Мнемотехника: исследуем методы увеличения памяти мозга

Развитие памяти
Память – это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы никогда не были бы самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Но память является не только незаменимым навыком, а еще и важным элементом нашего образования и интеллекта.

Развитие памяти, внимания и мышления часто представляет собой смежные задачи. От того, как развита наша память, напрямую зависят многие наши ментальные характеристики. Например, без памяти не обойдется процесс овладения навыками скорочтения, ораторского мастерства или устного счета. Поэтому умение запоминать информацию является универсальным навыком.

В данном курсе представлены онлайн-уроки, направленные на развитие памяти и способности целенаправленного запоминания материала. Он идеально вам подойдет, если вы только недавно задумались о том, чтобы улучшить свою память. Если же у вас уже есть определенные познания и вы хотите разобраться в теме максимально подробно, записывайтесь на нашу программу «Мнемотехники».

Впрочем, этот курс окажется полезным и тем, и другим. А чтобы понять, что конкретно будет рассматриваться, предлагаем узнать о нем детальнее.

Цели и задачи курса

В не таком далеком еще 2011 году в Колумбийском университете было проведено исследование под названием «Эффект Google», в результате которого ученые пришли к выводу, что сегодня люди не используют свою память, ведь они всегда знают, что можно положиться на Интернет. И это касается не только какой-то сложной информации, а даже простейших вещей, например, правил орфографии.

И все же хорошая память все так же необходима в жизни, работе и обучении. Этот факт сложно оспаривать, и вряд ли что-то поменяется в течение ближайших лет. Исходя из этого, мы и разработали наш курс, который поможет вам:

1Лучше разбираться в информации. Сегодня буквально отовсюду на нас обрушиваются потоки самых разных данных, в которых легко запутаться. Хорошая память способствует развитию навыка выявления полезной и нужной информации и отброса всего ненужного и недостоверного.
2Эффективнее обучаться. Отменная память пригодится в любой области независимо от того, учитесь вы в школе, заканчиваете аспирантуру или повышаете квалификацию. Чем более развита ваша способность к запоминанию, тем больше вы можете знать и применять на практике, что уже само по себе повышает вашу эффективность.
3Развивать мышление. Качество мышления зависит от количества и качества нейронных связей в головном мозге. Постоянные восприятие, обработка, запоминание и воспроизведение данных благотворно сказываются на здоровье мозга, делают интеллект более подвижным и живым.
4Предупредить болезни. Как известно, с возрастом мозг человека неизбежно претерпевает изменения, вследствие чего ухудшается кратковременная память, снижаются когнитивные способности, развиваются опасные недуги типа болезни Альцгеймера. Регулярные занятия по развитию памяти помогают обойти все это стороной.
5Больше помнить. Это самое очевидное преимущество развитой памяти. Однако благодаря ей вы сможете не только помнить важную информацию или прочитанные книги, а надолго сохранять в голове яркие моменты жизни, приятные эмоции и радостные впечатления, и «выглядеть» они при этому будут четче самых классных фотографий.

Без развитой памяти человек просто не сможет полноценно функционировать в мире. Конечно, можно довольствоваться тем, что есть сейчас, но почему бы не подумать наперед и не заняться своим интеллектом и развитием своего потенциала уже сегодня? Поверьте, потраченные на гармоничное развитие время и силы окупятся с лихвой!

Нарушения

К нарушениям относят и неразвитость долговременной памяти, когда человек просто не умеет правильно кодировать и воспроизводить информацию, и полную амнезию, которая характеризуется повреждениями прежде всего гиппокампа. Если в первой ситуации всё поправимо посредством постоянных тренировок, то во второй прогнозы чаще всего остаются непредсказуемыми.

Причины

Физиологические:

  • астения;
  • интоксикация печени;
  • повреждения ЦНС и головного мозга: ЧМТ, постинсультное состояние;
  • расстройство интеллекта, шизофрения;
  • хронические алкогольная или наркотическая интоксикации.

Психические:

  • переутомление;
  • неврозы;
  • постоянные стрессы;
  • чрезмерные эмоциональные и психические нагрузки;
  • депрессия;
  • психотравмы;
  • дистимия: постоянно плохое настроение.

Бытовые:

  • плохое питание;
  • недосыпание;
  • чрезмерные физические и интеллектуальные нагрузки;
  • неправильное планирование дня, отсутствие режима.

