которые определяют ориентацию системного мышления. Сначала автор рассматривает способы их образования, в частности:

  • вычеркивание (часть опыта, представляющаяся нам маловажной, не задерживается в памяти);
  • конструирование (мы сами «достраиваем» наши представления о том или ином явлении, даже если они не являются правдивыми);
  • искажение (человеческому сознанию свойственно подтасовывать имеющиеся знания, преуменьшая или преувеличивая их);
  • обобщение (заключение выводов из недостаточной информации, построение ложных стереотипов).

Если вы хотите достичь рациональности системного мышления, помните об указанных способах построения ментальных моделей, старайтесь быть объективными и нивелировать те из них, что искажают реальность, запоминайте и анализируйте все исходы событий без привязки к конкретным эмоциональным реакциям.

В книге рассматривается также проблема причинно-следственных связей, где автор указывает, что нужно в большей мере оперировать не причинами, а факторами. На данном пути тоже выделяется три ошибочных суждения системного мышления в контексте причинно-следственных связей, в частности:

  1. Причина и следствие разделимы во времени, второе следует за первой (по сути, они составляют одну сущность, и причина плавно перетекает в следствие либо даже является им).
  2. Во времени и пространстве следствие идет сразу за причиной (фактор задержки).
  3. Следствие пропорционально причине (зачастую мелочь приводит к громадным последствиям) [И. Макдермотт, Дж. О’Коннор, 2020].

Эти и многие другие темы, аспекты и навыки системного мышления (к примеру, эффект бабочки, формальная логика, рекурсия, ограничивающие ментальные модели и т.д.) раскрыты далее в «Искусстве системного мышления…» Советуем вам обратиться к книге, чтобы узнать побольше нового и интересного. А мы бы хотели поделиться тем, как все-таки развивать системное мышление, если вы чувствуете, что вам не его не хватает.

Решение творческих задач

На самом деле это наиболее действенный и эффективный способ, тренирующий творческие способности и развивающий системное мышление. Его используют на этапе приема на работу в . Кандидаты на должность обязаны решить несколько задач творческого содержания.

Учитывая все перечисленные обстоятельства, можно утверждать, что искусство системного мышления – цель вполне достижимая. Как и при любых тренировках, понадобится время, сила воли, настойчивость и упорство. Однако результат того стоит, так как приводит к более глубокому восприятию процессов, происходящих в природе, обществе и в самом человеческом теле.

Развитие системного мышления

Перед тем как приступить к тренировке системного мышления, советуем пройти тест, который покажет, стоит ли вообще это делать – возможно, ваше системное мышление и так развито отлично (хотя дополнительная, так сказать, профилактическая тренировка лишней не будет). Среди рекомендаций предлагаем вам тест от платформы «Россия – страна возможностей», где вы можете авторизоваться с помощью социальной сети или регистрации, и от другой платформы по трудоустройству TestOnJob, где прохождение теста свободно.

Итак, существует несколько способов раскрытия потенциала и формирования системного мышления:

Расширение кругозора и эрудиции

Не случайно данный метод мы поставили на первое место. Чем больше образовательного, коммуникативного, эмпирического опыта вы получаете, тем шире вы раздвигаете рамки своего сознания. Знакомьтесь с интересными людьми, путешествуйте, читайте правильную качественную литературу, приобретайте новые навыки, увлекайтесь дополнительным хобби, учите языки – совершайте больше нового!

Зачем? Ответ прост: это все опыт, позволяющий вам понять многообразие мира, закономерности его функционирования. Системное мышление сродни междисциплинарности, смежности предметных областей, и чем больше профильных и непрофильных компетенций вы наберете, тем легче вам будет ориентироваться в мире систем.

Крушение стереотипов

Об этом также пишут Дж. О’Коннор и И. Макдермотт. Все мы, так или иначе, окутаны совокупностью стереотипов, мешающих нам жить. Стереотип представляет собой устоявшееся убеждение относительно какого-то явления, выработанное на основе предыдущего опыта.

