Формы абстрактного мышления
При абстрактном мышлении человек оперирует разными знаниями и мыслительным опытом. Со временем все это пришло к определенной системе. Множество явлений мира неподвластны зрению, слуху или осязанию (а про некоторые можно сказать, что они вообще не существуют как таковые). Но такие явления есть часть человеческой жизни, а потому должны иметь хоть какую-то форму.
Существует три основных формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Скажем о них вкратце.
Понятие
Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу. Возьмем, к примеру, автомобиль. Это может быть внедорожник, седан или хэтчбэк; у разных машин разная форма, цвет, характеристики. Но их общая особенность в том, что у всех есть колеса, двигатель, коробка передач и т.д., и в том, что на них можно ездить. Вот эти признаки (конструкция, предназначение) и позволяют относить свойства к одной группе.
И таким вещам нас учат еже с пеленок. Мама говорит о «коте», а мы сразу понимаем, что это мяукающее и мурлыкающее четырехногое животное с хвостом и т.п. Кошки бывают и разных пород и окрасов, но у всех есть общие признаки, по которым они относятся к общему понятию «кот» или «кошка».
Суждение
Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо. Оно может быть простым или сложным. Вот простое – «кот мяукает» – его можно выразить конкретно и однозначно. А вот сложное – «кот начал мяукать, потому что он голодный» – его можно выразить несколькими повествовательными предложениями.
Также суждения бывают истинными и ложными. Истинные отображают действительное положение дел и основываются, как правило, на отсутствии индивидуальной оценки человека, т.е. он судит объективно. Ложным суждение становится тогда, когда человек проявляет свою заинтересованность, основываясь при этом на личных доводах, а не на том, что происходит в действительности.
Умозаключение
Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению.
Три этих формы абстрактного мышления составляют его основу. Всеми абстракциями мы оперируем с их помощью. Но того, о чем мы сказали (формы и виды абстрактного мышления и абстракций, их цели и т.д.) может быть не совсем достаточно для понимания абстрактного мышления и его особенностей, т.к., по сути, все это теория. Поэтому есть смысл отдельно поговорить о конкретных примерах.
Операции
Формирование словесно-логического (вербального) типа мышления происходит постепенно.
В основе такого мышления лежит обучение, благодаря которому человек овладевает различными приемами мыслительной деятельности, в том числе – действовать «в уме», анализируя в последствии свои рассуждения.
Основными операциями вербального мышления является:
- Анализ – раскладывание одного сложного объекта на несколько простых составляющих частей с целью выделить те или иные его стороны, элементы, связи, свойства, отношения.
- Синтез – переход от частей к целому. Предполагает объединение составляющий в единое целое. (Анализ и синтез, как правило, не могут существовать порознь, они неразрывны).
- Сравнение – это сопоставление явлений и предметов (их свойств, отношений) с целью выявления различий или общности между ними.
- Обобщение – процесс объединения нескольких предметов (явлений) по общему признаку с целью нахождения чего-то общего между ними.
- Классификация – процесс группирования объектов по определенным признакам.
Можно ли развивать логическое мышление взрослым
Можно и даже нужно. Мир меняется очень быстро, и со старым «багажом» знаний бывает трудно что-то взвешенно обдумать. Многие полагают, что полученных в школе или вузе основ будет достаточно, но это не совсем так.
Главное – победить собственную лень. Да, нам не хватает времени, и тратить свободные минуты на развитие согласится не каждый. Между тем ничего сложного здесь нет.
Здесь не придется часами сидеть над книгами или отказываться от общения с родными или друзьями: многие логические упражнения можно проводить в компании.
Знаете ли вы? Многие помнят кубик Рубика, пик популярности которого пришелся на 80-е годы прошлого века. Придуманная венгерским скульптором игрушка была настолько распространенной, что в 80-83 годах ХХ века издавался даже официальный бюллетень, целиком посвященный кубику.