Симптомы

  • Трудности с осознанным запоминанием: плохо сохраняются в памяти и воспроизводятся с ошибками заучиваемые наизусть стихи, даты, экзаменационный материал;
  • невозможность вспомнить события из далёкого или близкого прошлого, провалы в памяти;
  • спутанность сознания, нарушение причинно-следственных связей;
  • забывчивость в элементарных бытовых ситуациях: не сделал отчёт, не пришёл на встречу, не купил хлеба домой;
  • социальная дезадаптация;
  • снижение умственных возможностей и работоспособности;
  • невнимательность, невозможность сосредоточиться и сконцентрироваться;
  • растерянность.

Если нарушения краткосрочной памяти приводят прежде всего к бытовым проблемам (когда не помнишь, что делал 5 минут назад), то последствия повреждений долговременной затрагивают практически все сферы жизни. На работе это приводит к некачественному выполнению своих обязанностей, в семье — к расстройству личных отношений. Человек оказывается социально дезадаптированным. Даже если ДВП у него просто плохо развита, на фоне остальных учеников (студентов, сотрудников) он не будет успешным, не говоря уже о различных формах амнезии.

Более подробно о том, из-за чего появляются нарушения памяти, как они себя проявляют и как от них избавиться, читайте в нашей отдельной статье.

Что такое память и запоминание?

Для начала предлагаем немного проверить свою собственную память:
Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:

1Запоминание– процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала. Запоминание – очень важный процесс, развитию которого будет уделено ключевое внимание в нашем курсе. Однако этот процесс не является единственным.
2Хранение– процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека. Кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь.
3Воспроизведение– это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению.

Также можно выделить забывание. Оно тоже является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы тоже узнаете из этого курса.

Применение эмоций в качестве метода улучшения памяти

Другие рекомендации по развитию памяти — приведение запоминаемой информации в соответствие с эмоциями. Так можно освоить довольно большие ее объемы. В веселом настроении легко воспринимается позитив. А грустные тексты лучше заучивать в меланхолическом состоянии, процесс усвоения проходит успешнее. Если необходимо освоить информацию в ближайшие сроки, нужно изменить свое настроение на совпадающее с ней. Музыка для развития подобных навыков может оказаться очень кстати, ведь ее можно выбрать по обстоятельствам.

мальчик думает

Как развить память?

Если подходить к этому вопросу комплексно, то можно выделить целый арсенал приемов и действий, помогающих человеку развивать, тренировать и улучшать свою память. Вот что позволяет это делать:

создание ассоциаций;
игры со словами (например, произношение наоборот);
решение головоломок и пазлов;
разгадывание сканвордов, кроссвордов и т.п.;
занятия творчеством;
регулярное чтение разной литературы (в том числе и вслух);
культурно-познавательная деятельность (посещение музеев, выставок, кружков чтения);
систематическое повторение важной информации;
писательство и поэзия;
придумывание и рассказывание историй;
игры и задания на внимательность и концентрацию;
необычные виды деятельности (например, письмо двумя руками);
изучение иностранных языков;
использование специальных приложений (Peak, Brain+, Brain Wars, Elevate и другие).

Безусловно, для развития памяти (и мышления в целом) огромнейшее значение имеет и соблюдение правил здорового образа жизни. Сюда относятся правильное питание, отказ от вредной пищи, достаточное количество чистой воды, здоровый сон, занятия спортом, минимизация стрессовых ситуаций. Все это играет свою роль, ведь от общего качества нашей жизни зависит и эффективность функционирования нашего организма, в особенности мозга.

И в дополнение ко всему в развитии памяти превосходно помогают направленные на это методики, такие, к примеру, как метод Айвазовского, мнемотехники, таблицы Шульте и т.д. Сюда же можно включить и особые курсы, зачастую оказывающиеся не только не менее, но и более эффективными, чем отдельное применение каких-либо методов. К таким курсам относится и наш курс, и далее мы хотим познакомить вас с тем, что же вы будете изучать.