Проблема со стереотипами заключается в том, что они не позволят вам быть эффективными в трудных ситуациях, порой требующих риска, потому что стереотипы – это форма ригидного и консервативного мышления. Новаторство, креативность даются людям со стереотипным мышлением с трудом, что и становится препятствием на пути формирования системного мышления.

Изучение успешных кейсов

Наверняка вам в голову приходила мысль посмотреть фильм о какой-то личности или прочитать биографическую книгу. Вряд ли эта идея была связана с неудачником или проблемным проектом с печальным результатом, и это совершенно правильно.

Обращая внимание на показательные случаи из практики, вы волей-неволей учитесь хорошему опыту, запоминаете, как правильно, изучаете положительные факторы, приведшие к успеху, и сопоставляете их с негативными, которые могли повлиять отрицательно и привести к плачевным последствиям. Поэтому учитесь на хороших примерах, читайте истории успеха – как отдельных людей, так и их совместной работы.

Развитие креативности

Незаменимое средство для развития системного мышления – это умение мыслить нестандартно, искать разные подходы к разбору объекта на составные части и последующему синтезу. О том, как развивать креативное мышление, указано в нашей статье «Приемы развития креативности». Рекомендуем ознакомиться с техниками и приступить к интересной и увлекательной тренировке головного мозга [Е. Зиброва, 2020].

Вводя в свою ежедневную практику указанные рекомендации, вы безоговорочно придете к развитому системному мышлению. Также помните, что вы можете знать очень много приемов повышения эффективности, таких как SWOT-анализ, AGILE-подход, матрица Эйзенхауэра, бизнес-модель Остервальдера и т.д., но бесконечно метаться от одного к другому далеко не выход и уж тем более не показатель развитого системного мышления. Главное – это уметь выбирать нужный инструмент в конкретной ситуации, распознав проблемные факторы, как симптомы, требующие правильного подхода в лечении.

Однако не все ученые соглашаются с неоспоримой эффективностью системного подхода. Посмотрим, какие минусы можно увидеть в данном виде мышления.

Критика системного мышления

Действительно ли системное мышление настолько универсально и неоспоримо полезно? Как правило, да, ведь в структурировании и приведении к порядку и системности нет ничего плохого. Тем не менее китайский экономист Вей-Бин Занг в своей монографии о синергетической экономике размышляет на тему системного анализа и приходит к выводу, что данный тип анализа «заведомо предполагает устойчивость. В этом отношении он все еще находится в рамках традиционной экономики» [W.-B. Zhang, 1999].

Данные слова можно трактовать следующим образом: чтобы анализировать какое-то явление с точки зрения системного мышления (системного анализа), оно должно быть относительно стабильным и устойчивым. И действительно, сложно подвергать разбору на части постоянно меняющуюся структуру и уж тем более делать выводы о том, какие факторы на нее влияют. Однако все дело в том, что в жизни нет ничего устойчивого, и в еще большей степени это доказывает современный мир.

Что же делать? Ответ на поверхности – подстраиваться. Не в наших силах остановить поток перемен, происходящих буквально каждую секунду. И даже в таких условиях системное мышление может быть отличным методом по проведению качественного анализа с правильными выводами. Согласны?

И перед тем, как перейти к заключению, предлагаем пройти проверочный тест, чтобы закрепить знания:

Теперь же давайте подведем итог.

Отличие от логического образа мысли

Позитивное мышление — что это такое

В первую очередь стоит разобраться в вопросе: мыслить системно – это как? Системный подход к размышлениям – это умение разбить ситуацию на отдельные факторы, проанализировать их, определить признаки и взаимосвязи.

Логическое мышление – это процесс сознательного упрощения реальности с целью разделения ее на детали, составляющие, которые будет проще изучить. Это позволяет лучше понять суть некоторого явления. Однако считается, что логическое мышление не учитывает все закономерности, многие остаются в стороне. Поэтому получаемый результат нельзя назвать полным и достоверным.

Если при логическом мышлении индивид сначала разбивает понятие на составляющие, а потом снова их соединяет, то при системном в конечном итоге нет отдельных элементов, каждый из них обладает признаками всего понятия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]