«Психологическая характеристика речи»


Психологическая характеристика речи

Понятие о речи

Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразую-щей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

Рис. 34. Функции речи[30]

Соответственно множеству своих функций (рис. 34) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах (рис. 35, 36).

Рис. 35. Формы речи

Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.

Рис. 36. Виды речи

Устная речь

– общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

Письменная речь

– это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.

Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность (рис. 37).

Рис. 37. Свойства речи

Понятие о речи

Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразую-щей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

Рис. 34. Функции речи[30]

Соответственно множеству своих функций (рис. 34) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах (рис. 35, 36).

Рис. 35. Формы речи

Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.

Рис. 36. Виды речи

Устная речь

– общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

Письменная речь

– это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.

Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность (рис. 37).

Рис. 37. Свойства речи

Психологические функции и свойства речи

Существует четыре основные функции речи:

  • Выражение

    Именно через речь люди могут показать свое отношение к любому объекту, ситуации или индивиду.

  • Сообщение

    Именно через слова люди обмениваются информацией.

  • Обозначение

    Эта функция выражается в определении названия объекта или явления.

  • Влияние

    Через речь человек может влиять на эмоциональное состояние, мысли, предположения и поведение окружающих людей.

Свойства речи включают в себя:

  1. Содержательность

    Важна глубина и объем речи, что отражается на ее информативности.

  2. Понятность

    Человек должен уметь правильно и четко выражать то, что он хочет донести до собеседника.

  3. Выразительность

    Важна эмоциональная окраска речи при общении с другими людьми.

  4. Влияние

    Это свойство речи отражает способность человека влиять на других людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Психологический анализ речи 420 ₽ Реферат Психологический анализ речи 250 ₽ Контрольная работа Психологический анализ речи 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Все функции и свойства речи очень важны для человека. Они играют очень важную роль в формировании личности. Если какое-то свойство речи у человека нарушено, то это может привести к плохим последствиям. Чтобы их избежать, надо знать все функции и свойства речи и работать над их освоением. Также важен и вид речи, используемый человеком. Ведь все виды по-своему важны и необходимы человеку в процессе его жизнедеятельности.

Нарушения речи.

Нейропсихолог А.Р. Лурия описал пять основных нарушений устной речевой деятельности, которые получили название афазий.

Каждый вид афазий связан с нарушением функций соответствующих механизмов речевой деятельности. Так, при
моторной афазии
нарушается способность к осуществлению членораздельной звуковой речи. При
сенсорной афазии
происходит распад фонематического слуха, вследствие чего человек не может установить связь между звуковым составом слова и его смысловым значением. При
семантической афазии
возникают затруднения в понимании смысловых отношений между словами. В результате этого больной понимает значение отдельных слов, но не может их связать вместе. Например, понимает значение слов “брат” и “отец”, но не может уяснить кто такой “брат отца”. Возможны нарушения и других видов речевой деятельности. Нарушение письменной речи называется
аграфией
. В этом случае человек теряет способность воспроизводить графические образы слов, хотя звуковая речь у него сохраняется.

Примеры похожих учебных работ

По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения …

… деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития … людей … слово, · лексико-грамматические игры и упражнения, · закрепление лексики и грамматики в связной речи, · игры на развитие … средств языка 1. …

Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой …

… в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли [19]. Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью. Л. С. Выготский [3] подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального …

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

… РЕЧИ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВИДЫ РЕЧИ, МЕХАНИЗМЫ ПОРОЖДЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ 16 15. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ. ФУНКЦИИ РЕЧИ 17 16. РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЧИ 18 17. РАЗВИТИЕ РЕЧИ … мышления человека; 2) … предметов внешнего мира. … знаки, язык и …

Л.С.Выготский о соотношении мысли, речи и языка и о психологической организации порождения …

… присвоения опыта речевой деятельности и перехода этого опыта извне вовнутрь. В результате такого процесса появляется возможность внутреннего программирования действий человека и внутренней регуляции его поведения: человек обретает способность …

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в …

… развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству — это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, … деятельность человека, направленная либо на порождение внешнего произведения …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]