Технология развития мышления
Не зависимо от того, хотите ли вы видеть положительные изменения в творческих способностях или добиваетесь критического мышления, процесс стимулирования нейронных связей выглядит очень похоже. Нужна практика с определенной периодичностью, так с каждым разом, нейропластичный центр нервной системы приспосабливается к определенной задаче и с каждым разом позволяет выполнить ее быстрее и точнее. Как и при мышечной нагрузке, важна регулярность, но также жизненно необходимы и периоды отдыха, в которые полученные навыки систематизируются и усваиваются. Разработанные специалистами программы тренировок на развитие мышления, интегрированные в онлайн тренажерах, позволяют определить нынешний уровень и улучшить мышление путем подбора оптимальной нагрузки и времени тренировок.
Для чего нужно развивать логику
Как развить мышление? У каждого человека оно развито в той или иной мере. Но для лучшего понимания действительности и умения ей оперировать необходимо логическое мышление, развитое на достаточно высоком уровне. Научиться этому можно исключительно через тренировки.
Креативное мышление можно развить, а негативное мышление устранить. Мозг тренируется не в меньшей степени, чем мышцы, возможно, больше. Постоянно тренируя мышление и память, человек может развиваться всю свою жизнь, методично улучшая свои показатели. Развитие интеллектуальных способностей – гарант эффективного самосовершенствования.
Принято считать, что креативное мышление противопоставляется логике и разуму, но это неверное утверждение. Креативное восприятие действительности является основной для творчества. Это вовсе не означает необходимость негативного мышления, которое отличается концентрацией исключительно на плохом. Наоборот, оно позволяет натренировать мозг, очистить его от стереотипов и мешающих установок, посмотреть на все со стороны. Так открываются совершенные горизонты. Как следствие, умение решать проблемы нестандартным способом, находить ранее невозможные пути.
Книги, развивающие логическое мышление
«Прикладная логика» Н. Непейвода
Эту книгу можно считать простым введением в мир современной математической логики. Учебник был рекомендован Государственным Комитетом Российской Федерации по высшему образованию, и стал отличным источником знаний для многих студентов высших учебных заведений.
«Учебник логики» Г. Челпанов
Речь идет о книге, которая доступно излагает основы логики. Основной акцент сделан на силлогистике. Учебник содержит задачи, с помощью которых учащийся способен за непродолжительный срок научиться применять на практике те или иные правила.
«Логика» А. Ивин
Учебное пособие, которое рассказывает о том, как научиться мыслить логично – кому это дается с трудом, а кто легко преодолевает барьеры. Содержит полезные задачи.
Практикуйте SWOT-анализ
SWOT — это оценка сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) чего бы то ни было: идеи, предложения, объекта.
Как это делается, проще объяснить на примере. Допустим, вы подумываете поужинать в фаст-фуде. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредно, калорийно. Возможности: не надо готовить, освободится время на изучение программирования. Угрозы: можно отравиться или просто объесться, и ничего делать уже не захочется. Можно так же проанализировать вариант «писать код сейчас» или «взять ещё один фриланс». И сделать рациональный выбор.
Упражнения по развитию логического мышления
Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать
Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие
Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.
Упражнение «Логические цепочки»
Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.
Вариант 1
Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:
- оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
- и рыба, и бутылка связаны с водой;
- если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
- у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
- оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.
Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).
Вариант 2
Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:
- Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
- В номере одного из южных курортов случается пожар.
Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.
Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.
Упражнение «Составление предложений»
Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.
А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.
Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».
Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.
Упражнение «Я скажу по-другому»
Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».
А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?
Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление
Десятиминутные упражнения для развития логики на каждый день
Пара случайных слов
Выберите наугад два слова из какой-либо статьи или рассказа – просто ткните пальцем в слова, не задумываясь над их смыслом. Теперь вам нужно попробовать отыскать что-то общее между выбранными словами – сравните их, найдите взаимосвязь. Придумайте интересную историю, которая могла бы связать эти два понятия.
Ассоциации
Осмотритесь в помещении, в котором вы сейчас пребываете. Выберите какой-нибудь предмет в комнате – например, стул или тарелку. Возьмите лист бумаги и придумайте пять прилагательных, наиболее подходящих к выбранной вещи. Пример: круглая тарелка, желтая тарелка, маленькая тарелка, чистая тарелка, пустая тарелка.
Теперь напишите пять прилагательных, совершенно неподходящих к выбранному предмету. Пример: деревянная тарелка, вареная тарелка, зимняя тарелка, ветреная тарелка, шелковая тарелка. Несомненно, подобные упражнения принесут вам пользу, если вы будете выполнять их ежедневно. К тому же, на них не придется тратить много времени! Попробуйте начать уже сегодня, и вскоре вы заметите значительный прогресс в развитии логического мышления и воображения.