А перед этим предлагаем вам оценить, насколько хорошо вы запоминаете информацию, с помощью нашей игры. Примерьте роль метрдотеля ресторана и попробуйте запомнить лица, имена и предпочтения многочисленных посетителей, чтобы получить максимальный балл за свою работу. Вы можете использовать эту игру также и для тренировки памяти:

Cтатистика На весь экран

Визуализируйте

Цифры и буквы похожи на определённые предметы. И этим можно воспользоваться. Например, число 210 легко представить в виде лебедя (2), плывущего к флажку (1) с пончиком в клюве (0).

Как использовать. Почаще практикуйте визуализацию, и вы привыкнете превращать данные, которые нужно запомнить, в определённые образы. Например, цифра 4 у многих ассоциируется со стулом, 8 — со снеговиком или фигуристой женщиной, а 3 — с богатырём (три богатыря). Используйте эти образы постоянно.

Уроки по развитию памяти

В уроках нашего курса вы найдете полезные приемы, правила и техники, направленные на повышение уровня развития памяти и способности целенаправленного запоминания информации. Методика обучения способам запоминания очень проста и заключается в системном развитии навыков запоминания по нескольким основным направлениям:

Урок 1. Внимание и впечатление

Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал. По сути, внимательность и заинтересованность человека являются главными факторами его кратковременной памяти. В данном уроке представлена информация о том, как тренировать и развивать внимание и память при помощи специальных техник и упражнений, а также предложены рекомендации по получению яркого впечатления от изучаемого материала.

Урок 2. Ассоциации

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию, нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

Урок 3. Структурирование

При запоминании большого количества информации нам необходимо ее структурировать. Структурирование информации заключается, во-первых, в делении информации на группы и подгруппы по определенному критерию. Во-вторых, в умении строить логические связи между выделенными группами информации, чтобы структура надежно хранилась в нашей памяти. В этом уроке вы узнаете принципы, критерии и методы структурирования информации для ее наилучшего запоминания.

Урок 4. Повторение

Память человека, в отличие от памяти компьютера, имеет свойство модифицироваться со временем. Другими словами, память – это динамический процесс. То, как долго мы хотим хранить определенную информацию у себя в памяти, связано с повторным воспроизведением этой информации в нашем сознании. В данном уроке будут даны специальные методики улучшения запоминания информации путем повторения изученного.

Урок 5. Мнемотехники

Мнемотехники – это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенностях человеческой психики, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках. Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.

Урок 6. Тренировка памяти

Несмотря на то, что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн-игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.

Кроме того, в нашем курсе вы найдете и вспомогательные инструменты, которые помогут вам лучше освоить тему развития памяти, разобраться в наиболее заинтересовавших темах и добиться еще более впечатляющих результатов:

Книги и учебники

В этом разделе мы рассмотрим одни из самых лучших работ, рассчитанных на тренировку и улучшение изучаемого навыка. Они представляют собой предельно эффективные, действенные и полезные книги на развитие памяти, т.к. содержат в себе огромное количество всевозможных приемов, техник, примеров и упражнений для тренировки способности запоминать информацию. Все они будут полезны тем, кто заинтересован в работе над собой и стремится улучшить показатели своей личной продуктивности.

Развивающие игры

Как спортсмен ежедневными тренировками должен совершенствовать свое мастерство, так и каждый желающий иметь отличную память должен искусно оттачивать этот полезный навык. В этом разделе собран специфический материал – онлайн- и другие игры для детей и взрослых, которые помогут развивать и поддерживать в тонусе внимание, способность к запоминанию и воспроизведению информации.

Дополнительные материалы

Наш курс сравнительно невелик, и, кончено же, уместить в него всю важную и нужную информацию очень проблематично. Но она, несомненно, нужна, и поэтому мы предлагаем углубить свои знания по рассматриваемой теме. В этом разделе вы найдете небольшую подборку полезных материалов (а именно эффективных обучающих программ и статей), которые помогут вам лучше изучить отдельные вопросы и во всем разобраться.

И теперь несколько слов о том, как правильно проходить этот курс.

Виды

Человеческая память классифицируется по двум основным показателям: по сроку хранения информации и преобладающему анализатору.

  • Мгновенная – длится до 0,5 секунды, а ее суть – в отражении данных органами чувств без какой-либо обработки.
  • Кратковременная – существует для непродолжительного хранения главных элементов воспринятого. Ее продолжительность равна приблизительно 20-ти секундам.

Считается, что объем кратковременной памяти в среднем – 5-9 единиц информации. Именно столько слов, цифр, образов способен воспроизвести человек через несколько десятков секунд после однократного знакомства с ними.

