Психологическая характеристика речи
Понятие о речи
Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.
Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразую-щей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.
Рис. 34. Функции речи[30]
Соответственно множеству своих функций (рис. 34) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах (рис. 35, 36).
Рис. 35. Формы речи
Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.
Рис. 36. Виды речи
Устная речь
– общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.
Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.
Письменная речь
– это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.
Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность (рис. 37).
Рис. 37. Свойства речи
Понятие о речи
Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.
Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразую-щей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.
Рис. 34. Функции речи[30]
Соответственно множеству своих функций (рис. 34) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах (рис. 35, 36).
Рис. 35. Формы речи
Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.
Рис. 36. Виды речи
Устная речь
– общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.
Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.
Письменная речь
– это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.
Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность (рис. 37).
Рис. 37. Свойства речи
Психологические функции и свойства речи
Существует четыре основные функции речи:
- Выражение
Именно через речь люди могут показать свое отношение к любому объекту, ситуации или индивиду.
- Сообщение
Именно через слова люди обмениваются информацией.
- Обозначение
Эта функция выражается в определении названия объекта или явления.
- Влияние
Через речь человек может влиять на эмоциональное состояние, мысли, предположения и поведение окружающих людей.
Свойства речи включают в себя:
- Содержательность
Важна глубина и объем речи, что отражается на ее информативности.
- Понятность
Человек должен уметь правильно и четко выражать то, что он хочет донести до собеседника.
- Выразительность
Важна эмоциональная окраска речи при общении с другими людьми.
- Влияние
Это свойство речи отражает способность человека влиять на других людей.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Психологический анализ речи 420 ₽ Реферат Психологический анализ речи 250 ₽ Контрольная работа Психологический анализ речи 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Все функции и свойства речи очень важны для человека. Они играют очень важную роль в формировании личности. Если какое-то свойство речи у человека нарушено, то это может привести к плохим последствиям. Чтобы их избежать, надо знать все функции и свойства речи и работать над их освоением. Также важен и вид речи, используемый человеком. Ведь все виды по-своему важны и необходимы человеку в процессе его жизнедеятельности.
Нарушения речи.
Нейропсихолог А.Р. Лурия описал пять основных нарушений устной речевой деятельности, которые получили название афазий.
Каждый вид афазий связан с нарушением функций соответствующих механизмов речевой деятельности. Так, при
моторной афазии
нарушается способность к осуществлению членораздельной звуковой речи. При
сенсорной афазии
происходит распад фонематического слуха, вследствие чего человек не может установить связь между звуковым составом слова и его смысловым значением. При
семантической афазии
возникают затруднения в понимании смысловых отношений между словами. В результате этого больной понимает значение отдельных слов, но не может их связать вместе. Например, понимает значение слов “брат” и “отец”, но не может уяснить кто такой “брат отца”. Возможны нарушения и других видов речевой деятельности. Нарушение письменной речи называется
аграфией
. В этом случае человек теряет способность воспроизводить графические образы слов, хотя звуковая речь у него сохраняется.
Примеры похожих учебных работ
По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения …
… деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития … людей … слово, · лексико-грамматические игры и упражнения, · закрепление лексики и грамматики в связной речи, · игры на развитие … средств языка 1. …
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой …
… в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли [19]. Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью. Л. С. Выготский [3] подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального …
МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
… РЕЧИ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВИДЫ РЕЧИ, МЕХАНИЗМЫ ПОРОЖДЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ 16 15. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ. ФУНКЦИИ РЕЧИ 17 16. РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЧИ 18 17. РАЗВИТИЕ РЕЧИ … мышления человека; 2) … предметов внешнего мира. … знаки, язык и …
Л.С.Выготский о соотношении мысли, речи и языка и о психологической организации порождения …
… присвоения опыта речевой деятельности и перехода этого опыта извне вовнутрь. В результате такого процесса появляется возможность внутреннего программирования действий человека и внутренней регуляции его поведения: человек обретает способность …
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в …
… развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству — это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, … деятельность человека, направленная либо на порождение внешнего произведения …