Что такое абстрактное мышление
Строгий экзаменатор критикует молодого человека, отвечающего слишком пространно: «Давайте ближе к предмету билета».
Почему студент так бросается умными фразами? Чтобы скрыть пробелы в знаниях, а то и полное их отсутствие. И в этом кроется суть абстрактного мышления.
Знания человека о реальном мире не являются полными, исчерпывающими, конкретными. Но ему нужно как-то ориентироваться среди неизвестных явлений и вещей, поэтому он мыслит абстрактно.
Если бы не было понятия времени, то как бы люди договаривались о встречах? Как бы учёные описывали новые галактики, не имея представления о форме, расстоянии, скорости, веществах? А как бы без общих понятий взаимодействовали науки?
Вы стали свидетелем семейной ссоры. Вашему другу на телефон звонит жена, плачет, кричит, ругается. Какие выводы делает мозг?
- Конкретное мышление: жена друга – истеричка;
- Абстрактное мышление: возможно, друг обижал жену, она долго терпела, но теперь не может сдерживать эмоции.
Как развить мышление у ребенка Общие рекомендации:
Развивающие игры и задания способствуют развитию мышления у ребёнка, и чтобы повысить их эффективность, можно использовать специальные рекомендации:
1. Поощряйте даже маленький успех ребёнка: это станет мотивировать его и приблизит новые достижения.
2. Не торопите ребёнка, не спешите исправить его ошибку, дайте ему время подумать ещё и попробовать найти её самостоятельно. Все дети разные, и то, что одному даётся легко и быстро, для другого представляет сложности. На результатах могут сказаться особенности темперамента ребенка, обстановка, настроение, восприятие, внимательность, память, мотивированность, настрой и т.д.
3. Не торопитесь подсказывать правильный ответ. Если решение ребёнка неверно – похвалите его за старание найти правильное, подбодрите за то, что искал или нашёл оригинальный, необычный способ решения; покажите, что решить такую задачу поначалу непросто, и что в следующий раз у него обязательно получится лучше.
4. Старайтесь заниматься в одно и то же время. Пусть ребёнок ждёт его с нетерпением.
5. Постепенно наращивайте уровень сложности заданий, но именно постепенно: нагрузка не должна быть непосильной, и в то же время она должна чуть усложняться, а задания – становиться разнообразнее.
Мышление и память, восприятие и внимание можно тренировать на развивающих тренажёрах для мозга онлайн в виде увлекательных ежедневных игр, с наградами, соревнованиями, достижениями и их наглядными графиками. Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Фото: Lauro Maia
Упражнения для развития абстрактного мышления
Подумайте, какие фигуры можно составить из этих деталей
Развитие этого вида мышления тесно связано с речевой деятельностью, в том числе богатством словарного запаса, правильностью построения предложений и способностью к анализу информации.
Упражнение «Докажи обратное»
Это упражнение лучше делать письменно
Кроме удобства, у письменной речи есть еще важное преимущество перед устной – она более строго организована, упорядочена и носит линейный характер. Вот само задание
Выберите одно из сравнительно несложных, и главное, непротиворечивых утверждений. Например: «Отдых на море очень привлекателен».
А теперь найдите аргументы, доказывающие обратное – чем больше опровержений, тем лучше. Выпишите их в столбик, полюбуйтесь и найдите опровержение к каждому из этих аргументов. То есть вновь докажите истинность первого суждения.
Упражнение «Аббревиатуры»
Это упражнение хорошо проводить в компании, оно не только полезно для мышления, но и может развлечь вас, например, во время долгого пути, или скрасить ожидание.
Нужно взять несколько произвольных сочетаний 3-4 букв. Например: СКП, УОСК, НАЛИ и т. д.
Далее представьте, что это не просто сочетания букв, а аббревиатуры, и попробуйте их расшифровать. Возможно, получится что-то юмористическое – это не хуже. Юмор способствует развитию мышления. Могу предложить следующие варианты: СКП – «Совет креативных писателей» или «Союз криворуких и т. д.