  • Оперативная – разновидность, рассчитанная на хранение материала в течение заданного периода. После решения поставленной задачи информация может стираться из оперативной памяти.
  • Долговременная – способность хранить информацию практически неограниченное количество времени и воспроизводить в любой момент.

Генетическая память – передача информации, хранящейся в генотипе, по наследству. Таким образом, у представителей последующих поколений с рождения есть комплекс бессознательных действий, к примеру, безусловные рефлексы. Это единственный вид памяти, на который человек не может повлиять посредством обучения и воспитания.

В зависимости от главного анализатора данных, поступающих из внешней среды, выделяют такие виды:

  • Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов, возможность видеть «перед глазами» (в воображении) детальную картину воспринятого, даже когда оно уже не действует на органы чувств. Без развития этого вида памяти нельзя стать инженером или художником.
  • Слуховая – способность запоминать и воспроизводить разнообразные звуки. Она особенно присуща музыкантам, филологам, людям, которые изучают иностранные языки. Любой ученый, лектор, учитель в школе должен уметь быстро воспринимать смысл услышанного и прочитанного текста, выделять порядок логических цепочек в рассуждении и пересказывать достаточно точно своими словами.
  • Эмоциональная – ее еще называют памятью на переживания. Имеет практическое значение для хорошего запоминания материала, ведь более прочно в мозгу закрепляется то, что связано с эмоциональными переживаниями индивида.
  • Двигательная – особенно нужна спортсменам и танцорам, чтобы сформировать сложные двигательные навыки.

Квадраты

Как проходить курс?

Представленный курс построен таким образом, что в нем постепенно рассматриваются все более сложные темы. Поэтому, даже если вы уверены в себе и своих способностях, мы рекомендуем не пропускать ни одного урока и проходить их именно в той последовательности, в которой они представлены. От этого будут зависеть ваши результаты.

Как вы уже знаете, курс состоит из шести уроков. Как показывает практика, наиболее эффективно проходить один урок в 1-2 дня. Это способствует полноценному восприятию, анализу и пониманию материала. А практические задания помогут вам начать практиковаться уже с самого первого дня. Не забывайте уделять достаточное время и внимание упражнениям и задачам. В целом же в курсе нет ничего сложного, поэтому нам остается лишь пожелать вам удачи.

Медитация

Еще одним методом улучшения функций долговременной памяти является медитация. Она позволяет одновременно расслабиться и сконцентрироваться. Благодаря ей не только совершенствуются внимание, наблюдательность и запоминание, но и снижается уровень стресса, укрепляется иммунитет, проходят депрессивные состояния, значительно уменьшается риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Помощником по части медитации является приложение Nimbus Mind. В нем можно найти множество программ расслабления, музыку, звуки природы. Это прекрасная инвестиция в здоровый сон и расслабление.

Делай зарядку для мозга

Иначе говоря, нейробику. Этот способ изобрёл американский нейробиолог Лоуренс Катц. Учёный утверждает, что когда мы выполняем привычные нам действия (чистим зубы, моемся под душем, едим), то не концентрируемся, и мозг отвыкает от работы. Чтобы держать себя в тонусе, достаточно включить в свою жизнь ежедневные упражнения, активизируя одно из пяти человеческих чувств (обоняние, слух, зрение, вкус и осязание). Например, идти домой новым маршрутом; расчёсывать волосы или чистить зубы, меняя руку; готовить новые блюда; переставлять мебель в доме и так далее.

Своя методика тренировки памяти была у Наполеона Бонапарта. Он запоминал схемы построения солдат и их имена. Так, он знал имя пехотинца, который стоял шестым в пятом батальоне офицеров. Полководец следил за тем, чтобы позиция солдат не менялась. Благодаря такому способу Бонапарт завоевал большое доверие у воинов, ведь каждый из них думал, что руководитель знает его лично
Своя методика тренировки памяти была у Наполеона Бонапарта. Он запоминал схемы построения солдат и их имена. Так, он знал имя пехотинца, который стоял шестым в пятом батальоне офицеров. Полководец следил за тем, чтобы позиция солдат не менялась. Благодаря такому способу Бонапарт завоевал большое доверие у воинов, ведь каждый из них думал, что руководитель знает его лично

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]