Мораль как основа общечеловеческих ценностей — Совесть человека


Подходы к изучению морали

Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.

Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.

Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.

Выдвигаются 3 основания морали:

  1. Традиции, обычаи и нравы – культурные особенности того или иного этноса (народа). С помощью социализации проходит усвоение обычаев и норм данного общества, которые становятся привычкой, формирующей личностную сторону человека. В следствии все действа будут носить характер «так принято» или «так не принято».
  2. Общественное мнение – регуляция норм поведения через одобрение или осуждение других индивидов в обществе. В качестве награды за соблюдение моральных норм – честь, уважение, признание, а за нарушения – стыд, изоляция.
  3. Сознательность личности – согласованность личностных и общественных интересов. Совесть – главный регулятор поведения. Мораль представляется формой саморегуляции, являясь бескорыстной и личностной. Выбор поступков характеризуется добровольностью.

Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.

Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.

Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.

Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.

  • Помимо этого, в кодекс входят ценностные ориентации:
  • Характеристика поступков личности;
  • Достоинства индивида, коллектива, общества;
  • Характеристика общественных институтов;
  • Ценностные понятия
  • Категории морали – добро и зло, справедливость.

Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.

Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.

Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.

Долг – как относится индивид к социуму.

Определение: что такое мораль

Термин «мораль» (moralitas — «общепринятые традиции») был введен Цицероном.

В переводе с латинского мораль – это совокупность представлений о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, совести и бессовестности, справедливости и несправедливости и так далее.

Это нормы поведения, которых придерживается все общество (но не всегда), вытекающие из выше оговоренных представлений.

Часто в русском языке в качестве синонима морали употребляют слово «нравственность». Последнее также означает некую призму убеждений, сознания, через которую человек смотрит на жизнь, организует свое поведение и деятельность в целом.

Мораль является предметом изучения этики – это наука, являющаяся подразделом философского учения. Также мораль рассматривается с точки зрения права, психологии, социологии и религии. Понятие это весьма разноплановое.

Отличительными чертами морали являются такие вещи как:

  1. Всеобщность. Нормы морали распространяются на всех людей одинаково, независимо от их половой принадлежности, статуса и возраста. Если воровать плохо и незаконно, то для всех. Осужден людьми (хотя бы морально) будет и ребенок-воришка, и взрослый, серьезный человек;
  2. Добровольность. Эта характеристика заключается в том, что каждый человек сам для себя решает, как ему жить и вести себя: придерживаться всеобщих моральных принципов или нет.

    Такой выбор мы осуществляем на основе наших личных убеждений и мотивов, в силу своих личностных особенностей. Для большинства людей измена в отношениях считается предательством. Но есть и те, кто считает похождение «налево» своим личным, неотъемлемым правом, не имеющим негативную оценку.

    Важно отметить, что не всегда наши хорошие поступки действительно соответствуют нашим внутренним желаниям. Вы можете помочь другому, потому что от вас этого ждут (например, на вас в этот момент смотрят другие), а не потому что это истинный порыв;

  3. Всеохватность – моральные нормы одинаково действуют во всех сферах жизнедеятельности: будь то политика или дружба. Например, вранье не приветствуется ни в одной из них.

Функции морали

ФункцияСодержание
Мировоззренческая– мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе.
Познавательная– даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества.
Регулятивная– мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения. Силой выступает общественное мнение.
Оценочная– явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д.
Воспитательная– обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение.
Мотивационная– человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать.
Контролирующая– контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести.
Координационная– взаимодействие людей в различных обстоятельствах.
Интегрирующая– единстве общества и целостности внутреннего мира человека.

Мотивация

Термин «мотивация» в современной психологии относится к двум психологическим явлениям:

  1. совокупность мотивов, вызывающих и определяющих деятельность индивида, то есть система факторов, определяющих поведение,
  2. процесс формирования и становления мотивов, характеристика процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне.

В нашем исследовании мы будем придерживаться второго определения, поскольку в данном случае нас интересует не набор мотивов как таковой, а процесс формирования мотивов в старшей школе, который носит педагогический характер.

Мотивационные явления, которые постоянно повторяются, в конечном итоге становятся чертами личности. Эти черты могут включать мотивы достижения успеха и избегания неудач.