Если выполняете задание в команде, посоревнуйтесь, у кого название оригинальнее и чем может заниматься такая организация.
Упражнение «Работа с понятиями»
Упражнения с понятиями, точнее с абстрактными категориями, аналогов которых нет в материальном мире, хорошо развивают абстрактное мышление и устанавливают связь между мыслительными процессами разного уровня. Как правило, такие категории отражают качества, свойства предметов, их взаимозависимость или противоречия. Таких категорий много, но для упражнения можно брать даже самые простые, такие как «красота», «слава», «ненависть».
- Выбрав одно из понятий, постарайтесь максимально просто (своими словами) объяснить, что это такое. Только избегайте объяснений через примеры («это, когда…), за такое даже в школе ругают.
- Подберите синонимы к этому понятию и постарайтесь определить, есть ли какие-то отличия, нюансы между основным словом и синонимом.
- Придумайте символ этого понятия, он может быть как абстрактный, так и конкретный, выражаться в словах или в графическом образе.
После того как поработали с простыми понятиями, можно перейти и к сложным. Например, таким: «конгруэнтность», «виктимность», «резистентность» и т. д. Если вы не знаете, что это такое, то допустимо посмотреть определения этих слов, но все равно объяснять вы их будете своими словами.
Польза развития абстрактного мышления не только в том, чтобы научиться решать логические задачи. Без него невозможны успехи в точных науках, сложно понять многие экономические и социальные законы
К тому же, что немаловажно, это мышление сделает более правильной и четкой речь, научит доказывать свою точку зрения на основании строгих законов логики, а не потому что «мне так кажется»
https://youtube.com/watch?v=C3RC5D-pn4c
Упражнения на развитие логического интеллекта
Логический (или математический) интеллект отражает наше умение рассуждать, анализировать, оперировать числами, умение решать различные проблемы при помощи логики, разобрать сложную задачу по кусочкам, «разложить все по полочкам». И он отлично поддается тренировке.
Туда и обратно
Это упражнение улучшит способность оперировать цифрами. Нужно считать про себя и вслух как можно быстрее от 1 до 50 и обратно, от 50 до 100 и обратно, повторять быстро алфавит в прямом и обратном порядке.
Удачные идеи
Как решить насущную проблему? Сначала придумайте идею для решения проблемы. Затем:
- Шаг 1 — запишите идею;
- Шаг 2 — запишите ее хорошие и плохие стороны;
- Шаг 3 — поможет ли эта идея решить вашу проблему? Как? Если нет, то перейдите к шагу 1;
- Шаг 4 — улучшит ли идея текущую ситуацию? Как?
- Шаг 5 — подходящее ли сейчас время для реализации этой идеи? Если нет, то когда?
Записывайте или рисуйте шаги и результаты.
Головоломки
Разгадывайте головоломки, решайте различные логические задачи.
Карта памяти
Карты памяти, нарисованные вручную или при помощи компьютерной программы и применяемые для решения различных задач — отличная тренировка для логики.
История успеха
Это может быть успешная продажа или презентация чего бы то ни было. Вспомните, опишите или нарисуйте. Расскажите о ней вашему другу вслух, соблюдая логическую последовательность и рисуя картинки.
Анализ прошлых успехов
Вспомните два-три случая прошлых успешных продаж или презентаций. Проанализируйте их. Почему они произошли? Что вы делали, что применяли? Делали что-то руками? Оперировали числами? Имели дело с людьми? Вы кому-то помогали при этом? Эти успехи были результатом кропотливого труда или удачи? Запишите все это. Или составьте карту памяти.
Научиться новому
Выберите для себя новый навык (освоить иностранный язык или скорочтение, или что-то еще). Какие ресурсы вам нужны, чтобы его освоить? Где, когда и каким образом вы будете это делать? Составьте план действий. Запишите. Приступайте к реализации.
Поиски
Вам нужны новые клиенты? Читатели? Поклонники? Перечислите все возможные способы их поиска (можно вдвоем или втроем), запишите их. Начинайте поиск.
Маршрут
Планируйте заранее маршрут, которым будете добираться на работу или место деловой встречи. Рассмотрите несколько вариантов. Выберите оптимальный.
Играйте!
Шахматы, нарды, покер, преферанс, пасьянсы, морской бой отлично тренируют логическое мышление!
Выбираем упражнения по душе и выполняем. В планах на неделю отмечаем, в какой день мы будем тренировать логический интеллект, а в какой — психофизический или вербальный.
Если есть вопросы или хочется поделиться результатами, пишите в комментариях.
Ваша жизнь в ваших руках!
Методики развития
Развитие абстрактного мышления – это длительный и трудоемкий процесс. Но все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы развить этот тип мышления, человеку достаточно всего два-три раза в неделю уделять час или полтора на решение логических задачек, головоломок. Это очень увлекательный процесс, и вы не успеете оглянуться, как это станет вашим любимым хобби! В современном мире достаточно печатных изданий для развития логики, так же упражнения и задания можно найти в интернете. Это значит, что найти подобную информацию не составит труда. К примеру, существует популярный сайт, на котором представлены задачки разной сложности.
Этот вид мышления берет свое начало на Востоке еще со времен древнего мира. Оно возникло как раздел логики. Логика сама по себе – это способность мыслить и рассуждать, делать выводы о вещах и их сущности. Абстрактное мышление позволяет строить теоретические схемы.
При регулярных занятиях результаты не заставят себя долго ждать. Уже через несколько недель можно будет заметить, что стало проще мыслить, строить перспективные планы, решать вопросы, которые раньше вызывали затруднение.
Дети
Маленький человек является открытой книгой, в которую можно написать все что угодно! Дети более восприимчивы к обучению и развитию любых способностей. Способности малыша, нужно развивать играя. Современная индустрия игрушек предлагает богатый выбор игр для раннего развития. К примеру, это могут быть небольшие пазлы, мозаики, банальная пирамидка. В более взрослом возрасте, чтобы научить ребенка мыслить, предложите ему рассмотреть картинки в книгах, объяснить свое понимание происходящего на них.
Учить ребенка абстрактно мыслить очень важно. Абстрактное мышление является не только залогом его творческого развития, но так же это способность ставить все под сомнение, добиваться всего опытным путем
Развитое мышление помогает собирать, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы, а затем подкреплять их доказанными фактами.
Способы развития логического мышления
Если вы твердо решили взяться за прокачку своего мозга, то первым делом необходимо искоренить свою лень и заняться поиском подходящих методов и заданий. Существует огромное множество способов для тренировки мышления. Рассмотрим некоторые из них более подробно:
Настольные игры. Парные и для большой компании друзей, серьезные и юмористические – выбор огромен, необходимо только определить, какой тип более интересен именно вам. К самым популярным настольным играм для развития логического мышления человека относятся:
- Шахматы;
- Шашки;
- Нарды;
- «Монополия» («Большой бизнес»);
- «Эрудит» («Скрэббл», «Балда»);
- Карточные игры («Манчкин», «Уно»).
Логические задачи. В поиске и выборе логических задач используйте книги или же Интернет, где полным-полно различных примеров и тематических подборок. Начинайте с самого легкого уровня, постепенно увеличивая нагрузку, продвигайтесь к наивысшему уровню сложности. Если не знаете ответа, не стесняйтесь подглядывать, ведь знание исходных данных поможет понять ход решения и построение логической цепочки. К данному виду задач относятся:
- Ребусы;
- Графические головоломки;
- Текстовые задачи;
- Загадки;
- Анаграммы;
- Пазлы;
- Кубик Рубика;
- Пасьянсы («Маджонг», разновидности карточных раскладов).
Пример логической задачи: Семь сестер проводят вместе досуг. Первая играет в шахматы. Вторая – читает. Третья – убирает. Четвертая – поливает цветы. Пятая – играет с котом. Шестая – вышивает. А что же делает седьмая сестра? Правильный ответ: седьмая сестра играет в шахматы с первой.
- Тестовые задания на сообразительность. Существует много онлайн-тестов, основанных на принципе причинно-следственных связей. Чаще всего это игры по типу «Найди лишнее».
- Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее. Особо сложными являются именно цифровые виды – японские кроссворды и судоку. Также отличным заданием для развития способности логично мыслить будет самостоятельное составления кроссворда.