Чтобы правильно организовать свою работу, учитель должен знать, как формируется мотивация личности. Существует два механизма.

  1. она заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные учителем условия и отношения обучения и труда специфически актуализируют индивидуальные ситуативные мотивы, которые при систематической актуализации постепенно перерастают в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх».
  2. механизм «сверху вниз» — это усвоение мотивов, идеалов и содержания направленности личности, представленных студенту в готовом виде.

Полное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение — очень широкое понятие и включает в себя все аспекты личной жизнедеятельности. Поэтому, чтобы выявить свою нравственную сущность, необходимо определить наименьшую единицу, которая сохраняет характеристики целого. Такой наименьшей единицей поведения может быть поступок. Под поступком понимается любое действие или состояние человека, но любое действие или состояние становится поступком только тогда, когда оно рассматривается в связи с порождающими его целями, мотивами и намерениями человека. Таким образом, под поведением мы понимаем совокупность человеческих поступков, различая внешние поступки и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию и переживания.

Нравственное поведение, однако, характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек. Нравственная привычка — это способность и умение выполнять какое-либо действие не только без специального контроля, но и в силу выработанной потребности в этой деятельности.

Моральное поведение характеризуется тем, что оно определяется сознательным решением совершить то или иное действие. Поведение является нравственным, когда человек обдумывает свои поступки, действует со знанием дела и выбирает единственно возможный, правильный способ решения стоящей перед ним проблемы.

«Нравственное поведение человека имеет следующую последовательность: жизненная ситуация — порожденный ею нравственно-чувственный опыт — нравственное понимание ситуации и мотивов поведения, выбор и решение — волевой импульс — действие. В практике жизни, особенно в экстремальных условиях, все эти компоненты всегда реализуются в единстве.

Основным средством нравственного воспитания является использование нравственных идеалов, созданных в культуре на разных этапах исторического развития, т.е. образцов нравственного поведения, к которым стремится человек.

В качестве отличительной особенности процесса нравственного воспитания следует отметить, что он длительный и непрерывный, а его результаты отсрочены во времени.

Моральные требования

  1. Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
  2. Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
  3. Нравственные принципы (альтруизм)
  4. Психологические механизмы (совесть)
  5. Моральные ценности (доброта, счастье и др.)
  6. Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.

Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)

Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.

Талион

Также по теме:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

– (лат. talion, oт talio – возмездие, равное преступлению, от talis – такой же), которое в развернутом виде гласит: «душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Книга Исхода, 21:24-26). Одним из ранних оформлений талиона в законодательстве были Законы Хаммурапи (свод законов Древнего Вавилона, созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н.э.). В философски обобщенной форме правило талиона гласит: «В ответ на нанесенный ущерб поступай по отношению к окружающим (чужим) так, как они поступают по отношению к тебе и твоим сородичам». Из этой формулировки видно, что действие по правилу талиона должно быть обращенным на того, кто нанес ущерб или на его близких и его результаты должны быть соразмерны нанесенному ущербу. Правило талиона регулировало действия, ответные на совершенное зло. Действия, ответные на совершенное добро, определялись правилом благодарности. Если правило талиона детализировалось и градуировалось под разные ситуации, то правило благодарности всего лишь требовало отвечать добром на добро.

Особенности талиона как нормативно-регулятивного механизма состоят в следующем: а) это – правило, регулирующее реактивные, или ответные действия; б) регулируемые талионом ответные действия направлены на наказание нарушителя справедливости, либо на взимание компенсации за нанесенный ущерб; в) по своему содержанию действия, регулируемые талионом, обращаемы, или взаимны: ответное действие направлено на нарушителя справедливости (ср. «Как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его» (Притчи, 24:29)); г) талион не только направлен на восстановление попранной справедливости, он требует соблюдения справедливости и наказания нарушителя; требуя возмездия, талион ограничивает меру возмездного действия критерием адекватности преступлению и нанесенному ущербу; существенно при этом, что талион угрожает, и в угрозе заключается его основная санкция; д) стандарт справедливости, предполагаемый талионом, ситуативен в своем приложении, однако как принцип действия он надсубъективен: всегда надо поступать в соответствии с ситуацией, однако мера справедливости, задаваемая требованием равенства, не зависит ни от ситуации, ни от того, кто именно в эту ситуацию включен.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]