- Освоение дедуктивного и индуктивного методов. Дедукция – это логика в чистом виде. В 99,99% дедуктивный метод дает правильный ответ на решение задачи. В обыденной жизни чаще используется индукция – рассуждения, основанные на фактах, которые имеют определенный процент ложности. Если объяснить более простым языком, то индуктивные рассуждения начинаются с частных умозаключений и ищут подтверждение в общих понятиях. Дедуктивный способ, наоборот, берет свое начало из внешнего мира, а вывод уже представлен в форме индивидуальных умозаключений.
Пример дедуктивного метода: Пришла зима и поэтому на улице идет снег.
Пример индуктивного метода: На улице пошел снег, следовательно, наступила зима.
Когда закладывается логическое мышление
Лишь немногие люди мыслят логически. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью. © Дейл Карнеги
Человек не рождается сразу с определенными задатками успешно делать правильные выводы и строить логические конструкции. Логическое мышление человека не врожденное, а приобретенное свойство. Даже базовый образный вид мышления проявляется у детей в 1,5 года. Умение мыслить абстрактно появляется гораздо позже – в младшем школьном возрасте, приблизительно в 7-8 лет. Логика развивается постепенно с развитием самой личности. Однако регулярные тренировки и упражнения дадут только положительный результат в развитии логического мышления.
Основным видом развития детей дошкольного возраста является именно логические задания и упражнения. Так как именно логическое мышление поможет ребенку в будущем добиться успехов, применяя свой интеллект. Развитие происходит в игровой форме соответственно возрастным особенностям детей. Уроки логики включены как в программу обучения детского сада, так и в школьную. Однако и родителям не стоит пренебрегать самостоятельными занятиям в домашних условиях. Ведь развивая логическое мышление, вы совершенствуете интеллектуальные навыки своего ребенка.
Есть ли возможность у взрослого человека усовершенствовать и улучшить свое логическое мышление? Конечно, это возможно и даже необходимо, ведь в современном мире все подвержено очень быстрым изменениям, знания, полученные в школе и университете, постепенно устаревают, появляется необходимость обновления информации. Развитие умений строить логические умозаключения для взрослого человека может быть очень приятным процессом, так как тоже, как и в случае с детьми, может проходить в игровой форме. Если же вы – вечный студент или типичный педант, то можно составить подробный план серьезных упражнений. Однако куда интереснее будет собраться в компании друзей и поиграть в логические игры. Информация, полученная таким образом, надежнее уляжется в сознании и закрепится в памяти человека, чем сухое заучивание правил и решение скучных задач.
Логика наука о понятийном мышлении
Логика, как наука о мышлении, родилась более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Тогда же были описаны основные виды логического мышления и сформулированы законы логики, которые остаются незыблемыми и до настоящего времени.
Два вида мышления: дедукция и индукция
Элементарная единица абстрактно-логического мышления – понятие. Несколько понятий, объединенных в связную мысль – это суждение. Они бывают утвердительные и отрицательные. Например:
- «Осенью с деревьев облетают листья» – утвердительное.
- «Зимой на деревьях не бывает листьев» – отрицательное.
Суждения также бывают истинные или ложные. Так, суждение «Зимой на деревьях вырастают молодые листья» – ложное.
Из двух или нескольких суждений можно сделать вывод или умозаключение, а вся эта конструкция называется силлогизмом. Например:
- 1-я посылка (суждение): «Осенью с деревьев облетают листья».
- 2-я посылка (суждение): «Сейчас с деревьев начали облетать листья».
- Умозаключение (силлогизм): «Наступила осень».
В зависимости от метода, на основе которого делается умозаключение, выделяют два вида мышления: дедуктивное и индуктивное.
Метод индукции. Из нескольких частных суждений делается общий вывод. Например: «школьник Вася летом не учится», «школьник Петя летом не учится» «школьницы Маша и Оля тоже летом не учатся». Следовательно, «школьники летом не учатся». Индукция не слишком надежный метод, так как абсолютно верный вывод можно сделать, только если учитывать все-все частные случае, а это сложно, а иногда и невозможно.
Метод дедукции. В этом случае рассуждения строятся на основе общих посылок и информации, данной в суждениях. То есть идеальный вариант: одно общее суждение, одно – частное и вывод тоже частное суждение. Пример:
- «У всех школьников летом каникулы».
- «Вася – школьник».
- «У Васи летом каникулы».
Так выглядят самые элементарные умозаключения в логическом мышлении. Правда, чтобы сделать правильные выводы, должны соблюдаться определенные условия или законы.
Законы логики
Основных законов четыре, и три из них сформулировал еще Аристотель:
- Закон тождества. Согласно ему любая мысль, высказанная в рамках логического рассуждения, должна быть тождественна сама себе, то есть оставаться неизменной на протяжении всего рассуждения или спора.
- Закон противоречия. Если два высказывания (суждения) противоречат друг другу, то одно из них обязательно ложное.
- Закон исключенного третьего. Любое высказывание может быть либо ложным, либо истинным, что-то третье невозможно.
В XVII веке философ Лейбниц дополнил эти три четвертым законом «достаточного основания». Доказательство истинности любой идеи или суждения возможно только на основании использования достоверных аргументов.
Считается, что достаточно следовать этим законам, уметь правильно строить суждения и делать выводы, и можно решить любую самую сложную задачу. Но сейчас доказано, что логическое мышление ограничено и часто дает сбои, особенно когда возникает серьезная проблема, у которой нет одного единственно правильного решения. Абстрактно-логическое мышление слишком прямолинейно и негибко.
Ограниченность логики была доказана уже в эпоху Античности с помощью так называемых парадоксов – логических задач, не имеющих решения. И самый простой из них – «парадокс лжеца», опровергающий незыблемость третьего закона логики. В IV веке до н. э. древнегреческий философ Эвбулид шокировал сторонников логики одной фразой: «Я лгу». Это истинное или ложное суждение? Оно не может быть истинным, так как сам автор утверждает, что он лжет. Но если фраза «Я лгу» ложная, то таким образом суждение становится истинным. И этот замкнутый круг логика преодолеть не может.
Но абстрактно-логическое мышление, несмотря на свою ограниченность и негибкость, лучше всего поддается управлению и само очень хорошо «организует мозги», заставляет нас придерживаться строгих правил в мыслительном процессе. К тому же абстрактная форма мышления продолжает оставаться высшей формой познавательной деятельности. Поэтому развитие абстрактного мышления актуально не только в детском возрасте, но и у взрослых.
Вербальное мышление: что это такое
Вербальное мышление – это мышление, главным распространителем которого выступает речь. Близким термином выступает классическая логика. В первом случае особое место уделяется вопросам грамотного и правильного использования речевых навыков.
Вербальные способности – это степень проявления у человека словесно-логического мышления, то есть умения применять язык и речевые навыки, как средство утверждения своих мыслей.
Важно! При диагностике вербальных умений выявляются способности индивида исключать лишнее и находить аналоги, находить общее. Дается оценка его осведомленности.
Что представляет собой стратегическое мышление
В психологии стратегическим мышлением называют когнитивную способность, позволяющую выполнять сложные задачи. Главным аспектом этого качества является поэтапное видение пути достижения цели. Индивидууму нужно осознавать, какие последствия возникают в случае принятия определенных решений. Этот тип ума противопоставлен прямолинейному мышлению, когда человек всегда выбирает наиболее очевидный путь решения проблемы
Развитие этого личностного качества важно в предпринимательстве, творчестве, науке и других видах деятельности
Стратегия — это термин, пришедший к нам из древнегреческого языка. Первоначально это слово было связано только с военным ремеслом. Для победы в какой-либо битве требовалась общая стратегия ведения боя, объединяющая несколько тактик. Позже термин стал более общим, поэтому сегодня стратегия обозначает способ достижения какой-либо цели. Наиболее доступным примером является игра в шахматы. Для победы игроку следует поэтапно изменять положение своих фигур. При этом прямолинейный подход неэффективен, поскольку иногда требуется идти на жертвы и принимать нестандартные решения.
Стратегическое мышление требуется не только в логических играх и военном ремесле. Трудности повседневной жизни заставляют людей проявлять аналитические способности. Это качество неразрывно связано с интеллектом, поскольку поэтапное планирование деятельности является сложным когнитивным процессом. Индивидуумы, постоянно развивающие свой ум, достигают успеха в работе и других сферах жизни.